Мелизматика в вокале что это такое простыми словами

Мелизматика в вокале что это такое простыми словами

Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Смотреть фото Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Смотреть картинку Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Картинка про Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Фото Мелизматика в вокале что это такое простыми словами

Что такое мелизмы в вокале? Для чего они нужны? Как овладеть техникой пения мелизмов и что вообще такое техника пения мелизмов. В этой статье мы подробно рассмотрим все эти вопросы.

Мелизм – это мелодическое украшение в музыке, будь то вокальная или инструментальная музыка. Мелизмы – это общий термин различных украшений мелодии, при которых мелодическая и ритмическая линия остаются неизменными. Какие же виды мелизмов существуют в вокальной музыке? Рассмотрим основные:

Трель. Это повторяющееся быстрое поочерёдное исполнение двух звуков. На нотном стане обозначается волнистой линией над основной нотой трели.

Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Смотреть фото Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Смотреть картинку Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Картинка про Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Фото Мелизматика в вокале что это такое простыми словами

Форшлаг. Это короткий звук предшествующий основному. На нотном стане записывается маленькой нотой перед основным звуком. Бывает короткий, состоящий из одного звука, бывает длинный, состоящий из нескольких звуков. Также, форшлаги бывают перечёркнутыми и не перечёркнутыми. Перечёркнутые форшлаги исполняются быстро, не меняя длины основного звука, не перечёркнутые форшлаги делят основной звук по длительности вдвое. То есть исполняются за счёт длины основного звука.

Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Смотреть фото Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Смотреть картинку Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Картинка про Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Фото Мелизматика в вокале что это такое простыми словами

Группетто. Это опевание основного звука сверху или снизу, состоящее из четырёх звуков, исполняющееся за счёт длительности основного звука.

Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Смотреть фото Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Смотреть картинку Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Картинка про Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Фото Мелизматика в вокале что это такое простыми словами

Мордент. Состоит из трёх звуков: основного, вспомогательного, основного. Существует два вида мордента: 1 – вспомогательный звук исполняется на секунду выше основного; 2 – вспомогательный звук исполняется ниже на секунду основного.

Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Смотреть фото Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Смотреть картинку Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Картинка про Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Фото Мелизматика в вокале что это такое простыми словами

Как овладеть техникой исполнения мелизмов? По сути говоря, мелизмы разучиваются так же как и основная мелодия. Специальной техники овладения вокальными мелизмами не существует, ведь это всего лишь дополнительные ноты, которые должен исполнить вокалист. Так что достаточно уметь читать мелизмы в нотах и знать, что зашифровано под каждым обозначением.

Для чего нужны мелизмы? Мелизмы используются во многих музыкальных жанрах, они служат для украшения мелодии, наполнения её дополнительными элементами, чтобы разнообразить звучание, выразить необходимые эмоции, придать музыке неповторимый колорит.

Источник

Мелизмы в вокале и музыке – что это?

Что делает мелодию красивее? Добавляет особенный почерк и стиль, делает переливчатой и ласкающей слух? Конечно, мелизмы, или фиоритуры. Фигуры, добавляющие к звуку «соловьиные трели», добавочные тона, которые используются при игре на музыкальных инструментах и в пении. Наверное, каждый музыкант любит украшать своё исполнение фиоритурами, чтобы звук лился мягче, душевнее, эмоциональнее.

Кто придумал мелизмы и их обозначения? Как они вошли в музыкальный обиход и поселились практически в каждом классическом произведении? Какие бывают разновидности мелизмов для разных музыкальных инструментов и человеческого голоса?

История орнаментики

Орнамент – это украшение в виде узора на предметах или стенах здания, на оружии и даже на теле человека. Он призван сделать связанную с ним поверхность особенной, выполнить тематический акцент. Такие же орнаменты музыканты издревле решили делать в своих мелодиях, только не красками и камнями, а звуками. Такое «прихорашивание» музыки вспомогательными тонами назвали орнаментированием, а учение о способах и приемах украшения – орнаментикой.

Традиционно орнаментика связывается с импровизацией. Это позволяет выстроить немудреную цепочку эволюции от вольной орнаментики в народном музыкальном творчестве до средневекового импровизированного дисканта и диминуций эпохи Возрождения. Однако церковная музыка не очень располагает к «соловьиным трелям» и предпочитает строгое следование канонам, поэтому решим, что отправной точкой развития истории мелизмов стал XVI век в Италии.

Мелизматический вокал в классическом исполнении иллюстрирует американская оперная дива Joyce di Donato. Итак, ария Элен «Tanti affetti» из оперы «Дева озера» Дж. Россини:

Гуманизм и антропоцентризм того времени, интерес к глубоким душевным переживаниям человека и тяга к красоте привели к распространению мелодических украшений в музыке. Именно из ренессансной техники «выкристаллизовались» мелизмы, которые мы используем и поныне. Большую популярность имели музыкальные орнаменты в произведениях для клавесина. Из-за специфического устройства этого инструмента звуки, извлекаемые музыкантом, быстро затухали. Мелизмы позволяли продлить звучание, сделать его более льющимся.

Разновидности современных мелизмов

Основные виды мелизмов:

Вокал, фортепиано, скрипка, гитара – мелизмы присутствуют в обиходе любого музыканта. Самое любимое мелодическое украшение гитаристов – апподжатура, это «прислоненная» нота, похожая на форшлаг, однако более длительная.

Как научиться владеть техникой мелизма?

Овладение мелизмами в совершенстве – непростая задача. Главное правило для музыкантов – многочасовые упражнения и развитие техники, скорости игры.

Вокалистам, чтобы владеть спецификой опевания нот, необходимо тренировать и укреплять связки, развивать дыхание при помощи диафрагмы.

Источник

Мелизмы в вокале: как научиться их петь самостоятельно

Мелизмы — это общее название группы вокальных украшений. К ним относятся: форшлаг, мордент, группетто, трель.
Техника вокальной мелизматики позволяет сделать основной звук сложнее, красивее. Как правило, у состоявшихся певцов техника этих вокальных «бриллиантов» как почерк индивидуальна, так как в процессе обучения и роста вокалиста вырабатывается свой индивидуальный стиль исполнения этих завораживающих нотных переливов. Так, например, ярко выделяется стиль исполнения мелизматики у великой Уитни Хьюстон. При этом ее «почерк» мелизмов менялся со временем (ранняя и зрелая Хьюстон).
На стадии обучения вокалу прекрасно будет, если багаж знаний ученика будет пополняться мелизматическим стилем не одного исполнителя, а нескольких. Другими словами, нужно учиться петь у многих великих. И на этой основе будет созревать уже свой собственный стиль и почерк.
Идеально, если у обучаемого есть высокопрофессиональный педагог по вокалу, с которым можно заниматься 2-3 раза в неделю. Очень хорошо, если ученик обладает музыкальным образование, нотной грамотой, сольфеджио и имеет дома музыкальный инструмент. Зачем это нужно? Мелизмы представляют за собой зачастую совокупность мелких нот, которые сходу не спеть. Поэтому приходится в медленном темпе играть себе эти ноты, выучивать, а затем переходить к тренажу в более быстром темпе.
Что же делать тем, кто не имеет дома инструмента, нет рядом педагога, и человек не знает нот? В этом случае приходится полностью полагаться на отличный музыкальный слух и хорошую память. Самым лучшим способом снять мелизмы является многократное прослушивание данного приёма в оригинальном исполнении и многократный их повтор до того момента, пока не удастся спеть совокупность этих нот абсолютно точно как в оригинале.
Для ускорения процесса сегодня существуют обучающие вокальные тренажёры с уже готовым набором мелизмов, выстроенным по степени их сложности. Так от ученика требуется лишь регулярный тренаж дома, а именно повтор мелизмов близко к оригиналу, а еще лучше — петь абсолютно точно, как в оригинале. Записанные треки можно прослушивать на компьютере, онлайн можно уменьшать темп записи, таким образом уделяя внимание мелким подробностям нотной совокупности.
Самое главное в этом деле – это, безусловно, желание ученика научиться владеть своим голосом, и, в частности, освоить такой потрясающе красивый прием как мелизмы. Только усердие и напряжённый труд является залогом всегда звучащего искрящегося голоса.

Источник

Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Смотреть фото Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Смотреть картинку Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Картинка про Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Фото Мелизматика в вокале что это такое простыми словамиgela_guralia

ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа

Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Смотреть фото Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Смотреть картинку Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Картинка про Мелизматика в вокале что это такое простыми словами. Фото Мелизматика в вокале что это такое простыми словами

Мы начинаем серию публикаций о вокальных украшениях. Сегодня темой нашего разговора будут мелизмы.

Мелизмы в вокале — это высокотехничные опевания, мелодическое украшение звука не меняющее темп песни. В отличие от традиционной (силлабической) певческой манеры, в мелизматике на каждый слог вашей песни приходится сразу несколько нот.
Задача мелизма – украсить мелодию, придать ей большее очарование, сделать песню более текучей, искусной и красивой. Стоит отметить, что прием мелизмов используется не только в современном r’n’b жанре, но и в классической музыке. Кроме того, мелизмы повсеместно встречаются в народном вокале (армянском, азербайджанском, арабском).
К мелизмам в классике относят: форшлаги, морденты, трели. Мелизматическую вокальную музыку светских жанров барокко и классико-романтического периода включают в более общее понятие колоратуры.
Мелизмы в классическом вокале нам проиллюстрирует известная итальянская оперная дива Чечилия Бартоли.

Мелизматическое пение широко распространено в современной западной популярной музыке. Вокальная орнаментика раскрывается во всей красоте в стилях соул и ритм энд блюзе. Терминология там несколько другая: «runs» (пробежки, разбежки), «riffs» (риффы), «curls» (завитки, локоны), «loops» (петли, витки).
На видео эти приемы демонстрирует королева мелизма Арета Франклин:

Несколько слов о технике исполнения мелизмов.
Опевание каждой конкретной ноты звуками с более высоким и низким тоном осуществляется путем коротких и малозаметных движений горлом. Можно сказать, что мелизмы исполняются на связках, однако исполнить из невозможно, если певец при этом не владеет диафрагматическим дыханием. Это довольно сложный прием для украшения вокала, поэтому необходимо сначала поставить голос, научиться чувствовать ноты, поставить дыхательную опору, а после этого изучать технику мелизмов.
Звук мелизма должен как бы проскальзывать через гортань исполнителя, не задерживаясь в ней, поскольку опевания нот никак не влияют на длительность музыки. Длительность композиции остается прежней, но ее исполнение усложняется.

Однако, не смотря на сложность мелизматической техники, многие современные молодые исполнители прекрасно ей владеют и с успехом используют ее в своих выступлениях. Послушаем потрясающий дуэт Кармен Мокси и Тины Кузнецовой.

Ну и в заключение давайте насладимся прекрасной, экспрессивной, украшенную чувственными мелизмами композицией «1+1» в исполнении Бейонсе:

Источник

Самые востребованные вокальные приемы. Микст, бэлтинг, мелизматика.

В первом выпуске вокального блога школы, который называется «Уроки вокала школы Staccato» директор и педагог по вокалу Татьяна Четвертных рассказывает о самых распространенных вокальных приемах.

Микст

Микст — это одна из важнейших вокальных техник.

Грег Энрикес, педагог по вокалу многих западных звезд, когда я была у него на вокальном интенсиве говорил, что микстовое пение лежит в основе вокала. И когда вы научитесь правильно пользоваться микстом, вы сможете спеть все что угодно, используя ТОЛЬКО микстовое звучание и оно ЕДИНСВЕННОЕ может быть правильным и безопасным для связок.

Я бы поспорила с этим, но надо признать, что микст — это одна из основополагающих вокальных техник.

Микст — в переводе на русский значит “смешивать”. При пении микстом у вокалиста звучат как головной, так и грудной резонаторы. Микст дает ровный и монолитный звук на всем диапазоне голоса.

Красивое, удобное микстовое звучание не достигается за несколько занятий. Потому что микст — это прежде всего вокальная база, на которую в дальнейшем как бы нанизываются остальные вокальные приемы: бэлтинг, мелизматика, субтон, фрай и многие другие, которые раскрывают голос вокалиста и делают исполнение более ярким и впечатляющим.

Своим ученикам я говорю, чтобы петь микстом, нужно вначале поставить опору звука, разобраться с резонаторами, понять, что такое певческая позиция. И только потом мы добиваемся нужного нам звучания.

Бэлтинг

Следующая актуальная техника — это бэлтинг.

Бэлтинг дает вокалисту яркий, плотный, громкий, сильный и драйвовый звук на верхнем пределе грудного звучания.

Этим приемом идеально владеют Кристина Агилера, Адель, Уитни Хьюстон и Силин Дион. Вообще, Силин Дион поет образцово. Она филигранно владеет всеми вокальными приемами. Просто как по учебнику. Слушайте, анализируйте, пытайтесь понять, как она это делает.

Из поющих на русском неплохо белтят Полина Гагарина, Ани Лорак, Тина Кароль.

Как правило, бэлтинг используется в кульминациях песен, в самых экспрессивных и драматических моментах. В белтинге максимально раскрывается природная сила голоса вокалиста.

Как говорится, бэлтинг добавляет в голос “мяса”.

Но важно понимать белтинг это не крик. Не надо орать. Не надо форсировать звук. В бэлтинге должно оставаться место для полетности звука. Именно полетность и объем отличают бэлтинг от крика.

Вообще бэлтинг — это одна из самых спорных тем в вокале.

Чтобы классно белтить вам нужно точно понимать, что такое опора, что такое грудное звучание, что такое резонация.

Мелизматика

И последний на сегодня вокальный прием, который поможет сделать ваше исполнение изящнее и фактурнее — это мелизматика.

Самое простое определение — «мелизмы» — это украшение мелодии. По сути, это опевание основного тона. Но каким образом происходит это опевание? Это всегда зависит от желания, настроения и умения конкретного исполнителя.

Многие вокалисты называют мелизматику “вокальной эквилибристикой”. Мелизмы делают песню более затейливой, песня слушается более наполнено и утонченно.

Чтобы освоить эту вокальную технику, в первую очередь, еще до упражнений на уроке, нужно очень много слушать исполнителей, которые владеют этим приемом. Если мы говорим про мелизматику, то стоит поучиться у Агилеры, Марайа Керри, Бейонсе, Джесси Джей.

Заключение

Чтобы тот или иной вокальный прием вошел в «плоть и кровь» вокалиста нужны сотни занятий с профессиональным педагогом. Не ждите быстрых результатов. Занимайтесь вокалом в первую очередь для себя, для души, для самовыражения.

Знакомство с педагогом. Вы рассказываете свои цели на обучение и каких результатов вы хотите достичь.

Преподаватель школы определяет вашу музыкальность: слух, чувство ритма, интонирование.

Исходя из ваших целей и учитывая текущие данные педагог предложит программу вашего обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *