Маз или лиаз что лучше
От «Газелей» до МАЗов: какие автобусы возят россиян
Российский рынок автотранспорта довольно широк. Отдельный сегмент этого рынка — городские автобусы. Рассмотрим модели, которые предлагают в этой консервативной нише, уделив основное внимание их техническим характеристикам.
Городской транспорт был и остается консервативной отраслью. Выражается это в том, что инновации сюда приходят с некоторой задержкой относительно мирового рынка. К счастью, в последние годы ситуация начинает исправляться, однако, над российским пассажирским транспортом продолжает висеть дамоклов меч недостаточного финансирования.
Техника для городских перевозок приобретается двумя основными способами. Государственные или муниципальные компании при необходимости закупки автобусов проводят конкурсные процедуры (электронные аукционы), на которых побеждает фирма, предложившая товар по наиболее низкой цене. Бюджетные средства, как правило, выделяются на покупку автобусов большой вместимости, в низкопольном исполнении, выпущенных в странах Евразийского союза. Коммерческие автоперевозчики приобретают технику на собственные средства, в том числе, в лизинг. Обычно частные фирмы ориентируются на недорогие модели автобусов особо малого, малого либо среднего класса, преимущественно отечественного производства.
Как можно заметить, «за бортом» остается иностранная техника. Главный недостаток импортных автобусов — высокая стоимость, не позволяющая дилерам выигрывать в системе государственных закупок и предлагать свой модельный ряд частным перевозчикам, экономящим каждый рубль. Возможность покупки бывшей в употреблении техники из Европы на данный момент также практически сведена на нет из-за заградительных пошлин на ввоз как полноценных автобусов, так и «конструкторов», из которых умельцы на местах раньше собирали действующие машины. Тем не менее, в единичных экземплярах новые городские автобусы иностранного производства в Россию поставляются — в основном, как служебные. Но это тема для отдельного материала.
Рассмотрим наиболее популярные модели автобусов, которые сейчас предлагаются на российском рынке для городских пассажирских перевозок. Основные технические характеристики машин для удобства выведены в таблицы.
ОСОБО МАЛЫЙ И МАЛЫЙ КЛАСС
Начнем с машин особо малого класса. Казалось бы: век «Газелей» прошел. Эти юркие микроавтобусы помогли многим выжить (а кому-то — сделать свой первый капитал) в сложные 90‑е и яркие 2000‑е. Со временем слово «Газель» стало синонимом ненадежного и даже опасного пассажирского транспорта. Сейчас эти микроавтобусы постепенно уходят на российскую периферию. Но не зря говорят, что история идет по спирали. Все большую популярность среди частных перевозчиков набирают новые модели Горьковского автозавода — микроавтобусы «Гaзель Next» и каркасные автобусы «Газель Next Citiline». Стоит отдать должное «Группе ГАЗ»: ее специалистам удалось создать новый, достаточно качественный продукт, который не только заменит старое семейство микроавтобусов, но также, возможно, займет нишу, которую до недавних пор удерживали «фургонбусы» — автобусы особо малого класса, созданные из машинокомплектов фургонов иностранного производства.
Автобус «Газель Next Citiline» может быть заказан как в классическом виде (на фото), так и с двойной дверью и низкопольной площадкой в центре салона.
Кстати, о «фургонбусах». Замет-но, что их «золотой век» уже прошел. Тем не менее, они до сих пор пользуются спросом, хоть и не в тех масштабах, как, допустим, лет 5–7 назад. В сравнительной таблице мы привели технические характеристики яркого представителя этой группы машин: микроавтобуса на базе фургона Mercedes-Benz Sprinter Classic. Грузовые «Спринтеры» первого поколения сейчас выпускаются на упомянутом выше Горьковском автозаводе, автобусы с использованием их кузова и агрегатной части комплектуются сторонними организациями — в частности, компанией «Луидор». Другие «фургонбусы», в принципе, имеют схожие характеристики на стыке особо малого и малого класса пассажирских машин.
Гарантия на автобусы SIMAZ 2258 составляет 3 года или 200 000 км пробега.
Классическим представителем малого класса автобусов был и остается непотопляемый ПАЗ-3205, которому, впрочем, уже наступают на пятки представители следующего поколения «Пазиков» — короткий ПАЗ-3203 и более вместительный ПАЗ-3204. Сейчас же «Группа ГАЗ» активно продвигает «Вектор Next» — автобус на шасси грузовика «Газон Next», созданный с применением современных технологий и материалов и унифицированный по многим узлам с другой продукцией холдинга. Конечно, эта машина заметно дороже ультрадешевого ПАЗ-3205, но одновременно она и более надежна, о чем косвенно можно судить по трехлетней гарантии на автобус.
Семейство автобусов «Вектор Next» унифицировано по узлам и агрегатам с другими моделями «Группы ГАЗ».
На границе со средним классом балансирует автобус SIMAZ 2258 — новая разработка ульяновских машиностроителей, в основе которой лежит грузовое шасси Isuzu NQR 90. Так же как и «Вектор Next», ульяновский автобус может быть выпущен в исполнении «Доступная среда» — с низкопольной площадкой в корме.
СРЕДНИЙ КЛАСС
Открывает средний класс ПАЗ-4234 — удлиненная версия павловского автобуса-«бестселлера». В более новом семействе ПАЗ-3204 также есть машина длиной свыше 8 метров — речь про автобус ПАЗ-320412. Ну и нельзя не упомянуть рестайлинговую версию данной серии, получившую торговое название «Вектор». В варианте длиной 8,8 м предлагается, в том числе, и модификация с задней низкопольной площадкой и специальным оборудованием для подъема на борт инвалидной коляски.
Городской КАвЗ-4270 выпускается в газовой версии, дизельная — пока только в планах завода.
Автобусы КАвЗ-4235 «Аврора», не так давно расходившиеся, как горячие пирожки, на данный момент уже почти не пользуются спросом. Им на смену предлагается новинка Курганского завода — частично низкопольный КАвЗ-4270. Пока серийно производится только газовая версия машины, но на сайте «Группы ГАЗ» указаны, в том числе, и характеристики дизельного варианта модели.
МАЗ-203 — классический представитель второго поколения минских автобусов. На фото — газовая версия машины.
Единственный полностью низкопольный автобус среднего класса, представленный на нашем рынке — недавно разработанный ЛиАЗ-4292. Эта машина стала хорошим подспорьем при проведении конкурсов на обслуживание столичных маршрутов: частные компании приобретали «Лиазы»-коротыши для работы на линиях с относительно небольшим пассажиропотоком.
9,5‑метровый ЛиАЗ-4292 может иметь три либо две пассажирских двери. Во втором случае мест для сидения будет больше.
Более популярен в данном сегменте белорусский МАЗ-206. Собственно говоря, долгое время альтернативы этой машине просто не было. В прошлом году у нее появился еще один «соперник» — 10‑метровый «СитиРитм» из Волгограда. Благодаря своей длине, чуть превышающей 10 метров, Volgabus СитиРитм 10 LE, так же как и КАвЗ-4270, формально может считаться автобусом большого класса. Тем не менее, фактически эти транспортные средства не могут обслуживать крупные пассажиропотоки в силу невысокой вместимости (не более 80 человек). По этой причине — а также для того, чтобы не перегружать таблицу с характеристиками автобусов большого класса — мы отнесли 10‑метровый «СитиРитм» к «середнячкам».
Гарантия на Volgabus СитиРитм 10 LE — модель 2017 года, укороченный вариант более привычного 12‑метрового «СитиРитма».
БОЛЬШОЙ КЛАСС
Высокопольный ЛиАЗ-5256, так же как и частично низкопольный ЛиАЗ-5293, вероятно, скоро покинут конвейер Ликинского завода. Спрос на эти модели минимален, но пока они доступны для заказа. В основном, в Ликино-Дулево сейчас производятся полностью низкопольные автобусы ЛиАЗ-5292. Они предлагаются в нескольких модификациях с различным экстерьером, компоновкой пассажирского салона и агрегатной базой.
ЛиАЗ-5293 два года назад прошёл рестайлинг. Новый внешний вид значительно омолодил автобус.
Минский автомобильный завод, как и раньше, выпускает автобусы двух поколений. Рестайлинговый МАЗ-103 позиционируется как бюджетная версия, и именно он наиболее популярен у российских перевозчиков. География распространения автобусов МАЗ-203 заметно скромнее. Обе модели с недавних пор доступны также с газовыми двигателями.
Марка «НефАЗ» постепенно уходит в прошлое. Поскольку Нефтекамский завод входит в производственное объединение «КАМАЗ», на автобусах, выпущенных в Башкирии, теперь красуется логотип с лошадью-аргамаком — фирменный знак «КАМАЗа». Тем не менее в заводских документах и на сайте производителя продолжают использоваться прежние на-именования. При этом модификация НефАЗ-5299‑40 с 2018 года доступна для заказа в новом элегантном кузове, созданном специалистами «КАМАЗа» при участии компании Daimler.
С 2018 года автобусы НефАЗ-5299 выпускаются в новом элегантном кузове.
Волжские автобусостроители сформировали два модельных ряда городской техники с понятными европейскими обозначениями: LE = Low Entry, низкий вход; LF = Low Floor, низкий пол. Соответственно, первый модельный ряд представляет собой машины с частично низким полом (площадки у первой и второй двери + пространство между ними), второй — полностью низкопольные машины. Большой класс в названии модели «закодирован» цифрой 12, означающей, как нетрудно догадаться, округленную длину автобуса в метрах. Если же исходить из данных, прописанных в ОТТС, то большинство автобусов Volgabus — как 10‑, так и 12‑метровых — относится к модели 5270.
Низкопольные ЛиАЗ-5292 с новым экстерьером поступают в основном в столичный регион.
ОСОБО БОЛЬШОЙ КЛАСС
Автобусы особо большой вместимости — привилегия крупных городов с высокими пассажиропотоками. Спрос на них невелик, поэтому и количество предлагаемых моделей ограничено. Сегмент 15‑метровых машин сейчас представлен только минской техникой, а именно трехосным «длинномером» МАЗ-107. Модель приобретают в основном белорусские автоперевозчики.
Сочлененный МАЗ-215: слишком много дверей, двигатель — в передней секции.
Низкопольные сочлененные автобусы выпускают на Ликинском и Минском заводах, а также на производственной площадке Volgabus в г. Волжский. ЛиАЗ-6213 и Volgabus СитиРитм18 LF скомпонованы по классической для низкопольников схеме с толкающей второй секцией. У автобуса МАЗ-215 двигатель расположен в первой секции и занимает часть площади салона, что создает определенные неудобства для пассажиров. В связи с этим в прошлом году была разработана опытная машина модели МАЗ-216 с более привычным расположением агрегатов. Вероятно, в ближайшее время эта модель также станет серийной.
Автобусная «гармошка» от волжского завода — Volgabus СитиРитм18 LF.
От ПАЗа до ЛиАЗа. Оцениваем плюсы и минусы разных моделей красноярских автобусов
Метро, речной транспорт, скоростные трамваи — все это не про Красноярск. Даже тихоходные трамваи и крупный рогатый транспорт играет в нашем городе роль несравнимую с его величеством автобусом. Но насколько они удобны? Мы запросили в городском департаменте транспорта информацию о самых популярных моделях на муниципальных маршрутах, а наш обозреватель проехался в каждой из них, чтобы узнать все их плюсы и минусы.
НЕФАЗ
На рейсах 105 автобусов
Автобусы дочки «КАМАЗ» — Нефтекамского автобусного завода, машина новая и прогрессивная. Низкие полы, способность «наклоняться» в сторону остановки для приема маломобильных граждан, просторные двери и прочие преимущества. По красноярским дорогам в основном передвигается НЕФАЗ 5299-40-51 и 5299-30-51.
НЕФАЗ 5299-40-51
Плюсы:
Удобство для маломобильных групп. Благодаря низкой посадке и способности «наклонять» автобус вровень с тротуаром, и человек в инвалидном кресле, и мама с коляской, и бабушка с загадочно нагруженной сумкой на колесиках проникают в салон без всяких проблем.
Высокие потолки. Еще один бонус, порожденный низким полом. Даже самые рослые пассажиры не подпирают головой потолок и чувствуют себя вполне комфортно.
Система вентиляции. В салоне достаточно форточек, чтобы даже в сверх-жаркий летний день в автобусе сохранялась если не нормальная, то хотя бы приемлемая температура.
Минусы:
Очень узкие проходы между сиденьями. Если в тех же ПАЗах здесь могут спиной к спине стоять два человека, то в НЕФАЗ и одному тесновато. К тому же в Красноярске до сих пор свято чтят обряд хождения кондуктора с задней площадки на переднюю для сбора дани, и когда кондуктор протискивается по и без того узкому проходу, очень хочется убивать.
Отсутствие задней площадки. Точнее, она как бы есть, но настолько мала, что больше трех-пяти человек никак не вместит. Так что вкупе с узкими проходами в автобусе, по сути, негде стоять, кроме как на передней площадке. А если в салоне в это время оказывается еще и пара мам с колясками, то и этой возможностью воспользоваться затруднительно.
Двери открываются вовнутрь. Оно бы и ничего, но так как в часы пик из-за недостатка стоячих мест народ частенько прижат к дверям, открываясь, они вечно кого-то давят.
На рейсах 292 автобуса
Минский автозавод наряду с предприятием из Павловска — один из главных источников машин для красноярского транспорта. В основном на улицах можно увидеть две модели — МАЗ–103 и МАЗ—203
МАЗ – 103
Плюсы:
Широкие проходы между сиденьями. В отличии от НЕФАЗ, где с каждой стороны расположено по два ряда сидений, здесь двойные кресла только с одой стороны, поэтому в проходах можно стоять пассажирам и свободно передвигаться кондуктору.
Низкий пол на передней площадке. Несмотря на то, что автобус считается «полунизкопольным», через среднюю дверь вход без ступенек, можно любую коляску затащить.
Нормальная вентиляция. Люки есть, форточки есть — доступ кислорода нормальный.
Сиденье для интроверта сзади. Одинокое кресло напротив моторного отсека — лучшее в мире сиденье для тех, кто жаждет уединения. Кроме того, там удобно ехать с багажом, сгрузив рюкзак у ног.
Минусы:
Мало сидячих мест. Прямое следствие широких проходов — недостаток мест для сидений. В час пик в лучшем случае удастся рассадить всех пенсионеров и беременных. Остальным — только стоять.
Задняя площадка. Во-первых, она маленькая, а во, во-вторых, чтобы забраться туда, все же нужно преодолеть две ступеньки. Для маломобильных граждан препятствие почти невозможное.
МАЗ — 203
Апгрейднутый 103-й, сразу узнаваемый по желтым, элегантно изогнутым поручням и полноценному ряду сидений у заднего стекла.
Что стало лучше?
Исчезли ступеньки у задней двери, а в остальном все по-прежнему, разве что поручни стали менее холодными и более ухватистыми.
Что стало хуже?
Мизантропы страдают по одинокому сиденью сзади, а в остальном все ок.
На рейсах 142 автобуса
Автобус-мем, само название которого в Красноярске долгое время было синонимом слова «маршрутка». И это при том, что никаких маршруток в Красноярске отродясь не было. Долгое время власти боролись с пазиками, и хотя их поголовье действительно сократилось, окончательно избавиться от автобусов-коротышек так и не удалось.
Плюсы:
Кондуктор не ходит по салону. Не ходит потому, что места и так мало, если еще и кондуктор будет перелезать через пассажиров, дело точно кончится дракой.
Маленький автобус ловчее в пробках. Хотя после появления выделенных полос это в общем-то не очень актуально.
Минусы:
Тесно. Сидеть еще куда ни шло, хотя расстояния между сиденьями как на рейсах «Победы», а вот стоять, во-первых, тесно, а во-вторых — низко. Говорят, постоянных пассажиров «пазика» можно узнать по протертой о потолок плеши.
Жестко. Специфика подвески «пазика» такова, что даже минимальная кочка на дороге в салоне ощущается как наезд на противотанковую мину.
Никакого низкого пола. Три полноценные ступеньки, взобраться на которые не по силам и некоторым ходящим пенсионерам, не то, что людям на коляске.
ПАЗ-Вектор
На рейсах 313 автобуса
Новое детище Павловского завода, призванное заменить устаревшую модель и вдохнуть в «пазики» новую жизнь. Изначально перед конструкторами стояла задача — понизить пол, сделать так, чтобы стекла не дребезжали, и заменить подвеску на менее адовую. В результате стекла и рессоры остались теми же, а пол стал выше. Однако департамент транспорта все равно отделяет «Вектор» от прочих ПАЗов.
Плюсы:
Минусы:
Больше ничего не поменялось
На рейсах 175 автобусов
Еще один флагман российского автобусостроения, на этот раз от Линкинского завода. Автобусы выпускаются в массе модификаций, но основные для Красноярска — ЛиАЗ-5293 и ЛиАЗ-5256
ЛиАЗ-5293
Плюсы:
Частично низкий пол. Способный принять любую телеку, коляску или кресло.
Относительно широкие проходы между сидений. Толкотни в ЛиАЗ-5293 гораздо меньше, нежели в НЕФАЗ
Некое подобие задней площадки. Не старый «Икарус», конечно, но есть где встать, если вам не посчастливилось войти через заднюю дверь.
Минусы:
Ступеньки на входе через заднюю дверь. Отсюда же очень низкая крыша на задней площадке.
Переход от более высокой задней части автобуса к более низкой передней осуществлён с помощью целого каскада ступенек. Когда народа много и пола не видно, можно и ноги переломать.
ЛиАЗ-5256
Плюсы:
Ура, наконец-то полноценная задняя площадка, на которой может разместиться рота солдат или целый мамский чат, вышедший на онлайн-сходку.
Проходы, в которых хоть лезгинку танцуй
Низкие полы. Впрочем, тут ничего нового
Минусы:
В автобусе ровно 23 посадочных места, что для такой баржи очень немного. Но это плата за простор. Так что для любителей ехать сидя — плохие новости.