Механическая память у детей что это
Характеристика механической памяти
Механической памятью называют умение усвоить и воспроизвести информацию, которую человек не знает и не понимает. У школьников и студентов такое запоминание называется зубрежкой. В данном случае запоминание происходит с помощью большого количества повторений и выстраивания ассоциаций, при этом суть прочитанного отходит на второй план, и человек не всегда запоминает то, о чем он читал. Если при воспроизведении цепочки текста небольшая часть теряется, то индивиду очень сложно переключиться и продолжать дальше.
Особенности механической памяти
Механическая память преобладает у детей младших классов. Однако с взрослением ребенок должен научиться осмысленно запоминать материал. Механическая память имеет следующие характеристики:
Логическая память
Полным антиподом механической памяти является логическая. В этом случае вся информация тщательно анализируется и раскладывается по полочкам, от важного до второстепенного. Данный вид запоминания не требует от человека таких усилий, как при механической памяти. Выученная логическим путем информация надолго остается в голове и может производиться по-разному, но смысл при этом остается прежний.
Тренировка и развитие
У детей от 2 до 5 лет отлично развита механическая память, поэтому для ее тренировки необходимо читать ребенку книги. Во время зазубривания чего-либо основная информация забывается уже после 2 часов. Чтобы в голове отложилось как можно больше, лучше всего учить материал перед сном. Таким образом во время ночного отдыха память из кратковременной переходит в долговременную. Ученые уверены, что добиться успеха в учебе можно благодаря развитой механической памяти.
Упражнения для детей
Взрослые же могут тренировать механическую память с помощью чтения, выбирая текст и пересказывая его. Со временем длина текста должна становиться больше. Механическая память помогает в изучении языка, начиная с рождения. К тому же, проблемы в работе механической памяти существенно снижают качество жизни индивида.
Механическая память играет большую роль в освоении новых навыков. Лишь благодаря механической памяти человек может осваивать новые навыки и развивать мышление. Курс Викиум «Мнемотехники» поможет развить память и научиться запоминать большие объемы информации.
Вся правда о детской памяти
Память ребенка – сложный механизм. Иногда о детях говорят: «В одно ухо влетело, в другое вылетело». Любые родители хотят, чтобы эта фраза не относилась к их ребёнку. Поэтому возникает вопрос: как развить память сыну или дочери?
Что такое память?
Классификация видов памяти
Человеческая память до конца не изучена. Но сейчас можно с уверенностью сказать, как работает её механизм:
Существуют два вида сохранения информации: динамическое и статическое. Динамическое сохранение относится к кратковременной памяти, статическое – к долговременной. Последний вид важен для учёбы ребёнка. Потому что ему нужно запомнить важный материал на уроках, потом вернутся к нему на экзаменах, дополнить при выполнении домашнего задания.
Забывать ненужную информацию так же необходимо, как запоминать важную. Забывание – это процедура уничтожения нейронных связей. Она нужна психике малыша, чтобы избежать перегрузки.
По мере напряжения психических процессов память делится на: эмоциональную, двигательную, образную и словесно-логическую. Первый вид памяти, который начинает развиваться у ребёнка, – это двигательная. С её помощью младенец учится управлять своим телом. Дальше возникает эмоциональная память. Благодаря ней малыш начинает узнавать родителей по лицу и голосу. Незнакомцам кроха улыбаться не станет. Образная память появляется ещё позже. К ней относится запоминание вкуса, осязаний, образов. Кроме этого, формируются ассоциации, с помощью которых процесс запоминания проходит легче. Самой последней развивается словесно-логическая память. Она помогает ребёнку формулировать свои мысли и превращать их в слова.
У детской памяти есть свои особенности. Например, у девочек быстрее и лучше развивается зрительная память и долговременная. А у мальчиков – двигательная. К тому же мальчишки лучше запоминают числа.
Возрастные особенности
На каждом этапе развития памяти у дошкольников происходят разительные изменения способности к запоминанию, воспроизведению информации. Условно в дошкольном возрасте определяют 4 таких этапа:
Формирование памяти с 3 до 6 лет
Родителям нужно знать, как развить память у детей. В данный периол времени идет продуктивное развитие внимания. Малыш эффективно и легко усваивает важный для него материал, маленькие стихотворения. Он старается сам поставить задачу и достигает ее. Это отличный возраст для того, чтобы улучшить тактильную память и начать изучение иностранных языков. Так как же улучшить работу памяти у малыша 6 лет?
Предложите игры, развивающие память. Например, положите на столешнице различные предметы, скажите сыну или дочери, что он должен запомнить порядок их расположения и количество, а затем переставьте их местами и что-то совсем уберите. В это время ребенок закрывает глаза, а после ваших перемещений открывает и пытается отгадать, что же изменилось. Начните учить слова иностранного языка, сопоставляя им различные образы и слова родного языка.
Формирование памяти с 6 до 10 лет
В возрасте 6–10 лет особенно развивается внимание, происходят первые испытания памяти и внимания в учебных заведениях. У ребенка 9 лет эрудиция расширяется, растет интеллект. Если у малыша 7 лет присутствует недостаток внимания или не выходит сделать уроки, не следует ругаться. Необходимо узнать причину провала и попытаться всем вместе исправить положение.
Формирование памяти с 10 до 14 лет
У ребенка 10 лет начинается период наивысшего развития логики и памяти. Стоит делать упор на задания, которые направлены на еще большее улучшение внимания и интеллектуальных способностей. Ребенку 12 лет стоит читать большое количество книг, играть с одноклассниками, рисовать. А вот время, проведенное за ноутбуком и телефоном, следует уменьшить.
Занятия спортом способствуют улучшению и развитию памяти. Если ребенок упражняется физически, организм быстрее поглощает кислород, что приводит возможности мозга к быстрой работе.
Старайтесь всячески разнообразить нагрузку. Если у сына или дочери нет охоты заниматься спортом, отправьте его в музыкальную школу или запишите на интеллектуальные дополнительные занятия. Например, на ментальную арифметику. Это уникальная методика, основанная на работе с древними счетами — абакусом. Ментальная арифметика, в первую очередь, улучшает и тренирует память, в том числе — фотографическую. Не надо думать, что малыш научится только быстрому устному счету. Хоть программа и носит слово «арифметика» в названии, навыки, полученные вашим сыном или дочерью, пригодятся в любой школьной специальности.
Что может затормозить или ослабить развитие памяти ребенка и его внимания?
Чрезмерное увлечение мультфильмами и компьютерными играми. Дело в том, что частое мелькание картинок на экране телевизора или компьютера негативно действует на нервную систему малыша, в результате внимание становится рассеянным и память ребенка ослабевает. Желательно ограничивать подобное времяпровождение детей, чтобы в будущем у них не возникло ненужных зависимостей и проблем с обучением.
Развивать память своему ребёнку необходимо с самого детства. Когда ему исполнилось 7 лет, юного школьника можно отдать на курс «Меморика» в «Академию развития интеллекта SMARTUM». После обучение малыш сможет управлять всеми процессами своей памяти, у него будет отлично развито образное мышление, и он научится систематизировать информацию. Кроме этого, учёба в школе превратится для него в занимательное приключение, ведь запоминать любой материал он будет легко и быстро, а новые науки воспринимать с интересом.
Механическая память — что это такое в психологии и чем характеризуется
Память – одна из самых значимых способностей человека, ведь без неё невозможно полноценное существование. Что такое механическая память, как её развивать, и какую роль она играет в жизни людей?
Механическая память в психологии
Способность запомнить и рассказать информацию, смысла которой человек не понимает, называется механической памятью. Студенты прозвали такой метод «зубрёжкой», поскольку впечатывание материала в голову происходит путём многократного повторения, тогда как смысл заученного уходит на второй план. Этот вид памяти основан на ассоциации по смежности, то есть запоминается последовательность информации, порядок элементов относительно друг друга. Если вдруг один из них выпадет, то будет очень сложно довести цепочку до конца.
Обладатель развитой механической памяти может иметь средний интеллектуальный уровень. Слова запоминаются точно в такой форме, в какой человек их видит или слышит. Если в заучиваемый текст закралась ошибка, то и при воспроизведении она останется.
Особенности механической памяти
У дошкольников и детей в младшей школе механическая память может преобладать, но при переходе в старшие классы ребенок обязательно должен освоить осмысленное запоминание.
Механическая память:
Логическая память
Нельзя говорить о механической памяти и не упомянуть о другом виде и её противоположности – логической памяти. В этом случае информация анализируется, раскладывается на важную и второстепенную, выявляется смысл, который легко заучивается после предварительной работы. Такой метод запоминания и воспроизведения информации требует меньшее количество повторений. В процессе определения логических связей появляются чертежи, списки и схемы, которых не было в первоначальном варианте.
Важно! Информация, заученная логически, может быть сформулирована каждый раз по-новому. Неизменным остаётся только смысл.
Сравнение механической и логической памяти
Механическая – опирается на 1 сигнальную систему, в основе лежит повторение, запоминается только внешняя форма, формулировка не может изменяться. Если материал не повторять, то быстро забывается.
Логическая память характеризуется работой в рамках 2 сигнальной системы, с опорой на первую. Запоминание происходит с помощью выстраивания логических связей, цель его – сохранить и воспроизвести смысл. Для этого используются анализ информации, поиск главного и второстепенного. Сохраняется она в памяти надолго, бывает, что на всю жизнь.
Тренировка и развитие
С двух до пяти лет у ребёнка благодатный период для совершенствования механической памяти. В этот промежуток времени необходимо читать ему хорошие детские стихотворения, учить их вместе.
Важно! Улучшить механическую память можно, осваивая иностранные языки, заучивая наизусть стихотворные тексты. Нужно запоминать формулы и научные термины, исторические даты и статистические данные, списки продуктов, телефоны и адреса, географические названия, числа, имена и отчества.
Учёные доказали, что человек забывает больше всего информации в первые 2 часа после зубрёжки. Если учить перед сном, гораздо меньше материала будет стираться из памяти, так как во время ночного отдыха он переходит из кратковременной в долговременную память и потом легче воспроизводится.
Механическая память, по мнению специалистов, – это основа успешной учёбы.
Упражнения для детей
Повторить текст
Взрослому человеку увеличить объём механической памяти поможет работа с запоминанием текста. Для начала можно выбрать небольшой отрывок и попытаться пересказать его. Со временем необходимо повторить отрывок целиком, потом взять 2 текста, увеличивая количество знаков.
Запоминание имён
Объём кратковременной памяти человека сильно связан с возможностями механической. Имя только что представленного человека забывается, поскольку в процессе общения старая информация в кратковременной памяти замещается новой. Чтобы запомнить имя знакомого, нужно громко и отчётливо его произнести, подумать, чем оно похоже на своего обладателя.
Развивать механическую память можно более эффективно, если следовать нехитрым правилам:
Примеры использования механической памяти
Учёные говорят об огромном значении словесно логической памяти – это способность точно воспроизвести смысл прочитанного своими словами. Она настолько значима, поскольку, выбирая главное, не загружает мозг незначительными деталями, позволяет обучаться быстрее и обеспечивает долгосрочное хранение. Однако без механической памяти невозможно обойтись в ряде случаев.
Механическая память помогает изучать языки
Значение механической памяти для человека
Способствует освоению языка
Когда ребёнок рождается, научиться понимать речь родителей ему помогает механическая память. С двух месяцев можно обучать малыша, показывая ему предметы и чётко обозначая название. Уже через несколько недель некоторые дети способны отыскивать названное глазами. Благодаря механической памяти человек пользуется родным языком и осваивает новые, учится общаться. Огромную роль она играет в процессе обучения и преподавания.
Важно! Когда механическая заменяет словесно логическую память, она препятствует совершенствованию интеллекта, но, если они развиваются параллельно, это только улучшит эффективность обучения.
Нарушения приводят к снижению качества жизни
Это примитивная форма памяти, поскольку опирается на 1 сигнальную систему, и база, без которой сложно осваивать определённый тип информации. Существует такое явление, как гипомнезия – нарушение механической памяти, когда человек не может запомнить элементарных вещей. Жизнь индивида становится сложной, хотя логическая память при этом у него хорошо работает.
Участвует в формировании навыков
Любая деятельность человека требует освоения новых умений и навыков, в формировании которых важную роль играет механическая память. Тот, кто вяжет на спицах, делает это автоматически, поскольку этот навык огромное количество раз повторялся; разволновавшегося музыканта-инструменталиста на сцене нередко спасают пальцы, которые за время репетиций выучили последовательность нажатия клавиш. Были случаи, когда человек, полностью потерявший память, увидев компьютер, мог на нём выполнять свою работу.
Профилактика болезни Альцгеймера
Это заболевание называют чумой XXI века. Человек постепенно теряет память, в итоге перестаёт узнавать близких и забывает, как ухаживать за собой. Лечение от него неэффективно, но в качестве профилактики врачи советуют развивать вербальную и механическую память. Вербальная память при этом в психологии понимается как способность запомнить информацию, полученную в словесной форме (текст или речь).
Механическая память – основа для развития мышления и интеллекта, фундамент для формирования навыков. Без неё немыслимы обучение и полноценная жизнь личности.
Видео
Механическая память у детей что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Любой родитель хочет для своего ребенка только самого лучшего, именно поэтому с детских лет окружает его заботой и вниманием.
Нужны занятия с логопедом?
Любой родитель хочет для своего ребенка только самого лучшего, именно поэтому с детских лет окружает его заботой и вниманием. И очень важно уделять особое внимание развитию памяти у детей дошкольного возраста. К счастью, есть огромное количество различных игр, упражнений, которые помогут в легкой ненавязчивой форме достичь поставленной цели. Главный секрет успеха – систематичность занятий. Не стоит думать, что память улучшится за один раз. Надо настраивать себя и ребенка на регулярные тренировки.
ВИДЫ ПАМЯТИ
Чтобы понимать, что именно надо тренировать, следует коротко осветить теоретический аспект.
Исследователь Блонский П.П. выделил такие виды памяти:
Причем сам процесс развития памяти у малыша происходит именно в такой последовательности.
Кроме того, выделяют и такие виды:
Память можно классифицировать на основании использования того или иного анализатора. Существуют такие ее виды:
Нередко в процессе запоминания участвует сразу несколько типов, но, как правило, у человека доминирует один.
У ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТОВ
Рассмотрим особенности развития памяти у малышей в зависимости от возраста. Новорожденные обладают моторной памятью, основой которой являются условные двигательные рефлексы. Проще говоря, ребенок запоминает свои основные действия и может требовать пищу каким-то определенным движением.
С5 месяцев начинается активное развитие эмоциональной памяти – кроха узнает маму, папу, радуется при их появлении. К 12 месяцам он уже запомнил достаточно большое количество предметов и может показывать на них головой по просьбе взрослого.
ОТ ГОДА ДО 2 ЛЕТ
Ребенок в этом возрасте должен выполнить главную задачу – научиться ходить. Границы его внешнего мира расширяются. Он узнает и запоминает много новой информации об окружающей действительности, ее объектах и реалиях. На первый план выходит формирование образной памяти, появляются первые осознанные воспоминания.
2–4 ГОДА
Происходит активное развитие речи, воспоминания обретают все большую четкость.
Особенности периода таковы:
Словесная память объединена со смысловой, что делает возможным составление небольшого сюжетного рассказа.
5–6 ЛЕТ
Продолжает развиваться наглядно-образная память. Ребенок лучше запоминает то, что вызвало в нем эмоциональный отклик, в то время как абстракции откладываются очень слабо и неохотно.
К концу дошкольного периода начинает формироваться произвольная память, то есть сознательное запоминание с целью последующего применения или воспроизведения. Ребенок учит стихи, песни, алфавит.
Сами воспоминания становятся более длительными, малыш может вспомнить события, произошедшие несколько недель назад, и рассказать о них.
ИГРЫ ДЛЯ 3–4 ЛЕТ
Развить память у самых маленьких помогут веселые игры, погрузившись в которые, ребенок даже не заметит, что занимается важным делом. Приведем несколько примеров.
ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ
Детям непременно понравится играть в «Магазин». Кроме того, это забава поможет улучшить кратковременную слуховую память. Сначала нужно придумать и оборудовать магазин, в котором будет продаваться что-то, имеющееся дома. Это могут быть продукты питания, игрушки, одежда. Главное – чтобы малышу было интересно. Также допустимо использовать и предметные карточки.
Суть игры:
Если малыш не может запомнить, нужно подсказать ему, намекнуть на ассоциации. Например, если это молоко, можно попросить вспомнить, на чем мама варит кашу или что папа любит пить.
Еще один вариант – «Я скажу, а ты повтори». Взрослый перечисляет несколько слов, на первых этапах желательно одной смысловой группы – к примеру, растения. Задача ребенка – запомнить и воспроизвести их. Постепенно число слов увеличивается, они подбираются в произвольном порядке, никак не связаны друг с другом.
ДЛЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ
Самая простая игра-тренировка «Восстанови ряд». Суть ее такова: мама расставляет на столе 3–4 игрушки в определенной последовательности, просит ребенка внимательно посмотреть на ряд, постараться его запомнить, после чего – отвернуться.
Далее следует переместить игрушки, сообщив малышу, что был ураган, нарушивший порядок. Задача ребенка – вспомнить и восстановить последовательность.
Варианты игры:
Постепенно количество игрушек следует увеличивать, перемещения делать все более масштабными.
Еще одна интересная игра для 3–4 лет, направленная на улучшение зрительной памяти, – «Повтори узор». Малыши очень любят рисовать, что и будем использовать.
Порядок действий таков:
Постепенно задания становятся все более сложными, вместо узоров можно рисовать домики, цветы, растения, машинки, дополнять иллюстрацию мелкими деталями, прося ребенка воспроизвести как можно более точно.
Не заскучать поможет и «Запомни карточки». Мама подбирает материал одной тематики, например, овощи. И выкладывает карточки в определенной последовательности. Ребенок старается запомнить ее, а после того как картинки будут убраны – назвать все, что было на них изображено. Сначала карточек не должно быть очень много, 3–5 вполне достаточно. Постепенно число увеличивают, а время на запоминание, напротив, уменьшают.
Эта же игра научит малыша одному хитрому способу запоминаний – при помощи сочинения связного рассказа. Например, если это овощи, то можно придумать сказку, в которой грозный Лук держал в страхе своих поданных, мадам Капусту и мисс Морковь. А отважный Огурец-молодец всех спас.
Следующая забава – «Пуговичный узор». Для нее потребуется несколько разноцветных пуговиц (их с успехом можно заменить какими-либо мелкими предметами, к примеру, нарезанными на квадраты кусочками цветной бумаги либо деталями от конструктора и мозаики). Вместе с ними можно использовать и счетные палочки, тогда последовательность получится более сложной.
Порядок действий:
Вариант игры – не убирать узор, а вносить в него какие-то изменения, прося малыша выявить, что же произошло.
Если у ребенка не получается, он не может вспомнить, следует помочь ему, поскольку в противном случае он быстро утратит интерес, да и веру в свои силы.
ИГРЫ ДЛЯ 5–6 ЛЕТ
Тренировать у ребенка память помогут такие игры:
Чтобы развивать зрительную память, вовсе не обязательно выделять специальное время. Тренировки легко проводить в любом удобном месте. Например, мама может показать крохе книжку в красивой обложке, дать время запомнить, а после – попросить описать, что было на картинке. Или задавать вопросы типа:
Чтобы малышу не стало скучно, можно обыграть ситуацию, сделать вид, что сама мама забыла, что именно было нарисовано. Или же попросить кроху ответить на вопросы, чтобы помочь сказочному персонажу.
Если детей несколько, можно предложить им интересную забаву «Сыщики»: один из них становится «преступником», задача других – разоблачить его. Порядок действий:
Если они смогут ответить на вопрос, то преступник считается пойманным, он меняется местами с одним из сыщиков. Если же нет – бандиту удалось скрыться от правосудия.
Вариант игры – «Опиши соседа». Сначала два ребенка смотрят друг на друга, потом отворачиваются и начинают по очереди называть признаки внешнего вида друг друга, например, синие джинсы, рубашка в клетку, юбка в цветок. Побеждает тот, кто сумеет вспомнить большее число деталей.
«Я знаю» – еще одна забава, любимая детьми, для нее потребуется мяч. Его отбивают от пола или стены и произносят: «Я – знаю – 5 – имен – девочек». После чего нужно, продолжая отбивать, перечислить эти имена. Аналогичным образом можно вспомнить 5 рек, морей, цветов, животных, птиц и так далее.
«Запомни пары слов». Сначала взрослый произносит несколько раз слова парами, например: «яблоко» и «грызть», «скакалка» и «прыгать». Пар не стоит составлять слишком много, для первых тренировок вполне достаточно 5–6 сочетаний. После того, как слова прозвучали, взрослый произносит одно слово из двойки, малыш должен вспомнить второе и назвать его.
Для одновременной тренировки слуховой и зрительной памяти можно сыграть в игру «Мы знаем все». Суть проста:
Постепенно называемые предметы следует усложнять.
КАК РАЗВИТЬ ПАМЯТЬ У РЕБЕНКА?
Основным видом деятельности малышей является игра, поэтому и такое важное дело, как развитие памяти, должно проходить в рамках развлекательного процесса. Недопустимо заставлять ребенка заниматься, это навсегда убьет у него интерес к получению новых знаний. А использование современных игровых технологий позволит добиться отличного результата и весело провести время.
Тренировать память ребенка необходимо регулярно, систематически, предлагая крохе различные задания, чтобы уроки не надоели ему.
Специалисты рекомендуют придерживаться таких рекомендаций:
Развитие памяти имеет огромное значение в процессе воспитания ребенка. Не стоит недооценивать важность подобных упражнений и игр, поскольку они создадут благоприятную почву для последующих успехов в учебной деятельности. Если упустить момент, то ребенок начнет испытывать трудности с выполнением задач, поскольку не сможет запомнить алгоритм действий, будет производить впечатление невнимательного и даже недостаточно развитого.