Мальчишки отправляются на увал за земляникой что за произведение
Конь с розовой гривой
Микропересказ : Бабушка отправила внука за ягодами, чтобы продать их и купить ему пряник. Хулиган надоумил его набить корзину травой, а сверху наложить ягод. Обнаружив обман, бабушка отругала внука, но пряник купила.
В оригинале повествование ведётся от лица внука.
Бабушка Катерина Петровна послала рассказчика — своего маленького внука — за земляникой вместе с соседскими ребятишками.
Катерина Петровна — пожилая женщина из бедного сибирского села, очень строгая, растит внука.
Рассказчик — внук Катерины Петровны, круглый сирота, озорник, бабушка часто его наказывает; имя в рассказе не упоминается, но в персонаже угадывается сам автор.
Пообещала: если мальчик наполнит берестяной короб ягодами, она продаст их вместе с теми, что собрала сама, и купит «пряник конём». Пряник в виде коня с гривой, хвостом и копытами, облитыми розовой глазурью, обеспечивал почёт и уважение мальчишек всей деревни и был их заветной мечтой.
За ягодами рассказчик пошёл вместе с детьми соседа Левонтия, который работал на лесозаготовках.
Левонтий — сосед рассказчика, многодетный, пьяница, нищий бездельник.
Жило левонтьевское семейство бедно. Возле их бедного домишки не было никаких хозяйственных построек, даже бани не было, а мылись они у соседей.
Каждую весну они окружали дом жалким тыном, и каждую осень он шёл на растопку. Бабушка упрекала соседа, называла бездельником, а Левонтий, бывший матрос, отвечал, что любит свободу — пустая неогороженная земля вокруг домишки напоминала ему о морских просторах.
Примерно раз в пятнадцать дней «Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой», а тётка Васёна, бегала по селу и отдавала долги.
Васёна — жена Левонтия, шустрая, глуповатая.
В такие дни рассказчик всеми способами пробирался к соседям. Бабушка не пускала. «Нечего этих пролетариев объедать», — говорила она. У Левонтия мальчика охотно принимали и жалели, как сироту.
…и такая доброта охватывала людей, что всё-всё высыпалось и вываливалось на стол и все наперебой угощали меня и сами ели уже через силу, потом затягивали песню, и слёзы лились рекой…
Заработанные соседом деньги кончались быстро, и тётка Васёна снова бегала по селу, занимала денег до следующей получки.
Рассказчик успел набрать несколько стаканов земляники, когда левонтьевские ребята затеяли драку — старший заметил, что остальные собирают ягоды не в посуду, а в рот. В результате вся добыча была рассыпана и съедена, а ребята решили спуститься к речке. Тут-то они и заметили, что у рассказчика земляника осталась. Левонтьевский Санька «на слабо» подбил мальчика съесть ягоды, после чего тот вместе с остальными отправился на речку.
Санька — один из многочисленных детей Левонтия, хулиган, вечно голодный.
О землянике рассказчик вспомнил только к вечеру. Возвращаться домой с пустым коробом было стыдно и боязно, от строгой Катерины Петровны «враньём, слезами и разными отговорками не отделаешься». Тогда Санька подучил мальчика натолкать в короб травы, а сверху рассыпать горсть ягод. Вот эту «обманку» он и принёс домой.
Бабушка долго хвалила внука. Ягоды она пересыпать не стала — решила прямо в туеске в город на продажу везти. На улице мальчик рассказал всё Саньке, и тот потребовал от него калач, как плату за молчание. Одним калачом рассказчик не отделался, таскал, пока Санька не наелся. Ночью мальчик не спал, мучился оттого, что и бабушку обманул, и калачи украл. Наконец, решил утром встать и во всём признаться.
Проснувшись, рассказчик обнаружил, что проспал — бабушка уже уехала в город. Он жалел, что дедушкина заимка так далеко от села. У дедушки хорошо, тихо, и он бы внука в обиду не дал.
От нечего делать рассказчик пошёл с Санькой на рыбалку и через некоторое время увидел большую лодку, выплывающую из-за мыса. В ней сидела бабушка и грозила внуку кулаком. Увидев эту страшную картину, рассказчик пустился в бега.
Домой он вернулся только к вечеру и сразу юркнул в кладовку, где для него была устроена летняя «постель из половиков и старого седла». Свернувшись калачиком, он жалел себя и вспоминал о маме. Как и бабушка, она ездила в город торговать ягодой. Однажды перегруженная лодка перевернулась и мама утонула. «Её затянуло под сплавную бону», где она зацепилась косой. Мальчик вспомнил, как страдала бабушка, пока река не отпустила маму.
Проснувшись утром, рассказчик обнаружил, что с заимки вернулся дедушка. Он велел попросить у бабушки прощения. Вдоволь отругав, бабушка усадила мальчика завтракать, а после всем рассказывала, «чего утворил её малой» и как она чуть не продала фальшивку культурной дамочке в шляпке.
…она носилась взад-вперёд… делала разные свои дела и всякий раз, пробегая мимо дверей кладовки, не забывала напомнить:
— Не спишь ведь, не спишь! Я всё-о вижу!
А коня с розовой гривой бабушка внуку всё же привезла. С тех пор много лет прошло, бабушки и дедушки нет в живых, да и жизнь самого рассказчика «клонится к закату», а он всё не может забыть «бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Рецензии на книгу «Конь с розовой гривой» Виктор Астафьев
Виктор Астафьев в своем рассказе «Конь с розовой гривой» открыл перед читателем одну из самых главных проблем человечества – тема становления личности и взросления человека. В нем он описывает случай, который в один миг может изменить и внутренний мир человека, и позволить взглянуть на мир по-другому.
Повествование ведет мужчина, от имени маленького мальчика по имени Витя, воспитание которого легло на хрупкие плечи бабушки. Ему все время казалось, что соседские мальчишки живут вольнее и веселее чем он. Мальчик думал, что если будет вести себя, так же как и они, жизнь его будет такой же веселой и беззаботной. И Витя, по совету своих приятелей обманывает свою бабушку.
Одним днем он со старшими друзьями отправился по просьбе бабушки в лес за земляникой. Бабушка пообещала, что привезет ему с рынка гостинец – пряничного коня с розовой гривой. Набрав лукошко ягод, Витя, не удержавшись, съел их с друзьями. Чтобы бабушка ничего не заметила, Витя набил лукошко травой, а сверху присыпал земляникой. НО мальчику стало очень стыдно перед бабушкой, и он хотел признаться ей в своем поступке, но не успел. Бабушка, ничего не заметив, уехала продавать землянику в город.
Витя так испугался разоблачения, что боялся возвращаться к себе домой. Но вернуться все же пришлось, бабушка была очень рассержена и сильно ругалась, но все угостила внука вкусным пряником. Вите было очень стыдно, и он попросил у бабушки за свой поступок прощения. С тех пор прошло много лет, а Витя помнит преподнесенный бабушкой урок и тот пряник в виде коня с дивной розовой гривой.
Главная тема рассказа «Конь с розовой гривой» – это умение признавать ошибки, учиться делать правильные выводы из плохих поступков, думать, а не слушать других людей и главное, любить и уважать своих близких. Важно всегда помнить, что ложь, как ее не скрывай, всегда будет раскрыта, только последствия от нее бывают печальные. Любовь бабушки, несмотря на поступок внука, остаются такой же бесконечной, как и ее доброта.
Идея произведения » Конь с розовой гривой» – показать читателю, что только близкие люди способны искренне любить и простить родному человеку любую оплошность. Образ бабушки – это чистота и теплота души, искренняя любовь и трепетное отношение к тому, кого любишь. Именно эти качества помогли Вите вырасти настоящим человеком, оставаться искренним и добрым по отношению к окружающим.
Вариант 2
Автобиографический рассказ «Конь с розовой гривой» описывает два дня из жизни мальчика сироты — Вити. Бабушка послала его за земляникой в компании соседских детей. Она пообещала, что продаст ягоды на рынке и купит внуку пряник в форме коня, о котором мальчик мечтает. Чтобы похвастаться перед другими ребятами он раздает всю землянику, а бабушке приносит туесок набитый травой, прикрытый сверху ягодами. Обмануть бабушку ему посоветовал соседский мальчик Санька. Маленького героя все время мучает совесть, он хочет обо всем рассказать бабушке, но не успевает. И когда он, наконец, извинился перед ней, она подарила ему долгожданный пряник.
Виктор Астафьев открыл перед читателями главную тему — становления характера маленького героя. За столь короткий срок мальчик прошел трудный урок, заставивший его посмотреть на мир другими глазами. Он научился признавать свои ошибки, иметь свое мнение и ценить близких людей.
Выделяются и второстепенные темы: тема детства, неискренней дружбы, обмана и семейных ценностей. Астафьев показывает в рассказе, каким разным бывает детство. Левонтьевским детям живется непросто, они часто голодают, поэтому не считают зазорным что-то украсть, или обмануть. Ведь они не знают, будут ли сыты на следующий день. Автор не осуждает их. Витя же живет благополучной жизнью, несмотря на отсутствие родителей. Во время похода за земляникой Витя хочет показать себя. С одной стороны он понимал, что дети берут его на «слабо», но все равно желание выделиться среди товарищей перевесило желание помочь бабушке. Тема любви раскрывается в любви бабушки к внуку и мальчика к бабушке. Ребенок учится беречь семейные ценности, не лгать родным, и не огорчать их. После случившегося Витя начинает понимать, что обманом нельзя добиться чего-то хорошего.
Главная идея рассказа — это раскаяние и прощение. На протяжении всего повествования Витю мучает совесть, ему очень тяжело, стыдно перед бабушкой. Бабушка, несмотря на обман с его стороны, старается воспитать его честным человеком и остается доброй к нему. Увидев искреннее раскаяние внука, она отдает ему любимое лакомство. Этот урок милосердия мальчик запомнит на всю жизнь. Образ пряничного коня навсегда будет ассоциироваться у автора с тем детским поступком. Витя осознает, что чистый душой человек, добрый и любящий, способен прощать и продолжать любить несмотря ни на что.
Другие сочинения: ← Проблематика рассказа Конь с розовой гривой↑ Астафьев В.П.Описание Васютки (его внешность, портрет) →
Рецензии на книгу «Конь с розовой гривой» Виктор Астафьев
Интересно, для чего издательство исказило текст всех рассказов? Одни слова исчезли, другие заменены…Это же не перевод! Это наш, Астафьев! Вот текст из других книг: Монах в новых штанах Мне велено перебирать картошки. Бабушка определила норму, или упряг, как назвала она задание. Упряг этот отмечен двумя брюквами, лежащими по ту и по другую сторону продолговатого сусека, и до брюкв тех все равно что до другого берега Енисея. Когда я доберусь до брюкв, одному Богу известно. Может, меня и в живых к той поре не будет! В подвале земляная, могильная тишина, по стенам плесень, на потолке сахаристый куржак. Так и хочется взять его на язык. Время от времени он ни с того ни с сего осыпается сверху, попадает за воротник, липнет к телу и тает. Тоже хорошего мало. В самой яме, где сусеки с овощами и кадки с капустой, огурцами и рыжиками, куржак висит на нитках паутины, и когда я гляжу вверх, мне кажется, что нахожусь я в сказочном царстве, в тридевятом государстве, а когда я гляжу вниз, сердце мое кровью обливается и берет меня большая-большая тоска. Или отрывок из Коня с розовой гривой: Брюхо болит, на краюху глядит! Эшь ведь какой смирененькай! Эшь ведь какой тихонькай! И молочка не попросит. Дед мне подморгнул — терпи. Я и без него знал: Боже упаси сейчас перечить бабушке, сделать чего не по ее усмотрению. Она должна разрядиться и должна высказать все, что у нее на сердце накопилось, душу отвести и успокоить должна. И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня еще уведет, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел, не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету… Даже дед не выдержал бабушкиных речей и моего полного раскаянья. Ушел. Ушел, скрылся, задымив цигаркой, дескать, мне тут ни помочь, ни совладать, Бог пособляй тебе, внучек… Бабушка устала, выдохлась, а может, и почуяла, что уж того она, лишковато все ж меня громила. Было покойно в избе, однако все еще тяжело. Не зная, что делать, как дальше жить, я разглаживал заплатку на штанах, вытягивал из нее нитки. А когда поднял голову, увидел перед собой… Я зажмурился и снова открыл глаза. Еще раз зажмурился, еще раз открыл. По скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый Конь с розовой гривой. Бери, бери, че смотришь? Глядишь, зато еще когда омманешь баушку… Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой. А теперь сравните с фото. Всё это не совсем понятно… От покупки рассказов в этой серии пока воздержусь…
Анализ произведения
Рассказ автора автобиографичен, действие происходит в начале ХХ века в Сибири, а именно в деревне на берегу Енисея. Произведение посвящено бабушке писателя, воспитавшей его.
Пряник в виде коня с гривой олицетворяет бабушкину любовь и заботу.
Действующие лица
В рассказе представлены главные и второстепенные герои. Среди них выделяют следующих:
Краткое содержание
После смерти родителей 7-летний мальчик Витя остался на попечении своей бабушки. Ее звали Катерина Петровна. Как-то женщина отправила внука собирать землянику для дальнейшей продажи, за это она пообещала купить ему пряничного коня с розовой гривой. Мальчик сильно обрадовался, так как это лакомство вызывало почет и уважение среди всех деревенских мальчишек.
Собирать ягоды Витя отправился вместе с соседкой ребятней. Это были дети дяди Левонтия, бывшего моряка. Он любил просторы, был добрым, но пристрастился к выпивке, стал ленивым бездельником. Хозяйство мужчину не интересовало. Его дети практически ничем не отличались от беспризорников.
Мальчишки начали собирать ягоды, а потом устроили драку, рассыпав всю землянику. Они решили доесть остатки и пойти на речку. Санька — главный задира — подбил других ребят и Витю съесть все собранные плоды, а чтобы у бабушки не возникло подозрений, низ емкости набить травой, а сверху насыпать ягод.
По возвращении домой мальчик хотел во всем признаться бабушке и понести наказание, но ему постоянно что-то мешало. Утром Витя встал, когда Катерина Петровна уже отправилась на базар. На рынке она обнаружила обман. Когда женщина вернулась домой, то отругала мальчика и рассказала всем соседям о его проступке. Вите стало стыдно за содеянное, что плохо поступил, обманул близкого человека. От этого мальчик разрыдался, раскаялся.
Он принял для себя решение никогда больше не делать подлости. Но в разы больший стыд Витя ощутил, когда увидел большой пряник в виде коня с гривой.
Основная мысль
На примере главного героя автор показал, что дети с малых лет впитывают в себя то, что видят вокруг. Они способны научиться как плохому, так и хорошему, поэтому важно с раннего возраста показывать положительный пример. Но несмотря на негативных людей, большое значение имеет то, кто в самый нужный момент будет рядом и направит в нужное русло.
Витя легко поддавался чужому влиянию, но благодаря бабушке он смог исправиться, понял свою вину и раскаялся. Бабушкин урок мальчик запомнит на всю жизнь. Любящие люди простят за любой проступок, но важно, чтобы ребенок осознал его неправильность.
Главный вопрос, который поднял автор — ответственность за свои поступки. Человек должен признать свою неправоту. Нельзя обманывать людей, поступать безнравственно, обижать и подводить их.
Бабушка решила проучить своего внука. Она привезла ему пряник, чтобы тот навсегда запомнил свой поступок и стыдился его.
Рассказ учит следующему:
Нравственный выбор
Герой на протяжении всего рассказа выбирает, как же ему поступить в той или иной ситуации. Мальчик сам хорохорится, когда Санька предлагает ему съесть всю собранную землянику, он сам приходит к такому решению. Рассказчик самостоятельно выбирает обман бабушки: он наполняет туесок травой и накладывает на нее немного ягод. Герой самостоятельно крадет у бабушки калач, чтобы Санька не рассказал ей об обмане. Герой мучится и решает рассказать бабушке правду, однако он понимает, что зашел слишком далеко, поэтому его пугает то, что его ждет за такие поступки. Рассказчик нуждался в настоящей помощи, которую не смогли оказать дети Левонтия.
Пример 1
Рассказ Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой” повествует нам о жизни людей в деревне. Перед нами предстают образы разных жителей, которые помогают ярче понять, что хотел до нас донести автор. Так еще этот рассказ является и автобиографичным, поскольку Астафьев жил с бабушкой в детстве, так как мать умерла. Главным героем произведения является мальчик Витя, от имени которого и ведется рассказ. Сам мальчик добрый и отзывчивый, живет и воспитывается он у строгой бабушки, которую дед в шутку называет “генерал”. Витя дружит с соседскими детьми Леонтьевыми, и хотя бабушка этим не очень довольна, он все равно к ним бегает. Они жалеют его, потому что он – сирота, всегда в день пира, когда отец получает зарплату, угощают разными вкусностями. Витя скучает по дедушке, который работает на заимке, ему кажется, что дед всегда выслушает и сможет помочь, а вот бабушки он побаивается. Хотя мальчик еще не взрослый, размышлять он старается здраво, хотя и не всегда это у него получается. Мальчик однажды легко поддался на уговоры других детей и обманул бабушку, которая обещала привезти ему из города пряник в виде коня с розовой гривой, если Витя соберет землянику. Она хотела продать ягоды на рынке в городе. Несмотря на то, что он не выполнил своего обещания, все же получил от бабушки тот желанный подарок. В лице героя автор рассказывает о собственной жизни и о тех уроках, которые он усвоил. Соседи Вити, Леонтьевы, совсем отличаются от его родственников. Они позволяют детям почти все. Саня, один из старших детей, часто грубит и не слушается. Он хочет, чтобы все исполняли его желания, любит командовать младшими, пугает их страшными историями. Ему никогда ни за что не стыдно. Он плохо влияет на Витю. Именно Санька учит мальчика, как обмануть бабушку: нарвать травы и положить на дно лукошка, чтоб не было видно, что нет ягод. Сестра Саши, Таня, отличается от брата. Она старается общаться и играть со всеми и никому не грубить. Автор на примере разных персонажей старается показать нам, как нужно поступать, а как нет. Мы видим, что Витя раскаялся за свой поступок и бабушка, понимая это в награду дала ему пряник. Нужно стараться поступать по совести, а если вдруг сделал что-то плохое, надо признать свою ошибку и сознаться в содеянном, иначе совесть будет мучить и не будет покоя. А так, хоть и будет стыдно сначала рассказывать о проступке, зато на душе потом будет легко.
Основная мысль
Таким образом, мальчик Витя получает свой главный в жизни урок: Нужно не идти на поводу у друзей, а опираться только на своё мнение и принимать только свои решения в жизни. Не нужно обманывать близких людей, которые заботятся о тебе и смогут принять в любой ситуации.
Воспоминания о пряничном коне навсегда остались в памяти автора, что говорит о том, что он навсегда усвоил полученный урок. Читать «Конь с розовой гривой» можно в кратком или полном изложении.
Композиция и содержание рассказа
Последовательность элементов сюжета немного изменена в произведении «Конь с розовой гривой». Экспозиция рассказа идет после завязки. Пейзажи в произведении лаконичные, но именно они подчёркивают выразительность воспоминаний, помогая полностью погрузиться в детство автора. Далее видна кульминация и развязка произведения. Таким образом, композиция рассказа:
Рассказ начинается с того, что бабушка отправляет своего внука Витю за земляникой с соседскими мальчиками. Если мальчик соберёт целую корзину земляники, бабушка сможет продать её. За это мальчику обещают пряник, форма которого — белый конь с гривой розового цвета. Такая сладость является мечтой каждого мальчишки, и с ней можно обрести почёт среди компании.
Обычно бабушка посылает внука за земляникой вместе с соседскими мальчиками, отец которых заготовлял лес. Когда он получал зарплату за свою работу, семья могла позволить себе устроить праздник и раздать всем долги. Главный герой любил находиться в такое время у соседей, но часто эти застолья заканчивались тем, что отец семейства пил и крушил всё на своём пути. Но уже на следующее утро всё становилось на свои места. Дядя Левонтий ремонтировал последствия своего погрома, а его жена уже искала, у кого бы занять денег.
Поход за земляникой
После повествования о соседской семье ребята отправляются за ягодами. Все разошлись по разным сторонам и начали собирать землянику. Старший соседский сын увидел, что младшие ребята не собирают ягоды, а едят их. Началась ссора, и все ягоды высыпались. От возмущения старший мальчишка съел все свои оставшиеся ягоды. Ребята собрались идти к речке, но увидели, что у главного персонажа полная корзинка земляники.
Санька, старший сын, решил заставить съесть тоже все собранные ягоды паренька. Санька взял на «слабо» Витю, подстрекая его тем, что он боится наказания бабушки, тот возмутился и опрокинул корзинку с ягодами на землю, после чего она была благополучно съедена.
Только вечером главный герой вспомнил, что земляники он не принесёт домой и сильно расстроился.
Санька подсказал, что можно положить в корзинку травы, а сверху насыпать ягод, и будет казаться, что корзинка полна земляники. Мальчик так и сделал. Вернувшись домой, бабушка обрадовалась и решила не пересыпать ягоды, а завтра же их продать.
Искупление вины
Пока обман не раскрылся, мальчишка обрадовался, но на улице его поджидал Санька, который требовал за своё молчание калачей. Герою пришлось воровать их из кладовки, пока товарищ не наелся вдоволь. Ночью мальчик не мог заснуть, и ему стало стыдно за свой поступок, поэтому наутро он решил признаться во всём содеянном.
Проснувшись, рассказчик не обнаружил бабушку дома. Та уехала продавать ягоды ещё рано утром. Этим днём мальчик решил пойти на рыбалку с соседскими друзьями. Собрав улов и насытившись рыбой, мальчики увидели, что по реке плывёт бабушка Витьки и кричит ему вслед. Мальчик бросился бежать прочь. Рассказчик переживал о своём поступке до позднего вечера и не решался прийти домой. По возвращении он закрылся в кладовке, там же и уснул. Наутро мальчик вышел извиняться к бабушке.
Витьке было стыдно, что он так насолил своему близкому человеку, и он разревелся. Бабушка сердилась на мальчика, но всё же в душе уже его простила. Женщина всё-таки положила перед внуком заветный пряник и сказала, чтобы он никогда больше её не обманывал.
В конце рассказа выясняется, что главный герой вспоминает свою историю, будучи уже во взрослом возрасте. Он говорит, что прошло много времени, но он всё ещё не забыл пряника в виде лошади с розовой гривой.
История создания
Главной идеей написания рассказа стал случай из жизни Астафьева. Виктор очень рано потерял мать: она перевернулась в лодке и утонула, когда ему было семь лет. Через какое-то время отец снова женился, а сына отдал в детский дом.
Самым родным и близким человеком в его жизни была любимая бабушка Екатерина Петровна, которая проживала в деревне. У нее был сосед Левонтий, Виктор дружил с его сыном Санькой. Они любили проводить много времени вместе, часто ходили на рыбалку и постоянно попадали в забавные истории. Одна из них и натолкнула автора на написание в 1963 году произведения о розовом коне.
Сочинение писателя относится к жанру автобиографической повести. В нем прослеживаются две основные тематики:
Эти две категории плавно переплетаются в тексте и выражают его проблематику.
СПАДИЛО.РУ
История создания
Рассказ «Конь с розовой гривой» входит в первую часть автобиографического цикла В. Астафьева «Последний поклон» (1957-1967 гг.). В нем писатель изображает обычную жизнь своих односельчан в 30-е гг. XX века. Первоначально цикл назывался «Страницы детства».
Рассказ был впервые опубликован в 1963 г. В 1968 г. он был напечатан в составе книги «Последний поклон», а в 1970 г. появился сборник рассказов Астафьева под заглавием «Конь с розовой гривой».
Главная тема произведения — детство.
Автор приглашает читателя совершить вместе с ним увлекательное путешествие в прошлое и взглянуть на мир глазами маленького мальчика. Рассказ ведется от имени главного героя. Все его наивные чувства и переживания переданы очень ярко.
В самом начале рассказа появляется главный символ — конь с розовой гривой, «конь-огонь». Это простой пряник, но для ребенка из глухой сибирской деревни он является очень редким подарком, настоящей мечтой.
Мальчик живет с бабушкой и дедушкой. Его мать утонула, а отца посадили за растрату. Он не чувствует себя одиноким, ведь в деревне все живут одной большой семьей.
Очень близким для главного героя является большое «левонтьевское семейство». Дядя Левонтий каждый раз после получки устраивает «пир» и проматывает все деньги. Вскоре тетка Васеня вновь идет по соседям занимать в долг. Дети привыкли к такой полуголодной бестолковой жизни и особо не унывают.
Вместе с «левонтьевскими орлами» мальчик отправляется по землянику. За туесок ягод бабушка обещает ему купить заветного коня с розовой гривой. На увале дети успевают поссориться, подраться, помириться и съесть всю собранную землянику. Главный герой заражается их беззаботностью и тоже отдает все ягоды на съедение.
Игры с «левонтьевцами» продолжаются до самого вечера. Мальчик боится возвращаться домой без обещанной бабушке земляники. Он поступает по совету Саньки: набивает туесок травой, прикрывая ее сверху тонким слоем ягод.
Бабушка не догадывается об обмане. Мальчик вынужден увеличить список своих «преступлений». Он крадет несколько калачей из дома для Саньки, который грозится обо всем рассказать.
На следующий день главный герой вновь беспечно отправляется с «левонтьевцами» на рыбалку. Мальчик старается не думать о раскрытии обмана и неизбежном наказании. Его подбадривает Санька: «Ништяк!… Не ходи домой, и все!». Когда бабушка возвращается из города, он уходит к родственникам на другой конец села.
Вернуться домой все же приходится. К счастью, ночью приезжает дедушка — главный защитник внука. Утром мальчик покорно выслушивает ругань бабушки, ощущая огромный стыд. Мучаясь раскаянием, он поднимает голову и видит сказочную картину: «По скобленому кухонному столу… скакал конь с розовой гривой».
Проблематика
На примере незатейливого эпизода из детства писатель рассматривает проблему становления и воспитания человеческой души.
Главный герой еще не умеет смотреть в будущее и оценивать значение своих поступков. Награда и наказание представляются ему чем-то далеким., почти что нереальным. Мальчик действует под влиянием мгновенных порывов, демонстрируя перед сверстниками свою храбрость.
Попытки отсрочить наказание не приносят успеха. Мальчик понимает, что настоящее мужество заключается не в обмане, а в готовности признать свою вину и сказать правду.
Другой важный урок для главного героя — неожиданное прощение бабушкой. Конь с розовой гривой на всю жизнь становится для него одним из самых светлых воспоминаний, позволяющих верить в добро.
Чему учит автор
Характер и душевные качества человека начинают формироваться с самого раннего детства. На собственном примере Астафьев показывает, насколько важно нести ответственность за свои поступки. От ошибок никто не застрахован (тем более, ребенок), но нужно научиться признавать их, иначе вся жизнь превратится в непрерывную цепь лжи и обмана.
Отзывы о книге
В интернете довольно много отзывов о коне с розовой гривой. Все они положительные, так как книга на самом деле важная, ее нужно прочитать каждому человеку. Автор показал, что люди порой поступают неправильно, обманывают родных, боятся в этом признаться. Но взрослые — опытные люди, они знают, как направить на путь истинный. Урок бабушки мальчик запомнит на всю жизнь. Он больше никогда не поступит плохо. Считаю, что с героев могут взять пример не только дети, но и родители, так как правильное наказание способно привести к правильному пониманию своих ошибок и недопущению их в будущем.
Перед прочтением этого произведения я сначала изучил отзывы о «Коне с розовой гривой», сколько страниц в произведении (оказалось всего лишь 33). После этого решил прочитать рассказ полностью и был приятно удивлен. Книга очень интересная, в ней есть чему поучиться. Рекомендую прочитать даже взрослым.
Совсем недавно я наткнулась на рецензию этой книги, после чего решила обязательно ее прочесть. Рассказ поучительный, интересный. В детстве большинство ребят в силу своей неопытности попадают под чужое влияние. Автор показывает, что не нужно отчаиваться из-за этого, главное — вовремя понять свою ошибку, осознать ее, раскаяться и попросить прощения у близкого человека.
Анжелика
Проблема дружбы
В. Астафьев в своем произведении поднимает проблему ложной дружбы. Дети Левонтия оказывают негативное влияние на рассказчика. Когда они вместе идут собирать ягоды, ребята берут мальчика на «слабо», в результате чего вся земляника, собранная главным героем, была съедена. Причем рассказчику досталось лишь несколько ягодок, все остальное съели Левонтьевские. Съев свою ягоду, они специально подначивали главного героя, чтобы оказаться в равных условиях и съесть всю оставшуюся землянику. Ребят не грызли муки совести, для них такие подлые поступки – обычное дело. Таким же поступкам Левонтьевские пытались научить и главного героя. Такую дружбу нельзя назвать истинной.
Начало
Бабушка главного героя поручила ему сходить на увал вместе с соседскими детьми, набрать земляники на продажу. В награду за это она пообещала мальчику купить пряник в виде коня с облитыми розовой глазурью гривой, копытами и хвостом. Семейство товарищей героя жило бедно. Отец работал на лесозаготовках и получал зарплату раз в две недели. Когда это происходило, они на радостях закатывали пир, а мать ребятишек раздавала долги. Впрочем, деньги заканчивались быстро, и перед получением очередного вознаграждения за труд они снова занимали у соседей. Жили они неблагополучно: хиленький забор практически сразу уходил на дрова, а мылись они и вовсе у соседей. Если прочитать любой отзыв о «Коне с розовой гривой», можно узнать, что читатели с жалостью относятся к этим детям.
Вариант 4
В рассказе «Конь с розовой гривой», написанном В.П. Астафьевым по воспоминаниям о своём детстве, раскрывается тема трудного пути нравственного становления ребёнка, постижения им понятий о человеческой честности и подлости. Автор убеждает, что только любовь, доброта, умение прощать, встреченные им со стороны близких людей, могут помочь маленькому человеку выбрать правильную дорогу и окрепнуть в столкновении с миром, где есть неизбежное зло.
Центром рассказа являются две крестьянские семьи: мальчика-сироты, который живёт с бабушкой и дедом, и соседского семейства Левонтия, его непутёвой жены Васёны и их многочисленных отпрысков.
Сравнивая уклад жизни в двух домах, автор показывает решающую роль семейного воспитания в становлении личности подрастающего человека. В пьющей левонтьевской семье дети никому не нужны, до их будущего нет дела горе-родителям. Их потомство растёт, как бурьян, и во многих сценах ведёт себя под стать зверёнышам.
Например, на рыбалке они едят почти сырую рыбу, не дождавшись, когда она запечётся. Особенно отвратителен Санька: он требовал от героя рассказа носить ему ворованные калачи, пока «не нажрался». Этот испорченный мальчик давно привык подличать, сквернословить, хитрить и делать гадости.
Совсем не так воспитывают своего подрастающего без родителей внука бабушка Катерина Петровна и её старый муж. За то, что мальчишка, подстрекаемый Санькой, смошенничал и набил корзинку травой, лишь присыпав её сверху земляникой, он получил такой урок, который запомнил навсегда. Бабушка сумела найти слова, которые прожгли душу героя чувством стыда и страха за то, что он стал преступником.
Его горькое раскаянье и слёзы убеждают читателя, что герой никогда не станет обманывать и будет ограждён от дружбы с подлыми людьми прививкой, полученной в общении с негодяем Санькой.
Рассказ учит, что главная цель воспитания не только в том, чтобы дать ребёнку понять, как скверно он поступил, но и убедить, что он справится с ошибкой, вселить надежду на выход из тупика. Символом такой надежды в произведении стал «пряник конём» с розовой гривой, который Катерина Петровна подарила внуку из сострадания к его трепещущей раскаявшейся душе. Её милосердное прощение – урок подлинной любви, который герой запомнил на всю жизнь.
Главные герои
Витя – семилетний мальчик, сирота, которого жил с бабушкой и дедушкой, озорной, но добрый, совестливый мальчик.
Катерина Петровна – бабушка Вити, бойкая, решительная женщина, строгая, но справедливая и очень добрая, любящая.
Дядя Левонтий – сосед Катерины Петровны, ленивый, не хозяйственный, пьющий, но добрый мужчина, в прошлом моряк.
Санька – сын Левонтия, главный задира и бедокур, обманщик и воришка.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Основа сюжетной линии
Начинается рассказ с короткого диалога бабушки и внука. Она просит мальчика насобирать земляники, а за это даст ему пряник, названный ею «лошадью с золотой гривой». Далее идет отрывок с описанием лакомства. В этой части автор погружается в детство и вспоминает самые приятные моменты.
Центральным сюжетом считается сбор ягоды. Астафьев рассказывает о том, как он с друзьями отправился на поляну, и дети соседа больше ели, чем собирали. Однако он насобирал столько, сколько велела бабушка. Но постепенно его «урожай» уменьшался. Ребята половину съели, а остатки рассыпали. Витька очень испугался, что бабушка будет его ругать, а друзья посоветовали в корзину насыпать земли, а сверху положить ягоды. Мальчик подумал и решил так сделать.
Конечно, бабушка обнаружила, что внук обманул ее. Она сильно разозлилась, но все же купила ему пряник. Это говорит о ее мудрости и великодушии.
Внимание уделить стоит эпизоду, когда бабушка приезжает с рынка домой. Мальчик заметил, как старушка размахивала кулаком, сидя в лодке. Эта картина вызвала у него грустные воспоминания, напомнив о смерти матери, которая погибла на Енисее.
Мальчику было стыдно за свой глупый поступок, он понимал, что поступил плохо. В то же время он не знал, как загладить свою вину перед любимой бабушкой. Но тут на помощь пришел дедушка, который дал мудрый совет. Он объяснил, что достаточно извиниться — и бабушка простит его. Витя прислушался к наставлениям и попросил прощения.
После этого можно наблюдать, что озорной мальчишка уже превратился в настоящего мужчину. Его бабушка и дедушка умерли, он сам уже стар, его жизнь скоро закончится. Но он всегда будет помнить «коня с розовой гривой». Концовка произведения дает понять, почему такое название у рассказа. Розовый конь для автора стал символом памяти о близких людях.
Прочитав текст, можно сделать анализ записок Астафьева. В одном произведении он объединил несколько моральных проблем: отношения людей разных поколений, обман, совесть, верная дружба и раскаяние.
Все события, которые описывались в рассказе, наталкивают на мысль, что обман всегда раскрывается. Лучше сразу говорить правду и жить с чистой совестью. Об этом нужно написать ученикам в сочинении на тему «Розовый конь» или в конспекте читательского дневника.