Майка алкоголичка мужская с чем носить
«Алкоголичка» — самая сексистская, брутальная и мужская деталь гардероба
В США ее называют крепким мужланским словом wifebeater, в русскоговорящих странах — уничижительным «алкоголичка», но суть предмета от этого не меняется. Во все времена в самых разных странах эти майки носил один и тот же контингент. Минималистичный предмет гардероба без рукавов был своеобразной эволюцией мужского нижнего белья. Раньше оно напоминало плотный комбинезон, но, когда в начале прошлого века на рынок хлынули отдельно трусы и отдельно майка без рукавов, человечество облегченно вздохнуло. Это ведь гораздо удобнее, дешевле и не так жарко. А носили нижнее белье, чтобы не пачкать потом верхнюю одежду. Однако за годы «алкоголичка» обросла дурной славой и стала сексистским атрибутом. Но в то же время умудрилась стать самой мужской деталью гардероба.
Итальянский вариант
В то же время майка захватывала душную и бедную южную оконечность «итальянского сапога». Здесь «алкоголичка» быстрее всего превратилась из нижнего белья в верхнюю одежду. Мы ведь неспроста упомянули, что Южная Италия — регион бедный и душный. Местные жители были вынуждены быть бережливыми. Гардероб у них был не большой — в рубашках, коих было немного, в основном ходили на воскресную мессу, и в ужасной жаре майка стала отличным спасением. Ведь с голой грудью в этих патриархальных местах ходить было не принято, а майка прикрывала все срамное и при этом была лучшим решением для жары. Примерно в этот же период уставшие от собственной вечно голодной и неспокойной родины местные жители отправились в массовую иммиграцию к американским берегам. Естественно, как и любые другие иммигранты, предки Сталлоне и Аль Пачино вели себя на чужбине как дома и даже одевались, как в родной Калабрии. Так появился знаменитый «Гвидо-мачо» — стереотипный итальянский иммигрант, который носит алкоголичку, разрывается от тестостерона и пытается закадрить любую особь женского пола от 16 до 118. А кучерявых парней в лазурно-желтых пейзажах Италии мы до сих пор видим в кино и рекламе. Нас уверяют, что они брутальные, но четкие пацаны не смотрят на мир так томно и сладострастно.
Носишь «алкоголичку» — бьешь жену!
Во всем виноват Вито Корлеоне
В 1951-м году выходит экранизация знаменитого рассказа Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание». Марлон Брандо — бесспорный кумир американской молодежи — играет бедного, необразованного выходца из Польши Стэнли Ковальски, который весь фильм ходит в майках. Кажется, что Брандо — единственный во всем фильме, кто действительно умеет играть. И, наверное, поэтому образ импульсивного мужлана стал культовым, а «алкоголичка», которую Брандо носит весь фильм, окончательно вышла из тени верхней одежды. Мнение людей по поводу предназначения этой детали гардероба в корне поменялось. Но есть в этой истории один забавный момент: Ковальски, одетый в «алкоголичку», бьет свою жену. Репутация абьюзерского атрибута укрепилась. Однако не надо думать, что все оголились до маек только потому, что в них удобнее бить женщин. Фильм ведь совсем о другом.
Окончательно с ума от «алкашек» сошли после выхода фильма «Бунтарь без причины» с главным конкурентом Брандо Джеймсом Дином в главной роли. Юный и дерзкий герой фильма носил ее прямо с кожаной курткой, и сотни тысяч молодых людей смекнули, что если и ты хочешь быть крутым, то надо показать всем свое нижнее белье.
Спиртной след
В нашей стране их стали называть «алкоголичками» благодаря распространенным и многочисленным карикатурам, на которых упившийся до скотского состояния гражданин Советского Союза стоит в обнимку с бутылкой. Оно и понятно, ведь майка — это нижнее белье: в нем можно либо по дому ходить, либо выйти покурить. Алкоголики совмещали все сразу и даже могли появиться в ней в приличном месте, чтобы попросить мелочи на успокоение горящих труб. Но так как в Советском Союзе особенного разнообразия в одежде не было, название «алкоголичка» прижилось, а носили ее буквально все. И со временем она стала ассоциироваться с простым отцом семейства, пришедшим с работы и ходящим по дому в том, что удобно.
Мы все потеряли
КАК НОСИТЬ МАЙКУ-АЛКОГОЛИЧКУ СТИЛЬНО
Из истории
Мы с детства привыкли называть майку, в основном белую, на широких лямках – «алкоголичкой». И мало, кто задумывается, откуда такое название. На самом деле, оно пошло из народа и действительно изначально ассоциировалось с гардеробом алкоголиков:-)))
В Америке у подобной майки есть еще более неоднозначное понятие – wife-beater. Такое ассоциативное название майки получили там благодаря персонажам фильмов 40-50-х годов. Все герои, которые появлялись на экранах в таких вещах, всегда обижали и избивали своих жен. О-о!
К 70-м годам майки-алкоголички просочились из индустрии развлечений в гардеробы обычных людей. Народ стал носить более открытые вещи, наслаждаясь теплой погодой и лучами солнца. Ну а в 90-е в «алкоголички» переоделись все.
Кристи Тарлингтон, Синди Кроуфорд
Звездный стиль
Как я и написала, уже в 90-е майки на лямках стали неотъемлемой частью модных образов. Сочетание простой белой или черной майки с джинсами до сих пор считается классическим, и не выходит из моды. Среди звездных поклонников, продвигающих тренд в массы в 90-е, оказались Кейт Мосс, Дженнифер Энистон и Spice Girls.
Кейт Мосс, Дженнифер Энистон
Сейчас знаменитости продолжают появляться в таких майках на публике. Учитывая возвращения минималистичного стиля 90-х на подиумы, количество выходов в майках-алкоголичках значительно увеличилось. Звездные модницы носят их, как самостоятельный предмет гардероба, а также сочетают с пиджаками и кардиганами.
Ким Кардашьян, Кендалл Дженнер
Миранда Керр, Хейли Бибер
На подиуме
Что касается модных брендов, то почти каждый хоть раз экспериментировал с этим стилем в своих коллекциях. Майки-алкоголички появлялись в коллекциях Giorgio Armani, Calvin Klein, Michael Kors, Balmain и многих других. Дизайнеры переосмыслили классический дизайн монохромных маек, дополнив их принтом, выпустив в неоновых оттенках, а также добавив потертости и расширенную пройму. Топы появились в стиле oversize и в укороченном варианте. Майки-алкоголички стали не только частью повседневных образов, но и гармонично вписались в вечерние коллекции.
Michael Kors Collection, Calvin Klein
Balmain, Saint Laurent
Весна-лето 2020
Этот год можно по праву считать грандиозным возвращением маек-алкоголичек на подиум и в нашу жизнь. Этот предмет гардероба стал одним из ключевых трендов весенне-летних коллекций, засветившись на показах Hermes, Michael Kors и Saint Laurent.
Hermes, Michael Kors Collection
Дизайнеры пошли по легкому пути воскрешения трендов, обратившись к эстетике 90-х годов: на подиуме майки с широкими лямками появились в компании прямых и широких брюк из костюмной ткани и кожи, а также юбок миди и шортов-бермуд. Вместе с тем дизайнеры дополнили образы лаконичными босоножками и вьетнамками на каблуке или платформе.
Не побоялись бренды и объединить топы с вечерним гардеробом: многослойные и блестящие юбки макси были замечены на показах Saint Laurent и Dries Van Noten.
Dries Van Noten, Off-White
Как носить майку-алкоголичку этим летом
Белая майка на лямках впишется в любой гардероб. В теплое время года носить ее можно с джинсовыми или кожаными бермудами, юбкой миди и белыми джинсами, дополнив лук плетеной сумкой, спортивными сандалиями или мюлями, а также солнцезащитными очками.
Сочетайте майки со спортивными шортами и кедами, а также носите их с актуальными в этом сезоне трикотажными короткими шортиками.
Как носить майку-алкоголичку осенью и зимой
Майки-алкоголички останутся актуальными и следующей осенью. Такой предмет гардероба ляжет в основу многослойных образов. Однотонные белые и черные майки можно носить с пиджаком в стиле oversize, модным трикотажным кардиганом, объемной рубашкой, а также объединять с брючными костюмами, кожаными брюками и джинсами. Грубые высокие ботинки, длинное пальто и головной убор идеально завершат такой look.
ГДЕ КУПИТЬ МАЙКУ-АЛКОГОЛИЧКУ
И по традиции, делюсь паролями-явками, где купить идеальную майку на лето на любой вкус и бюджет 🙂
Где и как носить мужскую майку — советы стилистов по выбору маек и их использованию
Джорджио Армани: «Белая майка-алкоголичка стала алфавитом моды»
Стильные мужские майки – это предмет гардероба, который пережил множество реинкарнаций. Сегодня он представляет собой сексуальный элемент разных луков современных мужчин. Качественные майки разных фасонов и расцветок всегда готова предложить своим клиентам компания ИванычЪ GROUP.
Эти модные вещи являются неотъемлемой частью спортивных и повседневных образов. Они помогают создавать уникальный стиль и всегда оставаться в тренде
Мнение знаменитых современных кутюрье, и взгляды не очень известных модельеров сходятся в вопросе использования такой простой и доступной вещи, как хлопковая белая майка. Все они считают, что она:
Но есть и разногласия у стилистов относительно того, какую и как носить майку мужчинам в каждом конкретном случае. Чаще всего споры касаются применения майки как самостоятельного, отдельного элемента наряда. Некоторые считают, что ее можно надевать исключительно для прогулок на природе, походов на пляж и в спортзал. А другие не являются столь категоричными. Хотя все они сходятся во мнении, что важную роль играет не только повод ношения, но и внешний вид модели.
Предлагаем вашему вниманию несколько советов модных специалистов относительно выбора этого предмета гардероба и его использования.
Советы по выбору мужской майки
Выбирая стильные майки для мужчин, следует обращать внимание на их:
Советы относительно использования майки в качестве нижнего белья под сорочкой
Некоторые представители сильного пола, рассматривая лишь практическую сторону вопроса, предпочитают надевать нижнее белье под сорочку. Зачем мужчины носят майку под рубашку? Они объясняют это тем, что эта вещь является дополнительным слоем, который согревает зимой и продлевает срок эксплуатации верхней одежды, впитывая естественную влагу. А их оппоненты заявляют, что ежедневная стирка сорочек позволяет носить их без нательного белья.
По этому поводу стилисты говорят:
А тем, кого интересует, как правильно носить мужские майки под сорочкой, следует учесть, что:
Майка, которую видно под сорочкой, и даже небольшой ее кусочек, выглядывающий из-под ворота, способны испортить общее впечатление
Советы по поводу использования майки в многослойном луке
Представителей сильного пола очень интересует вопрос, носят ли под рубашкой мужчины майки так, чтобы их было видно. Ответ положительный. При многослойном сочетании разной одежды, когда майка выступает самостоятельным элементом лука, она:
Учитывая наши советы относительно того, как носить рубашку с майкой мужчинам, вы легко создадите любые стильные образы
Советы относительно применения маек в качестве самостоятельного предмета гардероба
Можно ли носить мужскую майку отдельно? Конечно. Вне зависимости от образа жизни и вкусов, представители сильного пола с удовольствием носят майки в самых разных ситуациях:
Если вы поклонник rock-look, то даже на городских улицах на вас будет хорошо смотреться майка в комбинации с зауженными джинсами, курткой-косухой и прочими атрибутами рок-образа. Но вот в общественном транспорте она совсем не уместна в качестве единственного «верха». А если представить себе еще и небритые подмышки с капельками пота на волосках, то картина нарисуется совсем не радостная.
Фото слева – демонстрация того, как не стоит носить мужскую майку, справа – вполне приличный вариант ее использования
Фото-советы по формированию модных луков с классической белой майкой
Чтобы выглядеть стильно в майке, следует тщательно подбирать для нее «низ». Если она обтягивает фигуру, то джинсы или спортивные брюки должны облегать, и наоборот
Вариантов, с чем носить мужскую майку при создании ПОВСЕДНЕВНОГО ЛУКА, множество: джинсовые куртки и пиджаки, джинсы и брюки
Этот стильный предмет гардероба идеально подходит для формирования спортивного образа
В комбинации с шортами, теннисками и легкими куртками можно создать стильный лук для прогулок и встреч с друзьями
Иметь майку в собственном гардеробе очень полезно. И как использовать ее, решать вам. Но никогда не стоит забывать о ее изначальной роли и основных правилах применения
Чтобы выглядеть на все 100%, воспользуйтесь советами стилистов относительно того, как носить мужскую майку, и экспериментируйте с этой простой, но функциональной вещью. Приобретайте маечки разных фасонов у ИванычЪ GROUP, и сможете сделать большой шаг к своему идеальному стилю.
Униформа для домашнего насилия: культурная история майки-алкоголички
В странах СССР белая хлопковая майка ассоциировалась с любителями спиртного, поэтому и получила название «алкоголичка», — зато в буржуазных странах она стала символом рэперов, геев, рабочего класса и итальянских иммигрантов. В какой-то момент ее даже связали с проблемой домашнего насилия и начали называть wife beater shirt, то есть «майка абьюзера»: потребовалось вмешательство феминисток, чтобы магазины перестали использовать этот термин в описании товара. Марина Бакиева — о культурной истории незамысловатого на первый взгляд предмета одежды.
Закон и стереотипы
Для начала стоит сказать несколько слов об истории майки в принципе. Раньше ее носили исключительно в качестве нижнего белья, затем — как часть купального костюма. В 1912 году случился скандал: женская сборная Великобритании по плаванию на летних Олимпийских играх предстала в откровенных купальниках. В качестве верха использовали майки, полностью оголяющие руки — тогда это считалось крайне неприличным. Так майку впервые надели в публичном пространстве, пусть и в определенных обстоятельствах. В то время мужчины носили подобные купальные костюмы, и никого это, конечно же, не смущало. Затем майку присмотрели спортсмены: в ней было не жарко, она не сковывала движения, а еще легко и быстро снималась и надевалась.
Считается, что современную версию майки-алкоголички выпустил бренд Cooper’s Inc. в довесок к мужским трусам-брифам в 1935 году.
Но тогда она называлась A-shirt, сокращение от слов athletic shirt или же указание на А-образную форму майки (по аналогии с T-shirt, Т-образная футболка).
Читайте также
У самого неполиткорректного названия этого предмета одежды — wife beater (иногда сокращенно beater) shirt, то есть майка «избивателя жены», абьюзера, — существует несколько теорий происхождения. Есть версия, которая вообще никакого отношения к домашнему насилию не имеет. В Средневековье рыцаря, который на поле боя потерял все доспехи и остался в одной кольчуге, а потом был избит или вовсе убит, называли waif beater — «потерянный боец». Почему это словосочетание в итоге преобразовалось в wife beater — неизвестно, видимо, просто игра слов или замена устаревшего слова на созвучное современное. Более правдоподобная версия появилась в 1947 году. В Детройте был арестован мужчина по имени Джеймс Хатфорд — младший: он до смерти избил свою жену. Громкая история вышла за пределы города, о ней рассказывали по национальному телевидению. Преступник запомнился зрителям не только жестоким поступком, но и образом — в тот день он как раз надел белую майку. Подкрепляет эту версию, как ни странно, реалити-шоу The Cops, вышедшее в 1989 году. В основе его сюжета трудовые будни полицейских, как они преследуют и арестовывают плохих парней всех мастей. Удивительно, но когда дело доходило до абьюзеров — они были одеты в белую майку чаще других преступников.
Еще одна версия связана с немым кино: без звука кинематографический язык был скудным, поэтому режиссеры шли на хитрости. Допустим, хороших персонажей наряжали в белое, плохих — в черное. Чтобы подчеркнуть агрессивность мужа (возможно, непонятную с первых сцен) или даже то, что он свою жену время от времени бьет, его одевали в разорванную белую безрукавку — этот прием после Второй мировой войны закрепится в Голливуде в чуть измененном виде.
Мужчина разрывает на себе белую, уже современную, майку-алкоголичку — и все понимают: он в ярости, но в то же время невероятно мужественен.
Начиная примерно с 1970-х в Южной Италии мачизм и бережливость стали ключевыми элементами мужского образа. У большинства было немного рубашек, в которых ходили на воскресную мессу, а также простая майка, которая перекочевала из разряда нижнего белья в одежду для выхода и спасала от жары. В США эмигрировавших итальянцев, которые так одевались, называли уничижительным Guido — «итальяшки». Считалось, что главные составляющие их стиля — бедность, мачизм и плохие манеры. Из-за этого майку абьюзера иногда еще называли Dago Tees — «майка макаронника». В целом в США такая одежда считалась дресс-кодом любых иммигрантов, не обязательно итальянских.
Дресс-код для домашнего насилия
В кино майка запомнилась в первую очередь благодаря Марлону Брандо в экранизации одноименной пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай „Желание“» 1951 года. Его герой Стенли Ковальски — потомок польских мигрантов, представитель рабочего класса и насильник — как раз стал прототипом любителей wife beater shirt. До этого американцы не видели такого героя на экране: все привыкли к хичкоковским персонажам Кэри Гранта или Джимми Стюарта, которые носили тонкие серые костюмы, нормально относились к женщинам и не кичились мускулами. Джон Бак, профессор истории Америки и исследователь творчества Теннесси Уильямса из Университета Лотарингии, рассказывает, как майка связана с агрессивным поведением героя:
«Брандо не надевает ее ни во время вспышки гнева после покерной вечеринки, ни в сцене изнасилования, вместо нее на нем форма для боулинга, а затем — автомеханика. В его случае майка служит визуальным подтекстом, подчеркивающим агрессивность, но не выставляющм ее прямо».
Если рассмотреть фильмы, в которых так или иначе фигурируют герои в аналогичных майках, то окажется, что эти персонажи — грубые, вульгарные, агрессивные и порой связаны с криминальным миром. Герой Пола Ньюмана в фильме «Афера» помогает разработать и реализовать приятелю одну аферу; в «Бонни и Клайде» персонаж Уоррена Битти промышляет грабежом и разбоем; а герой Роберта де Ниро — в фильме «Бешеный бык» про боксера Джейка Ламотту — избивает жену; Эдвард Нортон в «Американской истории X» — и вовсе в прошлом хладнокровный лидер неонацистской группировки. В начале «Воздушной тюрьмы» рейнджер в отставке, которого играет Николас Кейдж, убивает человека во время самообороны; Брюс Уиллис в «Крепком орешке» играет офицера полиции, который постоянно ругается, без остановки курит и находится в «двух шагах от алкоголизма», вернее «в одном». И это далеко не полный список всех киногероев, далеких от образа покладистого и спокойного человека. Есть, конечно, и персонажи Кевина Бейкона в «Свободных» или Ченнинга Татума в «Шаге вперед» — танцоры, но они скорее исключение.
Женские персонажи в таких майках всегда выглядят не менее воинственно. Первые, кто приходит в голову: Анджелина Джоли в «Ларе Крофт» или Линда Хэмилтон в «Терминаторе». Обе рано или поздно становятся опасными, вооруженными героинями, которые не вписываются в рамки классической женственности.
Эти режиссерские приемы вызывают вопросы: мужчины, носящие такие майки, чаще избивают своих партнерш или всё это удобный кинематографический миф, как шахматы или рояль, выступающие символами выдающегося ума персонажа? Консультант по ментальному здоровью и авторка книги Wife Beater Shirt Optional: There Is No Dress Code for Domestic Violence Лора Стейфеллер говорит, что подобные стереотипы только сбивают с толку:
«Поскольку некоторые мужчины носят ботинки и рубашки-поло, а не майки-алкоголички, женщины думают, что их партнер не способен на домашнее насилие».
Но стереотипами отмечены обе стороны баррикад: к примеру, у жертв изнасилования тоже якобы есть дресс-код — откровенная одежда с сексуальным подтекстом. Плохо, что ничего из этого не работает: если бы все абьюзеры носили белые майки, это было бы очень удобно.
Борьба поколений
Раз уж название майки появилось в 1950-е, можно было бы списать его популярность на старомодные нравы, когда женщина всё-таки в большей степени была домохозяйкой, про абьюз еще не говорили даже феминистки и в целом в обществе царило понимание и одобрение идеологии «бьет — значит любит». Но это не совсем так. «Может быть, в колледже я начал использовать его как название для любой белой майки. В любом случае это сленг», — сказал в 2001 году Энди Макникол, 24-летний житель Нью-Йорка, газете The New York Times. Так что, может, бумеры и создали монстра, но миллениалы укрепили его позиции. В 2001-м Валери Стил из Института моды и технологий США рассказала газете The New York Times, что впервые услышала, как слова «избиватель жены» относятся к простой майке, в конце 1990-х годов. Джесси Шейдлоуэр, в то время главный редактор американского офиса Оксфордского словаря английского языка, рассказал газете The Times, что этот термин появился примерно в 1997 году из-за быстрого распространения «субкультуры рэпа, геев и преступных группировок».
В 1998-м The Orlando Sentinel публикует статью про обеспокоенность родителей этим оскорбительным сленговым термином. Подростки постоянно использовали его в своей речи и носили такие майки — они для них были символом принадлежности к альтернативной культуре и в какой-то мере отличительным признаком аутсайдера. В 2001 году The New York Times выпускает статью, в котором исследован феномен этого названия и то, как оно стало яблоком раздора между поколениями. Дети с невозмутимым лицом продолжали называли майку wife beater shirt, а взрослые в ужасе пытались им объяснить что-то о феминизме, серьезности проблемы домашнего насилия и силе языка.
Бывает и так, что, когда человек говорит об этой майке, называя ее майкой абьюзера, слово воспринимается им уже не буквально, а лишь в контексте майки. Чем чаще он это повторяет, тем быстрее стирается первоначальный смысл.
Считается также, что майка ассоциируется с рабочим классом. Эринн Казанова, профессор социологии в Университете Цинциннати и автор книги «На все пуговицы: одежда, конформность и маскулинность белых воротничков» (Buttoned Up: Clothing, Conformity, and White-Collar Masculinity), полагает, что это далеко от правды:
«Будьте уверены, мужчины среднего и высшего классов тоже одеты в майки-алкоголички. Они просто прячут их под другой одеждой, поскольку их считают символами тех, кто находится в нижней части социальной иерархии, о чем свидетельствует хип-хоп-культура 1990-х годов».
Эту догадку подтверждает одна история.
В 2008 тогда еще сенатор Барак Обама отправился с рабочим визитом в Израиль и надел майку-алкоголичку: ее силуэт разглядели под белой рубашкой.
Политики всегда тщательно подбирают одежду, потому что какие-то элементы костюма могут быть неправильно интерпретированы, повлечь скандал и навредить карьере. Журналисты рассмотрели в образе Обамы скрытую солидарность с рабочим классом: всё-таки белая майка ассоциируется больше с работягами, чем с офисными клерками.
Скандал на почве ненависти
В 1990-х эта майка стала настоящим поп-культурным феноменом: кажется, ее носили абсолютно все звезды. Важный вклад в ее популяризацию сделали рэперы, особенно заметным был DMX. Как отмечает редактор Complex Цзян Делеон, «DMX был архетипом гневного, грубоватого рэпера конца 1990-х годов и носил простой гардероб из майки, мешковатых джинсов и ботинок, который был перенят многими рэперами, от Снуп Дога до Тупака». В одной из сцен рэп-батлов фильме «8 миля» герой Эминема, выступая против Lokki, сделал выпад по поводу его майки, намекая на то, что она слишком обтягивающая, но в другом батле, откуда он выходит победителем, такая майка уже на нем.
При этом рэперы в принципе выстроили свою карьеру на словесной агрессии, и женщины их обвиняли во всяком еще до кейса Харви Вайнштейна. Тот же Эминем в песнях постоянно угрожал избить кого-нибудь из знаменитостей, а в одной песне он «убил» свою бывшую жену, которая даже предъявила ему обвинение в диффамации. После рэперов такие майки стали важным элементом уличной моды и субкультуры чоло — молодого поколения мексиканцев, живущих в США. Также она приглянулась геям.
Странно, что рэперам эта майка вообще пришлась по вкусу: облегающий силуэт вполне мог намекать на женственность, а не подчеркивать мужественность, если говорить о «правильной мужской сексуальности». Не в последнюю очередь стоит вопрос комфорта: есть мнение, что такая майка не удобнее, чем женские трусы с открытым доступом (из-за того, что подмышки открыты). Британский фешен-эксперт Джей Макколи Боустед объясняет:
«Остается своеобразная брезгливость со стороны некоторых социальных слоев в отношении привлекающего внимание мужского телосложения, особенно в британском и американском контекстах. На мой взгляд, эти люди просто пуритане и сексисты».
В 1992 году Dolce & Gabbana представили свою первую коллекцию мужской одежды: толпа накачанных моделей ходила по подиуму как раз в майках-алкоголичках. Любопытно, что дизайнерский дуэт в принципе любит работать с родными итальянскими культурными кодами, и, скорее всего, выбор маек отражал не только торжество сексуальности (что, безусловно, одно из важнейших ДНК бренда), но и историю с итальянскими иммигрантами в США.
Может быть интересно
Культура стыда
В России эту майку облюбовали не модники и не представители субкультур, а алкоголики. Яркий представитель тех, кто не просто пил и не стеснялся, а в какой-то мере даже монетизировал свое пристрастие к спиртному, — Сергей Шнуров. Он очень часто на концертах «Ленинграда» выходил на сцену именно в белой майке-алкоголичке.
У русского названия этой майки тоже есть своя история. Легенда гласит, что в советское время она была любимым предметом одежды потребителей спиртного, поэтому ее стали называть алкоголичкой. В 1920-е годы трусы и майки использовались в качестве спортивной одежды или купальника. В остальных случаях майки считались предметом нижнего белья, и выходить в свет в таком виде — это даже не эталон небрежности, но эталон неприличного поведения. В монографии «Советское нижнее белье. Между идеологией и повседневностью» Ольги Гуровой говорится, что понятие травмы было важным для оценки субъективного восприятия нижнего белья советским человеком. Но является ли травма «советской», спровоцированной нижним бельем, или другими, не связанными с бельем причинами, — это предмет дискуссий. Критик Екатерина Деготь в этой же книге говорит о советской «травме стыда»: белье «считается чем-то неприличным», его не принято изображать, дарить, оно табуировано и вытеснено из сознания.
«Травма стыда. Травма того, что белье вообще считалось неприличным чем-то. Потому что не существовало традиции изображения белья, рекламы не было практически. Несмотря на то что на коммунальной кухне мужчины ходили в майках и на пляжах женщины загорали в бюстгальтерах, всё равно, особенно для детей, было какое-то табу того, что это стыдно».
Какое место майка занимала в мужском гардеробе, можно проследить по советским фильмам. Главный герой кинокартины «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» — студент политехнического университета, а не беспробудный пьяница.
В новелле «Наваждение» он и девушка в комнате читают конспекты, им становится жарко и они раздеваются. Шурик остается в майке и почему-то плавках, а девушка — в купальнике. Это показывает его как приличного человека — майку он носит исключительно как нижнее белье.
В одной из сцен фильма «Джентльмены удачи» в тюрьме появляются участники преступной группировки в таком виде, там же происходит классическая сцена демонстрации агрессии — разрывание майки на теле. Эти же герои, лишившись верхней одежды, бегут по городу в трусах и майках и, чтобы никто ничего не заподозрил, притворяются спортсменами. Майку носят и герои фильмов «Мужской разговор» и «Дикая собака динго», но опять же в качестве нижнего белья или купального костюма.
И хотя в СССР майка не имеет прямой абьюзерской коннотации, всё же она ассоциируется с не самыми благополучными семьями, где мужчина выпивает, а значит, возрастает и вероятность насилия. В исследовании Центра профилактики заболеваний при Калифорнийском университете в Беркли и Университета Аризоны установили, что чрезмерное употребление алкоголя статистически связано с повышенным показателем IPV — индексом насилия над сексуальным партнером (intimate partner violence).
Запомните стоп-слово
Проблема этого названия в том, что даже при ироничном использовании оно переполнено стереотипами. Это — демонстрация классизма (если не сексизма) и подпитывание ненависти. А как же бесчисленные совершенно далекие от насилия мужчины (и женщины) всех социальных слоев, которые носят такие майки? Должны ли они ассоциироваться с обнищавшими, грязными и жестокими людьми? Конечно нет.
Хотя название wife beater shirt полностью не исчезло, всё шло к тому, чтобы это наконец-таки произошло. В 2006 году дисконт-ритейлеру Building 19 пришлось извиняться за рекламу с упоминанием этого термина. В 2015-м австралийская феминистка Алиса Драскович развернула кампанию This Is Not A Wife Beater о необходимости переименования майки. Взамен она предлагала майки с надписями Partner respecter, Child respecter, Family respecter. С другой стороны, были и моменты, когда амбассадоры cancel culture никак не реагировали.
В 2016-м Vogue выпускает обзор коллекции Giamba, в котором «супермодели надели пышные юбки в спортивном стиле и майки абьюзеров», — и… ничего.
Статья до сих пор висит на сайте.
Но гораздо интереснее наблюдать за тем, как термин пытаются обыграть в позитивном ключе. В одном из эпизодов шоу Queer eye герой выбирает одежду для важного события: он собирается совершить каминг-аут перед мачехой. И когда он берет белую майку, ведущий Ван Несс говорит: «Ты же не пойдешь в майке wife lover (любовника жены)?», элегантно сместив фокус с насилия на любовь. Подобная концепция прослеживается и у Walmart: при поиске men’s wife beater tank tops выпадают футболки с надписями — признаниями в любви к жене или с намеками, что жена невероятно строга. В конце концов, даже в «Симпсонах» (которые любят всё предсказывать) есть эпизод, где герой христианского толка Нед Фландерс называет этот предмет одежды майкой «благословителя жены». И в эпоху движения #MeToo — это не самый худший вариант.