Менеджмент рекреации и туризма что это
Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Учит организовывать отдых так, чтобы путешественнику или туристу было познавательно и здорово.
Оставить заявку Узнать, как поступить
Описание специальности
Чему вы научитесь?
Профиль готовит специалистов в разных сферах и предусматривает три ступени:
Профессиональная (готовит как организаторов, так и исполнителей оздоровительно-досуговой деятельности для людей разных возрастов и разного уровня физической подготовки);
Управленческая (обучает грамотному построению бизнеса в индустрии оздоровительного туризма, менеджменту, управлению финансами, экономическим понятиям, делопроизводству);
Медико-ориентированная (наделяет навыками оказания первой медицинской помощи, умением оценивать состояние клиента и правильно подбирать необходимые оздоровительные процедуры или реабилитации)
Выпускник будет уметь:
Особое внимание уделяется изучению английского языка, овладение языком на уровне В2 позволяет работать в компаниях международного уровня или за границей.
Преимущества обучения с Vuz24:
Помогаем поступить на удалённую форму обучения и консультируем абитуриентов и студентов по всем вопросам БЕСПЛАТНО!
После выпуска у вас будет:
Благодаря дистанционному обучению, студенты смогут посещать занятия онлайн, находясь в любой точке мира.
Появилось желание освоить специальность? Оставьте заявку и мы ответим в течение 10 минут!
Специальность «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» (бакалавриат)
Степень: Академический бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Содержание
Сфера отдыха, развлечений и туризма играет важнейшую роль в жизни любого общества. Особенно ценным является это направление с оглядкой на тенденции современного мира. Сегодня человек склонен к гиподинамии: у многих работа является сидячей или малоподвижной. По окончании трудового дня хочется отдохнуть, но под этим подразумевается вновь покой для тела, который по факту является губительным. Так как процессы жизнедеятельности со временем замедляются, начинается процесс старения.
Именно поэтому специальность 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» является важной и востребованной. Она предполагает умение организовывать отдых таким образом, чтобы он приносил реальную разгрузку и пользу. Под ней подразумевают целый комплекс мероприятий, включая организацию досуга, путешествий с учетом особенностей подопечных. Такую сферу часто выбирают бывшие спортсмены, которые знают все особенности физической активности и готовы направлять других людей.
Условия поступления
Главная задача курса – воспитание специалиста, вооруженного теорией и имеющего практические навыки, которые нужны в организации отдыха разного плана. У него должен быть большой багаж знаний, включая естественные и точные науки.
Какие же нужно сдавать предметы при поступлении в вузы Москвы на это направление:
Поскольку такая трудовая деятельность связана с хорошей физической подготовкой и выносливостью, будущих студентов дополнительно проверяют, готовы ли они к таким нагрузкам.
Будущая профессия
Получая диплом бакалавра, выпускник становится готовым к решению многих профессиональных задач. В первую очередь он заботится о том, чтобы для человека были созданы оптимальные условия, в которых отдых и занятия спортом дадут максимальную отдачу. Здесь нужно быть не только спортсменом, но и психологом, который умеет учитывать возможности подопечных. Профессионал знает, как выбирать подходящие методики, предлагать решения, гарантирующие достижение положительного результата. Но еще необходимы знания анатомии человека, процессов, протекающих в его организме.
Куда поступать
Программу бакалавриата по этому направлению готовы предложить ведущие учебные заведения страны:
Срок обучения
Полный курс будущий обладатель диплома бакалавра освоит за четыре года на очном отделении. Заочная, вечерняя и смешанная форма обучения предполагает учебу в течение пяти лет.
Дисциплины, входящие в курс обучения
Молодой специалист вооружается знаниями по следующим предметам:
Приобретаемые навыки
Круг профессиональных компетенций такого специалиста очень широк:
Перспективы трудоустройства по профессии
Сегодня выпускнику направления не составит труда найти высокооплачиваемое рабочее место. Таких профессионалов не хватает на рынке, а реализовать себя они могут в разных сферах. Например, можно устроиться в санаторий и на курорт, в оздоровительный или развлекательный комплекс. Есть вакансии для специалистов в детских и спортивных лагерях, фитнес-центрах, туристических агентствах.
Кем работают бакалавры:
Такая специальность приносит высокие доходы. Если устраиваться в государственные образовательные и оздоровительные учреждения, то минимум составит 20 тысяч в отечественной валюте. Но частная индустрия отдыха, туризма и спорта предлагает ставки, которые в разы больше. Особенно ценными являются специалисты, которые выбрали узкое направление в своем профессиональном развитии.
Преимущества обучения в магистратуре
Несмотря на востребованность профессии, можно существенно расширить для себя перспективы в плане трудоустройства, продолжив обучение. Магистерская программа – это не только углубление знаний. Она предполагает интересную исследовательскую и практическую деятельность.
Такое направление неотрывно связано с постоянным общением с людьми. Поэтому практика помогает развивать коммуникационные навыки. В процессе обучения в магистратуре лучшие вузы проводят интеллектуально-активные игры, мастер-классы, экскурсии. Они предлагают знания международного уровня, что открывает возможности для профессиональной реализации и в других странах.
Особенности управления рекреационными системами
Статья просмотрена: 1363 раза
Библиографическое описание:
Поспелова, А. А. Особенности управления рекреационными системами / А. А. Поспелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 3 (38). — С. 112-115. — URL: https://moluch.ru/archive/38/4386/ (дата обращения: 13.12.2021).
Сложная экономическая ситуация, усиление уровня рекреационной нагрузки, приводящее к ухудшению состояния природных экосистем, требуют пересмотра традиционных подходов к организации рекреационной деятельности. Основой инновационных методов управления должны быть индивидуальный подход к каждой природной территории, комплексный анализ ее потенциала и принцип реинвестирования дохода от рекреации в сохранение природного комплекса.
Высокий спрос на рекреацию требует крупных финансовых вложений в поддержание рекреационной инфраструктуры. В условиях экономического кризиса, дефицита государственных бюджетов и наличия других вопросов, нуждающихся в первоочередном решении, данная проблема уходит на второй план. Создание и поддержание рекреационных зон является весьма дорогостоящим проектом, которому необходимо привлечение крупных инвесторов. Инвестирование в рекреационное использование территории требует длительных сроков окупаемости, которая во многом зависит от потребительского спроса. В сложившихся обстоятельствах успех функционирования рекреационной системы определяется ее экономической эффективностью, характеризующейся отношением полученного результата к затратам, степенью проработки маркетинговой составляющей, а также наличием механизмов самофинансирования.
Одной из самых важных составляющих рекреационной системы являются природные комплексы, управление которыми необходимо основывать на экосистемном подходе.
Согласно Перелету Р.А. [2, с.7-8] при экосистемном подходе экосистемы рассматриваются комплексно, т.е. охватывается весь спектр возможных товаров и услуг и делается попытка оптимизировать множество благ, предоставляемых данной экосистемой, а также другими экосистемами. Наряду с экологической информацией уделяется внимание социально-экономической информации, человеческие потребности увязываются с биологической способностью экосистем удовлетворить эти потребности, признается место для человеческой модификации экосистем. В рамках этого подхода, управление экосистемами не считается успешным, если при этом не сохраняется или не увеличивается способность экосистемы создавать желательные выгоды в будущем.
Таким образом, экономические выгоды от рекреации необходимо направлять на восстановление и поддержание природных экосистем. Важнейшей задачей является создание постоянного механизма реинвестирования изымаемой природной ренты в сохранение зон рекреации.
Прежде чем принимать решение о создании рекреационной зоны и определять концепцию ее функционирования необходимо провести детальный анализ природно-ресурсного потенциала территории, рассмотреть все возможные альтернативы развития. Комплексный анализ и индивидуальный подход к каждой природной территории позволят создать рекреационную систему, способную обеспечить социально–экономическое процветание. Особенно актуально создание подобных рекреационных систем для регионов, страдающих сырьевой зависимостью. Ограниченность и исчерпаемость минеральных ресурсов заставляет задуматься о поисках альтернативных вариантов, способных обеспечить устойчивость экономики региона.
В рамках научно-исследовательской работы, выполняемой на кафедре экологического менеджмента НИ ТГУ, была рассмотрена проблема управления территорией Тимирязевского соснового бора.
Данный природный объект расположен в Обь-Томском междуречье, на левом берегу реки Томь. Тимирязевский бор выполняет важнейшие водоохранные и санитарно-гигиенические функции, обладает высоким рекреационным потенциалом, является источником природных ресурсов (грибы, ягоды, лекарственные растения). Обострение ряда проблем, носящих экологический, правовой и социальный характер (незаконные вырубки, нарастающая застройка коттеджами, складирование отходов), ставит под угрозу дальнейшее существование соснового бора. В связи с этим, возникает необходимость в поиске наиболее оптимального пути решения существующей проблемы.
Среди сильных сторон можно выделить понимание необходимости поиска и привлечения дополнительных источников финансирования; наличие рекреационного потенциала территории; близость к городу; транспортная доступность; наличие информационной основы (исторические материалы, легенды и т.д.) для создания и развития бренда рекреационной зоны. К числу слабых сторон относятся слабая заинтересованность частных предпринимателей, имеющих бизнес на территории зоны отдыха; отсутствие внутреннего органа управления деятельностью зоны отдыха; незначительное развитие системы создания сувениров, службы проката, автостоянок; отсутствие знаний о требованиях отдыхающих, условиях, услугах им необходимых.
Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволило определить возможные направления развития территории Тимирязевского соснового бора как рекреационной зоны:
Разработка менеджмент-плана управления зоной отдыха;
Обеспечение притока финансов за счет платы за дополнительные услуги;
Возможность получения грантов и спонсорской помощи для развития территории;
Использование средств в целях сохранения природного комплекса;
Привлечение местного населения к управлению рекреационной зоной;
Создание дополнительных рабочих мест для местного населения;
Пропагандирование научной, учебно-воспитательной и познавательно-развлекательной ценности территории среди населения.
Рис. 1. Дерево целей
Для построения дерева решений необходимо было определить наиболее важные цели, для чего использовался метод экспертных оценок, позволяющий выявить коэффициенты относительной важности (КОВ) критериев оптимизации содержания Тимирязевского соснового бора как благоустроенной зоны отдыха. В качестве экспертов были привлечены представитель природоохранной структуры; директор Томского музея леса с. Тимирязевское; житель г. Томска. Экспертам предлагалось присвоить в соответствии с важностью каждому из альтернативных вариантов значение от 0 до 1. Затем с помощью матриц преобразования рангов определялись КОВ дерева целей (таблица 1).
Сводная таблица КОВ целей первого и второго уровней
Рекреационный туризм: понятия и классификации
Уже достаточно давно люди стали путешествовать для того, чтобы отдохнуть. С этого времени и появилась новая форма досуга – туристско-рекреационная. Путешествуя, люди удовлетворяют свою потребность в отдыхе за счет смены окружающей их обстановки. Они начали специально планировать поездки в такие места, где смогут расслабиться, хорошо провести время, отстраниться от суеты. Так и появилась новая классификация туризма, которая подразумевает форму активности, в процессе которой происходит восстановление человеческих ресурсов. Давайте поговорим подробней о том, что же такое рекреационный туризм и о его особенностях.
Туризм и рекреация
Туризм одна из значимых отраслей экономики многих государств. Это является причиной усложнения данной области деятельности, происходит выстраивание систем видов и подвидов туризма. Современные исследователи рассуждают на тему рекреационных основ туризма, что привело к вопросу о соотношении таких понятий как «туризм» и «рекреация».
Первый термин означает перемещение человека на определенный период в другую местность для того, чтобы он отдохнул и расслабился, познал что-то новое, оздоровился и т. д. Второй термин обычно означает восстановление человеческих ресурсов, которые были затрачены на работу. Также «рекреацию» можно трактовать как действия человека, которые направлены на то, чтобы использовать его свободное время.
Получается, что понятие «рекреации» более расширенное, так как «туризм» является одним из способов провождения времени, который позволяет восстановить силы. Но у этих двух терминов есть общая составляющая: связанность с отдыхом и общим восстановлением сил. Но есть и отличия. При «рекреации» человек не обязательно должен перемещаться в другое место, ведь сидение в кресле после сложного трудового дня также относится к способу, который помогает восстановить силы. А вот «туризм» может, как преследовать рекреационную цель, так и нет. Хотя, на самом деле, в основном туризм имеет именно рекреационное назначение.
Понятие рекреационного туризма
В самом общем виде можно рекреационный туризм охарактеризовать так: это перемещение людей в свободное время на другие территории с целью восстановления физических и психических ресурсов. Под такое широкое определение попадают почти все виды туризма. Но главным антиподом рекреационного является туризм деловой. Вообще, все перемещения в пространстве с целями заработка, выполнения каких-либо обязанностей и работ не относятся к рекреации. А все остальные путешествия с целью получить удовольствие и тем самым восстановить свои ресурсы являются рекреационным.
Таким образом, суть туризма по большому счету сводится к выполнению рекреационной функции в жизни человека. Путешествия нужны для того, чтобы восполнять запасы душевных и физических сил. Но не всякое путешествие в полной мере способствует продуктивному отдыху. Тут появляется такая особенность места, в которое едет путешественник, как потенциальные возможности для удовлетворения потребностей туриста. В этом случае стоит говорить о туризме не только со стороны потребителя туристских услуг, но и со стороны их организатора. Ведь туризм – это еще и сфера бизнеса. И вот тут необходимо говорить о рекреационных ресурсах туризма, в которые входит не только естественные характеристики места, но и искусственно создаваемые людьми, проектирующими туристический продукт.
Виды рекреационного отдыха
Этот вид отдыха подразумевает наличие определенных природных ресурсов, которые характеризуются:
Рекреационный отдых имеет условное деление в зависимости от вида природных ресурсов. Для туристско-оздоровительного типа необходимо сочетание:
На их основе строятся центры рекреационного туризма – курортные комплексы с набором лечебных процедур. Программа познавательно-туристского отдыха не предъявляет жестких требований к климатическим условиям. Она включает:
Что такое рекреационный туризм?
В общих чертах можно охарактеризовать данный вид туризма как: перемещение человека, которое преследует общую восстановительную цель. Под данное определение подходят практически любой вид туризма. Главный вид туризма, который не попадает под эти характеристики – деловой. В принципе, любые перемещения в пространстве, которые, так или иначе, связаны с заработком, не имеют никакого отношения к рекреации. А все перемещения целью, которых является отдых и восстановление относятся к рекреационным. Получается, что суть туризма заключается в рекреационной функции в человеческой жизни.
Ресурсы для данного вида туризма
Под данным термином подразумевается созданные человеком и природой объекты, благодаря которым удовлетворяется потребность человека в рекреации. Кроме этого это может быть совмещенность определенных объектов, на базе которых создается некий продукт туризма, а именно, туры для продажи. Получается, что данные ресурсы являются основой туризма. Если же место никаким образом не поможет человеку восстановиться, то смысла приезжать сюда нет.
Также существует классификация данных ресурсов:
объекты природы (лес, море, горы, луга, водоемы);
объекты искусства (памятники архитектуры, комплексы связанные с историей, достопримечательности, курортные зоны, объекты религии, разные мероприятия).
Получается, что к ресурсам рекреации могут относиться разнообразнейшие объекты.
Рекреационный туризм и его классификация
Есть два основных вида: познавательный и оздоровительный. Однако, туристическая система, которая постоянно усовершенствуется, потребовала более детальный подход к видам. Поэтому разделений рекреационного туризма стало гораздо больше:
познавательный,
оздоровительный,
спортивный,
этнографический,
сельский,
религиозный,
экологический
Оздоровительный туризм
Один из самых распространенных в мире является рекреационно-оздоровительный туризм. С целью поправить здоровье люди отправляются на курорты, где получают специальное лечение, а также оздоравливаются за счет особенностей местности: воздух, вода, грязи и т. п. Особенности этого вида туризма заключаются в том, что продолжительность тура не может составлять менее 3 недель. Пребывание на курорте – это всегда внушительные финансовые затраты, так как в тур входит не только лечение, но еще проживание и транспортные расходы. Курортное лечение преимущественно потребляется туристами старшей возрастной группы, когда здоровье начинает сильно страдать.
Сегодня появляется новый вид оздоровительного рекреационного туризма – это профилактические и санаторные туры. Их целью может быть профилактика каких-либо болезней, а также получение курса процедур, направленных на омоложение организма, на снятие стресса, расслабление. Также есть такая разновидность этого вида туризма, как косметологический туризм. В рамках тура люди получают комплекс процедур, направленных на улучшение состояния кожи и тела.
Система рекреационного туризма
Так как перед рекреационным туризмом стоит множество задач, его организация также связана с целым комплексом различных действий. Организация рекреационного туризма включает следующие этапы: выбор рекреационного направления и оценка его потенциала и ресурсов; разработка маршрута; составление перечня необходимых туристических продуктов и их поставщиков; составление перечня возможных дополнительных продуктов и услуг в туре. Все эти этапы должны найти выражение в программе обслуживания туриста.
Кроме того, организация туризма включает обеспечение туриста необходимой инфраструктурой: транспортом, местами размещения и питания. Требуется и обеспечение кадрами. Рекреационный туризм – это специфическая сфера человеческой деятельности. Для удовлетворения потребностей туристов необходимы квалифицированные кадры: врачи и другие медицинские компетентные сотрудники для оздоровительного туризма, подготовленные экскурсоводы – в познавательном туризме, инструкторы и тренеры – в спортивном.
Рекреационный туризм в России
С приходом 20 века он начал развиваться с различной интенсивностью. Сегодня считается, что туризм является очень перспективной сферой экономики, поэтому практически все регионы начали развивать на своих территориях туристическую привлекательность. Благодаря богатому культурно-историческому наследию и широкой географии, специалисты считают, что Россия имеет огромнейший потенциал в этой сфере. Интересно, что для познавательного туризма подходят не только огромные города, но и небольшие селения.
Понятие рекреационной деятельности
Это понятие сформировалось в психологии, где под ним понимается активность человека в свободное от работы время, сопровождающаяся положительными эмоциями и имеющая социально-одобряемые характеристики. Как любая деятельность, она должна иметь цель, структуру, продолжительность, инструменты. Основными типами рекреационной деятельности считаются оздоровительный и познавательный туризм и отдых. Под массовым отдыхом подразумевают самые разные виды активности, например, рыбалка, охота, прогулки в парке и т. п. А рекреационная деятельность в туризме предполагает организацию санитарно-курортного лечения и культурно-познавательного туризма, разработку туров, маршрутов, создание транспортной инфраструктуры, формирование сети мест размещения и питания.
Мировой опыт
Туризм как вид рекреационной деятельности появляется в Европе в середине 19 века. Но массовое распространение он приобретает во второй половине 20 века. В это время развитие рекреационного туризма набирает стремительные обороты: создается множество мест размещения разных уровней, расширяется сеть общественного питания, улучшается транспортная инфраструктура. И туризм в той или иной форме становится доступным большей части населения.
Все развитые страны начинают борьбу за туристические потоки. Столицы государств становятся настоящими туристическими Мекками, с множеством достопримечательностей, музеев, развлекательных предприятий. В конце 20 века в эту борьбу включаются и многие государства развивающегося мира. Появляются возможности путешествовать в странах Африки, Азии, Южной Америки. Сегодня можно увидеть, как свою часть рынка рекреационного туризма стараются отвоевать страны Восточной Европы — Румыния, Хорватия, Черногория. Они начинают развивать инфраструктуру, изучают рекреационный потенциал своих стран.
Основное содержание профильной подготовки кадров для сферы рекреации и спортивно-оздоровительного туризма
Основное содержание профильной подготовки кадров для сферы рекреации и спортивно-оздоровительного туризма
, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой Методики комплексных форм физической культуры, *****@***ru
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)», Москва, Российская Федерация
Как известно, современные требования к разработке рабочих учебных планов, в том числе в части, касающейся формирования профиля, позволяют вузу самостоятельно определять содержание вариативной части. При этом, в рамках основной образовательной программы (ООП) ФГОС ВПО 034600.62 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» (таблица 1), мы, как представители профильного УМО, рекомендуем следующее распределение трудоёмкости (в зачётных единицах – з. е.).
Циклы ООП ФГОС ВПО 034600.62 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»
Учебный план РиСОТ
Гуманитарный, социальный, экономический цикл (39-43 з. е.)
21 з. е. (10 выбор вуза + 11 выбор студента)
Естественнонаучный цикл (26-30 з. е.)
10 з. е. (4 выбор вуза + 6 выбор студента)
Профессиональный цикл (132-142 з. е.)
73 з. е. (55 профиль + 18 выбор студента)
104 з. е. %)выбор вуза +%) выбор студента)
Профили подготовки, реализуемые в настоящее время в рамках ФГОС ВПО 034600.62 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» – «Менеджмент рекреации и туризма»; «Менеджмент санаторно-курортной рекреации»; «Спортивно-оздоровительный туризм». Готовится к реализации профиль «Доступный туризм» (или «Туризм для лиц с ограниченными возможностями здоровья»).
Предлагаются следующие отдельные дисциплины профессионального цикла ФГОС ВПО 034600.62 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», формирующие полностью или частично 34 профессиональные компетенции:
– Базовая часть профессионального цикла (65 з. е.): Безопасность жизнедеятельности; Основы спортивно-оздоровительного туризма; маркетинг рекреации и туризма; основы менеджмента рекреации и туризма; экономика рекреации и туризма; рекреалогия; курортология; мониторинг физического состояния человека; физиология человека; анатомия и морфология человека; теория и методика физической культуры; теория и методика физической рекреации; физическая реабилитация; базовые виды физкультурной рекреации.
– Вариативная часть профессионального цикла (73 з. е.), профиль «Спортивно-оздоровительный туризм»: Теория и методика туризма (4 вида туризма по выбору вуза); топография и ориентирование на местности; поисково-спасательные работы в условиях природной среды; спортивно-оздоровительный туризм для лиц с отклонениями в состоянии здоровья; безопасность в туризме; видео-фото дело; технологии массовых туристских мероприятий; организация и технология проведения учебных мероприятий в туризме; нормативно-правовые основы туристской деятельности; туристские формальности; краеведение; иностранный язык (профильный); теория и методика культурно-досуговой деятельности; экскурсоведение; этикет и гостеприимство; менеджмент туроперейтинга.
– Вариативная часть профессионального цикла (73 з. е.), профиль «Менеджмент рекреации и туризма»:
Экскурсоведение; туринформатика и рекламная деятельность; этикет и гостеприимство; технологии массовых туристских мероприятий; видео-фото дело; теория и методика культурно-досуговой деятельности; иностранный язык (профильный); имиджелогия; анимация в рекреации и туризме; социальная психология; педагогика рекреации и туризма; делопроизводство и документооборот в сфере рекреации и туризма; основы экологического туризма; социология рекреации и туризма; менеджмент рекреативно-оздоровительной деятельности; туристские формальности; стандартизация и сертификация объектов туриндустрии; менеджмент туроператорской деятельности; менеджмент иностранного туризма.
– Вариативная часть профессионального цикла (73 з. е.), профиль «Менеджмент санаторно-курортной рекреации»:
Экскурсоведение; природные лечебные ресурсы; география курортно-рекреационных систем России и мира; территориально-рекреационное планирование; валеология; массаж; спортивно-оздоровительный туризм для лиц с отклонениями в состоянии здоровья; лечебная физическая культура в учреждениях санаторно-курортного лечения и отдыха; иностранный язык (профильный); финансово-экономическое и нормативно-правовое обеспечение деятельности санаторно-курортных учреждений; основы гостеприимства санаторно-курортных учреждений; адаптивная двигательная рекреация в учреждениях санаторно-курортного профиля; основы экологического туризма; информационные технологии санаторно-курортной деятельности; маркетинг санаторно-курортной рекреации; менеджмент санаторно-курортной рекреации; туристские формальности; анимация на санаторном и поликлиническом этапах реабилитации; физическая рекреация в учреждениях санаторно-курортной отрасли; менеджмент туроператорской деятельности.
– Вариативная часть профессионального цикла (73 з. е.), профиль «Доступный туризм»: Особенности туризма пожилых людей; особенности туризм инвалидов: инвалиды с нарушением функции зрения; инвалиды с нарушением функции слуха; инвалиды с нарушением функции передвижения; инвалиды с заболеванием внутренних органов; туризм для детей инвалидов; особенности туризма детей и подростков; особенности медицинского сопровождения и мониторинга психофизического состояния человека (входной, текущий, послепоходный контроль); особенности транспортного обеспечения; особенности средств размещения; особенности материально-технического обеспечения; особенности питания; климатогеографические особенности доступного туризма для различных категорий, вовлечённых в доступный туризм; особенности подготовки гидов-проводников для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья; особенности культурно-досуговых мероприятий; особенности обеспечения безопасности доступного туризма; особенности подбора вида туризма, в зависимости от категории занимающихся; аспекты физической рекреации и фитнеса; и т. д.
Существуют определённые особенности формирования профилей в рамках ФГОС ВПО 034600.62 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», которые, в частности, заключаются в следующем:
Реализация дисциплин профиля начинается только со второго курса, что обеспечивает возможность студента, после поступления в вуз на направление подготовки 034600.62 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» выбирать тот или иной профиль уже после начала обучения, что обеспечивает большую мобильность студента и его мотивированность на будущую профессиональную деятельность. В отдельных дисциплинах профиля присутствует выделенная практико-ориентированная деятельности (помимо трёх видов практик), что позволяет не только более качественно готовить бакалавров, но и предусматривать отдельное финансирование учебных мероприятий (т. к. данные мероприятия определены учебным планом, а не только обозначены в программе дисциплины):
— Теория и методика туризма. Общая трудоёмкость дисциплины включает зачётный учебно-тренировочный поход общей трудоёмкостью 3 з. е.;
— Организация и технология проведения учебных мероприятий в туризме. Общая трудоёмкость дисциплины включает участие в учебном мероприятии (в качестве стажёра) общей трудоёмкостью 1 з. е.;
— Экскурсоведение. Общая трудоёмкость дисциплины включает участие в качестве стажёра в выездном учебном мероприятии общей трудоёмкостью 1 з. е.;
— Менеджмент рекреативно-оздоровительной деятельности. Общая трудоёмкость дисциплины включает участие в качестве стажёра в выездном учебном мероприятии общей трудоёмкостью 1 з. е.;
— Маркетинг санаторно-курортной рекреации. Общая трудоёмкость дисциплины включает участие в качестве стажёра в выездном учебном мероприятии общей трудоёмкостью 1 з. е.;
— Основы экологического туризма. Общая трудоёмкость дисциплины включает участие в учебно-тренировочном походе общей трудоёмкостью 2 з. е.;
— Менеджмент санаторно-курортной рекреации. Общая трудоёмкость дисциплины включает участие в качестве стажёра в выездном учебном мероприятии общей трудоёмкостью 1 з. е.
Построение отдельных дисциплин по модульному принципу. Так, дисциплина «Теория и методика туризма», составленная по модульному принципу, позволяет готовить студентов по четырём видам туризма по выбору вуза: пешеходный, горный, водный, лыжный, спелео, парусный, комбинированный, на средствах передвижения (велосипедные; авто-мото (мотоциклетные); авто-мото (автомобильные); авто-мото (на снегоходах и пневматиках); конные (вьючные). При этом каждый вуз сам определяет перечень видов туризма, в зависимости от специфики вуза, кадрового и материально-технического обеспечения и потребности региона в тех или иных специалистах.
В заключение стоит отметить, что в настоящее время ФГОС ВПО 034600.62 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» реализуют 33 аккредитованных вуза России (По данным Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на 21 марта 2013 года сайт Ростуризма ), а содержательная часть стандарта «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» реализуется также в Чехии, Польше, Сербии, Македонии, Казахстане, Молдавии и др.