Методический кабинет что это такое
Методический кабинет
Татьяна Ушаткина
Методический кабинет
Методическая работа в детском саду – это, в первую очередь, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, это творческая работа, в которой методист осуществляет практическое обучение воспитателей методам и приемам новых образовательных технологий, это повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала воспитателей.
Методический кабинет, его содержание и оформление – это не только информационное поле дошкольного учреждения, но и современные технические средства, единый стиль оформления, продуманность выставок и материалов из опыта работы педагогов, комфортность для всех участником учебно-воспитательного процесса.
Я постаралась учесть все аспекты и за год своей работы в должности старшего воспитателя методический кабинет стал выглядеть следующим образом…
Мое рабочее место оборудовано компьютером, двумя принтерами (с монохромной и цветной печатью, музыкальными колонками.
В соответствии ФГОС приобрели методическое обеспечение
распечатали на цветном принтере и приобрели дидактическое обеспечение
все дидактическое обеспечение разложено по лоткам в соответствии с областями по ФГОС
библиотечно-информационное обеспечение тоже было разделено по областям
полки с периодикой (Дошкольное воспитание) и папки с номенклатурой дел старшего воспитателя.
оборудование для познавательно-исследовательской деятельности
консультативный пункт для родителей, дети которых не посещают д/сад
нормативные документы и опыт работ воспитателей
рабочее место для педагогов
стенд для информации
выставка литературы по годовым задачам и темам календарного планирования
место наших совещаний
мебель правда вся советских времен, но будем надеяться, что и на нашей улице когда-нибудь будет праздник, а вместе с ним и новая функциональная мебель, технические средства обучения и многое другое, так нужное нам в работе с детьми.
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается.
Мой методический кабинет Методическая работа в детском саду – это, в первую очередь, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, это творческая.
«Методический кабинет как информационное пространство и творческая педагогическая лаборатория»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 компенсирующего вида Красносельского района
(ГБДОУ детский сад № 26)
«Методический кабинет как информационное пространство и творческая педагогическая лаборатория»
Саво Инна Леонидовна,
Описание опыта работы
Дизайн – проект методического кабинета ГБДОУ детского сада № 26
Памятка по созданию фонда методического кабинета
Анкета для педагогов ДОУ
«Улучшение качества работы методического кабинета ДОУ»
Фотоотчет работы творческой группы по 75-летию снятия блокады Ленинграда – Лэпбук и макет «Дорога жизни»
АННОТАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ОПЫТА
— нормативно – правовой документацией;
— медиатекой: подборка презентаций по ознакомлению детей с искусством, презентаций проектов с родителями, записи праздников, открытых мероприятий; методических рекомендаций по 5 образовательным областям и сезонам, фонд мультфильмов
годовой план, картотека кадров, планы на месяц, планы-графики и др.)
— выставками по сезону и этнокалендарю.
Методический кабинет является творческой лабораторией электронных наработок творческих групп педагогов для организации образовательного процесса и оптимизации календарного планирования. Созданы картотеки по опытно-экспериментальной деятельности во всех возрастных группах, разрабатывается карточное планирование прогулок, созданы шаблоны календарного планирования на учебный год, рекомендации для родителей по знакомству с Красносельским районом, Лэпбуки по знакомству с художественной литературой и к 75-летию снятия блокады Ленинграда. Работа творческих групп способствует формированию творческого потенциала педагогов, их коммуникативной культуры, умению анализировать источники и планировать деятельность с детьми в соответствии с современными требованиями.
Все разработанные коллективом методические рекомендации и практические разработки находятся в фонде методического кабинета в свободном пользовании для педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников.
Приоритетными задачами методической работы современного образования являются:
повышение качества образовательного процесса;
повышение профессионального уровня подготовки педагогов;
развитие профессиональной компетентности (методической, информационной, коммуникативной, аналитической, проектировочной и др.);
формирование инновационной направленности деятельности педагогического коллектива, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении эффективного педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки в практику, в овладении педагогами такими видами деятельности, как моделирование, проектирование, конструирование, прогнозирование и др.;
обогащение образовательного процесса современными инновационными педагогическими технологиями, формами и методами развития и воспитания;
организация работы по изучению новых образовательных программ, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Образовательного стандарта для детей с ОВЗ и Профессиональных стандартов «Педагог» и «Педагог-психолог»;
оказание индивидуальной и дифференцированной консультационной методической помощи педагогам в вопросах профессионального самообразования;
стимулирование педагогического творчества на основе изучения мотивов творческой профессиональной деятельности;
методическое сопровождение экспериментальной, инновационной, исследовательской, проектной деятельности и др.
Все эти задачи решаются не только с помощью методических мероприятий, проводимых в рамках Годового плана, но и с помощью материалов фонда методического кабинета.
Являясь образовательной средой ДОУ, методический кабинет – составляющая часть организационно-образовательной работы старшего воспитателя (30% его деятельности), способствующей непрерывному профессиональному образованию педагогического коллектива в условиях введения ФГОС ДО и Профессиональных стандартов «Педагог», «Педагог-психолог».
Методический кабинет доступен каждому педагогу и родителям (законным представителям) воспитанников, имеет целесообразный график работы. Оборудование и оснащение тщательно продумано и систематизировано, ориентировано на всех участников образовательного процесса. Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, его следует рассматривать как творческую лабораторию, где каждый получит конкретную практическую помощь.
Содержание его фондов направлено на:
— знакомство с современной нормативно-правовой базой, регулирующей деятельность образовательной организации;
— реализацию Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием) и по мере поступления слепых детей;
— знакомство педагогов с современными образовательными технологиями;
— развитие творческого потенциала педагогического коллектива.
Цель работы : показать возможности модернизации условий методического кабинета для создания единого информационного пространства и повышения творческого потенциала педагогических компетентностей педагогов ДОУ.
— способствовать созданию условий в методическом кабинете для обеспечения мотивации и активности педагогического коллектива в непрерывном саморазвитии с использованием современной информационно-коммуникационной технологии и технических средств обучения (виртуальный методический кабинет – блог старшего воспитателя и сайт ДОУ; медиатека, видеотека ) ;
— обеспечивать мобильность информационной зоны кабинета: постоянное обновление стендов с оперативной информацией о деятельности ДОУ, периодических и постоянных выставок, новинок методической литературы и нормативных документов;
— развивать творческий потенциал педагогов за счет создания методических продуктов, позволяющих модернизировать планирование образовательной деятельности и организацию образовательного процесса в целом с учетом требований ФГОС ДО.
— вносить в фонд методического кабинета творческие разработки педагогов для их эффективного использования в организации образовательной деятельности ДОУ.
1.2. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА
Успешность и качество работы педагогического коллектива во многом зависит от продуманной и грамотно выстроенной методической работы. Главное в деятельности старшего воспитателя – оказание конкретной практической помощи педагогам в совершенствовании форм и методов работы с дошкольниками с учетом современных требований. Методическая работа направлена на формирование педагогического коллектива единомышленников, объединенных едиными целями, где внедряется лучший педагогический опыт воспитания и развития. Центром всей работы детского сада является методический кабинет – копилка традиционных форм работы, новаций и инноваций в дошкольной педагогике. Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, его следует рассматривать как творческую мастерскую, где участники образовательного процесса могут получать конкретную практическую помощь и пополнять фонд наработками творческих групп для совершенствования образовательного процесса ДОУ.
Фонд кабинета создан с учетом современных требований ФГОС ДО : систематизирован по 5 образовательным областям и коррекционной деятельности. Имеется фонд методической литературы, детской художественной литературы. Создаются выставки по сезону, с учетом государственных праздников, новинки методической литературы, «Готовимся к педагогическому совету» и др. Имеется нормативно-правовая база (федеральная, региональная, ДОУ) и диагностический материал.
Анализ посещения педагогами методического кабинета показал:
— пользуются электронными источниками, полученными через корпоративную почту ДОУ и на жестком диске – 96% ;
— отслеживают информацию на стендах – 96%
— пользуются медиатекой (диски мультфильмов, аудиозаписи звуков природы, фондом презентаций) – 85%
— используют в своей работе практические наработки творческих групп – 100%.
— используют материалы фонда на бумажном носителе – 50%
Таким образом, аналитические данные показывают, что современные педагоги стали эффективно использовать информационные ресурсы в своей работе и меньше на бумажном носителе в фондах методического кабинета. Наработки творческих групп используются всеми педагогам при планировании и организации образовательной работы.
Современные требования и новые нормативные документы требуют от деятельности старшего воспитателя реализовывать основные принципы и современные подходы к оснащению методического кабинета:
— соблюдение требований к содержанию и оформлению материала с учетом нормативно – правовой базы, регламентирующей деятельность дошкольного образования;
— доступность фонда для повышения профессионального уровня педагогического коллектива и его развития;
— системность и продуманность расположения материала для удобства пользования фондом:
Рассмотрим методический кабинет с двух позиций: информационное пространство и творческая лаборатория.
Одной из составляющих информационного пространства методического кабинета является стендовый материал, который позволяет коллективу заранее ознакомиться с планами образовательной и оздоровительной работы ДОУ и выстроить свой график работы.
На первом методическом стенде представлена следующая информация:
— задачи годового плана;
— план работы на месяц в рамках годового плана;
— план Совета охраны жизни и здоровья воспитанников;
— план мероприятий Информационно-методического центра;
— повестка педагогического совета и решение предыдущего педсовета:
— статистические данные по образованию и повышению квалификации педагогических и руководящих кадров;
— схемы, раскрывающие подходы к организации образовательного процесса с учетом ФГОС ДО.
2-ой стенд освещает современные требования к проведению аттестации педагогических кадров: нормативно-правовую базу, требования к оформлению документации на соответствие занимаемой должности, на 1 и высшую квалификационную категорию, рекомендации по составлению индивидуальной папки аттестуемого.
3-ий стенд показывает достижения коллектива и отдельных работников в течение учебного года: грамоты за достижения и информация по наградам, печатным работам, проведению открытых мероприятий, практики студентов, активное участие в педагогических советах, благоустройстве. Данная информация наглядно показывает, как коллектив проявляет свою активность и за что каждый получает баллы для эффективного контракта.
В Профессиональном стандарте «Педагог» написано: «Каждый педагог детского сада должен владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста», поэтому актуален вопрос системного использования ИКТ не только для работы с детьми, но и для методической поддержки педагогов.
Информационной составляющей кабинета для методической поддержки педагогов и родителей (законных представителей) является создание медиатеки.
В фонде кабинета имеются следующие информационные ресурсы:
— Что необходимо знать о законе «Об образовании в Российской федерации?»
— ФГОС ДО для воспитанников с нарушением зрения
— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах
— Законодательные основы функционирования дошкольной образовательной организации
— локальные и должностные инструкции работников дошкольной организации
Методические информационные материалы для качественного проведения совместной деятельности с воспитанниками
— записи звуков природы;
— диски с народными играми ;
— подборка мультфильмов для показа детям;
— подборка презентаций для показа детям и методические рекомендации по 5 образовательным областям;
— образцы для конструирования;
Сведения об образовательном процессе
— видеофильмы деятельности воспитателей и специалистов с детьми и родителями;
— записи досуговой деятельности.
— система организации деятельности учителя по охране зрения в условиях общеобразовательной школы;
— материалы семинара для специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— развивающие игры для коррекции зрительных нарушений;
— материалы семинара в школе № 1 Кировского района для обучающихся с нарушением зрения
— материалы, получившие призовые места на городском конкурсе «ИРИС»
В помощь планирования образовательного процесса
— электронные книги и варианты планирования на каждую возрастную группу;
В помощь проведения педагогического наблюдения и диагностики
Медиатека находится в стадии оформления и пополнения материалами
Виртуальный методический кабинет – форма сетевого взаимодействия, интерактивного общения педагогов, родителей (законных представителей), виртуальное методическое пространство, позволяющее педагогам обмениваться информацией, высказывать свою точку зрения, получить консультацию по интересующему вопросу, поделиться полезными ссылками. Среди основных достоинств следует отметить : мобильность, доступ к информации в любое время суток; оперативная помощь вновь поступившим педагогам; составление электронной базы образовательных технологий и диагностических инструментов, совместный поиск решения проблем, работа в исследовательских и творческих микрогруппах и макрогруппах, публикации.
Современный педагог – педагог, владеющий приемами работы с интернет – источниками. Создание виртуального помощника в работе с воспитанниками, родителями (законными представителями) стало одой из моих задач.
Сайт ДОУ – это виртуальная образовательная среда, позволяющая педагогам:
систематизировать, хранить и обмениваться необходимой, дидактической и методической информацией с родителями (законными представителями), а старшему воспитателю предлагать методические разработки воспитателям для реализации рабочей программы в рамках комплексно-тематического планирования;
своевременно получать, предоставлять консультации по возникающим вопросам методического характера;
осуществлять тьютерскую методическую поддержку вновь поступившим педагогам;
разрабатывать и представлять электронные образовательные ресурсы и т. д.
На страницах групп и специалистов имеются ссылки с презентацией опыта педагогов, консультации специалистов (ежемесячно ) и педагогов (по мере необходимости) для родителей в соответствии с темой годового плана и их запросами.
Материалы сайта обновляются ежемесячно.
Схема дает представление о 5 образовательных областях и их направлениях.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ КАК ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ КАК ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
Методическая работа — часть системы непрерывного образования педагогов. Она должна быть ориентирована на достижение и поддержание должного качества повседневной воспитательно-образователь- ной деятельности в ДОО и предоставление педагогам возможности себя реализовать.
Центром всей методической работы является методический кабинет. Основной задачей методического кабинета является оказание методической помощи воспитателям и специалистам детского сада, создание условий для их профессионального роста, педагогического мастерства, побуждение педагогов на творчество и самореализацию, создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
При выборе форм методической работы важно учитывать стаж работы, возраст педагогов, их индивидуальные особенности, интересы.
Наиболее эффективные формы повышения профессионального уровня;
— курсовая подготовка (квалификационные курсы 1раз в три года);
— профессиональная переподготовка (годичная), у кого нет профессионального образования;
— участие в работе творческих групп;
— участие в профессиональных конкурсах;
— участие в методических объединениях.
С целью повышения профессионального мастерства педагогов мы используем педагогические формы, позволяющие раскрыть возможности каждого воспитателя: деловые игры, аукционы педагогического мастерства, лекции-дискуссии, тренинги, семинары, конкурсы профессионального мастерства, дискуссия, мастер-классы, поисково-творческие задания и др.
Остановимся на тех формах работы с педагогами, которые способствуют развитию
активности, творчества, пробуждения инициативы у педагогов.
Одна из таких форм методической работы
— это «Методические недели».
Тематика методической недели связана с планированием. В соответствии с темой методической недели, подбирается ее содержание, при этом используется принцип тематического планирования разных форм работы с педагогами, детьми и родителями воспитанников.
В ДОО стали традиционными следующие методические недели:
— Неделя науки. В течении недели на сайте ДОУ даются рекомендации родителям и педагогам об организации опытнической работы в центрах познавательно- исследовательской деятельности в детском саду и дома, педагоги совместно с родителями организуют с детьми познавательную деятельность через проведение различных опытов. Педагоги совместно с детьми своей группы организуют взаимопосещение других групп, организуют совместную презентацию с родителями о проведении различных опытов дома.
— Неделя музея. В каждой группе ДОО организованны мини- музеи. На «недели музея» педагоги совместно с детьми проводят взаимопосещения мини-музеев других групп, организуют презентации для детей других групп и родителей своих мини- музеев. С помощью Интернет-ресурсов воспитатели повышают свой профессиональный и культурный уровень, виртуально посещая музеи нашей страны.
— Неделя поэзии. Определяется тема недели (поэты-классики, стихи о временах года, стихи, посвященные году экологии и др.) Организуются семинары-практикумы, оформляются стенды, на сайте детского сада даются рекомендации по содержанию стихотворений и обучению детей выразительному чтению).
— Методические недели при подготовке к педагогическим советам, в течении которых проводятся консультации, семинары, открытые просмотры по теме педсовета. Такие методические недели позволяют провести сразу несколько форм работы с педагогами: семинар –практикум, открытые мероприятия, консультации, видео- презентации, выставки, взаимодействие с родителями и др.
Осуществление контроля отражает состояние дел в ДОО, позволяет выявить причины успехов или неудач и определить перспективу дальнейшей работы, даёт информацию для последующего, более длительного контроля и анализа в процессе тематической проверки или целевых
посещений. Контроль своей целью содержит оказание помощи педагогам, преду- преждающие возможные ошибки в педагогическом процессе. Таким образом, осуществление контроля повышает профессиональное мастерство воспитателей.
С повышением профессионального мастерства педагогов, мы чаще стали использовать самооценку воспитателей своей деятельности. Так при анализе планов воспитательно-образовательной работы педагоги заполняют карты самообсле- дования, выставляя самооценку при анализе своих планов, тем самым самостоятельно определяя сильные и слабые стороны содержания своих планов работы. Старший воспитатель проводит сводный анализ карт и выборочно проверяет некоторые планы воспитательно-образовательной работы, соотнося самооценку педагога со своей оценкой. Впоследствии такая карта становится памяткой для грамотного составления плана воспитательно- образовательной работы.
Одним из видов контроля становится: фотоотчет, когда педагоги предоставляют фотоотчет о проделанной работе с детьми по выполнению решений педсовета, о проведении методической недели, о работе с родителями и другие.
Инновационной формой работы с педагогами по повышению их профессионального уровня- стали дистанционные консультации, подго- товленные старшим воспитателем. Консультации выставляются на сайт ДОО для самостоятельного их изучения. Проверка по изучению того или иного материала осуществляется через продукты детской деятельности и содержание планов воспитательно-образовательной работы.
Повышению профессионального мастер- ства педагогических кадров способствует участие в районных творческих и профессиональных конкурсах районного, областного, всероссийского и между- народных уровней. Итоги участия педагогов в конкурсах оформляются на стендах «Наши достижения» и в портфолио педагогов.
О результативности методической работы по обеспечению развития педагогов ДОО говорит положительная динамика образовательного и квалификационного уровня педагогических кадров (увеличение числа педагогов с высшим профессиональ- ным образованием, первой и высшей квалификационными категориями).
Таким образом, сущность методической работы в дошкольном образовании заключается в оказании системной помощи педагогам ДОО в развитии профессиональ- ной компетентности как непрерывного процесса образования, самообразования и
совершенствования педагогов и всего педагогического коллектива для решения вопросов эффективной организации педагогической деятельности. Именно система методической работы, представляет и руководителю и педагогу право выбора индивидуальной траектории профессиональ- ного роста и развития, дает возможность обеспечить личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь в реализации традиционных и инновационных моделей организации педагогической деятельности.
1. Афонькина Ю.А., Себрукович З.Ф. Настольная книга старшего воспитателя, Волгоград: Учитель, 2015.
3. Белая К.Ю. «Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО».
«Справочник старшего воспитателя», №4 2014.
4. Прохорова Л.Н. «Мастер-класс по созданию творческого коллектива в ДОУ», Москва, ООО «5 за знания», 2007.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.