Малахитовая шкатулка про что

Малахитовая шкатулка про что. Смотреть фото Малахитовая шкатулка про что. Смотреть картинку Малахитовая шкатулка про что. Картинка про Малахитовая шкатулка про что. Фото Малахитовая шкатулка про что

Название произведенияМалахитовая шкатулка
АвторПавел Петрович Бажов
ЖанрСказ
Год написания1936

Главные герои

Сюжет произведения

После кончины Степана его жена Настасья бережно хранит шкатулку с малахитовыми украшениями. Настасья не могла их носить. Они казались ей тяжелыми и неудобными. Продавать шкатулку женщина тоже не хочет.

Только дочери Татьяне Настасья дает поиграть с малахитовой шкатулкой. Тятины сокровища утешают Татьяну, которая сильно горюет по отцу. Девушка примеряет серьги и кольца каждую свободную минуту. Она испытывала тепло, когда надевала на себя украшения.

Однажды в дом к Настасье постучалась странница. Она попросилась пожить в доме несколько дней. За это время она обучила Татьяну шить шелком и бисером. Однажды девушка со странницей остались в доме одни. Татьяна рассказала новой знакомой об отцовском приданом. Та попросила показать его. Девушка повела странницу в голбец, где хранили шкатулку после попытки украсть ее.

Там девушка стала примерять украшения, а странница касалась их. После ее прикосновений серьги и кольца приобретали новый блеск. В эти же мгновения девушка увидела перед собой комнату и удивительную женщину в зеленом платье с отцовскими украшениями.

После этого случая женщина попрощалась с Настасьей и ее семьей. На прощание она подарила Татьяне пуговицу, на которую можно взглянуть и попросить у странницы совета.

Девушка после ухода женщины стала искусно шить. Ей стали делать заказы. Этим Татьяна кормила семью. В свободные часы она все также примеряла отцовские украшения.

Однажды в семье произошло несчастье. Сгорел дом, где жила Настасья с детьми. Спасти успели только малахитовую шкатулку. Женщина поняла, что пришла пора продать подарок мужа.

Об этом узнала жена нового приказчика, бывшая любовница молодого барина Турчанинова. Она предложила хорошую цену и выкупила шкатулку за 2000 рублей. Только носить украшения так и не смогла.

Ее муж, приказчик Паротя, решил сам повидать девушку, которая раньше носила эти украшения. Как только он увидел Татьяну, так сразу влюбился. Он заказал ей вышить свой портрет.

Весной в Полевскую приехал барин Турчанинов с намерением увезти жену Пароти. Он заинтересовался украшениями в шкатулке своей бывшей любовницы и предложил продать ему шкатулку со всем содержимым. Когда жена приказчика с барином сторговались, он приказал позвать Татьяну.

Она пришла. По его просьбе Татьяна примерила украшения, и он предложил ей выйти за него замуж. Девушка согласилась с условием, что Турчанинов отведет ее во дворец и покажет комнату, где находится отцовская работа. Барин согласился и уехал в столицу, где всем рассказывал о красоте своей невесты.

Осенью слухи дошли до самой царицы. Она приказала привести девушку во дворец. Татьяна сказала жениху, что приедет к дворцу сама. Он ждал ее у крыльца и устыдился того, что Татьяна пришла пешком в обычном платке, простой шубке и спрятался.

Однако когда девушка распахнула верхнюю одежду и сняла платок, он вышел встретить Татьяну. Невеста рассердилась на него, но пошла во дворец. Там она поняла, что Турчанинов обманул ее. Он вел ее показывать царице, а не показывать ей царицу.

Тогда Татьяна прислонилась к малахитовой стене и растаяла. Остались только ее украшения. Когда барин попытался их собрать, они превратились в капли. Только подобранная пуговица осталась целой. В ней отразилась малахитовая красавица и посмеялась над неказистым барином.

С тех пор, как пропала Татьяна, Хозяйка Медной горы двоиться стала: сразу двух девиц в малахитовых платьях люди видели.

Источник

Малахитовая шкатулка

Микропересказ : Девушка получает в наследство от отца малахитовую шкатулку. Драгоценности в шкатулке оказываются волшебными, они превращают девушку в ещё одну Хозяйку Медной Горы.

После смерти мужа у Настасьи осталась шкатулка, сделанная из малахита, которую подарила им на свадьбу Хозяйка Медной горы.

Настасья — вдова, муж которой был влюблён в Хозяйку Медной горы и умер от тоски по ней.

В этой шкатулке хранилось много женских украшений. Ещё при жизни мужа Настасья несколько раз надевала их, но ходить в них не смогла: и жмут они, и давят. Тогда сняла она их и спрятала в дальний угол сундука. Многие хотели купить шкатулку, большие деньги предлагали, но Настасья отказывалась — время не пришло.

Было у Настасьи трое детей: два сына и маленькая дочь Танюшка.

Танюшка — дочь Настасьи, темноволосая и зеленоглазая, на родителей не похожа.

Темноволосая и зеленоглазая девочка, как подкидыш, ни на кого из семьи не была похожа.

В кого только зародилась! Сама чёрненька да басенька, и глазки зелёненьки. На наших девчонок будто и вовсе не походит.

Очень она отца любила, плакала часто. Чтобы её утешить, мать дала ей со шкатулкой поиграть. Примерила девочка украшения, а они как будто для неё изготовлены — так ей от них тепло.

Выросла Танюшка, часто стала сама доставать шкатулку и любоваться украшениями. Однажды, когда Настасья в очередной раз отлучилась, надела на себя Танюшка каменья, любуется, а в это время в избу забрался вор. Глянул он на украшения, и словно ослепило его что-то, а девочка успела сбежать.

Рассказала Танюшка об этом матери, та поняла, что вор за шкатулкой приходил, и тайком от детей зарыла её под печью. Только шкатулка Танюшке сама показалась — засияла ярким светом из-под пола. С тех пор девочка тайком с украшениями играла.

Несколько следующих лет Настасье тяжело жилось, но она выдержала, шкатулку не продала. А потом сыновья подрабатывать начали, и Танюшка научилась вышивать шёлком и бисером. Вышло это случайно. Зашла к ним однажды странница, попросилась пожить, а в благодарность научила девушку узорам диковинным.

Танюшка к страннице потянулась, как к родной матери, и рассказала ей про шкатулку. Странница попросила её каменья на себя надеть, а потом показала ей красивую, зеленоглазую девушку точно в таких же украшениях. Стояла эта зеленоглазая в отделанной малахитом комнате, а рядом с ней какой-то белобры­сенький вертелся. Странница объяснила, что это — комната в царском дворце, малахит для которой Танюшкин отец добывал.

В тот же день странница собралась уходить. На прощание она оставила Танюшке шёлковых ниток и пуговицу стеклянную. Ничего в той пуговице ценного не было, а всмотрится в неё девушка, и перед ней любой узор вырисовывается. Очень это помогало Танюшке в её работе. Лучшей мастерицей в округе стала. Парни вокруг Танюшиного дома все тропинки истоптали, но она ни на кого не смотрела.

Танюшкино рукоделье на моду пошло. Не то что в заводе аль в нашем городе, по другим местам про него узнали, заказы посылают и деньги платят немалые. Доброму мужику впору столько-то заробить.

Тут-то беда их и настигла. Случился как-то пожар, сгорела Настасьина изба дотла, только шкатулка и уцелела. Пришлось её продать жене нового управляющего заводом. Женщина эта была любовницей молодого барина — сына владельца всех окрестных рудников. Старый барин перед смертью решил выгодно женить сына, а любовницу его выдал замуж за иностранца, бывшего учителя музыки, и отправил его управляющим на дальний завод.

По-русски управляющий хорошо выговаривал только одно слово — «пароть», за что и прозвали его Паротей, но человек был неплохой, зря не наказывал.

Паротя — управляющий заводом, иностранец, плохо говорит по-русски.

Украшения жене управляющего не подошли — и давят, и жмут, и колятся. Местные мастера отказались украшения исправлять — «на одного кого тот мастер подгоняет, другому не подойдёт, что хошь делай». Тем временем помер старый барин. Его сын, не успевший жениться, сразу же отправился к любовнице.

А Паротя между тем успел увидеть Татьяну, запал на неё и заказал ей вышить золотом её же собственный портрет. Танюшка согласилась, но сказала, что изобразит не себя, а другую девушку — «зеленоглазую», которая ей в пуговице узоры показывала. Посмотрел Паротя на портрет и изумился: это же вылитая Танюшка, только в иноземном платье. Портрет этот Паротя показал молодому барину и рассказал ему о малахитовой шкатулке.

Он, слышь-ко, малоумненький был, мотоватый. Однем словом, наследник. К камням-то сильное пристрастие имел. Щегольнуть ему было нечем, — как говорится, ни росту, ни голосу, — так хоть каменьями.

Шкатулку барин перекупил, потом вызвал к себе Танюшку. Та сразу узнала в нём того белобры­сенького, который возле зеленоглазой вертелся, а барин покой потерял, даже выйти за него замуж предложил. Девушка вроде согласилась, но условие поставила. Пусть барин ей царицу покажет и малахитовую комнату, для которой отец камень добывал.

В назначенное время приехала Танюша во дворец, а её никто не встретил. Барин увидел её в платке и деревенской шубке и за колонну спрятался. Тогда она сама во дворец вошла и шубу сняла. А на ней платье краше, чем у самой царицы, и украшения из малахитовой шкатулки, которую она у барина на временное пользование взяла, переливаются. Все её красотой залюбовались.

Тут барин к ней подскочил и своей невестой назвал. Девушка его остановила и велела вести в малахитовую комнату. Барин испугался: что царица скажет на такое своеволие. Но Танюшка и слушать его не стала, сама эту комнату нашла, к стене малахитовой подошла. Тут и царица явилась, требовать стала, чтобы ей невесту барина показали.

Обидно Танюшке стало, что жених её царице показывать собирался, а не наоборот, отказала ему. Потом прижалась Танюшка к малахитовой стене и исчезла. Остались от неё только драгоценные камни и стеклянная пуговица. Камни барин собрать не смог — они у него в руках каплями растеклись. А в пуговице увидел барин зеленоглазую и «последний умишко потерял».

С тех пор никто Танюшку не видел. Только люди поговаривать стали, что у горы теперь две хозяйки в одинаковых платьях появляться стали.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Бажов П. «Малахитовая шкатулка» Читательский дневник, краткое содержание

Бажов П. «Малахитовая шкатулка» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Бажов Павел Петрович

Название: «Малахитовая шкатулка» («Уральские сказы»)

Жанр: Сказ

Тема произведения: таланты и мастерство людей.

Число страниц: 51

Главные герои и их характеристики:

О чем произведение:

Сказ об удивительной шкатулке с драгоценностями, и о девушке Танюше, сумевшей своими талантами и трудолюбием стать настоящей мастерицей, второй хозяйкой медной горы.

Сюжет — краткое содержание:

Понравившийся эпизод:

Мне понравился эпизод с появлением таинственной странницы, она была одета по-простому и бедно, но оказалась будто бы самой хозяйкой медной горы. Обучила Танюшку вышивке и показала удивительное видение.

План произведения для пересказа:

Главная мысль:

Настоящий талант – удивительный дар, его невозможно ограничить какими то рамками, заполучить или отобрать.

Чему учит эта книга:

Сказка учит нас тому, что талант и настоящее мастерство – это удивительный дар. Учит нас, что глупость и несправедливость – только людям на смех, а важно оставаться собой и не бояться, быть трудолюбивым и честным.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Мне интересно было узнать о необыкновенных мастерах прошлого. Главная героиня, Танюша, удивительная независимая девушка, родилась в простой семье, но за характер, упорство и таланты её заметила сама хозяйка медной горы. Правда, читать сказ сложно из-за большого количества непонятных слов и выражений.

Новые слова и выражения:

Протча – то же что и прочее.

Шибко – скоро, быстро.

Щегарь – горный мастер.

Голбец – в избе конструкция при печи.

Пословицы к произведению:

Воля и труд, дивные всходы дают.

Трудолюбие талант растит.

Кто любит труд, того люди чтут.

Источник

Краткое содержание «Малахитовая шкатулка»

Всего получено оценок: 886.

О произведении

Сказ «Малахитовая шкатулка» Бажова написан в 1938 году. Это одно из лучших произведений писателя, вошедших в сборник под названием «Уральские сказы». Книга является продолжением сказа Бажова «Медной горы Хозяйка».

Малахитовая шкатулка с драгоценностями, которая упоминается в сказе, олицетворяет талант и трудолюбие уральских рабочих, добывающих и обрабатывающих поделочные камни.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Малахитовая шкатулка» на нашем сайте.

Малахитовая шкатулка про что. Смотреть фото Малахитовая шкатулка про что. Смотреть картинку Малахитовая шкатулка про что. Картинка про Малахитовая шкатулка про что. Фото Малахитовая шкатулка про что

Место и время действия

События сказа происходят в конце XIX — начале ХХ столетия на Урале и в Санкт-Петербурге.

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

После смерти мужа – известного в округе горняка Степана – у Настасьи осталась малахитовая шкатулка с богатыми украшениями, которая досталась им в подарок от самой Хозяйки Медной горы. Она знала истинную цену этим драгоценностям, и даже в самое тяжелое время отказывалась продавать их местным торгашам.

Как повзрослела Татьяна – краше ее невесты не сыскать. Многие парни пытались с ней заговорить, вот только девушка была со всеми холодна. Вскоре семью настигла беда и полностью сгорел дом, скотина, все хозяйство. Только малахитовую шкатулку и успели спасти, которую пришлось продать. Танюшке было очень горько, но волшебная пуговичка дала свое согласие.

Однажды приезжий приказчик Паротя, сраженный красотой Татьяны, попросил, чтобы она вышила ему свой портрет. Во время застолья, будучи под хмельком, он показал вышитый шелком портрет молодому богатому барину Турчанинову, который тут же влюбился в зеленоглазую красавицу. Он выкупил ее украшения и предложил выйти за него замуж. Танюшка согласилась, но поставила условие: барин должен был показать ей царицу в дворцовой комнате, украшенной малахитом, что добыл Степан.

Малахитовая шкатулка про что. Смотреть фото Малахитовая шкатулка про что. Смотреть картинку Малахитовая шкатулка про что. Картинка про Малахитовая шкатулка про что. Фото Малахитовая шкатулка про что

Заключение

Сказка учит уважать чужой труд, не лениться и не опускать руки даже в самой сложной жизненной ситуации. Истинная красота и богатство не в драгоценных камнях, а в самом человеке.

После ознакомления с кратким пересказом «Малахитовой шкатулки» рекомендуем прочесть сказку в полной версии.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

Малахитовая шкатулка

«Малахитовая шкатулка» — сборник сказов [1] Павла Петровича Бажова, написанных на основе уральских легенд. Большая часть сказов повествует о тяжкой жизни простых людей (в основном старателей, то есть шахтёров) в условиях крепостного права и их взаимоотношениях с волшебными существами — хранителями драгоценных природных ископаемых. Написана книга с 1935 по 1945 год.

Вообще «Уральские сказы» Бажова состоят из двух томов, из которых «Шкатулка» — первый. Во втором томе фантастических существ уже намного меньше, а речь идёт в основном о талантливых мастерах. Есть и третий том — он представляет собой очерки автора о жизни уральских рабочих до и после революции, истории горного дела в этих местах и некоторых подробностях здешнего фольклора. В данной статье речь будет идти в основном о «Малахитовой шкатулке», как наиболее известном сборнике, но на остальное творчество мы будем тоже оглядываться.

Содержание

Немного истории [ править ]

«Медной горой» называли Гумешевский рудник, который в старину был крупнейшим на Урале медным месторождением и славился на весь мир своими залежами малахита. На данный момент рудник уже исчерпан. Интересно, что «Медная гора» на самом-то деле никакая и не гора: это был пологий холм (что и означает само слово «гуменцы»), да и тот со временем срыли. Разочарованному Бажову отец объяснял, что «Всегда руду из горы берут. Только иная гора наружу выходит, а иная в земле». Медь в этих краях добывали очень и очень давно, сам же рудник был основан в 1709 году и в 1757 продан купцу по фамилии Турчанинов (он и его потомки упомянуты в нескольких сказах «Шкатулки», а в очерках автор рассказывает об этом более подробно).

Бажов в 1930-е занимался сбором уральского рабоче-крестьянского фольклора. Собранные материалы и стали основой для его сказов. По словам автора, все эти истории он услышал от некоего старика по прозвищу Слышко, хотя Бажов многое переосмыслил для литературного изложения вплоть до того, что его в те времена даже обвиняли в «фальсификации фольклора». При том, что в ходе сбора фольклора неудобные моменты было велено попросту отбрасывать как «тёмные суеверия».

Ещё стоит заметить, что Бажов, будучи убеждённым коммунистом (кстати, его дочь Ариадна вышла за Тимура Аркадьевича Гайдара) и атеистом, не скупится на «на тебе!» в адрес богачей всех разновидностей, священнослужителей, показанных бесполезными прихвостнями богачей, а также иностранцев. В последнем случае от души досталось немцам (неудивительно, если учесть, что многие сказы были сочинены в годы Великой Отечественной). Неприязнь проявляется не столько в том, что богачи показаны плохими (вряд ли старатели и на самом деле питали к ним тёплые чувства), сколько в том, насколько светлее и мягче выведены характеры волшебных существ. Подробно показано, что Хозяйку считали заступницей, но момент с её пугающими трикстерскими чертами старательно обойдён. К этому мы ещё вернёмся ниже.

Так или иначе, сейчас будет довольно сложно установить, что из описанного в сказах было додумано автором: произведения очень быстро попали на Урал в переработанном варианте и были приняты тамошней молодёжью как настоящие легенды. Можно с полной уверенностью сказать, что легенды о Хозяйке Медной горы, Девке-Азовке и Золотом Полозе существовали задолго до Бажова (это заметно и по их архетипичности), а насчёт менее значительных персонажей — загадка. Одни старожилы уже в 1950-е годы знать не знали ни о какой Огневушке-Поскакушке, другие что-то «кажись, слыхали», многие удивлялись тому, что дети называют какой-то родник «Синюшкиным колодцем», хотя до выхода книги его никто так не называл. Автор много рассказывает о первоисточниках легенд в очерках, но как знать, не додумал ли он и для очерков чего-то от себя. В любом случае, книга получилась увлекательной и оставила значимый след в советской и постсоветской культуре.

Потусторонние создания [ править ]

Медной горы Хозяйка [ править ]

Будучи духом-хранителем подземных богатств, Хозяйка обладает необходимой для подобных существ способностью к геокинезу. Она умеет заставить расступиться землю или породу, может подарить руду тем, кто ей по душе или спрятать от неугодных и, а то и обратить в камень особо зарвавшегося злодея. В подчинении Хозяйки находится целая армия фамильяров-ящериц, тоже с явными способностями к волшебству. Под землёй у неё обустроены целые хоромы, где всё из камня, а также каменный лес, где растут настолько прекрасные цветы, что смертным их лучше вообще не видеть.

Казалось бы, от каменной девы можно было бы ожидать характера Снежной Королевы, но она совершенно не такова. Хозяйка изображена очень подвижной, неусидчивой, очень смешливой и даже болтливой — пару раз показана её привычка оживлённо беседовать на непонятном языке с кем-то незримым (может быть, со своими ящерицами).

Самых трудолюбивых из рабочих же может вознаградить (например, незримо помочь в работе, подбросить хороший камень и тому подобное), хотя в целом относится к старателям явно нейтрально. Иногда Хозяйка сурово испытывает даже тех, кто ей по нраву, хотя Бажов не очень заостряет на этом внимание. Некоторые удостоились чести побывать в гостях у Хозяйки, а наиболее талантливые могут угодить к ней в «горные мастера». Последние, увидев красоты её подземелий, жить среди людей уже не способны. Тем не менее, силой она никого к себе не затаскивала, честно предупреждая о том, что будет, и даже отговаривая, напоминая о семье, которую придётся оставить. Когда же возлюбленная Данилы-мастера явилась за ним к Хозяйке, та отпустила его восвояси, великодушно стерев из памяти воспоминания о каменных цветах, чтобы он не сошёл с ума. В целом получается, что эта сущность законопослушно-нейтральная и старается действовать по справедливости, хотя общение с ней опасно для смертных ввиду одной только её природы — как не полезна для рабочих добыча или шлифовка камней.

Слово Божие: «Вот она, значит, какая, Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало».

Другие волшебные существа [ править ]

Хозяйка — не единственный хранитель здешних богатств, но остальным уделено гораздо меньше внимания. Характером они в основном примерно такие же: любят справедливость, хороших людей вознаграждают, а плохих — могут и покарать.

Что ещё здесь есть [ править ]

Адаптации [ править ]

Каменный цветок (1946) [ править ]

Степанова памятка (1976) [ править ]

Режиссёр — Константин Ершов, который снимал того самого «Вия». В фильме собраны воедино истории из сказов «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка» и «Горный мастер».

В этой адаптации заметно пересмотрены характеры главных героев. Степан себя что-то уж совсем тут нагло ведёт с Хозяйкой при первой встрече — обнимает и тормошит, как какую-нибудь деревенскую девку, хотя вроде бы и знает, кто перед ним. И вообще он сделан брутальнее — распевает частушки (зачастую не совсем пристойные), поругивается и вообще настолько придурковатый, что даже порка его не пробирает. Смешливость Хозяйки доведена до уровня «педаль в Гумешки», а одета она не в зелёное платье, а в красное.

Вышеописанная теория о том, что дочь Степана — подменыш в фильме раскрыта больше, чем в оригинале. Хозяйка она упоминает о том, что её логичнее называть «бабой», а не «девкой» (то есть, она рожавшая). У жены Степана она ни много, ни мало, принимала роды — в общем, тогда и подменила. Наглядно показано, что Степан изменяет жене с Хозяйкой, присутствует и закадровая любовная сцена («Ящерки глядят» — «Пущай глядят»). В довершение, у Хозяйки появилось имя: она называет себя Ксенией.

Из менее вопиющего: приказчик и тут Северьян, только Назарович (и умер он не так, просто задавило глыбой малахита, а подошвы остались торчать). Также забавно, что аж двух зеленоглазых персонажей играют кареглазые актрисы, причём этому ещё и дан в кадре обоснуй: у них глаза переменного цвета, всем разными кажутся. Вообще, при всей этой неканоничности фильм смотрится вполне хорошо.

Книга мастеров (2009) [ править ]

Снято очень по мотивам и оценивалось неоднозначно, что не помешало картине в течение двух недель оставаться лидером российского проката.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *