Месяц мухаррам что является запретным
Как мусульмане проводят месяц Мухаррам?
Хвала Всевышнему, бесконечный салават и салям нашему Пророку – господину всех пророков, его семейству и сподвижникам.
В хадисе сказано: «Год состоит из 12 месяцев, из них четыре запретные, три приходят поочерёдно: Зуль-када, Зуль-хиджа и Мухаррам, а (четвёртый месяц) Раджаб находится между Джумада аль ахир и Шаабаном» (аль-Бухари).
Аллах возвеличивает любое время и место, какое Он пожелает.
«Наказание и вознаграждение за поступки в эти месяцы возрастают. Притеснение в любые месяцы является большим грехом, но в эти четыре месяца наказание за него увеличивается. Всевышний возвеличивает, что пожелает. Всевышний возвеличил пророков, избрав для этого их, а не ангелов. Из всей человеческой речи Всевышний обособил поминание Его. Самими лучшими местами на земле являются мечети. Среди месяцев Всевышним избраны Рамадан и Мухаррам. Самым лучшим из дней перед Всевышним является пятница, из ночей – ночь Ляйлят уль-Кадр. Возвеличивайте то, что возвеличивает Всевышний». (Ибн Касир, толкование суры «ат-Тавба», 36 аят)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк ﷺ сказал о достоинстве поста в этом месяце: «После поста в месяце Рамадан самым достойным является пост в месяце Аллаха – Мухарраме» (Муслим). Месяцем Аллаха Мухаррам назван из-за его почётности. Аль-Кари сказал, что имеется в виду весь месяц. Но всё-таки не установлено, что Пророк ﷺ соблюдал пост весь месяц, кроме Рамадана. Этот хадис считают побуждающим к увеличению количества дней, во время которых соблюдается пост. (Ан-Навави).
Аль-Иззу ибн Абд аль-Салам сказал: «Аллах увеличивает вознаграждение за совершённые дела, как, например, вознаграждая в большей степени за пост в Рамадан, нежели за пост во все другие времена, и также в день Ашура, достоинство которого происходит из-за щедрости и доброты Аллаха к Его рабам в этот день…» (книга «Кава’ид аль-Ахкаам»).
Отличие дня Ашура у мусульман
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал: «Пророк ﷺ прибыл в Медину и увидел, что иудеи постились в день Ашура. Он спросил: “Почему вы поститесь?” Они ответили: “Это почётный день, в этот день Аллах спас сынов Изралиевых от их врагов, поэтому Муса (мир ему) постился в этот день”. Он ﷺ сказал: “Мы более достойны Мусы (мир ему), чем вы”. Он постился в тот день и предписал поститься в тот день“» (имам аль-Бухари).
Традиция поститься в день Ашура существовала даже в доисламское время. Передано, что Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Люди во времена джахилии обычно постились в этот день…» Аль-Куртуби сказал: «Возможно, у курайшитов это было обычаем, потому что они основывались на прошлом законе, следуя за Ибрахимом (мир ему)». Также передали, что Пророк ﷺ обычно постился на Ашура в Мекке, до того как переселился в Медину. После переселения он узнал, что иудеи особо отмечают этот день, и на его вопрос о причине они ответили так, как изложено в вышеуказанном хадисе. Он повелел мусульманам отличаться от иудеев и не отмечать этот день как праздник. (Ибн Хаджар, «Фатх аль-Баари Шарх ‘аля Сахих аль-Бухари»)
Достоинства поста в день Ашура
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не видел Посланника Аллаха ﷺ столь стремящимся поститься, как в день Ашура, и в месяц Рамадан» (Аль-Бухари).
Пророк ﷺ сказал: «Я надеюсь, что Аллах примет пост в Ашура как искупление за год, который был прежде» (Муслим). Это проявление щедрости Творца к нам: в посте в течение одного дня – искупление за грехи целого года.
Каким днём считается день Ашура
Ан-Навави сказал: «Ашура и Тасуа – слова с буквами удлинения, как известно из книг по арабскому языку. Мнение большинства учёных: “Ашура – десятый день Мухаррама, и Тасуа – девятый день. Таково ясное значение хадисов и то, что мы понимаем из общей формулировки. И это также то, что обычно понимается учёными языка”. (аль-Маджмуу). Ашура – исламское название, которое не было известно во времена джахилии» («Кашшаф аль-Кина»).
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха ﷺ приказал нам поститься на Ашура, десятый день Мухаррама» (Тирмизи).
Абд-Алла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал: «Когда Посланник Аллаха ﷺ постился на Ашура и предписал пост всем мусульманам, они сказали: “O Посланник Аллаха, это – день, который чтят евреи и христиане”. Посланник Аллаха ﷺ ответил: “Если я доживу, чтобы увидеть следующий год, иншааллах, мы будем поститься также на девятый день”. Но так случилось, что Посланник Аллаха ﷺ скончался прежде, чем наступил следующий год» (имам Муслим).
Аш-Шафии, его ученики, Ахмад, Исхак и другие передали: «Поститься в девятый и десятый дни – желательно, потому что Пророк ﷺ постился в десятый день и намеревался поститься в девятый». На этом основании можно сказать, что существуют различные степени поста Ашура: наименьшая из них – пост только на десятый день, а лучшая – пост на девятый и десятый дни. Чем больше поститься в этот месяц, тем лучше.
Мудрость желательности поста в девятый день Мухаррама
Аль-Навави сказал: «Учёные – наши сподвижники и другие – упоминали несколько причин, по которым желательно соблюдать пост в девятый день месяца Мухаррам:
1. Чтобы отличаться от иудеев, которые почитают только десятый день. Это мнение передано от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах).
2. Намерение состоит в том, чтобы добавить другой день к Ашура. Это схоже с запретом поститься отдельно в пятницу, как было упомянуто.
3. Для предостережения, чтобы удостовериться, что пост приходится на десятый день, в случае если существует какая-то ошибка в наблюдении луны в начале Мухаррама и девятый день на самом деле является десятым.
Ибн Хаджар сказал в своём комментарии к хадису “Если я доживу до следующего года, я непременно буду поститься на девятый день”: “Возможно, под постом на девятый день имелось в виду не то, что он ограничит себя тем днём, а то, что он присоединил бы его к десятому, или необходимость отличия мусульман от иудеев и христиан, что более достоверно, как об этом свидетельствуют некоторые хадисы, переданные имамом Муслимом”». (Фатх, № 4/245)
О соблюдении поста лишь в день Ашура
В книге «Тухфат аль-Мухтаадж» Ибн Хаджара аль-Хайтами говорится: «Нет ничего предосудительного в соблюдении поста лишь в день Ашура» (раздел о желательном посте). Пост в этот день соблюдается, даже если это пятница или суббота.
Нежелательно поститься только в пятницу, если не добавить к пятнице другой день. Человек может соблюдать пост в пятницу, если это совпадает с его привычным постом (например, он постится через день), или он постится выполняя обещание (назр), или он соблюдает пропущенный обязательный пост; то же самое относится и к посту в дни, предписанные Шариатом, как Ашура или Арафа. («Тухфат аль-Мухтаадж»)
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Как поститься в месяц Мухаррам?
О посте в месяц Мухаррам (фото:freepik.com)
По милости Всевышнего Аллаха, мусульмане вступили в благословенный месяц Мухаррам. Мухаррам является одним из четырех запретных месяцев в Исламе, подтверждением чему становится аят Корана:
«Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев – двенадцать, согласно Писанию Аллаха. Четыре месяца из них запретные, это – стойкая религия. Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе» (Сура «Покаяние», аят 36).
Посланник Аллаха (мир ему) касательно Мухаррама сказал:
«Год состоит из 12 месяцев, из них четыре запретные, три приходят поочередно: Зуль-када, Зуль-хиджа и Мухаррам, а (четвертый месяц) Раджаб находится между Джумаада и Шаабаном» (Бухари).
Достоинством данного месяца является его статус, избранность самим Аллахом перед другими месяцами, и награда за совершенные в нем благие дела. В священные месяцы воздаяние за поклонение и благодеяния увеличивается в разы. Считается, что Мухаррам является следующим по значимости после Рамадана периодом времени, особо ценным поклонением в течение которого является пост.
Пророк Мухаммад мир ему) сказал:
«После поста в месяце Рамадан самым достойным является пост в месяце Аллаха – Мухарраме» (Муслим).
Пост – желательное и рекомендуемое поклонение в Мухарраме, приносящее несметное количество наград. Согласно хадисам, такое поклонение, как пост, является защитой от огня Ада, и станет заступником в Судный день.
Всевышний Аллах сказал: «Любое дело сына Адама совершается им для себя же, кроме поста, ибо, поистине, он (пост) – ради Меня, и Я воздам за него».
«За каждый день поста в этом месяце человек получает вознаграждение как за пост в течение 30 дней» (Табарани).
У вознамеревшегося соблюдать пост в Мухарраме, может возникнуть вопрос: следует ли соблюдать пост непрерывно или рекомендуется это делать в определенные дни?
Непрерывный пост является свойством месяца Рамадан, соблюдая который мы возвеличиваем любимый Аллахом месяц и следуем его установлению – соблюдать непрерывный пост на протяжении месяца. Следовательно, учитывая, что Мухаррам уступает по значимости Рамадану, логическим является пост в некоторые дни, выбранные по усмотрению и физические возможности самого человека. Это может быть пост в количестве и 25, и 20, и 10, и 2 дней. Здесь наша религия дает нам свободу выбора. По мнению большинства ученых, пророк Мухаммад (мир ему) постился полный месяц только в Рамадан.
Если же верующий решит соблюсти особо вознаграждаемый пост в Мухаррам, то следует выбрать такие дни, как Ашура, в тандеме с днем до него (или после), понедельник или четверг, или же серединные дни месяца. Также стоит отметить, что дополнительный сунна-пост Мухаррама (если верующий совершил такое намерение) не является восполнением пропущенных постов Рамадана.
Месяц Мухаррам и день Ашура: в вопросах и ответах
An online source for Hadith Fatwas
Recent Fatwas by Mufti Ebrahim Desai
Исламский информационно-образовательный портал
Как называется первый месяц исламского календаря, и что это слово означает?
Почему говорят, что Мухаррам – это месяц Аллаха?
О каких четырех священных месяцах говорится в Коране и хадисах?
«Поистине, число месяцев у Аллаха (в году) — двенадцать. Так было записано в Книге (Хранимой скрижали) в день, когда Аллах создал небеса и землю. Четыре (месяца) из них — запретные (Зуль-Каада, Зуль-Хиджжа, Мухаррам и Раджаб). » (Коран, 9: 36).
Какой день в месяце Мухаррам – самый значимый?
Подобные суеверия следует забыть, как не заслуживающие нашего внимания.
Это также ошибочная практика – плакать и совершать разные траурные церемонии в память мученической гибели имама Хусейна (да будет доволен им Аллах). Событие в Кербеле является одним из самых трагических событий нашей истории, но Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил нам проведение траурных церемоний по случаю смерти любого человека.
Люди во время джахилийи (невежества) имели обыкновение оплакивать своих умерших родственников или друзей, громко причитая по ним, разрывая свою одежду и царапая свои щеки и грудь. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил мусульманам делать все это, повелев им соблюдать терпение в несчастьях, говоря: «Инна лиЛЛяхи ва инна илейхи раджиун».
По этому поводу имеется множество подлинных хадисов. В одном из них сказано:
В чем ценность поста в месяц Мухаррам?
Пост является желательным и рекомендуемым поклонением в этом месяце (Фото: elements.envato.com).
«Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев – двенадцать, согласно Писанию Аллаха. Четыре месяца из них запретные, это – стойкая религия. Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе» (Ат-Тауба, 36).
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Год состоит из 12 месяцев, из них четыре запретные, три приходят поочередно: Зуль-када, Зуль-хиджа и Мухаррам, а (четвертый месяц) Раджаб находится между Джумадаль и Шаабаном» (Бухари).
Особенную ценность в Мухаррам несет пост. Он является желательным и рекомендуемым поклонением в этом месяце. Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал по этому поводу следующее: «После поста в месяце Рамадан самым достойным является пост в месяце Аллаха – Мухарраме» (Муслим).
«За каждый день поста в этом месяце человек получает вознаграждение как за пост в течение 30 дней» (Фото: elements.envato.com).
«За каждый день поста в этом месяце человек получает вознаграждение как за пост в течение 30 дней» (Табарани).
Некоторые верующие задают вопрос: «Следует ли соблюдать пост непрерывно или только в определенные дни?».
Непрерывный пост является свойством исключительно месяца Рамадан. Учитывая, что Мухаррам несколько уступает по значимости Рамадану, пост в этот месяц следует держать в выбранные по своему усмотрению дни. Это могут быть и 25, и 20, и 10, и 2 дня.
Большинство ученых считают, что пророк Мухаммад (с.а.с.) держал пост на протяжении всего месяца только в Рамадан.
Если верующий намерился соблюсти пост в месяц Мухаррам, следует выбрать следующие дни: Ашура и день до или после него, понедельник или четверг, серединные дни месяца.
Важно учесть, что сунна-пост в Мухаррам не является восполнением пропущенных постов месяца Рамадана.
О посте в месяце аль-Мухаррам и в день Ашура
О посте в месяце аль-Мухаррам и в день Ашура
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Пост в месяце Аллаха – аль-Мухаррам
Месяц аль-Мухаррам – это первый месяц лунного года и он также один из четырех запретных месяцев, выделенных Аллахом. Всевышний сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (ат-Тауба 9: 36).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Время вернулось, приняв тот вид, который оно имело в тот день, когда Аллах создал небеса и землю. Год состоит из двенадцати месяцев, четыре из которых являются запретными. Три из них: Зуль-къа’да, Зуль-хиджжа и аль-Мухаррам – следуют друг за другом, а четвертым является Раджаб мудар, занимающий свое место между месяцами джумада санийа и ша’баном». аль-Бухари 3197.
Хасан аль-Басри говорил: “Поистине, Аллах открывает год месяцем Мухаррам и завершает год этим месяцем, и нет месяца в году после Рамадана, величественнее перед Аллахом, чем Мухаррам по причине его святости!” См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 79.
‘Усман аль-Хинди говорил: “Они (саляфы) возвеличивали десять дней трех месяцев: Десять последних дней месяца Рамадан. Десять первых дней месяца зуль-Хидджа. И десять первых дней месяца аль-Мухаррам”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 79.
Что же касается желательности поста в этот месяц, то от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наилучшим постом после поста в месяце Рамадан, является пост в месяце Аллаха – аль-Мухаррам». Муслим 1163.
Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал аль-Мухаррам – месяцем Аллаха, и причисление этого месяца к Аллаху указывает на его почетность и достоинство”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 89.
Имам ас-Суюты писал: “Я был спрошен: «Почему месяц аль-Мухаррам выделяется названием «месяц Аллаха» из прочих месяцев, несмотря на то, что есть месяца, которые по своему достоинству подобны ему, и даже превосходят его, как месяц Рамадан?» И я нашел то, что дает ответ на этот вопрос: Суть этого именования в том, что название этого месяца является исламским, в отличии остальных названий лунных месяцев в джахилии. В джахилии аль-Мухаррам именовали как «сафруль-ауаль», а который следовал за ним «сафру-ссани». Когда же пришел Ислам, то Аллах назвал этот месяц «аль-Мухаррам», и по этой причине этот месяц приписывается к Аллаху”. См. “ад-Дибадж ‘аля Сахих Муслим” 3/251.
Кто-то может спросить: Если добровольный пост в месяц аль-Мухаррам, является наилучшим постом, то почему тогда нет сообщений от сподвижников, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился в этот месяц усердно, как скажем в месяц ша’бан, о котором ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: “Ни в одном месяце пророк (мир ему и благословение Аллаха), не постился больше, чем в ша’бане”. аль-Бухари 1970, Муслим 1156.
Также этот великий месяц аль-Мухаррам выделяется тем, в нем день ‘Ашура!
Достоинство поста в день ‘Ашура
День ‘Ашура – это тот день, в который Аллах спас пророка Мусу (мир ему) и погубил фараона и его войско. Ибн ‘Аббас рассказывал: “Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибывший в Медину, увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура, он спросил их: «Что это?» Они ответили: “Это – благой день, тот день, когда Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день”. На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я имею на Мусу больше прав, чем вы!», после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным”. аль-Бухари 2004.
Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади о слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): « Я имею на Мусу больше прав, чем вы!», сказал: “Т.е. я ближе к следованию за Мусой, чем вы, поскольку мы соответствуем ему в основах и подтверждаем его Писание, а вы противоречите этому искажением и изменением!” См. «‘Аунуль-Ма’буд» 7/109.
И пост в этот великий день соблюдали даже арабы во времена джахилии. ‘Аиша рассказывала: “Во времена джахилийи Курайшиты постились в день ‘Ашура и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), также постился в этот день. Когда он прибыл в Медину, то не перестал поститься в этот день и велел другим соблюдать этот пост. Когда же в обязанность был вменен пост в месяце Рамадан, он перестал поститься в день Ашура. И с тех пор кто хотел, соблюдал этот пост, а кто не хотел, не делал этого”. аль-Бухари 2003, Муслим 1130.
Имам аш-Шафи’и о словах: «он перестал поститься в день ‘Ашура», сказал: “Т.е. перестал считать пост в этот день обязательным”. См. “Ихтиляф аль-хадис” 103.
Ибн ‘Умар говорил: “Люди времен джахилии соблюдали пост в день ‘Ашура, и в этот день постился посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и мусульмане до того, как Аллах вменил пост в месяце Рамадан. После того, как пост в Рамадан стал обязательным, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, ‘Ашура – это день из дней Аллаха! И тот, кто желает, пусть постится, а кто не желает, не постится»”. Муслим 1126.
Ар-Рубаййи’ бинт Му’аууиз рассказывала: “Однажды утром в день ‘Ашура пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил глашатая, чтобы возвестить в селениях ансаров: «Пусть поевший утром этого дня уже не ест до конца его, а соблюдающий пост с самого утра пусть доведет его до конца»”. Ар-Рубаййи’ сказала: “С тех пор мы соблюдали пост в этот день сами и заставляли поститься наших детей. И мы делали для них игрушки из шерсти, а когда кто-нибудь из них начинал плакать, требуя еды, мы давали ему такую игрушку (чтобы он увлекся), пока не наступало время разговения”. аль-Бухари 1960, Муслим 1136.
Таким образом, пост в день ‘Ашура был обязательным до ниспослания повеления поститься в месяце Рамадан. См. “Фатхуль-Бари” 4/375.
Имам Уалию-Ллах ад-Дахляуи сказал: “Тайна законности поста в день ‘Ашура в том, что это день, в который Всевышний Аллах даровал победу Мусе, мир ему, над фараоном и его народом. И Муса благодарил за этот день, и это стало Сунной среди людей Писания и арабов, и это подтвердил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Худджату-Ллахи аль-балигъа” 2/532.
Абу Къатада передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я надеюсь на Аллаха, что пост в день ‘Ашура послужит искуплением грехов прошедшего года!» Муслим 1162.
Имам ат-Тыби сказал: “Слово « надеюсь » связано со словами « на Аллаха», что указывает на обязательность того, что данное обещание произойдет”. См. “аль-Кашиф ан хакъаикъ ас-Сунан” 5/1608.
Аль-Асуад ибн Зайд говорил: “Я не видел никого, кто побуждал бы поститься в день ‘Ашура так, как это делали ‘Али ибн Аби Талиб и Абу Муса!” Ибн Абу Шайба 3/56, ат-Таялиси 1212. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным.
Какого числа месяца аль-Мухаррама день ‘Ашура?
Мухаммад ибн Сирин говорил: “Саляфы не разногласили в том, что ‘Ашура – это десятое Мухаррама, кроме Ибн ‘Аббаса, который сказал: «Это девятый день»”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 109.
Имам Ахмад говорил: “Я не знаю ‘Ашура девятое или десятое число, но мы будем поститься оба этих дня”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 112.
Однако имам аль-Байхакъи пояснил это сообщение следующим образом: “Вероятно Ибн ‘Аббас имел ввиду пост пророка (мир ему и благословение Аллаха) девятого числа наряду с десятым”. См. “Сунан аль-Кубра” 4/287.
И это пояснение является правильным и мудрым, поскольку от самого Ибн ‘Аббаса передается мнение, соответствующее мнению остальных: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал поститься в день ‘Ашура, десятого числа”. ат-Тирмизи 755. Достоверность подтвердил шейх аль-Альбани.
Таким образом, правильным мнением является то, что ‘Ашура приходится на десятое число месяца Мухаррам. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/12, “Фатхуль-Бари” 4/671.
Следует ли соблюдать пост в день ‘Ашура с днем до него или после?
Ибн ‘Аббас рассказывал: “Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в день Ашуры и приказал своим сподвижникам делать тоже самое, они сказали: “О посланник Аллаха, это – день, который чтят евреи и христиане”. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Следующий год, даст Аллах, мы будем поститься и девятого числа». Но перед наступлением следующего года посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) скончался”. Муслим 1/151.
Ибн ‘Аббас говорил: “Поститесь девятого и десятого ‘Ашура и отличайтесь от иудеев!” ‘Абдур-Раззакъ 7839, аль-Байхакъи 4/287. Хафиз Ибн Раджаб, шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут подтвердили достоверность.
‘Ата рассказывал: “Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллаха, постился день до (‘Ашура) и день после него”. ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” 1430. См. “Ма сах мин асар ас-сахаба” 2/675.
Исходя из этого, группа ученых считала, что пост в день ‘Ашура следует держать с одним днем до или после, чтобы не уподобляться людям Писания.
Другие же ученые сказали, что смысл желательности поститься ‘Ашура с днем до и после в том, чтобы не упустить этот великий день, в случае неправильного вычисления наступления месяца Мухаррам. Они сказали, что хадис: «Следующий год, даст Аллах, мы будем поститься и девятого числа» Муслим 1/151, разъясняет другой хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Если, даст Аллах, я доживу до следующего года, то буду поститься и девятый, из-за опасения упустить день ‘Ашура». ат-Табарани в “аль-Кабир” 10817. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 350.
И были такие ученые, которые говорили, что нет никакой нежелательности в том, чтобы поститься только в день ‘Ашура – десятого Мухаррама. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Пост в день ‘Ашура, является искуплением грехов в течении года, и не порицается поститься только в этот день”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 4/461.
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: “Нет никаких проблем в том, чтобы поститься только в день ‘Ашура”. См. “Тухфатуль-мухтадж” 3/217.
Однако, несмотря на то, что нет проблем в посте ‘Ашура без дня до или после, лучше всего соблюдать пост в этот день с девятым числом Мухаррама и одиннадцатым. Во-первых, это желательно по той причине, чтобы не уподобляться иудеям, постившимся только в этот день, а во-вторых, чтобы не пропустить по ошибке вычисления месяца Мухаррама этот великий день!
Шу’ба рассказывал: “Ибн ‘Аббас соблюдал пост в день ‘Ашура и в пути, постясь также с днем до и после него, опасаясь упустить этот день”. ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” 597.
Имам Ахмад сказал: “Тот, кто желает соблюдать пост в день ‘Ашура, пусть поститься девятого и десятого числа. Если же он станет сомневаться в вычислении месяца, то пусть постится три дня, и это говорил Ибн Сирин”. См. “аль-Мугъни” 4/441.
Говоря о посте в день ‘Ашура, шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Пост в этот день имеет три вида: Наилучший из них – это пост с днем до и днем после него. Затем следующий вид – это соблюдение поста в девятый и десятый день, и на это указывают большинство хадисов. И после этого идет соблюдение поста только в день ‘Ашура, десятого числа. А что касается соблюдения поста только девятого числа, то это является причиной неправильного понимания хадисов этой темы и его путей передач! И это мнение ошибочное с точки зрения языка и шариата”. См. “Задуль-ма’ад” 2/76.
Подобное говорил и хафиз Ибн Хаджар. См. “Фатхуль-Бари” 4/346.
Является ли день ‘Ашура праздником ‘Ид?
Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “День ‘Ашура был у иудеев праздником (‘Ид), и поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: « А вы поститесь в этот день!» ” аль-Бухари 2005, Муслим 1131.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “В этом хадисе указание на запрет избирать день ‘Ашура праздником. Соблюдения поста в этот день указывает на то, что этот день не праздник”. См. “Лятаиф аль-ма‘ариф” 112.
Таким образом, этот хадис ясно указывает на то, что день ‘Ашура не является ‘Идом в Исламе! Да, за пост в день ‘Ашура уготована великая награда, однако это вовсе не означает, что этот день является праздником у мусульман. И на основании этого становится ясным ошибка многих мусульман, которые считают, что день ‘Ашура является ‘Идом, и по этой причине готовят еду, приуроченную к этому дню для раздачи, угощения и т.п. Нет на правомочность этого в Исламе никакого указания. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Нет ни одного указания на это ни от пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни от сподвижников, ни от одного из имамов, ни указания в четырех мазхабах. Нет на это ни одного достоверного сообщения, ни в одной книге хадисов, будь то книги “Сахих”, “Сунан” или “Муснад”. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/299.
Также шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Шайтан по причине убийства Хусайна (внука пророка) внедрил среди людей два нововведения: Нововведение в виде печали и причитания в день ‘Ашура, а также избиение себя, крики и плачь (как это делают шииты)… и нововведение в виде радости и ликования. Одни внедрили в этот день горе, а другие радость, и по этой причине внедрившие радость стали в этот день купаться, использовать сурьму, навещать родственников, готовить необычную еду и т.п. Все это заблудшее нововведение! Никто из имамов четырех мазхабов и других имамов этого не дозволял!” См. “Минхадж ас-Сунна” 4/556.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО К МАТЕРИАЛУ
О желательности соблюдения поста в день ‘Ашура
Абу Катада рассказывал о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был спрошен о посте в день Ашура, на что он ответил: «Пост этого дня искупляет грехи прошлого года»[1].
Сказал ан-Науауи: «Ученые единогласны в том, что соблюдение поста в день ‘Ашура является Сунной»[2].
Какой день является днем ‘Ашура?
Большинство ученых ранних и поздних поколений считает, что днем ‘Ашура называется десятый день месяца аль-мухаррам.
Некоторые же из ученых считали, что днем ‘Ашура называется девятый день месяца аль-мухаррам.
Это мнение было приписано к Ибн ‘Аббасу на основании сообщения, приводимого в сборнике имама Муслима. Аль-Хакам ибн уль- А’радж спросил Ибн ‘Аббаса о посте в день ‘Ашура, на что тот ответил: «Если ты увидишь новый месяц аль-мухаррама, то начни отчитывать дни и вступи в девятый день постящимся». Тогда аль-Хакам спросил: «Именно так этот пост соблюдал посланник Аллаха Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)» На что Ибн ‘Аббас ответил: «Да»[3].
Однако более верным разъяснением этих слов Ибн ‘Аббаса является то, что под постом девятого числа месяца аль-мухаррам он имел в виду не то, что этот день является днем Ашура, но то, что вместе с соблюдением поста дня Ашура желательным также является соблюдение поста девятого дня месяца аль-мухаррам.
Это подтверждается другим хадисом Ибн Аббаса, который рассказывал: «Когда посланник (мир ему и благословение Аллаха) стал соблюдать пост в день ‘Ашура и приказал его соблюдение, люди сказали: “О посланник Аллаха, но ведь это день, который возвеличивается иудеями и христианами!. На что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Когда наступит следующий год, мы, с соизволения Аллаха, будем соблюдать пост девятого числа (месяца аль-мухаррам)”.Но к наступлению этого года посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) уже скончался»[4].
Это же подтверждается словами Ибн Аббаса, который сказал:«Противоречьте иудеям и христианам, соблюдайте пост девятого и десятого числа (месяца аль-мухаррам)»[5].
Что же касается того, почему Ибн Аббас сказал о том, что именно так этот пост соблюдался посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) , вместе с тем, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не постился в девятый день Ашура, так как не дожил до следующего года, то ответ на это в следующем:
Подводя же итог, можно сказать, что днем Ашура называется десятый день месяца аль-мухаррам.
О желательности соблюдения поста в девятый и десятый числа месяца аль-мухаррам
Хадис Ибн Аббаса, приведенный нами ранее, указывает на желательности соблюдения поста в течение двух дней — в день Ашура, а также в день, который ему предшествует, то есть девятый день месяца аль-мухаррам.
Желательность такого объединения является мнением большинства ученых, среди которых аш-Шафи’и и Ахмад.
Узаконено ли поститься в день ‘Ашура, а также в день, следующий за ним?
‘Абдуллах ибн ‘Аббас рассказывал о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь в день ‘Ашура, но противоречьте в этом иудеям — поститесь также день до дня ‘Ашура, а также день после него»[7].
Слабость этого хадиса и достоверность хадиса Ибн ‘Аббаса, который был приведен нами ранее, указывает на желательность соблюдения поста именно в девятый и десятый дни месяца аль-мухаррам. Это подтверждается тем, что когда пророку (мир ему и благословение Аллаха) сказали, что день ‘Ашура возвеличивается людьми Писания, он сказал: «Когда наступит следующий год, мы, с соизволения Аллаха, будем соблюдать пост девятого числа (месяца аль-мухаррам)» и не сказал, что будет поститься одиннадцатого числа.
Если говорить о неузаконенности поста одиннадцатого числа месяца аль-мухаррам, то под этим будет иметься в виду то, что пост этого дня не соблюдается для противоречия иудеям в соблюдении поста единственного дня ‘Ашура. Вместе с этим ни с чем не связанный добровольный пост в этот день разрешен и даже желателен, ведь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучший пост после поста месяца рамадан — это пост месяца Аллаха аль-мухаррам»[8].
Вместе с этим, Мухаммад ибн Сирин и имам Ахмад выдали фетву о том, что в ситуации, когда определение начала месяца аль-мухаррам оказалось затруднено и его начало оказалось запутано, человек может продержать пост сразу трех дней для того, чтобы не ошибиться в выборе дня ‘Ашура. А Одному Аллаху известно лучше.
Примечание: ранее в книге мы уже указывали на то, что в начале распространения ислама пост дня ‘Ашура был обязательным. После этого обязательность этого поста сменилась желательностью, а на его место был определен пост месяца рамадан.
В чем мудрость приказа на соблюдение поста дня ‘Ашура?
Ибн ‘Аббас рассказывал о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину и увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил их: «Что это за день, в который вы поститесь?». Они ответили: «Это — великий день. В этот день Аллах спас Мусу (Моисея) и его народ, а также погубил фараона вместе с его народом, по причине чего Муса соблюдал в этот день пост в качестве благодарности Всевышнему Аллаху. В соответствии с этим мы тоже проводим этот день в посте». (Услышав это), посланник Аллаха сказал: «Мы ближе вас к Мусе и имеем на него больше прав». После этого посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) стал поститься в этот день сам и приказал соблюдение поста в этот день другим[9].
Какие грехи искупляются посредством соблюдения поста дня Арафата, а также поста дня ‘Ашура?
Большинство ученых считает, что пост в эти дни искупляет лишь малые грехи, а что касается больших грехов, то их искупление нуждается в отдельном покаянии (тауба).
Это разъясняется тем, что пост в эти дни является желательным поклонением и не является чем-то более достойным, чем пост в месяце рамадан и чем совершение пяти обязательных молитв, о которых посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершение пяти (обязательных) молитв, а также пятничных молитв одна за другой, а также пост в месяце рамадан один год за другим искупляет грехи, которые были совершены между ними,если человек сторонился совершения больших грехов»[10]
[2] «Шарх Сахих Муслим», 8/4
[5] Сообщение достоверное; «Мусаннаф» ‘Абд ур-Раззака, 4/287, № 7839 и аль- Бейхакы, 4/287, N® 8404.
[7] Хадис слабый; Ахмад, 1/241, № 2154 и другие. В цепочке этого хадиса Ибн Аби Лейля и Дауд ибн Али, каждый из которых был слабым передатчиком.
[10] Муслим,233 со слов Абу Хурейры.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Взято из книги Руслана Абу Ибрахима “Книга поста (саум,ураза)”