Машиночитаемая доверенность что это
Что такое машиночитаемая доверенность?
Машиночитаемые доверенности должны были стать обязательными с 1 января 2022 года. Но власти отложили изменения — правила вступят в силу в 2023 году. В 2022 году руководители организаций и сотрудники могут использовать машиночитаемые доверенности по желанию. Это так называемый переходный период.
В статье расскажем, кому нужна машиночитаемая доверенность, как ее создать и использовать. Правила будут актуальны с 2023 года, но начать готовиться к изменениям лучше уже сейчас.
Как сотруднику получить электронную подпись в 2022 году?
В 2022 году у сотрудников будет два варианта, как получить подпись, чтобы подписывать документы организации.
По-старому
Сотрудники подписывают документы электронной подписью, которая получена на организацию.
Владельцы сертификата такой подписи — юридическое лицо и сотрудник, который действует по обычной бумажной доверенности.
По-новому
Сотрудник получает подпись на свое имя как физическое лицо. Машиночитаемая доверенность передает ему право подписывать документы организации своей подписью физического лица. Такие документы будут действительны.
Электронные подписи для руководителей, предпринимателей и сотрудников
Удостоверяющий центр «Росэлторг» аккредитован Минцифры России по новым правилам
Требования к машиночитаемой доверенности
Требования к машиночитаемым доверенностям определены Приказом Минцифры России. Документ вступит в силу с 1 января 2022 года. Самые важные положения:
Как сделать машиночитаемую доверенность?
Генеральный директор компании или предприниматель должен создать машиночитаемую доверенность в формате XML. Это можно сделать в конструкторе документов 1С или в системе ЭДО.
Если система, куда вы будете загружать документы, подписанные электронной подписью, не поддерживает автоматическую обработку машиночитаемых доверенностей и визуализацию данных, вероятно, нужно использовать доверенность в формате PDF.
Готовую доверенность нужно подписать электронной подписью руководителя организации или предпринимателя в формате XMLDSIG.
Какие сведения должна содержать машиночитаемая доверенность?
Что делать сотруднику с машиночитаемой доверенностью?
Чтобы подписать документ от имени компании или предпринимателя, сотрудник должен использовать свою электронную подпись. К подписанному документу нужно приложить машиночитаемую доверенность.
Если у компании большой документооборот, не обязательно прикладывать доверенность к каждому пакету документов. Можно подписать соглашение с контрагентом о том, что достаточно сделать это один раз. И указать, в какой системе хранится доверенность и как ее найти.
Если кратко
Электронные подписи для руководителей, предпринимателей и сотрудников
Удостоверяющий центр «Росэлторг» аккредитован Минцифры России по новым правилам
Все изменения в ЭДО с 1 января 2022 года: ЭЦП, маркировка, электронная доверенность и транспортная накладная
C 2022 года в силу вступает ряд законодательных норм, которые внесут изменения в привычный электронный документооборот.
В некоторых случаях работа в прежнем режиме станет просто невозможной, а при определенных обстоятельствах, и вовсе повлечет наложение штрафов.
Давайте разберемся в грядущих новшествах.
Порядок получения электронной подписи
С 1 января 2021 года изменятся правила оформления электронной подписи. Получить ЭЦП можно будет либо в налоговом органе, либо в аккредитованном Удостоверяющем Центре — в зависимости от статуса получателя.
Доверенные лица налоговой — это организации, которые могут от имени ФНС РФ принимать заявления на получение электронной подписи, идентифицировать личность заявителя и передавать ему готовую ЭП. Не так давно налоговая опубликовала список таких доверенных лиц.
Обратите внимание, что в файлах ЭП, выданных на работника до конца 2021 г., содержится ФИО и указание на его принадлежность к организации.
С 2022 г. электронная подпись будет включать только ФИО физлица, а сотрудник, чтобы подтвердить свои правомочия действовать от имени компании, должен будут оформить машиночитаемую доверенность (МЧД).
Кстати, если на начало 2022 года у вас есть действующий сертификат ЭЦП, полученный в аккредитованном по новым правилам УЦ, экстренно переоформлять его не нужно. Продолжайте пользоваться подписью до истечения срока действия.
Внедрение в электронный документооборот машиночитаемой доверенности
Итак, как уже было сказано выше, с января 2022 года работники (представители) организаций и ИП должны подписывать документы от имени своего работодателя электронной подписью. Для этого сначала необходимо оформить машиночитаемую доверенность (МЧД). Более подробно читайте в п. 14 ст. 1 Закона № 476-ФЗ от 27.12.2019.
Мнение нашего эксперта: В законе применение МЧД обязательно с 01.01.2022. Но пока еще не вся нормативная база принята соответствующими государственными органами. Поэтому власти всерьез задумываются о введении переходного периода. Возможно, срок внедрения МЧД в ЭДО отложится.
Машиночитаемая доверенность — это электронный документ с цифровой подписью руководителя компании или ИП. Такая доверенность нужна, чтобы подтвердить полномочия физического лица, когда он действует от имени работодателя.
Закон предъявляет к машиночитаемым доверенностям следующие требования (Приказ Минфин № 857 от 18.08.2021):
Новый сервис Астрал.Доверенность позволит создавать документ, зарегистрировать его в контролирующем органе или добавить уже полученную МЧД в электронный документооборот. В настоящий момент данный продукт АО «Калуга Астрал» проходит стадию тестирования.
Использование ЭДО при обороте маркированных товаров
Еще одно новшество: с 1 января 2022 года ЭДО станет обязательным при обороте маркированных товаров (см. Постановления Правительства РФ № 2464 от 31.12.2020 и № 64 от 28.04.2021).
Напомним, что к товарам, подлежащим маркировке, сейчас относятся:
До конца 2021 года участники оборота маркированной продукции (импортеры, производители, дистрибьюторы, продавцы) передают сведения о движении товаров через систему Честный Знак или посредством бесплатной программы «ЭДО.Лайт».
С начала 2022 года станет обязательным предоставление информации в систему Честный Знак через операторов ЭДО для некоторых товарных групп. Новые правила коснутся участников оборота обуви, текстиля и одежды, шин, парфюмерии и фототехники.
Схема оформления документов и передачи данных планируется следующая:
Применение электронных перевозочных документов
ФНС разработала электронный формат транспортной накладной и иных перевозочных документов (заказ-наряда, сопроводительной ведомости), и внедрены в оборот они будут с 1 января 2022 года.
По смыслу закона № 336-ФЗ от 02.07.2021 в России будет запущена единая информационная система, в которой смогут храниться все электронные перевозочные документы, а также сведения, содержащиеся в них. Доступ к этой системе будут иметь органы государственной власти.
Соответственно, все предприятия, которые имеют отношение в перевозке грузов — грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, фрахтователи и фрахтовщики будут заключать договор с оператором системы соглашение об электронном обороте документов.
Электронная ТТН будет состоять из 4 обязательных файлов обмена :
Оставаться в курсе последних изменений законодательства и организовать актуальный электронный документооборот с государственными органами и контрагентами поможет Калуга Астрал. По данной ссылке можно ознакомиться со всеми продуктами сервиса.
Обязательное применение электронных доверенностей планируют перенести
Перенести обязательное введение электронных доверенностей решили участники межведомственной рабочей группы при Правительстве РФ. Это означает, что сотрудники и уполномоченные лица организаций и ИП смогут работать без изменений. Подробности — в новости.
Межведомственная рабочая группа при Правительстве РФ, в состав которой входят представители Минцифры, ФНС и других госорганов, решила ввести переходный период для использования электронной доверенности (иначе «машиночитаемой доверенности», МЧД). Об этом сообщает РБК со ссылкой на представителя вице-премьера Дмитрия Чернышенко. Участники заседания отметили, что переходный период необходим, чтобы информационные системы и участники ЭДО успели подготовиться к работе с МЧД.
Точные сроки переходного периода еще не определены. По данным РБК, участники правительственного заседания обсуждали отсрочку «в течение 2022 года». Также пока неясно, как именно будет организован переходный период. Эксперты УЦ Контура ожидают, что нормативно-правовые акты (НПА), которые подтвердят введение отсрочки и разъяснят ее сроки и порядок, будут приняты к концу 2021 года.
Предполагалось, что с 1 января 2022 года сотрудники и уполномоченные лица компаний должны быть готовы перейти на новый формат подписания документов: использовать личную электронную подпись физлица и прилагать к ней МЧД. Такой порядок вводили поправки в 63-ФЗ «Об электронной подписи». В связи с поздним появлением соответствующих НПА, участники рынка ЭДО могли не успеть перейти на МЧД к 1 января 2022 года, а ряд документов, регламентирующих правила работы с МЧД, только утверждаются. Информационные системы только с их появлением смогли начать перестраивать свои процессы.
Планируемый переходный период временно вводит добровольное применение электронной доверенности. То есть сотрудники юрлиц смогут:
С одной стороны это усложнит работу, ведь надо быть готовым к двум сценариям, с другой — даст участникам рынка время, чтобы доработать свои системы для работы с электронной доверенностью.
В силе останутся изменения для руководителей. С 1 января 2022 первому лицу организации и ИП нужно обращаться за новой ЭП в УЦ ФНС (в том числе к доверенным лицам ФНС), либо в УЦ Центробанка или в УЦ Казначейства — в зависимости от типа организации.
Руководители и сотрудники могут получить электронную подпись в УЦ Контура по прежним правилам до конца 2021. Действовать такие подписи будут до истечения своего срока.
Эксперты УЦ Контура ожидают, что в течение переходного периода сотрудники и уполномоченные лица смогут получать электронные подписи по текущим правилам, обращаясь в аккредитованные УЦ. Мы сообщим, когда соответствующие нормативно-правовые акты будут опубликованы.
Контур по-прежнему планирует поддержать работу МЧД в своих сервисах. А также разрабатывает сервис для работы с МЧД, где руководитель и сотрудники смогут управлять электронными доверенностями организации. Если у вас есть запрос на сервис, в котором можно формировать и подписывать МЧД — напишите об этом на trust@kontur.ru
В тексте мы говорим «получить электронную подпись», хотя по факту в удостоверяющем центре (УЦ) получают «сертификат электронной подписи». Мы упростили термины сознательно.
Утверждены единые требования к машиночитаемым формам документов о полномочиях и формам доверенностей, необходимых для использования КЭП
sirayot12345 / Depositphotos.com |
С 1 января 2022 года вступит в силу ряд изменений, внесенных в Закон об электронной подписи, среди них – нововведения, касающиеся использования квалифицированной электронной подписи (КЭП) при подписании электронных документов от имени юрлиц и ИП (Приказы Минцифры России от 18 августа 2021 № 856, № 857 и № 858 (зарег. в Минюсте 8 октября 2021 г.)).
В частности, с указанной даты физлица-представители компании, которые не вправе действовать от ее имени без доверенности, должны будут подписывать электронные документы своими личными КЭП. Одновременно такому представителю необходимо будет предоставить доверенность от юрлица/ИП (по общему правилу – в составе пакета подписываемых электронных документов, однако соглашением юрлиц и ИП между собой либо НПА федеральных органов исполнительной власти может быть предусмотрен иной порядок ее представления). Предусмотрено, что доверенность представляется в том числе в электронной форме в машиночитаемом виде в соответствии с формами доверенностей, которые могут быть определены и размещены на официальных сайтах операторами государственных и муниципальных информационных систем, для использования которых представляются документы. А если они не определены – применяется форма доверенности, формируемая и размещаемая Минцифры на Едином портале госуслуг. Указанные формы доверенностей должны соответствовать единым требованиям, устанавливаемым ведомством. Полномочия, удостоверенные такими доверенностями, определяются в соответствии с классификатором полномочий.
Кроме того, законодательными поправками, вступающими в силу с 1 января 2022 года, регламентировано также использование квалифицированной электронной подписи при участии в правоотношениях физлиц. В частности, закреплено требование о представлении в ряде случаев в пакете подписываемых физлицом документов электронного документа, подтверждающего его полномочия, в машиночитаемом виде.
В связи с предстоящими изменениями Минцифры России утвердило:
Все три приказа вступят в силу с 1 марта 2022 года и будут действовать до 1 марта 2028 года.
В заключение напомним, что для реализации нововведений, предусмотренных законодательными поправками, вступающими в силу с 1 января 2022 года, должен быть также утвержден ряд постановлений Кабмина (см. проекты соответствующих правительственных постановлений).
В 2022 году появится электронная доверенность для сотрудников: что уже известно
Пересмотр порядка применения электронной подписи повлек за собой изменения в части подтверждения полномочий подписанта. Если раньше ЭП выдавались сотрудникам и в них прямо указывалась организация, то с 1 января 2022 года подписывать документы от имени организации сможет только ее руководитель, а сотрудники должны будут использовать подпись физлица и подтверждать полномочия подписанта машиночитаемой доверенностью. Подпись физлица можно будет использовать и для личных, и для рабочих нужд.
Что такое машиночитаемая доверенность (МЧД)?
Для начал объясним, откуда вообще ноги растут, точнее сведения, что МЧД вообще кому-то нужна.
Во-первых, об этом нам говорят изменения в 63-ФЗ (вносятся Федеральным законом от 27.12.2019 № 476-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2022 года).
Например, в 63-ФЗ со следующего года будут добавлены новые статьи 17.1 — 17.6. И вот в них мы и видим упоминание нового формата доверенности.
Статья 17.2 в п. 2 сообщает, что если при подписании электронного документа от имени организации выступает не директор, а иное уполномоченное лицо, то нужно приложить электронную доверенность. Аналогичные требования действуют в отношении ИП (п. 3 ст. 17.3).
А в статье 17.5 уже прописываются правила оформления МЧД:
Обратите внимание! По закону подписать такую доверенность может только уполномоченный представитель юрлица, действующий без доверенности, т.е. директор.
ФНС на своем сайте сообщает:
Это наводило на мысль, что для отдельных систем формат доверенности может быть разным. Но в итоге в октябре были опубликованы сразу два приказа Минцифры № 857 и № 858. С ними появилось больше определенности.
Формат электронной доверенности
Приказ № 857 четко расписывает единые требования к МЧД :
Приказ № 858 дополняет эти требования. Например, уточняется, что МЧД может формироваться « в ином формате, предусмотренном соглашением между участниками информационного взаимодействия ».
Учитывая, что к приему новых доверенностей не все системы могут вовремя подготовится, в Приказе сделана оговорка: если в информационной системе нельзя автоматически обработать и визуализировать (т.е. представить в легко читаемом, обычном виде) электронную доверенность, то ее можно представить в машиночитаемой форме в формате pdf.
Подчеркивается еще раз, что подписать доверенность, выданную физлицу, должен руководитель организации, ИП, или доверитель — физлицо (если доверенность оформляется между двумя частными лицами).
Сейчас на этапе проектов еще два Постановления Правительства, касающиеся доверенностей. Одно устанавливает требования к работе с МЧД — хранение, отмены и т.п. Второе — регламентирует применения электронной доверенности в работе между организациями и ИП. Например, предполагается, что не обязательно будет прикладывать электронную доверенность к каждому отправляемому документу. МЧД можно будет передавать один раз в следующих случаях:
Кроме того, пока еще в процессе подготовки и правила формирования и использования классификатора полномочий.
Проще говоря — большая часть ключевых законодательных актов, регулирующих работу с электронными доверенностями, еще не принята, хотя до конца 2021 года осталось уже не так много времени.
Изменения в работе с электронной подписью в 2021 и 2022 годах
Пока ясность есть только в отношении электронных подписей. По ним не только есть уже готовые изменения, но и даны рекомендации и разъяснения по применению.
Во-первых, в 2021 году никакого апокалипсиса не произошло — крупные операторы, в т.ч. Калуга Астрал, как выдавали ЭП, так и продолжили их выдавать, получив аккредитацию по новым правилам.
Во-вторых, параллельно с работой АУЦ (аккредитованными удостоверяющими центрами) с июля ФНС запустила выдачу КЭП для ИП и руководителей организаций, а также определило доверенных лиц (пока только двух) для выдачи подписей от имени налоговой службы.
Это было сделано в первую очередь для того, чтобы в конце года не создался ажиотажный спрос на КЭП, получаемые в ФНС.
В то же время у АУЦ сохранилось и в этом году и в дальнейшем право выдачи электронных подписей физлицам, как обычным, частным, так и работникам компаний и ИП.
Но многие бизнесмены волновались — подпись они получили в 2021 году, но с 1 января 2022 года выдавать их директорам и предпринимателям сможет только ФНС и ее доверенные лица. Неужели уже купленные подписи потеряют свою юридическую силу?
В своем письме от 10.08.2021 № ОП-П15-085-33604 Минцифры развеяло все сомнения — электронные подписи, выданные в 2021 году УЦ, аккредитованным по новым правилам, продолжат действовать, причем если подпись выдана работнику организации или индивидуального предпринимателя, то и после 1 января 2022 года к ней не нужно будет прикладывать МЧД, конечно до окончания срока действия. Затем надо будет получить новую электронную подпись, а вот к ней уже понадобится доверенность.
Те, кто получает подписи в этом году, имеют больше времени на подготовку к работе с новым форматом. К тому времени, как закончится срок действия КЭП их сотрудников, появятся и необходимые законодательные акты, и разъяснения от ведомств, и какая-то практика по применению МЧД.
В 2022 году при получении новой подписи выбора уже не будет — нужно будет сразу оформлять на сотрудников доверенности. А вот в каком виде и как именно технически — еще не ясно.
Как получать подпись руководителю в 2022 году:
После получения подписи нужно настроить рабочее место, купить и установить КриптоПро CSP для работы с электронной подписью.
Получить подпись можно и у доверенных лиц ФНС, о которых мы писали выше. Им нужно будет предъявить точно такой же пакет документов.
Как получить электронную подпись работнику в 2022 году:
Что касается доверенностей (МЧД), то их будут выдавать сами работодатели. Как мы уже рассказывали — технология формирования, передачи, хранения и отзыва таких доверенностей находится в разработке.
Есть ли проблемы с новыми подписями от ФНС?
Ряд электронных площадок, например, для проведения торгов применяет специальные расширения, подпись ФНС не подходит для работы с ними. Перед тем, как получать и использовать новую подпись, отказываясь от применения КЭП, выданных удостоверяющими центрами, проверьте, сможете ли вы пользоваться новой подписью на выбранной площадке.
Рекомендуем пока пользоваться подписями, выдаемыми АУЦ, до того, как будет налажена системы работы новых электронных доверенностей и функционал различных порталов подготовят к работе с ними.
Заказать подпись Астрал ЭТ на 15 месяцев : быстрый выпуск, использование на всех основных порталах, для подачи отчетности, ЭДО и др.