Метеостанция что это такое для детей
Метеостанция в детском саду как эффективное средство экологического воспитания детей
Виктория Большакова
Метеостанция в детском саду как эффективное средство экологического воспитания детей
Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Детский сад ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности. Дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, ранее неизведанного. Дети в силу свое возраста очень любознательны, постоянно интересуются различными вопросами, связанными с определением характера погоды, с сезонными изменениями, происходящими в природе, климатическими условиями. Наша задача, как педагогов создать условия для самостоятельного нахождения ответов на вопросы воспитанников, что способствует развитию познавательной активности.
Наш детский сад решил не останавливаться на общеизвестных способах
экологического воспитания детей. На территории детского сада
установлена метеостанция. Она стала важной составной частью работы
по экологическому воспитанию дошкольников.
Метеостанция дала возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Обеспечила проведение наблюдений, практических работ, организацию систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе.
Перед педагогами появились ряд задач,требующих решения:
— заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий.
— сформировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
— познакомить детей с приборами –помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, ветряным рукавом, солнечными часами;
— обучить детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
К чему и приступили незамедлительно педагоги старших и подготовительных групп.
На территории нашего детского сада метеостанция выполнена компактно, что позволяет детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдения за изменением параметров погоды, а также наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов парка в зависимости от времени года.
Наша метеостанция включает в себя
Метеорологическая будка Будка служит для защиты приборов от осадков, сильного ветра и солнечной радиации.
При помощи метеорологической будки используя термометр, находящийся в ней и термометр находящийся под прямыми лучами солнца, появляется возможность сравнивать с детьми температуру на солнце и в тени, анализировать полученные результаты, проводить наблюдения за изменениями в зависимости от времени суток, погодных условий, времени года.
Дождемер – используется для измерения количества выпавших осадков. Используя дождемер, имеющий определенную емкость с измерительной шкалой, детки смогут измерять количество осадков.
Древнейшее приспособление для определения времени, они состоят из циферблата и стержня, тень которого, перемещаясь по циферблату вследствие движения солнца, показывает солнечное время. Ежедневно во время прогулки на метеостанции проводятся наблюдения за погодой. Данные заносятся в специально разработанный календарь наблюдений условными знаками. Флюгер позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.
Стенд «Визуализатор погоды» позволяет осмыслить данные измерительных метеоприборов, осмыслить понятия времени и сезонности. Позволяет проследить изменения в природе, целесообразней его использовать в совокупности с календарем природы, который находится в групповых комнатах нашего доу, а также при помощи дневника наблюдений, который можно завести самостоятельно и каждый день схематично вписывать вместе с детьми результаты получение на метеостанции.
Меловой стенд: Чтобы упростить работу воспитателю и облегчить восприятие новой информации для дошкольников. На стенде можно вести записи и рисовать. При помощи магнитов удобно размещать демонстрационные материалы по теме занятия.
рисуйте и изучайте с малышами условные обозначения осадков, тумана, изморози и т. д. ;
показывайте вектором динамику температуры воздуха: стрелка вверх — жарче, чем вчера, стрелка вниз — холоднее;
Ловец облаков – простейший в использовании прибор.
С помощью ловца облаков дети научатся собирать информацию и сопоставлять уже имеющиеся показатели, делать простейшие метеорологические прогнозы. Применение этого прибора формирует у детей представление о природе образования и разнообразии облаков. Учит сопоставлять полученные и имеющиеся данные методом сравнения, делать краткосрочные прогнозы погоды.
Уютный уголок на метеостанции с удобной лавочкой и столиком для экспериментирования, рисования, записей в дневнике наблюдений и отдыха.
Кормушка для птиц развивает чувство заботы об окружающей природе, позволяет вблизи наблюдать за птицами, изучать их повадки, узнавать их по расцветки оперения.
Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А у детей вызвало огромный интерес снятие показаний с приборов и составление прогнозов.
Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода.
Такая метеостанция в детском саду, поможет разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий.
Назначение и функции метеостанций
Погодные условия — глобальный фактор, влияющий на каждого человека. Метеорологические исследования позволяют не только отслеживать текущую погоду в регионе, но и делать прогноз на ближайшее время. Получать информацию о погодных условиях можно при помощи компактного бытового прибора — домашней метеостанции.
Общие сведения
Метеостанция — это учреждение, в котором проводятся метеорологические измерения и исследования. На станции проводится непрерывное наблюдение за погодой и климатом.
В настоящий момент все измерительные процессы осуществляются посредством высокоточного электронного оборудования. Поэтому современные метеостанции — предельное компактная система датчиков и измерительных приборов. С их помощью можно получить подробное представление о текущих погодных явления, а также сделать достоверные прогнозы.
Информацию о климатических показателях можно получить через Интернет, а также посредством различных СМИ. В этих целях может использоваться домашняя погодная станция — компактный бытовой прибор, отображающий информацию о погоде, полученную из гидрометцентра.
Существуют также детские метеостанции. Они предназначены для наблюдения за погодными условиями детьми. Занятие носит наполовину игровой характер, но в то же время позволяет ребенку получить представление об основных атмосферных явлениях, научиться разлить виды атмосферных явлений.
Домашние метеостанции
Бытовая погодная станция — электронный прибор для отслеживания основных метеорологических показателей. Большинство моделей представляют собой компактный прибор с жидкокристаллическим дисплеем, на котором отображаются данные о метеоситуации.
Бытовые станции оборудуют следующими компонентами:
В зависимости от конструкции метеостанции классифицируют на аналоговые (механические) и электронные. Аналоговые модели обычно имеют деревянный корпус. Информация о погоде отображается за счет встроенного механического барометра и термометра. Главный минус таких моделей заключается в том, что они отображают температуру и другие показатели только внутри помещения.
Электронные метеостанции оснащают выносными датчиками, которые необходимо размещать на улице. Также существуют бытовые аппараты, которые отображают информацию из гидрометцентра, получая ее через Интернет. Такие приборы считаются менее точными, так как метеорологические показатели могут отличаться в разных регионах.
Предназначение и функции
Основная задача домашней метеостанции сведена к сбору и отображению информации о текущей метеорологической обстановке. Компактное устройство предоставляет информацию о температуре и влажности воздуха, наличии и объеме осадков, скорости ветра. Более продвинутые модели бытовых метеостанций поддерживают дополнительные функции.
Большинство метеостанций оснащены собственной памятью или разъемом для SD-карт. Благодаря этому можно хранить данные о погодных условиях за последние несколько месяцев или лет.
Критерии выбора
При выборе бытовой метеостанции следует учитывать ряд критериев. В первую очередь стоит брать во внимание список поддерживаемых функций. Еще один ключевой фактор — наличие выносных датчиков. Такие устройства позволяют получать более точные данные про погодные условия, характеризуются минимальным уровнем погрешности.
Также необходимо обратить внимание на следующие критерии:
С учетом функций и характеристик можно выбрать бытовую метеорологическую станцию на основе личных предпочтений и потребностей. Помимо технических параметров стоит также брать во внимание стоимость аппарата.
Детские метеостанции
Метеостанция для детей — это миниатюрная версия настоящей метеорологической станции. Она предназначена для наблюдения за погодой ребенком в игровой форме. Несмотря на то, что такие станции отличаются от настоящих, они имеют немало сходств.
Сходства и различия
Проще всего определить, что такое детская метеоплощадка, путем сравнения с настоящей. Это комплекс измерительных приборов и приспособлений, которые используются для наблюдения за метеорологическими условиями и метеорологического прогнозирования. Детская погодная станция позволяет отслеживать температуру воздуха, скорость и направление ветра, уровень влажности, количество выпавших осадков.
Для этого в детской метеостанции предусмотрены:
Большинство из описанных приборов можно приобрести по отдельности, либо в комплекте. Ключевым отличием от профессиональных метеостанций заключается в отсутствии сложных элементов, работа с которыми может затруднить ребенка. Еще одно отличие — более низкая точность при прогнозировании. Однако при выполнении детских занятий это нельзя считать критичным недостатком.
Польза детской метеостанции
Несмотря на игровой характер, работа с детской метеостанцией имеет мощный развивающий потенциал. Практически все дети интересуются характером и причинами тех либо иных погодных условий. Занятия с использованием метеостанций позволяют ребенку получить подробное представление о метеорологических явлениях, особенно, если процесс будет сопровождаться пояснениями со стороны взрослых.
Дети, играя с миниатюрной метеостанцией:
Игры с метеостанцией способствуют формированию активного интереса к процессу обучения. Это особенно важно для детей старшего дошкольного возраста, которым в скором времени предстоит менять основную форму деятельности с игровой на обучающую.
Где используются детские метеостанции
Детские метеостанции подходят как для индивидуальной, так и групповой работы. Их можно использовать в бытовых условиях вместо обычных детских игрушек. Также их активно применяют в детских образовательных учреждениях. В школах метеостанции используют при проведении уроков естествознания, экологии и аналогичных дисциплин. Аналогичным образом их задействуют в детских тематических кружках.
Покупка или самостоятельное изготовление
Далеко не всегда метеостанция для детей — это набор сложных высокоточных измерительных приборов.
Сформировать представление об основных погодных и климатических процессах можно с использованием приспособлений, изготовленных собственноручно. Также в этих целях применяют специальные детские наборы, которые можно приобрести в магазинах игрушек.
Метеостанция собственными руками: плюсы и минусы
Создать миниатюрную площадку для метеорологических наблюдений можно с помощью подручных материалов. В Интернете довольно много мастер-классов с пошаговыми инструкциями. С их помощью можно сделать детскую метеостанцию с минимальными затратами.
К их преимуществам относятся:
Недостатком детской метеостанции собственного изготовления считается минимальная точность и ограниченная функциональность. К тому же, чтобы сделать площадку собственноручно, потребуются расходные материалы, инструменты и навыки их использования.
Какую метеостанцию приобрести для ребенка
Оптимальный вариант — покупка детского игрового набора для наблюдения за погодой. Это упрощенная версия настоящей метеостанции, которая работает по аналогичному принципу. Набор содержит все необходимые приспособления для определения основных погодных показателей.
Детские наборы для метеорологических наблюдений изготовлены из гипоаллергенных материалов, поэтому абсолютно безопасны. Их можно использовать для индивидуальных или групповых занятий. В комплекте поставляется подробная инструкция, которая поможет правильно выполнять замеры и вести метеорологический журнал.
Заключение
Метеорологические станции предназначены для подробного изучения и прогнозирования погоды. Большой популярностью пользуются бытовые метеостанции. С их помощью можно получать достоверную информацию о погодных условиях в электронно-цифровом формате. Существуют также детские метеостанции, которые используются в игровых и образовательных целях. Они представляют собой миниатюрную копию настоящей метеостанции и похожим набором измерительных приборов.
Видео по теме
Проект «Метеостанция в ДОУ»
Инна Москвитина
Проект «Метеостанция в ДОУ»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад
№20, ст. Голубицкая, Краснодарского края.
Проект » Юные метеорологи»
Составила воспитатель: Москвитина И. А.
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.
Детство это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.
Экологическая развивающая среда должна способствовать:
— познавательному развитию ребенка;
— формированию нравственных качеств;
— формированию экологически грамотного поведения
Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.
у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
— познакомить с профессией метеоролога;
— формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
— познакомить детей с назначением метеорологической станции;
— познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
— обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
— формировать представления о четырех частях света.
Возраст детей, на которых рассчитан проект:
Подготовительная к школе группа.
обозначение цели проекта;
постановка задачи данного проекта;
определение сроков проведения проекта;
составление плана работы над проектом.
изготовление приборов – помощников;
работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;
подготовка отчета с презентацией.
развить умение детей работать с приборами, составлять прогноз погоды;
иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света;
знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.
Запланированные формы работы по проекту:
2. Наблюдения в природе
3. Книга народных примет
5. Чтение художественной литературы
6. Дидактические игры
7. Сюжетно-ролевые игры
9. Работа с родителями
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Для наблюдения за погодой будут использованы традиционные приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы).
Все показания приборов будут фиксироваться в дневнике погоды, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.
Таким образом, работа на метеостанции позволит детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:
— наблюдать за небом и облачностью,
— с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра,
— с помощью флюгера определять стороны света и направление ветра,
— измерять количество осадков с помощью дождемера,
— определять температуру воздуха с помощью термометра,
— с помощью барометра делать предполагаемый прогноз погоды,
— сообщать прогноз погоды педагогам, родителям.
Перспективный план работы над проектом
Название мероприятия Задачи мероприятия Форма проведения
Что такое метеоплощадка? Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием. Презентация.
Что такое погода? Продолжать знакомство с погодными явлениями Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление»
Народные приметы Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду Беседа с использованием «Календаря природы», «Православного календаря»,
Загадки планеты Земля
Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца Беседа-путешествие
Что такое компас? Формировать представление о частях света, познакомить с компасом Экскурсия в парк
Откуда дует ветер? Обучать детей работе с компасом Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада
Измерение осадков. Познакомить со способами измерения осадков. Занятие на
Какие бывают термометры? Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром Занятие на
Чем измерить скорость ветра? Познакомить со способами определения скорости ветра Занятие на
Для чего нужен барометр? Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним Занятие на метеоплощадке
Какая бывает почва. Познакомить с проницаемостью разных видов почвы. Занятие на метеоплощадке
Мы – юные метеорологи Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке. Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений
Работа на метеоплощадке Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов. Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений
Работа с родителями
1. Создание родителями картотеки «Народные приметы о погоде»
Выяснить возможность предсказания погоды по народным приметам
и возможность применения теории вероятности к предсказанию прогноза
2. Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.
Формирование у детей представлений о метеорологических приборах и их значение в жизни человека
Оборудование метеоплощадки на территории ДОУ.
Краткое описание специального оборудования детской метеостанции:
Барометр – прибор для измерения атмосферного давления, изменение
которого предвещает перемену погоды.
Термометр – для измерения температуры воздуха в тени.
Термометр – для измерения температуры воздуха на солнце.
Флюгер – прибор для определения направления и силы ветра.
Осадкомер – служит для измерения количества осадков.
Солнечные часы – позволяют детям учиться определять время по солнцу в
Аналитический этап проекта.
Запланированные мероприятия были выполнены. Особенно интересными для детей оказались практические работы на метеостанции.
Мама Фараоновой Ани подготовила для детей презентацию «Народные приметы о погоде».
С помощью родителей были созданы своими руками метеоприборы и оформлена площадка для метеостанции, уложена тротуарная плитка, высажены цветы.
Метеостанция на участке детского сада Фотоотчет «Метеостанция» В нашем детском саду разработана программа муниципальной экспериментальной площадки по теме: «Экологическое воспитание.
Лэпбук «Метеостанция» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию очередной лэпбук. Лэпбук предназначен для формирования представлений у детей среднего и.
Оформление участка «Метеостанция своими руками» Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения,.
Метеостанция в детском саду Порой нам, взрослым, так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть, как изменяется небо перед дождем, чувствовать, как усиливается.
Метеостанция — этап экологической тропы В системе дошкольного образования можно использовать разнообразные формы экологического воспитания детей дошкольного возраста, среди которых.
Мини-проект для детей старшего дошкольного возраста «Метеостанция» Мини-проект для детей старшего дошкольного возраста «Метеостанция» Подготовил: Воспитатель Ошаровская О. В. Актуальность: Современный дошкольник.
Метеостанция. Мастер-класс Расскажу и покажу, как мы сделали метеостанцию для нашего участка Для начала вырезали из фанеры заготовки кроны дерева Раскрасили в.
Проект «Метеостанция в детском саду» Проект «Метеостанция в детском саду» Введение «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.
Оформление участка «Метеостанция и солнечные часы» Солнечные деньки детворы на участке детского сада Лето, ах лето… Это любимое время года всех людей и особенно детей. Детский сад для каждого.
Презентация «Метеостанция в ДОУ» Метеостанция в ДОУ. Иногда нам так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть, как изменяется небо перед дождем, чувствовать, как.