Межполушарные связи для чего развивать
Развитие межполушарных связей, или нейрогимнастика
Гриневская Наталья
Развитие межполушарных связей, или нейрогимнастика
РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ ИЛИ НЕЙРОГИМНАСТИКА.
Всем известно, что мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а самый хороший вариант, когда функционируют и правая, и левая половина мозга.
Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески.
КАК ТРЕНИРОВКИ ВЛИЯЮТ НА МОЗГ
Ни у кого не вызывает сомнения, что регулярное выполнение утренней гимнастики очень полезно и со временем укрепляет тело. Это же можно сказать и про комплекс упражнений для мозга – они постепенно заставляют обе «половинки» функционировать в тесной взаимосвязи, что помогает лучше воспринимать информацию. Каждое полушарие регулирует выполнение определенных действий и операций, при этом распределение активности постоянно чередуется. Но максимальная продуктивность достигается только тогда, когда они оба работают слаженно. И именно этой цели и позволяет добиться гимнастика для мозга или нейрогимнастика.
Цели нейрогимнастики:
• Развитие межполушарной специализации.
• Развитие межполушарного взаимодействия.
• Развитие комиссур (межполушарных связей).
• Синхронизация работы полушарий.
• Развитие мелкой моторики.
• Развитие памяти, внимания.
Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.
ЛУЧШИЙ ВОЗРАСТ
Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет. В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика. К 7-8 годам у детей уже полностью сформируется межполушарное взаимодействие и что-либо изменить станет гораздо сложнее, поэтому приступать к занятиям лучше всего именно в 4-5 лет.
КАК ПОДГОТОВИТЬ МОЗГ К ТРЕНИРОВКАМ
Так же, как спортсмены готовят своё тело к физическим упражнениям, мозг человека нужно подготовить для интеллектуального развития. Для этого достаточно помнить и следовать трём условиям, которые помогут сделать мозг пластичным и готовым к усвоению и переработке нового материала. Они помогут вам и вашим детям тренировать свой мозг.
1. Высокая физическая активность. Если вы постоянно находитесь в сидячем или лежачем положении, то у вас есть риск появления гиподинамии. Из-за этого жирные кислоты, которые находятся в вашем организме, не расщепляются. К тому же из-за недостатка движения нарушается кровообращение. А из-за этого в мозг может поступать недостаточное количество кислорода, что ухудшит его работу.
2. Употребление фосфатов и углеводов. Обязательно нужно есть продукты, которые включают в себя фосфор (тыква, соевые бобы, орехи, фасоль, плавленый сыр) и полезные углеводы (рис, кукурузные хлопья, макароны, кефир, рыба, креветки).
3. Обильное питьё. Приучите ребенка пить много воды. Она очищает организм от токсинов, а также помогает поддерживать нейронные связи, тем самым обеспечивая развитие когнитивного мышления.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
1. Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения. Лучше сделать меньше, но качественнее.
2. Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут.
3. Не стоит ограничиваться стандартными рамками. Ребенку будет гораздо интереснее, если упражнения будут выполнены на улице, например.
4. В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения.
5. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно.
6. Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами.
7. В одну тренировку не надо включать «все и сразу», 5-6 качественно выполненных заданий вполне достаточно.
УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МНОЙ В РАБОТЕ:
• Упражнения, поднимающие тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).
• Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны.
• Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги по контуру щек (массирующими круговыми движениями).
• Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).
• «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.
• Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).
• Игра «Звуковая тропинка» Нужно идти точно по следам. Если на следе нарисован символ звука [А], наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисован символ звука [У], наступать нужно левой ногой. (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы).
• «Разложи яблочки». Если в названии картинки есть звук [А], нужно положить в правую корзинку. Если звук [У] – в левую. (дети по одному подходят к яблоньке, срывают яблочко и отвечают: — Это ЛУК. В этом слове есть звук [У]. Положу в левую корзинку и т. д.) Можно брать картинки на дифференциацию любых звуков.
• «Перекрёстные шаги». Нужно пройти по болоту, поэтому идти нужно высоко поднимая ноги. Дети проходят по тропинке делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот.
• «Хлопни, топни». Нужно прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок. На звук [А] – хлопни, на звук [У] – топни. (сопровождается зрительным ориентиром – карточки на которых символами изображено задание.
А У А (хлоп, топ, хлоп)
У А А (топ, хлоп, хлоп)
Можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы.
• «Волшебная дорожка». Чтобы пройти по дорожке нужно внимательно смотреть какие символы на ней изображены. Если символ звука [А], наступать нужно правой ногой, если символ звука [У] – левой ногой. (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы)
• «Сортировка» Если услышишь гласный звук — клади красный мяч в правую корзинку, если услышишь согласный звук — клади синий мяч в левую корзинку.
• «Чья картинка?». Из фасолевого бассейна ребёнок достаёт по одной картинке и кладёт к определённому символу звука. Например: если в слове есть звук [Л]- кладём правой рукой, если в слове звук [Р]- кладём левой рукой.
• «Рыбалка». Карточки нужно перевернуть картинками вниз. Если в слове звук «Ы» находится в середине слова — кладём картинку к левому домику. Если в слове звук «Ы» находится в конце слова — кладём к правому домику.
• «Волшебная песочница» Автоматизация звука в прямых и обратных слогах. Ребёнок, произнося слоги, проводит дорожку левой рукой в обратных слогах, правой рукой в прямых слогах.
• «Чей звук?» 1 вариант. Ребёнку нужно определить на слух (в ряду звуков, слогов, слов) звуки [Р] или [Л] и выложить камешек, соответствующий образцу. Если услышал звук [Р], нужно положить жёлтый камешек правой рукой. Если услышал звук [Л], нужно положить зелёный камешек левой рукой.
• «Чей звук?» 2 вариант. Ребёнку нужно определить на слух (в ряду звуков, слогов, слов) звуки [Р] или [Л] и выложить фишку, соответствующую образцу (фишки выкладываются в ряд поочерёдно, в соответствии с услышанным звуком). Если ребёнок услышал звук [Р], нужно положить фиолетовую фишку правой рукой. Если услышал звук [Л], нужно положить жёлтую фишку левой рукой.
• «Скажи и покажи». Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками. Используется для автоматизации или дифференциации различных звуков.
• «Скажи и покажи нужной рукой» Используется для дифференциации оппозиционных звуков. Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками (если в слове есть звук [С], движение выполняется правой рукой, если в слове есть звук [Ш], движение выполняется левой рукой).
• «Волшебные палочки» Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, показывая на неё соответствующей палочкой (на картинку со звуком [Ж] – зелёной палочкой, на картинку со звуком [Ш] розовой палочкой).
• «Где прячется звук?» Ребёнку необходимо определить позицию заданного звука в слове и отметить камешком соответствующим образцу.
• «Угадай кто?» Игра используется для дифференциации личных местоимений 3 лица. Ребёнок поочерёдно называет слова изображённые на картинках (на определённый автоматизируемый звук). Затем определяет мужской или женский род имён существительных обозначая камешком нужного цвета (если женский род – кладёт розовый камешек правой рукой, если мужской род – голубой камешек левой рукой).
• «Рыбалка». Карточки нужно перевернуть картинками вниз. Если в слове звук «Ы» находится в середине слова — кладём картинку к левому домику. Если в слове звук «Ы» находится в конце слова — кладём к правому домику.
• «Волшебная песочница» Автоматизация звука в прямых и обратных слогах. Ребёнок, произнося слоги, проводит дорожку левой рукой в обратных слогах, правой рукой в прямых слогах.
• «Путаница» Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем поглаживайте по голове от макушки к лицу, а живот поглаживайте круговыми движениями сопровождая проговариванием речевого материала.
• «Нос-ухо» Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
• Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).
• «Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука — от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.
• «Фонарики» — надеваем на руки детям браслетики с изображением символов звуков [А], [У]. Браслет с символом звука [А] надеваем на правую руку, браслет с символом звука [У] надеваем на левую руку. Если слышите звук [А], зажигайте правый фонарик (открывают правую ладошку, если слышите звук [У] зажигайте левый фонарик (открывают левую ладошку).
• «Жаба». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
• «Червячок в яблочке» Дети показывают два кулачка (яблочки, на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок, затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем:
Червяк дорогу сверху вниз
В огромном яблоке прогрыз.
Или проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либо звука.
• «Кулачок — ладошка» Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка.
Стоит печка с трубой.
Или проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либо звука.
• «Кошка». Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони. Пальцы правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следует по очереди изменять положения рук – выпускать и прятать «коготки» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
• «Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
• «Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
• «Перекресты» — стоя. Правая рука на поясе, левая в это время – на правом плече, затем меняем положение: левая рука на поясе, правая – на левом плече сопровождая проговариванием речевого материала.
• «Вертолёт». Правая рука движется от себя, правая — к себе. По хлопку меняем направления движения рук этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроигр в работе оказывает положительное влияние на процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей.
Литература:
1. Брейн Джим «Гимнастика мозга»
2. Назаревская Т. Н. «Звуковые нейроупражнения. 24 таблички»
3. Назаревская Т. Н. «Смотри и повторяй». 45 карточек для развития мозга.
4. Трясорукова Т. П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика»
5. Пол и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей.
6. Источник: https://razvivashka.online/metodiki/gimnastika-dlya-mozga
Лабиринт для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста Лабиринт для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста Развивающая игра- головоломка, предназначенная для стимуляции работы.
Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей». В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь.
Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.
Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.
Развитие межполушарных связей мозга как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста
Развитие межполушарных связей мозга, как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Важнейшим приобретением ребёнка в дошкольном возрасте является овладение им речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним. Дошкольный возраст — самый подходящий период для обогащения и развития речи, так как если к 6-7 годам жизни ребенок не достиг определенного уровня развития речи, далее ему будет трудно, и, в первую очередь, при поступлении в школе и обучении в начальных классах, ведь общение, как с другими детьми, одноклассниками, так и с педагогами и другими взрослыми будет также сильно затруднено [4].
Работая в детском саду, я нередко сталкиваюсь с детьми, которые невнимательны, неспособны сосредоточиться и выполнить то или иное упражнение. Причины этих проблем связаны с особенностями анатомического строения мозга (наличием правого и левого полушария) и его функционированием.
Всем нам известно, что мозг состоит из двух полушарий. Рисунок извилин мозга, как и отпечаток пальца – неповторим у каждого человека. Так и мозг каждого человека уникален. Правое и левое полушарие мозга выполняют разные функции. Но полушария связаны между собой и не могут работать по одному. Они соединены друг с другом особым веществом – мозолистым телом, которое ответственно за координацию работы обоих полушарий.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Целостность мозга создается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) располагается между полушариями головного мозга в его теменно-затылочной части. Оно состоит из двухсот миллионов нервных волокон и необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение работы мозолистого тела расстраивает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Одно и второе полушарие начинает работать без взаимосвязи. Нарушаются пространственная ориентация, эмоциональное состояние, зрительно-моторная координация.
При подготовке детей к школе надлежит значительное внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7 лет, у мальчиков до 8 – 8,5 лет. Улучшение интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Работа педагога должна быть направлена от движений к мышлению, а не от мышления к движению. Для успешного обучения ребенка в школе одним из важных условий является полноценное развитие в дошкольном возрасте мозолистого тела. Межполушарное взаимодействие можно развить через кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Упражнения необходимо проводить ежедневно. Детей раннего возраста учим выполнять пальчиковые игры от простого к сложному. Важно научить ребенка уверенно различать правую и левую стороны. Ближе к пяти годам предлагаем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет упражнение вместе с педагогом, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе.
Оценив, в ходе своей педагогической практики, какое положительное воздействие оказывают кинезиологические упражнения на развитие ребенка, я стала применять их при коррекции недостатков речевого развития детей.
Важно научить ребёнка уверенно различать правую и левую стороны. Для совершенствования этого навыка как можно чаще включайте в ваш комплекс развивающих занятий с дошкольникомзадания такого плана:
— вытяни перед собой [правую | левую] руку;
— встань на [правую | левую] ногу;
— ударь по мячу [правой | левой] ногой;
— возьми конфету [правой | левой] рукой.
Когда подобные упражнения будут даваться легко,усложните задачу:
— прикоснись [правой | левой] рукой к [левому | правому] [уху | глазу];
— [правой | левой] рукой гладь себя по голове, а другой стучи по столу;
— указательный палец [правой | левой] руки поставь на кончик своего носа, а большим и указательным пальцами другой руки возьмись за мочку уха с противоположной стороны;
— встань на [правую | левую] ногу и подними [левую | правую] руку вверх.
Сначала вам придётся проделывать все упражнения вместе с ребёнком (впрочем, такие занятия полезны не только детям, но и взрослым). Но очень скоро малыш усвоит правила игры и будет сам с удовольствием выполнять все задания, ориентируясь на ваши словесные команды. Это сделает развитие межполушарных связей ещё более эффективным.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
На стол выкладывается 5–10 карандашей.Собираем карандаши в кулак:
в) обеими одновременно.
Затем по одному выкладываем карандаши на стол:
в) обеими руками одновременно.
При выполнении упражнения группой детей можно провести соревнование на самого быстрого и ловкого или на самого аккуратного – и другие упражнения.
На каждую ногу ребенка (за штаны) сбоку цепляются прищепки и ребенку необходимо одновременно двумя руками снимать их. Как только отрабатывается эта двигательная программа,переходим на следующий этап- это движение на перекрест: с правой ноги снимаем прищепки левой рукой, а с левой ноги-правой рукой.
«Зеркальное рисование» (рисование двумя руками)
Зеркальное рисование. Положить на стол чистый лист бумаги. Попросить ребенка взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Попросить его рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (по предложенному образцу).
На лист бумаги приклеиваем, расставляем или рисуем любые предметы на расстоянии друг от друга. Просим ребенка нарисовать змейку между предметами так, чтобы их не задеть. Далее усложняем программу и просим нарисовать змейку двумя руками одновременно (можно нарисовать точку, от которой будем начинать движение рук). Если возникают сложности на листе,это задание можно отработать в движении на полу: расставляем кегли и прокатываем между ними мяч змейкой, расставляем коробки-гаражи, которые должна объехать машина и т. д. Прокатываем мяч сначала левой ногой, затем правой, далее то же самое только уже прокатываем мяч гимнастической палочкой.И самый сложный уровень: правой ногой обводим мяч справа, а левой ногой – слева.
На своем опыте работы с дошкольниками, я убедилась, что дети с удовольствием воспринимают информацию, весело обучаются навыкам работы двумя руками. Применяя на занятиях упражнения для развития межполушарных связей, педагоги смогут получать прекрасные результаты в развитии ребенка как личности, сделать его более успешным в обучении в детском саду и в школе.
1. Бушлякова Р. Г Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – Детство-Пресс, 2011
2. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю.Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика младших школьников [Текст]: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры/ 3-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 136 с.
3. Речевое развитие в старшем дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Подрасту. Ру [Психолого-педагогический портал о развитии и воспитании дошкольников]. URL: https://podrastu.ru/razvitie/rechevoe/osobennosti-rechevogo-razvitija.html
Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».
Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей». В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь.
Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.
Развитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.
Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.
Родительское собрание «Почемучки. Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей» Родительское собрание на тему: «Почемучки». Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей. Круглый стол для родителей детей.