Материалисты утверждают что существуют два независимых и равноправных начала материальное и духовное
Онтология. Теория развития
1. Детерминизм является учением:
а) о божественной предопределенности; г) о непознаваемости мира;
б) о всеобщей познаваемости мира; д) о сотворении мира.
В) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной
обусловленности явлений;
2. Материалисты утверждают, что:
а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) мир создан Богом из ничего.
3. Идеалисты утверждают, что:
а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;
д) мир создан Богом из ничего.
4. Установите последовательность в развитии идеализма:
а) 5 абсолютный идеализм Гегеля;
б) 4 трансцендентальный идеализм Канта;
в) 1 объективный идеализм Платона;
г) 3 рационализм Декарта
д) 2 схоластический реализм Ансельма Кентерберийского
а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;
б) учение, утверждающее познаваемость мира;
в) учение, о духовной культуре общества и человека;
г) о сущности познания, о путях постижения истины.
д) о сущности человеческой истории.
6. Установите соотвествие понимания времени той или иной философской концепции:
а) пространство и время – это особые сущности, существующие сами по себе; б) пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами; в) пространство и время – это формы восприятия мира | 1) реляционная; 2) субстанциональная; 3) субъективно-идеалистическая. |
а) учение о природе;
б) учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;
в) учение о бытии как таковом;
г) учение о мире как таковом;
д) учение о духовной культуре общества и человека.
8. Установите последовательность возникновения трактовок бытия:
а) бытие творящее и бытие сотворенное; в) бытие как Единое;
б) бытие как экзистенция; г) бытие как определенность материального мира.
9. Что является первоначалом в материалистических философских концепциях
В) Материя;
10. Необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества – это
а) Движение; г) Развитие;
б) Прогресс; д) Трансформация;
в) Регресс; е) Деформация.
11. Онтология — это учение:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о развитии вселенной;
в) о бытии как таковом;
г) о духовной культуре общества и человека.
д) о сущности человеческой истории.
12.Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, устойчивые
и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания.
а) Термины; г) Законы;
б) Категории; д) Парадигмы;
в) Символы; е) Универсалии.
13. Способом существования материи является:
а) пространство; д) организация;
г) движение;
14. Сущность любых объектов мира проявляется
а) В их внутренних качествах; в) В их обособленности;
б) В их внешних признаках; г) Во взаимодействии с другими объектами.
15. Соотнесите данные трактовки бытия с философскими школами:
а) 2 В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою; б) 3 пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре, частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение частиц подчинено необходимости; в) 1 неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; только сущее; сплошное, наполненное, отсутствие небытия. | 1) элеаты; 2) христианство; 3) атомисты. |
1)-в элеаты;2)-а христианство;3)-б атомисты
16. Установите соответствие трактовки бытия учению того или иного философа:
а) бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее; постигается с помощью размышления; б) бытие — объективная реальность, независимая от сознания человека; оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и органическая природа, биосфера, общество и т. д.; в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи — природа; понятие есть истина бытия; г) бытие вещей состоит в их воспринимаемости. | 1) Гегель; 2) Маркс; 3) Беркли; 4) Платон. |
1)-в Гегель;2)-б Маркс;3)-г Беркли;4)-а Платон.
17. Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем
а) время; г) развитие;
б) пространство; д) взаимодействие;
в) движение; е) детерминизм.
18. Форма бытия материи, характеризующее ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах
а) время; г) развитие;
б) пространство; д) взаимодействие;
в) движение; е) детерминизм.
19. Универсальной формой существования материи является
а) неподвижность; г) определенный набор форм;
б) сознание; д) ограниченность в пространстве;
в) движение; е) сотваренность.
20. Основные виды взаимодействия элементов на уровне неживой природы:
а) психологические и эмоциональные; в) энергетические и информационные;
б) гравитационные и электромагнитные; г) социальные и институциональные.
21. Существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь – это
а) явление; г) качество;
б) закон; д) детерминизм;
в) условие; е) диалектика.
22. Основные виды взаимодействия элементов на уровне живой природы
а) психологические и эмоциональные; в) энергетические и информационные;
б) гравитационные и электромагнитные; г) социальные и институциональные.
23. Неравномерность протекания присуща:
а) физическому времени;
б) математическому времени
в) биологическому времени;
г) историческому времени.
24. Установите последовательность возникновения философских категорий:
а) бытие; б) первоначало (архэ); в) экзистенция; г) субстанция.
25. Идеалисты утверждают, что:
а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;
26. Материалисты утверждают, что материя – это
а) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;
б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;
в) абсолютное Единое;
г) абстрактное понятие.
27. Установите последовательность возникновения философских категорий:
а) 1 бытие; б) 2 метафизика; в) 4 формации; г) 3 гуманизм.
28. Разместите понятия по возрастании от низшего к высшему в порядке, соотвествующем уровням развития материи, согласно философии материализма:
а) гравитационное поле; г) социальная группа;
б) мегатела; д) макротела.
29. Установите последовательность в историческом развитии материализма:
а) механистический материализм;
б) стихийный материализм;
в) диалектический материализм;
г) антропологический материализм.
а)-3 механистический материализм;б)-2 стихийный материализм;
в)-5 диалектический материализм;г)-4 антропологический материализм.
30. Материализм французских просветителей-энциклопедистов был:
а) наивный; г) стихийный;
б) механистический; д) диалектический.
31. Сведение высших форм к низшим носит название:
а) эмпиризма; г) редукционизма;
б) формализма; д) агностицизма.
32. Сведение всех форм движения (в том числе биологической и др.) к механической носит название:
а) формализма; г) эмпиризма;
б) релятивизма; д) агностицизма.
33. Объективный идеализм признает следующие положения:
а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело — из мельчайших частиц;
б) мир является ареной войны всех против всех;
в) мир создан богом, и все происходит в нем по воле свыше;
г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;
д) мир видимых вещей — это лишь отражение действительного мира совершенных первообразов, существующих вечно и неизменно.
34. Установите соответствие определения бытия тому или иному философу:
а) бытие есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует его существованию; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным; б) Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия; в) быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и объект восприятия — одно и то же. | 1) Бл. Августину 2) Ж.-П. Сартру 3) Дж. Беркли |
1)-б Бл. Августину 2)-а Ж.-П. Сартру 3)-в Дж. Беркли
35. Установите последовательность возникновения онтологических трактовок:
а) мир идей и мир теней; в) мир как объективная реальность;
б) град земной и Град Божий; г) мир как механизм.
36.Какой закон диалектики можно образно проиллюстрировать спиралью
а) тождества материи и сознания; в) сохранения материи;
б) перехода количественных изменений в качественные; г) отрицания отрицания.
37. Какой закон диалектики наглядно иллюстрирует таблица химических элементов Д.И. Менделеева
а) тождества материи и сознания; в) сохранения материи;
б) перехода количественных изменений в качественные; г) отрицания отрицания.
38. Основными законами диалектики являются (укажите все правильные варианты):
а) закон единства и борьбы противоположностей;
в) закон взаимного перехода качества и количества;
г) закон отрицания отрицания;
д) закон нравственного воздаяния.
39. Установите последовательность в развитии диалектики:
а)-4 диалектический материализм;
б)-1 стихийная диалектика (Гераклит);
в)-2 идеалистическая категориальная диалектика (Платон);
г)-3 абсолютный идеализм (Гегель).
40. Прогресс и регресс – это две формы
а) существование; г) иерархии;
б) развития; д) детерминизма;
в) движения; е) структурирования.
41. К законам диалектики не относится закон:
а) единства и борьбы противоположностей; в) перехода количества в качество;
б) тождества материи и сознания; г) отрицания отрицания.
42. Диалектика — это:
а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;
б) учение, считающее источником и завершающей целью всех изменений в природе Бога;
в) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности;
г) учение о всеобщей причинно-следственной связи;
д) учение о божественном предопределении.
43. Дополните парные категории диалектики
Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие (10 стр.)
В 60-70-х годах XX в. в трудах советских философов, — В. Штоффа, В. Швырева, Е. Мамчура, В. Степина, — весьма интенсивно разрабатывались проблемы методологии и логики научного познания. Известные философы, — Б. Кедров, М. Розенталь, Э. Ильенков, Н. Лапин продолжали работу над проблемами материалистической диалектики. Кроме того, Э. Ильенков и Д. Дубровский разрабатывали проблему идеального.
Плодотворно разрабатывались проблемы человека и личности. В работах известных советских ученых В. Тугаринова, И. Кона, А. Леонтьева, Л. Буевой, И. Фролова были проведены глубокие исследования структуры личности, соотношения в ней социального и биологического, о путях и формах совершенствования личности.
С 1985 года философия в СССР развивалась под знаком перестройки и ее поражения. Для теоретической сферы перестройка и ее провал означали падение авторитета и влияния марксизма в советской философии. Марксизм утратил монопольное положение, уступив место другим философским течениям и школам. Существенно изменилась тематика философских исследований. Важное место среди них заняло осмысление явлений современной жизни.
Бытие — это существование материальных и духовных объектов. Быть — значит существовать. Следовательно, категория «бытие» отражает только один признак мира — факт его существования.
Противоположностью (антитезой) категории «бытие» является категория «небытие».
Формы бытия — это разновидности принадлежащих бытию явлений, различающиеся способом своего существования. По этому основанию выделяются такие формы бытия:
— бытие объективной реальности, включающее, в свою очередь, бытие природы, бытие «второй природы», то есть мира содеянных человеком вещей, а в объективно-идеалистических учениях — бытие мирового духа;
— бытие субъективной реальности (духовного мира человека), содержащее бытие индивидуального сознания и бытие общественного сознания;
— бытие процессов и результатов взаимодействия объективной и субъективной реальности, то есть бытие человека и его культуры.
Философское содержание проблемы бытия составляет тот или иной способ понимания онтологических противоречий
— между вечностью, бесконечностью, непреходящим характером мира и не вечностью, конечностью, преходящим характером его конкретных проявлений;
— между единством мира и его многообразием в этом его единстве;
— между независимостью существования мира от человека и включённостью человека в мир, его существованием как проявлением мира.
Особое значение имеет противоречие между духовным и материальным, субъективным и объективным, сознанием и материей.
В решении этой проблемы сформировались три концепции.
1. Монизм (греч. mono — один) — это философское учение, принимающее за основу всего сущего какое-либо одно начало — материю или сознание.
2. Дуализм (лат. dualis — двойственный) Сторонники этого направления считают материальную и духовную субстанцию равноправными, а первичность какой- либо из них недоказуемой (Аристотель, Декарт, Кант).
3. Плюрализм (лат. Plereles — множественный) — это философская позиция, признающая множество самостоятельных равнозначных субстанций: оснований бытия в онтологии, оснований и форм знаний в гносеологии (Лейбниц, Поппер).
Главный водораздел прошел между двумя направлениями монистов: материалистами и идеалистами.
Материализм — это течение в философии, которое в качестве первичной признает материальную субстанцию, природу, физическое начало, а вторичным — идеальные, духовные, субъективные факторы. Материалисты считают, что окружающая человека природа, космос никем не сотворены. Как результат вечного саморазвития бытия они существовали, существуют и будут существовать независимо от человека или божественной идеи.
• по фундаментальности знаний на наивный и научнообоснованый;
• по способу мышления на диалектический и метафизический;
• по отношению к общественно-исторической практике на действенный и созерцательный;
• с точки зрения использования достижений естествознания на научный и вульгарный (мысль — продукт деятельности мозга);
К известным материалистам относят Демокрита, Эпикура, Ф. Бэкона, Д. Локка, Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция, Л. Фейербаха, Н. Чернышенкого, К. Маркса Ф. Энгельса, Г. Плеханова, В. Ленина и многих других.
Идеализм — это течение в философии, которое первичным считает сознание то есть субъективное, или объективное идеальное начало.
Он имеет две формы: объективный идеализм и субъективный идеализм.
Согласно объективному идеализму, основу мировоздания составляет духовная субстанция, существующая вне и независимо от индивидуального сознания в виде идей, духа, мирового разума (Платон, Ф. Шелинг, Г. Гегель). Субъективный идеализм считает, что материальный мир существует только в сознании человека. Объективная реальность является производной от субъективной реальности (Беркли, Юм, эмпиризм, сенсуализм, солипсизм, феноменализм).
Вопрос о соотношении материи и сознания, мышления и бытия, духа и природы Ф. Энгельс назвал основным вопросом философии.
В гносеологическом плане материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них. То есть здесь материя противостоит сознанию как абсолютная противоположность. Следовательно, говорить о первичности материи мы можем только в гносеологическом аспекте.
Онтологическое понимание материи берёт своё начало с попыток найти первооснову, субстанцию бытия. Её поиск поначалу сводился к определению материала (первоматерии), из которого «вылеплены» все вещи. Затем уже в Новое время материю старались понимать не как материал, а как первосвойство мира, определяющее всё многообразие свойств принадлежащих ему явлений. Позже стало очевидно, что в онтологическом смысле материя по отношению к своим проявлениям (состояниям и свойствам) выступает как субстанция — всеобщая первичная основа всех вещей и, по сути равна всем процессам во Вселенной. То есть здесь материя предполагает сознание не как свою абсолютную противоположность, а как своё свойство.
Важно всегда помнить, что понятие «материя» в любом аспекте (гносеологическом или онтологическом) всегда есть абстракция и «чистое создание мысли», то есть мысленно выводится как нечто общее из множества предметов и процессов.
Материя, как считают представители диалектического материализма, обладает определёнными атрибутивными свойствами (то есть постоянными, обусловленными собственной природой). Это: изменчивость, вечность, неисчерпаемость, пространственно- временная форма. Иногда к ним относят отражение, информацию и сознание.
В чем состоит единство мира?
На этот вопрос существует несколько вариантов ответа и, соответственно, контрдоводов на них:
1. Мир един, потому что мысль о нём едина. Следовательно, единство мира состоит в его идеальности.
Контрдовод: мысль может объединить элементы сознания в единство, если оно уже существовало или может существовать в материальных прообразах.
2. Единство мира состоит в его бытийности (то есть существовании).
Контрдовод: признание наличия свойства существования есть способ решения проблемы бытия или небытия, а не проблемы единства мира.
3. Единство мира состоит в его материальности, то есть все бесконечно многообразные вещи: звёзды, планеты, атомы, живые организмы, человек, общество и даже природная подоснова сознания, несмотря на их качественное различие, одинаково представляют собой объективную реальность, существуют вне нашего сознания и независимо от него, то есть являются материальными.
Онтология. Теория развития
1. Детерминизм является учением:
а) о божественной предопределенности; г) о непознаваемости мира;
б) о всеобщей познаваемости мира; д) о сотворении мира.
в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной
обусловленности явлений;
2. Материалисты утверждают, что:
а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) мир создан Богом из ничего.
3. Идеалисты утверждают, что:
а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;
д) мир создан Богом из ничего.
4. Установите последовательность в развитии идеализма:
а) 5 абсолютный идеализм Гегеля;
б) 4 трансцендентальный идеализм Канта;
в) 1 объективный идеализм Платона;
г) 3 рационализм Декарта
д) 2 схоластический реализм Ансельма Кентерберийского
а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;
б) учение, утверждающее познаваемость мира;
в) учение, о духовной культуре общества и человека;
г) о сущности познания, о путях постижения истины.
д) о сущности человеческой истории.
6. Установите соотвествие понимания времени той или иной философской концепции:
а) пространство и время – это особые сущности, существующие сами по себе; б) пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами; в) пространство и время – это формы восприятия мира | 1) реляционная; 2) субстанциональная; 3) субъективно-идеалистическая. |
а) учение о природе;
б) учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;
в) учение о бытии как таковом;
г) учение о мире как таковом;
д) учение о духовной культуре общества и человека.
8. Установите последовательность возникновения трактовок бытия:
а) бытие творящее и бытие сотворенное; в) бытие как Единое;
б) бытие как экзистенция; г) бытие как определенность материального мира.
9. Что является первоначалом в материалистических философских концепциях
в) Материя;
10. Необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества – это
а) Движение; г) Развитие;
б) Прогресс; д) Трансформация;
в) Регресс; е) Деформация.
11. Онтология — это учение:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о развитии вселенной;
в) о бытии как таковом;
г) о духовной культуре общества и человека.
д) о сущности человеческой истории.
12.Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, устойчивые
и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания.
а) Термины; г) Законы;
б) Категории; д) Парадигмы;
в) Символы; е) Универсалии.
13. Способом существования материи является:
а) пространство; д) организация;
г) движение;
14. Сущность любых объектов мира проявляется
а) В их внутренних качествах; в) В их обособленности;
б) В их внешних признаках; г) Во взаимодействии с другими объектами.
15. Соотнесите данные трактовки бытия с философскими школами:
а) 2 В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою; б) 3 пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре, частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение частиц подчинено необходимости; в) 1 неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; только сущее; сплошное, наполненное, отсутствие небытия. | 1) элеаты; 2) христианство; 3) атомисты. |
1)-в элеаты;2)-а христианство;3)-б атомисты
16. Установите соответствие трактовки бытия учению того или иного философа:
а) бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее; постигается с помощью размышления; б) бытие — объективная реальность, независимая от сознания человека; оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и органическая природа, биосфера, общество и т. д.; в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи — природа; понятие есть истина бытия; г) бытие вещей состоит в их воспринимаемости. | 1) Гегель; 2) Маркс; 3) Беркли; 4) Платон. |
1)-в Гегель;2)-б Маркс;3)-г Беркли;4)-а Платон.
17. Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем
а) время; г) развитие;
б) пространство; д) взаимодействие;
в) движение; е) детерминизм.
18. Форма бытия материи, характеризующее ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах
а) время; г) развитие;
б) пространство; д) взаимодействие;
в) движение; е) детерминизм.
19. Универсальной формой существования материи является
а) неподвижность; г) определенный набор форм;
б) сознание; д) ограниченность в пространстве;
в) движение; е) сотваренность.
20. Основные виды взаимодействия элементов на уровне неживой природы:
а) психологические и эмоциональные; в) энергетические и информационные;
б) гравитационные и электромагнитные; г) социальные и институциональные.
21. Существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь – это
а) явление; г) качество;
б) закон; д) детерминизм;
в) условие; е) диалектика.
22. Основные виды взаимодействия элементов на уровне живой природы
а) психологические и эмоциональные; в) энергетические и информационные;
б) гравитационные и электромагнитные; г) социальные и институциональные.
23. Неравномерность протекания присуща:
а) физическому времени;
б) математическому времени
в) биологическому времени;
г) историческому времени.
24. Установите последовательность возникновения философских категорий:
а) бытие; б) первоначало (архэ); в) экзистенция; г) субстанция.
25. Идеалисты утверждают, что:
а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;
26. Материалисты утверждают, что материя – это
а) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;
б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;
в) абсолютное Единое;
г) абстрактное понятие.
27. Установите последовательность возникновения философских категорий:
а) 1 бытие; б) 2 метафизика; в) 4 формации; г) 3 гуманизм.
28. Разместите понятия по возрастании от низшего к высшему в порядке, соотвествующем уровням развития материи, согласно философии материализма:
а) гравитационное поле; г) социальная группа;
б) мегатела; д) макротела.
29. Установите последовательность в историческом развитии материализма:
а) механистический материализм;
б) стихийный материализм;
в) диалектический материализм;
г) антропологический материализм.
а)-3 механистический материализм;б)-2 стихийный материализм;
в)-5 диалектический материализм;г)-4 антропологический материализм.
30. Материализм французских просветителей-энциклопедистов был:
а) наивный; г) стихийный;
б) механистический; д) диалектический.
31. Сведение высших форм к низшим носит название:
а) эмпиризма; г) редукционизма;
б) формализма; д) агностицизма.
32. Сведение всех форм движения (в том числе биологической и др.) к механической носит название:
а) формализма; г) эмпиризма;
б) релятивизма; д) агностицизма.
33. Объективный идеализм признает следующие положения:
а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело — из мельчайших частиц;
б) мир является ареной войны всех против всех;
в) мир создан богом, и все происходит в нем по воле свыше;
г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;
д) мир видимых вещей — это лишь отражение действительного мира совершенных первообразов, существующих вечно и неизменно.
34. Установите соответствие определения бытия тому или иному философу:
а) бытие есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует его существованию; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным; б) Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия; в) быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и объект восприятия — одно и то же. | 1) Бл. Августину 2) Ж.-П. Сартру 3) Дж. Беркли |
1)-б Бл. Августину 2)-а Ж.-П. Сартру 3)-в Дж. Беркли
35. Установите последовательность возникновения онтологических трактовок:
а) мир идей и мир теней; в) мир как объективная реальность;
б) град земной и Град Божий; г) мир как механизм.
36.Какой закон диалектики можно образно проиллюстрировать спиралью
а) тождества материи и сознания; в) сохранения материи;
б) перехода количественных изменений в качественные; г) отрицания отрицания.
37. Какой закон диалектики наглядно иллюстрирует таблица химических элементов Д.И. Менделеева
а) тождества материи и сознания; в) сохранения материи;
б) перехода количественных изменений в качественные; г) отрицания отрицания.
38. Основными законами диалектики являются (укажите все правильные варианты):
а) закон единства и борьбы противоположностей;
в) закон взаимного перехода качества и количества;
г) закон отрицания отрицания;
д) закон нравственного воздаяния.
39. Установите последовательность в развитии диалектики:
а)-4 диалектический материализм;
б)-1 стихийная диалектика (Гераклит);
в)-2 идеалистическая категориальная диалектика (Платон);
г)-3 абсолютный идеализм (Гегель).
40. Прогресс и регресс – это две формы
а) существование; г) иерархии;
б) развития; д) детерминизма;
в) движения; е) структурирования.
41. К законам диалектики не относится закон:
а) единства и борьбы противоположностей; в) перехода количества в качество;
б) тождества материи и сознания; г) отрицания отрицания.
42. Диалектика — это:
а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;
б) учение, считающее источником и завершающей целью всех изменений в природе Бога;
в) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности;
г) учение о всеобщей причинно-следственной связи;
д) учение о божественном предопределении.
43. Дополните парные категории диалектики
а) единичное – общее;
в) возможное – действительное;
д) форма – содержание.
Сознание, бессознательное
1. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:
а) объективный идеализм; г) экзистенциализм;
б) субъективный идеализм; д) томизм.
в) диалектический материализм;
2. «Бессознательное» в современной философии это:
а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;
б) рефлекторные процессы в организме человека;
в) опыт, не поддающийся логическому анализу;
г) нечто, присущее только отдельному человеку;
д) общественное, социальное в личности.
3. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:
а) объективный идеализм;
б) субъективный идеализм;
в) диалектический материализм;
4. Бессознательное в философии— это:
а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются;
б) понятие, тождественное психическому;
в) высший уровень психики человека;
г) намеренное поведение, не соответствующее моральным и правовым нормам общества;
д) часть коллективной духовной памяти человечества, проявляющаяся в пограничных состояниях отдельных индивидов.
5. Установите последовательность возникновения трактовок сознания:
б) сознание – свойство человеческого организма; г) сознание – душа.
6. Философское понятие рефлексии относится к феномену: