Метапозиция в психологии что такое
Елизавета Павлова
психолог: Москва и онлайн +7(915)203-19-25
О мета-позиции психолога
Много где на психологических форумах и сайтах можно прочесть: «не надо обсуждать вашу проблему с подружками, друзьями и случайными собутыльниками; идите сразу к психологу». Часто такие тексты пишут сами психологи: дескать, нет, выпить водки и устроить шопинг — не поможет. Ведь подружка только скажет: «да, мол, он козёл, забудь про него», а легче не станет. И вообще, есть поговорка: «сам себе психотерапевт — это как сам себе стоматолог: неудобно, больно и чревато осложнениями».
А почему, собственно? Какими такими тайными, сакральными знаниями обладает психолог? Почему он сразу проникает вглубь моей проблемы и чем таким особенным может помочь? И вообще — вон их сколько, психологов, развелось. Они совсем не лучше других людей, не успешнее и не счастливее, и даже с личной жизнью у них частенько такая же ерунда, как и у обычных граждан.
Так что же такое может сделать психолог? Зачем к нему ходить?
Дело в том, что психолог умеет прочитывать неявный смысл коммуникации. В первую очередь — с самим клиентом. Когда клиент приходит к психологу, он своё с ним взаимодействие строит привычным, знакомым образом — так, как и со всеми строит. Поэтому, когда, скажем, женщина жалуется психологу, что муж неласков, груб, нечуток, по её собственному поведению в момент рассказа понятно, как она сама общается. Например, она может рассказывать громко и яростно. Или подавленно и с испугом. Или нехотя и с отвращением. И тогда картинку диалога в семье легко достроить. Заметьте, масса информации будет почёрпнута не из слов клиентки, а из других источников — наблюдение за жестами, интонациями, невербальным поведением, за паузами в речи, выбором слов.
(Например, вот женщина на приёме психолога торопится, старается детально пересказать суть конфликта в семье — я ему сказала, а он тогда ответил… И тут психолог прерывает её: «А вы замечаете, как сейчас сжимаете руку в кулак и стукаете ею себя по коленке? Уже четвёртый раз за пять минут, пока вы мне рассказывали о ссоре с мужем, вы повышали тон и кулаком ударяли сами себе по ноге? Можете рассказать, из какого чувства вы это сейчас делаете?» — Клиентка осекается. Ещё не вся семейная схватка ею пересказана, ещё не все обидные слова мужа процитированы, а психолог даже дослушивать не стал и обращает внимание на невербальные аспекты коммуникации…).
То есть, психолог не только включается в диалог, но и абстрагируется от содержания беседы и наблюдает за процессом как бы снаружи, из мета-позиции («над схваткой»). Он одновременно не только участник разговора, но и как бы сторонний, незаинтересованный наблюдатель. Из мета-позиции можно прочитывать многие неосознаваемые «изнутри» диалога трансакции, рефлексировать их, помогать их осознать клиенту и воздействовать на них так или иначе. (Подружка же, которой может пожаловаться клиентка, скорее всего прокачанной осознанностью не обладает. Она просто сочувственно встанет на сторону товарки и будет ей «подпевать»: да, мол, обидели тебя, подруженька. Да, зря, ох как зря тебя обидели. Поплатится за это в жизни гад, ой как поплатится… Осознания в этом немного, а возможностей переосмыслить и изменить ситуацию — ещё меньше).
Надо сказать, что внешние, скрытые трансакции люди воспринимают и считывают (это умеют все — ну, кроме страдающих синдромом Аспергера), но осознавать и проговаривать их в обществе обычно табу. Для этого нужна склонность к самоанализу, социальная смелость, достаточно высокий интеллект и самоконтроль (чтобы успевать переключаться из «состояния-в-процессе» в «состояние-над-процессом»). Всё это — вполне тренируемые личностные качества. Другое дело, что их специальной тренировкой и проработкой в обычной жизни никто не занимается (ни в школьной программе, ни в университетском курсе таких дисциплин нет; кстати, на психфаке этому тоже не учат). Однако, как уже говорилось, люди вполне воспринимают трансакции на мета-уровне, хоть и не называют их так. Например, на принципе послания из мета-уровня построена пассивная агрессия: свекровь говорит невестке: «Милая, как же ты уморилась, ты столько делаешь по дому, спасибо тебе, хозяюшка ты наша… Ой, а вот, кстати, пыль на пианино!» И по выражению лица, поджатым губам, прищуру и интонации девушка понимает: похоже, мама мужа недовольна. Хотя слова, вроде бы, добрые, дружелюбные и благодарные — однако свекровь-пассивный агрессор умудряется на мета-уровне передать недовольство, скепсис и неуважение к невестке. Тут два уровня посыла: к словесному и не придерёшься, а невербальный к обвинению не подошьёшь. Поэтому у молодой женщины портится настроение, и она даже сама может не понимать, почему. Просто свекровь ей стала внезапно неприятна.
Пассивная агрессия очень во многом строится на игре с мета-позициями. Прямой посыл в пассивно-агрессивном общении безупречный, не подкопаешься. А посыл из мета-позиции — «ты ничтожество, ты отвратительна, ты ничего не стоишь». Получатель послания отлавливает оба послания (и прямое, и мета-послание, и ощущает, что что-то не так. Но к прямому посланию не подкопаешься! Чаще всего неискушённый получатель послания считает «да ну, не стоит придираться к интонации, это ничего не значит», и пытается (безуспешно) отогнать от себя информацию о негативном мета-посыле. И получатель остаётся в неудовольствии, и сделать ничего не может (а пассивному агрессору того и надо). Один из действенных способов борьбы с пассивной агрессией в свой адрес — осознать мета-послание и, как минимум, признаться в нём себе (тогда вам станет очевидно, за что конкретно вы не любите свекровь и что именно она вам говорит на самом деле, на всех уровнях общения). Нахамить в ответ не всегда может быть выходом, но, поверьте, осознание того, что на самом деле происходит, может принести реальное облегчение. Другой действенный способ — отвечать тоже на уровне мета-позиции, при этом строя безупречно дружелюбное прямое послание (т.е., бить врага — пассивного агрессора его же оружием). Но второй способ не всем даётся и не у всех успешно получается.
Кстати, юмор тоже часто строится игрой на уровне мета-позиции.
Посыл на мета-уровне все мы делаем (хотя многие — неосознанно) и все мы считываем. Американские социальные психологи говорят: «Когда мы говорим «Мне нравится Кэти», это означает «Мне нравится то, что я чувствую рядом с Кэти»». То есть, даже не говоря ни слова, Кэти транслирует мета-позицию: «Ты важный, ты значимый, ты ценный, я тебя люблю и уважаю»; мы называем таких людей обаятельными. Подобным мета-посылом люди притягивают к себе (а противоположным — отталкивают). Этот невидимый уровень общения присутствует всегда, только вот проговаривать его и даже осознавать умеют немногие.
То есть, психологи фокусируются на почтении мета-посланий клиента и их анализе (в одних психологических подходах) или предъявлении клиенту для обсуждения и осмысления (в других подходах, например, в гештальт-терапии). Вот что пишет Римма Ефимкина: «Почему это так важно — уметь прочитывать скрытый процесс коммуникации? Дело в том, что, по теории Л. С. Выготского, все высшие психические функции суть интериоризованные социальные отношения: то, что мы делаем с другими людьми, когда-то, в детстве, делали с нами самими. Повзрослев, человек и наедине с собой сохраняет функции общения, он продолжает вести внутренний диалог, на сей раз — между собственными субличностями. Интериоризованные в детстве конфликты продолжают вызывать болезненные состояния взрослого человека. Однако болезненные состояния перестают существовать, едва их загадка разрешается человеком, едва этот внутренний диалог прочитывается и конфликтующие стороны договариваются друг с другом».
Кстати, этим и объясняется тот факт, что психотерапевты сами имеют собственных психотерапевтов: собственные мета-послания уловить непросто, для этого, чаще всего, нужен сторонний наблюдатель, не поглощённый эмоциями и не заинтересованный в определённом исходе ситуации. Именно поэтому психолог идёт к своему психологу (и к супервизору, и на интервизию) — чтобы на него посмотрели со стороны, из мета-позиции.
Со стороны, как говорится, виднее.
Метапозиция в психотерапии
Метапозиция — это не когда ты смотришь на другого со стороны. И это не когда ты смотришь со стороны на самого себя, тогда это уже самоанализ.
Метапозиция — это когда ты рассматриваешь со стороны ваше взаимодействие, изучая те механизмы, с помощью которых твой клиент вызывает у тебя те или иные реакции. Помня при этом, что ровно те же реакции он вызывал бы у большинства других людей, окажись кто-то из них на твоём месте.
Заблуждение думать, что делиться с клиентом своими чувствами и находиться в метапозиции есть одно и то же. Когда ты сообщаешь клиенту о своих реакциях, ещё не факт, что он не припишет их каким-то твоим личным проблемам или особенностям. Но понять, действительно ли он тебя услышал и увидел, или его ответная задумчивость носит характер эпифеномена, можно лишь тогда, если ты находишься в этот момент в метапозиции по отношению к вам обоим.
Но это лишь первый шаг. Как бы это банально ни звучало, задача психолога состоит в том, чтобы помочь человеку увидеть себя со стороны. Но не просто себя самого «в статике» по отношению к этому миру, а себя самого в своём взаимодействии с ним — в данном случае, на примере взаимодействия с терапевтом.
Метапозиция
Говоря коротко, главная цель психотерапевта состоит в том, чтобы «вытянуть» в метапозицию своего клиента — тогда вы оба сможете увидеть то, чего никогда не увидели бы «изнутри».
(В скобках замечу, что именно навык перехода в состояние метапозиции приводит к тому эффекту, который терапевты обычно описывают словами «а заодно и сам подлечился…»)
И ещё одно замечание. Если ты будешь пытаться выполнить данную задачу формально (делясь чувствами, расставляя стулья, и т.д.), то и все «находки» твоего клиента, вероятнее всего, будут столь же формальными (из благодарности за твою «открытость», смущения перед «техникой передвижения стульев» и т.д.).
Единственное, чем ты можешь «вытянуть» в метапозицию своего клиента — это энергией твоего собственного интереса и удивления. Но если ты опоздал, и данные чувства уже прошли — не насилуй ситуацию, а жди следующего открытия. Уверяю тебя, все твои предыдущие находки к тому времени никуда не денутся, они лишь сложатся в ещё более чёткую и удивительную мозаику.
«Метапозиция»
В главе про осознание своих эмоций мы уже писали о навыке посмотреть на ситуацию как бы со стороны. Это один из методов, который работает в первую очередь на осознание эмоций – и благодаря этому способствует управлению эмоциями. «Метапозиция» – это как бы взгляд стороннего наблюдателя, когда вы смотрите на ситуацию как бы со стороны или как если бы вы наблюдали за собой и своим собеседником, например, с балкона, то есть отстраненно. Таким образом мы как бы «выходим из ситуации», оставляя все свои эмоции внутри нее, и имеем возможность посмотреть на происходящее объективно (недаром часто используется словосочетание «выход в “метапозицию”»).
Используя «метапозицию», обратите внимание, как двигаются люди в ситуации, которую вы наблюдаете. Какие слова говорят друг другу? Каким тоном разговаривают? Какие используют жесты? Как себя чувствуют сейчас? Задумайтесь: чего может хотеть каждый из них в этой ситуации? Как бы они могли договориться об этом.
Попробуйте прямо сейчас начать тренировать этот навык. Посмотрите со стороны на человека, который читает книгу. В какой позе он сидит? Удобно ли ему? Как вы думаете, нравится ли ему книга? Какие эмоции он сейчас испытывает? О чем думает?
Получилось увидеть себя со стороны? В эмоционально напряженной ситуации это несколько сложнее сделать, и при этом, если вам это удастся, у вас сразу появится более объективный, четкий анализ той ситуации, внутри которой вы находитесь.
Может быть, еще и поэтому так хорошо работает метод вербализации, что, рассказывая ситуацию другому человеку или записывая ее на бумагу, мы как бы отстраняемся от нее и приобретаем способность «выйти из ситуации», посмотреть на нее со стороны, то есть неким образом выходим в «метапозицию».
Метапозиция
Войти на сайт
Метапозиция
МЕТАПОЗИЦИЯ – способ восприятия человеком себя в различных ситуациях с точки зрения постороннего беспристрастного наблюдателя. Используется, как составная часть многих техник НЛП.
Пример создания Метапозиции:
Самое главное удерживать дистанцию между вами и проблемной ситуацией. Вы можете сделать это очень просто: если будете держать это событие на достаточном расстоянии от себя, например, за барьером из плексигласа.
Таким образом, вы сможете объективно наблюдать за ним, как если бы вы смотрели фильм. Благодаря этому вы не почувствуете себя автоматически плохо и сможете объективно оценить значение события до того, как на нее отреагируете.
В этом процессе очень важно сохранить ощущение гибкости. Прежде чем начать, представьте то время, когда вы были особенно одаренным, когда вас любили и вы знали об этом, когда вы чувствовали себя спокойно. То есть вам нужно подумать о чем-то, что послужило бы вашим мощным источником.
Вернитесь в это состояние и проживите в нем несколько мгновений. Вновь почувствуйте приятные ощущения и сохраните их в течении всего процесса. Если в какой-либо момент вы почувствуете себя плохо, просто остановитесь, чтобы вы не делали, и вернитесь к базовому ощущению. Прежде чем отправиться дальше, вы должны вновь обрести это позитивное чувство.
Т р е н и н г о в ы й ц е н т р О л ь г и Л е в и н о й
Роберт Дилтс, Джудит Делозье. Эволюция позиций восприятия
В НЛП понятие «позиции восприятия» было впервые сформулировано Джоном Гриндером и Джудит Делозье (1987) в качестве эксплуатационного расширения более ранних концепций НЛП о «референтном индексе», «мета позиции» и концепции Грегори Бейтсона о «двойном» и «тройном» описании. Лингвистическая концепция «референтных индексов» («Структура магии», том 1) касается слов, которые обозначают людей или предметы, к которым относится определенное утверждение. Одна из процедур Мета Модели, известная как «техника смещения референтного индекса» (стр.89) включала в себя лингвистический сдвиг, в котором одно местоимение заменялось на другое. В примере, приведенном Бэндлером и Гриндером, говорится о женщине, которая жаловалась: «Мой муж не ценит меня…Мой муж никогда не улыбается мне». Для «смещения референтного индекса» её спросили: «Когда вы не улыбаетесь своему мужу, всегда ли это означает, что вы не цените его?» Вопрос задавался с целью помочь женщине сместить точку зрения таким образом, чтобы она могла лучше понять и отреагировать на обобщение, которое делала.
Одним из других феноменов, изученных в это время, был опыт «одновременного индекса», или множественного индекса, при котором человек мог встать на точку зрения нескольких людей одновременно.
Во втором томе «Структуры магии» (1976) Гриндер и Бэндлер определили понятие «мета позиции» как первичной стратегии разрешения внутреннего конфликта, понимания динамики взаимодействия и реагирования на свои собственные внутренние процессы. В качестве стратегии разрешения внутреннего конфликта «мета» позиция включает в себя принятие точки зрения «над» и «между» противоборствующими внутренними частями или «полярностями».
Другим предшественником развития позиций восприятия в НЛП было понятие дисасссоциации. «Диссассоциированное» состояние обычно определяется как состояние «отделенности от » или «неассоциированности в » конкретный опыт. В НЛП «ассоциированное» состояние относится к испытыванию ситуации или события так, как будто вы проживаете то, что происходит, так, что вы видите все своими глазами, чувствуя свое тело и эмоции, слыша своими ушами, ощущая запахи и вкус, которые были в то время. «Диссассоциированный» опыт включает наблюдение за собой с точки зрения стороннего наблюдателя, как будто вы наблюдаете за своим поведением сидя перед экраном кино или видео.
Понятие диссассоциации, которое пришло в НЛП вместе с гипнотерапевтическими опытами Милтона Эриксона, часто применяется для того, чтобы помочь людям более эффективно справляться с трудными или болезненными ситуациями. Бэндлер и Гриндер адаптировали применение Эриксоном диссассоциации, отбросив необходимость гипноза как части некоторых терапевтических техник. Техника ВК диссоциации в НЛП, например, является глубоким и действенным методом, чтобы помогать людям справляться с фобиями, травмами и стрессом.
Некоторые из этих техник требуют множественных диссассоциаций. Например, человек может испытывать «двойную» или «тройную» диссоциацию (как это используется в технике ВК диссоциации). «Двойная» диссассоциация вовлекает человека в наблюдение за своими действиями.
Бейтсон также утверждал, что наш опыт «Я» является функцией (а не вещью или «номинализацией») и имеет способность расширяться до других частей мира. Автогонщик, например, расширяет свое ощущение себя, чтобы включить автомобиль, который он или она ведет, и слепой человек расширяет свое ощущение себя, чтобы включить его или ее трость. Таким образом, мы можем расширить свое ощущение себя или «Я», чтобы включать объекты, людей или всю систему. Значит, мы можем идентифицировать себя со многими вещами вокруг нас.
Через понятие о позициях восприятия Делозье и Гриндер сделали попытку соединить понятие Бейтсона о «Я» как о «функции» и создать внутренне последовательное описание петли коммуникации между индивидуумами, находящимися во взаимодействии, путем определения каждой позиции в отношении другой. «Позиция восприятия» является, по существу, особой перспективой или точкой зрения, с которой человек воспринимает ситуацию или взаимоотношение. Новый Код НЛП определяет три основные позиции, которые может принять человек в восприятии конкретного опыта. Первая позиция включает в себя восприятие опыта своими собственными глазами, ассоциацию в точку зрения «первого лица». Вторая позиция включает в себя получение опыта, как если бы человек находился в «мокасинах другого человека». Третья позиция означает, что мы делаем шаг в сторону и воспринимаем взаимоотношения между нами и другими с позиции «наблюдателя». Понятие четвертой позиции было добавлено позднее как термин для описания всей системы или «поля отношений» (в смысле общего «мы»), полученное из синтеза всех трех позиций.
Основание для различных позиций восприятия исходит из факта, что опыт отношений всегда включает в себя более чем одного индивидуума в петле коммуникации. Способность понимать петлю коммуникации, отливы и приливы событий, которые возникают внутри петли, является мощным инструментом, дающим возможность людям улучшать коммуникацию и достигать экологичных результатов. Даже когда участники петли коммуникации не согласны друг с другом, их взаимоотношение улучшается и создается возможность будущего сотрудничества, когда они в состоянии смещать позиции восприятия во взаимоотношении по направлению к взаимодействию. Это смещение позиций восприятия упоминается как «тройное описание», поскольку здесь находятся, по меньшей мере, три различные позиции, возникающие внутри петли коммуникации в любое время: позиция я/меня (первая позиция), другого человека (вторая позиция) и свидетеля взаимодействия между этими двумя (третья позиция).
Один из наиболее полезных аспектов переформулировок, предложенных Делозье и Гриндером, состоял в том, что они обеспечили операционный процесс, при котором люди могут входить и проживать каждую позицию, которая может быть связана с особыми языковыми паттернами, физиологией и внутренними репрезентациями (тремя первичными операторами НЛП). Также как и другие определения НЛП, позиции восприятия характеризуются особыми физическими, когнитивными и лингвистическими паттернами.
Эти паттерны суммированы в следующих описаниях:
Развитие четвертой позиции
Четвертая позиция включает в себя синтез других трех позиций, давая ощущение «быть всей системой». Она включает в себя идентификацию с системой или самим взаимоотношением, давая опыт быть частью коллектива, характеризующуюся такими формами языка, как «мы» (первое лицо множественного лица).
Первое явное использование «четвертой позиции восприятия» произошло в процедуре Мета Зеркала (Дилтс, 1988, 1990, 1992), разработанного Робертом Дилтсом как результат серии семинаров » Синтаксис Поведения», которые он провел вместе с Джоном Гриндером в 1988 г.
Появление понятия пространственной сортировки и психогеографии (физиологических эффектов физического местоположения) в НЛП (Дилтс, 1987, 1990) вместе с позициями восприятия принесло новое развитие понятиям НЛП о позициях восприятия, раппорте и опыте «мы». Можно легко продемонстрировать, что смещение «психогеографии» человека во время коммуникации с другим резко изменит восприятие взаимоотношений. Позиция стоя или сидя лицом к лицу, например, удерживает фокус внимания строго на восприятии «Я» и «ты». Позиция сидя бок о бок способствует переживанию ситуации в качестве партнеров в рамке «мы».
Использование психогеографии для создания опыта соединенности с другим человеком, разделения восприятия партнеров и оперирования единицей «мы» является явным шагом как Мета Зеркала, так и Мета Карты процессов Лидерства.
Процесс Духовного исцеления, разработанный Дилтсом и МакДональдом для программы «Инструменты Духа» (впервые проведенной в 1992 г.), соединил в себе состояние «духовной целостности» как дополнительного элемента «четвертой позиции». «Духовная целостность» была определена как «чувство пребывания частью большей системы, чем мы являемся» (Дилтс & МакДональд, 1997). Эта четвертая позиция была использована для создания «духовно продленных» 1-й, 2-й и 3-ей позиций. Привнесение силы этой четвертой позиции обратно в первую позицию дает чувство, что другие являются «продолжением» меня самого. Привнесение этого во вторую позицию дает опыт быть «единым с» другим человеком. Присоединение четвертой позиции к третьей позиции дает осознание, что взаимодействие, имеющее место между первой и второй позициями, есть «часть » гораздо более обширной системы.
Опыт прочувствования «мы» в четвертой позиции также был усилен исследованием Соматического Синтаксиса (Дилтс & Делозье, 1993, 1996).
Понятие Стефена Гиллигена об отношенческом поле, введенное в НЛП через серию семинаров «Любовь перед лицом насилия» (проведенных с Робертом Дилтсом), добавило больше акцента опыту «мы».
Другие перспективы в отношении понятия четвертой позиции в НЛП включают то, что предположили Питер Врица и Ян Ардуй (1994), которые связывают это со «свидетельствованием понимания, объемлющем и выходящим за пределы всех позиций», и Роберт МакДональд (1998), который ассоциирует позиции восприятия с различными «уровнями понимания», возражая, что четвертая позиция является в действительности не «позицией» вообще, а результатом на стадии становления взаимодействия между другими позициями.
В «Энциклопеди системного НЛП и нового кода НЛП» (Дилтс, Делозье и Эпштейн), которая скоро выйдет, «четвертая позиция» определяется так:
Помещенный ниже процесс «Генеративного НЛП» был впервые разработан Робертом Дилтсом (GTC, Лондон, 1998). Позднейшие улучшения были добавлены им и Робертом МакДональдом для семинара «Групповой Разум, Командный Дух». Цель этого процесса заключается в разделении и увеличении опыта ресурсных состояний путем их изучения с различных позиций восприятия. Процесс дает опыт четвертой позиции через со-создание «прочувствованного смысла схожести» между людьми, которое явно выводится из пребывания в других трех позициях восприятия. Процесс соединяет принципы пространственной сортировки, психогеографии и Соматического Синтаксиса.
2. Стоя лицом к своему партнеру, продемонстрируйте это движение ему или ей, и, оставаясь в своей первой позиции, наблюдайте за движением своего партнера. Находясь на своей собственной точке зрения, имитируйте движение своего партнера.
3. Затем поменяйтесь местами и «войдите в мокасины» (войдите во вторую позицию) своего партнера. Сделайте движение вашего партнера «как если бы» вы действительно были этим человеком. Заметьте, как ваш опыт в этом движении различается.
4. Войдите в позицию наблюдателя (третья позиция) и осознайте общность и различия между движением и ресурсом вашего партнера и вашими собственными.
6. Будучи парой, найдите другую пару и повторите ту же процедуру; в этот раз вы используете движение, созданное вами в паре. Затем повторите это опять в четверке и т.д. пока не найдете общее движение вместе со всей группой.