Медицинская сестра объясняет родственникам пациента что ателектаз это

Как общаться с пациентами. Советы медсестрам

Время чтения: 6 мин.

Медицинская сестра объясняет родственникам пациента что ателектаз это. Смотреть фото Медицинская сестра объясняет родственникам пациента что ателектаз это. Смотреть картинку Медицинская сестра объясняет родственникам пациента что ателектаз это. Картинка про Медицинская сестра объясняет родственникам пациента что ателектаз это. Фото Медицинская сестра объясняет родственникам пациента что ателектаз это

Ирина Прокопенко. Фото из личного архива

Каждый из нас, столкнувшись с тяжелой болезнью, нуждается в особом отношении. Мы волнуемся — что с нами будет? Как будут лечить и будет ли больно? Иногда мы спрашиваем не только для того, чтобы прояснить ситуацию, но пытаемся таким образом справиться с тревогой.

Большая часть этих вопросов сыпется на медсестер. Но кроме общения с пациентами, которое часто бывает сложным и энергозатратным, у них еще миллион забот и обязанностей. На разговоры времени обычно не хватает, а ведь именно простое человеческое общение может сильно облегчить жизнь и пациентам, и медикам.

Я много раз была «по обе стороны баррикад». В этой статье я хочу поделиться с вами мыслями о том, почему так тяжело бывает общаться с пациентами, чего нам, медсестрам, недостает, чтобы уверенно говорить с любым человеком и какие навыки помогут найти общий язык даже с трудным пациентом.

Как было раньше?

Во времена работы в реанимации самым важным для меня, когда я приходила на работу, были звуки. По ним я безошибочно понимала, как прошла смена, на слух могла отличить предупреждающие звуки разных аппаратов. Даже сейчас сигнал аппарата, в котором кончилась вода в увлажнителе, я определяю автоматически.

Тогда в моей работе почти не было общения с пациентами. Чаще всего, они молча лежали под мониторами, а мы контролировали множество функций их организма. Нам казалось, что это и есть самое главное. Как и мои коллеги, на первое место в работе я ставила лечение и медицинские манипуляции. О том, что с пациентами нужно как-то по-особенному разговаривать, я даже не думала — правильной коммуникации в колледже не учили.

Только приобретя первый опыт, я заметила, что те пациенты, с кем мы хотя бы немного разговаривали, переставали тревожиться, успокаивались, у них улучшались показатели давления. Люди становились нашими союзниками в борьбе с болезнью.

И хотя бывали сложные пациенты, с которыми по разным причинам было трудно говорить, в большинстве случаев простое человеческое общение «работало».

Почему правильно общаться так сложно?

Я очень хорошо помню эту пациентку — женщину с визгливым голосом, которая была недовольна всем и всегда. Ее оскорбления и красочные эпитеты, которыми она описывала нашу никчемную работу, лились на всех медсестер рекой.

Работать с ней было сложно, если не сказать невыносимо. Медсестры с трудом договаривались между собой, кто в этот раз пойдет с ней разговаривать.

Эта доля выпадала мне чуть чаще, чем остальным — я часто была старшей в смене, поэтому и ответственности приходилось брать на себя больше.

В тот раз я подошла к ней не затем, чтобы сделать назначения или проверить состояние. Она даже не звала дежурную медсестру, будучи традиционно недовольной ее работой. Мне просто хотелось понять, как можно с ней договориться. Я была очень уставшая. Мой голос звучал спокойно не потому, что я сама была спокойна — у меня просто не было сил выражать эмоции.

«Ольга Ивановна, как вы себя чувствуете? У вас что-нибудь болит?»

Я знала, что сейчас она обрушит на меня поток негодования и жалоб, но решила, что дам ей высказаться и выслушаю. Без недовольства, без осуждения, без оправданий.

Она подняла на меня глаза, и начав было ворчать, вдруг замолчала. А потом заплакала.

Я стояла и ждала, пока она справится с эмоциями, протянула ей салфетку и слушала. Про то, что все болит, что невестка не хочет за ней ухаживать, а дома ее никто не ждет. Про то, как ей здесь плохо лежать, потому что свет никто не выключает, и она не может спать. Но самое ужасное — про кошмарный стыд, который она каждый раз чувствует, когда приходится ходить в туалет на судно.

Выслушав, я сказала, что мне жаль, что ей так трудно находиться у нас в отделении и спросила, от чего она страдает больше всего? Она ответила, что это свет, который ей мешает спать.

Я сделала ей самодельную маску для сна, напоила чаем и предложила обсудить ее состояние через пару часов, когда она поспит. Она с радостью согласилась.

Так началось наше общение. Оно было совсем не таким как раньше. Коллеги не понимали, что я сделала, чтобы пациентка прониклась ко мне и перестала обвинять. А я с этого момента решила разобраться, как правильно общаться с пациентами.

Оказалось, что сочувствия, участия и контакта мало для того, чтобы наладить правильную коммуникацию. Ведь наши пациенты находятся в очень уязвимом состоянии и у них особенные эмоциональные и коммуникативные потребности. Именно поэтому с ними может быть очень трудно общаться.

В ситуации тяжелой болезни очень трудно сохранять концентрацию, коротко и четко отвечать на вопросы врача и медсестры, не задавать глупых вопросов, не переспрашивать по несколько раз, не раздражаться и не показывать свои эмоции. Чаще всего реакции наши спонтанны и медсестрам приходится выслушивать поток сознания, вычленяя ответы на заданные вопросы.

Не просто общение, а эмоциональный труд

Медсестра, как и психолог, работает не только руками и головой, она работает «личностью». Имеет значение все – как она воспринимает мир, как относится к людям, что думает о вредном старике, который каждые двадцать минут нажимает на кнопку вызова, и о скандальной девице, с привычно недовольным выражением лица.

Контролировать свои эмоции нам помогает «маска профессионала» — состояние, которое отделяет нас от пациентов, когда мы заходим в отделение. Профессионал не рассматривает пациента как проблему. Он видит в нем человека, который имеет право на гнев и капризы, потому что болен или горюет. Как правило, пациенты капризничают не от того, что хотят досадить медикам, а потому что им страшно. Больной человек пугается ощущения, что больше не контролирует свою жизнь, и пытается контролировать того, кто ему помогает.

Иногда эмоции пациентов провоцируют нас, медсестер, стараться им угодить. И здесь проходит тонкая грань между профессионализмом и услужливостью. Пациент с большим доверием отнесется к медсестре, которая уверена в себе, по поведению которой понятно, что ее не испугают слезы и сумбурные вопросы.

Пациент не верит в профессионализм медсестры, которая боится или заискивает! Ведь если медсестре страшно с ним общаться, то никто не гарантирует, что ей не будет страшно, когда с ним будет происходить что-то плохое!

В момент, когда нам страшно, очень хочется, чтобы рядом был кто-то сильный и спокойный. Тот, кто знает, что делать. Мы хотим, чтобы было как в детстве, когда знаешь, что мама или папа обязательно придут на помощь.

Что можно сделать?

Обсуждая с медсестрами коммуникации с пациентами и их родственниками, я в основном слышу упоминание двух проблем: отсутствие времени и отсутствие навыков. Время играет серьезную роль в работе медсестры, но отсутствие навыков общения, полностью перечеркивает наше стремление улучшить коммуникацию, даже если время внезапно нашлось.

Вот несколько рекомендаций:

По результатам опроса медсестер, которые проходили тренинги по коммуникации и конфликтам в нашем учебном центре, многие рассказали, что справляются со стрессами на работе в основном с помощью сна, шоппинга или рутинными делами в семье.

Это прекрасные занятия, но они не дают возможности «вылить» ваши негативные эмоции, которые возникают после тяжелого дежурства. Найдите себе хобби, спортивные занятия, активности, которые позволят вам испытать сильные эмоции, где можно дать волю вашим чувствам. Кто-то идет учиться играть на барабанах и других музыкальных инструментах — совместное музицирование вызывает огромное количество эмоций. Отлично подойдут пение, танцы, фитнес. Пару часов в неделю можно «спустить пар» в компьютерной игре.

Поездки по новым маршрутам, на велосипеде или пешком, путешествие в красивые места с фотоаппаратом или просто с телефоном. Старайтесь выбирать занятия, которые дадут возможность ощутить новые переживания и эмоции.

Это поможет сохранить профессиональную позицию, спокойствие и уверенность в работе, придаст сил в вашем нелегком эмоциональном труде.

Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Использовано стоковое изображение от Depositphotos.

Источник

Воронежская областная
клиническая

Бюджетное учреждение здравоохранения

Правила поведения: что можно и что нельзя делать медсестре на работе

И.С. Мыльникова

Медицинские сестры обязаны соблюдать этические и моральные нормы, уважительно и гуманно относиться к пациентам. Это основной принцип закона об охране здоровья, который прописывают в должностных инструкциях и Правилах внутреннего распорядка медорганизации. Какое наказание может получить медработник за нарушение этих требований, читайте в нашей подборке.

Грубость

Внимание: каждый человек осознает свое достоинство и нуждается в том, чтобы его уважали

Принцип уважения человеческого достоинства заложен в нашей Конституции. «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления», – написано в статье 21 Конституции. Уважение достоинства человека – конституциональная обязанность каждого гражданина России. Это касается и медицинских работников, их отношения к своим пациентам.

Медицинская сестра объясняет родственникам пациента что ателектаз это. Смотреть фото Медицинская сестра объясняет родственникам пациента что ателектаз это. Смотреть картинку Медицинская сестра объясняет родственникам пациента что ателектаз это. Картинка про Медицинская сестра объясняет родственникам пациента что ателектаз это. Фото Медицинская сестра объясняет родственникам пациента что ателектаз это

Медсестра Севастопольской больницы нагрубила пациенту за то, что он попросил вареное яйцо

Можно ли уволить медсестру, которая грубит пациентам?

В кардиологическом отделении 10 лет работает медицинская сестра К-ва. Она все время разговаривает с пациентами на повышенных тонах, грубит им. Недавно довела до слез пожилую пациентку, которая попросила ее открыть ванную комнату. На замечания коллег отвечает: «У меня на посту 40 человек, и я не обязана разводить с ними церемонии»! К-ву не любят в коллективе. Медсестры хотят попросить главного врача уволить грубиянку.

Есть шанс, что главный врач сможет выполнить их коллективную просьбу? Существует ли статья, по которой можно уволить работника, который нарушает профессиональную этику?

Требование об уважительном отношении к пациентам закреплено в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В статье 6 закона сказано, что интересы пациента при оказании медицинской помощи находятся в приоритете. Медработник обязан соблюдать этические и моральные нормы, уважительно и гуманно относиться к пациентам и сотрудникам медорганизации.

Кроме того, грубость – одна из форм унижения человеческого достоинства. Согласно статье 150 ГК достоинство – одно из нематериальных благ, которые принадлежат человеку от рождения. От него нельзя отказаться и передать другим. Если унижение достоинства выражено в неприличной форме, то по статье 5.61 КоАП это считается оскорблением. Если распространяются порочащие достоинство личности сведения, то это уже уголовно наказуемое преступление по статье 128.1 УК – «Клевета».

Принцип уважительного отношения к пациентам может быть закреплен и в Правилах внутреннего распорядка медорганизации, и в должностной инструкции медсестры. Например, в документ можно включить пункт, согласно которому сотрудник обязан соблюдать Этический кодекс медицинской сестры, в котором сказано, что «…медсестра превыше всего ставит сострадание и уважение к жизни пациента. Она не допускает проявления высокомерия, пренебрежительного отношения или унизительного обращения с пациентом».

Таким образом, медсестра, которая грубит пациентам, нарушает Конституцию, Федеральный закон № 323-ФЗ, Правила внутреннего распорядка и должностную инструкцию (если в них указаны соответствующие пункты), это может стать поводом для дисциплинарного взыскания, вплоть до увольнения.

Что грозит медсестре, которая оскорбила пациента

Внимание: оскорбление, в отличие от грубости, относится к административным правонарушениям – за него суд может назначить штраф

Медсестра травмпункта прилюдно назвала «сволочью» и «спившейся скотиной» пьяного пациента с травмой головы. Его жена, трезвая, прилично одетая женщина, возмутилась и потребовала извинений. Медсестра не извинилась. Тогда супруга пациента пообещала написать заявление об оскорблении в прокуратуру. Какое наказание грозит медсестре травмпункта?

Унижение достоинства человека, выраженное в неприличной форме, считается оскорблением по статье 5.61 КоАП. Выражения «сволочь» и «спившаяся скотина» суд признает оскорблениями, поскольку они содержат уничижительную оценку личности пациента.

По закону медсестре грозит штраф от 1000 до 3000 руб.

Внимание: неприличными могут считаться не только ругательства, нецензурные прозвища, но также специфические телодвижения и жесты: кукиш, выставленный средний палец, плевки в лицо, пощечина

До 2012 года оскорбление было уголовным преступлением. 1 января 2012 года вступил в силу Закон от 07.12.2011 № 420, который исключил статью 130 об оскорблении из УК.

Что делать, если пациент оскорбляет медработников

Весной 2014 года в детской поликлинике Р., отец больного ребенка, нецензурно оскорблял работницу регистратуры при врачах и других пациентах. Медицинский регистратор подала заявление в прокуратуру с просьбой привлечь к административной ответственности этого человека. Мировой суд признал Р. виновным в административном правонарушении по части 1 статьи 5.61 КоАП за оскорбление медицинского работника. Об этом писал Сибирский медицинский портал.

Если пациенты ведут себя неподобающе и оскорбляют сотрудников медорганизации, последние имеют право требовать наказания через суд. Чтобы добиться наказания пациента или посетителя, заручитесь поддержкой свидетелей, которые при необходимости дадут показания в суде. Запишите оскорбления на диктофон телефона, вызовите полицию, внесите факт оскорбления в медицинскую документацию, напишите заявление в прокуратуру.

Проведите с медицинскими сестрами тренинги – как правильно себя вести, если пациент проявляет вербальную и невербальную агрессию.

Селфи на работе

Внимание: объясните медсестрам, что селфи на рабочем месте – это правонарушение, за которое можно получить серьезное наказание:

выговор, штраф, увольнение с работы, лишение права заниматься медицинской деятельностью, арест. Кроме того, за размещенное в интернете селфи с пациентом медсестра должна будет выплатить компенсацию за нанесение морального вреда.

Медицинская сестра объясняет родственникам пациента что ателектаз это. Смотреть фото Медицинская сестра объясняет родственникам пациента что ателектаз это. Смотреть картинку Медицинская сестра объясняет родственникам пациента что ателектаз это. Картинка про Медицинская сестра объясняет родственникам пациента что ателектаз это. Фото Медицинская сестра объясняет родственникам пациента что ателектаз это

Медсестру из Сахалина уволили за селфи на фоне пациентов реанимации

Можно ли уволить медсестру за селфи с пациентом?

Медицинская сестра К. во время дежурства в отделении реанимации сделала селфи на фоне пациента и выложила его на своей странице в «Инстаграме». Фотография понравилась подписчикам, и кто-то из друзей продублировал ее в интернете в открытом доступе. Там фото увидели сотрудники больницы, пациенты и их близкие. Главный врач уволил медсестру К., а старшей медсестре отделения сделал выговор. Законно ли это?

Опубликовав селфи на фоне пациента, медсестра совершила сразу три дисциплинарных проступка, за которые главный врач имел право ее уволить.

Первый проступок – медсестра занималась посторонними делами в рабочее время. Трудовое законодательство регламентирует сон во время рабочей смены и перерывы на обед. В законе не прописано, может ли медицинская сестра в рабочее время обсуждать личные дела по телефону, смотреть телевизор, шить и вязать, читать художественную литературу и пользоваться в личных целях рабочим компьютером или личным смартфоном. Эти вопросы можно прописать в Правилах внутреннего распорядка, с которыми работники знакомятся, когда заключают трудовой договор.

Если по Правилам внутреннего распорядка сотрудникам медорганизации запрещено в рабочее время пользоваться смартфоном в личных целях, то главврач может назначить медсестре дисциплинарное взыскание.

Второй проступок – разглашение профессиональной, в этом случае – врачебной, тайны. Это касается случаев, когда медсестра сделала снимок без согласия пациента, но по фото можно установить личность больного. Если личность пациента на фотографии установить невозможно, то врачебная тайна не нарушена.

Третий проступок – нарушение моральных норм. Если в трудовом договоре или Правилах внутреннего распорядка медорганизации прописано, что медработники должны уважительно относиться к пациентам, медсестру также можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Селфи на фоне пациента – демонстрация невнимания и неуважения к пациенту.

Какой штраф грозит медсестре, которая разместила в интернете селфи с пациентом?

Медсестра нарушила врачебную тайну, доступ к которой ограничен Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ. За это ей грозит штраф 500–1000 руб., а должностному лицу, которым является главная медсестра, – 4000–5000 руб. Это указано в статье 13.14 КоАП.

Пациент или его близкие родственники могут подать иск в адрес медсестры на компенсацию морального вреда в соответствии со статьей 151 ГК. В ГК врачебная тайна входит в понятие личной тайны. Согласно статье 150 ГК, личная тайна относится к нематериальным, то есть неимущественным, благам человека, не отчуждаемым и не передаваемым иным способом.

Обвиняемым в этом деле будет юридическое лицо, то есть больница, в которой работает медсестра (ст. 1068 ГК). Именно медорганизация по решению суда будет возмещать пациенту ущерб. Затем, согласно статье 1081 ГК, больница имеет право потребовать от медсестры возместить ей деньги, которые она выплатила пациенту.

Можно ли возбудить уголовное дело против медсестры, которая разместила селфи с пациентом?

Если фотография, размещенная в интернете, содержит биометрические данные человека и по ней можно установить его личность, то можно считать, что медсестра распространяет сведения о частной жизни пациента, а это уголовное преступление (ст. 137 УК).

УК предусматривает за такое преступление штраф от 500 до 800 МРОТ или в размере зарплаты осужденного за период пять–восемь месяцев. Другой вид наказания – лишение права занимать определенные должности или заниматься медицинской деятельностью на срок от двух до пяти лет или арест на четыре–шесть месяцев.

Нарушения трудовой дисциплины

Сотрудники должны вовремя приходить на рабочее место и находиться на нем до окончания рабочего дня, соблюдать время перерыва на обед и отдых, не отвлекаться на посторонние занятия в рабочее время.

Медицинская сестра объясняет родственникам пациента что ателектаз это. Смотреть фото Медицинская сестра объясняет родственникам пациента что ателектаз это. Смотреть картинку Медицинская сестра объясняет родственникам пациента что ателектаз это. Картинка про Медицинская сестра объясняет родственникам пациента что ателектаз это. Фото Медицинская сестра объясняет родственникам пациента что ателектаз это

Сотрудники Рязанского областного кардиологического диспансера устроили праздничное застолье на рабочем месте. Главврач получил выговор от областного Минздрава. Заместителя главврача и завотделением уволили

Что грозит медсестрам за праздничное застолье в рабочее время?

Во время ночного дежурства 31 декабря в 23:30 дежурные медсестры и санитарки хирургического отделения собрались в сестринской за праздничным столом. Соки, нарезка, салат оливье, никакого алкоголя. Не шумели, но заперли дверь изнутри. Ответственный администратор позвонил в отделение, чтобы поздравить дежурный персонал с Новым годом и проверить, все ли в порядке. В сестринской не было телефона, поэтому на его звонок никто не ответил. Администратор решил лично посетить отделение. На посту никого не было. Он услышал за дверью сестринской веселые голоса, хотел войти, но двери были заперты. Администратор постучал и приказал прекратить застолье. 8 января главный врач вызвал участниц празднования и объявил всем выговор за нарушение трудовой дисциплины. Было ли это наказание справедливым?

В большинстве больниц Правила внутреннего распорядка разрешают дежурному персоналу устраивать обеденные перерывы на рабочем месте, если позволяет ситуация в отделении. Рабочее место медсестры – территория отделения, где она должна быть доступна контролю работодателя (ст. 209 ТК).

Согласно требованиям законодательства, сестринская должна быть открыта, медсестры должны отвечать на телефонные звонки. Главный врач может обосновать выговор тем, что медсестры формально покинули свое рабочее место, так как находились вне прямого или косвенного контроля работодателя.

Имеют ли право медработники прерывать прием пациентов?

Врач-офтальмолог устала от потока пациентов и объявила сидящим в очереди пациентам, что «она тоже человек и имеет право попить чаю». Врач закрыла дверь изнутри, прекратила прием. Пациенты ждали 10 минут, потом начали возмущаться и пожаловались главному врачу. Офтальмологу объявили выговор. Законны ли действия врача?

Если в Правилах внутреннего распорядка не прописано, что персоналу разрешено в рабочее время делать перерывы для приема пищи, то врач не имела право запираться в кабинете и прерывать прием пациентов. Врач нарушила Правила внутреннего распорядка и получила за это выговор.

Что грозит медсестре за переписку в социальных сетях на рабочем месте?

Заведующий отделением увидел, что медсестра на посту переписывается в социальных сетях. Он написал докладную главному врачу и потребовал наказать медсестру. Главврач объявил медсестре строгий выговор. Справедливо ли это?

В трудовом договоре написано, что работники имеют право на перерыв для отдыха и приема пищи. В это время они вправе позволить себе поговорить по телефону и узнать последние новости социальных сетей.

В законе не указано, может ли медицинская сестра в рабочее время пользоваться рабочим компьютером или своим смартфоном в личных целях. Эти вопросы можно прописать в Правилах внутреннего распорядка медорганизации.

Если по Правилам внутреннего распорядка сотрудникам медорганизации запрещено пользоваться смартфоном в рабочее время, то медсестре объявили выговор справедливо.

Источник

Этический кодекс медицинской сестры

Медицинская сестра объясняет родственникам пациента что ателектаз это. Смотреть фото Медицинская сестра объясняет родственникам пациента что ателектаз это. Смотреть картинку Медицинская сестра объясняет родственникам пациента что ателектаз это. Картинка про Медицинская сестра объясняет родственникам пациента что ателектаз это. Фото Медицинская сестра объясняет родственникам пациента что ателектаз этоПринимая во внимание важнейшую роль в современном обществе самой массовой из медицинских профессий — профессии медицинской сестры; учитывая традиционно большое значение этического начала в медицине и здравоохранении; руководствуясь документами по медицинской этике Международного совета медицинских сестер и Всемирной организации здравоохранения, Общероссийская общественная организация «Ассоциация медицинских сестер России» принимает настоящий Этический кодекс.

Часть I. Общие положения

Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры являются гуманность и милосердие. Принимая и разделяя общечеловеческие и общемедицинские этические ценности, профессиональный корпус медицинских сестер декларирует уникальность своей профессии и вытекающий из нее особый характер этических взаимоотношений с коллегами и пациентами.

Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; сохранение здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и профилактика заболеваний.

Под комплексным всесторонним уходом в настоящем Кодексе понимается комплекс медико-социальных вмешательств, производимых медицинской сестрой в составе мультидисципинарной бригады, оказывающей помощь пациенту.

Комплексный уход направлен на достижение наилучших результатов медицинской помощи, в том числе, наивысшего качества жизни пациента в конкретной ситуации, связанной со здоровьем и включает в себя: выполнение врачебных назначений; вмешательств, выполняемых медицинской сестрой в рамках независимой сестринской помощи; мероприятий, проводимых совместно с другими участниками мультидисциплинарной бригады.

Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры, призван способствовать консолидации, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в России. Положения Кодекса распространяются на всех медицинских сестер, независимо от профиля деятельности, формы собственности учреждения здравоохранения, ведомственной принадлежности и иных факторов, в том числе на практикующих (частнопрактикующих) медицинских сестер, администраторов сестринского дела всех уровней, преподавателей сестринского дела и медицинских сестер – исследователей.

Положения настоящего Кодекса должны рассматриваться во взаимосвязи с правовыми нормами, стандартами сестринской практики, клиническими рекомендациями и другими нормативными актами, регламентирующими сестринскую деятельность. При этом в вопросах этического регулирования исполнения профессиональных обязанностей, настоящий Кодекс имеет высший приоритет.

Профессиональное сообщество медицинских сестер несет ответственность за соблюдение положений настоящего Кодекса перед пациентами, их семьями, социальными группами, обществом в целом и своими коллегами.

Часть II. Медицинская сестра и пациент

Статья 1. Медицинская сестра и пациент

Положения настоящего Кодекса распространяются на все виды и формы клинических взаимоотношений, возникающих между медицинской сестрой и пациентом. В зависимости от конкретной ситуации в роли пациента могут выступать больной или здоровый человек, семья и окружение пациента, социальная, профессиональная или иная группа людей, общество в целом.

Статья 2. Медицинская сестра и право пациента на качественную медицинскую помощь

Медицинская сестра должна уважать неотъемлемые права каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, наилучший уровень социальной адаптации и на получение адекватной медицинской помощи.

Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности, профессиональным стандартам и современным представлениям медицинской науки. В клинической практике основой деятельности медицинской сестры являются принципы ухода, основанного на доказательствах. Действия медицинской сестры, выполняемые в рамках деятельности мультидисциплинарной бригады, должны быть нацелены на достижение наивысшего комплексного результата: на благо пациента во всех аспектах комплексной медицинской помощи, не ограничиваясь сугубо медицинскими аспектами.

Медицинская сестра несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом. Этическая обязанность медицинской сестры оказывать, в меру своей компетенции, неотложную медицинскую помощь человеку, нуждающемуся в ней в любых условиях, во время исполнения служебных обязанностей и в иное время.

Статья 3. Основное условие сестринской деятельности – профессиональная компетентность

Медицинская сестра должна всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые федеральным органом управления здравоохранением Российской Федерации и профессиональными медицинскими ассоциациями.

Непрерывное совершенствование специальных компетенций, повышение своего культурного уровня — первейший профессиональный долг медицинской сестры. Медицинская сестра должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента. Поддержание уровня профессиональной, правовой и этической компетентностей – мера персональной ответственности каждой медицинской сестры. Достижение этой цели обеспечивается постоянным повышением уровня знаний. Если кто-то из коллег проявляет признаки некомпетентности, медицинская сестра должна предпринять все меры, чтобы защитить интересы своего пациента, в том числе, указав коллеге на ошибки, предложив свою помощь или, при неэффективности предпринятых шагов, обратившись к помощи руководителей сестринских служб.

Статья 4. Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав

Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Этическая система ценностей пациента, в ее холистическом понимании – основа сестринской помощи вне зависимости от культурных, национальных, религиозных, философских или иных особенностей пациента. В случае противоречия системы мировоззрения пациента и этической концепции медицинской сестры, в рамках сестринской помощи безусловный приоритет имеет мировоззрение и мироощущение пациента.

Медицинская сестра обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинской науки. Никакая ситуация страданий физических, нравственных или духовных страданий пациента там, где страдания можно было облегчить применением всех доступных методик и технологий, не может быть признана этичной. В случаях, когда медицинская сестра видит страдания пациента, а ее знаний и компетенций не достаточно для оказания помощи пациенту, ее этический долг незамедлительно обратиться за помощью к более компетентному коллеге.

Медицинская сестра не вправе участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми. Никакие политические, организационные, экономические или иные условия не могут оправдать действия медицинской сестры участвующей в жестоком обращении с человеком. Любые вмешательства, причиняющие пациенту физические, нравственные или духовные страдания, которые можно было предотвратить, даже если они выполняются с согласия пациента, осуждаются и признаются неэтичными.

Медицинская сестра не вправе способствовать самоубийству больного. Любые действия или бездействие, в том числе, предоставление или отказ в предоставлении информации, прямо или косвенно направленные на прерывание жизни пациента признаются неэтичными.

Медицинская сестра ответственна, в пределах своей компетенции, за обеспечение прав пациента, провозглашенных международными правовыми актами и законодательно закрепленными в Российской Федерации.

Статья 5. Уважение человеческого достоинства пациента

Медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий. Осуществляя уход, медицинская сестра должна уважать право пациента на участие в планировании и проведении лечения. При этом решение пациента в отношении стратегии оказания медицинской помощи остается приоритетным даже в тех случаях, когда принятое решение противоречит мнению медицинских работников. Проявление высокомерия, патернализма, пренебрежительного отношения или унизительного обращения с пациентом недопустимы.

Медицинская сестра не вправе навязывать пациенту свои моральные, религиозные, политические убеждения.

Решение пациента в отношении оказания ему медицинской помощи, основанное на личной системе этических ценностей, должно приниматься медицинской сестрой с уважением даже в том, случае, если принятое решение противоречит ее личной системе ценностей или постулатам медицинской науки.

Медицинская сестра должна активно вмешиваться в ситуациях, когда личное достоинство пациента во взаимодействии с медицинскими или социальными системами подвергается унижению. Медицинская сестра должна уважать конфиденциальность и скромность пациентов, поддерживая такие стандарты сестринской практики, которые минимизируют вторжения в личное пространство пациента.

При установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам, во всех случаях, включая оказание помощи в условиях военных действий и работу в очаге чрезвычайных ситуаций, медицинская сестра должна руководствоваться только медицинскими критериями, исключая какую-либо дискриминацию. В случаях, требующих по медицинским показаниям контроля за поведением пациента, медицинской сестре следует ограничивать свое вмешательство в личную жизнь пациента исключительно профессиональной необходимостью.

Статья 6. Прежде всего — не навреди

Медицинская сестра не вправе нарушать древнюю этическую заповедь медицины “Прежде всего — не навредить!”. Медицинская сестра не вправе безучастно относиться к действиям третьих лиц, стремящихся нанести пациенту любой вред. Этический долг медицинской сестры предпринять все возможные действия, включая обращение к административным органам для защиты своего пациента.

Действия медицинской сестры по уходу, любые другие медицинские вмешательства, сопряженные с болевыми ощущениями и иными временными негативными явлениями, допустимы лишь в его интересах. “Лекарство не должно быть горше болезни!” (академик РАМН В.Н. Виноградов, 1882-1964).. Производя медицинские вмешательства, чреватые риском развития осложнений, болезненных или иных мучительных ощущений, медицинская сестра обязана подробно и честно информировать пациента о возможном риске, заручиться его согласием до начала вмешательства и предусмотреть все возможные меры безопасности, купирования угрожающих жизни и здоровью пациента осложнений.

Статья 7. Медицинская сестра и право на информацию

Медицинская сестра должна быть правдивой и честной. Безусловная искренность в любых вопросах, касающихся состоянья здоровья пациента, — непременное условие эффективной сестринской помощи. Пациент должен быть осведомлен о своем праве задавать вопросы при оказании медицинской помощи и получать на них исчерпывающие и честные ответы. Моральный и профессиональный долг медицинской сестры информировать пациента о его правах. Знание декларированных законом прав пациентов различных групп и помощь пациенту в их реализации – этический долг медицинской сестры. В случае, если права пациента нарушены действиями коллег или третьих лиц, этично вынести вопрос о защите прав пациента на коллегиальное обсуждение, а если потребуется, на рассмотрение Этического комитета учреждения здравоохранения. Защита интересов пациента выше псевдоколлегиальности и ложной корпоративной этики.

Сестра обязана уважать право пациента на получение информации о состоянии его здоровья, о возможном риске и преимуществах предлагаемых методов лечения, о диагнозе и прогнозе, равно как и его право отказываться от информации вообще. Решение пациента отказаться от получения информации не должно влиять на объем и качество предоставляемой сестринской помощи. Информация должна предоставляться на доступном для пациента языке, таким образом, чтобы пациент полностью и правильно понял ее. При необходимости пациент должен иметь право задавать любое количество уточняющих вопросов, необходимых ему для понимания предоставленной информации.

Информация о состоянии здоровья дееспособного пациента может предоставляться его родственникам и близким только с согласия пациента. Порядок предоставления информации о состоянии здоровья пациента, проводимом лечении, результатах обследования и иных данных, в том числе объем предоставляемой информации, определяются коллегиально всеми членами мультидисциплинарной бригады, оказывающей помощь. Ложь неэтична всегда. Никакие условия, обстоятельства и соображения не могут оправдать обман пациента. Медицинская сестра не должна подменять своими представлениями о благе пациента его решения.

Статья 8. Медицинская сестра и право пациента соглашаться на медицинское вмешательство или отказываться от него

Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя, когда она имеет дело с ребенком или пациентом, в соответствии с законом признанным недееспособным, соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказываться от него. Медицинская сестра должна быть уверена, что согласие или отказ даны пациентом добровольно и осознанно.

Моральный и профессиональный долг медицинской сестры в меру своей квалификации предоставлять пациенту честную и полную информацию о проводимом лечении, включая значение процедуры, ее ожидаемые результаты, ход, возможные осложнения и риски, последствия отказа от медицинской помощи. В случаях, когда пациенту предоставляется выбор между несколькими альтернативами лечения, долг медицинской сестры предоставить объективную информацию о каждой возможности, ее особенностях и условиях получения. Если пациент нуждается в помощи при принятии решения, оказать ее надлежит таким образом, чтобы исключить любое влияние на конечный выбор.

Медицинская сестра уважает выбор пациента даже в том случае, если он противоречит ее ожиданиям и потенциально направлен против интересов пациента. Пациенту должна быть предоставлена исчерпывающая информация о последствиях и рисках сделанного им выбора, после чего, если сложившаяся ситуация не подпадает под установленные законом исключения, решение пациента определяет тактику дальнейшей сестринской помощи.

Пациент должен быть информирован о возможности изменить свое решение на любом этапе лечебного процесса. В случаях, когда решение пациента противоречит мнению родственников и близких, медицинская сестра должна помочь им с уважением принять решение пациента. Отказ пациента от того или иного вмешательства, равно как и от лечения в целом не должен влиять на его положение и негативно отражаться на отношении к нему медицинской сестры и других медицинских работников.

Медицинская сестра вправе оказывать помощь без согласия пациента (или согласия законного представителя недееспособного пациента) только в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. При оказании медицинской помощи некомпетентным пациентам медицинская сестра должна, насколько позволяет состояние таких пациентов, привлекать их к процессу принятия решения.

Статья 9. Обязанность хранить профессиональную тайну

Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет.

Медицинская сестра обязана неукоснительно выполнять свои функции по защите конфиденциальной информации о пациентах, в каком бы виде она не хранилась. Медицинская сестра вправе раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне только с согласия самого пациента. Право на передачу медсестрой информации другим специалистам и медицинским работникам, оказывающим помощь пациенту, а также должностным лицам, право которых на получение информации установлено законом, предполагает наличие его согласия. В любом случае информация должна предоставляться таким образом, чтобы свести к минимуму потенциальный вред для пациента. Использование фото и видеосъемки возможно только в научных и образовательных целях и только с согласия пациента.

Медицинская сестра вправе передавать конфиденциальную информацию без согласия пациента лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом пациента следует поставить в известность о неизбежности раскрытия конфиденциальной информации. Во всех других случаях медицинская сестра несет личную моральную, а иногда и юридическую ответственность за разглашение профессиональной тайны. Этическая обязанность медсестры активно вмешиваться в ситуацию, когда кто- либо, помимо медицинских работников, непосредственно участвующих в лечении, получает, использует и распространяет конфиденциальную информацию относительно пациентов.

Статья 10. Медицинская сестра и умирающий больной

Первейшие моральные и профессиональные обязанности медицинской сестры: предотвращение и облегчение страданий, как правило, связанных с процессом умирания; оказание умирающему и его семье психологической поддержки. Объем и характер сестринской помощи умирающему пациенту должен определяться с учетом культурных, национальных, религиозных, и иных особенностей пациента.

В случае, если процесс подготовки к смерти требует помощи присутствия представителя религиозной концессии, исполнения религиозных обрядов или иных немедицинских условий, такая помощь должна быть безусловно предоставлена.

Эвтаназия, то есть преднамеренные действия или бездействие медицинской сестры с целью прекращения жизни умирающего пациента, даже по его просьбе, неэтична и недопустима.

Медицинская сестра должна уважительно относиться к умершему пациенту. При осуществлении посмертного ухода за телом умершего пациента следует учитывать религиозные и культурные традиции. Медицинская сестра обязана уважать законодательно закрепленные в Российской Федерации права граждан относительно патологоанатомических вскрытий.

Статья 11. Работа медицинских сестер в условиях чрезвычайной ситуации

Медицинская сестра, вне зависимости от занимаемой должности, должна обладать необходимой компетенцией для оказания медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций. Поддержание уровня необходимых для этого знаний, в том числе знаний по оказанию неотложной помощи при жизнеугрожающих ситуациях, – профессиональный и этический долг каждой медицинской сестры.

Оказание помощи в очаге чрезвычайной ситуации должно проводиться в максимально возможном объеме. Помощь пациентам в условиях ограниченных ресурсов должна распределяться исключительно на основании медицинских показаний; вне зависимости от пола, национальности, политических взглядов или любых иных особенностей пациента.

Статья 12. Медицинская сестра как участник научных исследований

Медицинская сестра должна стремиться участвовать в исследовательской деятельности, в преумножении знаний в своей профессии. В исследовательской деятельности с участием человека в качестве объекта исследования медицинская сестра обязана строго следовать международным документам по медицинской этике (Хельсинская декларация и др.) и законодательству Российской Федерации.

Интересы личности пациента для медицинской сестры должны быть всегда превыше интересов науки и общества. Участвуя в научных исследованиях, медицинская сестра обязана особенно строго обеспечивать защиту тех пациентов, которые сами не в состоянии об этом позаботиться (дети, лица с тяжелыми психическими расстройствами).

Статья 13. Медицинская сестра и процесс обучения

Этический долг медицинской сестры — сохранение и преумножение традиций профессии и преемственности поколений. Участие в процессе обучения студентов-медиков там, где это предусмотрено, – неотъемлемая часть сестринской практики. Медицинская сестра должна искренне стремиться передать весь накопленный опыт будущим коллегам, давая честную и объективную оценку уровню их подготовки, поощряя активность и практическую деятельность учеников, но, сохраняя контроль за их действиями и разделяя ответственность за совершенные ими ошибки. Отказ сестры от передачи опыта неэтичен.

Отношение медицинской сестры к студентам должно быть уважительным, предельно честным и доброжелательным – вне зависимости от разницы в возрасте и уровня подготовки. Процесс обучения и профессиональные взаимоотношения должны базироваться на этических принципах настоящего Кодекса.

Привлечение пациента к участию в учебном процессе допустимо лишь с соблюдением его прав, гарантией максимальной безопасности и только при условии добровольного согласия пациента или его законных представителей. Пациент должен быть поставлен в известность, что с ним будет работать медицинский работник, не завершивший процесс обучения, и имеет права отказаться от помощи такого работника.

Часть III. Медицинская сестра и ее профессия

Статья 14. Уважение к своей профессии

Медицинская сестра должна поддерживать авторитет и репутацию своей профессии. Опрятность и соблюдение правил личной гигиены — неотъемлемые качества профессионального поведения медицинской сестры. Уважение к профессии поддерживается поведением сестры в любой ситуации, как во время работы, так и вне ее, культурой поведения и отношений с коллегами, пациентами и другими гражданами.

Поведение медицинской сестры не должно быть примером отрицательного отношения к здоровью. Медицинская сестра несет личную моральную ответственность за поддержание, внедрение и улучшение стандартов сестринского дела. Использование устаревших методов и технологий ухода там, где могли быть использованы более совершенные технологии, неэтично. Недостаточный уровень знаний не может служить смягчающим фактором при оказании сестринской помощи низкого качества.

Медицинская сестра не должна претендовать на ту степень компетентности, которой не обладает. В случаях, когда реализация плана ухода требует знаний или навыков, которыми не обладает медицинская сестра, следует честно признать недостаток компетенции и обратиться за помощью к более квалифицированным специалистам.

Право и долг медицинской сестры отстаивать моральную, экономическую и профессиональную независимость лично или через участие в профессиональных объединениях и ассоциациях. Активная деятельность в профессиональных ассоциациях служит развитию профессии и этически одобряется.

Медицинская сестра должна отказываться от подарков и лестных предложений со стороны пациента, если в основе лежит его желание добиться привилегированного положения.

Медицинская сестра вправе принять благодарность от пациента, если она выражается в форме, которая не противоречит справедливости и порядочности и не нарушает правовых норм.

Интимные отношения с пациентом осуждаются медицинской этикой.

Статья 15. Медицинская сестра и коллеги

Медицинская сестра должна отдавать дань заслуженного уважения своим учителям. Во взаимоотношениях с коллегами медицинская сестра должна быть честной, справедливой и порядочной, признавать и уважать их знания и опыт, их вклад в лечебный процесс. Медицинская сестра обязана в меру своих знаний и опыта помогать коллегам по профессии, рассчитывая на такую же помощь с их стороны, а также оказывать содействие другим участникам лечебного процесса и процесса ухода, включая добровольных помощников.

Медицинская сестра обязана уважать давнюю традицию своей профессии — оказывать медицинскую помощь коллеге безвозмездно. Попытки, завоевать себе авторитет путем дискредитации коллег, неэтичны. Однако в случаях, когда пациенту даны заведомо необоснованные рекомендации в области сестринского ухода допустимо тактично и коллегиально указать на допущенную неточность.

Моральный и профессиональный долг медицинской сестры помогать пациенту выполнять программу лечения, назначенную врачом, а так же реализовывать компоненты сестринского ухода, назначенные врачом, специализированными сестрами и консультантами. Медицинская сестра должна точно и квалифицированно производить назначенные врачом и специализированными сестрами медицинские процедуры.

Высокий профессионализм медицинской сестры — важнейший моральный фактор товарищеских, коллегиальных взаимоотношений медицинской сестры, с одной стороны и врача, других сестер, пациентов, их близких и других участников сестринского процесса – с другой. Фамильярность, неслужебный характер взаимоотношений врача и медицинской сестры при исполнении ими профессиональных обязанностей осуждаются медицинской этикой. Также недопустимы нарушения профессионального этикета в отношениях с другими сестрами и пациентами. Если медицинская сестра сомневается в целесообразности лечебных рекомендаций врача или сестры-консультанта, она должна тактично обсудить эту ситуацию сначала с самим врачом, а при сохраняющемся сомнении и после этого — с вышестоящим руководством. В случаях, когда назначение, вызывающее сомнение, дано в рамках неотложной помощи, оно должно быть выполнено и только после купирования неотложного состояния подвергнуто обсуждению.

Статья 16. Этическая ответственность руководителей сестринских служб

Медицинские сестры – руководители сестринских служб несут персональную ответственность на качество сестринской помощи, оказываемой их подчиненными, уровень их подготовки, а так же уровень благосостояния и степень социальной защищенности подчиненных им сестринских коллективов.

Работая в содружестве с руководителями лечебных учреждений, специалистами других подразделений, региональными отделениями профессиональной ассоциации, руководителями и представителями вышестоящих инстанций, медицинские сестры – руководители должны обеспечить наивысший уровень подготовки и социальной защищенности подчиненных. Пренебрежение интересами подведомственных коллективов неэтично и осуждаемо.

Статья 17. Медицинская сестра и сомнительная медицинская практика

Медицинская сестра, столкнувшись с нелегальной, неэтичной или некомпетентной медицинской практикой, должна становиться на защиту интересов пациента и общества.

К ситуациям, требующим активного вмешательства медицинской сестры, могут быть отнесены попытки медицинских назначений с корыстной целью, обман больного, использование сомнительных, не имеющих доказательной базы, средств и методов, подмена лечения средствами альтернативной помощи и иные ситуации, противоречащие канонам медицинской науки и медицинской этики.

Медицинская сестра обязана знать правовые нормы, регулирующие сестринское дело, организацию системы здравоохранения в целом и применение методов традиционной медицины (целительства), в частности. Медицинская сестра должна сохранять профессиональную настороженность в отношении любых методов альтернативного лечения, используя и рекомендуя только те из них, эффективность и безопасность которых доказаны в надлежащем образом организованных научных исследованиях. Медицинская сестра вправе обращаться за поддержкой в государственные органы здравоохранения, органы охраны правопорядка, Ассоциацию медицинских сестер, предпринимая меры по защите прав пациентов от сомнительной медицинской практики.

Статья 18. Медицинская сестра и этический конфликт

В случаях, когда исполнение профессиональных обязанностей противоречит моральным ценностям медицинской сестры, она должна принять меры, чтобы как можно быстрее разрешить возникший этический конфликт и минимизировать его последствия для оказания медицинской помощи. Этический конфликт возникает в случаях, когда медицинская сестра не может самостоятельно провести этическую оценку сложившейся ситуации; не может сделать выбор между двумя или более альтернативными решениями или по условиям профессиональной деятельности вынуждена исполнять действия, противоречащие ее моральным ценностям. Этическое постоянство – последовательнее следование этическим убеждениям даже перед лицом возникающих сложностей или угроз поощряется настоящим Кодексом.

Статья 19. Право медицинской на отказ от участия в процедурах, противоречащих ее моральным принципам.

При устройстве на работу, в том числе при заключении договора на оказание сестринской помощи в рамках частной медицинской практики, медицинская сестра должна убедиться, что должностные обязанности, предусмотренные трудовым договором, не вступают в конфликт с ее моральными ценностями. В случае этического конфликта от заключения трудового договора следует воздержаться. В случаях, когда расширение должностных обязанностей медицинской сестры, вследствие введения новых форм оказания сестринской помощи, форм и методов лечения и иных ситуациях, требующих от сестры выполнения действий, противоречащих ее этическом принципам, сестре надлежит как можно быстрее известить о возможном этическом конфликте своего руководителя и принять меры к обеспечению адекватной замены на другого специалиста. До предоставления замещающего специалиста, сестре надлежит оказывать помощь в полном объеме, предписанном стандартами лечения и ухода и данными назначениями.

Часть IV. Медицинская сестра и общество

Статья 20. Ответственность перед обществом

Моральный долг медицинской сестры как члена медицинского общества заботиться об обеспечении доступности и высоком качестве сестринской помощи населению. Медицинская сестра должна активно участвовать в информировании и медико-санитарном просвещении населения, помогающем пациентам делать правильный выбор в их взаимоотношениях с государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения и социальной поддержки.

Медицинская сестра, в меру своей компетенции, должна участвовать в разработке и осуществлении коллективных мер, направленных на совершенствование методов борьбы с болезнями, предупреждении пациентов, органов власти и общества об экологической опасности, вносить свой вклад в дело организации спасательных служб.

Общероссийская общественная организация «Ассоциация медицинских сестер России» и медицинское сообщество в целом должны способствовать привлечению медицинских сестер в районы страны, где медицинская помощь наименее развита, предусматривая стимулы для работы в таких районах.

Статья 21. Поддержание автономии и целостности сестринского дела

Моральный долг медицинской сестры — способствовать развитию сестринского дела в России. Медицинская сестра должна поддерживать, развивать автономию, независимость и целостность сестринского дела.

Долг медицинской сестры привлекать внимание общества и средств массовой информации к нуждам, достижениям и недостаткам сестринского дела. Медицинская сестра должна защищать общество от дезинформации или искаженной интерпретации современной парадигмы сестринского дела. Самореклама несовместима с медицинской этикой.

Статья 22. Участие медицинских сестер в забастовке

Частичный или полный отказ от работы допустим, как высшая степень меры самозащиты профессионального сообщества при соблюдении правил проведения забастовки и объемов обязательной медицинской помощи, предусмотренных федеральным законодательством. Если медицинская сестра участвует в организованном коллективном отказе от работы, она не освобождается от обязанности оказывать неотложную помощь, а также от этических обязательств в отношении пациентов, проходящих в данный момент курс лечения

Статья 23. Гарантии и защита законных прав медицинской сестры

Гуманная роль медицинской сестры в обществе создает основу требований законной защиты личного достоинства медицинской сестры, физической неприкосновенности и права на помощь при исполнении профессиональных обязанностей, как в мирное, так и в военное время.

Уровень жизни медицинской сестры должен соответствовать статусу ее профессии. Размер гонорара, определяемого частнопрактикующей сестрой в каждом конкретном случае, должен быть соизмерим с объемом оказываемой медицинской помощи, степенью ее компетентности, иными особыми обстоятельствами. Безвозмездная помощь бедным пациентам этически одобряется.

Ни медицинских работников вообще, ни кого-либо из медицинских сестер в частности, нельзя принуждать к работе на неприемлемых для них условиях. Обеспечение условий профессиональной деятельности медицинских сестер должно соответствовать требованиям охраны труда. Медицинская сестра вправе рассчитывать на то, что Общероссийская общественная организация «Ассоциация медицинских сестер России» окажет ей полноценную помощь:

Часть V. Деействие этического кодекса медицинской сестры России, ответственность за его нарушения и порядок его пересмотра

Статья 24. Действие этического кодекса

Требования настоящего Кодекса обязательны для всех медицинских сестер России. Врачи и медицинские сестры, ведущие преподавание на кафедрах и факультетах сестринского дела, в медицинских колледжах и училищах, должны ознакомить студентов с Этическим кодексом медицинской сестры России и способствовать распространению его положений в профессиональном сообществе.

Студенты, по мере включения в профессиональную медицинскую деятельность, обязаны усваивать и соблюдать принципы и нормы, содержащиеся в Кодексе.

Врачи и медицинские сестры, ведущие преподавание, должны своим поведением показывать пример студентам в вопросах соблюдения этических принципов.

Статья 25. Ответственность за нарушение Этического кодекса

Ответственность за нарушение Этического кодекса медицинской сестры России определяется Уставом Общероссийской общественной организации «Ассоциация медицинских сестер России».

За нарушение норм Кодекса к членам Ассоциации могут быть применены следующие взыскания:

Статья 26. Пересмотр и толкование Этического кодекса

Динамические изменения в обществе, влекущие за собой социально-экономические и иные преобразования, могут потребовать изменения отдельных положений настоящего Кодекса или его пересмотра. Общероссийская общественная организация «Ассоциация медицинских сестер России» выступает гарантом того, что любые вносимые изменения в Кодекс, будут направлены на совершенствование сестринской помощи, защиту интересов медицинских сестер и пациентов. Право пересмотра Этического кодекса медицинской сестры России и толкования его отдельных положений принадлежит Общероссийской общественной организации «Ассоциация медицинских сестер России» Рекомендации и предложения по изменению или усовершенствованию отдельных статей Кодекса принимаются к рассмотрению Правлением названной Ассоциации и приобретают законную силу после его обсуждения и утверждения Правлением Ассоциации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *