Менеджмент что такое стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент

Стратегическое управление (менеджмент) — функция управления (менеджмента), распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании.

Стратегическое управление — разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.

Стратегия — образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации.

Пять элементов стратегии (Г. Минцберг):

Стратегия организации — взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к её конкурентам. Стратегия организации — по существу — набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

Стратегический план — план, разрабатывающийся на уровне компании или подразделения (стратегической бизнес-единицы (СБЕ)) с целью определения миссии компании, главных ориентиров для долговременного роста компании, создания основы для разработки номенклатуры товаров компании и распределения ресурсов между подразделениями компании.

Стратегический анализ («портфельный анализ») — является основным элементом стратегического планирования. Стратегический анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные её направления. Основным методом портфельного анализа является построение двумерных матриц. С помощью таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.

Стратегическое управление (СУ) — единоличное управление стратегом в соответствии с выработанной им стратегией для достижения стратегической цели.

Стратег — руководитель, имеющий все необходимые полномочия и ресурсы для реализации своей стратегии.

Стратегическая цель — цель, при достижении которой стратег радикально и безвозвратно меняет ситуацию конкурирования в свою пользу.

Стратегия — решение задачи (не приказ, а «ответ») о том, как достичь стратегической цели из исходной ситуации с помощью имеющихся ресурсов и с учётом возможных действий конкурентов.

Стратегические решения чаще всего основаны на интуиции и опыте Стратега, так как рассчитать логически все возможности и варианты развития ситуации конкурирования даже в военном противоборстве невозможно. Для расширения опыта/знаний Стратега возможно привлекать «советников» (группа по разработке и анализу возможностей и стратегий). Тем не менее, либо ответственность и инициатива остаётся за Стратегом (роль Лидера организации), либо «процесс стратегического планирования» превращается в бюрократические процедуры и потерю инициативы в конкурировании.

Содержание

Содержание стратегического менеджмента

Основные этапы стратегического менеджмента

История

Термин «стратегический менеджмент» был введён в обиход на стыке 60-70-х гг. ХХ в. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. В 1965 году И. Ансофф подверг сомнению прежние методы долгосрочного планирования и предложил модель стратегического планирования. Хотя в создание стратегического менеджмента, как новой дисциплины, внесли вклад многочисленные авторы, к пионерам относят Альфреда Чандлера (Alfred D. Chandler, Jr.), Филипа Зельцника (Philip Selcnik), Игоря Ансоффа (Igor Ansoff) и Питера Друкера (Peter Drucker). Существует десять принципиально отличных систем знаний о стратегическом менеджменте, носящих названия «Школы стратегического менеджмента»:

Источник

Стратегический менеджмент

Содержание

Об определении

В порядке обсуждения.

Давайте начнём с определения.

Во-первых, стратегический менеджмент не может быть функцией управления. По классическому определению функции управления связаны с канонической моделью системы. Под функцией подразумевается совокупность повторяющихся однородных действий и операций, ориентированных на достижение определённой задачи в рамках процесса управления. А именно: функция постановки целей, функция организации, функция планирования, функция учёта, функция контроля и функция регулирования. В соответствии с данным определением стратегический менеджмент находится в иной категории понятий, нежели понятие функции управления.

Во-вторых, горизонт планирования стратегического менеджмента может быть разным. Когда изменения внешние были медленными, горизонт стратегического планирования действительно чаще всего совпадал с долгосрочной перспективой. Сейчас изменения, влияющие на стратегию, развиваются гораздо быстрее и могут совпадать со среднесрочной или даже с краткосрочной перспективой.

В-третьих, насчёт ядра и важного признака тоже не очень понятно. Если компания имеет в своей внешней среде только дискретные изменения, требующие изменения стратегии, она вообще может не иметь регулярного стратегического менеджмента и регулировать стратегию, создавая временные инструменты решения этой задачи.

В четвёртых, про превышение уровня конкурентов. Все конкуренты не могут превышать уровень друг друга. Значит, стратегический менеджмент могут иметь только некоторые из них, кто добился такого превышения? Явное смешивания причины и следствия. И ещё, из определения получается, что монополист на рынке стратегию иметь не может? Тоже весьма спорно.

История

Термин «стратегический менеджмент» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. ХХ в. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. В 1965 году И. Ансофф подверг сомнению прежние методы долгосрочного планирования и предложил модель стратегического планирования. В создание стратегического менеджмента, как новой дисциплины, внесли вклад многочисленные авторы, к ним относят Альфреда Чандлера (Alfred D. Chandler, Jr.), Филипа Зельцника (Philip Selcnik), Игоря Ансоффа (Igor Ansoff) и Питера Друкера (Peter Drucker).

Стратегия организации

Под этим термином понимается взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к ее конкурентам. По существу – это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

По дефиниции Г. Минцберга (Стратегическое сафари),

«Стратегия, это путь к цели».

Содержание стратегического менеджмента

•Анализ внешней среды фирмы

•Анализ внутренней обстановки

•Формирование миссии и целей фирмы

•Выбор и разработка стратегии на уровне СЗХ, фирмы

•Анализ портфеля диверсифицированной фирмы

•Проектирование организационной структуры

•Выбор степени интеграции и систем управления

•Определение нормативов поведения и политики фирмы в отдельных сферах ее деятельности

•Обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании

•Совершенствование стратегии, структуры, управления.

Основные этапы стратегического менеджмента

1. Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы

2. Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности

3. Определение стратегии достижения целей деятельности

4. Разработка и реализация стратегии

5. Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий

Построение системы стратегического управления

Для построения системы стратегического управления необходимо декомпозировать (разбить, структурировать) стратегию компании на конкретные стратегические цели, детально отображающие различные стратегические аспекты. При интеграции индивидуальных целей могут быть установлены причинно-следственные связи между ними таким образом, чтобы полный набор целей отображал стратегию компании. При формулировании стратегических целей важно учитывать следующие аспекты:

•четкие и однозначные формулировки;

•передачу стратегии по всей компании;

•согласование стратегии компании с целями персонала;

•увязывание целей с годовым бюджетом;

•идентификацию и согласование стратегических инициатив;

•выполнение регулярных проверок с помощью обратной связи и необходимых корректировок стратегии;

•обеспечение низких цен на продукцию;

•организация быстрого и дружелюбного обслуживания;

•предложение хороших и качественных товаров;

•размещение магазинов в удобных для потребителей местах;

•постоянное улучшение результатов деятельности компании за счет оптимизации процессов управления и повышения качества обслуживания. Перспектива развития определяет инфраструктуру, которую организация должна построить, чтобы обеспечить свои рост и развитие в долгосрочной перспективе. Вполне естественно, что обеспечить долговременный успех и процветание вряд ли возможно только с помощью технологий, используемых в текущий момент. Рост и развитие организации определяются тремя основными факторами: человеческими ресурсами, информационными системами и организационными процедурами. Для обеспечения своего долгосрочного присутствия на рынке бизнес должен инвестировать средства в повышение квалификации сотрудников, информационные технологии, системы и процедуры.

Постановка вопросов при выборе стратегических целей

•Что нужно сделать для развития внутренних ресурсов, чтобы преуспеть в бизнес-процессах?

•На какие внешние вызовы следует реагировать компании?

•Какие стратегические компетенции следует развить в компании?

•Какие стратегические технологии вы собираетесь создавать?

•Как создать климат в коллективе, который будет способствовать стратегическим изменениям в компании?

•Как добиться удовлетворенности сотрудников?

•Как сохранить свой Персонал?

•Как можно повысить производительность труда?

•Какие навыки мы должны развивать, чтобы достичь своих стратегических целей?

•Какие изменения в инфраструктуре помогут в реализации стратегических задач?

•Какие новые приложения и системы необходимо разработать и внедрить для достижения стратегических целей?

•Как изменить организацию таким образом, чтобы она развивалась в соответствии с стратегическими целями?

Литература и ссылки

Это заготовка эницклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Источник

Стратегический менеджмент

Доктор технических наук,
профессор Орлова Александра Ивановича

Если сравнить менеджера с капитаном корабля, то становится более ясной проблема выбора пути. Куда плыть? Ответ на этот вопрос дает стратегический менеджмент (стратегическое управление и планирование).

1. Пирамида планирования в стратегическом менеджменте: миссия фирмы, стратегические цели, задачи и конкретные задания

Первой и главной из основных функций менеджмента является функция прогнозирования и планирования. Рассмотрим ее составляющие.

1.1. Миссия фирмы

1.2. Стратегические цели

Конкретизацией миссии фирмы являются ее стратегические цели, т.е. цели на долгосрочный период, скажем, на 10 лет. Для фирмы «Авион» такими целями могут являться:

Для фирмы «Московский государственный институт электроники и математики» стратегическими целями могут являться:

Очевидно, что для стратегических целей практически невозможно дать числовые значения параметров, которые необходимо достичь, или сроков, в которые это необходимо сделать. Упрощением было бы говорить, что срок выполнения стратегической цели, скажем, 10 лет. Правильнее было бы не определять срок, но обсуждать долгосрочное планирование на неопределенный по времени период. Некоторые стратегические цели, например, достижение превосходства над конкурентами, должны выполняться постоянно.

1.3. Задачи фирмы

Следующим уровнем конкретизации являются задачи, которые должны быть решены для достижения той или иной стратегической цели. Например, для фирмы «Авион» задачами могут являться:

Для фирмы «Московский государственный институт электроники и математики» задачами могут являться:

Хотя в некоторых из перечисленных задач встречаются числовые параметры, их еще недостаточно для конкретного планирования и контроля, поэтому следующим уровнем планирования являются полностью определенные конкретные задания, степень выполнения которых может быть однозначно оценена.

1.4. Конкретные задания

2. Сравнение стратегического и оперативного менеджмента

При этом при движении от подножия пирамиды планирования к ее вершине вопросы, на которые мы отвечаем, меняются так:

При движении от ближайших сроков к дальней перспективе мы проходим следующие этапы планирования:

2.2. Сравнение стратегического и оперативного менеджмента

Табл.1. Сравнение стратегического и оперативного менеджмента

ПризнакиСтратегический менеджментОперативный менеджмент
Иерархические ступениВ основном на уровне высшего руководстваВключает все уровни с основным упором на среднее звено управления
НеопределенностьСущественно вышеМеньше
Вид проблемБольшинство проблем не структурированоОтносительно хорошо структурированы
Временной горизонтАкцент на долгосрочные, а также на средне- и краткосрочные аспектыАкцент на кратко- и среднесрочные аспекты
Потребная информацияВ первую очередь из внешней средыВ первую очередь из самого предприятия
Альтернативы плановСпектр альтернатив в принципе широкСпектр ограничен
ОхватКонцентрация на отдельных важных позицияхОхватывает все функциональные области и интегрирует их
Степень детализацииНевысокаяОтносительно большая
Основные контролируемые величиныПотенциалы успеха (например, рост доли рынка)Прибыль, рентабельность, ликвидность

3. Методы стратегического менеджмента

Что будет через десять лет? Достаточно вдуматься в эту постановку вопроса, проанализировать, как десять лет назад мы представляли себе сегодняшний день, чтобы понять, что стопроцентно надежных прогнозов просто не может быть. Вместо утверждений с конкретными числами можно ожидать лишь качественных оценок. Тем не менее мы должны принимать решения, последствия которых скажутся через десять, двадцать и т.д. лет. Как быть? Остается обратиться к методам экспертных оценок. Кое-что о них рассказывалось в главе «Принятие управленческих решений». Нам понадобятся некоторые понятия репрезентативной теории измерений, служащей основой теории экспертных оценок, прежде всего той ее части, которая связана с анализом заключений экспертов, выраженных в качественном ( а не количественном) виде.

3.1. Репрезентативная теория измерений

Репрезентативная теория измерений (в дальнейшем сокращенно РТИ) является одной из составных частей статистики объектов нечисловой природы. Нас РТИ интересует прежде всего в связи с развитием теории и практики экспертного оценивания, в частности, в связи с агрегированием мнений экспертов, построением обобщенных показателей и рейтингов.

Сначала РТИ развивалась как теория психофизических измерений. Основоположник РТИ американский психолог С.С.Стивенс основное внимание уделял шкалам измерения. Характерно, что один из томов выпущенной в США «Энциклопедии психологических наук» назывался «Психологические измерения», т.е. расширял сферу применения РТИ с психофизики на психологию в целом, а в основной статье в этом сборнике под названием, обратите внимание, «Основы теории измерений», изложение шло на абстрактном уровне, без привязки к какой-либо конкретной области применения. В этой статье упор сделан на «гомоморфизмах эмпирических систем с отношениями в числовые»(в эти математические термины вдаваться нет необходимости), в связи с чем математическая сложность изложения возросла.

Уже в одной из первых отечественных работ по РТИ было установлено, что баллы, присваиваемые экспертами при оценке объектов экспертизы, как правило, измерены в порядковой шкале. Отечественные работы, появившиеся в начале 70-х годов, привели к расширению области использования РТИ: ее применяли к педагогической квалиметрии (измерению качества знаний), в системных исследованиях, в различных задачах теории экспертных оценок, для агрегирования показателей качества, в социологических исследованиях, и др.

В качестве двух основных проблем РТИ наряду с установлением типа шкалы выдвинут поиск алгоритмов анализа данных, результат работы которых не меняется при любом допустимом преобразовании шкалы (т.е. является инвариантным относительно этого преобразования).

3.2. Основные шкалы измерения

В соответствии с РТИ при математическом моделировании реального явления или процесса следует прежде всего установить, в каких типах шкал измерены те или иные переменные. Тип шкалы задает группу допустимых преобразований.

3.3. Инвариантные алгоритмы и средние величины

Источник

Стратегический менеджмент: функции и состав стратегии

В настоящее время многие организации испытывают ряд трудностей с подбором мероприятий, реализация которых способствовала бы достижению желаемого, будь то получение прибыли, увеличение рыночной стоимости компании, расширение рынков сбыта, комплекса оказываемых услуг и т. д. Для достижения эффективной деятельности организации необходимо задумываться о проработке мероприятий, направленных на достижение этих целей, с помощью организации системы стратегического управления (менеджмента). Прежде, чем рассматривать понятие и организацию стратегического менеджмента, следует выяснить, что представляет собой стратегия вообще.

Под стратегией понимают процесс определения основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждения курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

Стратегия включает в себя результат анализа сильных и слабых сторон организации, а также определения возможностей и препятствий для ее развития.

Также стратегию отождествляют с набором правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в процессе своей деятельности.

Менеджмент что такое стратегический менеджмент. Смотреть фото Менеджмент что такое стратегический менеджмент. Смотреть картинку Менеджмент что такое стратегический менеджмент. Картинка про Менеджмент что такое стратегический менеджмент. Фото Менеджмент что такое стратегический менеджмент

Что такое стратегия

Некоторые авторы используют комплексный подход к определению понятия «стратегия». Так, например, известный экономист Г. Мицберг рассматривает стратегию как совокупность пяти составляющих (5 Р). В качестве таких составляющих он выделяет:

Стратегическое управление это

В свою очередь под стратегическим управлением понимают процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям.

Стратегическим менеджментом называют функцию управления, которая направляется на долгосрочные цели и действия организации.

Также стратегическое управление можно назвать процессом управления организацией, с целью осуществления основной миссии этой организации с помощью особенностей взаимодействия самой организации и ее окружения.

Стратегический менеджмент можно представить в виде процесса, направленного на разработку и реализацию определенных действий, приводящих к долгосрочному повышению уровня результативности деятельности организации над уровнем результативности деятельности конкурентных компаний.

Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации».

Стратегический менеджмент можно представить как совокупность теории и практики обеспечения конкурентоспособности и эффективности решений путем разработки стратегии организации при возложении ответственности за эту работу на ее руководителей.

Также стратегическое управление отождествляют с процессом управления организацией, который строится на человеческом потенциале как основе организации; ориентирует деятельность на запросы потребителей; осуществляет своевременные изменения в организации, адекватные воздействию окружающей среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Стратегический менеджмент — это управленческий процесс, при котором руководители определяют долгосрочные перспективы развития организации, управления персоналом, производственной деятельности, разрабатывают стратегии для достижения поставленных задач в контексте всех существующих внутренних и внешних условий, а также реализуют избранный план действий.

Стратегический менеджмент появился в результате изменений внешний среды предпринимательства. Можно выделить основные характеристики нестабильности окружающей среды, выявленные И. Ансоффом. Во-первых, это степень привычности событий. Во-вторых, темп изменений и в-третьих, предсказуемость будущего. Каждому уровню нестабильности внешнего окружения соответствует свой этап в развитии систем менеджмента организации.

Функции стратегического менеджмента

Выделяют 4 основные функции стратегического менеджмента:

Функция планирования

Функция планирования стратегического менеджмента реализуется, предлагая решение того, какими должны быть цели предприятия или организации, и какие мероприятия должны осуществиться для достижения этих целей. Чтобы выявить основную цель организации и методы ее достижения, необходимо найти ответы на вопросы о том, на каком этапе развития находится организация на данный период времени, в каком направлении организация хочет развиваться в дальнейшем, за счет осуществления какого комплекса мероприятий можно добиться желаемого положения компании. То есть планирование можно представить в качестве способа, благодаря которому руководящий состав организации обеспечивает организация и исполнение единообразных усилий всех сотрудников по направлению к достижению основных целей.

Функция организации

Подразумевает создание определенной структуры. Функция организации — это особый вид деятельности по упорядочению совместной деятельности людей для достижения целей.

Функция мотивации

Под функцией мотивации понимается выявление побудительных мотивов деятельности каждого отдельного сотрудника организации с целью конкретной адресной передачи определенных заданий.

Функция контроля

Она объединяет виды управленческой деятельности, связанные со сбором информации о состоянии и функционировании объекта стратегического управления (организации в целом, каких-либо отдельных ее отделов, направлений работы и т. д.), изучением информации о процессах и результатах деятельности, работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов использовании средств и методов управления.

5 функций стратегического менеджмента (Файоль)

Файоль выделяет пять функций стратегического менеджмента:

Отечественные экономисты выделяют такие функции стратегического менеджмента, как планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.

Принципы стратегического менеджмента

В качестве основных принципов организации стратегического менеджмента выделяют:

Также можно назвать такие принципы организации стратегического управления, как:

Рассматривая первый принцип, можно сказать, что специалисту по стратегическому управлению необходимо использовать творческий подход, но при этом опираться на научные теории и данные при разработке стратегии и способов управления организацией.

Говоря о втором принципе, следует обратить внимание, стратегия той или иной организации должна быть всегда ориентирована на выполнение главной цели этой организации.

Реализация третьего принципа заключается в возможности внесения изменений в ранее принятые решения или их пересмотра в любой момент времени в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.

Четвертый принцип включает согласованность решения разных уровней для достижения успеха общей стратегии организации.

Пятый принцип означает, что процесс стратегического управления должен включать создание организационных условий для реализации планов, то есть формирование сильной организационной структуры, разработку системы мотивации, совершенствование структуры управления.

Таким образом, стратегическое управление это процесс применения набора различных управленческих решений, который способствует достижению главной цели функционирования организации. Основными функциями стратегического управления можно назвать планирование, организацию, мотивацию и контроль. Значение стратегического менеджмент в рамках современной жизнедеятельности компаний велико. Грамотно созданная система стратегического менеджмента является основой успешного развития организации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *