Межведомственная сэд что это такое пришло письмо
Пришло письмо от Межведомственной СЭД Московской области: что это такое?
11.01.2021 3 Просмотры
Бумажный носитель – исторически сложившийся способ фиксации и хранения информации, который применяют не одну тысячу лет. Тем не менее технологии вносят поправки в привычный уклад обмена данных. Хозяйствующие субъекты в процессе своей деятельности все чаще задействуют электронный документооборот. Центральная часть государства обязана применять передовые стандарты, поэтому письма от Межведомственной СЭД Московской области уже вошли в систему.
Что это
МЭДО – ключевая составляющая взаимодействия госорганов, которая является федеральной информационной системой. Расшифровывается как система межведомственного электронного документооборота. Основная задача – организация коммуникационных связей участников межведомственного электронного документооборота.
В основе работы лежит обмен электронными сообщениями. Это могут быть электронные документы, так и информация в виде уведомлений необходимых для рассмотрения и исполнения каких-либо функций.
Система электронного документооборота:
Система межведомственного электронного документооборота органов власти
Реализация взаимодействия информационных систем государственных организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №313)
Взаимодействие реализуется в рамках:
системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО),
единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Что такое МЭДО и для чего она нужна?
Участниками межведомственного электронного документооборота (участниками МЭДО) являются Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также иные государственные органы и государственные организации.
Под взаимодействием СЭД понимается обмен электронными сообщениями, содержащими:
документы – метаданные (реквизиты) документов и их файлы,
уведомления — информацию о ходе рассмотрения и исполнения документов получателями.
Цель создания и использования МЭДО — повышение эффективности управления в органах государственной власти за счет сокращения времени прохождения документов между организациями и ведомствами, минимизации затрат на обработку и отправку документов, мониторинга хода рассмотрения и исполнения документов.
Организатором МЭДО является Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России). В этом качестве ФСО России реализует организационное и методическое обеспечение МЭДО; ведение адресных справочников МЭДО; создание и эксплуатацию технико-технологической инфраструктуры и обеспечивает информационную безопасность МЭДО.
Принцип и технические решения МЭДО
В основу реализации МЭДО легли следующие принципы:
все участники МЭДО используют единый формат обмена электронными сообщениями, утвержденный ФСО России и Минкомсвязь России;
каждый участник МЭДО использует программно-технический комплекс (шлюз), обеспечивающий обмен электронными сообщениями между своей СЭД и МЭДО (реализующий временное хранение сообщений, выгрузку поступивших сообщений из транспортирной системы МЭДО и загрузку исходящих сообщений в транспортную систему МЭДО);
каждый участник МЭДО использует программный комплекс сопряжения (адаптер) своей СЭД с МЭДО, обеспечивающий:
для исходящих по МЭДО сообщения – их формирование, преобразование из формата СЭД в единый формат обмена и подготовку к передаче по транспортной системе МЭДО.
Архитектура МЭДО
Состояние дел и перспективы развития МЭДО
МЭДО эксплуатируется с 2009 года и развивается до сих пор. По состоянию на 18.06.2015 к МЭДО подключено 166 участников. Подключение органов власти и ведомств к МЭДО осуществляется в соответствии с планом-графиком сопряжения региональных систем электронного документооборота с системой МЭДО, который составляет и реализует ФСО России.
Переход к электронному документообороту между участниками МЭДО реализовывается поэтапно.
На начальном этапе использования МЭДО информационное взаимодействие между участниками заключалось в обмене электронными образами (сканами) документов (с дублированием на бумажном носителе и обменом бумажными документами по обычным каналам) и в обмене уведомлениями о регистрации или отказе в регистрации. По мере отработки технологии обмена по МЭДО менялись требования к реализации информационного взаимодействия: был расширен состав уведомлений (к ним добавлены уведомления о принятии к исполнению, о подготовке доклада, о направлении доклада, об изменении в ходе исполнения, об опубликовании); развивался единый формат обмена, включая в себя новые реквизиты документов.
Разработаны и утверждены следующие документы:
Правила обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия (утв. постановлением Правительства РФ от 25.12.2014 № 1494), предполагающие отказ от направления бумажных документов и реализацию обмена документами в электронном виде с электронной подписью;
Перечень видов документов, предусмотренного Правилами обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия (утв. распоряжением Правительства РФ от 02.04.2015 № 583-р);
Требования к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций посредством обмена документами в электронном виде (утв. совместным приказом Минкомсвязь России и ФСО России от 27.05.2015 № 186/258).
Указанные документы определяют, что в процессе информационного взаимодействия участники МЭДО будут обмениваться документами в электронном виде с электронными подписями. Вид электронной подписи – усиленная квалифицированная электронная подпись.
Взаимодействие осуществляется следующим образом:
Документ в электронном виде готовится в СЭД отправителя;
Автор документа подписывает файл документа в формате PDF/A-1 электронной подписью (файл документа может быть подписан одним или несколькими должностными лицами);
Отправитель документа формирует графические элементы визуализации регистрационных данных отправляемого документа и его электронной подписи (одной или нескольких) и в виде графических файлов направляет в составе электронного сообщения по МЭДО вместе с координатами, определяющими местоположение этих графических элементов при отображении (визуализации) документа получателем;
Получатель документа проверяет полученный документ на соответствие Требованиям, в т.ч. проверяет электронную подпись (подписи), и либо отказывает в регистрации документа с указанием причины отказа, либо регистрирует документ в своей СЭД. Документ может быть отображен получателем с использованием графических элементов визуализации (либо полученных от отправителя документа, либо сформированных самостоятельно на основе полученных данных) и их координат.
Электронной подписью могут подписываться не только файлы документов, а также, при желании, файлы приложений к документам, при этом требований к формату файлов приложений и формированию отметок об их электронных подписях не предъявляется.
Информационное взаимодействие по МЭДО предусматривает возможность обмена документами и без электронной подписи (как это было ранее).
При этом обмен по МЭДО документами (как с электронной подписью, так и без электронной подписи) должен сопровождаться обменом уведомлениями.
Все эти изменения требуют расширения возможностей программных комплексов сопряжения (адаптеров) СЭД всех участников взаимодействия.
Как стать участником МЭДО?
Взаимодействие используемой СЭД с МЭДО осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к организации взаимодействия системы межведомственного электронного документооборота с системами электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти (утв. распоряжением Правительства РФ от 02.10.2009 № 1403-р ).
Чтобы стать участником МЭДО организации или ведомству необходимо:
Быть включенным в список участников МЭДО, получить адрес и идентификатор МЭДО и обеспечить наличие технико-технологической инфраструктуры 3 для подключения используемой СЭД к МЭДО.
Обеспечить сопряжение используемой СЭД с МЭДО в части реализации для СЭД единого формата обмена электронными сообщениями, используемого в МЭДО.
Для этого нужно получить у ФСО России актуальную информацию по единому формату обмена и требованиям к реализации взаимодействия участников МЭДО, а затем обратиться к поставщику или разработчику используемой СЭД для выполнения им работ по реализации данного сопряжения (разработке адаптера), предоставив полученную у ФСО России информацию.
Участие ЭОС в реализации проекта МЭДО
Компания ЭОС, лидер рынка СЭД для федеральных органов государственной и исполнительной власти, принимает непосредственное участие в реализации проекта МЭДО.
Компания ЭОС выполняет работы по сопряжению с МЭДО своих систем – ДЕЛО, EOS for SharePoint.
Для осуществления нового сопряжения или обновления имеющегося сопряжения (в случае изменения требований к обмену сообщениями через МЭДО) ознакомьтесь с рекомендациями: «Как стать участником МЭДО».
В число участников МЭДО, использующих решения компании ЭОС, входят федеральные органы законодательной, судебной и исполнительной власти, региональные правительства, а также другие организации, в частности:
Функционал, реализуемый в рамках сопряжения с МЭДО
Решения ЭОС по реализации сопряжения с МЭДО позволяют:
Осуществлять обмен документами (как с электронной подписью, так и без электронной подписи) с их регистрацией в СЭД и уведомлениями всех видов;
Проверять поступившие документы на соответствие Требованиям;
Фильтровать поступившие документы для оптимизации процедуры их регистрации;
Формировать для поступивших документов уведомления всех видов;
Отображать (визуализировать) поступивший документ с электронной подписью (подписями);
Подписывать файл документа (приложения к документу) одной или несколькими электронными подписями;
Формировать графические элементы визуализации регистрационных данных документа и отметки о его электронной подписи (подписях) и их координаты (данные о местоположении);
Осуществлять контроль отправки и регистрации отправленных документов, обрабатывать уведомления о регистрации или отказе в регистрации отправленных документов;
Сохранять поступившие и отправляемые документы в виде, в котором они передаются по МЭДО.
Для получения подробной информации о функционале модулей сопряжения систем ЭОС с МЭДО обращайтесь market@eos.ru.
Справочная информация: Перечень наиболее важных документов по организации информационного взаимодействия органов государственной власти с использованием МЭДО:
Постановление Правительства РФ от 22.09.2009 № 754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота».
Распоряжение Правительства РФ от 02.10.2009 № 1403-р «О технических требованиях к организации взаимодействия системы межведомственного документооборота с системами электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти».
Постановление Правительства РФ от 06.09.2012 № 890 «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти».
Постановление Правительства РФ от 25.12.2014 № 1494 «Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия».
Распоряжение Правительства РФ от 02.04.2015 № 583-р «Об утверждении Перечня видов документов, предусмотренного Правилами обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия, утв. постановлением Правительства РФ от 25.12.2014 № 1494».
Приказ Минкомсвязь России и ФСО России от 27.05.2015 № 186/258 «Об утверждении Требований к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций посредством обмена документами в электронном виде».
1. В соответствии с Положением о системе межведомственного электронного документооборота (утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.2009 № 754).
2. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 06.09.2012 № 890 «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти».
3. Узел участника МЭДО, а также каналы связи от головного узла МЭДО до узла участника МЭДО.
Системы управления задачами, документами и бизнес-процессами
Многофункциональное приложение для решения основных задач Бизнеса
Система автоматизации делопроизводства и электронного документооборота
Система автоматизации документооборота и бизнес-процессов
*** Самые популярные решения
Для органов власти и государственных структур
Система электронного документооборота «Дело»
Для крупных компаний и международных корпораций
Система документооборота «Тезис»
Для малого и среднего бизнеса
Система управления заданиями и документами «Ведок»
Для электронного архива
Подсистема «Архивное Дело»
*** Система автоматизации подбирается индивидуально, в соответствии с требованиями и нуждами заказчика. Данные решения являются стандартными, и представлены здесь исключительно как пример.
Межведомственная система электронного документооборота Московской области переведена на PostgreSQL – Мингосуправления
Межведомственная система электронного документооборота Московской области переведена на PostgreSQL, сообщает пресс-служба Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области.
«Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Московской области завершило работу по миграции базы данных Межведомственной системы электронного документооборота Московской области (МСЭД) с СУБДOracle на свободно-распространяемую объектно-реляционную СУБД – PostgreSQL при поддержке Postgres Professional», – говорится в сообщении.
С момента внедрения (конец 2013 года) МСЭД получила широкое распространение в региональных и муниципальных органах власти, а также их подведомственных учреждениях (общее количество организаций, подключенных к МСЭД, составляет более 6 тысяч).
Как отметил министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Максут Шадаев: «На сегодняшний день в МСЭД зарегистрировано более 42 тысяч пользователей, а количество одновременно работающих пользователей превышает 12 тысяч в сутки. Поэтому мы должны были провести смену СУБД в предельно сжатые сроки. Процесс миграции более 17,5 миллионов документов занял у нас всего двое суток. Мы смогли все это сделать быстро, благодаря подготовительным работам, которые вели около трех месяцев».
С точки зрения масштаба проведенных работ, перевод МСЭД на PostgreSQL явился значимым этапом по реализации мероприятий, направленных на отказ от использования проприетарного программного обеспечения в Правительстве Московской области, следует из пресс-релиза.
«Проект миграции МСЭД на PostgreSQL очень важен для нашей страны, в первую очередь как пример перехода критически важной государственной системы на свободно распространяемое ПО с отечественной поддержкой. С учетом важности задач, решаемых МСЭД, было необходимо перевести рабочие системы в минимальные сроки с максимальным качеством, и мы рады подтвердить, что нашей команде удалось оправдать все ожидания», –сказал генеральный директор Postgres Professional Олег Бартунов.
«Область старается везде, где это возможно, отказаться от проприетарных СУБД в пользу решений с открытым кодом. У нас есть несколько кейсов, которые показывают, что это вполне выполнимая задача. Нужно подчеркнуть, что если уже созданная и работающая система базируется на иностранной СУБД, к примеру, Oracle или Microsoft, министерству приходится всегда внимательно считать, во сколько обойдется миграция на свободное ПО, и приведет ли это к экономии. Если экономии для бюджета мы не получаем, решение о переходе не принимаем», – отметил Шадаев.
Межведомственный документооборот
Межведомственный электронный документооборот (МЭДО) занимает важное место в построении единой системы электронного правительства — и подразумевает обеспечение взаимодействия систем электронного документооборота участников МЭДО: Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, а также федеральных органов государственной власти. Положение о МЭДО было утверждено 22 сентября 2009 года.
Взаимодействие электронного документооборота институтов власти подразумевает ведение электронной переписки, содержащей как общедоступную информацию, так и данные, которые могут относиться к сведениям, составляющим служебную тайну.
Техническая инфраструктура МЭДО состоит из нескольких компонентов:
Задачи межведомственного электронного документооборота
Основной задачей межведомственного документооборота является интеграция в единое информационное пространство систем электронного документооборота всех федеральных органов власти. Цель этой интеграции — добиться полного отказа от обмена бумажными документами между Администрацией Президента, аппаратом Правительства РФ и федеральными ведомствами, исключив таким образом временные задержки при их взаимодействии и потери информации.
Помимо этого, с помощью межведомственного электронного документооборота могут решаться задачи взаимодействия с региональными органами власти (РОИВ). В частности, с помощью МЭДО должна осуществляться передача обращений граждан, поступающих в приемную президента, если их рассмотрение требует участия региональных органов исполнительной власти.
Как организовано МЭДО
Взаимодействие внутренних и внешних, единых и унифицированных инструментов обмена электронной документацией осуществляют посредством сообщений особого вида. В них должны быть:
Обмен и взаимодействие должны происходить в едином формате. При этом предприятиям и учреждениям необходимо обеспечить защищенность информации, полноценную интеграцию в единые системы, современную и удобную автоматизацию, соответствие законодательным нормам и непрерывность обмена данными. Поэтому программные комплексы, которые компании и госучреждения непосредственно используют для сопряжения с МЭДО, стоит подбирать придирчиво.
Государственные требования, оговаривающие «техническую сторону» вопроса, предусматривают наличие на рабочих местах шлюзов с операционными системами (например, Windows или Linux), соответствующее серверное программное обеспечение, адаптерный блок, приводящий карточки СЭД-документации организации в унифицированный формат и т.д. Полноценное, грамотно развернутое ПО позволит поддерживать взаимодействие на высоком качественном уровне.
Какие возможности предоставляет МЭДО для организации?
Общий принцип функционирования МЭДО — информационное взаимодействие, в процессе которого участники обмениваются документацией в цифровом виде, подтвержденной электронными подписями (усиленными, квалифицированными). Официальный формат обмена — PDF/A.
На практике взаимодействие происходит так:
Также в МЭДО реализован и полностью поддерживается механизм передачи официальной документации. Практические инструменты, безусловно, требуют постоянной доработки, но предприятиям, обменивающимся документами с федеральными или региональными органами власти, уже сейчас стоит стать частью государственной системы. Для этого нужно:
Решения Docsvision для интеграции внутрифирменных систем документооборота в МЭДО
Компания «ДоксВижн» обеспечивает полное и комплексное сопряжение своих СЭД, развернутых у заказчика, с общими государственными системами. Мы позаботимся, чтобы весь документооборот был сопряжен с межведомственным на должном уровне. Наши платформы (Docsvision, Docsvision Core) поддерживают механизмы интеграции со всеми официальными госсистемами, включая МЭДО и СМЭВ. «ДоксВижн» — лидирующий на рынке СНГ и Балтии разработчик инструментов управления документацией и бизнес-процессами, и мы предоставляем высококачественные СЭД/ЕСМ, соответствующие стандартам ISO 9001.
СЭД /ECM решения Docsvision позволяют:
При помощи СЭД / ECM платформы Docsvision можно осуществлять обмен документацией с электронными подписями или без них, регистрировать ее в своей СЭД и проверять на соответствие техрегламенту. Мы предоставляем инструменты, позволяющие формировать и отображать графику/визуализацию, контролировать отправку и регистрацию бумаг, обрабатывать уведомления об их статусе и сохранять файлы в форматах МЭДО.
Примеры внедрений Docsvision с МЭДО
Комплексная поддержка организации СЭД и МЭДО
Компания «ДоксВижн» совместно с сетью партнеров предоставляет не только современные платформы для развертывания СЭД на предприятиях и в государственных учреждениях, но и предлагает заказчикам комплексную поддержку:
Вы можете приобрести типовое готовое решение у Docsvision или одного из наших партнеров (рекомендуется на начальном этапе автоматизации). Также наши специалисты или партнеры помогут сформулировать специфические требования и сконструировать индивидуальное решение на базе платформы.