Методика кому чего недостает

Диагностика для дошкольников: тестирование

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МЕТОДИКИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Методика «Времена года»

Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рис. 1 и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Оценка результатов

– за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

– ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

– ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

– ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

– ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

6-7 баллов – средний.

0-3 балла – очень низкий.

Методика кому чего недостает. Смотреть фото Методика кому чего недостает. Смотреть картинку Методика кому чего недостает. Картинка про Методика кому чего недостает. Фото Методика кому чего недостает

Рис 1. Картинки к методике «Времена года»

Методика «Что здесь лишнее?»

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (рис. 2), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

– ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

– ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.

– ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.

– ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

– ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

– ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

0-1 балл – очень низкий.

РМетодика кому чего недостает. Смотреть фото Методика кому чего недостает. Смотреть картинку Методика кому чего недостает. Картинка про Методика кому чего недостает. Фото Методика кому чего недостает
ис. 2. Картинки к методике «Что здесь лишнее?»

Методика «Кому чего недостает?»

Эта методика предназначается для психодиагностики мышления детей в возрасте от 3 до 4 лет. Перед началом выполнения задания, включенного в данную методику, ребенку поясняют, что ему будет показан рисунок (рис. 3), на котором слева изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на этом рисунке.

Задание, получаемое ребенком, заключается в том, чтобы как можно быстрее определить, кому и чего не хватает, назвать соответствующих детей и указать те предметы, которых им недостает.

Оценка результатов

– время выполнения задания оказалось меньше чем 30 сек.

– время выполнения задания оказалось в пределах от 31 сек до 49 сек.

– время выполнения задания составило от 50 сек до 69 сек.

– время выполнения задания заняло от 70 сек до 89 сек.

– время выполнения задания оказалось в пределах от 90 сек до 109 сек.

– время выполнения задания заняло до 110 сек и выше.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

0-1 балл очень низкий

Методика кому чего недостает. Смотреть фото Методика кому чего недостает. Смотреть картинку Методика кому чего недостает. Картинка про Методика кому чего недостает. Фото Методика кому чего недостает

Рис. 3. Стимульный материал к методике *Кому чего недостаёт?»

Методика «Раздели на группы»

Этот вариант методики, предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и предыдущая методика, рассчитан на детей в возрасте от 4 до 5 лет Цель данной методики – оценка образно-логического мышления ребенка Ему показывают картинку, изображенную на рис 4, и предлагают следующее задание

«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены»

На выполнение всего задания отводится 3 мин

Методика кому чего недостает. Смотреть фото Методика кому чего недостает. Смотреть картинку Методика кому чего недостает. Картинка про Методика кому чего недостает. Фото Методика кому чего недостает

Рис 4. Стимульный материал к методике «Раздели на группы»

Оценка результатов

– ребенок выделил все группы фигур за время меньшее чем 2 мин. Эти группы фигур следующие треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рис они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры

Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп

– ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин

– ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин

– за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5 до 7 групп фигур

– за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур

– за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний

0-1 балл – очень низкий

МЕТОДИКИ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

Методика «Обведи контур»

ДМетодика кому чего недостает. Смотреть фото Методика кому чего недостает. Смотреть картинку Методика кому чего недостает. Картинка про Методика кому чего недостает. Фото Методика кому чего недостает
етям показывают рис. 5,6 и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках – образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.

Рис 5. К методике «Обведи контур»

Методика кому чего недостает. Смотреть фото Методика кому чего недостает. Смотреть картинку Методика кому чего недостает. Картинка про Методика кому чего недостает. Фото Методика кому чего недостает

Рис 6 К методике «Обведи контур» (продолжение) Оценка результатов

Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания

– ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек, причем все линии на рис 22 прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам

– на выполнение задания ушло от 90 до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих

недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно.

– на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно.

– на выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно.

– на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно.

– на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

0-1 балл – очень низкий.

Методика «Воспроизведи рисунки»

Эта методика предназначается для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ее задание заключается в том, чтобы в специальных пустых квадратах, представленных справа на рис 7, воспроизвести картинки, изображенные на этом же рисунке слева. Для этого ребенку дается фломастер темного цвета и рис. 7 в сопровождении следующей инструкции

«Справа в пустых клетках необходимо нарисовать точно такие же фигуры, которые имеются слева Нужно сделать это как можно аккуратнее, равномерно заштриховав все части, где имеются Темные поля, не оставляя пустых участков и не выходя за пределы заданного контура»

На выполнение задания отводится 5 мин

Оценка результатов

– ребенок за 5 мин выполнил все задание, т.е. нарисовал в пустых матрицах все шесть фигур. При этом ни в одной из фигур не осталось пустых, не заштрихованных участков в тех местах, где штриховка должна была быть сплошной, а контуры фигур не более чем на 1 мм вышли за пределы заданных образцов

– ребенок справился с заданием за 5 мин. При этом в каждой фигуре остались незаштрихованными не более одного-двух участков, а контуры выполненных фигур не более чем на 1 мм отличаются от оригиналов.

– ребенок выполнил задание за 5 мин, но в его работе имеется хотя бы один из следующих недочетов почти в каждой фигуре есть от 3 до 4 незаштрихованных участков, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 1,5 мм

– ребенок за 5 мин смог заштриховать 4-5 фигур из шести, причем в каждой из них встречается хотя бы один из следующих недостатков не менее одной пятой части ее площади осталось не заштриховано, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм

– ребенок смог за 5 мин заштриховать только 2-3 фигуры, и в каждой из них можно обнаружить хотя бы один из следующих недостатков, не менее одной пятой ее части осталось не заштриховано, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм

– ребенок за 5 мин смог заштриховать не более одной фигуры, и в ней имеется хотя бы один из следующих недостатков площадь фигуры не менее чем на одну четверть не заштрихована, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 3 мм

РМетодика кому чего недостает. Смотреть фото Методика кому чего недостает. Смотреть картинку Методика кому чего недостает. Картинка про Методика кому чего недостает. Фото Методика кому чего недостает
ис 7. Рисунки и матрицы к методике «Воспроизведи рисунки»

Методика «Вырежь фигуры»

ДМетодика кому чего недостает. Смотреть фото Методика кому чего недостает. Смотреть картинку Методика кому чего недостает. Картинка про Методика кому чего недостает. Фото Методика кому чего недостает
анная методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры На рис 8 в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.

Рис 8 Контуры вырезаемых фигур к методике «Вырежь фигуры»

Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)

В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания

– все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.

– все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм

– все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.

– все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.

– все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм

– ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий. 0-1 балл – очень низкий.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЧИ

Методика «Назови слова»

Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания – 160 сек.

5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.

6. Действия человека.

7. Способы выполнения человеком действий.

8. Качества выполняемых человеком действий.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

– ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.

– ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.

– ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.

– ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.

– ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.

– ребенок за все время назвал не более 19 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний.

0-1 балл – очень низкий.

Методика «Расскажи по картинке»

ЭМетодика кому чего недостает. Смотреть фото Методика кому чего недостает. Смотреть картинку Методика кому чего недостает. Картинка про Методика кому чего недостает. Фото Методика кому чего недостает
та методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребенку показывают серию картинок, представленных на рис. 9 и рис. 10. Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изображенные на рис. 11 и рис. 12. Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

Рис 9. Картинки для детей от 3 до 4 лет к методике «Расскажи по картинке»

Методика кому чего недостает. Смотреть фото Методика кому чего недостает. Смотреть картинку Методика кому чего недостает. Картинка про Методика кому чего недостает. Фото Методика кому чего недостает

Рис 10 Картинки для детей от 3 до 4 лет к методике «Расскажи по картинке»

РМетодика кому чего недостает. Смотреть фото Методика кому чего недостает. Смотреть картинку Методика кому чего недостает. Картинка про Методика кому чего недостает. Фото Методика кому чего недостает
ис. 11. Серия сюжетных картинок к методике «Расскажи по картинке» для детей от 4 до 5 лет.

Методика кому чего недостает. Смотреть фото Методика кому чего недостает. Смотреть картинку Методика кому чего недостает. Картинка про Методика кому чего недостает. Фото Методика кому чего недостает

Рис. 12. Серия сюжетных картинок к методике «Расскажи по картинке» для детей от 4 до 5 лет.

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин

Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (табл 1), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций

Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке»

Выводы об уровне развития

Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования

Источник

Методики психодиагностики в помощь учителю

Методика кому чего недостает. Смотреть фото Методика кому чего недостает. Смотреть картинку Методика кому чего недостает. Картинка про Методика кому чего недостает. Фото Методика кому чего недостает Анастасия Риттер
Методики психодиагностики в помощь учителю

Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

Возраст: от 5 – 12 лет

Цель: Исследование целостности восприятия и образного мышления.

Инструкция: Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Процедура проведения: Ребенку предлагается серия рисунков, представленных ниже. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Обработка и анализ результатов:

10 баллов — ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов — время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.

6-7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.

4-5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.

2-3 балла — время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.

0-1 балл — время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.

Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.

Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребёнка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей.

Выводы об уровне развития

4-7 баллов – средний.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Цель: оценку уровня восприятия малыша; выявление способности формировать образы в сознании; определение умения составлять умозаключения, связанные с этими образами; анализ словесного выражения идей относительно предмета рассуждения.

Инструкция: Тебе будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные тебе предметы.

Процедура проведения: Ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных»в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех пред­метов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен ос­тановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем ри­сунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем ри­сунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Обработка и анализ результатов:

10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания кото­рых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2-3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0-1 балл — за время, большее, чем 60 сек, ребенок не смог ре­шить задачу по поиску и названию всех 14 пред­метов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития

Методика «Изучение логической и механической памяти»

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Инструкция: Я прочитаю тебе пары слов которые ты должен запомнить, после небольшого перерыва я прочитаю тебе другие пары слов, а ты должен записать слова, которые были мной произнесены изначально.

После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд, а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Обработка и анализ результатов: Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Объем смысловой памяти Объем механической памяти

Количество слов первого ряда (А) Количество запомнившихся слов (В) Коэффициент смысловой памяти C=B/A Количество слов второго ряда (А) Количество запомнив-

шихся слов (В) Коэффициент механической памяти C=B/A

Методика «Определение объема кратковременной и оперативной памяти»

Цель: определение объёма кратковременной и оперативной зрительной памяти.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Процедура проведения: Используется стимульный материал, изображённый на рисунке 1. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу квадрат с девятью точками.

Далее ребёнку последовательно, на 1-2 сек., показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 2) за 15 сек.

Обработка и анализ результатов:

Методика «Изучение скорости мышления»

Цель: определение скорости мышления.

Инструкция: В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.

Источник

Методика кому чего недостает

Актуальность.

В дошкольном возрасте появляется сложность жизненного мира, определяемая соподчинением мотивов. Происходит дифференциация линий онтогенеза, ведущих к тому или иному типу жизненного мира; формируются устойчивые (над ситуативные) мотивы и начинает складываться направленность личности. У большинства детей проявляется значимость сложности и трудности мира.

Они не могут полноценно развиваться в условиях жесткой, формализованной системы школьного обучения. Включение детей этого возрастав учебную деятельность требует особых условий – «дошкольного» режима, игровых методов обучения и др.

В дошкольном возрасте появляется много случаев детей с диагнозом дизартрия, ОНР, ЗПР, билингвизма. Это может влиять на психическое развитие детей, в интеллектуальной сфере, эмоциональной сфере и т.д.

Нарушениями же, расстройствами, пороками, дефектами, или недостатками словесной речи (термины однозначны) называются всевозможные отклонения от нормы, т. е. от общепринятого в данном языке типизированного проявления или восприятия её (стандарта речи), начиная с нарушений отдельных компонентов слова и кончая полным отсутствием возможности словесного общения (немота).

Носители их называются: дети с ЗПР, ОНР, дизартрией, билингвизмом.

В значительно меньшей части речевые нарушения обусловлены болезнями органического или функционального характера. В большинстве таких случаев, как правило, болезненный процесс завершился (например, при глухонемоте, афазии, алалии, дизартрии и т. п.), обусловив некоторые особенности психофизического развития в дальнейшем, поддерживаемые иногда остаточными явлениями (головные боли, судороги и т. п.).И у таких детей речь развивается или спонтанно, после излечения поражённых анатомо-физиологических механизмов её, или путём воспитания (при алалии, глухонемоте, афазии и т. п.), или, наконец, через перевоспитание, например, у заикающихся. И здесь применяются педагогические методы, в некоторых случаях с привлечением соответствующих медицинских мероприятий, имеющих задачей лечение анатомо-физиологической или психической основы речевых нарушений (операция, протезирование, регуляция зубов, исправление челюстей, медикаментозное лечение, лечебная гимнастика, психотерапия и т. п.). Хотя медикаментозное лечение, как и физиотерапия, непосредственно на речевые нарушения не влияет, но их оздоравливающе действие через нервную систему и соматику повышает общий психофизический тонус, что благоприятствует изжитию речевого расстройства (особенно при заикании, алалии, афазии).

Всякое речевое расстройство в той или иной степени отражается на деятельности, на поведении плохо говорящего. Эти нарушения могут быть первичного характера, как, например, при афазиях (поведение, как и речь, расстраивается из-за поражения их мозга), и вторичного, например, при механических дислалиях, когда ребёнок из-за дурной речи становится малообщительным и т. п.

Глубокие расстройства речи в зависимости от их природы (алалия, афазия, анартрия) в той или иной мере вредно отражаются на умственном развитии в целом. Это происходит как в силу взаимопроникающего единства речи и мышления, ибо «оголённых мыслей, не связанных с языковым материалом, не существует у людей, владеющих языком» (И. В. Сталин), так и вследствие нарушения нормальной связи с окружающими. Последнее обедняет знания, эмоции и другие психические проявления личности.

Особенно вредно в этом отношении плохое понимание речи. Такие же недочёты речи, как заикание, косноязычие и т. п., на развитии интеллекта, как правило, существенно не сказываются.

В результате крупных недостатков речи, затрудняющих нормальное общение с окружающими, нередко развиваются у плохо говорящих детей застенчивость, молчаливость, нерешительность, мнительность, отчуждённость, замкнутость, негативизм, раздражительность, чувство приниженности и неполноценности. Подобные переживания наблюдаются уже в раннем возрасте. Девочка 3 лет неправильно произносила звуки ш, ж, ль, л, р. Невзирая на своё хорошее общее развитие, смущалась, краснела, часто замыкалась, глаза наполнялись слезами, когда дети замечали и указывали на неправильное произношение ею отдельных слов и звуков.

Методы исследования и процедура исследования

Данное исследование проводилось на базе ГБОУ Детский сад №659 г. Москвы, мной была проведена диагностика психического развития у детей с диагнозами (ОНР, ЗПР, дизартрия, билингвизм) в возрасте 4-х лет-17 человек и 6-ти лет-17 человек, направленная на выявление уровня развития логического мышления, внимания, памяти, воображения и моторики.

Объект: исследование специфического психического развития детей дошкольного возраста.

Гипотеза: Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с диагнозом (ОНР, ЗПР, дизартрия, билингвизм) приводит к улучшению в психическом развитии.

Для диагностики были использованы следующие методики:

Уровень развития логического мышления

Логическое мышление – отражает предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого познания.

Методика «Последовательность событий»

В отечественной психологической практике данная методика предложена Н.А.Бернштейном.

Цель исследования:

Определить способность к логическому мышлению.

Процедура исследования:

Ребенку показывают беспорядочно разложенные картинки и дают следующую инструкцию: ”Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено”.

После того, как ребенок разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе порядок картинок. Затем он просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось, то есть составить устный рассказ по этим картинкам.

Бывают случаи, когда при неправильно составленной последовательности рисунков испытуемый, тем не менее, сочиняет логичную версию рассказа. Такое выполнение задания рассматривается как верное.

Если ребенок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить хорошего рассказа, необходимо задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Так, ребенку может интуитивно понимать смысл нарисованного на картинках, но ему не хватает конкретных знаний для объяснения того, что он видит, или словарного запаса для описания происходящего на рисунках. Как отмечал С.Я.Рубинштейн, умение ставить наводящие вопросы зависит от квалификации и опыта экспериментатора. Эти вопросы и ответы обязательно записываются в протоколе. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов, рассматривается как выполнение задания на среднем уровне.

Если ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить рассказ даже с помощью наводящих вопросов, то такое выполнение задания рассматривается неудовлетворительное.

Особо рассматриваются случаи, когда молчание ребенка обусловлено личностными причинами: боязнь общения с незнакомыми людьми, страх допустить ошибку, ярко выраженная неуверенность в себе.

Считается, что испытуемый не справился с заданием, если:

1)не смог найти последовательность событий и отказался от рассказа;

2)по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;

3)составленная испытуемым последовательность не соответствует рассказу;

4)каждая картинка описывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате рассказа не получается;

5)на каждом рисунке просто перечисляют отдельные предметы.

Если экспериментатор сталкивается с феноменами, в 4 и 5 пунктах, то необходима тщательная проверка интеллектуальных способностей ребенка. Это может свидетельствовать о неразвитой способности к обобщению, что в возрасте 6-7 лет и старше наблюдается, по данным патопсихологов, в случае задержки психического развития или даже умственной отсталости.

Методика «Кому чего не достает?»

Эта методика предназначена для выявления логического мышления детей в возрасте от 3 до 4 лет. Перед началом выполнения задания, включенного в данную методику, ребенку поясняют, что ему будет показан рисунок, на котором слева изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на этом рисунке.

Задание, получаемое ребенком, заключается в том, как можно быстрее определить, кому и чего не хватает, назвать соответствующие и указать те предметы, которым их недостает.

Оценка результатов:

10 баллов – время выполнения задания меньше 30 секунд

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

0-1 балл – очень низкий

Развитие воображения

Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта.

Методика «скульптуры»

Ребенку предлагается набор пластилина и задание, пользуясь им, за 5 минут, смастерить какую-либо поделку, вылепить ее из пластилина.

Фантазии ребенка оцениваются по параметрам от 0 до 10 баллов.

0-1 балл – за отведенные для работы 5 минут ребенок так и не смог ничего придумать и сделать руками;

2-3 балла – ребенок придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например, кубик, шарик, палочку, кольцо;

4-5 баллов – ребенок сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество простых деталей, не более двух-трех;

6-7 баллов – ребенок придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии;

8-9 баллов – придуманная ребенком вещь достаточно оригинальна, но детально не проработана;

10 баллов – ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь и достаточно оригинальна и детально проработана и отличается художественным вкусом.

Развитие памяти

Методика «Повтор 10 слов» (опосредованное запоминание)

Подбери к слову соответствующую картинку:

— слова: ваза, берлога, конура, небо, тень, гусеница, дождь, кролик, река, читать;

— предметные картинки: цветок, гнездо, собака, воздушный змей, дерево, бабочка, зонт, морковь, лодка, книга;

Вспомни по картинке слово: ваза, берлога, небо, тень, гусеница, дождь, кролик, река, читать.

Методика «Повтор 7 слов»

Запомни и повтори слова: стол, калина, мел, слон, ноги, рука, калитка, окно, бак.

Методика «Повтор предложения по картинкам»

Сережа встал, оделся, умылся, позавтракал, взял портфель, пошел в школу.

Методика «Повтор текста»

Запомни и перескажи текст:

Было жаркое лето. Дети пошли в лес за грибами. В лесу их застала гроза. Лил сильный дождь. Дети укрылись в шалаше

Развитие устойчивости внимания

Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем.

Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков. На каждой картинке этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику, с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах.

Оценка результатов:

10 баллов – ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 секунд, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов – время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от26 до 30 секунд.

6-7 баллов – время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 секунд.

0-1 балл время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 секунд.

Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне развития внимания. Наряду с такими общими выводами ребенок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития внимания.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

0-1 балл – очень низкий

Методика «Пройти через лабиринт»

В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, а выход – стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ее по рисунку, пройти весь лабиринт как можно точнее, передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.

Оценка результатов:

10 баллов – задание выполнено ребенком меньше за 45 секунд. При этом ребенок ни сразу не коснулся палочкой стенок лабиринта.

8-9 баллов – задание выполнено ребенком за время от 45 до 60 секунд, и, проходя через лабиринт, ребенок 1-2 раза дотронулся палочкой до его стенок.

6-7 баллов – задание выполнено ребенком за время от 60 до 80 секунд, и, проходя лабиринт, ребенок 3-4 раза коснулся до стенок.

4-5 баллов – задание выполнено ребенком за время от 80 до 100 секунд, и, проходя лабиринт, ребенок 5-6 раз дотронулся до его стенок.

0-1 балл задание выполнено ребенком за время свыше 120 секунд или совсем не выполнено.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

0-1 балл – очень низки

Развитие моторики

Моторика рук – это взаимодействие с высшими свойствами сознания, как внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Моторика ручная (праксис позы, динамический, конструктивный).

— Пересчет пальцев (одновременно обеими руками);

— Переключение (кулак, ладонь, ребро).

Методика «Лабиринты – 2009. Форма Б.»

Этот тест предназначен для оценки уровня развития визуально-моторной интеграции. Тест относится к невербальным психодинамическим методикам на интеллектуальные способности.

Инструкция:

Испытуемому выдается стимульный материал и бланки ответов. Необходимо следить за качеством стимульного материала: на нем не должны присутствовать какие-либо пометки, оставшиеся от предыдущих тестирований, качество распечатки должно быть достаточно высоким. Предлагается следующая инструкция.

Инструкция:

Перед тобой имеются лабиринты. Одни лабиринты легкие, другие сложные. В каждом лабиринте скрыто несколько букв. У входа в каждый лабиринт стоит Колобок. До некоторых букв Колобок может добраться, а до некоторых не может, потому что ему мешаются стены. Помоги найти Колобку как можно больше букв. Сильно не спеши, но и долго ни сиди над каждым лабиринтом. Если какой-то лабиринт не получается пройти, то переходи к следующему. Если хочешь, то потом можешь опять вернуться к этому лабиринту.

Описание результатов обследования

В эксперименте участвовали дети с поставленным диагнозом: ЗПР, дизартрия, билингвизм, ОНР.

Результаты обследования детей 4-х лет занесены в таблицу №1 (первичное обследование, Приложение 1). В таблице показано, что интеллектуальная сфера (логическое мышление, память и внимания) у большинства детей по результам диагностики имеет невысокий уровень, на низком уровне находится воображение и моторика. Возможно, это связано с тем, что с детьми 4-х лет не проводят занятий на улучшение интеллектуальной сферы дома. И результат интеллектуального развития мы видим в форме таблицы, где показан уровень их психического развития.

Далее представлены результаты обследования детей 6-ти лет, которые занесены в таблицу №2 (первичное обследование, Приложение 2). В этой таблице также показано, что интеллектуальная сфера находится на низком уровне, по сравнению с воображением и моторикой. Мы предполагаем, что с этими детьми 6-ти лет не проводят нужных занятий, направленных на развитие интеллектуальной сферы.

Сравнивая показатели обоих таблиц, можно заметить, что в них видна одна и та же выявленная особенность: у детей 4-х и 6-ти летнего возраста в первую очередь находится на низком уровне интеллектуальное развитие, логическое мышление, память, внимание, а потом воображение и моторика.

Описание коррекционно-развивающих занятий

После того, как выявился уровень развития детей 4-х и 6-ти лет. Были подобраны коррекционно-развивающие занятия, связанные с возрастными особенностями детей.

Коррекционно-развивающие занятия

для детей 4 лет:

Пирамидка:

Цель: изучить основные цвета и научиться считать до 5.

Оборудование: пирамидка с 4 основными цветами (синий 1,зеленый 2,желтый 3,красный 4)

Крупная мозаика:

Цель: развитие внимания, логического мышления.

Оборудование: доска с изображением лошадки, доска поделена на крупные части.

Занимательная палитра:

Цель: изучение цветов радуги и окружающего мира.

Оборудование: доски из картона,24 картинки с цветами радуги и разными изображениями: животные, одежды, транспорта.

Сладкое, горькое, кислое, соленое:

Цель: научить и изучить, что относится к сладкому, горькому, кислому и соленому.

Оборудование: картинки с изображением разных продуктов.

Картинки – половинки:

Цель: развитие внимания, логического мышления и речи.

Оборудование: карты 64 штуки, разрезанные на половинки.

Кто чья мама и где чей листочек?:

Цель: изучение деревьев и какие листья к ним относятся, животные разных пород и какие к ним детеныши относятся.

Оборудование: коробка с 8 каточками деревьев и 8 карточек с изображением деревьев, все карточки поделены пополам.

Подбери правильно:

Цель: развитие внимания, логического мышления.

Оборудование: доска с вырезанными отверстиями под фигурки, 2 мешочка с разными фигурками.

Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений:

Цель: формировать у детей воображение, выразительности средства мимики, жестов и движений.

Вторая часть занятия:

Цель: развивать и совершенствовать умение детей находить геометрические фигуры определенного цвета и формы; учить находить свои ошибки (самоконтроль); формировать умения и навыки конструирования.

Оборудование: таблицы, на которых наклеены изображения предметов, составленные из геометрических фигур разного цвета.

Игра на развитие зрительной и слуховой памяти:

Повтор 5 слов: слон, рыба, птица, кубик и круг.

Повтор предложения: Сережа встал, оделся, пошел в школу.

Подбери к слову соответствующую картинку, вспомни по картинке слова.

Коррекционно-развивающие занятия для детей 6 лет:

1)Занятия на развитие внимания

Методика Когана:

Цель: удержать внимание, возможности распределения внимания по одному, двум или трем признакам.

Оборудование: набор карточек (25 штук) с разноцветными изображениями геометрических фигур.

Рукавичка:

Цель: развитие внимания, тренирует восприятие, сообразительность.

Оборудование: 24 карточки с рукавичками, 24 карточки с носочками, 12 карточек с шапочками, 12 карточек с шарфиками.

Учимся считать:

Цель: научиться считать до 10-ти, различать основные цвета и формы.

Оборудование: фигурки 4-х цветов, каждая фигурка разного цвета.

Мое не мое:

Цель: развивать устойчивость внимания и наблюдаемость.

Оборудование: карточки 36 штук.

2)Занятие на развитие логического мышления

Последовательность событий:

Цель: исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможности установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка.

Оборудование: набор из 4-х оригинальных сюжетов.

Исключение лишнего:

Цель: выделить существенные признаки предметов и объяснить, чем предмет отличается от других.

Оборудование: набор изображений, где каждое задание представляют собой 4 изображения различных предметов, объединенных общей рамкой.

3)Занятия на развитие памяти

Опосредованное запоминание:

Цель: возможность использования внешнего средства для задач запоминания, объема материла, запоминаемого опосредовательного, мыслительная деятельность ребенка.

Предметная классификация:

Цель: развитие понятийного мышления ребенка.

Оборудование: набор специально подобранных цветных реалистических изображений.

Волшебный мешочек:

Цель: развитие осязательной памяти.

Оборудование: один мешочек, предметы разных форм.

4)Занятия на развитие воображение

Система упражнений на развитие воображения:

Цель: развить воображение, мышление.

Оборудование: тетрадь для развития воображения.

Игровые инструменты:

Цель: развить воображение.

Оборудование: музыкальные инструменты.

5)Занятия на развитие моторики

Пальчиковая гимнастика:

Цель: развитие внимания, мышления, памяти, речи, способствует овладению навыками письма.

Занятие №1

Разминка. Пальчики здороваются.

Занятие №2

Занятие№3

Наш малыш. Птичка клюет.

Занятие№4

Занятие№5

Занятие №6

Сжимаем-разжимаем кулачки, напряжение-раслабление пальцев, потягивание, сгибание и разгибание пальцев, сгибание-разгибание всех пальцев вместе и по очереди, упражнение для кончиков пальцев.

Доски для развития моторики:

Цель: развить мелкую моторику, мышление и воображение.

Оборудование: досок для прохождения лабиринта, металлические шарики и 4 карандаша.

Разминка для глаз:

Цель: упражнение для профилактики или при нарушении зрения.

Коррекционно-развивающие занятия проводились на протяжении 3-х месяцев. Занятия были направлены на развитие логического мышления, зрительной и слуховой памяти, устойчивости внимания, воображения и моторики. Для детей в возрасте 6-ти лет было проведено 36 коррекционно-развивающих занятий, а для детей в возрасте 4-х лет было проведено 24 занятия.

Описание результатов повторного обследования

А у детей 6-ти лет произошли изменения: у 90% детей улучшилось логическое мышление, у 65% детей улучшилась память, у 85% детей улучшилось внимание, у 47% детей было улучшено воображение, у 85% детей была улучшена моторика.

Результаты вторичного обследования детей 4-х и 6 лет показаны в диаграмме и таблицах.

Описание результатов психического специфического развития детей 4-х и 6-ти лет.

После повторной диагностики психических процессов было выявлено, что для детей 4-х лет произошли изменения: логическое мышление – 80%,внимание – 75%,память – 80%,воображение – 45%,моторика &nndash; 80%.Удетей в возрасте 6-ти лет произошли следующие изменения: логическое мышление улучшалось на – 70%,внимание – 85%,память – 60%,воображение – 85%,моторика – 95%.

Следующим этапом был проведен сравнительный анализ детей 4-х и 6-ти лет по сравнению с изменениями психических процессов и было выявлено, что на 1-ом месте оказались познавательные процессы, на 2-ом месте моторика и на 3-ем месте воображение.

У детей 4-х лет выявлено слабо развитые: логическое мышление, воображение, более часто случаи нарушения внимания, нарушения моторики выражены в более редких случаях.

У детей в возрасте 6 лет преобладает нарушения внимания и памяти, недоразвитие логического мышления встречается реже, менее всего нарушений воображения и моторики.

Методика кому чего недостает. Смотреть фото Методика кому чего недостает. Смотреть картинку Методика кому чего недостает. Картинка про Методика кому чего недостает. Фото Методика кому чего недостает

Методика кому чего недостает. Смотреть фото Методика кому чего недостает. Смотреть картинку Методика кому чего недостает. Картинка про Методика кому чего недостает. Фото Методика кому чего недостает

После коррекционно-развивающих занятий для детей 4-х лет мы видим улучшения психического развития произошли во внимании, воображении, логическом мышлении, памяти и менее развито оказалось моторика.

У детей 6-ти лет улучшения произошли в моторике, во внимании, логическом мышлении, воображении и менее развитым оказалось развитие памяти.

Методика кому чего недостает. Смотреть фото Методика кому чего недостает. Смотреть картинку Методика кому чего недостает. Картинка про Методика кому чего недостает. Фото Методика кому чего недостает

Методика кому чего недостает. Смотреть фото Методика кому чего недостает. Смотреть картинку Методика кому чего недостает. Картинка про Методика кому чего недостает. Фото Методика кому чего недостает

Выводы:

1)У детей 4-х летнего возраста в меньшей степени произошли улучшения на воображение и моторику, а у детей 6-ти лет в меньшей степени произошли изменения в воображении. А интеллектуальное развитие у детей 4-х и 6-ти лет улучшилось: это связано с возрастными особенностями детей. Также мы доказали, что если с детьми проводить коррекционно-развивающие занятия, то несмотря на диагноз детей можно увидеть улучшение в развитии.

2)По заявке логопеда поставлены на учете для продолжения коррекционной работы дети с заключениями: ОНР 2 и 3 уровень, дислалия, дизартрия, в связи с недостаточным пониманием учебных заданий, указаний, инструкций логопеда; трудности формирования собственных мыслей.

Возрастные особенности данной группы детей:

3)недостаточное развитие способности к переключению

4)слабое развитие словесно-логического мышления

5)недостаточная способность к запоминанию

6)недостаточный уровень развития контроля

3)Недостаточная сформированностью психологических предпосылок овладению полноценными навыками учебной деятельности:

1)планирование предстоящей работы

2)определение путей и средств достижения цели

4)умение работать в определенном темпе

4)Так как нарушения речи в подавляющем большинстве случаев не являются болезненными процессами, то нельзя называть всех картавых, шепелявых, даже во многих случаях совсем не говорящих детей (глухонемых, алаликов и проч.) больными. Нельзя подводить иных из них из-за некоторой задержки развития мышления вследствие недочётов речи и под категорию умственно отсталых детей. Подведение таких детей под указанные категории, во-первых, психически ущемляет их, во-вторых, в ложном направлении ориентирует родителей, в-третьих, искусственно увеличивает у нас в статистике число больных и умственно отсталых детей.

5)В силу психофизиологической и социальной своей природы речь всегда формируется под воспитательным воздействием со стороны окружающих, как при нормальных, так и нарушенных условиях своего развития.

Воспитание правильной речи при любых её нарушениях неминуемо связано с воздействием и на мышление, и на сферу эмоционально-волевую (воспитание мотиваций, отношений и т.п.), и на психическое развитие личности ребёнка в целом. Поэтому логопедическая и психологическая работа представляет собою сложный педагогический процесс.

Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычие. — Зарубежная лингвистика. III. М., 1999

Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М., 1986.

Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте. — В кн.: Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М. — Л., 1935

Жлуктенко Ю.А. Лингвистические аспекты двуязычия. Киев, 1974

Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии.

Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей, — М., 1978.

Протасова Е.Ю. Дети и языки. М., 1998

Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1988.

Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 1960.

Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978.

Забрамная С.Б., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.-г. Чехов,2003

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *