Между болтом и гайкой что находится

Что такое гайка гровер и для чего она нужна

Отправим материал на почту

Между болтом и гайкой что находится. Смотреть фото Между болтом и гайкой что находится. Смотреть картинку Между болтом и гайкой что находится. Картинка про Между болтом и гайкой что находится. Фото Между болтом и гайкой что находится

Между болтом и гайкой что находится. Смотреть фото Между болтом и гайкой что находится. Смотреть картинку Между болтом и гайкой что находится. Картинка про Между болтом и гайкой что находится. Фото Между болтом и гайкой что находится

Между болтом и гайкой что находится. Смотреть фото Между болтом и гайкой что находится. Смотреть картинку Между болтом и гайкой что находится. Картинка про Между болтом и гайкой что находится. Фото Между болтом и гайкой что находится

Сочетание гайки с гровером не позволяет болтовому соединению раскручиваться во время вибрации, поэтому такой тандем используют в авто и мототехнике, самолетостроении, различных станках и так далее. Пружинную шайбу, больше известную как шайба Гровера или просто гровер, сегодня выпускают по ГОСТ 6402-70 DIN 463. Деталь представляет собой разрезанное кольцо квадратного или прямоугольного сечения, концы которого находятся в разных плоскостях, упираясь в гайку или головку и поверхность детали.

Для справки: изобретатель пружинной шайбы англичанин Джон Уильям Гровер 1892 года рождения работал инженером-консультантом и отвечал за строительство ЖД линий в Великобритании, Мексике и Венесуэле, а также за строительство зданий в Лондоне.

Технические характеристики шайбы Гровера

Прежде чем говорить о технических характеристиках гроверной шайбы, я хочу обратить ваше внимание на суть усиления болтового соединения. Безусловно, вы уже не раз видели такое кольцо с квадратным или прямоугольным сечением, разрезанное не под прямым углом, а наискосок, то есть края получаются острыми и раздвинутыми относительно плоскости в виде одного витка пружины. Когда такая деталь зажимается между головкой болта или гайкой и плоскостью соединения, то при вибрации, которая вызывает раскручивание, острые края кольца впиваются в металл и стопорят поворотное действие. Если вы будете раскручивать такое соединение в своем автомобиле или мотоцикле, то обратите внимание на поверхность головки винта или гайки – там будут механические повреждения в виде царапин, которые остались после упора гровера.

Если такая шайба способна впиваться острыми раздвинутыми краями в головку болта или гайку, то это говорит о том, что металл, из которого сделан гровер, должен быть тверже, нежели используемый для болта. Согласно ГОСТ 6402-70 для изготовления гроверов применяется пружинная сталь 65Г, которая подвергается термообработке и после сжатия кольцо постоянно стремится принять изначальную форму. У такой стали низкое внутреннее напряжение, что позволяет свести к минимуму хрупкость и увеличить прочность металла.

Пружинные шайбы Гровера производятся на заводах либо с антикоррозийным покрытием, либо без него. Поэтому при выборе следует учитывать, в какой среде будет производиться крепеж – в сухой или с повышенной влажностью. Например, если это болтовое соединение на каком-либо станке, который постоянно находится в цеху, то антикоррозийное покрытие для гровера там необязательно, а вот для узлов транспорта (машины, мотоциклы, велосипеды и т.д.) покрытие никогда не будет лишним.

Хочу упомянуть еще об одной позиции ГОСТ 6402-70, где все гроверы классифицируются, как:

Для болтового соединения, где присутствуют особо сильные механические нагрузки в виде вибрации, используются двойные пружинные шайбы, которые создают более сильный распорный момент между гайкой (головкой) и поверхностью фиксируемого элемента. Возможно, вы подумаете, что второй виток будет лишним, но это не всегда так. Ситуация может касаться того же вибростола, на котором изготавливают различные строительные материалы.

Рекомендация: не следует использовать шайбу Гровера повторно, если она применялась для крепежа длительное время. Дело в том, что острые края в месте разреза кольца притупляются, и новое болтовое соединение с таким гровером будет раскручиваться.

С какой стороны подставлять гровер

На сегодняшний день существует два диаметрально противоположных мнения о том, в каком месте нужно подставлять гроверную шайбу – под головку болта или под гайку, но давайте разберемся в этом споре. В первую очередь следует сказать, что не существует никакой доказательной базы, которая поддержала бы одно или другое мнение, следовательно, это не актуально, но самым эффективным вариантом будет установка гровера с двух сторон.

С какой бы стороны вы ни подставили пружинную шайбу, она не принесет пользы, если будет установлена неправильно. Это говорит о том, что острые края кольца в месте разреза должны быть направлены против направления резьбы, то есть при раскручивании болтового соединения острые края должны впиваться в головку винта или гайку. Кроме того, в зажатом состоянии крепежа края шайбы должны находиться в одной плоскости, то есть, когда вы затягиваете гайку, нужно приложить усилие.

Заключение

Как вы уже поняли из моей статьи, шайба Гровера является незаменимой деталью в болтовых соединениях, где присутствуют механические нагрузки в виде вибрации. Не забывайте о том, что не следует использовать пружинную шайбу повторно, а устанавливать ее нужно против направления резьбы.

Источник

Зачем под гайку подкладывают шайбу

Время прочтения статьи: 15 минут

Нередко монтажники, строители и все, кто сталкивается по роду занятий с крепежными соединениями, интересуются, зачем и для чего нужна шайба под гайку. Первостепенная задача, которую выполняет шайба в соединении — уплотнение соединения деталей.

За счет промежуточного элемента между поверхностью, к которой прикручивается крепеж, и болтом (шурупом, шпилькой, саморезом), исключается возможность деформации крепежных изделий. Если бы шайбы не было, из-за излишнего усилия при затягивании крепеж может зайти глубже положенного, что приведет к вдавливанию шляпки болта в поверхность.

Шайбы используют везде, где присутствуют крепежные соединения. Отказ от использования этих небольших, но важных деталей может завершиться поломкой или выходом из строя механизма в самый неподходящий момент. Металлическая прокладка продлевает жизнь крепежа и в целом хорошо влияет на функциональность и надежность соединения. Промежуточная деталь берет на себя часть нагрузки от сложных условий эксплуатации, и не дает раскручиваться резьбовым соединениям. При выборе шайб нужно руководствоваться техническими условиями чертежей крепежной сборки.

Шайба — особенности крепежной детали

Шайба представляет собой крепежный элемент со сквозным отверстием, который в соединении располагается под головкой болта. Предназначение изделия — предотвратить самоотвинчивание болта, а также увеличить площадь опорной поверхности в крепежном соединении. Размеры детали должны соответствовать диаметральным размерам болта. Наиболее востребованы плоские шайбы стандартных типоразмеров, менее востребованы изделия с увеличенной высотой и со специфической геометрией.

Между болтом и гайкой что находится. Смотреть фото Между болтом и гайкой что находится. Смотреть картинку Между болтом и гайкой что находится. Картинка про Между болтом и гайкой что находится. Фото Между болтом и гайкой что находится

Основной материал для производства шайб это листовая углеродистая сталь. Острые грани шайбы должны быть сбиты в процессе производства, это один из признаков качественного изделия. Нестандартные шайбы можно изготавливать с помощью верстака и слесарных инструментов, однако такой метод отличается высокими трудозатратами. Стандартные детали выпускают на прессовых машинах. Одна из технологий, которая обеспечивает достойное качество крепежа при массовом выпуске — объемная холодная штамповка. Преимущество метода состоит в том, что на одном станке можно изготовить изделия разных типоразмеров.

Классификация шайб

Шайбы делятся на различные типы по самым разным признакам: материалу изготовления, классам прочности и точности, типоразмерам отверстий и высоте, уровню гладкости соприкасающихся поверхностей. Общепринятая классификация шайб с учетом внешней формы выглядит так:

Тип шайбы для конкретного соединения определяется с учетом большого количества факторов. Разнообразие шайб огромно, можно подобрать идеальную деталь для любого крепежа.

Тонкости монтажных работ

Сборка крепежных соединений производится в соответствии с требованиями общепринятых стандартов. Порядок действий перед затягиванием крепежа:

Между болтом и гайкой что находится. Смотреть фото Между болтом и гайкой что находится. Смотреть картинку Между болтом и гайкой что находится. Картинка про Между болтом и гайкой что находится. Фото Между болтом и гайкой что находится

Если в одной плоскости присутствует несколько крепежных соединений, натяжение каждого крепежа выполняют через болт. Последнее натяжение выполняют с применением динамометрического ключа, который обеспечивает точный контроль рабочего усилия.

В некоторых случаях для фиксации резьбы применяют специализированный клеевой состав. Клей не способен удержать вместе крепежные детали, но зато он предотвращает развинчивание резьбы в случае постоянной вибрации и при переменных нагрузках. Чтобы эффект защиты от саморазвинчивания сработал, клеевой состав должен затвердеть — после застывания в месте соединения образуется твердый полимер.

Шайбу под болт или под гайку?

Вопрос, который возникает наиболее часто при сборке крепежных соединений — шайба ставится под гайку или под головку болта? Иногда монтажники, не разбираясь в тонкостях крепежа, ставят по одной шайбе и под болт, и под гайку. Прежде всего, нужно разобраться, зачем под гайку подкладывают шайбу. Это делается, чтобы увеличить площадь опоры и снизить давление на гайку, что препятствует самопроизвольному выкручиванию. Согласно нормативам СП, есть особенности монтажа крепежных соединений с контролируемым натяжением и без него:

Еще один распространенный вопрос — нужна ли шайба под самоконтрящуюся гайку? В некоторых сферах из-за особенностей условий эксплуатации механизмов невозможно применять контргайки и гроверные шайбы. В таких случаях используют самоконтрящиеся гайки, под которые действительно не требуется подкладывать шайбу.

Источник

Зачем нужна шайба под болт

Между болтом и гайкой что находится. Смотреть фото Между болтом и гайкой что находится. Смотреть картинку Между болтом и гайкой что находится. Картинка про Между болтом и гайкой что находится. Фото Между болтом и гайкой что находитсяЭтот тип крепежа используется в качестве уплотнителя соединения. Любая шайба служит прослойкой между гайкой и болтом, шпилькой, саморезом, шурупом и т.д. Она увеличивает опорную поверхность, не давая деталям проваливаться внутрь материала, деформировать его или перекоситься.

Почему важно использовать шайбы

Между болтом и гайкой что находится. Смотреть фото Между болтом и гайкой что находится. Смотреть картинку Между болтом и гайкой что находится. Картинка про Между болтом и гайкой что находится. Фото Между болтом и гайкой что находитсяИгнорируя установку такой подкладки, вы рискуете уменьшить срок службы всей конструкции. Шайбы используются для того, чтобы крепеж не раскрутился при нагрузках. При правильном подборе размера и затягивании они существенно улучшат контакт поверхностей. Если крепеж постоянно подвергается тряске, колебаниям и ударам, то шайбы не дадут болтам расшататься и раскрутиться. Подобные решения можно встретить в крыльях самолетов, деталях фрезеровочных станков.

Перекос гайки опасен не только возможным разрывом контакта между деталями, но и повреждениями основной поверхности. В этом случае прокладки защищают лакокрасочный слой на конструкциях от царапин и вмятин, а само отверстие — от влаги. Без них ускоряется износ, увеличивается риск необратимых повреждений. Это главный ответ на вопрос, для чего нужна шайба в болтовом соединении.

Формы и разновидности шайб

Чаще всего на рынке можно встретить следующие типы изделий:

Между болтом и гайкой что находится. Смотреть фото Между болтом и гайкой что находится. Смотреть картинку Между болтом и гайкой что находится. Картинка про Между болтом и гайкой что находится. Фото Между болтом и гайкой что находится

Между болтом и гайкой что находится. Смотреть фото Между болтом и гайкой что находится. Смотреть картинку Между болтом и гайкой что находится. Картинка про Между болтом и гайкой что находится. Фото Между болтом и гайкой что находится

Между болтом и гайкой что находится. Смотреть фото Между болтом и гайкой что находится. Смотреть картинку Между болтом и гайкой что находится. Картинка про Между болтом и гайкой что находится. Фото Между болтом и гайкой что находится

Материалы шайб

Часто они штампуются из алюминия, меди, стали, титана, латуни. Материал подбирается в зависимости от риска коррозии, типа основы для крепежа. В большинстве случаев они имеют гальваническое цинковое покрытие, защищающее от ржавчины и разрушения, либо хроматирование. Также для смягчения давления крепежных элементов используют шайбы из резины, пластмассы.

Размер прокладки подбирается по размеру завинчивающихся деталей. На экземплярах допустимо наличие заусенцев или микроскопических дефектов, которые никак не влияют на их функцию.

Где используют

Между болтом и гайкой что находится. Смотреть фото Между болтом и гайкой что находится. Смотреть картинку Между болтом и гайкой что находится. Картинка про Между болтом и гайкой что находится. Фото Между болтом и гайкой что находитсяШайбы нужно для надежного сочленения листов мягких материалов (панели, фанера, гипсокартон, дерево). При этом их желательно монтировать с двух сторон метизов. Бытовым применением их функции не ограничиваются. При высоких требованиях к соединениям шайбы используют в промышленных отраслях:

Список того, зачем нужны шайбы, этим не ограничивается. Практически в любой строительной и производственной задаче можно найти им применение. Иногда для этого приходится создавать метизы по чертежу, а не закупать готовые. Под заказ возможно изготовление любой партии — шайбы.

Зачем нужны шайбы

Вопрос, зачем нужны шайбы, задают довольно часто. Попробуем ответить кратко, но более или менее подробно о применения шайб общего назначения. Специальные виды шайб рассматривать не будем. Так вот, шайбы нужны для того, чтобы:

1) Шайба существенно увеличивает площадь контакта головки болта (имеется в виду та прилегающая поверхность головки, которая прижимается к материалу, соединяемому болтовым соединением) и материала детали. При применении шайбы мы как бы распределяем нагрузку воздействующую на материал детали, по большей площади, оберегая материал от разрушения, продавливания, а само соединение гарантируем от «прорыва» болта от резко усилившейся временной скачкообразной нагрузки. Именно для этого нужна шайба и с другой стороны, подложенная под гайку.

2) При опасности провала гайки или головки винта в отверстие, сделанное заведомо большим, чем нужно, или в отверстие в не прочном материале, нам тоже нужно применять шайбы.

3) При опасности провала в отверстие или опасности утопления в мягком материале детали элементов механической фиксации винтового соединения ( шайба гровер, корончатая шайба), нужно использовать шайбы.

4) Шайбы нужны для предохранения материала детали от повреждения его гайкой или головкой винта при закручивании. Бывают случаи, когда это крайне важно. Например при стягивании винтами деталей из металла имеющих защитное антикоррозионное покрытие, красочный слой, декоративную покраску мягкими красками и так далее. Или другой пример использования шайб, соединение деталей из дерева, выполняется обычно тогда, когда на эти деревянные детали нанесён лакокрасочный слой и выполнена покраска краской нужно цвета. Чтобы не повредить это покрытие при скручивании винтового соединения нужны шайбы.

5) Шайбы нужны и для тех случаев, когда существует угроза раскручивания (самопроизвольного) винтового соединения. Однако как серьёзный стопорный механизм, шайба рассматриваться не может. Либо применяются специальные виды шайб. Более того, если деталь подвергается вибрации и угроза раскручивания велика, а деталь ответственная, применяют проволочную фиксацию винтовых соединений и другие способы (может быть даже не механические) прямо не связанные с шайбами, но включающие наличие шайбы, как одного из элементов механизма фиксации соединения.

6) Практические специалисты, работающие с механическими и винтовыми соединениями, часто указывают такую сторону применения шайб, что скольжение гайки по шайбе при закручивании её, гораздо лучше, чем оно может быть по материалу детали, даже если деталь металлическая. То есть в некоторых случаях шайбы нужны для облегчения производственного процесса и более удобной работы.

7) Шайбы нужны, даже необходимы и если поверхность соединяемых деталей не ровная. Например — слабо шероховатая, но тут чаще подразумеваются скощенные поверхности соединить которые без косых шайб качественно невозможно. Если мы хотим пример использования шайб из области изготовления металлоконструкций, то часто возникает необходимость стянуть болтами боковые стенки швеллера с уклоном внутренних граней. Тогда под гайку или под головку болта подкладывается косая шайба и гайка прижимается к получившейся плоской ровной площадке на стенке швеллера с уклоном внутренней грани. Это классический пример применения косых шайб, однако подобные примеры можно привести и из машиностроения, столярного производства и многих других областей.

8) Шайбы нужны и тогда, когда винтовое соединение предусматривает использование прокладок (резиновых, паронитовых и т.д.). Чтобы плотно и правильно прижать прокладку нужна шайба. Иначе, без применения шайб было бы невозможно хорошее уплотнение при помощи прокладок. Площадь поверхности головки винта, а тем более гайки тут явно недостаточна, а возникающая нагрузка, без использования шайбы приводит к разрушению материала прокладки.

Среди большого количества метизов есть один, назначение которого недооценивают, — шайба. Именно она создает более прочное соединение в совокупности с болтами, винтами и гайками. Для обеспечения наилучшего эффекта требуется подобрать крепежное изделие нужного размера и изготовленное из «правильного» материала.

Производители выпускают обычные, плоские шайбы, и увеличенные.

Это крепежное изделие круглой формы, плоское. В ГОСТ указаны следующие основные размеры:

— диаметр шайбы (от 4 до 145 мм);

— диаметр резьбы (от 1 до 48 мм).

— толщина шайбы (0,3 – 10 мм).

Шайбы изготавливаются из стали, бронзы, алюминиевого сплава, латуни. Каждый из видов материалов дает метизу свойства:

— стойкость к коррозии;

Отличие увеличенной шайбы ГОСТ 6958-78 ГОСТ от обычных – большая толщина и площадь поверхности.

Предназначение этого метиза – усиление крепежного соединения. Обычно шайба устанавливается между винтом или болтом и гайкой. В первую очередь гайка принимает на себя нагрузку резьбового соединения Увеличенная шайба распределяет силы воздействия на большую площадь, что защищает границы отверстия и скрепляемые детали от разрушения и деформации.

Во вторую очередь шайба противодействует западанию болтового соединения в подготовленное отверстие. Бывает так, что его размер выполнен в большем диаметре, чем размер головки болта или гайки. Шайба сделает невозможным западание крепежа.

В-третьих, между скрепляемыми деталями устанавливают прокладки из резины или других материалов. Гайка лучше прижимает эти уплотнительные элементы, что продлевает срок службы как самого резьбового соединения, так и всех дополнительных деталей соединения.

Также обычно шайбы применяют при выполнении резьбового соединения в поверхностях, имеющих дефекты (шероховатости, сколы, неровности). В этом случае использование шайбы улучшит качество соединения, сгладит неровности.

Нельзя не сказать о таком важном предназначении шайбы, как защита от самооткручивания. Резьбовое соединение со временем разбалтывается и развинчивается. Надежность соединения без шайбы уменьшается. Правильно и вовремя установленная шайба – фактор надежности.

Для обеспечения прочности и надежности соединения важно правильно подобрать шайбу по размеру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *