Масло трансмиссионное для чего используется в автомобиле
Трансмиссионное масло: в чем особенности
Для нормальной работы каждого узла в автомобиле необходимо качественное смазывание всех деталей. Поскольку разные системы и агрегаты работают в разных режимах, то им требуется разная по свойствам и составу смазка. Двигателю нужно моторное масло, а в коробку передач — трансмиссионное масло. Что это за вид смазочного материала, должен знать каждый автовладелец.
Для чего нужна смазка в коробке передач
Трансмиссия любого автомобиля состоит из множества деталей, которые взаимодействуют между собой. Вращаясь на высоких скоростях, поверхности деталей изнашиваются от трения и высоких температур, на них образуются задиры.
Группа трансмиссионных масел
Отвечая на вопрос о том, что такое трансмиссионное масло, можно сказать, что это специальный смазывающий состав (жидкость) для защиты деталей коробки передач от избыточного трения, коррозии, перегрева и прочих негативных воздействий. Кроме того, масло снижает уровень шума, возникающего во время работы КПП.
При этом масло для трансмиссии отличается от моторного. Изготавливается такая смазка из минеральных или полусинтетических основ с добавлением в них присадок, содержащих хлор, серу, фосфор, дисульфид. Все это нужно для придания жидкости необходимых свойств, таких как:
Классификация трансмиссионных масел
Трансмиссионное масло классифицируется, в первую очередь, по степени вязкости. Здесь можно выделить три основные группы, которые маркируются буквами SAE (международный стандарт):
Что же касается коробок-автомат, то в них используются особые жидкости (типа DEXRON и т.п.). Они также имеют разные эксплуатационные характеристики. В обоих случаях (как применительно к МКПП, так и АКПП) смешивание трансмиссионных масел категорически запрещено, чтобы избежать поломки АКПП.
Что в итоге
Учитывая особые условия работы, в коробках передач используются особые смазки – трансмиссионные жидкости. Тем не менее, в коробках передач старых машин советского производства, а также в некоторых новых отечественных моделях допускается в качестве смазки КПП применять обычное моторное масло.
Во многих случаях можно найти более дешевую замену «родной» смазке с такими же эксплуатационными характеристиками. Однако, учитывая то, что полная или частичная замена масла в КПП делается не так часто, как в двигателе, лучше использовать рекомендованные заводом-производителем оригинальные продукты.
Как выбрать наиболее подходящее масло в коробку передач: синтетика, полусинтетика или минеральное масло в КПП, вязкость, GL-4 или GL-5. Полезные советы.
Выбор масла для механической коробки передач: виды трансмиссионных масел, особенности и отличия. Какое масло лучше заливать в МКПП, что нужно учитывать.
Нужна ли замена трансмиссионного масла в механической коробке переключения передач, почему масло МКПП лучше менять и когда выполнять такую замену.
Моторное масло вместо трансмиссионного: можно или нельзя залить масло для двигателя в коробку передач. Отличие масел для ДВС от масла для КПП, рекомендации.
Можно ли смешать масла в коробке передач: что нужно знать, возможные последствия смешивания трансмиссионных масел для КПП. Полезные советы.
Как поменять масло в роботизированной коробке: когда нужна замена, какое масло выбрать, сколько масла нужно в коробку робот. Процесс замены масла в РКПП.
Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах
Свойства трансмиссионных масел, применение
Трансмиссионные масла – это смазочные материалы для защиты вращающихся деталей механизмов, служащих для переноса крутящего момента от двигателя к ведущим колесам автомобиля. Их используют для смазки силовых узлов зубчатых механических передач разного функционального назначения.
Общие сведения
Агрегаты трансмиссий отличаются своими конструктивными особенностями и условиями работы. Для разных типов силовых узлов требуются неодинаковые по своим качествам смазочные материалы.
Целевые продукты – вязкие ТМ для отдельных видов передач:
Существуют также универсальные смазочные материалы, которые могут использоваться во всех типах механических соединений.
С учетом эксплуатационных свойств, трансмиссионное масло можно разделить на 4 категории:
Главной задачей трансмиссионных смесей является устранение трения и последующего износа деталей. Это свойство смазочных материалов называют смазочной способностью, которая должна обеспечиваться вязкостью основы (толщина масляного покрытия) или с помощью модифицирующих присадок.
Модификаторы скапливаются на металлических деталях соприкасающихся пар и упрочняют защитную пленку.
В режиме граничных нагрузок противозадирные и противоизносные присадки, взаимодействуя с трущимися деталями образуют на их поверхности химические соединения (оксиды металлов, сульфиды и др.), характеризующиеся пластичным строением и низким индексом трения.
Присадки
Трансмиссионные составы без модифицирующих присадок не отвечают современным условиям эксплуатации и применяются редко. Они сохраняются лишь для обслуживания узлов и механизмов, работающих на малых оборотах с небольшими механическими нагрузками. Температура масла в этих агрегатах не должна превышать 50–70°C.
Новые смазки – это сложные композитные системы, включающие в себя многокомпонентные добавки и вязкие основы с высокими температурными характеристиками.
Модификаторы трансмиссионных масел должны иметь следующие свойства:
Основная часть применяемых модифицирующих присадок – это противоизносные и противозадирные компоненты (5–7%). Часто применяют противопенные и антиокислительные добавки, депрессоры.
Совсем недавно в трансмиссионные жидкости стали вводить антифрикционные модификаторы в виде дисульфида молибдена или высокотемпературных графитовых суспензий. Эти присадки понижают коэффициент трения, уменьшают тепловыделение и повышают выносливость трансмиссий.
Требования
Прогрессирующее улучшение конструкций ходовой части автомобиля привело к увеличению скоростей вращения зубчатых шестерен, повышению удельных механических нагрузок и к расширению температурных диапазонов эксплуатации. Все это предъявляет жесткие требования к качеству современных смазочных материалов.
Основные задачи трансмиссионных смесей:
Смазочные жидкости должны удовлетворять следующим условиям, это:
Все эти требования обеспечиваются посредством введения в основы масел модифицирующих присадок:
Классификация трансмиссионных масел
В России принята сертификация трансмиссионных смазок в соответствии с нормами ГОСТ 17479.2–85. Обозначение марок масел выглядит следующим образом (таблица):
Классическое обозначение складывается из аббревиатуры ТМ и чисел, первая цифра – обозначает группу, а вторая – класс вязкости. Буква «З» в нижнем регистре, размещенная после уровня вязкости, указывает на присутствие в смеси загущающей добавки.
Химические свойства и область применения смазочных материалов позволили их разделить на 5 эксплуатационных групп. Структура жидкостей первой группы не содержит улучшающих добавок.
Пятая группа, наоборот, содержит высокотехнологичные комплексные присадки и может использоваться для смазки разных по своей конструкции узлов трансмиссий (конусных, гипоидных и др).
Зарубежная система предусматривает два способа классификации трансмиссионных смазочных составов – это SAE J–306 и API. Требования стандарта SAE наиболее полно описывают реологические свойства смазок и их граничную вязкость в условиях экстремально низких и высоких температур.
Система API разъясняет назначение и эксплуатационные свойства трансмиссионных масел. Нормы этого документа разделяют смазочные смеси на категории исходя из конструктивных особенностей силовых узлов и технических условий использования механических устройств.
Сравнение между классами вязкости SAE, API и нормами ГОСТ показано в таблице ниже.
Виды трансмиссионных масел
На современном рынке ТМ особенно заметно сокращение выпуска старых проверенных марок, таких как АК–15, Тап–15В, ТС–14,5 и др. Объясняется это снижением числа старых автомобилей. На смену им приходят современные скоростные модели, требующие особого подхода к обслуживанию ходовых узлов.
Существенно изменилось устройство главной передачи, коробки переключения скоростей, рулевого управления. Появление автоматической трансмиссии кардинально изменило представление о ТМ.
Для ее эксплуатации понадобились масла с низким коэффициентом вязкости и дополнительным комплексом модифицирующих присадок. В обиходе стали появляться специальные масляные жидкости, получившие название – Automatic Transmission Fluid (ATF).
Все эти новшества заставили разработчиков искать новые подходы к проектированию составов трансмиссионных масел. Для разных типов автомобилей смазочные жидкости могут отличаться своим химическим составом и разными эксплуатационными характеристиками.
Поэтому при покупке масла для трансмиссии нужно учитывать индивидуальные особенности конструкции, и под каждую модель агрегата выбирать смазку в строгом соответствии рекомендациям завода изготовителя.
Основные критерии выбора
На правильный выбор смазки для трансмиссий влияют следующие факторы:
Для механической коробки передач
При выборе масла для МКП рядовой покупатель ориентируется на следующие показатели:
Для отечественных автомобилей рекомендуется применять жидкости ТМ–4 и ТМ–5 (GL–4/5). Для зарубежных марок – лучше применять импортные сорта масел, указанные в инструкции завода изготовителя.
Для автоматической трансмиссии
Для автоматических коробок переключения скоростей предусмотрены специальные смазочные жидкости – ATF. Свойства этих ТМ кардинально отличаются от технических характеристик масел, используемых для устройств с механикой.
Отличие автоматической трансмиссии от механической состоит в том, что между коленвалом мотора и первичным валом коробки отсутствует жесткая связь. Функции механизма сцепления в этой модификации выполняет гидротрансформатор, где в роли связующего элемента выступает жидкость –ATF.
Она применяется для переноса давления масла, возникающего в случае повышения оборотов двигателя, на фрикционные накладки многодискового сцепления, способствующего включению нужной передачи.
Трансмиссионная смазка для автомата – это жидкость зеленого цвета с низким индексом вязкости. Для улучшения эксплуатационных качеств материала в ее состав вводятся специальные модифицирующие добавки, ограничивающие окисление масляных эмульсий, замедляющие формирование пузырьков воздуха и снижающие коэффициент трения, влияющий на интенсивность износа резиновых уплотнителей.
Применение некондиционных или не соответствующих рекомендациям ТМ приводит к преждевременной поломке агрегата. Признаками некачественной жидкости является нестабильная работа механизма переключения скоростей. Это происходит в случае интенсивного формирования пузырьков воздуха и вспенивания жидкости.
В результате снижается давление в гидротрансформаторе, увеличивается временной диапазон срабатывания блокировочных муфт. Последствием такой работы устройства является пробуксовка фрикционных дисков, и повышенный износ деталей сцепления.
Смазка для гипоидной передачи
Гипоидная передача применяется на легковых и грузовых автомобилях (до 1,5 т). Ее основное назначение – это перераспределение крутящего момента от двигателя на основные узлы трансмиссии.
Основным элементом механизма является редуктор, состоящий из малой и большой конических шестерен. В зависимости от конструктивных особенностей главной передачи он может располагаться в коробке передач или в корпусе заднего дифференциала.
Гипоидные конструкции отличаются бесшумной работой и длительным сроком эксплуатации. Но эти условия будут выполняться только в том случае, если для смазки шестерен будут применяться специальные марки масел:
Для работы механизмов в зимний период применяют низкотемпературную смазку ТСп-10. Применение такого состава позволяет эксплуатировать технику при температуре до минус 35°C.
Какое трансмиссионное масло лучше выбрать: тонкости и нюансы
Как выбрать трансмиссионное масло
При подборе трансмиссионной жидкости рекомендуем учитывать удельные нагрузки, действующие в механизме и скорость относительного скольжения. Составы различаются степенью вязкости и количеством компаунда. Сернистые соединения противозадирных присадок вызывают химические изменения металла, но в то же время защищают детали от изнашивания. GL-4 подходит для КПП переднеприводных машин, GL-5 — для остальных автомобилей отечественного производства. В магазинах встречается универсальная жидкость GL-4/5.
Использование одинакового масла для коробок разных марок чревато поломками.
Многие водители заливают демисезонную жидкость. Если вы хотите купить сезонную смазку, выбирайте ее строго для вашей коробки передач и не забывайте про температуру. Индекс вязкости можно посмотреть в автомобильном справочнике.
Какое масло заливать в механическую коробку
Для подбора смазочного материала в МКПП (MTF) необходимо руководствоваться предписаниями производителя, а также обратить внимание на два параметра — вязкость жидкости SAE и класс API, который маркируется для буквами «GL». На данный момент эта маркировка является устаревшей, но, кратко рассмотрим и эту классификацию.
1. Выбирая вязкость, стоит отталкиваться от руководства по эксплуатации автомобиля и учитывать условия, в которых используются транспортное средство. Это связано с тем, что густые жидкости в холодное время медленнее разжижаются и соответственно хуже защищают детали, а в более теплых регионах, следует выбирать наоборот вязкие смазки, так как при прогреве они становятся еще более текучими. Универсальными считаются трансмиссионные масла с SAE 75W90 и 80W90.
2. При выборе классификации GL нужно учитывать год выпуска авто, тип механической коробки и условия эксплуатации.
Замена масла в МКПП осуществляется каждые 40-60 тысяч километров.
Для АКПП
В автоматических коробках нагрузки распределяются несколько иначе по сравнению с предыдущими типами трансмиссий, поэтому и смазка для них должна быть другой. В этом случае на канистре будет соответствующая маркировка – ATF (самая распространенная для большинства «автоматов»).
По сути, данные жидкости обладают подобными характеристиками, что и предыдущие – противозадирными, антикоррозийными, охлаждающими. Но для смазки «автоматов» требования по вязкостно-температурным характеристикам более жесткие.
Автоматические трансмиссии существуют разных типов, и для каждого из них производители строго регламентируют использование конкретного масла. Различают следующие модификации:
Так как масла для таких трансмиссий имеют «индивидуальный» состав (как заявляют производители), их невозможно классифицировать по API или ACEA, чтобы подобрать аналог. В этом случае лучше было бы прислушаться к рекомендациям завода-изготовителя, и купить то, которое указано в технической документации.
Классификация масел для трансмиссии по вязкости
Качественная работа транспорта зависит от состояния трансмиссии и своевременной замены жидкости. Для стандартных механических КПП, раздаточных коробок и ведущих мостов используют масло стандарта API GL-4. Лучшим выбором является всесезонный продукт с маркировкой 75W90 GL-4. Для гипоидных КПП и ведущих мостов, работающих в условиях разной нагрузки, заливают жидкость с кодом API GL-5. Чаще всего это КПП грузовиков, тягачей, автобусов. Смазка GL-5 имеет много противозадирных присадок, которые не сочетаются с латунью синхронизаторов. Иногда в автосервисах заливают стандарт GL-4 или GL-5 одновременно в КПП и в ведущие мосты, что приводит к поломке сальников. При высоком давлении и нагреве жидкость останется стабильной, если в коробку передач залито GL-4, а в механизмы ведущих мостов — GL-5. Разница будет существенной.
Трансмиссионное масло GL-4
Масло стандарта GL-4 широко используется в автомобилях с синхронизированными передачами. Оно бывает минеральным или полусинтетическим. Включает эффективные противозадирные присадки (4%). Предназначено для конических, гипоидных и спирально-конических коробок, которые работают при напряжении до 3000 МПа. Маркировка на этикетке обозначает степень вязкости масла, его работоспособность и принадлежность к определенной группе. W — зимний показатель. Данный стандарт показывает высокий уровень термостойкости и окислительной стабильности, теплоотводящей способности, антипенных свойств. Защищает механизмы от изнашивания и коррозии, снижает потребление горючего. Смазки GL-4 являются всесезонными и широко применяются в центральных областях России, где средняя температура соответствуют рабочей температуре смазки.
Трансмиссионное масло GL-5
Автомасла стандарта GL-5 делятся на минеральные 85W, менее вязкие 80W и синтетические и полусинтетические 75W. Продукт отличается высокой концентрацией серо-фосфорных присадок (6,5%) для эксплуатации в тяжелых условиях. Применяется в гипоидных ведущих мостах автомашин и строительной техники, работающих на высоких оборотах и температурах и подвергающихся временной ударной нагрузке. Нельзя использовать для МКПП отечественных классических машин и некоторых зарубежных. GL-5 уменьшает трение между синхронизатором и шестерней, что приводит к скрежету. В переднеприводном автомобиле главная передача и синхронизаторы размещены в одном блоке. Автовладелец должен выбирать, что для него важнее — обезопасить синхронизаторы или главную передачу. Советуем придерживаться рекомендаций из автомобильного справочника.
Технические характеристики 75W-90
По аналогии с классификацией моторных масел, трансмиссионные имеют зимний и летний индекс. Зимний определяет температуру, когда масло загустеет и не сможет нормально проходить ко всем деталям во время пуска. Летний указывает на кинематическую вязкость при рабочей температуре, то есть на то, как просто масло будет проходить по всем каналам и какой толщины масляную пленку создаст. В коробках, как и в двигателях, зазор между деталями отличается, и для каждого типа коробки нужна своя вязкость.
Типовые показатели для SAE 75W-90:
Кинематическая вязкость при 100°С | 13,5-18,5 сСт | В этих пределах должен находиться показатель, чтобы масло могло маркироваться 75W-90. |
Температура замерзания | -40 | Может варьировать. Этот показатель указывает на температуру, при которой масло полностью замерзнет и не сможет проходить по каналам. |
Температура вспышки | 210 | Может варьировать +/- 10-15 градусов. |
Правила хранения
Последнее о чем необходимо упомянуть – это несколько правил хранения открытого масла:
Не стоит пренебрегать этими правилами во избежания порчи смазки.
Лучшие минеральные трансмиссионные масла
Такой вид масел обычно дешевле синтетики и полусинтетики, так как они изготавливаются из экологически чистых материалов, без применения дорогостоящих присадок. Соответственно, эти средства более безопасны как для окружающей среды и человека, так и для деталей трансмиссии. В этой категории можно выделить 3 лучших трансмиссионных масла.
80W Shell Spirax S3 G
Это масло считается лучшим в своей категории за счет хороших эксплуатационных характеристик для трансмиссий и механических коробок передач ZF, MAN и продукции ряда других производителей. Благодаря использованию качественных присадок обеспечивается долгосрочная защита редуктора.
Фирма Shell улучшила противоизносные свойства жидкости, что позволяет ей эффективно предотвращать образование отложений на шестернях. С его помощью также удается снизить расход топлива и сэкономить деньги на его заправке.
Достоинства
Недостатки
В отзывах пишут, что это средство выбирают за счет его относительной натуральности и долгого срока службы, что позволяет экономить деньги.
Eneos ATF Dexron-Ii
Его особенность заключается в предназначении для автомобилей с автоматической коробкой передач. Главным преимуществом этого средства считается большой интервал между заменами, что позволяет экономить на обслуживании автомобиля.
Достоинства
Недостатки
Luxe 80W-90 GL-5
Достоинства
Недостатки
Лучшие синтетические трансмиссионные масла
Это наиболее дорогой вид смазки для трансмиссии. Она не чувствительна к низким температурам, но при нагреве становится жиже, поэтому не исключена течь или снижение уровня масла в коробке передач.
Mobil ATF 320
Высокоэффективное масло предназначено для автоматических трансмиссий грузовых и легковых авто, а также подходит для гидроусилителя руля, прочей гидравлики и тех механических трансмиссий, которые имеют соответствующую спецификацию. Жидкость обеспечивает плавную работу КПП при низких и высоких температурах.
Достоинства:
Недостатки:
Эта трансмиссионная жидкость обеспечит защиту на высшем уровне и улучшит эксплуатационные свойства основных механических узлов авто.
Idemitsu ATF
Технологическое масло японского производителя подходит для всех многоступенчатых автоматических КПП с ручным переключением.
Состав делает передачу более мягкой и четкой даже при тяжелой эксплуатации с множеством остановок/стартов и езде по бездорожью. Масло не разрушает уплотнители, а значит, риск протечек минимален.
Достоинства:
Недостатки:
Продается масло в литровых и 4-литровых канистрах. Оно применимо почти к любому автомобилю с АКПП.
Toyota Gear Oil Universal Synthetic 75W-90
Это узконаправленная трансмиссионная жидкость, созданная для коробок передач автомобилей Toyota.
Состав средства похож на Total Transmission Dual в плане противокоррозионных свойств и устойчивости к перепадам температур.
Масло соответствует спецификации API GL-4/GL-5, поэтому может использоваться в гипоидных передачах и для рулевой рейки.
Достоинства:
Недостатки:
Это средство подойдет как для современного, так и для подержанного автомобиля.
Сравнительная таблица характеристик
Для сравнения выбранных моделей масел прибегнем к сравнительной таблице.
Тип | Мин. t °с, | Макс. t °с, | по SAE | по API | |
Luxe 80W-90 GL-5 | минеральное | -40 | +150 | 80W90 | GL-5 |
Castrol Syntrans Transaxle 75W90 | синтетика | -54 | +150 | 75W90 | GL-4+ |
Лукойл GL-5 75W90 | полусинтетика | -40 | +190 | 75W90 | GL-5 |
Total Trans SYN FE 75W90 | полусинтетика | -51 | +190 | 75W90 | GL-5 |
Liqui Moly Hypoid-Getriebeoil TDL | полусинтетика | -40 | +170 | 75W90 | GL-4/5 |
Total 75W80 BV | минеральное | -45 | +200 | 75W80 | GL-4+ |
Zic G-F TOP 75W-90 | синтетика | -45 | +230 | 75W90 | GL-4/5 |
Видео: тест трансмиссионных масел
В конце предлагаем посмотреть обзор на различные жидкости. Это даст более полное представление о данной продукции.
Что автолюбители говорят про марки трансмиссионных масел
Что в итоге
С учетом вышесказанного становится понятно, что подбирать лучшее масло для КПП нужно, прежде всего, с учетом рекомендаций самого производителя авто. Затем нужно определить, какая вязкость будет оптимальной с учетом особенностей эксплуатации ТС.
По этой причине попытка залить масло с большим индексом вязкости в целях устранения шумов в коробке передач не всегда является верным решением. В этом случае лучше обратить внимание на специальные присадки в коробку передач или сразу заняться ремонтом КПП.