Махата кра что означает
Махата кра что означает
Связь, которую имеет эта песня, начинающаяся с ртам пибантау (с предшествующими песнями) такова: о знании и о неведении было сказано, как об имеющих разные, противоположные результаты; но (что касается их природы и средств), они не были описаны надлежащим образом, совместно с их результатами. Для установления этого приводится аналогия с колесницей, ввиду того, что это ведет к облегчению понимания. Говорится также о двух я, для различения между достигаемым и достигающим, а также цели и идущего к ней.
1.3.1. Знающие Брахман, поклоняющиеся пяти огням, и трижды совершающие жертвоприношение Начикета, сравнивают с тенью и светом двоих наслаждающихся неминуемыми результатами действий, вошедших внутрь тела, в пространство [сердца], которое есть высшая обитель Самого Высокого [Брахмана].
1.3.2. Мы познали этот Огонь Начикета, который есть мост для жертвующих, а также то, что есть нестареющий высший Брахман, вне страха для тех, кто желает превзойти [мир].
1.3.3. Знай [отдельное] Я как владельца колесницы, а тело – как колесницу. Знай разум как колесничего, а ум – воистину как поводья.
1.3.4. Чувства называют конями; представив себе чувства конями, [знай] объекты как пути. Когда то Я связано с телом, чувствами и умом, распознающие люди называют Его наслаждающимся.
1.3.5. Но у того разума, который, всегда связанный с неуправляемым умом, лишается распознания, чувства непокорны, как норовистые кони у колесничего.
1.3.6. Но у того [разума], который – поскольку всегда связан с управляемым умом – наделен распознанием, чувства всегда послушны, словно хорошие кони у колесничего.
1.3.7. Но тот [владелец колесницы] не достигает цели [из-за такого разума], который, поскольку связан с нераспознающим разумом и неуправляемым умом, всегда нечист; он достигает мирского существования.
1.3.8. Однако тот [хозяин колесницы], что связан с распознающим разумом, наделен управляемым умом и всегда чист, достигает этой цели, [становясь отреченным], из которой он не рождается вновь.
1.3.9. И человек, обладающий, в качестве колесничего, распознающим разумом, и управляющий вожжами ума, достигает конца пути; это – высочайшее место Вишну.
1.3.10. Объекты чувств выше чувств, а ум выше объектов чувств; но разум выше ума, а Великая Душа выше разума.
1.3.11. Непроявленное выше, чем Махат; Пуруша выше Непроявленного. Нет ничего выше Пуруши. Он – наивысшее, Он – высочайшая цель.
1.3.12. Он скрыт во всех существах; поэтому Он не является как Я [всего]. Но видящим тонкое Он виден через острый и тонкий разум.
1.3.13. Распознающему человеку следует растворить [орган] речи в уме; ему следует растворить этот [ум] в я разума; ему следует растворить я разума в Великой Душе, ему следует растворить Великую Душу в безмятежном Я.
1.3.14. Поднимитесь, пробудитесь, научитесь, обратившись к высшим. Мудрые описывают этот путь труднопреодолимым, как лезвие бритвы; когда оно заточено, по нему трудно пройти.
1.3.15. Человек освобождается от челюстей смерти, познавая то, что беззвучно, неосязаемо, бесцветно, неисчерпаемо, а также не имеет вкуса, вечно, лишено запаха, без начала и без конца, отлично от Махат и всегда неизменно.
1.3.17. Если кто-то, после очищения, устраивает декламацию этой высочайшей тайны перед собранием брахманов, или же во время церемоний по умершему, [то] эта [церемония] поведет к вечному результату.
Было сказано: «Он скрыт во всех существах, и поэтому Он не является, как Я (всего). Но Он виден через острый и тонкий разум» (Ка.I.III.12). Что же является препятствием для такого острого разума, вследствие чего такой разум отсутствует и Я невидимо? Данная песня начинается с демонстрации причины этого невосприятия. Ведь только если некая причина препятствует добру стать познанным, может быть сделано усилие для ее устранения, и не иначе:
2.1.1. Самосущий Господь уничтожил идущие вовне чувства. Поэтому человек видит внешние вещи, а не внутреннее Я. Редкий распознающий человек, желающий бессмертия, отводит глаза и видит неизменное Я.
2.1.2. Неразумные люди следуют внешним желаниям. Они попадают в сети смерти, распространившейся всюду. Поэтому распознающие, познав, что истинное бессмертие находится посреди непостоянного, не просят здесь ни о чем.
2.1.3. Что остается здесь [неизвестным этому Я], через которое люди воспринимают цвет, вкус, запах, звук, прикосновение и удовольствия любви? Это – то [Я, о котором спрашивал Начикета].
2.1.4. Осознав это великое, всепроникающее Я, через которое человек воспринимает объекты во сне и наяву, мудрый не скорбит.
2.1.5. Всякий, непосредственно знающий это Я – наслаждающееся плодами действий, поддерживающее жизнь и т.д. – как владыку прошлого и будущего, не стремится спасать [Я], вследствие этого [знания]. Это – то.
2.1.6. Тот видит описанный выше Брахман, кто видит Перворожденного (Хираньягарбху) – рожденного прежде пяти элементов из Сознания (т.е.Брахмана) – существующего в пространстве сердца, в окружении тела и чувств, после вхождения туда.
2.1.7. Тот видит Брахман, [кто видит] ту Адити, заключающую в себе все божества, принявшую рождение как Хираньягарбха, проявленную в соединении с элементами, восседающую в пространстве сердца, после вхождения туда.
2.1.8. Жертвенный Огонь, помещенный в два создающих огонь куска дерева, [а также Огонь, пребывающий в сердцах йогов], который хорошо защищен, в точности как плод у беременных женщин, и Огонь, почитаемый каждый день бдительными людьми с жертвоприношением [и созерцанием] – тот Огонь есть также только Брахман.
2.1.9. На том, из чего восходит и куда садится солнце, утверждены все божества. Никто никогда не превосходит это. Это – то.
2.1.10. Воистину, что есть здесь, есть и там; что есть там, есть и здесь. Тот, кто видит, будто здесь есть различие, идет от смерти к смерти.
2.1.11. Следует достигнуть этого через ум. Там вовсе нет различия. Тот, кто видит здесь будто бы существующее различие, идет от смерти к смерти.
2.1.13. Пуруша, имеющий размер большого пальца, подобен свету без дыма. Он – властитель прошлого и будущего. Он существует сегодня, Он будет существовать завтра. Это – то.
2.1.14. Как вода, выпавшая дождем на недоступную вершину, растекается на [низшие] горные области, так и тот, кто ощущает я различными, устремляется только за ними.
2.1.15. О Гаутама, как чистая вода, вылитая в чистую воду, воистину становится тем же самым, так же бывает и с Я человека знания, преданного размышлению [о Я].
Вследствие трудности познания Брахмана, с тем, чтобы иным образом рассказать о той реальности, которой Он является, начинается новая песня:
2.2.1. У Нерожденного, чье сознание не трепещет, есть город с одиннадцатью вратами. Медитируя [на Него], человек не скорбит и, освобождаясь, становится свободным. Это – то.
2.2.2. Как странствующее [солнце], Он обитает в небесах, [как воздух], Он пронизывает все и обитает в промежуточном пространстве; как огонь Он пребывает на земле; как Сома Он находится в кувшине; Он живет среди людей; Он живет среди богов; Он обитает в пространстве, Он рождается в воде; Он принимает рождение из земли; Он рождается в жертвоприношении; Он появляется из гор; Он неизменен; Он велик.
2.2.3. Все божества поклоняются тому почитаемому, восседающему посередине, увлекающему прану вверх и уводящему апану вниз.
2.2.4. Когда этот обитающий в теле отделяется, когда Он свободен от тела, что же еще остается в теле? Это – то.
2.2.5. Смертный живет не праной и апаной; все живут чем-то еще, от чего зависят обе эти.
2.2.6. Хорошо, Гаутама, я скажу тебе об этой тайне, о высшем Брахмане, а также, что бывает с Я после смерти.
2.2.7. Одни души входят в лоно для обретения тел, другие обретают неподвижность, согласно их действиям и согласно их знанию.
2.2.8. Чист Пуруша, бодрствующий и продолжающий творить желанные вещи, даже когда чувства спят; и Он есть Брахман, Он зовется Бессмертным. Все миры утверждены на Нем; никто не может выйти за Его пределы. Это – то.
2.2.9. В точности как огонь, хотя и единый, войдя в мир, принимает отдельные образы соответственно разным формам, так и Я внутри всех существ, хотя и единое, принимает образ в соответствии с каждой формой; и [все же] Оно – вне.
2.2.10. Как воздух, хотя и единый, войдя в этот мир, принимает отдельные образы соответственно разным формам, так и Я внутри всех существ, хотя и одно, принимает образ соответственно каждой форме. И все же Оно – вне.
2.2.11. В точности как солнце – глаз всего мира – не оскверняется глазными и внешними недостатками, так и Я, одно во всех существах, не оскверняется печалями мира – Оно вне.
2.2.12. Вечный мир для тех, и не иных, что различают и сознают в своих сердцах Того, который – являясь одним, властителем и внутренним Я всего – делает единую форму многообразной.
2.2.13. Вечный мир для тех, и не для иных, что различают и сознают в своих сердцах Того, который – являясь вечным среди недолговечного, сознанием среди сознающих – один раздает желаемое многим.
2.2.14. Как я узнаю то высшее, невыразимое Блаженство, которое они непосредственно сознают как «То»? Является ли Оно самосияющим – сияет ли Оно независимо, или же нет?
2.2.15. Там не светит ни солнце, ни луна, ни звезды; и это светят не вспышки молнии. Как же может это гореть? Он сияет, все это сияет; благодаря его блеску, все это различно озарено.
Как в мире о существовании корня [шелкового] дерева можно заключить, познавая его нить, подобным же образом, шестая песня начинается с тем, чтобы установить действительную природу Брахмана – путем описания дерева вселенной, корнем которого является Брахман:
2.3.1. Вот безначальное дерево, корни которого наверху, а ветви внизу. То, [что есть его корень] – чисто, это – Брахман, это зовется бессмертным. На этом утверждены все миры; никто не выходит за пределы этого. Воистину, Это – то.
2.3.2. Вся эта вселенная, все, что есть, возникает и движется, поскольку есть высший Брахман – великий страх, подобный занесенной молнии. Те, кто знают это, становятся бессмертными.
2.3.4. Если кто-то преуспевает в осознании здесь, прежде гибели тела, [он становится освобожденным]; [иначе], из-за такого [неуспеха], он пригоден для воплощения в мирах созданий.
2.3.5. Как [видят] в зеркале, так и в своем разуме; как во сне, так и в мире предков; как видно в воде, так и в мире гандхарвов. Как в случае тени и света, так – в мире Брахмы.
2.3.6. Познав отличие возникающих по-отдельности чувств, а также их восход и заход, разумный человек не скорбит.
Харе Кришна или «махамантра» — сила пробуждения вселенской любви
Харе Кришна или «махамантра» — индуистская мантра, в переводе с санскрита, обозначающая «энергия Всевышнего». Человек ее практикующий переводит свой разум с материалистической основы на трансцендентную, освобождает себя от влияния кармы. Повторение мантры помогает достигнуть высшего жизненного совершенства, то есть преданности и любви к Кришне.
Харе Кришна — перевод
Основатель Международного общества сознания Кришны Бхактиведанта Свами Прабхупада поясняет — «Кришна» — это направленность к энергии служения Богу, в роли персонифицированного вида которой выступает женская ипостась Бога — Радха.
Слово «Хари» комментатор священных писаний описывает, как одно из имени Радхи. «Кришна» и «Рама» являются божественными именами и в переводе обозначают «Всепривлекающий» и «Всерадующий». Следовательно, сам текст Харе Кришны рассказывает о духовной энергии Бога и содержит слова прошения читающего с просьбой посвятить свою жизнь служению Всевышнего.
Значение буддийского текста
Согласно индуистским предписаниям повторение имени Бога способствует вступлению человека в контакт с ним всей полнотой своей души. Нет разграничений между Богом и им самим.
Таким образом, в имени Кришна есть сам Кришна и все атрибуты, которые имеют к нему непосредственное отношение. Так, в слове «Рама» (одно из имен Кришны, обозначающее «услаждающий Радху») содержаться все аватары, а «Хара» включает в себя все шакти.
Повторение мантры человек осуществляет про себя или шепотом. Также допускается громкое воспевание слов под аккомпанемент музыкальных инструментов (киртана), хлопки. Бхактиведанта Свами Прабхупада данную практику поясняет, как простейший метод медитации.
Повторяя песню освобождения, практикующий начинает испытывать трансцендентный экстаз, истоки которого идут от духовного уровня.
Звуковая вибрация покидает низшие ступени сознания (чувственного, умственного, интеллектуального).
Осуществляется эмоциональное воздействие на сознание. Поучаствовать в пении может каждый желающий. Нет необходимости обладать для этой цели особыми способностями.
Перед началом обращения к Богу рекомендуется повторить Панча-таттва мантру. Такой шаг необходимо сделать для того чтобы минимизировать возможные оскорбления, которые могут иметь место при работе с мантрой «Харе Кришна».
Если следовать шри-вайшнавизме, то махамантра должна повторяться перед произнесением священных писаний различного вида. По данной традиции зачитывание осуществляется с Харе Рама.
Особенности порядка слов
Мантра любви включает в себя 16 слов. Все они обозначают имена Бога — Харе, Кришна и Рама (на санскрите). Выделяют два варианта последовательности слов. Философские школы имеют разное мнение по поводу порядка.
Одни уверены, что расположение слов не оказывает влияние на процесс, другие полагают — происходит нарушение, чтение теряет силу. Вторая точка зрения является более популярной. Если обратиться к американскому индологу Гай Беку, то мы узнаем, что в «теологии звука» существует две школы — спхота и миманса.
Становится понятно, что каждое направление имеет свою точку зрения по этому поводу. Доктрина спхота говорит, что порядок слов не имеет значения, а школа миманса утверждает о наличии нарушений последовательности, потери духовной силы.
Историческая справка
О том, когда впервые появилось упоминание Харе Кришны, нет точных сведений. Первые данные содержаться в «Калисантарана-упанишаде». Это текст выступает в роли ведущего письменного источника. Упанишада содержит в себе информацию о получении Нарадой наставлений от Брахмы о том, что самой высшей духовной практикой выступает индийская Харе Кришна.
Именно она помогает получить свободу от негативного воздействия Кали-юги и покинуть круговорот рождения и смертей. Отдельные источники информируют о наличии двух ранних изданий «Калисантарана-упанишады» (бомбейская и навадвипская).
Также есть сведения о замене Чайтаньей порядка слов — с «Харе Рама» на «Харе Кришна». Это было сделано для того, чтобы все люди, независимо от социального положения, могли пользоваться благо. Напомним, что классический вариант текста было разрешено повторять только брахманам.
Рекомендации об использовании практики можно проследить в Пуранах, Панчаратре, а также в различных в вайшнавских источниках. Возраст данных былин составляет несколько тысяч лет. Хари является 650 именем Вишны. Одно имя Кришны одновременно приравнивается к трем именам Рамы.
Произнесение Рамы равно повторению «Вишну-сахасранамы». Таким образом, мы получаем, что одно имя Кришны — это 3000 имен Вишну или Хари. Любой человек, который произносит священный текст, даже с некоторыми неточностями, становится на путь высшего совершенства жизни. В «Агни-пуране» об этом рассказывается с уверенностью.
В Нью-Йорке сегодня есть дерево, посвященное энергии Всевышнего. Под ним в 1966 году Бхактиведанта Свами Прабхупада выполнил первое воспевание шестнадцати слов в присутствии большого количества людей. С этого момента Хари Кришну слушать стали не только в пределах Индии.
Известность мантра приобрела в Индии еще в 16 веке. Ее прославил святой Чайтанья. Проповедник путешествовал по всей территории Индийского субконтинента, выполняя свою миссию. Священнослужитель предсказал, что вскоре данные слова будут воспеваться в каждом городе и поселении.
Позднее проповедование учения старым монахом Бхактиведанта Свами Прабхупада началось в 1960 году. О нем узнали за пределами Индии. Ему удалось объехать мир вокруг не менее 14 раз, обустроить сотни храмов. Благодаря стараниям основателя, мантра радости прославилась по всей планете.
Правила пения
Многократное прочтение буддийского текста способствует очищению разума и достижению просветления. По содержанию информация в тексте — это крик или зов души, который ищет спасения. Прослушивание слов помогает очиститься от негативной составляющей души.
Сам человек исцеляется от отрицательной похоти — вредных привычек, сердечных заболеваний. Считается, что буддийское служение имеет омолаживающий эффект и способствует исполнению желаний. Главное, во время пения искренне думать о своей мечте.
Длительность практики составляет 120 минут. Один круг выполняется за 6-12 минут. Если произносит текст новичок, то процесс чтения должен проходит по одному-двум кругам. Более опытные люди осуществляют пение про себя. Медитация может проводится в двух вариациях.
Первый способ (джапа-медитация) предполагает медиативное пение в одиночестве с использованием четок из 108 бусин. Количество бусин приравнивается к числу повторений. В одном круге 108 повторений.
Во втором варианте (киртан) практикующий человек поет, осуществляя повторение слов за учителем (киртаном) или за аудио-носителем. Также могут быть использованы музыкальные инструменты, хлопки в ладоши. Рекомендуется комбинировать оба типа. Основными важными правилами являются:
Покровители учения собираются в специально отведенных местах — ашрамах. Допускается комбинировать чтение в рамках регулярной утренней практики даже при отсутствии следования другим аспектам индуизма. Повторение буддийского текста способствует очищению сознания от неблагоприятных мыслей, повышению тонуса организма и настройки на позитивный лад.
В процессе пения или прослушивания человек получает эстетическое удовольствие. Весь секрет заключается в особенных звуковых вибрациях душевной привязанности и любви — бхакти, которые приводят к развитию эффекта Божественного резонанса.
Происходит настройка практикующего и Творца на одну волну посредством обращения к энергии Всевышнего.
Человек получает покровительство свыше и милость Создателя, а душа наполняется великой радостью и умиротворением.
Харе Кришна — мантра, помогающая реализовывать намерения, которые спрятаны в глубине сознания. С ее помощью человек избавляет себя от деструктивных действий и тяжелых наслоений кармы. Очищение обеспечивает духовный рост человека. Если удастся укоренить мантру в душевном сознании, то жизнь наполнится светом вселенской любви.
Наш мир состоит из различных форм энергии. От земли отходит много вибраций, которые человек не в силах игнорировать. Чтобы уравновесить духовное и физическое начало, важно не забывать обращаться, как к женской, так и к мужской ипостаси. Гармония — это единство «Мужского» и «Женского». Для гармоничной личности помимо мужских качеств — смелости, силы, уверенности, требуются терпение, умение чувствовать прекрасное, обаяние, забота.
Магические фразы, которые помогут влиять на сознание людей и управлять ими
Зачастую, общаясь с людьми, мы забываем тот факт, что наша речь — это не только способ выражения мыслей, но и энергетический «заряд», имеющий внушение, влияние и настроенность. Слова обладают колоссальной силой. С их помощью можно воздействовать на реальность и окружающих с целью достижения желаемого. Данный вид влияния считается самым известным, простым и самым могущественным. По словам экспертов, магия слова доступна любому человеку с развитой интуицией, внутренней силой или мощной энергетикой.
Магические фразы для управления людьми
Агмы (славянские молитвы или мантры) — это малоизвестная сторона славянской духовности. Эти могущественные фразы помогали достигать желаемого путем обращения к богам за помощью и защитой. Агмы не имеют под собой понятного сегодня смысла. Это слова-пароли, которые призывают могущественные силы для достижения определенных целей.
Славянские агмы — рычаги управления энергетическими и психологическими процессами. Их произношение может не только поменять настрой и жизнь человека, проговаривающего их, но и повлиять на судьбу того, кому они адресованы. Конструкция агмы состоит из нескольких слов, которые вы можете выбрать самостоятельно: все зависит от того, какой цели или реакции вы хотите достичь.
Маха мантра
Харе Рама Харе Рама,
Рама Рама Харе Харе,
Харе Кришна Харе Кришна,
Кришна Кришна Харе Харе.
हरे कृष्ण हरे कृष्ण
कृष्ण कृष्ण हरे हरे
हरे राम हरे राम
राम राम हरे हरे
Hare Kṛṣṇa Hare Kṛṣṇa
Kṛṣṇa Kṛṣṇa Hare Hare
Hare Rāma Hare Rāma
Rāma Rāma Hare Hare
Речь пойдёт о Маха мантре, которая также широко известна как мантра «Харе Кришна». Её особо почитают последователи, пожалуй, самого распространённого в мире религиозного течения в традиции бхакти-йоги («преданного служения») — вайшнавского движения людей, преданных силе, воплотившейся на Земле в образе Кришны.
По одной из версий, самое раннее упоминание о Маха мантре содержится в «Калисантарана-упанишаде», примыкающей к «Яджурведе». В соответствии с идеологией данного религиозного течения, повторение мантры Хари Кришна является практикой произнесения имён Бога, что считается фундаментальной основой для духовного развития человека в этой традиции.
Последователи движения верят, что чтение и пропевание этих шестнадцати имён Кришны способны разрушить всё неблагоприятное воздействие века Кали (Кали юга — «железный век», «век раздора»).
Интересно, что если шире рассмотреть вопрос воздействия произнесения мантр, то существует следующее объяснение природы их влияния на сознание и жизнь человека. Например, в той же Библии можно прочесть следующее: «Вначале было слово», т. е. слово — это звук, и все сущее происходит из звука. Из физики нам известно, что звук — это вибрация. Вся наша Вселенная, включая нас самих, по последним научным данным, полученным в ходе изучения природы материи, на самом тонком структурном уровне имеет природу вибрации. Цвет, слова, мысли и т. д. — всё это виды вибраций. А это означает, что, воздействуя на уровне вибраций, можно изменять и материальный мир.
Маха мантра. Исторические акценты
Давайте теперь обратимся к дошедшей до нас мудрости прошлого. В классической философии Санкхьи, основанной на Ведах и заложившей фундаментальные основы современной Йоги, изложена следующая теория происхождения материи. В основе всех 5 элементов, из которых состоит наш материальный мир, лежит звуковая вибрация, которая является самой тонкой, пограничной с нематериальным и непроявленным миром, переходная часть материи. Переходя в более грубые виды вибраций, звук порождает эфир (пространство) — самый тонкий первоэлемент, который, в свою очередь, аналогично формирует воздух. Из воздуха происходит огонь, из огня — вода, которая тем же образом формирует уже землю. Таким образом из тонких материальных структур происходят более плотные, которые и формируют всё то, что мы с вами можем ощущать с помощью наших органов чувств. Получается, что все материальные проявления нашего мира в основе своей являются звуковыми волнами. Поэтому воздействие с помощью мощных вибраций на каузальную природу всего, что нас окружает, позволяет наиболее эффективным образом её изменять.
Другими словами, то, что мы способны увидеть, услышать или ощутить, согласно философии Йоги и Санкхьи, — это ещё не все. За видимой грубой материей стоит тонкая энергия, гораздо более тонкая, но всё же материя. И именно с ней мы можем взаимодействовать через звук, так как он настраивает наше сознание на восприятие тонкой природы вещей. Мантра — это звук, и соответственно, тоже вибрация, наделённая мощной силой стоящей за ней энергии, к которой в итоге обращается практик посредством её использования (рецитации), — вибрация, способная оказывать серьёзное воздействие на сознание человека как на тонкоматериальную структуру, часто изменяя его мировоззрение и судьбу.
Значение Маха мантры
Итак, с помощью Маха мантры преданные обращаются к образу Господа Кришны посредством перечисления имён Бога: Харе, Кришна и Рама. Рассмотрим подробнее, что же за энергию олицетворяют эти имена.
Кришна — наиболее известный и почитаемый в вайшнавской традиции образ. Какова цель воплощения была у этой великой личности? Обратимся к писаниям, дошедшим до наших дней, а именно к древнему индийскому эпосу «Махабхарата», в частности, к наиболее известной его части, именуемой «Бхагавад-гита». В ней Кришна предстает перед нами как воплощение («аватар») бога Вишну, входящего в Тримурти наряду с Брахмой и Шивой. Считается, что Брахма отвечает за зарождение жизни, Вишну — за её поддержание, а Шива берёт на себя разрушительный аспект Триады.
Содержание «Бхагавад-гиты» посвящено диалогу Господа Кришны с его соратником и другом Арджуной на поле битвы. Эта беседа двух великих личностей имеет огромную философскую ценность и по сей день, т. к. поднимает вечные вопросы Бытия, существования Духа, материальной и тонкой природы окружающего мира, нравственности, веры, предназначения, долга и Дхармы. По сути, в «Бхагавад-гите» изложены идеологические аспекты самопознания и развития человека в соответствии с законами Вселенной. И в этом образе Господь Кришна выступает отнюдь не как человек — он говорит от имени той всепронизывающей энергии, что стоит вне материального мира, является причиной и следствием, началом и концом всего сущего, она является абсолютным знанием и безвременной мудростью, которая позволяет видеть истинную суть всех вещей. В качестве аватара Кришна являет собой материальное воплощение этой Высшей энергии, наделённое специфическими характеристиками и свойствами, помогающими наилучшим образом реализовать ту миссию, что явилась целью его рождения.
Если рассматривать с этой точки зрения, то диалог с Арджуной по своей сути — это передача Абсолютной Истины, облачённой в форму слов Кришны, олицетворяющего здесь Высшее Сознание, человеку, находящемуся в поиске своего предназначения. Это помощь нам, безвременным Душам, рождённым в теле человека в процессе познания своей истинной природы. Поэтому произведение и по сей день находит отклик у практикующих в разных традициях.
«Рама» — ещё одно имя Бога, которым был наречён ещё один почитаемый герой другого древнего эпоса — «Рамаяна». Он также считается аватаром Вишну, но воплотившимся на Земле за многие тысячелетия до событий, описанных в «Махабхарате». Рама традиционно почитается в качестве великого воина, освободившего мир от демонического захватчика Раваны, который, согласно преданию, был настолько силён и искусен в бою, обладая многими сверхчеловеческими способностями, что даже боги Триады не могли обуздать его. Но, обладая безграничной мудростью, боги придумали и успешно воплотили в жизнь план по освобождению Земли от захватчика, главную роль в котором сыграли царевич Рама (как воплощение Вишну) и его возлюбленная Сита (аватар богини Лакшми). Не единожды воспользовавшись слабостями подверженного влиянию страстей Раваны, Рама с помощью Триады сумел одолеть демона и выполнить своё предназначение.
«Хара», или «Радха», олицетворяет проявление женского энергетического аспекта Маха мантры. Это одна из женских форм Бога в индуизме. В традиции вайшнавов почитается как вечная возлюбленная Кришны, воплотившаяся вместе с ним на Земле более 5000 лет назад. Необходимо понимать, что почитается не конкретный женский персонаж, описанный в текстах, а то качество энергии, которой он наделён. В индуизме считается, что Радха — это воплощение богини Лакшми, и ей присуща энергия плодородия, изобилия, созидания. Тонкая же суть этой энергии проявляется в безусловной преданности и состоянии спонтанной любви к Высшему сознанию, в отношении индивидуальной Души и Абсолюта, имеющем потенциал единства.
Говоря об истории самого течения преданных Кришне, стоит отметить, что основоположником вайшнавской традиции в индуизме считается Чайтанья Махапрабху (1486–1534 гг.), где, по некоторым источникам, он рассматривается как особое воплощение Кришны в умонастроении Радхи, его возлюбленной, символизирующей женский аспект Божественной энергии. В других традициях индуизма Чайтанья почитается как святой вайшнавский монах и религиозный реформатор в Бенгалии XVI века. Опираясь на философию, изложенную в «Бхават-гите», он практиковал и проповедовал традицию бхакти-йоги, а также установил первостепенную важность поклонения Кришне, а многократное повторение имён Бога — Маха мантру Чайтанья объявил важнее любых теологических упражнений. Именно этот религиозный деятель ввёл такой вид обращения к Богу, как санкиртан(а) и сделал этот ритуал основой духовной практики для преданных. Переполняемый глубокими религиозными чувствами, он вдохновлял своих последователей выходить на улицы городов и деревень, танцуя и воспевая гимны и мантры во славу Кришне.
Маха мантра в наше время
В наше время широкую известность Маха мантра Хари Кришна приобрела благодаря активной просветительской деятельности Свами Шрилы Прабхупады (1896–1977 гг.). По словам основателя вайшнавского движения, повторение маха мантры — это метод возрождения сознания Кришны в каждом. Он поясняет, что все люди — живые духовные души, изначально обладающие сознанием Кришны. Однако, всё время находясь в материальном мире, из-за влияния его гун сознание загрязняется — и большинство людей постоянно пребывает в майе — иллюзии. Она заключается в том, что мы пытаемся господствовать над материальной природой, хотя сами зажаты в тиски её суровых законов. Мы прилагаем огромные усилия, стремясь покорить материю, но попадаем в ещё большую зависимость от неё. Однако, по его мнению, стоит человеку возродить в себе сознание Кришны, как эта иллюзорная борьба с материальной природой мгновенно прекратится, а значит, и страдания людей прекратятся.
Существует ещё одна точка зрения на свойства Маха мантры и возможности для её применения, высказанная известным писателем, историком и философом Алексеем Васильевичем Трехлебовым. Исходя из знаний, проверенных на собственном практическом опыте, он делает вывод о том, что Маха мантра состоит из трёх энергетических проявлений, соответствующих трём именам Бога: «Кришна» — как отрицательная энергия, «Рама» — как положительная энергия и «Хара» — как равновесие между ними. С помощью произношения имён Бога осуществляется налаживание контакта с этой мощной сущностью. По его словам, повторение мантры Харе Кришна помогает уравновесить работу левого и правого полушарий головного мозга, что соответствует равновесию образного и логического типов мышления, лунной и солнечной энергии, женского (инь) и мужского (ян) начал в сознании человека. Алексей Васильевич поясняет, что если начитывать Маха мантру по всем правилам, то отстающее полушарие будет подтягиваться к доминирующему. Благодаря этому начинается синхронная работа обоих полушарий, а человек вследствие такой работы начинает воспринимать мир по-новому — видя происходящее вокруг более целостно и объективно.
В любом случае, прибегая к рецитации той или иной мантры, начинающему практику полезно изучить разностороннюю информацию о той традиции, в которой данная мантра используется, историю её происхождения, событий и личностей, связанных с ней, а самое главное, иметь представление о качестве той энергии, которая войдёт в вашу жизнь посредством практики выбранной мантры.
Будьте объективны, изучайте информацию и занимайтесь саморазвитием, а выбор адекватных и эффективных инструментов уже за вами. Ом!