Михайловский дворец что посмотреть
Выставки и экспозиции
Собрание древнерусской живописи Русского музея — одно из самых крупных и значительных в нашей стране. Оно включает в себя около шести тысяч икон. В постоянной экспозиции, размещенной в первых четырех залах Михайловского дворца, представлена часть этой коллекции — наиболее ценные произведения XII–XVII веков, созданные в важнейших художественных центрах Древней Руси: Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Москве и Ярославле.
Экспозиция раздела построена по хронологическому принципу и дает представление об основных этапах и тенденциях развития искусства этой эпохи. В разделе, посвященном времени Петра I, особое место принадлежит произведениям И.Н.Никитина и А.М.Матвеева — крупнейших русских портретистов, с именами которых связано утверждение светского направления в русском изобразительном искусстве.
Экспозиция знакомит с произведениями, представляющими разнообразие тенденций в русском искусстве этого времени — это классицизм, романтизм, зарождающийся во второй трети XIX века реализм. Широко и всесторонне представлено творчество мастеров академической школы: произведения К.П.Брюллова («Последний день Помпеи», портреты современников и религиозные композиции), образцы исторической живописи, выполненные Г.И.Угрюмовым, А.И.Ивановым, А.Е.Егоровым, Ф.И. Бруни.
В состав постоянной экспозиции русского народного искусства XVII-XXI веков вошло около 1500 экспонатов, расположенных в хронологической последовательности и демонстрирующих историю развития крестьянского искусства и местных центров художественных ремесел во всех основных видах и жанрах.
Михайловский дворец
Михайловский дворец
Михайловский дворец – главное здание Русского музея, расположенного в центре Санкт-Петербурга. Дворец был построен по проекту российского архитектора итальянского происхождения Карло Росси. В своей работе он использовал новаторские приемы, в то же время выдерживая традиционный для эпохи классицизма стиль. За свою работу Росси был награжден орденом Святого Владимира третьей степени.
Идея постройки возникла у императора Павла I, который после рождения младшего сына Михаила в 1798 году повелел ежегодно откладывать средства на строительство дворца для него. По замыслу он должен был затмить резиденции европейских государей своей роскошью и величием, подчеркнуть статус России как империи. Сегодня Михайловский дворец интересен туристам не только своими интерьерами и архитектурой, но и обширной коллекцией шедевров российского искусства. В Академическом зале регулярно проходят концерты, проводятся тематические мероприятия, посвященные изучению национальной истории и традиций.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Михайловский дворец
История Михайловского дворца
Император Павел I не смог реализовать свой замысел – в результате дворцового переворота в 1801 году он был убит. Но его воля была исполнена Александром I: по достижении Михаилом 21 года началось строительство дворца. В фундамент были заложены ковчег с серебряными монетами и памятная доска, тоже целиком из серебра.
Росси получил в распоряжение пустырь, на месте которого при Петре I был большой фруктовый сад, а на момент начала строительства – заросшая репейником и крапивой бесхозная территория. К 1820 году был закончен главный корпус, в 1821 году – два примыкающих к нему флигеля, а в 1825 году – завершена внутренняя отделка. Дворец был освящен и пожалован императором младшему брату. В общей сложности строительство велось 6 лет и обошлось почти в 8 миллионов рублей.
Внутреннее убранство резиденции было роскошным. Дом украшали скульптуры и статуи, на полу был паркет из дорогих пород дерева, впервые в отделке использовались обои. Михайловский дворец стал центром культурной жизни – здесь устраивались светские приемы, на которых собиралась творческая элита. Среди гостей Михаила Павловича были такие известные люди, как Пушкин, Айвазовский, Тютчев, Жуковский и многие другие.
После смерти Михаила и его супруги дворец перешел их наследникам. С 1894 года он стал доходным домом и постепенно пришел в упадок. Часть помещений сдавалась в аренду, чтобы окупить дорогое содержание. Третья дочь Михаила была замужем за немецким герцогом, и по брачному контракту ее имущество должно было перейти супругу и детям. Но император Александр III предложил выкупить Михайловский дворец за казенный счет. Сделка была совершена уже Николаем II в 1895 году, ее сумма составила 4 миллиона рублей. При этом прежним владельцам позволили забрать с собой то, что связано с историей семьи, в результате чего дом оказался практически пустым.
Министр финансов Витте предложил Николаю II устроить здесь Русский музей имени его отца. На тот момент экспозицию Эрмитажа составляли, в основном, иностранные экспонаты, а для работ отечественных мастеров не хватало места. Так, под шедевры российского искусства по воле императора было выделено отдельное роскошное здание Михайловского дворца. В настоящее время он является частью крупного музейного комплекса, в который входит 5 зданий, 3 сада и ряд небольших сооружений.
Интересные факты о Михайловском дворце:
Выставки
В Михайловском Дворце представлены следующие постоянные экспозиции шедевров русского искусства:
Древнерусская экспозиция включает в себя одну из крупнейших в России коллекцию икон – порядка 6000 экспонатов. Она разделена на четыре зала. В первом из них находятся самые древние иконы, в их числе знаменитая «Борис и Глеб» – одно из немногих сохранившихся изображений первых русских святых. Во втором зале посетителям открываются шедевры крупных иконописных центров Древней Руси – Новгорода и Пскова. В третьем зале представлены экспонаты московской школы иконописи, в том числе созданные известным художником Андреем Рублевым. В четвертом помещении – более поздние работы XVI-XVII веков, среди них знаменитая икона «Троица».
В экспозиции, посвященной русскому искусству XVIII века, находятся выдающиеся работы времен Петра I. В основном, это портретная и историческая живопись, но есть и коллекция скульптур. Также посетителям интересно будет посмотреть на выставку образцов мебели, интерьера, декоративно-прикладного творчества.
Выставка работ первой половины XIX века включает картины различных стилей и произведения известных скульпторов того времени. В коллекции представлены полотна К. П. Брюллова, Ф. И. Бруни, С. Щедрина, А. А. Иванова, О. И. Кипренского, И. К. Айвазовского и многих других. Особенностью выставки является Белый зал, который сохранил свой первоначальный облик и художественное оформление со времен постройки Михайловского дворца.
Самой солидной является экспозиция работ художников и скульпторов второй половины XIX века – периода рассвета российского искусства. Здесь представлены картины В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. В. Верещагина, В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина и других выдающихся мастеров живописи и скульптуры. Залы, как и многие полотна, отреставрированы, работает светодиодное освещение, также выставлены малоизвестные и ранее находившиеся в запасниках произведения.
Интересной является и выставка народного искусства, расположившаяся в 12 залах и включающая порядка 50 000 экспонатов. Работы расположены в хронологическом порядке. Здесь можно посмотреть на предметы народных промыслов, кузнечного мастерства, текстиль, глиняную и деревянную мебель, посуду, игрушки. Особое внимание уделено искусству резьбы и росписи по дереву. Есть и богатая экспозиция современных мастеров, которые поддерживают традиции прошлого. Здесь представлена палехская роспись, хохлома, дымковская игрушка, финифть, кружево, подносы из Жостово, резьба по кости, гжель.
Кроме постоянных экспозиций регулярно проводятся тематические и авторские выставки – все они посвящены работам русских мастеров.
Информация для посетителей
Михайловский дворец открыт в понедельник с 10:00 до 20:00, в среду, пятницу, субботу и воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг – с 13:00 до 21:00, вторник – выходной день. При планировании посещения нужно учитывать, что кассы закрываются на полчаса раньше. В воскресенье с 13:00 до 15:00 работает «экскурсия выходного дня» для индивидуальных посетителей.
Стоимость билета для взрослых – 450 руб., для студентов, школьников старше 16 лет и пенсионеров – 200 руб. Для граждан России, Белоруссии, а также иностранцев, легально постоянно проживающих и работающих на территории РФ, цена ниже – 350 руб. для взрослых и 170 руб. для школьников, студентов и пенсионеров.
Также можно приобрести комплексный билет на посещение Михайловского дворца и второго филиала на выбор:
Постоянным посетителям предлагается годовой абонемент: 1500 руб. на 6 посещений, 2700 руб. – на 12. Школьники до 16 лет, а также учащиеся школ и ВУЗов художественного и искусствоведческого профиля могут посещать Михайловский дворец бесплатно. 18 число каждого месяца является льготным днем, когда за посещение не нужно платить лицам младше 18 лет и студентам. Любительская фотосъемка платная – обойдется в 500 рублей.
Билеты можно приобрести непосредственно в кассе или купить онлайн на официальном сайте Русского музея. Для этого нужно зарегистрироваться, заполнив личные и контактные данные. После оплаты электронный билет придет на e-mail, указанный при покупке. Его нужно распечатать и предъявить в кассе в день посещения, либо назвать его номер и предъявить удостоверение личности.
Как добраться
Михайловский дворец расположен по адресу: Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4. Если ехать на метро, то выходить нужно на станции «Невский проспект» или «Гостиный двор». Также из разных точек Северной столицы до Михайловского дворца можно добраться на автобусах № 3, 22, 27, 49, К212 и на троллейбусах № 5, 22.
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Михайловский дворец в Санкт-Петербурге: история, архитектор, фото, адрес
Музеи
Краткое описание
Одно из лучших творений известнейшего архитектора Карла Росси – Михайловский дворец – расположился в самом центре Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что официально год возведения здания – 1825, не без основания считается, что говорить о нем начали еще в конце XVIII века. После рождения сына Павла I – Михаила Павловича – в 1798 году отец повелел ежегодно откладывать определенную сумму денег, чтобы построить для царевича дворец.
К сожалению, дожить до этого момента император не смог, и строительство дворца заказал уже новый правитель – Александр I. Работы велись 6 долгих лет по проекту К. Росси. И вот в 1825 году дворец был готов, и князь Михаил Павлович смог переехать туда вместе с супругой.
Долгое время Михайловский дворец оставался центром культурной жизни Санкт-Петербурга. Здесь побывали многие известные деятели искусства, в том числе А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев, И. К. Айвазовский и другие. Сегодня в Михайловском дворце расположен один из филиалов Русского музея.
Архитектура
Здание выполнено по проекту Карла Росси в стиле русского ампира. Четырехэтажный дворец – хотя по факту кажется, что этажа всего 2 – повернут фасадом к площади, которая так же является частью общей архитектурной композиции. Нижний этаж, где преимущественно располагались комнаты повседневного пользования, украшен рустом. Над ним возвышается портик в виде колоннады, декорированный фронтоном. Здесь находились бальные комнаты и парадные покои князя с супругой, а наверху был возведен домовой храм. Кухня же и служебные помещения были расположены на цокольном этаже. Снаружи дворец украшен скульптурами и барельефами, а у парадной лестницы гостей встречают 2 огромных льва, отлитых специально для этой усадьбы.
Внутреннее убранство Михайловского дворца так же поражает своей красотой, роскошью и, в то же время, некой сдержанностью стиля. Каждое помещение продумано до мельчайших деталей. Особенно выделяется вестибюль с его широкой аркой, массивной лестницей с колоннадой в верхней части и искусно созданные барельефы, расположенные на стенах.
Потолок Большой столовой был декорирована кессонами с изображениями сюжетов на тему веселья и празднества. В помещении было достаточно высоких окон, дверных проемов и зеркал, а стены были украшены пилястрами, а так же лепниной и живописными орнаментами.
Танцевальный зал с белыми стенами оформлен голубыми колоннами. Такого же цвета потолочный свод украшен изображениями танцовщиц, а огромные зеркала и позолоченные элементы декора добавляют роскоши этому помещению. Голубая галерея оформлена скульптурами работы С. С. Пименова. Пространство Белой гостиной было разделено на 3 части с помощью двух пар колонн, каждая из которых дополнительно подчеркивалась самостоятельным решением перекрытий.
Парадные покои княгини так же отличались роскошью своего убранства. Однако на сегодняшний день сохранились лишь некоторые элементы отделки:
Елена Павловна – супруга великого князя – неоднократно затевала перестройку внутреннего убранства дворца. Она бдительно следила за веяниями моды и старалась внедрить что-то новое в оформление своего дома. Изменения не коснулись только больших парадных залов здания.
Когда в 1895 году дворец был выкуплен Николаем II с целью создания в нем Русского музея, начался новый этап перестроек и реконструкций. Было принято решение оставить только те элементы декора, которые отвечали бы новому назначению дворца.
Какие решения в плане изменений были приняты в это время в Михайловском дворце?
Михайловский дворец — его история и владельцы, судьба и Русский музей в Петербурге
Фотографии
В центре Санкт-Петербурга, на площади Искусств, расположен бывший великокняжеский дворец, памятник архитектуры высокого классицизма — Михайловский дворец. В его стенах 19 марта 1898 года открылся Русский музей, который находится тут и поныне.
Сегодня Михайловский дворец является самым большим хранилищем произведений русского искусства в мире. Здание возводилось в стиле русского ампира, но совсем для иной цели. Его строили для младшего брата императоров Александра I и Николая I.
Предыстория дворца
Михаил Павлович (1798—1849) был четвёртым сыном, самым младшим и последним из 10-ти детей императора Павла I и Марии Фёдоровны. Великий князь — единственный порфирородный из сыновей императора, то есть родившийся в период правления последнего.
Увы, великому князю Михаилу Павловичу поцарствовать не довелось, как его братьям Александру и Николаю. Зато, именно ему августейший отец решил построить дворец. Для этих целей в 1798 году Павел I приказал откладывать деньги, по несколько сот тысяч рублей в год.
Однако любящему отцу не суждено было увидеть воплощение своей идеи. В 1801 году он погиб в результате дворцового переворота. Но волю монарха исполнил император Александр I, который занимался возведением дворца для великого князя Михаила Павловича.
Строительство Михайловского дворца
В 1817 году архитектор Карл Росси приступил к проектированию будущего дворца. Проект предусматривал не просто перестройку существующих зданий, но и создание нового городского архитектурного ансамбля. Архитектор спланировал дворец, а также площадь перед ним и две новые улицы — Инженерную и Михайловскую, соединившую дворец с Невским проспектом.
Начали возводить дворец в 1819 году, когда великому князю Михаилу Павловичу исполнился 21 год. Торжественная закладка здания состоялась 14 июля, а 26 июля приступили к работам. За 1819 — 1820 годы был возведён главный корпус. В 1821 году к дворцу пристроили два флигеля. В 1822 году завершились общестроительные работы, которыми руководил знаменитый «каменных дел мастер» Фома Леонтьевич (Томмазо) Адамини, с ним вместе трудился — его сын Дементий Фомич (Доменико) Адамини, состоявший в комиссиях по сооружению Михайловского дворца.
В 1823 году для проведения отделочных работ Строительная Комиссия на конкурсной основе отбирала лучших декораторов, скульпторов, живописцев, лепных мастеров и резчиков. Обивка мебели, обои и ковры выписывались из Парижа от Картье. Изделия из чугуна заказывали на Литейном заводе у мастера Баумана. Решётку, которая выходит на Мойку, парадную лестницу, чугунных львов и маленький мостик в саду отливали именно на этом заводе.
Со стороны Марсова поля появился сад при дворце, названный также — Михайловским. Реконструкцию сада производил мастер земляных работ и садово-паркового искусства Адам Адамович Менелас. Строительство было закончено 30 августа 1825 года. За работу Карл Иванович Росси был удостоен ордена Владимира 3-ей степени и бриллиантового перстня. Возведённый дворец был освящён 11 сентября 1825 года и назван в честь великого князя.
Центр светской и культурной жизни Петербурга
По окончании строительства дворца в нём поселились великий князь Михаил Павлович и его супруга, урождённая принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская, принявшая в православии имя — Елена Павловна (1807—1873). Дворец буквально сразу стал центром светской и культурной жизни Петербурга.
Хотя брак Михаила и Елены, узаконенный 8 февраля 1824 года, никак нельзя было назвать счастливым, супруги устраивали блестящие балы. Иностранцы приходили в восторг от великолепного убранства и головокружительных танцев, изысканного угощения и неподражаемого музыкального сопровождения, высокого общения и численности гостей.
Всё было на высочайшем уровне. Лишь в вопросах организации грандиозных балов супруги сходились во мнениях. А в жизни они были очень разными людьми, и по характеру, и по интересам. С годами теплее их отношения не становились. Елена Павловна была высокообразованной женщиной с широким кругом знаний, великий князь же всего себя посвятил делам армии.
Прусская принцесса, получившая образование в Париже, с юности была окружена учёными и философами, музыкантами и писателями. Михаил Павлович любил военные парады и холостяцкое офицерское общество. Во дворце проводились светские приёмы и аудиенции по случаю вступления в должность, а также полковые праздники.
Однако супруги нередко устраивали литературные и театральные вечера. Резиденцию посещали творческие и знаменитые люди, такие как Александр Пушкин, Фёдор Тютчев, Василий Жуковский, Николай Миклухо-Маклай, Карл Брюллов, Иван Айвазовский и многие другие. Порядок во дворце обеспечивали отставные военные, сослуживцы Михаила Павловича.
Елена Павловна, владевшая салоном в Петербурге, где по обычаю того времени говорили по-французски, получила прозвище — «мадам Мишель». На знаменитые «четверги мадам Мишель» собирались учёные, писатели, юристы и художники. Она славилась размахом и красотой устраиваемых в Михайловском дворце праздников. Сюда императорская чета приглашала гостей, которые не были официально представлены ко двору, а значит, не могли посещать светские рауты в Зимнем дворце.
Перестройки в Михайловском дворце
Сам Михаил Павлович не мыслил ни о никаких перестройках в своей резиденции. Зато его супруга откликалась на все новые художественные веяния эпохи. Так, в середине 1830-х перестройка двух комнат великой княгини положила начало внедрению новой архитектурной моды в интерьеры классического дворца. Автором проекта стал известный русский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. В ходе работ остались нетронутыми лишь большие парадные залы Михайловского дворца.
После Штакеншнейдера здание перестраивали известные архитекторы: Гаральд Боссе в 1840-1850-е годы; Людвиг Бонштедт в 1850 году; Александр Юркевич в 1857-м. В 1859 году штатным архитектором дворца стал Георг Прейс, который построил в 1865 году личные покои в Манежном флигеле, где великая княгиня жила до конца своей жизни. В 1888 году архитектор ушёл в отставку, передав свои обязанности сыну — Константину Прейсу, последнему архитектору великокняжеской резиденции.
Михайловский дворец и великая княгиня
Помимо светских раутов и балов, устраиваемых в Михайловском дворце, Елена Павловна прославилась своей благотворительностью. Она внесла огромный вклад в музыкальную жизнь Петербурга и всей Российской империи XIX века. По смерти мужа, великого князя Михаила Павловича, посвятила себя делам государственной важности.
Именно великая княгиня стала инициатором открытия Русского музыкального общества и Петербургской консерватории. С именем Елены Павловны связаны два крупнейших события — создание первого в России концертного учреждения и первого высшего музыкального учебного заведения. Во главе этих организаций стоял композитор Антон Рубинштейн.
Однако Елена Павловна приняла активное участие в реализации этих планов, обсуждала и согласовывала вопросы, связанные с проектами, в кругу императорской семьи, весьма щедро жертвовала собственные средства. Одним из первых студентов Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский. В ноябре 1865 года студент Пётр Чайковский дал первое публичное выступление как пианист и композитор. Его первый концерт состоялся именно в Михайловском дворце, куда Пётр Ильич прибыл по приглашению великой княгини Елены Павловны.
Здесь же принимали знаменитых зарубежных музыкантов, в числе которых был — Рихард Вагнер. В Михайловском дворце во время петербургских гастролей 1967 года жил Гектор Берлиоз. Великая княгиня не только увлекалась живописью, но и выступала в качестве мецената. Она поддерживала, в том числе финансово, художников Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, дала свои деньги художнику Александру Иванову на доставку картины «Явление Христа народу» в Россию.
Елена Павловна отлично разбиралась в русской литературе. Ей посвящали стихи Александр Пушкин и Фёдор Тютчев. Великая княгиня зачитывалась произведениями Николая Гоголя и содействовала изданию его сочинений. Она жертвовала средства на исследования Российской Академии Наук, способствовала экспедиции путешественника Николая Миклухо-Маклая на острова Тихого океана.
Современники отлично понимали, какой вклад внесла в культуру и жизнь Петербурга и России бывшая прусская принцесса, ставшая русской великой княгиней, и ценили это. Известно, что Иван Тургенев с глубоким сожалением отозвался в адрес великой княгини, когда её не стало: «Вряд ли кто её заменит».
К началу 1890-х семья Елены Павловны постепенно расселилась на периферии Михайловского дворца и во флигелях. Опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали. После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года, единственной из пяти дочерей Михаила Павловича и Елены Павловны, пережившей своих родителей, наследники решили продать дворец.
Русский музей Александра III
В 1895 году внуки великого князя Михаила Павловича продали дворец в государственную казну. В том же году 25 апреля вышел Именной Высочайший Указ императора Николая II «Об учреждении особого установления под названием „Русский музей императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретённого в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом».
По этому случаю Михайловский дворец в 1895—1898 годах был перестроен архитектором Василием Фёдоровичем Свиньиным под музей. И уже 28 февраля 1898 года Комиссия произвела генеральный осмотр всех работ, найдя их исполненными удовлетворительно и во всём согласными с целями музея. Его коллекция берёт своё начало с произведений, которые поступили к 1898 году из Академии художеств (122 картины), Эрмитажа (80 картин), Зимнего дворца, пригородных дворцов — Гатчинского и Александровского (95 картин), а также приобретённых в частных коллекциях.
Несколько десятков картин портретной живописи поступили от наследников князя Алексея Борисовича Лобанова-Ростовского, коллекция рисунков и акварелей — от княгини Марии Клавдиевны Тенишевой и других. К открытию Русского музея собрание уже состояло из 445 картин, 111 скульптур, 981 рисунков, гравюр и акварели, а также около 5000 памятников старины — икон и изделий древнерусского декоративно-прикладного искусства.
Русский музей Александра III был торжественно открыт — 19 марта 1898 года. Здесь находятся творения знаменитых русских художников и скульпторов Андрея Рублева и Карла Брюллова, Ильи Репина и Ивана Шишкина, Михаила Врубеля и Марка Шагала, и многих, многих других. Сегодня общая площадь музея составляет — 24173 квадратных метров.