Макаренко что он сделал

Труды А.С. Макаренко и его вклад в педагогику

Макаренко что он сделал. Смотреть фото Макаренко что он сделал. Смотреть картинку Макаренко что он сделал. Картинка про Макаренко что он сделал. Фото Макаренко что он сделал

На заре становления советской власти человек терялся и не всегда грамотно осознавал, каким должно быть его поведение и роль в обществе. Антон Семенович Макаренко подробно описывал в своих работах принцип воспитания личности в молодом советском гражданине. Макаренко труды свои подкреплял практическими методами при работе с максимально сложными подростками. На сегодня его имя знакомо не только учителям, воспитателям и специалистам системы образования, но и рядовому человеку, который не стесняется лишний раз включить свой мозг. Наши читатели знают великого учителя и готовы разделить мысли о значимости его фигуры для современного общества.

Кто такой Макаренко?

Антон Макаренко известен тем, что первым обратил внимание на застой в сфере педагогики страны на старте двадцатого века. На практике смог воспитать несколько тысяч несовершеннолетних членов колонии, превратив мир хаоса в упорядоченную организацию.

Макаренко что он сделал. Смотреть фото Макаренко что он сделал. Смотреть картинку Макаренко что он сделал. Картинка про Макаренко что он сделал. Фото Макаренко что он сделал

Антон Семенович известен, как автор и методист, но отчасти его можно считать организатором и управленцем. Рядовой учитель волею амбиций, таланта, аналитического склада ума, стремления и смелости стал символом воспитания детей. Воспитатель смог отстоять позиции свободного гражданина внутри авторитарного режима власти, что внесло неоценимый вклад в развитие общества.

Над чем работал Антон Семенович?

Макаренко труды издавал на первом этапе довольно смело, читал интересные лекции преподавателям. За свою работу «Кризис современной педагогики» получил при выпуске из института золотую медаль. Я вижу в том Макаренко амбициозного парня, который мечтал о великом. Но смог стать рядовым воспитателем после назначения на должность директора исправительной колонии.

Стать заведующим воспитательного центра с детьми, которых после революции не смог образумить бы даже самый опытный педагог в мире, и сотворить сенсацию, сделав из них достойных людей. Об этом автор Макаренко основные свои труды и писал. Он радовался отчаянным успехам на практике и формулировал методики воспитательного процесса. «Педагоги пожимают плечами» так назывался один из первых критических трудов Антона Семеновича. Без теории не стать отличным практиком, а те, кому удается экспериментами достигать успеха, обязаны двигать развитие общественной сферы жизни.

Педагогические труды Макаренко

Большинство студентов педагогического университета смогут наизусть зачитывать цитаты из «Педагогической поэмы» знаменитого мастера обучения жизни молодых людей. Суть он видел в процессе воспитания необразованных, обозленных и далеких от идеальных норм и принципов социального строя. Учитель лепил из пластилина себя, как мастера педагогики, а также из остатков морали людей человека – настоящего, искреннего, свободного и трудолюбивого.

Макаренко что он сделал. Смотреть фото Макаренко что он сделал. Смотреть картинку Макаренко что он сделал. Картинка про Макаренко что он сделал. Фото Макаренко что он сделал

Педагогические труды Макаренко тех шестнадцати лет его работы в колонии по сей день являются нормативной базой для разработки методик по организации воспитательного процесса. Я отмечаю его желание придать работе движения, то есть развития, а не топтания на месте. Подобные личности толкают мир вперед, а не мастера выжимать все соки из имеющихся ресурсов и перспектив, которые тебе не принадлежали изначально.

Вклад Макаренко в педагогику

На первых порах труды Антона Семеновича воспринимались властью и серьезными людьми той эпохи в штыки, не было доверия. Слова «демократия» боялись как огня, а дать человеку свободу – означало обучить его жизни вне идеологических принципов. Постепенно работы писателя были отредактированы цензурой, а зерно его методик стали применять на практике. Только после успешных и одобренных властью экспериментов с организацией детских домов были комплексно внедрены основные методики Макаренко.

«Книга для родителей» позволит без лишнего пафоса воспитать здорового и крепкого духом человека, который сможет развиваться и прогрессировать в плане реализации полезных обществу деяний. Педагогические аспекты великого прозаика двадцатого века подвластны всем родителям по сей день. Я верю, что в ближайшие годы идеология и воспитание человека станет приоритетным направлением в развитии общества нашей страны, что позволит ее сберечь и сохранить.

Макаренко что он сделал. Смотреть фото Макаренко что он сделал. Смотреть картинку Макаренко что он сделал. Картинка про Макаренко что он сделал. Фото Макаренко что он сделал

Если кратко объяснять методику великого Макаренко. Он говорит о воспитании в человеке желания двигать общество, действовать совместно ради решения общих полезных социуму деяний. Только благими поступками можно выстроить счастливое будущее для себя и своего окружения. Уважение пожилых и поддержка молодых – основа здорового общества.

Похожие личности

В мировую элиту Макаренко попал не случайно, его методы больше подходили демократическим странам, но его роль для советского строя сложно недооценить. В мире он стоит в одном ряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером, Марией Монтессори.

У нас его можно сравнивать со Станиславом Теофиловичем Шацким, Антоном Павловичем Чеховым, Василием Жуковским, Константином Ушинским и Львом Толстым.

Источник

Макаренко: как самоучка изменил педагогику

Приблизительное время чтения: 9 мин.

Мифический образ Макаренко

Макаренко что он сделал. Смотреть фото Макаренко что он сделал. Смотреть картинку Макаренко что он сделал. Картинка про Макаренко что он сделал. Фото Макаренко что он сделалПедагогика Антона Семеновича Макаренко относится к числу тех любительских экспериментов, авторам которых, действовавшим по зову души и наитию, удалось добиться профессионального признания и вывести свою работу на высоту педагогической теории. Фребель, Песталоцци и Монтессори на Западе и Ушинский, Рачинский, Макаренко у нас — талантливые самоучки, «неформалы», как мы бы сказали теперь. Каждый занимался с детьми за рамками или же на полях массовой школьной системы, иногда в условиях, признаваемых большинством неблагополучными и бесперспективными, добиваясь при этом поистине воодушевляющих результатов.

Предметом заботы Антона Семеновича были беспризорники, проблема которых стояла остро в Советской России 1920-х, по окончании Гражданской войны. Это, равно как формула детской коммуны, вместе с антуражем времени — приливом энтузиазма по поводу строительства «новой советской действительности» — создало общее представление о Макаренко как о функционере-коммунисте, авторитарном деятеле, сумевшем как-то при помощи М. Горького и НКВД «перековать» бывших малолетних бандитов и воров в общественно полезную массу и заслужить таким образом лавры корифея сталинской коллективистской муштровки. Но правда в том, что А. С. Макаренко плохо ладил с официальной системой, не был членом ВКП(б), был очень живым человеком, то и дело показывал крутой норов перед бюрократией, многократно критиковался в советской прессе, подвергался гонениям, едва не попал под расстрельное дело «троцкистов», вёл коммерческие отношения с зарубежными лицензиарами, отвечал перед банками по огромным по тем временам кредитам, с воспитанниками был гуманен, входил в личные обстоятельства каждого, будучи как бы приемным отцом для сотен и тысяч детей, помогал в обустройстве их взрослой жизни, писал книги, в которых отсылки к Библии встречаются не реже упоминаний трудов большевистских вождей, и, наконец, скончался странной скоропостижной смертью в подмосковной электричке 1 апреля 1939 г.

В послевоенные годы по политическим причинам работы Макаренко оставались в забвении. Возвращение интереса в 1970-е произошло неожиданным образом: Макаренко высоко оценили за рубежом, и через посредство западноевропейских исследователей наследие Антона Семёновича перечли вновь. «Марш 30-го года», «Педагогическая поэма», «Книга для родителей» и «Флаги на башнях» — произведения, по своему содержанию и историческому фону, казалось бы, далеко отстоящие от современности, сумели подсказать что-то важное общественному воспитанию, испытывающему недостаток солидарности и воли. Во многих странах, прежде всего в Германии возникли Макаренковские общества и ассоциации, одни за другими следовали запросы, командировки, приглашения. В СССР оставались родственники, ученики и последователи Антона Семеновича.

Педагогика Макаренко — в чем суть?

О чем педагогика Макаренко? В первую очередь, она о качествах настоящего человека. Не коммунистического адепта — благопристойно ровного, конформного, идейно выдержанного пионера и комсомольца, но бурлящей молодой души, которая любит и борется, рискует и берет на себя самые трудные задания. На показатели успеваемости Антон Семёнович смотрел сквозь пальцы, монотонным классным занятиям предпочитая живое течение отношений, деловых ситуаций. «Главная беда школы, — говорил он, — дисгармония между бушующими, сильными, горячими натурами детей в 12-14 лет и скукою детского коллектива». Год за годом на протяжении детства и отрочества преподается всем одинаковый предметный курс, тогда как, по мнению Макаренко, «многим нужно дать только обычную грамотность — не больше, как за четыре класса, другим — грамотность семилетки, третьим знания специального техникума, четвёртым общее среднее образование с установкой на вуз».

Детский труд

В бывшей исправительной колонии Антон Семенович создал два высококлассных предприятия. Одно по австрийской лицензии производило ручные электродрели, первые в СССР, другое — компактные любительские фотоаппараты марки «ФЭД» по германской лицензии, страшно популярные среди соотечественников. Для своего времени это был настоящий прорыв. Школьники своими руками создавали передовую технику, получали квалификацию, зарабатывали средства, обустраивали быт, получали возможности для поездок, досуга, общения. «Стартап» Макаренко прекрасно справлялся со своим педагогическим назначением, являясь своего рода фабрикой характеров.

Минимум порядочного человека

Как человек из народа, Макаренко смотрел на педагогику просто, строя её на природных началах, опираясь на традиционное для русского человека, то есть на христианское в целом, понимание добра, дружбы, служения, долга. Коллективизм его не есть революционный и классовый, но естественный: так всегда учили думать о Родине, об общине и близких, а потом о себе. Он не признавал интеллигентской сентиментальности, корпящей над ребёнком, исследований под лупой с разных сторон, выстраивания бесконечных психологических концепций о детстве, за чем выпускались из виду элементарные воспитательные задачи. Ему представлялось нежизненным так называемое «свободное воспитание», выше всего ставившее индивидуальность и боявшееся как-нибудь стеснить ребенка в его выборе. Подобный подход Макаренко называл сюсюкающим. Большинство положительных качеств характера и норм поведения, по его мнению, были едины. Любому ребенку вне зависимости от личных особенностей надлежало привить минимум порядочного человека и гражданина. «Для меня не возникало вопроса: должен ли мой воспитанник выйти смелым человеком, я ли должен воспитать труса. Здесь я предположил «стандарт», что каждый должен быть смелым, мужественным, трудолюбивым, патриотом», — говорил Макаренко. Его педагогика исключала долгие объяснения и морализаторские уговоры, но заражала задором и напоминала своего рода спортивную тренировку.

Педагогическая гигиена

Профессиональные замыслы Антон Семенович простирал широко, думая даже о педагогизации целого общества, ставя цель передать воспитательную технологию в форме простейших, общедоступных рекомендаций и упражнений. Он хотел, чтобы необходимый воспитательный минимум смогло выполнить большинство родителей и учителей, а «педагогическая гигиена» утвердилась бы в обществе не меньше гигиены бытовой и медицинской. Педагогические нюансы бесчисленны, но основания душевного здоровья, правила общежития универсальны, распространяются на людей образованных и необразованных, представителей разных сословий и наций, верующих и неверующих, обитателей городов и деревень, умещаясь в небольшой по размерам воспитательный кодекс.

Прогресс однобок. Вот уже несколько веков человечество обустраивает себя с технической и материальной точек зрения, тогда как «физика душ» и «техника взаимоотношений» являют пример отсталости, кустарности. Современность то и дело наталкивается на человеческий фактор: на проявления нечестности, лени, эгоизма. Совершеннейшие, дорогостоящие системы, плод цивилизационного гения, приходят в негодность и переживают катастрофы, экология разрушается из-за того, что человек ведет себя безответственно. Из-за ошибок в воспитании и эгоизма распадаются семьи, коллективы. Овладей мы способностью закалять души и отсекать с раннего возраста недостатки, окружающая обстановка была бы иной, более гармоничной.

«Возьмем привычку к чистоте, к точности. Не нужно никакого индивидуального подхода к этому вопросу. Вы создаете общие условия, создаете ежедневный опыт. Они со дня на день умываются, чистят зубы, моют ноги и уже не могут не умываться ежедневно. Какая особая хитрость для этого нужна? Никакой», — в этом система Макаренко перекликается с системой Ушинского, который также рекомендовал начинать с выработки у детей устойчивых привычек: «Воспитание, которое целиком оценило важность привычек и сооружает на них свое здание, сооружает его крепко». И по сей день критика Антоном Семеновичем Макаренко «культа индивидуальности» оказывается актуальной и меткой. Необходимость предпринять что-то против педагогического безволия, нерешительности, заискивания очень остра.

Авторитет взрослого

Тирания, жестокость не были свойственны воспитательному стилю Макаренко. Он мог быть строг, но искал личной преданности не себе, а преданности общему делу. В коммунах действовал своеобразный демократизм самоуправления. Случалось, что общее собрание воспитанников выносило решение, расходящееся с мнением Антона Семеновича, а то даже и лишало своего лидера слова.

Вот мысли Макаренко по поводу «авторитета страха» и «авторитета дистанции, чванства», страстно им порицаемых: «Всегда держать детей в страхе — таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно дает безвольных, трусливых, ленивых, забитых, “слякотных“, озлобленных, мстительных и, что нередко, самодурствующих детей. Нельзя также становиться подальше от детей, “чтобы они лучше слушались“. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость».

Родитель, наставник, считал Макаренко, должны быть связаны с ребенком детско-взрослой общностью, отношениями взаимной ответственности. Тогда взрослый получает право требовать; дети же легко, без обид соглашаются на взрослое лидерство. «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, — писал Антон Семенович, — требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не любите, никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения».

Общее дело

Свобода, любовь, уважение, гуманность… Как часто этими словами прикрывают обыкновенную педагогическую леность, соглашательство с любой, как говорит Антон Семенович, «слякотностью», с самыми примитивными движениями души! Что же, по-вашему, более гуманно: вывести к пониманию красоты и благородства поступков или оставить человека «на полную свободу», другими словами, на волю неразвитости? Свобода мало стоит, пока человек не знает, к чему ее применить. Соедините детей в группу и предоставьте их самим себе — от скудости опыта, неумения занять себя поведение их будет скучно и заполнено глупыми спорами. Разве это свобода? Наоборот, вмешайтесь, внесите в среду их стремление, подайте пример дела или игры — и они подхватят, приложат свой интерес, смекалку и ловкость, почувствовав в этом себя по-настоящему свободно.

Так появляются основания для уважения. Трудно уважать человека «вообще», но определённо — за добрые качества и достижения. Столь распространенные ныне тупики взаимоотношений с бесконечной тревогой о собственной независимости, с обидами и спорами о правах, нервозностью, подозрениями по поводу посягательств на свободу и чувство достоинства возникают сплошь по одной причине: отсутствия общего дела и увлечения. Где заняты чем-то серьезным, значительным, там некогда предаваться самолюбию.

Как можно больше уважения и как можно больше требований

Гуманность, соединенная с требовательностью — парадокс? Вовсе нет. О каждом своем подопечном, включая трудных детей, Макаренко имел гипотезу: каким этот ребенок, конкретные мальчик или девочка, может стать в лучшем своем развитии, при тщательной и верно устроенной педагогической поддержке. Это было названо методом перспективных линий. Воспитатель апеллирует к лучшему «я» детей, дает поручения, сообщает знания, опыт с полной серьезностью и уверенностью в том, что обладателю высокого человеческого достоинства по плечу решать самые серьезные задачи. Общий девиз макаренковской педагогики: «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требований к нему». В. А. Сухомлинский, в некоторых моментах не соглашавшийся с коллегой, свидетельствовал глубокую симпатию к Антону Семеновичу и к его всегдашней готовности сражаться за добрый образ своих воспитанников: «Люблю его за гуманность, подлинную требовательную гуманность, за глубокую веру в человека».

Основатель считал свой педагогический метод универсальным. К домашним детям тот был применим в той же мере, что и к беспризорникам. В 1930-е сирот и детей улицы в СССР стало меньше, и детские трудовые коммуны в Харькове и Броварах под Киевом стали принимать на перевоспитание трудных детей из семей. Неумелые родители, изрядно запустив дело воспитания своих подростков, обращались к Антону Семёновичу с последней надеждой.

«Верю в тебя, что ты можешь сделать», — эти слова творят чудеса. Сегодня мы часто жалуемся, что наши семьи испытывают дефицит понимания и жизненной энергии, что наше родительское воздействие на детей — бессистемно и пресно, что школа устранилась от воспитательных задач, а ложно понятая социализация плодит индивидуалистов-потребителей… И если мы ищем помощи в разрешении этого узла проблем, то опыт Макаренко ничуть не устарел. Если мы хотим в корне менять ситуацию, нам нужен такой же настоящий, яркий подвиг, напоминающий подвижнические усилия А.С. Макаренко и его последователей.

Например, потому что в статье совершена попытка отделить Макаренко от коммунизма, что, как бы, нонсенс. Макаренко именно что во всех своих произведениях делает акцент на том, что ему выпала задача воспитать нового коммунистического человека, именно коллективиста революционного и классового (точнее, бесклассового), но никак не абстрактного порядочного человека с упором на христианские принципы.
В книге для родителей он пишет, что там где в дореволюционной России о добре начинали говорить батюшки, сразу же наступала тотальная скука.
А вот пример его ссылки на Библию:

Отдельные детали этой системы не просто соседствуют, они логически связаны, они поддерживают друг друга, и вредное значение всей системы гораздо
больше просто математической суммы отдельных пережитков.

Может казаться, что от этой старой нормы у нас ничего не осталось. На самом же деле остался моральный опыт, вековая традиция поведения. Все это продолжает жить в нашем обществе в качестве сложного и скрытного пережитка, истинная сущность которого не всегда очевидна и иногда кажется даже революционной.

Христианская религия существует около двух тысяч лет, и за это время не
так уж много было людей, которые серьезно могли верить в троичность
божества, или в непорочное зачатие, или в грехопадение прародителей. А
если даже и пытались верить, то едва ли сомневались в настоящей сущности
служителей культа в условиях эксплуататорского строя. И в литературе, и в
народном творчестве нет, кажется, ни одного образа, изображающего
церковников в виде, вполне адекватном их официальной святости.

Могу ли теперь я убрать комментарий со словом «бред» и показывать Ваш критический отзыв автору без обидных определений?

Источник

Антон Семенович Макаренко: биография, семья, педагогическая деятельность, книги

Макаренко что он сделал. Смотреть фото Макаренко что он сделал. Смотреть картинку Макаренко что он сделал. Картинка про Макаренко что он сделал. Фото Макаренко что он сделал

Опытом и знаниями выдающегося русского педагога, воспитателя, новатора и писателя пользовались и продолжают пользоваться последователи его педагогических подходов и взглядов в разных странах.

Труды Антона Семеновича Макаренко, создателя особой системы воспитания подрастающего поколения, и сегодня изучают и чтят прогрессивные педагоги всего мира.

Его литературные труды переведены на разные языки.

Биография Антона Семеновича Макаренко: молодые годы

Будущий выдающийся педагог родился 1 (13) марта 1888 года в городе Белополье, Сумского уезда, Харьковской губернии.

Родители Антона Семеновича Макаренко — простые по происхождению люди. Отец Семен Григорьевич, высококвалифицированный маляр, трудился в железнодорожном депо Харьковской железной дороги, мать Татьяна Михайловна вела домашнее хозяйство.

Глава семьи был хорошо образован, выписывал из Москвы и Санкт-Петербурга техническую литературу, много читал и пользовался авторитетом в депо.

Кроме Антона, в семье воспитывались еще двое младших детей: сестра Александра и брат Виталий.

У семейства Макаренко был большой дом, окруженный садом.

Глядя на отца, Антон с детства пристрастился к чтению. Мальчик рос сосредоточенным, не очень разговорчивым, часто болел и мало общался со сверстниками. Его замкнутость и слабое зрение не раз становились предметом насмешек, порою очень жестоких, со стороны ровесников.

Следуя по стопам отца, в 9 лет Антон начал обучаться ремеслу в железнодорожном училище, а после переезда семьи в Крюков (ныне Полтавская область) продолжил четырехгодичное образование в Кременчугском училище и окончил его в 1904 году.

Макаренко что он сделал. Смотреть фото Макаренко что он сделал. Смотреть картинку Макаренко что он сделал. Картинка про Макаренко что он сделал. Фото Макаренко что он сделал

Уже в этот период юноша увлекается педагогикой. Антон Макаренко в 1905 году оканчивает краткие учительские курсы и начинает преподавать русский язык, рисование и черчение в Крюковском железнодорожном училище.

В 1917 году Макаренко блестяще защищает дипломную работу по теме «Кризис современной педагогики» в Полтавском учительском институте и оканчивает его с золотой медалью.

Дипломированного специалиста призывают в армию, но слабое зрение не позволяет продолжить службу. Антона Семеновича демобилизуют.

С 1918 года Антон Семенович Макаренко работает инспектором городского Высшего начального училища в Крюкове (Кременчугский уезд).

После перебирается жить в Полтаву и заведует начальным городским училищем.

Основание трудовой колонии им. М. Горького

В 1920 году Губернский отдел народного образования поручает Антону Семеновичу создать в селе Ковалевка, расположенном недалеко от Полтавы, колонию для несовершеннолетних подростков с криминальным прошлым.

Макаренко что он сделал. Смотреть фото Макаренко что он сделал. Смотреть картинку Макаренко что он сделал. Картинка про Макаренко что он сделал. Фото Макаренко что он сделал

Ранее обучавший обычных детей, Антон Макаренко берется за перевоспитание подопечных-воришек, не желающих работать и учиться. Педагогу удается наладить отношения с бывшими беспризорниками.

Постепенно талантливый воспитатель убеждает ребят в том, что колония может быть для них не тюрьмой, а домом, в котором они станут полноправными хозяевами и сами будут распоряжаться плодами своего труда.

Колонию называют трудовой, поскольку одним из методов воспитания ее учащихся является совместный труд на общее благо для обозримой и конкретной цели.

С 1921 года колония носит имя Максима Горького, активно интересующегося воспитательно-педагогической системой увлеченного своим делом энтузиаста. Известный уже к тому времени писатель сыграл значительную роль в педагогической биографии Макаренко.

Макаренко что он сделал. Смотреть фото Макаренко что он сделал. Смотреть картинку Макаренко что он сделал. Картинка про Макаренко что он сделал. Фото Макаренко что он сделал

Через шесть лет после основания трудовую колонию вместе с ее руководителем переводят из Ковалевки в Куряжский монастырь под Харьковом и объединяют с колонией, в которой живут неисправимые, казалось бы, беспризорники-воры.

Макаренко и здесь удается доказать действенность своего метода, основанного на доверии и требовательности, сочетающего в себе школьное обучение и производительный труд (воспитанники колонии учились и вели сельское хозяйство).

Работа в детской трудовой коммуне им. Ф. Э. Дзержинского

Успехи учителя-новатора не дают покоя менее удачливым коллегам, которым педагогические идеи Антона Макаренко видятся нецелесообразными.

Необоснованные нападки, очернительство, критика Н. К. Крупской и признание в 1928 году Народным комиссариатом просвещения Украины его системы воспитания «не советской» вынуждают Антона Семеновича оставить работу в колонии. Но от своих принципов в педагогической работе он не отказывается.

В 1928 году Макаренко переходит в структуру НКВД и возглавляет детскую трудовую Коммуну им. Ф. Э. Дзержинского в поселке Новый Харьков (до этого он около года трудился в ней по совместительству).

Макаренко что он сделал. Смотреть фото Макаренко что он сделал. Смотреть картинку Макаренко что он сделал. Картинка про Макаренко что он сделал. Фото Макаренко что он сделал

И снова педагогу удается доказать действенность своего метода, сочетающего обучение, производительный труд, строгую дисциплину и справедливое поощрение.

Уже в 1930 году Харьковский машиностроительный институт открывает в коммуне свой рабочий факультет.

С 1932 года начинают работать заводы по производству электроинструментов и фотоаппаратов ФЭД.

С 1933 года колония первой среди детских советских учреждений стала не только полностью окупать затраты на свое содержание, но и давать стране большую прибыль.

Детская преступность и беспризорность среди воспитанников коммуны, как и ранее в колонии им. Горького, были полностью ликвидированы.

Переезд в Киев

В 1935 году Макаренко переводят на работу в Киев. Здесь он занимает должность начальника отдела трудовых колоний НКВД Украины.

Осенью 1936 года по доносу с бывшего места работы, коммуны им. Ф. Э. Дзержинского, Антон Семенович был обвинен в критике Сталина и сотрудничестве с украинскими оппортунистами.

Макаренко что он сделал. Смотреть фото Макаренко что он сделал. Смотреть картинку Макаренко что он сделал. Картинка про Макаренко что он сделал. Фото Макаренко что он сделал

Москва: последние годы жизни

Для того чтобы избежать преследований, Антон Семенович Макаренко в 1937 году уезжает в Москву.

В столице Макаренко, поглощенный писательской деятельностью, общается с читателями, делится профессиональным опытом с педагогической общественностью.

В 1939 году Президиум Верховного Совета СССР вручает признанному педагогу орден Трудового Красного Знамени.

Макаренко что он сделал. Смотреть фото Макаренко что он сделал. Смотреть картинку Макаренко что он сделал. Картинка про Макаренко что он сделал. Фото Макаренко что он сделал

Сценарий фильма «Флаги на башнях» об учащихся и воспитателях детской трудовой коммуны им. Ф. Э. Дзержинского — одна из последних литературных работ в педагогической биографии Макаренко. 1 апреля 1939 года великого педагога не стало.

Похоронен Макаренко на Новодевичьем кладбище в Москве.

Литературная деятельность

Педагогическая деятельность Антона Макаренко нашла отражение во многих его литературных произведениях.

Первый писательский опыт педагога был не самым успешным и подвергся в 1914 году критике Максима Горького. Последующие одиннадцать лет Макаренко ничего не писал, но записные книги все же вел.

Позже, последовав совету Горького, побывавшего в трудовой колонии под Полтавой, Антон Семенович снова вернулся к литературной деятельности. Практическое знание и понимание того, как должен быть устроен воспитательный и обучающий процесс, легли в основу статей и книг Антона Макаренко.

В 1925 году он приступил к работе над своим главным произведением — «Педагогической поэмой» (окончена в 1935 году).

В 1932 году увидела свет книга «Марш 30 года» о детской трудовой коммуне им. Дзержинского.

Методику педагогической деятельности и воспитания Макаренко продолжил разрабатывать и описал ее в ряде опубликованных статей.

В 1934 году Антон Семенович Макаренко вступает в ряды членов Союза советских писателей.

«Методика организации воспитательного процесса», первая научная работа педагога-писателя, вышла в 1936 году. Со ставшей известной и очень популярной «Книгой для родителей» читатели знакомятся в 1937 году.

Факты личной биографии Макаренко описал в повести «Честь» (1938 год) и в неоконченном романе «Пути поколения».

Среди литературных произведений Макаренко — очерки и статьи, повести и романы, рассказы, пьесы, киносценарии.

Родной брат

Многое о личности Макаренко рассказано его братом Виталием в книге воспоминаний «Мой брат Антон Семенович».

Виталий — офицер царской армии, сторонник Белого движения. Он участвовал в боях Первой мировой войны, был ранен и отмечен наградой за героизм. После Октябрьской революции 1917 года эмигрировал за рубеж.

Виталий помогал старшему брату в его педагогической деятельности. Именно по его совету Антон Семенович применял в обучении элементы игры и военизации.

Последние годы жизни Виталий Семенович провел во Франции.

Национальная принадлежность

Национальность выдающегося педагога не раз становилась предметом дискуссий между историками, изучающими детали педагогической биографии Макаренко. Оспаривалась «русскость» Антона Семеновича, а его биографы обвинялись в политической конъюнктурности.

Макаренко прекрасно владел украинским языком, мог изъясняться на польском, но его литературные труды и письма написаны на русском языке. Эти неоспоримые факты, а также высказывания брата Виталия однозначно подтверждают русскую самоидентификацию гения педагогики.

Сохранение памяти

В России и на Украине насчитывается около 12 музеев, связанных с именем и деятельностью А. С. Макаренко.

Именем выдающегося педагога названы учебные заведения и улицы во многих городах.

1988 год ЮНЕСКО был объявлен годом Антона Семеновича Макаренко (в честь его столетнего юбилея).

Макаренко что он сделал. Смотреть фото Макаренко что он сделал. Смотреть картинку Макаренко что он сделал. Картинка про Макаренко что он сделал. Фото Макаренко что он сделал

К 130-летию со дня рождения Антона Семеновича Макаренко, в 2018 году, в Риме прошла научно-практическая конференция.

В Италии и России созданы и работают Макаренковские ассоциации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *