Люпен что это значит

Арсен Люпен

Из Википедии — свободной энциклопедии

Люпен что это значит. Смотреть фото Люпен что это значит. Смотреть картинку Люпен что это значит. Картинка про Люпен что это значит. Фото Люпен что это значит
Арсен Люпен (слева). Иллюстрация Ричарда Бёма из американского издания (1909)СоздательМорис ЛебланПроизведенияроманы и новеллы Мориса ЛебланаПервое упоминаниерассказ «Арест Арсена Люпена» (1905)ПолмужскойДата рождения1874Дата смерти1950Прозвищеджентльмен-грабитель, джентльмен-взломщикРод занятийблагородный вор, частный сыщикРоль исполняет

Арсе́н Люпе́н (фр. Arsène Lupin ) — главный герой романов и новелл французского писателя Мориса Леблана (1864—1941); «джентльмен-грабитель». Впервые появился в новелле «Арест Арсена Люпена», опубликованной во французском журнале «Je sais tout» в июле 1905 года. Леблан написал 28 книг о Люпене. Кроме того, существует ряд продолжений, в том числе написанных известными соавторами Буало — Нарсежак, много постановок, экранизаций и комиксов.

Образ Люпена во многом вдохновлён образом «благородных разбойников», прежде всего Рокамболем, персонажем Понсона дю Террай (1829—1871).

Источник

Арсен Люпен

Арсен Люпен
фр. Arsène Raoul Lupin
Люпен что это значит. Смотреть фото Люпен что это значит. Смотреть картинку Люпен что это значит. Картинка про Люпен что это значит. Фото Люпен что это значит
Арсен Люпен 1907
Создатель:Морис Леблан
Дата рождения:1874

Арсе́н Люпе́н (фр. Arsène Lupin ) — главный герой романов Мориса Леблана, «джентльмен-грабитель». Образ Люпена во многом вдохновлён образом «благородных разбойников», прежде всего Рокамболем Понсона дю Террайля. Впервые персонаж появился в новелле «Арест Арсена Люпена», которая была опубликована во французском журнале «Je Sais Tout» в июле 1905 года. Леблан написал 28 книг о Люпене, существует ряд продолжений, в том числе написанных известными соавторами Буало-Нарсежак; постановок, экранизаций и комиксов.

Содержание

Биография Арсена Люпена

Делались неоднократные попытки воссоздать биографию Арсена Люпена с помощью информации, содержащейся в произведениях Мориса Леблана. Наиболее успешными считаются работы Фрэнсиса Лакассина и Андре-Франсуа Руда. Соответственно, эти биографии различаются по ряду пунктов.

Скорее всего, Арсен Люпен Рауль, сын Генриетты д’Андрези и Теофраста Люпена, мог родиться в 1874 году (в «Графине Калиостро», действие которой разворачивается в 1894 году, ему 20 лет). Предполагаемым местом рождения является город Блуа (в зависимости от того, принимать ли это за правду или очередной обман Люпена).

Через несколько лет после рождения Арсена, его мать уходит от Теофраста Люпена и обосновывается со своим сыном в доме семьи Дре-Субиз. Здесь Генриетта испытывает постоянные унижения со стороны её хозяев. Поэтому Арсен Люпен в возрасте шести лет похищает драгоценное ожерелье королевы Марии-Антуанетты, гордость Дре-Субиз («Новое ожерелье королевы», «графиня Калиостро»). Хотя следствие не обнаруживает, как и кем была совершена кража, подозрение падает на Генриетту д’Андрези. Она вынуждена переехать в сельскую местность, где умирает через несколько лет.

Арсен Люпен изучал право, медицину и стал специалистом по дерматологии. Также он знает классическую латынь и греческий. Его отец был преподавателем по боксу, фехтованию и гимнастике и поэтому обучил сына боевым искусствам. Арсен также выучился джиу-джитсу.

Внешность

Арсен Люпен явлется мастером перевоплощения и часто меняет черты лица, цвет волос, стиль одежды и даже характер. Поэтому довольно трудно сделать точное описание. Известно только, что герой довольно стройный, красивый и необычайно сильный, что помогает ему в профессии вора.

Характер

Арсен Люпен продемонстрировал свой талант и ум во многих приключениях, часто выступая в роли детектива и разгадывая неразрешимые до тех пор загадки, что часто приносит ему неплохую прибыль. Но не исключены и провалы персонажа, из которых он выбирается с помощью своих данных и удачи, что приближает вора-джентльмена к простому человеку. Кроме того, герой вызывает симпатии у читателя своими моральными принципами: отвращением к убийству и галантностью к женщинам. Нередко Люпен помогает несчастной выпутаться из затруднительной ситуации, кроме того, он способен ради девушки отказаться от своих преступных замыслов. Герою не чужд патриотизм, что особенно ярко проявляется в эпизодах, действия которых происходят во время Первой мировой войны. Он берет на себя инициативу ряда дипломатических операций в пользу Франции. Более того, Люпен вступил в Иностранный легион и сражался на стороне Франции в Северной Африке («Зубы тигра»).

Источник

Люпен что это значит

Первая половина первого сезона «Люпен» (Lupin) вышла в январе 2021-го и оказалась одним из самых успешных релизов Netflix в этом году. Только за первый месяц сериал французских шоураннеров Джорджа Кея и Франсуа Узана посмотрели 70 миллионов зрителей.

Авторы сериала явно вдохновлялись британским «Шерлоком» с Бенедиктом Камбербэтчем (подробнее об этом читайте в рецензии на первую часть). В основу шоу лег цикл романов и рассказов Мориса Леблана об Арсене Люпене, выходивший в 1905-1941 годах и занимающий во французском национальном сознании примерно то же место, что произведения Артура Конана Дойла о Шерлоке Холмсе — в британском. В книгах Леблана Люпен даже несколько раз пересекался с Холмсом и выставлял его круглым дураком. На главную роль взяли звезду современного французского кино Омара Си — актёра, способного конкурировать с Камбербэтчем и по мастерству, и по известности.

Как и в «Шерлоке», герой и сюжеты произведений Леблана были перенесены в наши дни и нацелены на проблемы современной Европы. Люпен совершал дерзкие ограбления при помощи дронов и Интернета, а центральный конфликт был завязан на расизме семьи французских аристократов по отношению к их сенегальскому шоферу и его сыну.

Но во многом «Люпен» превзошел «Шерлока». Каждая из первых пяти серий использовала сюжет одного произведения Леблана и рассказывала простую и захватывающую криминальную историю вместо того, чтобы пытаться уместить в часовой хронометраж 10-12 сюжетов, как это делали шоураннеры британского сериала.

Создатели «Люпена» свели к минимуму и количество персонажей, и число отсылок к первоисточнику, дав упор на действие — погони и драки, в которых Омар Си смог сполна продемонстрировать свои хорошие физические данные, — а также остроумные комбинации для кражи личных вещей богатых французов. Этот процесс интриговал изяществом и непредсказуемостью хода мысли Люпена.

Вдобавок шоураннеры «Люпена» сделали хитрый ход, признав существование книг об Арсене Люпене во вселенной сериала. Героя Омара Си на самом деле зовут Ассан Диоп, а личность Люпена он принял, начитавшись в детстве детективов Леблана. Это такой же символ, как маска Гая Фокса в фильме и комиксе «V значит Вендетта». Примерив личность Люпена на себя, герой стал воплощением французской любви к авантюрам и плутовским методам устранения социальной несправедливости. Претензия к первой части у меня была всего одна — она оборвалась на самом интересном месте, довольно дешёвым клиффхэнджером, в котором у Диопа похищали сына.

О сюжете второй части сезона

Вторая часть стартует сразу с действия: Ассан, его бывшая жена Клэр (Людивин Санье) и разгадавший личность Люпена полицейский Гуэдира (Суфиане Герраб) ищут пропавшего Рауля (Итэн Симон), сына Ассана и Клэр, которого похитил наёмный убийца Леонард (Адама Ниани). Погоня начинается в Гавре на фестивале поклонников Арсена Люпена и продолжается по всей Нормандии, пока Рауль переходит из рук в руки, а у Ассана и Леонарда происходят мелкие стычки и рукопашные.

Арка с похищенным сыном занимает две эпизода и отсылает к роману Леблана «Графиня Калиостро». Следующие две серии посвящены охоте полиции на Ассана, тайна личности которого была раскрыта во время поисков сына, и перекликаются с повестями «Белокурая дама» и «Еврейская лампа» (если вы их не читали — не беда, персонажи прямо проговаривают суть отсылки к Леблану). Все это готовит почву для финального конфликта Ассана с его архиврагом, французским олигархом Юбером Пеллегрини (Эрве Пьер).

Последняя битва должна произойти во время благотворительного концерта, устроенного дочерью Юбера и возлюбленной Ассана Жюльет Пеллегрини (Клотильда Эм). Юбер хочет присвоить пожертвования, собранные на концерте, Жюльет — отправить их в фонд развития мультикультурной молодежи Франции. Чего хочет Ассан Диоп, не ясно до самого конца.

Что может предложить вторая половина сезона в сравнении с первой?

Основные достоинства второй части те же, что и у первой: французский колорит, хорошо поставленный экшен с участием Омара Си и интересно задуманные ограбления. Париж нам показывают от блошиного рынка до главных достопримечательностей, и за любым выяснением отношений приятнее наблюдать, если оно происходит на фоне Сены и моста Искусств. Во второй половине сезона Ассан дерется и с Леонардом, и с еще более хорошо подготовленным телохранителем Юбера, так что в шоу по-прежнему есть на что посмотреть любителям боевых сцен. Поставлено все очень эстетично: самая впечатляющая драка происходит во время концерта симфонической музыки!

Но это не значит, что Ассан решает все проблемы кулаками (точнее, ударами ногами и открытой ладонью в стиле национального боевого искусства «сават»). В лучшей сцене всего сезона Ассан несколько раз пытается спасти сына из наводненного телохранителями Юбера отеля. Сначала скрытно, прилепив накладные усы и вставив фальшивые зубы, а потом, когда маскировка не срабатывает, просто эффектно и жестко разбираясь с противниками в рукопашной. Но и этого мало — врагов слишком много, их всех не перебить… В итоге Ассану приходится с позором ретироваться и искать новый, оригинальный способ — он изящный, чисто люпеновский, элементарный в своей гениальности.

Вторая часть сезона превзошла первую по динамике — действие теперь не дробится на отдельные истории-ограбления, каждая серия заканчивается мини-клиффхэнджером, органично переводящим в следующий эпизод. В этом плане решение Netflix разделить сезон на две части оказалось полностью оправданным.

Если первая половина знакомила нас с миром, персонажем и предысторией, то вторая куда более прямолинейная и посвящена открытому конфликту Ассана с Юбером. Это практически пятичасовый экшен-фильм, который можно рассматривать как второй полноценный сезон сериала, где накал страстей и темп экшена в два раза выше, чем в первом.

Какое впечатление производит сезон в целом?

Ради динамики и стиля авторы пожертвовали практически всем: персонажи плоские, одномерные, все они, включая Ассана, держатся лишь на харизме играющих их великолепных французских актеров. Это еще сильнее режет глаз во второй половине сезона, где заканчивается изложение трагической предыстории героя и начинается почти сплошное действие.

Чтобы не замедлять действие, создатели сериала максимально упростили взаимоотношения Ассана со всеми героями — вот этот персонаж плохой, этот хороший, этот хороший, но колеблющийся… Центральная любовная линия между Ассаном и Жюльет, тянущаяся еще из юности героев, не получает развития и обрывается на полуслове — причем Жюльет даже не становится ключевой фигурой в финальной комбинации Ассана, которая должна стать апофеозом всего сезона.

Вместо этого шоураннеры завязали главный твист на личности третьестепенного персонажа, очень искусно введенного в действие. Это действительно крутой поворот — как в плане актерской игры, так и работы с внешним образом героя, — заставляющий взглянуть на многие действия Ассана в предыдущих сериях в новом свете. Но особых эмоций, помимо приятного удивления, он не вызывает. Сезон производил бы куда более сильное впечатление, если бы провал или успех операции целиком зависел от самого важного для Ассана Диопа человека, а не просто от одного из членов его команды.

Наконец, вне разборок с наемниками Юбера авторы слишком упростили жизнь главному герою. Французская полиция ведет себя крайне непрофессионально, играет с Ассаном в поддавки в самых напряженных ситуациях, которые могли бы потребовать от героя куда большей изворотливости и самоотдачи. Например, в одном из ранних эпизодов есть прекрасно задуманная сцена, в которой Ассану нужно срочно уйти из-под стражи на сельской заправке, сидя на заднем сиденье запертого полицейского автомобиля в наручниках. Но ее портит то, что жандармы без раздумий соглашаются удовлетворить любую прихоть задержанного преступника.

Первый сезон «Люпена» — отличный сериал для любителей историй об ограблениях и неуловимых преступниках, достойно поднимающий и раскрывающий социальные проблемы современной Франции. И первая, и вторая часть сезона заслуживают внимания как самостоятельные произведения, а вместе они складываются в, пожалуй, лучший сериал, когда-либо снятый на французском языке.

Источник

Люпен VS. Люпен: почему вор-джентльмен из аниме лучше версии Netflix

В начале 2021 года на Netflix вышел сериал «Люпен» с Омаром Си («1+1») в главной роли. Он основан на французских книгах о воре-джентльмене Арсене Люпене авторства Мориса Леблана. Сериал уже несколько недель держится в российском топе стриминга, а мы решили сравнить его с другой версией героя из японского аниме «Люпен III: Первый», которая вышла на год раньше.

Три Люпена

Изначально Арсен Люпен — герой французской литературы, своеобразный аналог Шерлока Холмса, находящийся по другую сторону закона. Он — вор-джентльмен, и по сути этот титул максимально ёмко описывает его персону. Классический Люпен был иконой стиля с его цилиндрами и моноклями, мастером перевоплощений, искусным и умным вором, сочинителем многоходовочек и обольстителем женских сердец. По нему фанатела вся страна, как говорит сам Омар Си: «Люпен — настолько французский персонаж, что вы не могли вырасти во Франции, не зная, кто он такой» (эта цитата нам ещё понадобится, запомните).

Люпен что это значит. Смотреть фото Люпен что это значит. Смотреть картинку Люпен что это значит. Картинка про Люпен что это значит. Фото Люпен что это значитВор-дженльтмен с колье Марии-Антуанетты. Кадр из сериала «Люпен», Netflix

Сериал Netflix выбрал слегка метаподход: главный герой Ассан Диоп в детстве получил книгу с рассказами о Люпене и настолько ей вдохновился, что превратился в современную версию вора-джентльмена. Прямо с детства его история переплетена с колье Марии-Антуанетты, хранившимся в семье, где работал отец Ассана. Однажды оно пропадает, и вину за это возлагают на отца главного героя. Двадцать пять лет спустя колье обнаруживают и выставляют на аукцион в Лувре, откуда Ассан и будет пытаться его украсть, следуя заветам своего книжного кумира.

Люпен что это значит. Смотреть фото Люпен что это значит. Смотреть картинку Люпен что это значит. Картинка про Люпен что это значит. Фото Люпен что это значитКадр из фильма «Люпен III: Первый», TMS Entertainment

Два Люпена

Классического вора-джентльмена мы оставим в стороне, потому что сравнивать новое со старым — себе дороже. Сконцентрируемся лучше на двух современных версиях, чтобы определить, кто из Люпенов получился вороватее и джентльменнее. Сериал преподносит знаменитого персонажа, сильно опираясь на недавние проекты о Шерлоке Холмсе от BBC. Чертогов разума в нём, конечно, нет, но герой примерно также строит многоходовочки и раскрывает тайны, блистая умом. Аниме-версия Люпена скорее ближе к Индиане Джонсу по легкомысленности и задорности, а особенно по сюжету — в фильме будут и артефакты древности, и фашисты с коварными планами мирового господства.

Люпен что это значит. Смотреть фото Люпен что это значит. Смотреть картинку Люпен что это значит. Картинка про Люпен что это значит. Фото Люпен что это значитКадр из фильма «Люпен III: Первый», TMS Entertainment

У двух Люпенов много общего: оба — искусные и умелые грабители, придерживающиеся определённого кодекса чести. Оба хорошо умеют разгадывать всякие головоломки — от загадок отца вора с Netflix до замысловатых замков в аниме. Оба чрезвычайно уверены в себе, вплоть до риска для жизни. А ещё они оба благородные до мозга костей. Отличий, правда, гораздо больше, и они более фундаментальные.

Серьёзность против легкомысленности. Из-за того, что Netflix попытались сделать из своего «Люпена» аналог Шерлока Холмса, он вышел слишком уж пафосным и серьёзным. В сериале почти нет юмора, которого не чурались ни BBC («Шерлок»), ни CBS («Элементарно»), а драматизм порой создаётся на пустом месте. В аниме же Люпен максимально несерьёзный: там и буффонада, и комедия неловкости, и просто шутки. Да и сам персонаж намного легче своего оппонента: он не претендует на пьедестал почёта и просто занимается тем, что ему нравится.

Люпен что это значит. Смотреть фото Люпен что это значит. Смотреть картинку Люпен что это значит. Картинка про Люпен что это значит. Фото Люпен что это значитКадр из фильма «Люпен III: Первый», TMS Entertainment

Гордое одиночество против командной работы. Если в книгах Люпен любил обольщать противоположный пол, то в сериале у Ассана уже есть семья и сын. Да и работает он как одинокий волк: если у него и появляются союзники, то лишь для достижения каких-либо целей. Анимационный вор в свою очередь обладает колоритной командой: стильный циник-гангстер, изящный молчаливый самурай, многообещающая археолог и противник, который в определённый момент становится союзником. Поскольку у них есть источник в виде манги, все обладают проработанными и запоминающимися характерами. А из сериала запомнилась лишь журналистка.

Люпен что это значит. Смотреть фото Люпен что это значит. Смотреть картинку Люпен что это значит. Картинка про Люпен что это значит. Фото Люпен что это значитКадр из сериала «Люпен», Netflix

Размытая загадка против единого образа. «Люпен III: Первый» сильно опирается на своего главного героя, поэтому ему нужен был чёткий образ, взятый, опять же, из манги. Вор не особо меняется по ходу фильма, и даже в костюмах его довольно легко разглядеть. Омар Си же решил сделать Ассана максимально загадочным, каким он и был в книгах: по сути у грабителя нет даже чёткой биографии. Актер легко и тонко меняет образы, и лишь в присутствии семьи можно увидеть настоящего персонажа (и кажется, будто только для этого ему и дали жену с сыном).

Люпен что это значит. Смотреть фото Люпен что это значит. Смотреть картинку Люпен что это значит. Картинка про Люпен что это значит. Фото Люпен что это значитПо идее это должно быть три совершенно не похожих персонажа. Кадр из сериала «Люпен», Netflix

Перевоплощение против переодевания. С образами Омара Си есть проблема: они все внешне похожи на одного и того же человека. Похожи настолько, что удивительно, как его не раскрыли раньше. Кажется, грабитель больше играл не гримом, а манерами, походками, языком тела, в надежде, что его жертвам даже в голову не придёт сопоставить разных людей. С одной стороны, такая версия маскировки имеет право на жизнь и даже успех, но с другой она делает второстепенных персонажей тупыми, ведь внешность у Ассана запоминающаяся. В аниме Люпен не перевоплощается, а переодевается, полностью меняя свою внешность, но, как мы уже сказали, его всё равно легко разглядеть за нарядами.

Люпен что это значит. Смотреть фото Люпен что это значит. Смотреть картинку Люпен что это значит. Картинка про Люпен что это значит. Фото Люпен что это значитКадр из фильма «Люпен III: Первый», TMS Entertainment

Один Люпен

Пришло время выбрать одного Люпена. И сделаем мы это на сравнении сценаристов, потому что в одном случае они оказались глупее своего творения, а в другом — просто веселились. Очевидно, что провалился именно нетфликсовский вор, потому что большая часть его свершений держится на тупости его жертв. Самый говорящий пример: расследовать кражу колье королевы назначают команду из трёх детективов. Один из них — фанат книг про Люпена, поэтому сразу узнаёт повадки вора-джентльмена и пытается вразумить коллег. Те же напрочь отказываются его слушать, несмотря на очевидные сходства как минимум по предмету кражи. А помните, что сказал Омар Си? «Невозможно вырасти во Франции и не знать Люпена». Как французская полиция не заметила параллелей, даже когда о них твердил коллега — остается загадкой, решение которой — амбициозность сценаристов.

Люпен что это значит. Смотреть фото Люпен что это значит. Смотреть картинку Люпен что это значит. Картинка про Люпен что это значит. Фото Люпен что это значитФранцузские копы усердно думают над тем, кто же их переигрывает. Кадр из сериала «Люпен», Netflix

Не будем затягивать и отдадим победу анимационному Люпену. Он лучше и как персонаж, и чем-то ближе к своему прототипу, и не пытается играть в мету. Но главное, что при просмотре «Люпен III: Первый» к фильму не хочется придираться: он лёгкий, весёлый и очевидно отсылается к Индиане Джонсу. «Люпен» от Netflix не проходит проверку логикой, но всё равно стал самым популярным французским проектом стриминга: за месяц ему прогнозируют 70 миллионов просмотров. И на то есть причины: сериал как минимум кинематографичный и красивый, со съемками в Лувре, пейзажами Франции, злачными местами Парижа. Но если вы из тех людей, которые чувствуют, когда персонажа насильно пытаются сделать гением, то смотреть не советуем.

Люпен что это значит. Смотреть фото Люпен что это значит. Смотреть картинку Люпен что это значит. Картинка про Люпен что это значит. Фото Люпен что это значитКадр из фильма «Люпен III: Первый», TMS Entertainment

Смотрю мультики и играю в игры по работе. Иногда даже пишу о них.

Источник

Необычайные приключения Арсена Люпена (сборник)

Люпен что это значит. Смотреть фото Люпен что это значит. Смотреть картинку Люпен что это значит. Картинка про Люпен что это значит. Фото Люпен что это значит

Морис-Мари-Эмиль Леблан (1864–1941) – французский писатель. Работая поначалу репортером в «Фигаро», выпустил несколько сборников новелл, но особого успеха не снискал. Литературным «крестным» отцом Леблана стал влиятельный парижский издатель Пьер Лафит. Он предложил ему придумать героя, который мог бы соперничать по популярности с Шерлоком Холмсом. И Леблан создал Арсена Люпена – образ-миф, в котором французам приятно было узнавать себя: сильный и смелый герой, хитрый, проницательный и, самое главное, остроумный: он побеждает своих врагов, высмеивая их. Помимо пяти сборников рассказов, пятнадцати романов и трех пьес об Арсене Люпене, Морис Леблан написал также два десятка приключенческих, научно-фантастических, любовных романов и множество рассказов. В данном томе представлен сборник рассказов «Необычайные приключения Арсена Люпена» – самый первый из числа произведений о знаменитом авантюристе, принесших его автору мировую славу.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Необычайные приключения Арсена Люпена (сборник) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Как арестовали Арсена Люпена

I. Сообщение беспроволочного телеграфа

Вот так путешествие! И, однако, оно так хорошо началось! Никогда еще не путешествовал я при лучших условиях. «Прованс» — быстроходный, удобный трансатлантический пароход и управляется одним из самых любезных капитанов. Самое избранное общество собралось на нем. Завелись знакомства, устраивались общие развлечения. Всеми нами овладело восхитительное чувство полного разъединения со всем миром, заставлявшее нас, словно жителей необитаемого острова, ближе сойтись друг с другом. И последняя связь между миром, с которым мы только что расстались, и нашим маленьким плавучим островом мало-помалу ослабевала и порвалась наконец среди океана.

Будь эта новость другого содержания, она, без сомнения, сохранилась бы в тайне. Но бывают известия, против которых никакая сдержанность, никакая скромность не устоит, и в этот же день мы все узнали, неизвестно каким образом, что Арсен Люпен среди нас.

Арсен Люпен, фантастическая личность, оперирующая только в замках и важных салонах. Проникнув однажды ночью к барону Шорману, он вышел оттуда с пустыми руками, оставив барону свою визитную карточку со словами: «Вернусь, когда у вас окажутся настоящие драгоценности».

Арсен Люпен! Человек, постоянно меняющий наружность… Он то шофер, то тенор, то букмекер, то сын почтенных родителей, юноша, старик, коммивояжер из Марселя, русский врач, испанский тореадор…

И вообразить, что Арсен Люпен мог свободно прогуливаться по сравнительно небольшому трансатлантическому пароходу? Что я говорю! По маленькому салону первого класса, где ежеминутно встречаешь друг друга: в столовой, в курительной! Арсеном Люпеном мог быть вот этот господин или вот тот… мой сосед за столом, мой сосед по каюте…

— И так будет продолжаться еще пять дней и пять ночей! — воскликнула на следующий день мисс Нелли Ондердаун. — Но ведь это невыносимо! Надеюсь, что его арестуют? Послушайте, мистер Андрези, — обратилась она ко мне, — вы так хороши с капитаном… Неужели вы ничего не узнали?

О, я очень хотел бы узнать что-нибудь, хотя бы для того, чтобы понравиться мисс Нелли. Это было одно из тех прекрасных созданий, которые везде, где только появляются, занимают первое место.

Их красота, их богатство ослепляют всех; они всегда окружены, ими восхищаются, их обожают. Воспитанная в Париже матерью-француженкой, она теперь возвращалась к отцу, богачу из Чикаго. Подруга ее, леди Джерленд, сопровождала ее.

С первого момента знакомства я решил заняться с ней флиртом, но когда совместное путешествие сблизило нас, я слишком глубоко почувствовал ее очарование, особенно когда взгляд ее больших черных глаз останавливался на мне.

Однако она принимала мое ухаживание довольно благосклонно.

Меня беспокоил только один соперник — довольно красивый молодой человек, элегантный, молчаливый, сдержанность которого она, казалось, предпочитала иногда моей свободной, чисто парижской манере обращаться с женщиной.

Он находился как раз в числе обожателей, окружавших мисс Нелли, когда она обратилась ко мне со своим вопросом.

II. Кто же Арсен Люпен?

Все мы сидели на палубе, удобно приютившись в качалках и креслах.

Вчерашняя буря очистила небо. Был великолепный день.

— Я ничего достоверного не знаю, мадемуазель, — отвечал я, — но почему бы нам самим не заняться следствием и так же искусно, как это сделал бы старик Ганимар, личный враг Арсена Люпена?

— Задача в действительности совсем не так сложна, раз мы имеем данные для ее решения. Во-первых, Люпен называется господином Р… Во-вторых, он путешествует один и, в-третьих, он блондин. Не начать ли нам с проверки списка пассажиров первого класса и с исключения неподходящих лиц?

В кармане у меня лежал список.

Я вынул его и прочел.

— Отмечу сперва тринадцать лиц, инициалы которых обращают на себя наше внимание. Из этих тринадцати, в чем вы можете убедиться, девять путешествуют с женами, детьми или слугами. Останутся четверо: маркиз де Равердан…

— Секретарь посольства, — прервала мисс Нелли, — я его знаю.

— Мой дядя, — сказал кто-то.

— Здесь! — отозвался один из нашего кружка, итальянец, с лицом, густо обросшим черною, как смоль, бородою.

Мисс Нелли громко рассмеялась.

— Господин Ривольта не очень-то похож на блондина. Из этого мы должны заключить, — продолжал я, — что преступник последний по списку, то есть Розен. Кто знает господина Розена?

Никто не отвечал. Но мисс Нелли, подозвав к себе молчаливого юношу, постоянное ухаживание которого не давало мне покоя, сказала ему:

— Как, мистер Розен, вы не отвечаете?

Все посмотрели на него. Он оказался блондином. Признаюсь, сердце мое дрогнуло.

Неловкое молчание общества доказывало ясно, что и все присутствующие ощутили такое же волнение. И, однако, подозревать его было бессмысленно, так как ничто в его манерах не давало повода к подозрениям.

— Почему я не отвечаю? — сказал он. — Да потому, что, приняв во внимание мое имя и цвет моих волос, я сам пришел к заключению, что, согласно выясненным данным, меня надо арестовать.

Странное было у него лицо при этих словах. Его тонкие губы сделались еще тоньше и побледнели, глаза налились кровью.

Разумеется, он шутил, но его лицо и манеры произвели на нас тяжелое впечатление.

Мисс Нелли наивно спросила его:

— Но ведь у вас нет раны?

— Правда, — сказал он, — раны не хватает.

И нервным жестом он засучил рукав и показал руку.

Тогда внезапная мысль осенила меня, и мои глаза встретились с глазами мисс Нелли: он показал левую руку.

Честное слово, я собирался сделать замечание по этому поводу, но в ту минуту новое событие привлекло наше внимание.

III. Арсен Люпен заявляет о своем присутствии на корабле

Леди Джерленд стремительно подбежала к нам, расстроенная, потрясенная. Все окружили ее, но лишь после долгих усилий она могла наконец пролепетать:

— Мои драгоценности, мои жемчуга… все украдено!

Нет, не все было украдено, как мы потом узнали. Интересно, что кража совершена была с большим выбором. Из бриллиантовой звезды, из подвески с рубиновыми кабошонами, из сломанных ожерелий и браслетов были вынуты не самые большие, но самые лучшие камни, те, которые, представляя наибольшую ценность, вместе с тем занимали меньше всего места. Для своей работы вор воспользовался часом, когда леди Джерленд пила чай, и в узком проходном коридоре среди бела дня выломал дверь каюты, отыскал мешочек, спрятанный на дне картонки из-под шляпы, и выбрал, что ему понравилось. Все разом вскрикнули. У всех была одна и та же мысль: бриллианты украл Арсен Люпен!

Действительно, только он и мог совершить такую необыкновенную кражу, таинственный и неуловимый, как всегда.

Следствием кражи было то, что за обедом места по обе стороны Розена остались свободными. А вечером все узнали, что капитан призывал его к себе для объяснений.

Его арест, в котором никто не сомневался, подействовал на общество облегчающим образом. Наконец-то можно было вздохнуть свободно! Вечером играли в разные игры, танцевали. В особенности мисс Нелли была поразительно весела, доказывая этим, что если она и принимала благосклонно ухаживания Розена, то теперь о нем больше не вспоминала. Я был окончательно побежден и ночью, при ясном свете луны, я признался ей в моей преданности с волнением, которое, казалось, понравилось ей.

На следующий день, к общему изумлению, стало известно, что улики против Розена оказались недостаточными и его освободили.

Сын солидного негоцианта из Бордо, он представил бумаги, найденные в полном порядке. Кроме того, на руках его не оказалось следов раны.

— Бумаги, метрические свидетельства! — воскликнули враги Розена. — Но Арсен Люпен доставит вам их сколько угодно. А что касается раны, то, значит, у него ее и не было.

Им возражали, что в момент кражи (и это было доказано) Розен гулял на палубе. На это послышался ответ: «Разве такому человеку, как Арсен Люпен, необходимо присутствовать при краже, совершаемой им самим?!»

И притом, помимо иных соображений, был один пункт, которого даже самые завзятые скептики не могли опровергнуть: какой блондин, кроме Розена, путешествовал один и носил имя, начинающееся с буквы «р»? Несомненно, телеграмма говорила о Розене.

И когда Розен за несколько минут до завтрака храбро направился к нашей группе, мисс Нелли и леди Джерленд встали и ушли: ясное доказательство, что они его боялись.

Час спустя рукописный циркуляр ходил из рук в руки между служащими парохода, матросами и пассажирами всех классов:

«Луи Розен обещал сумму в десять тысяч франков тому, кто обнаружит Арсена Люпена или найдет похитителя драгоценностей».

— А если никто не поможет мне разыскать этого разбойника, — объявил Розен капитану, — то я один справлюсь с ним.

Розен против Арсена Люпена, или скорее, как потихоньку говорили, Арсен Люпен против Арсена Люпена. Борьба обещала быть интересной!

Она продолжалась два дня. Все видели, как Розен бродил по палубе, вступал в разговоры со служащими, расспрашивал, допытываясь истины.

Даже ночью бродил он, как тень, то тут, то там. Капитан, со своей стороны, проявлял самую энергичную деятельность. Все уголки «Прованса» были тщательно обысканы.

Осмотрели все каюты без исключения под справедливым предлогом, что вещи могли быть спрятаны в любом месте, только не в каюте самого вора.

— Ведь найдут же наконец что-нибудь, не правда ли? — спросила меня мисс Нелли. — Будь он волшебник, и то все-таки не может сделать бриллианты и жемчуга невидимыми!

— Почему же не может? — возразил я. — Впрочем, надо было бы осмотреть еще подкладки наших шляп, жилетов и вообще всю нашу одежду.

И, показав на фотографический аппарат, которым я не переставал снимать ее в различных позах, я прибавил:

— Вот хоть бы в таком маленьком аппарате разве не нашлось бы места для всех драгоценностей леди Джерленд? Делаешь вид, что снимаешь, — и дело в шляпе!

Обыск не дал никакого результата, кроме одного, восхитительного по своему комизму: у капитана украли часы!

Взбешенный, он удвоил усердие и еще тщательнее стал следить за Розеном, с которым имел несколько свиданий.

На следующий день часы нашлись между воротничками помощника капитана.

Все это походило на чудеса, ясно обрисовывая обычную манеру Арсена Люпена, умевшего издеваться над заинтересованными в деле лицами.

Он был вполне артистом своего дела и, когда я следил за Розеном, мрачным, упорным, и думал о двойственной роли, которую должен был разыгрывать знаменитый мошенник, я не мог говорить о нем без некоторого восхищения. Но вот в предпоследнюю ночь вахтенный офицер услыхал стоны в самом темном углу палубы. Приблизившись, он увидел какого-то человека, лежавшего на полу; голова его была закутана толстым серым шарфом, руки связаны тонким шнурком.

Когда его развязали, подняли, привели в себя, он оказался — Розеном.

Да, это был Розен, на которого напали во время одной из его ночных экскурсий, связали и ограбили. Визитная карточка, приколотая булавкой к его одежде, гласила: «Арсен Люпен с благодарностью принимает десять тысяч франков, обещанных Розеном».

В действительности в похищенном портфеле находились двадцать тысяч.

Конечно, несчастного обвинили в симуляции, но помимо того, что ему самому невозможно было связать себя таким образом, было удостоверено, что почерк на визитной карточке нисколько не был похож на почерк Люпена, воспроизведенный в одной газете, найденной на «Провансе».

Итак, Розен не был Арсеном Люпеном, присутствие которого на корабле подтвердилось, однако, еще раз, да еще таким трагическим образом!

Паника охватила все общество. Никто не осмеливался более оставаться один в каюте, тем более отваживаться на прогулки по отдаленным местам парохода. Те, которые были уверены друг в друге, благоразумно предпочитали собираться все вместе, и даже между самыми близкими возникло инстинктивное недоверие. Ведь всем угрожала не одна какая-нибудь личность, которую можно было выследить и сделать безопасной, — нет, Арсеном Люпеном мог оказаться каждый. Наше возбужденное воображение приписывало ему таинственную и безграничную власть. Предполагали, что он в состоянии замаскироваться самым неожиданным образом и превратиться то в уважаемого майора Раусона, то в благородного маркиза де Равердана или даже, отбросив уличавшую его букву Р, в любую личность, хотя бы известную всем, имеющую жену, детей, слуг и т. д.

Депеши беспроволочного телеграфа с американского берега не принесли, по-видимому, никаких известий, по крайней мере капитан ничего нам не сообщил. Его молчание не могло никого успокоить, поэтому последний день казался нам бесконечно длинным. Мы провели его в тоскливом ожидании приближающегося несчастья: ни кражи, ни простого нападения, а преступления, убийства…

Трудно было предположить, что Люпен удовольствуется лишь двумя незначительными кражами. Так как судовое начальство было бессильно, ему, неограниченному властелину парохода, стоило только захотеть. Все было в его власти: и жизнь людей, и их имущество!

То было чудное время для меня, так как ему я обязан доверием ко мне мисс Нелли. Потрясенная всеми этими происшествиями, робкая по природе, она постоянно искала возле меня защиты и безопасности, и это доставляло мне наслаждение. В душе я благословлял существование Арсена Люпена. Не он ли нас сблизил? Не по его ли милости я имел право предаваться чудным мечтам? То были и мечты о любви, и мечты не совсем платонические, — почему мне не сознаться в этом?

Род д’Андрези из Пуату — древний род, но герб его давно потускнел, и мне кажется, что желание придать ему прежний блеск вполне достойно дворянина.

Я чувствовал, что мои мечты нисколько не оскорбляли Нелли. Ее улыбающиеся глаза поощряли меня, нежность ее голоса подавала надежду. И до последнего момента мы не расставались, облокотившись рядом на борт парохода. А берега Америки все приближались и приближались. Розыски прекратились. Ждали конца. От первого класса до последних мест, где помещались эмигранты, все жадно ждали последней минуты, когда наконец объяснится неразрешенная загадка: под каким именем, под какою маской скрывался знаменитый Арсен Люпен?

IV. Арсен Люпен арестован

И эта последняя минута наконец наступила! Проживи я еще сто лет, я не забуду ни малейшей ее подробности.

— Как вы бледны, мисс Нелли! — сказал я своей спутнице, в совершенном изнеможении опиравшейся на мою руку.

— Вы также, — ответила она, — вы страшно изменились в лице.

Спустили трап. Прежде чем нам предоставили доступ к нему, на борт поднялись таможенные чиновники, полицейские, комиссионеры.

— Меня не удивит, если Арсен Люпен окажется сбежавшим во время нашего плавания, — шепнула мне мисс Нелли.

Вдруг я вздрогнул и, отвечая на ее вопрос, сказал:

— Видите ли вы этого маленького старика, что стоит у трапа?

— С зонтиком и в оливковом пиджаке?

— Да. Известный сыщик — тот самый, который поклялся, что собственноручно арестует Арсена Люпена.

— Теперь я понимаю, почему с этого берега мы не имели о нем никаких сведений. Ганимар здесь! Он не любит, чтобы вмешивались в его дела.

— Кто знает! Кажется, Ганимар всегда видел его загримированным и переодетым. Может быть, впрочем, он знает его вымышленное имя.

— Ах, — сказала она с чисто женским любопытством, — как бы я хотела присутствовать при его аресте!

— Имейте терпение. Конечно, Люпен уже заметил присутствие своего врага и предпочтет сойти с парохода одним из последних, когда старик уже утомится.

Высадка началась. Опершись на зонтик с равнодушным видом, Ганимар, казалось, не обращал внимания на толпу, теснившуюся у трапа.

Я заметил, что офицер береговой стражи, стоявший за его спиной, давал ему время от времени какие-то указания.

Маркиз де Равердан, майор Раусон, итальянец Ривольта и много еще людей прошли мимо него. Потом я заметил приближающегося Розена. Бедный Розен, он еще не оправился после своих злоключений!

— А вдруг это все-таки он, — сказала мисс Нелли. — Как вам кажется?

— Я думаю, что было бы очень интересно снять на одной пластинке Ганимара и Розена. Возьмите-ка мой аппарат, у меня столько вещей в руках!

Я передал ей мой аппарат, но слишком поздно для того, чтобы им воспользоваться. Розен уже спустился.

Офицер шепнул что-то Ганимару, который слегка пожал плечами, и Розен прошел.

Но, боже мой, кто же был наконец Арсен Люпен?

Оставалось не более двадцати пассажиров.

— Мы уж не можем больше ждать, — сказал я мисс Нелли.

Не прошли мы и десяти шагов, как Ганимар остановил нас.

— Это что такое? — воскликнул я.

Он пристально посмотрел на меня, потом, не сводя с меня глаз, сказал:

— Ведь это вы Арсен Люпен?

— Нет, только Бернард д’Андрези.

— Бернард д’Андрези умер в Македонии три года назад. Я с удовольствием объясню вам, как вы завладели его бумагами.

— Но вы с ума сошли! Арсен Люпен сел на пароход под именем Р…

— Да, да, это одна из ваших штук! Ложный след, на который вы направили следствие. О, вы мастер своего дела, мой милый. Но на этот раз судьба против вас. Ну-ка, Люпен, покажите себя искусным актером!

И резким ударом он хватил меня по правой руке. Я не мог удержаться и вскрикнул от боли: он ударил по ране, которая еще не вполне зажила, о ней-то и упоминалось в телеграмме. Приходилось покориться.

Ее глаза встретились с моими, потом невольно опустились на фотографический аппарат, который я ей передал. Она сделала резкое движение, и я почувствовал, я уверился, что она вдруг все поняла.

Да, все лежало там, между кожаными полосками маленькой камеры, которую я предусмотрительно передал ей раньше, чем Ганимар арестовал меня, — и двадцать тысяч франков Розена, и драгоценности леди Джерленд.

Ах, клянусь, в эту торжественную минуту, когда Ганимар и его два помощника окружили меня, все стало мне безразлично: и моя разбитая теперь жизнь, и сам арест, и злорадство моих врагов, все, кроме одного: на что решится мисс Нелли, держа в руках мой аппарат? Я даже нисколько не опасался этого вещественного, неоспоримого доказательства моей виновности, но я жадно ждал, решится ли Нелли отдать им в руки это доказательство? Она ли выдаст меня, погубит? Поступит ли она как враг, который не прощает, или как женщина, которая не забывает и презрение которой смягчено снисходительностью и невольным состраданием?

Она прошла мимо меня, я молча низко поклонился ей. Присоединившись к толпе пассажиров, она направилась к трапу, держа в руке мой аппарат.

«Она не решится выдать меня при публике, — подумал я, — но завтра или послезавтра она представит мою вещь в полицию».

Дойдя до середины трапа, умышленным неловким движением она уронила аппарат в воду, между набережной и пароходом, и удалилась.

Ее прелестная фигура исчезла в толпе, потом снова мелькнула и исчезла навсегда.

Конечно, конечно, навеки!

На одно мгновение я замер, удрученный горестью, смешанной, однако, со сладким умилением, потом со вздохом прошептал к великому удивлению Ганимара:

— А все-таки горько не быть честным человеком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *