Материалисты утверждают что существуют два независимых и равноправных начала материальное и духовное

Онтология. Теория развития

1. Детерминизм является учением:

а) о божественной предопределенности; г) о непознаваемости мира;

б) о всеобщей познаваемости мира; д) о сотворении мира.

В) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной

обусловленности явлений;

2. Материалисты утверждают, что:

а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): ма­териальное и духовное;

б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

г) мир создан Богом из ничего.

3. Идеалисты утверждают, что:

а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): ма­териальное и духовное;

в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;

д) мир создан Богом из ничего.

4. Установите последовательность в развитии идеализма:

а) 5 абсолютный идеализм Гегеля;

б) 4 трансцендентальный идеализм Канта;

в) 1 объективный идеализм Платона;

г) 3 рационализм Декарта

д) 2 схоластический реализм Ансельма Кентерберийского

а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;

б) учение, утверждающее познаваемость мира;

в) учение, о духовной культуре общества и человека;

г) о сущности познания, о путях постижения истины.

д) о сущности человеческой истории.

6. Установите соотвествие понимания времени той или иной философской концепции:

а) пространство и время – это особые сущности, существующие сами по себе; б) пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами; в) пространство и время – это формы восприятия мира1) реляционная; 2) субстанциональная; 3) субъективно-идеалистическая.

а) учение о природе;

б) учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;

в) учение о бытии как таковом;

г) учение о мире как таковом;

д) учение о духовной культуре общества и человека.

8. Установите последовательность возникновения трактовок бытия:

а) бытие творящее и бытие сотворенное; в) бытие как Единое;

б) бытие как экзистенция; г) бытие как определенность материального мира.

9. Что является первоначалом в материалистических философских концепциях

В) Материя;

10. Необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества – это

а) Движение; г) Развитие;

б) Прогресс; д) Трансформация;

в) Регресс; е) Деформация.

11. Онтология — это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о развитии вселенной;

в) о бытии как таковом;

г) о духовной культуре общества и человека.

д) о сущности человеческой истории.

12.Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, устойчивые

и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания.

а) Термины; г) Законы;

б) Категории; д) Парадигмы;

в) Символы; е) Универсалии.

13. Способом существования материи является:

а) пространство; д) организация;

г) движение;

14. Сущность любых объектов мира проявляется

а) В их внутренних качествах; в) В их обособленности;

б) В их внешних признаках; г) Во взаимодействии с другими объектами.

15. Соотнесите данные трактовки бытия с философскими школами:

а) 2 В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою; б) 3 пустота; наличие бесконечного числа неделимых час­тиц; все они разнообразны по величине и форме; кру­жась в вихре, частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение частиц подчинено необходимости; в) 1 неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пре­бывающее; только сущее; сплошное, наполненное, от­сутствие небытия.1) элеаты; 2) христианство; 3) атомисты.

1)-в элеаты;2)-а христианство;3)-б атомисты

16. Установите соответствие трактовки бытия учению того или иного философа:

а) бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное бытие не имеет возникновения (на­чала), оно вечно возникающее; постигается с помощью размышления; б) бытие — объективная реальность, независимая от созна­ния человека; оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и органическая природа, биосфера, общество и т. д.; в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижени­ем абсолютной идеи; инобытие идеи — природа; поня­тие есть истина бытия; г) бытие вещей состоит в их воспринимаемости.1) Гегель; 2) Маркс; 3) Беркли; 4) Платон.

1)-в Гегель;2)-б Маркс;3)-г Беркли;4)-а Платон.

17. Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем

а) время; г) развитие;

б) пространство; д) взаимодействие;

в) движение; е) детерминизм.

18. Форма бытия материи, характеризующее ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах

а) время; г) развитие;

б) пространство; д) взаимодействие;

в) движение; е) детерминизм.

19. Универсальной формой существования материи является

а) неподвижность; г) определенный набор форм;

б) сознание; д) ограниченность в пространстве;

в) движение; е) сотваренность.

20. Основные виды взаимодействия элементов на уровне неживой природы:

а) психологические и эмоциональные; в) энергетические и информационные;

б) гравитационные и электромагнитные; г) социальные и институциональные.

21. Существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь – это

а) явление; г) качество;

б) закон; д) детерминизм;

в) условие; е) диалектика.

22. Основные виды взаимодействия элементов на уровне живой природы

а) психологические и эмоциональные; в) энергетические и информационные;

б) гравитационные и электромагнитные; г) социальные и институциональные.

23. Неравномерность протекания присуща:

а) физическому времени;

б) математическому времени

в) биологическому времени;

г) историческому времени.

24. Установите последовательность возникновения философских категорий:

а) бытие; б) первоначало (архэ); в) экзистенция; г) субстанция.

25. Идеалисты утверждают, что:

а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): ма­териальное и духовное;

в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;

26. Материалисты утверждают, что материя – это

а) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;

б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;

в) абсолютное Единое;

г) абстрактное понятие.

27. Установите последовательность возникновения философских категорий:

а) 1 бытие; б) 2 метафизика; в) 4 формации; г) 3 гуманизм.

28. Разместите понятия по возрастании от низшего к высшему в порядке, соотвествующем уровням развития материи, согласно философии материализма:

а) гравитационное поле; г) социальная группа;

б) мегатела; д) макротела.

29. Установите последовательность в историческом развитии материализма:

а) механистический материализм;

б) стихийный материализм;

в) диалектический материализм;

г) антропологический материализм.

а)-3 механистический материализм;б)-2 стихийный материализм;

в)-5 диалектический материализм;г)-4 антропологический материализм.

30. Материализм французских просветителей-энциклопедистов был:

а) наивный; г) стихийный;

б) механистический; д) диалектический.

31. Сведение высших форм к низшим носит название:

а) эмпиризма; г) редукционизма;

б) формализма; д) агностицизма.

32. Сведение всех форм движения (в том числе биологической и др.) к механической носит название:

а) формализма; г) эмпиризма;

б) релятивизма; д) агностицизма.

33. Объективный идеализм признает следующие положения:

а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело — из мельчайших частиц;

б) мир является ареной войны всех против всех;

в) мир создан богом, и все происходит в нем по воле свыше;

г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;

д) мир видимых вещей — это лишь отражение действи­тельного мира совершенных первообразов, существую­щих вечно и неизменно.

34. Установите соответствие определения бытия тому или иному философу:

а) бытие есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует его существова­нию; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным; б) Бог и только Он есть истинно существующее; неизмен­но пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия; в) быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и объект восприятия — одно и то же.1) Бл. Августину 2) Ж.-П. Сартру 3) Дж. Беркли

1)-б Бл. Августину 2)-а Ж.-П. Сартру 3)-в Дж. Беркли

35. Установите последовательность возникновения онтологических трактовок:

а) мир идей и мир теней; в) мир как объективная реальность;

б) град земной и Град Божий; г) мир как механизм.

36.Какой закон диалектики можно образно проиллюстрировать спиралью

а) тождества материи и сознания; в) сохранения материи;

б) перехода количественных изменений в качественные; г) отрицания отрицания.

37. Какой закон диалектики наглядно иллюстрирует таблица химических элементов Д.И. Менделеева

а) тождества материи и сознания; в) сохранения материи;

б) перехода количественных изменений в качественные; г) отрицания отрицания.

38. Основными законами диалектики являются (укажите все правильные варианты):

а) закон единства и борьбы противоположностей;

в) закон взаимного перехода качества и количества;

г) закон отрицания отрицания;

д) закон нравственного воздаяния.

39. Установите последовательность в развитии диалектики:

а)-4 диалектический материализм;

б)-1 стихийная диалектика (Гераклит);

в)-2 идеалистическая категориальная диалектика (Платон);

г)-3 абсолютный идеализм (Гегель).

40. Прогресс и регресс – это две формы

а) существование; г) иерархии;

б) развития; д) детерминизма;

в) движения; е) структурирования.

41. К законам диалектики не от­носится закон:

а) единства и борьбы противоположностей; в) перехода количества в качество;

б) тождества материи и сознания; г) отрицания отрицания.

42. Диалектика — это:

а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;

б) учение, считающее источником и завершающей целью всех измене­ний в природе Бога;

в) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человече­ской деятельности;

г) учение о всеобщей причинно-следственной связи;

д) учение о божественном предопределении.

43. Дополните парные категории диалектики

Источник

Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие (10 стр.)

В 60-70-х годах XX в. в трудах советских философов, — В. Штоффа, В. Швырева, Е. Мамчура, В. Степина, — весьма интенсивно разрабатывались проблемы методологии и логики научного познания. Известные философы, — Б. Кедров, М. Розенталь, Э. Ильенков, Н. Лапин продолжали работу над проблемами материалистической диалектики. Кроме того, Э. Ильенков и Д. Дубровский разрабатывали проблему идеального.

Плодотворно разрабатывались проблемы человека и личности. В работах известных советских ученых В. Тугаринова, И. Кона, А. Леонтьева, Л. Буевой, И. Фролова были проведены глубокие исследования структуры личности, соотношения в ней социального и биологического, о путях и формах совершенствования личности.

С 1985 года философия в СССР развивалась под знаком перестройки и ее поражения. Для теоретической сферы перестройка и ее провал означали падение авторитета и влияния марксизма в советской философии. Марксизм утратил монопольное положение, уступив место другим философским течениям и школам. Существенно изменилась тематика философских исследований. Важное место среди них заняло осмысление явлений современной жизни.

Бытие — это существование материальных и духовных объектов. Быть — значит существовать. Следовательно, категория «бытие» отражает только один признак мира — факт его существования.

Противоположностью (антитезой) категории «бытие» является категория «небытие».

Формы бытия — это разновидности принадлежащих бытию явлений, различающиеся способом своего существования. По этому основанию выделяются такие формы бытия:

— бытие объективной реальности, включающее, в свою очередь, бытие природы, бытие «второй природы», то есть мира содеянных человеком вещей, а в объективно-идеалистических учениях — бытие мирового духа;

— бытие субъективной реальности (духовного мира человека), содержащее бытие индивидуального сознания и бытие общественного сознания;

— бытие процессов и результатов взаимодействия объективной и субъективной реальности, то есть бытие человека и его культуры.

Философское содержание проблемы бытия составляет тот или иной способ понимания онтологических противоречий

— между вечностью, бесконечностью, непреходящим характером мира и не вечностью, конечностью, преходящим характером его конкретных проявлений;

— между единством мира и его многообразием в этом его единстве;

— между независимостью существования мира от человека и включённостью человека в мир, его существованием как проявлением мира.

Особое значение имеет противоречие между духовным и материальным, субъективным и объективным, сознанием и материей.

В решении этой проблемы сформировались три концепции.

1. Монизм (греч. mono — один) — это философское учение, принимающее за основу всего сущего какое-либо одно начало — материю или сознание.

2. Дуализм (лат. dualis — двойственный) Сторонники этого направления считают материальную и духовную субстанцию равноправными, а первичность какой- либо из них недоказуемой (Аристотель, Декарт, Кант).

3. Плюрализм (лат. Plereles — множественный) — это философская позиция, признающая множество самостоятельных равнозначных субстанций: оснований бытия в онтологии, оснований и форм знаний в гносеологии (Лейбниц, Поппер).

Главный водораздел прошел между двумя направлениями монистов: материалистами и идеалистами.

Материализм — это течение в философии, которое в качестве первичной признает материальную субстанцию, природу, физическое начало, а вторичным — идеальные, духовные, субъективные факторы. Материалисты считают, что окружающая человека природа, космос никем не сотворены. Как результат вечного саморазвития бытия они существовали, существуют и будут существовать независимо от человека или божественной идеи.

по фундаментальности знаний на наивный и научнообоснованый;

по способу мышления на диалектический и метафизический;

по отношению к общественно-исторической практике на действенный и созерцательный;

с точки зрения использования достижений естествознания на научный и вульгарный (мысль — продукт деятельности мозга);

К известным материалистам относят Демокрита, Эпикура, Ф. Бэкона, Д. Локка, Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция, Л. Фейербаха, Н. Чернышенкого, К. Маркса Ф. Энгельса, Г. Плеханова, В. Ленина и многих других.

Идеализм — это течение в философии, которое первичным считает сознание то есть субъективное, или объективное идеальное начало.

Он имеет две формы: объективный идеализм и субъективный идеализм.

Согласно объективному идеализму, основу мировоздания составляет духовная субстанция, существующая вне и независимо от индивидуального сознания в виде идей, духа, мирового разума (Платон, Ф. Шелинг, Г. Гегель). Субъективный идеализм считает, что материальный мир существует только в сознании человека. Объективная реальность является производной от субъективной реальности (Беркли, Юм, эмпиризм, сенсуализм, солипсизм, феноменализм).

Вопрос о соотношении материи и сознания, мышления и бытия, духа и природы Ф. Энгельс назвал основным вопросом философии.

В гносеологическом плане материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них. То есть здесь материя противостоит сознанию как абсолютная противоположность. Следовательно, говорить о первичности материи мы можем только в гносеологическом аспекте.

Онтологическое понимание материи берёт своё начало с попыток найти первооснову, субстанцию бытия. Её поиск поначалу сводился к определению материала (первоматерии), из которого «вылеплены» все вещи. Затем уже в Новое время материю старались понимать не как материал, а как первосвойство мира, определяющее всё многообразие свойств принадлежащих ему явлений. Позже стало очевидно, что в онтологическом смысле материя по отношению к своим проявлениям (состояниям и свойствам) выступает как субстанция — всеобщая первичная основа всех вещей и, по сути равна всем процессам во Вселенной. То есть здесь материя предполагает сознание не как свою абсолютную противоположность, а как своё свойство.

Важно всегда помнить, что понятие «материя» в любом аспекте (гносеологическом или онтологическом) всегда есть абстракция и «чистое создание мысли», то есть мысленно выводится как нечто общее из множества предметов и процессов.

Материя, как считают представители диалектического материализма, обладает определёнными атрибутивными свойствами (то есть постоянными, обусловленными собственной природой). Это: изменчивость, вечность, неисчерпаемость, пространственно- временная форма. Иногда к ним относят отражение, информацию и сознание.

В чем состоит единство мира?

На этот вопрос существует несколько вариантов ответа и, соответственно, контрдоводов на них:

1. Мир един, потому что мысль о нём едина. Следовательно, единство мира состоит в его идеальности.

Контрдовод: мысль может объединить элементы сознания в единство, если оно уже существовало или может существовать в материальных прообразах.

2. Единство мира состоит в его бытийности (то есть существовании).

Контрдовод: признание наличия свойства существования есть способ решения проблемы бытия или небытия, а не проблемы единства мира.

3. Единство мира состоит в его материальности, то есть все бесконечно многообразные вещи: звёзды, планеты, атомы, живые организмы, человек, общество и даже природная подоснова сознания, несмотря на их качественное различие, одинаково представляют собой объективную реальность, существуют вне нашего сознания и независимо от него, то есть являются материальными.

Источник

Онтология. Теория развития

1. Детерминизм является учением:

а) о божественной предопределенности; г) о непознаваемости мира;

б) о всеобщей познаваемости мира; д) о сотворении мира.

в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной

обусловленности явлений;

2. Материалисты утверждают, что:

а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): ма­териальное и духовное;

б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

г) мир создан Богом из ничего.

3. Идеалисты утверждают, что:

а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): ма­териальное и духовное;

в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;

д) мир создан Богом из ничего.

4. Установите последовательность в развитии идеализма:

а) 5 абсолютный идеализм Гегеля;

б) 4 трансцендентальный идеализм Канта;

в) 1 объективный идеализм Платона;

г) 3 рационализм Декарта

д) 2 схоластический реализм Ансельма Кентерберийского

а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;

б) учение, утверждающее познаваемость мира;

в) учение, о духовной культуре общества и человека;

г) о сущности познания, о путях постижения истины.

д) о сущности человеческой истории.

6. Установите соотвествие понимания времени той или иной философской концепции:

а) пространство и время – это особые сущности, существующие сами по себе; б) пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами; в) пространство и время – это формы восприятия мира1) реляционная; 2) субстанциональная; 3) субъективно-идеалистическая.

а) учение о природе;

б) учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;

в) учение о бытии как таковом;

г) учение о мире как таковом;

д) учение о духовной культуре общества и человека.

8. Установите последовательность возникновения трактовок бытия:

а) бытие творящее и бытие сотворенное; в) бытие как Единое;

б) бытие как экзистенция; г) бытие как определенность материального мира.

9. Что является первоначалом в материалистических философских концепциях

в) Материя;

10. Необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества – это

а) Движение; г) Развитие;

б) Прогресс; д) Трансформация;

в) Регресс; е) Деформация.

11. Онтология — это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о развитии вселенной;

в) о бытии как таковом;

г) о духовной культуре общества и человека.

д) о сущности человеческой истории.

12.Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, устойчивые

и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания.

а) Термины; г) Законы;

б) Категории; д) Парадигмы;

в) Символы; е) Универсалии.

13. Способом существования материи является:

а) пространство; д) организация;

г) движение;

14. Сущность любых объектов мира проявляется

а) В их внутренних качествах; в) В их обособленности;

б) В их внешних признаках; г) Во взаимодействии с другими объектами.

15. Соотнесите данные трактовки бытия с философскими школами:

а) 2 В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою; б) 3 пустота; наличие бесконечного числа неделимых час­тиц; все они разнообразны по величине и форме; кру­жась в вихре, частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение частиц подчинено необходимости; в) 1 неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пре­бывающее; только сущее; сплошное, наполненное, от­сутствие небытия.1) элеаты; 2) христианство; 3) атомисты.

1)-в элеаты;2)-а христианство;3)-б атомисты

16. Установите соответствие трактовки бытия учению того или иного философа:

а) бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное бытие не имеет возникновения (на­чала), оно вечно возникающее; постигается с помощью размышления; б) бытие — объективная реальность, независимая от созна­ния человека; оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и органическая природа, биосфера, общество и т. д.; в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижени­ем абсолютной идеи; инобытие идеи — природа; поня­тие есть истина бытия; г) бытие вещей состоит в их воспринимаемости.1) Гегель; 2) Маркс; 3) Беркли; 4) Платон.

1)-в Гегель;2)-б Маркс;3)-г Беркли;4)-а Платон.

17. Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем

а) время; г) развитие;

б) пространство; д) взаимодействие;

в) движение; е) детерминизм.

18. Форма бытия материи, характеризующее ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах

а) время; г) развитие;

б) пространство; д) взаимодействие;

в) движение; е) детерминизм.

19. Универсальной формой существования материи является

а) неподвижность; г) определенный набор форм;

б) сознание; д) ограниченность в пространстве;

в) движение; е) сотваренность.

20. Основные виды взаимодействия элементов на уровне неживой природы:

а) психологические и эмоциональные; в) энергетические и информационные;

б) гравитационные и электромагнитные; г) социальные и институциональные.

21. Существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь – это

а) явление; г) качество;

б) закон; д) детерминизм;

в) условие; е) диалектика.

22. Основные виды взаимодействия элементов на уровне живой природы

а) психологические и эмоциональные; в) энергетические и информационные;

б) гравитационные и электромагнитные; г) социальные и институциональные.

23. Неравномерность протекания присуща:

а) физическому времени;

б) математическому времени

в) биологическому времени;

г) историческому времени.

24. Установите последовательность возникновения философских категорий:

а) бытие; б) первоначало (архэ); в) экзистенция; г) субстанция.

25. Идеалисты утверждают, что:

а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): ма­териальное и духовное;

в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;

26. Материалисты утверждают, что материя – это

а) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;

б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;

в) абсолютное Единое;

г) абстрактное понятие.

27. Установите последовательность возникновения философских категорий:

а) 1 бытие; б) 2 метафизика; в) 4 формации; г) 3 гуманизм.

28. Разместите понятия по возрастании от низшего к высшему в порядке, соотвествующем уровням развития материи, согласно философии материализма:

а) гравитационное поле; г) социальная группа;

б) мегатела; д) макротела.

29. Установите последовательность в историческом развитии материализма:

а) механистический материализм;

б) стихийный материализм;

в) диалектический материализм;

г) антропологический материализм.

а)-3 механистический материализм;б)-2 стихийный материализм;

в)-5 диалектический материализм;г)-4 антропологический материализм.

30. Материализм французских просветителей-энциклопедистов был:

а) наивный; г) стихийный;

б) механистический; д) диалектический.

31. Сведение высших форм к низшим носит название:

а) эмпиризма; г) редукционизма;

б) формализма; д) агностицизма.

32. Сведение всех форм движения (в том числе биологической и др.) к механической носит название:

а) формализма; г) эмпиризма;

б) релятивизма; д) агностицизма.

33. Объективный идеализм признает следующие положения:

а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело — из мельчайших частиц;

б) мир является ареной войны всех против всех;

в) мир создан богом, и все происходит в нем по воле свыше;

г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;

д) мир видимых вещей — это лишь отражение действи­тельного мира совершенных первообразов, существую­щих вечно и неизменно.

34. Установите соответствие определения бытия тому или иному философу:

а) бытие есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует его существова­нию; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным; б) Бог и только Он есть истинно существующее; неизмен­но пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия; в) быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и объект восприятия — одно и то же.1) Бл. Августину 2) Ж.-П. Сартру 3) Дж. Беркли

1)-б Бл. Августину 2)-а Ж.-П. Сартру 3)-в Дж. Беркли

35. Установите последовательность возникновения онтологических трактовок:

а) мир идей и мир теней; в) мир как объективная реальность;

б) град земной и Град Божий; г) мир как механизм.

36.Какой закон диалектики можно образно проиллюстрировать спиралью

а) тождества материи и сознания; в) сохранения материи;

б) перехода количественных изменений в качественные; г) отрицания отрицания.

37. Какой закон диалектики наглядно иллюстрирует таблица химических элементов Д.И. Менделеева

а) тождества материи и сознания; в) сохранения материи;

б) перехода количественных изменений в качественные; г) отрицания отрицания.

38. Основными законами диалектики являются (укажите все правильные варианты):

а) закон единства и борьбы противоположностей;

в) закон взаимного перехода качества и количества;

г) закон отрицания отрицания;

д) закон нравственного воздаяния.

39. Установите последовательность в развитии диалектики:

а)-4 диалектический материализм;

б)-1 стихийная диалектика (Гераклит);

в)-2 идеалистическая категориальная диалектика (Платон);

г)-3 абсолютный идеализм (Гегель).

40. Прогресс и регресс – это две формы

а) существование; г) иерархии;

б) развития; д) детерминизма;

в) движения; е) структурирования.

41. К законам диалектики не от­носится закон:

а) единства и борьбы противоположностей; в) перехода количества в качество;

б) тождества материи и сознания; г) отрицания отрицания.

42. Диалектика — это:

а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;

б) учение, считающее источником и завершающей целью всех измене­ний в природе Бога;

в) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человече­ской деятельности;

г) учение о всеобщей причинно-следственной связи;

д) учение о божественном предопределении.

43. Дополните парные категории диалектики

а) единичное – общее;

в) возможное – действительное;

д) форма – содержание.

Сознание, бессознательное

1. Сознание рассматривается как свойство высокоор­ганизованной материи, в философском направлении:

а) объективный идеализм; г) экзистенциализм;

б) субъективный идеализм; д) томизм.

в) диалектический материализм;

2. «Бессознательное» в современной философии это:

а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;

б) рефлекторные процессы в организме человека;

в) опыт, не поддающийся логическому анализу;

г) нечто, присущее только отдельному человеку;

д) общественное, социальное в личности.

3. Сознание рассматривается как свойство высокоор­ганизованной материи, в философском направлении:

а) объективный идеализм;

б) субъективный идеализм;

в) диалектический материализм;

4. Бессознательное в философии— это:

а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются;

б) понятие, тождественное психическому;

в) высший уровень психики человека;

г) намеренное поведение, не соответствующее моральным и правовым нормам общества;

д) часть коллективной духовной памяти человечества, проявляющаяся в пограничных состояниях отдельных индивидов.

5. Установите последовательность возникновения трактовок сознания:

б) сознание – свойство человеческого организма; г) сознание – душа.

6. Философское понятие рефлексии относится к феномену:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *