Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие

Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие

В РНПЦ психического здоровья разрабатываются новые технологии для лечения речевых расстройств у детей, в т. ч. при аутизме. Накоплен опыт по применению транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС), микрополяризации, биоакустической коррекции при лечении психических расстройств.

Совместно с немецкой компанией осуществляется научный проект по сочетанному применению ТМС и чрескожной электронейростимуляции (ЧЭНС ) у детей от 3 до 16 лет со специфическими расстройствами развития речи и у пациентов с речевыми нарушениями при аутизме. Исследование одобрено этическим комитетом РНПЦ психического здоровья.

Причины и особенности речевых расстройств

Процедура передачи импульсов в ЦНС

Нормальное речевое развитие имеет широкие возрастные границы становления речи как высшей психической функции. Однако отсутствие отдельных слов или близких к ним речевых образований к двум годам либо простых выражений или фраз из двух слов к трем годам должно расцениваться как значительный признак задержки. Растет число детей с речевыми расстройствами, по данным ряда исследований — 25 % среди детей младшего школьного возраста.

Формирование речи у девочек и мальчиков отличается не только сроками появления различных речевых элементов, но и их качеством. Например, считается, что девочки больше склонны к конструированию слов, отсутствующих в общем употреблении. В то время как мальчики стремятся к большей точности через семантические дифференцировки и т. д.

Расстройства речевого развития находятся на стыке многих специальностей. Речь является ключевым фактором для развития мышления ребенка и интеллекта в целом, поэтому нарушение ее формирования неизбежно влечет за собой проблемы в общении, поведенческие нарушения, школьную неуспеваемость. Задержки речевого развития наблюдаются при широком спектре заболеваний.

Так, их причиной могут быть хронические отиты и другие состояния, приводящие к нарушениям слуха, аномалии в развитии артикуляционного аппарата, детский церебральный паралич и др. Кроме того, расстройства речи встречаются у детей с аутизмом. В ряде случаев на начальном этапе невозможно установить этиологию расстройства, поэтому для точной диагностики и оценки прогноза необходимо динамическое наблюдение. Нередко на развитие речи влияют наследственная предрасположенность, иммунные и нейрохимические нарушения или средовые факторы.

При ряде расстройств происходит нормальное развитие речи до определенного возраста, а затем процесс приостанавливается или даже регрессирует (такие состояния определяют не как задержку развития речи, а как отклонение в развитии). Для сравнения: при аутизме речевое развитие, как правило, изменено еще на доречевом этапе (не формируется комплекс оживления, гуление бедное, малоэмоциональное, «птичий» язык, в то же время ребенок произносит целые фразы, при этом не использует их для общения).

Диагностика нарушений развития речи предполагает участие не только врачей, но и логопедов, психологов, специалистов по коррекционной педагогике совместно с родителями ребенка.

В основе многих расстройств развития речи лежит нарушенный баланс процессов торможения и возбуждения в головном мозге, который определяется различными нейрофизиологическими механизмами: работой синапсов, уровнем активности глутаматергической (возбуждение) и ГАМКергической (торможение) систем, межполушарными и внутрикортикальными взаимодействиями, дефицитом или избытком определенных микро- и макроэлементов, витаминов и др. Поэтому восстановление дисбаланса этих процессов лежит в основе применяемых аппаратных методов лечения.

Методы терапии речевых расстройств

В настоящее время нет лекарственных средств, которые смогли бы привести ребенка с расстройством речевого развития к полному выздоровлению или к несомненному улучшению состояния, поэтому большое внимание уделяется логопедической и психотерапевтической коррекции, а также аппаратным нейростимуляционным методам.

Нейростимуляционные технологии, к которым относятся ТМС, транскраниальная электростимуляция, микрополяризация, ЧЭНС, являются альтернативными методами модулирующего воздействия на головной мозг при неврологических и психических расстройствах. Их преимущество по сравнению с фармакотерапией — отсутствие токсического воздействия на организм. При этом клинический эффект достигается за счет воздействия малыми токами на возбудимые структуры нервной системы, что позволяет непосредственно модулировать их работу и управлять процессами нейропластичности.

Наиболее эффективным аппаратным методом лечения заболеваний головного мозга считается ТМС, при которой высокоинтенсивное переменное магнитное поле фокусируется на определенных корковых областях, генерируя малые токи в аксонах, что передается как на прилежащие к месту стимуляции корковые нейроны, так и в глубокие отделы головного мозга и иные корковые зоны, функционально связанные с зоной стимуляции. Это позволяет неинвазивно воздействовать на целые нейронные сети.

Применяя определенные протоколы ТМС (высоко-, низкочастотные), можно вызывать активацию как возбуждения, так и торможения в ЦНС. При аутизме преобладают процессы чрезмерного возбуждения корковых нейронов, обусловленные гиперактивностью глутаматергических структур, множественным формированием избыточного количества нейронных связей, что препятствует обучению и нормальному развитию ребенка, формированию устойчивых форм поведения и речевых навыков. Воздействие низкочастотной ТМС на префронтальные структуры позволяет снизить гиперактивность и стабилизировать процессы нейропластичности.

РНПЦ психического здоровья накопил опыт по применению ТМС в лечении психических и поведенческих расстройств, а также по внедрению научно обоснованных методик в лечебную практику. Так, в 2019 году Минздрав утвердил инструкцию по применению «Метод лечения общих расстройств развития, специфических расстройств развития речи и языка транскраниальной магнитной стимуляцией», в которой детально описан алгоритм применения ТМС при данных расстройствах.

Выбор протокола транскраниальной магнитной стимуляции

Процедура сочетанной ТМС и ЧЭНС

У детей раннего возраста онтогенетически более развито правое полушарие головного мозга, преимущественно отвечающее за конкретно-образное мышление. Речевые центры находятся в левом полушарии. Воздействие низкочастотной ТМС на дорсолатеральную префронтальную кору (ДЛПК) субдоминантного полушария вызывает в ее нейронах долговременное торможение, снижает ее антагонистическое подавляющее влияние на гомологичные зоны левого полушария. Это способствует активации функциональных центров в левом полушарии, отвечающих преимущественно за логико-абстрактное аналитическое мышление.

Высокочастотный протокол ТМС (10 Гц и более) на проекцию правой ДЛПК хотя (как полагают в ряде исследований) и является более эффективным, но нежелателен для применения у детей.

Во-первых, у детей порог вызванного моторного ответа (минимальной интенсивности импульсного магнитного поля, подаваемой аппаратом для генерации потенциала действия 50 мкВ в определенных мышцах кисти) довольно высок — 70–100 % от мощности аппарата, поэтому труднопереносим при подаче лечебной серии импульсов высокой частоты.

Во-вторых, в раннем детском возрасте, особенно при аутизме, по данным электроэнцефалограммы регистрируется медленноволновая активность, поэтому существует риск провоцирования генерализованного судорожного приступа при выполнении высокочастотной ТМС.

После низкочастотной ТМС правой ДЛПК (в течение 20 минут) осуществляют воздействие низкочастотной ТМС на гомолог проекции центра речи в правом полушарии для активации аналогичного центра в доминантном полушарии. Одна процедура ТМС продолжается 20–30 минут. Курс лечения включает 15–20 процедур, проводимых ежедневно или через день с перерывом на выходные.

Техника чрескожной электронейро-стимуляции

Альтернативным методом активации корковых структур является возбуждение периферических нервов конечностей с помощью ЧЭНС. Накожные электроды прикрепляют к проекции срединного или локтевого нервов ведущей руки и подают низкоинтенсивный переменный электрический ток, который может распространяться как на периферию от места воздействия, так и центростремительно к нейронам головного мозга.

Метод известен с 1965 года, однако применялся в основном для лечения болевых синдромов. В последнее десятилетие функциональная ЧЭНС активно используется при восстановлении пациентов после черепно-мозговых травм и инсультов при афазии и парезах конечностей. Проекция руки и мышц, участвующих в акте речи, а также моторного центра речи (центра Брока) и структурно, и функционально связаны. Поэтому активация моторных и сенсорных центров руки при ЧЭНС способствует речевому развитию по аналогии с занятиями по развитию мелкой моторики (пальчиковые игры, рисование и др.). Кроме того, при электростимуляции периферических нервов активизируются процессы нейропластичности в головном мозге.

Применение корковой стимуляции магнитным полем и электростимуляции периферических нервов позволяет оказывать мультимодальное, многоуровневое воздействие на процессы нейропластичности и развития головного мозга у детей. Сочетанное применение ТМС и ЧЭНС оказывает не только синергичное, но и потенцирующее действие на функциональное состояние головного мозга.

При исследовании оценивается динамика клинической симптоматики, степень восстановления нарушенной речевой функции (исходно и после проведения курса воздействия): субъективные проявления (оценка пациентом и родителем ребенка) и объективная оценка врачом-исследователем согласно протоколу лечения.

Противопоказания к включению в исследование — внутричерепные ферромагнитные и кохлеарные имплантаты, очаговые изменения головного мозга (новообразования, воспалительные болезни ЦНС в остром периоде, крупные аневризмы головного мозга или подозрение на них), острые и хронические заболевания в стадии декомпенсации.

Клинический случай применения сочетанной ТМС и ЧЭНС

В РНПЦ психического здоровья обратились родители пятилетней девочки, которой в 3 года выставлен диагноз «детский аутизм». При беседе выяснилось, что отсутствие речи наблюдалось с двух лет. При первичном осмотре психолог отметил истерическое поведение. На просьбы мамы ребенок реагирует возбуждением, агрессией. Девочка трет лицо, руки, раскачивается, не отзывается на имя, на вопросы не отвечает. Речь спонтанная. Произносит отдельные звуки, слоги, редко слова, не соответствующие ситуации, не смотрит в глаза собеседнику и окружающим — отводит взгляд, не фиксирует его на объекте. Отсутствует указательный жест. Навыки самообслуживания развиты не в полном объеме. Игровая деятельность не соответствует возрасту. Девочка не справляется со складыванием пирамидки, простых пазлов, не участвует в ролевых играх.

Результаты ЭЭГ-исследования: выявлены выраженные диффузные нарушения корковой ритмики с преобладанием нерегулярной медленной активности тета- и дельта-диапазонов средней амплитуды без зональных различий, на фоне которых регистрируется низкоамплитудная бета-активность. Индекс альфа-ритма — 13 %.

Назначен курс сочетанной низкочастотной ТМС на проекцию правой ДЛПК (10 минут), затем на проекцию нижней лобной извилины правого полушария головного мозга (10 минут) и ЧЭНС периферических нервов правой руки (10 минут). Курс лечения — 16 ежедневных процедур (кроме выходных).

После завершения курса ТМС и ЧЭНС у пациентки отмечено улучшение коммуникации: повысилось понимание обращенной речи, появились слова (например, приветствие и прощание по завершении сеанса лечения), наметилась модуляция голоса. Значительно повысились внимание и усидчивость. После 8-й процедуры ТМС и ЧЭНС пациентка стала интересоваться игрушками, самостоятельно сложила многокомпонентный пазл. Выровнялся фон настроения: девочка стала спокойнее выполнять просьбы. Пациентка освоила и начала самостоятельно пользоваться мобильным телефоном для просмотра мультипликационных фильмов. Выявлено улучшение зрительно-пространственной ориентации.

После курса лечения ЭЭГ стала более организованной, медленноволновая активность не регистрировалась.

Рекомендованы занятия с психологом, логопедом, повторный курс аппаратного лечения через 3 месяца.

Резюме

Как правило, сочетанные ТМС и ЧЭНС хорошо переносятся детьми, не требуют специальной подготовки. Во время сеанса ребенок сидит в кресле, напротив располагается родитель (для снижения беспокойства пациента и проведения игр). Возможно незначительное подергивание мимических мышц при магнитной стимуляции и мышц руки под воздействием электрических импульсов от аппарата ЧЭНС, не требующее специального лечения. Можно заниматься с ребенком во время процедуры. По окончании сеанса ребенок может посещать логопеда или учебные занятия, причем даже с большей эффективностью выполнения образовательных программ, т. к. стимуляционные технологии улучшают внимание. В ряде случаев рекомендуется дневной отдых или сон для снятия эмоционального возбуждения после посещения первых процедур стимуляции и нормализации биоритмов.

Поведенческие и речевые изменения могут отмечаться к 4–7-й процедуре, однако доказано, что только при курсовом применении ТМС и ЧЭНС наступает стойкий клинический эффект. Повторные курсы аппаратного воздействия следует выполнять через 3–6 месяцев.

Источник

Микрополяризация головного и спинного мозга

Записей не найдено.

«Медицина слагается из науки и искусства,
и над ними простирается чудесный покров героизма».
Гуго Глязер.

Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Смотреть фото Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Смотреть картинку Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Картинка про Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Фото Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие

Развитие науки в области медицины сегодня происходит сверхбыстрыми темпами, но центр «Авиценна» идет в ногу со временем и активно внедряет в практику передовые технологии. Одной из них является микрополяризация мозга. В настоящее время «Авиценна» остается единственным медицинским центром для детей, предоставляющим метод микрополяризации в системе ОМС. О том, что представляет собой данная технология, рассказывает врач невролог Волошкина Ирина Александровна и нейрофизиолог Лысенко Лариса Валерьевна.

Ирина Александровна, в чем заключается смысл микрополяризации?

Какие существуют виды микрополяризации?

Выделяют два вида микрополяризации: транскраниальная и трансвертебральная. Разница заключается в расположении электродов, которые в первом случае накладываются на область головы или конкретной доли головного мозга для локального воздействия, а во втором используется стимуляция нейронов спинного мозга.

Каким образом проходит процедура микрополяризации?

При микрополяризации головного мозга ребенку на голову надевается специальный шлем-шапка с расположенными на нем электродами. Метод предусматривает локальное воздействие на определенные зоны головного мозга, из-за чего электроды можно прикреплять там, где необходима импульсная стимуляция. Во время самой процедуры ребенок может активно заниматься своими делами (общаться, читать книгу, играть, смотреть мультфильмы). Длится сеанс около получаса. Для достижения хорошего эффекта терапии необходимо провести несколько процедур.

Дмитрий Анатольевич, а как понять, сколько ребенку требуется процедур?

Их количество, длительность сеансов, места наложения электродов определяет врач-невролог после проведения полного комплексного обследования. В перечень необходимых исследований, которые при наличии показаний назначит врач медицинского центра «Авиценна» перед проведением процедуры, могут входить электроэнцефалография, электромиография, вызванные стволовые потенциалы головного мозга, допплерография сосудов головы и шеи.

В каких случаях невролог может порекомендовать пройти курс микрополяризации мозга?Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Смотреть фото Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Смотреть картинку Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Картинка про Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Фото Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие

А электрический ток не опасен для малыша?

Сила тока настолько мала, что не способна навредить растущему организму. Однако мощности импульсов достаточно для стимуляции чувствительных клеток мозга. В целом, метод хорошо переносится детьми. Процедура безболезненна, не дает побочных эффектов и не имеет осложнений. Воздействие на центральную нервную систему осуществляется без лекарственных препаратов.

На что могут рассчитывать родители, приводя ребенка на сеансы микрополяризации?

В результате проводимого лечения улучшаются познавательные функции мозга (внимание, память, мышление), ускоряется моторное развитие, устанавливается понимание речи, чистота произношения, расширяется активный словарь, дети начинают говорить, переходят на фразы и предложения. У мальчиков и девочек просыпается интерес к окружающему миру, появляется желание общаться и учиться, снижается агрессивность, пропадают страхи. У капризных малышей устраняются истерические проявления. Также курс помогает нормализовать мышечный тонус и сон, устранить головные боли.

Как долго сохраняется эффект?

Эффективность сохраняется на протяжении достаточно большого промежутка времени, максимальный результат виден спустя 30-60 дней после проведения полного курса. Часто микрополяризацию проводят в комплексе с другими видами восстановительного лечения: массажем, ЛФК, мануальной терапией, занятиями с логопедом. При этом значительно повышается эффективность данных методик и ускоряется процесс оздоровления.

Внимание! При наличии направления к неврологу из поликлиники по месту жительства лечение проводится бесплатно по полису обязательного медицинского страхования. По желанию родителей курс микрополяризации мозга их ребенок может пройти на платной основе, направление для этого не требуется.

Уважаемые родители!

Для получения курса микрополяризации транскраниальной необходимо предварительное исследование – ЭЭГ с функциональными пробами и транскраниальная НСГ (давностью не более 3-х месяцев), по результатам которого врач-невролог определяет показания/противопоказания к назначению этого вида восстановительного лечения и точки наложения электродов. Таким образом, для получения курса микрополяризации транскраниальной необходимо:

Источник

Хорошо бы малышу «поджечь голову»: правда и мифы о микрополяризации

Транскраниальная микрополяризация (ТКМП) – сравнительно молодая терапия, применяющаяся для лечения больных с неврологическими и психическими заболеваниями. Она окружена большим количеством мифов

Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Смотреть фото Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Смотреть картинку Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Картинка про Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Фото Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие

Это не электрошок

В почте «Милосердия» немало просьб от родителей о сборе денег именно на это лечение.

В то же время на многочисленных интернет-форумах родителей, чьи дети страдают аутизмом, ДЦП, задержками психического развития, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), приходится читать разнообразные мнения, в том числе и такие: «ТКМП – это тот же электрошок, только слегка послабее и подлиннее. И вы хотите подвергнуть этому своего ребенка?» Другие родители пишут о полезности метода, но сетуют на его дороговизну. Третьи – жалуются на повысившуюся возбудимость ребенка после сеансов.

В США и Западной Европе траскраниальная микрополяризация (transcranial direct current stimulation) используется довольно активно. Этот метод пока что не является официально одобренным и имеет статус экспериментального.
Многочисленные исследования, однако, свидетельствуют о том, что терапия имеет серьезный потенциал в лечении неврологических и психиатрических заболеваний

Разобраться, что же такое ТКМП и стоит ли возлагать на нее надежды в реабилитации детей, нам помог главный врач Санкт-Петербургской клиники «Доктрина» (группа клиник «Прогноз») врач-невролог Игорь Ефимов.

– Игорь, в вашей клинике активно применяется метод транскраниальной микрополяризации. В чем суть этой терапии? Правда ли, что она не отличается от электрошока, который так пугает родителей больных детей?

– Я сталкивался с тем, что некоторых такая перспектива, наоборот, привлекает. Как-то ко мне пришла молодая женщина с гиперактивным ребенком, которая слышала, что мы «лечим током», и это замечательно, потому что хорошо бы малышу «поджечь голову, чтобы он стал поспокойнее». Удивительно, когда молодые люди, которые, казалось бы, должны быть неплохо образованы, проявляют такую дремучесть.

Но давайте по порядку. Транскраниальная микрополяризация – это лечебное воздействие постоянным электрическим током при низком напряжении на клетки головного мозга. Электрошок же – это действие переменным током высокого напряжения.

Сказать, что между ними есть что-то общее и этого следует опасаться, это все равно, что опасаться воздействия электрического света на том основании, что в лампочке присутствует ток.

Суть транскраниальной микрополяризации в том, что она, говоря попросту, «помогает дружиться нейронам», то есть способствует образованию новых связей в мозгу, а значит и обучению, в зависимости от того, какую зону коры мы стимулируем.

Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Смотреть фото Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Смотреть картинку Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Картинка про Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Фото Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие

– Расскажите, пожалуйста, поподробнее, как это происходит.

– Происходит это так. Наиболее распространенный в России аппарат для микрополяризации имеет 6 электродов: 4 анода ( «+» электрод) и 2 катода («-» электрод). Анодная поляризация стимулирует ту или иную зону коры мозга, а катодная, наоборот, ингибирует, успокаивает. Но это, конечно, условно.

Если у нас, например, ребенок с речевыми проблемами, то мы можем поставить анод на зону Брока (речевой центр в коре), ребенку с ДЦП – на моторную зону. При этом такой пациент может быть эмоционально возбудимым – и в этом случае катодом мы станем воздействовать на лимбическую систему, регулирующую эмоции. В этом и заключается смысл поляризации.

Что здесь важно? Во-первых, аппаратура хорошего качества, во-вторых, точно подобранный под индивидуального пациента протокол и педантичное следование ему. К сожалению, во многих медицинских центрах проблемы и с тем и с другим.

Прибор стоит 100 000 рублей (а качественный – не менее 10 000 долларов, но к этому мало кто стремится), при этом протоколы лечения используют стандартные, из методички.

Как правило, берут оттуда первые два и ставят всем пациентам без разбора. И, казалось бы, при минимальных затратах, стоимость терапии для пациентов должна быть невысокой, но с родителей берут огромные деньги – по две-три, а то и четыре и более тысяч за 15-минутный сеанс.

К счастью, метод неинвазивный, вероятность негативной побочки минимальна, но терапия может оказаться неэффективной и при этом очень дорогой. В результате потенциально полезный метод дискредитируется, родители не поведут своего ребенка вторично на ТКМП и расскажут о неудаче другим.

Это очень печально, потому что за границей популярность ТКМП растет: этот метод считается безопасным и дешевым. В США, например, в некоторых медицинских центрах после проведения обследования выдают индивидуальные аппараты, запрограммированные под конкретного пациента, и пациент сам проводит ежедневные сеансы в домашних условиях. Он надевает шапочку, в которой электроды уже расположены определенным образом, и включает аппарат.

Все дело в протоколе

Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Смотреть фото Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Смотреть картинку Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Картинка про Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Фото Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие

Ребёнок получает сеанс микрополяризации, одновременно делая физические упражнения

– Вы говорите, что метод безопасен, но иногда приходится читать о том, что у ребенка после сеансов ТКМП наблюдается поведенческий регресс. Многие родители опасаются того, что скрытая судорожная активность мозга, которая нередко присутствует при аутизме, под воздействием токов может перерасти в полномасштабную эпилепсию.

– Теоретически регресс возможен при неправильно подобранном протоколе. Если у пациента какой-то из центров коры мозга уже работает на подавление других центров, а мы станем его стимулировать, то в принципе возможно обострение. Но с таким я пока что не сталкивался.

Что касается эпилепсии, то ее даже лечат микрополяризацией, ставя катод на эпилептический фокус. Мы пока что так не делали, но неоднократно во время сеансов снимали электроэнцефалограмму, и не наблюдали при этом эпи-активности.

Мы у себя в клинике придаем большое значение безопасности. Знаете, что забавно?

Те, кто относится к ТКМП подозрительно, часто говорят нам: «Экспериментируете на детях?! Вы свои методики сначала на себе опробуйте!»

Они не знают, что буквально этим мы и занимаемся! Любое оборудование проверяем сначала на себе. Вот, например, мой коллега на днях решил посмотреть, что будет, если дать на катод предельную силу тока, механически давить и полностью высушить электропроводный гель – и получил-таки легкий ожег кожи головы, но никакого негативного влияния на собственный мозг не обнаружил.

Мы никогда не начинаем лечения, если ребенок не прошел тщательного обследования. Если мама привела к нам в клинику ребенка без ЭЭГ, мы делаем это исследование на месте бесплатно. Составляя протокол, мы учитываем все особенности и проблемы пациента, стараемся сделать терапию максимально прицельной.

В ТКМП всегда есть новое – новые протоколы, новое оборудование. Тот прибор американского производства, который мы начинаем использовать сейчас, имеет 5 электродов: 4 одного знака и 1 другого. Это позволяет более точно сфокусировать действие тока и увеличивает глубину проникновения.

Еще одна характеристика аппарата – это система Limited Total Energy, которая не дает превысить максимально допустимую силу тока, а также система «параболического» нарастания силы тока, которая обеспечивает равномерное ее увеличение, без скачков.

Еще я бы обратил внимание родителей вот на что. Специалист выставляет на приборе силу тока, но мы не можем быть уверены в том, каково сопротивление, поэтому реальная сила тока, идущего в мозг, нам неизвестна.

Для того, чтобы сопротивление было постоянным, из-под губки под электродом должна постоянно течь вода. Наши лаборантки регулярно поливают губку соляным раствором из водяного пистолета, это обеспечивает постоянную силу тока. Родителям стоит это знать и смотреть, следят ли за этим в том центре, куда они водят ребенка на процедуры.

Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Смотреть фото Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Смотреть картинку Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Картинка про Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Фото Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие

Экран монитора, на котором отображаются этапы процесса ТКМП. Фото: facebook.com/efimov

– Это ценный совет. Что еще следует учесть родителям, решившим попробовать со своими детьми транскраниальную микрополяризацию?

– Вот что самое главное: необходимо понимать, что ТКМП сама по себе не лечит. Совершенно бесполезно проходить сеансы микрополяризации, а после этого сидеть в темной комнате.

Для ребенка с когнитивными проблемами параллельно с сеансами нужны развивающие занятия, для ребенка с ДЦП – физические упражнения. Только в этом случае мы увидим прогресс в развитии когнитивных или моторных функций.

Представьте, что аутичный ребенок получил 1000 часов поведенческой терапии (АВА), а микрополяризация усилила эффект этих занятий на 20%, да хотя бы даже на 5% – это будет большой прогресс в развитии.

Сейчас уже доступны портативные приборы, позволяющие совмещать сеанс микрополяризации непосредственно с обучением или с физическими упражнениями. Например, при упражнениях на вестибулярный аппарат электрод можно поставить на мозжечок, который отвечает за его функционирование.

Некоторые родители аутичных детей ошибочно полагают, что та или иная терапия вылечит аутизм, и с такими же надеждами приводят ребенка на ТКМП. Вылечить аутизм транскраниальной микрополяризацией невозможно, но можно помочь ему преодолеть конкретные дефициты: недостаток речи, дискоординацию движений, гипервозбудимость.

– А в преодолении дефицитов вы видите результаты?

– Да, вижу. В месяц через нашу клинику проходит до 200 пациентов, многие из них достаточно тяжелые. 140-150 из них получают сеансы микрополяризации и на выходе мы видим положительные сдвиги.

Должен признать, однако, что есть проблема с объективизацией результата. Для того, чтобы провести методически грамотное исследование, нужно примерно полгода, а также нужны экспериментальная и контрольная группы детей. Контрольная группа для сравнения будет получать плацебо-терапию, и это не очень хорошо.

Мы долго не решались на это, однако в марте нынешнего года такое исследование все-таки начнется. Мы набираем для него аутичных детей в возрасте от 3,5 до 6,5 лет. После окончания исследования мы проведем реальную терапию для детей из группы плацебо.

Мы стараемся быть объективными, ценим критику и отрицательный результат: когда видим, что что-то не работает, мы не считаем ошибкой пробу, и само собой эти исследования бесплатны для пациентов.

К сожалению, у нас в стране в научном сообществе отрицательный результат не в цене, но ведь если мы не получили того, к чему стремились – это тоже результат, это говорит об ошибочности предположения. Значит, его можно отмести и двигаться дальше.

Именно так происходит с зарубежными исследованиями: научная группа получила грант, проверила гипотезу, она не подтвердилась, выводы публикуют. Ни грантодатель, ни научное сообщество не имеют претензий к исследовательской группе. У нас же ценится только результат положительный.

Врачи должны знать не только русский язык

Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Смотреть фото Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Смотреть картинку Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Картинка про Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие. Фото Микротоковая рефлексотерапия и микрополяризация в чем отличие

– У меня сложилось впечатление, что в мире проводится очень много исследований транскраниальной микрополяризации. Во всяком случае, в электронных медицинских базах данных огромное количество статей по теме американских, итальянских, немецких, австралийских, бразильских ученых…

– Да, это так. И тем, кто занимается этим методом необходимо быть в курсе этих изысканий.

Огорчительно то, что среднестатистический врач в России не знает английского языка и не читает современных исследований. Это совершенно недопустимо, особенно для тех, кто занимается новыми прогрессивными методами.

Современный профессиональный стандарт требует от врача знания языка и современной медицинской литературы. Впрочем, почему современный? Вспомним Булгакова: его земский врач владел языками и имел библиотеку книг по медицине на немецком.

Почему наша клиника начала заниматься транскраниальной поляризацией только с 2010 года, хотя методика эта гораздо старше? Да потому что до этого времени отсутствовала достаточная научная база. До 2008 года были опубликованы некоторые российские исследования, но они не соответствовали научным стандартам, а на Западе публиковалось лишь 2-3 работы в год по данной теме. Только к 2010 году была накоплена достаточная критическая масса научных работ, позволившая обоснованно применять метод.

Хочу сказать доброе слово о российском враче-реабилитологе Илье Александровиче Никитине, который сейчас руководит реабилитационным центром в Берлине. Этот человек создал в России научную базу транскраниальной поляризации. Он проработал порядка 1000 научных статей и отфильтровал самые важные для тех врачей, которые собираются заниматься этим методом.

Но никогда невозможно сказать, что необходимые знания получены, теперь можно работать не отвлекаясь. Наука не стоит на месте. В январе 2017 года прошла конференция по неинвазивной стимуляции мозга в Нью-Йорке, и это сотни докладов, которые нужно просмотреть, выбрать 20-30 самых актуальные и изучить их.

В планах – международная конференция в Барселоне весной, на которой я собираюсь выступать с постерным докладом об индивидуальном подходе в терапии детей с аутизмом. Ну и, конечно же, надеюсь услышать от коллег много нового и полезного для нашей будущей работы.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *