Милость к падшим призывал что это значит

Бонди С.М.: Памятник. Часть 3.

Новые неверные толкования пушкинского стихотворения касаются смысла двух последних строф его: 10

. И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.

По одному из толкований, в первом четверостишии говорится вовсе не о политических вопросах («восславил свободу» — писал революционные стихи; «милость к падшим призывал» — добивался освобождения декабристов), а о вопросах эстетических и моральных. «Призывал милость к падшим» — значит «призывал смотреть на людей без злобы, на падших — с милосердием, на несчастных — с состраданием».

«Свобода» в стихотворении Пушкина обозначает будто бы не столько политическую свободу, сколько главным образом «полноту наслаждения, доставляемого искусством», «проявление высокой духовной раскованности, внутренней человеческой свободы»; «. высокая свобода, приходящая в моменты творчества и созерцания искусства — та свобода, когда человек как будто все может, когда перед его внутренним взором открывается целый мир, когда он властен быть свободным даже в том унижении, которому подвергает его «жестокий век». ».

По другому толкованию, Пушкин в четвертой строфе «Памятника» высказывает не собственное мнение о ценности своей поэзии, о ее праве на любовь народа в будущем, а понимание этой поэзии «народом», «толпой», понимание заведомо неверное, прямо противоречащее взглядам самого Пушкина на цели поэзии вообще и на его собственное творчество в частности. Вот почему, чему, указывают приверженцы такого толкования, вслед за этой строфой идет последняя, где поэт увещевает свою музу не страшиться обиды, равнодушно относиться и к хвале и к клевете и не оспаривать глупцов, не понимающих настоящего смысла его поэзии.

Ошибочность первого, «расширенного» истолкования четвертой строфы «Памятника», истолкования, уводящего от политики и приближающего смысл стихотворения к переделкам Жуковского, будет разъяснена дальше.

Что касается другой ошибки — утверждения о том, что Пушкин в этой строфе передает не свои мысли, а неверное, упрощенное, пошлое понимание его поэзии «народом», будущими поколениями, то происхождение этой ошибки можно понять. Она как будто бы подсказывается самим текстом пушкинского стихотворения.

В самом деле, и Державин и Гораций, которым он следовал, сказав о долговечности своей славы, о широком распространении ее, перечислив «заслуги» своей поэзии перед историей, перед народом, заключают стихотворение гордыми строками, обращенными к Музе (у Горация — к Мельпомене) :

О муза! возгордись заслугой справедливой,

Непринужденною рукой, неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.

У Горация (буквальный перевод) : «Испытывай гордость, добытую заслугами (иначе: «заслуженную гордость»), Мельпомена, и благосклонно увенчай мне волосы Дельфийским лавром».

Хотя Державин в этих стихах и упоминает во второй строке о недоброжелателях, которые не хотят оценить достоинства его музы 11 «светлого» тона заключительной строфы его «Памятника», так же, как и «Памятника» Горация («Exegi monumentum»).

Между тем у Пушкина последняя строфа и по содержанию и по тону звучит совершенно иначе. Сказав в стихотворении о своей вечной, неувядающей славе: «. доколь в подлунном мире//жив будет хоть один пиит», и о том, за что будут читатели любить его поэзию («. буду тем любезен я народу. »), Пушкин неожиданно заключает стихотворение грустными, горькими стихами, в которых убеждает свою музу смириться с судьбой, не бояться обидных, клеветнических оценок, равнодушно относиться к похвалам, не требовать «венца» (которым гордятся и Гораций и Державин) и не спорить с глупцами, не понимающими пушкинского творчества.

Такое резкое противоречие между содержанием стихотворения и его заключением естественно могло навести на мысль, что Пушкин огорчен, обижен неверным истолкованием смысла его поэзии, что любовь народа к нему будет основываться на этом глупом, искаженном понимании.

И не мудрено, повторяю, что некоторые исследователи (Владимир Соловьев, М. Гершензон, В. Вересаев), которые по своим убеждениям не могут согласиться с тем, что перечисленные Пушкиным стороны его поэзии 12 являются его «заслугой» перед человечеством, считают, что именно эти оценки Пушкин приводит не как свои, а как ложное понимание его поэзии, свойственное «народу», и что Пушкин призывает музу смириться с этим как с неизбежностью.

«Памятника» и всеми предыдущими, все же мне представляется необходимым еще раз вернуться к этой теме и тем самым напомнить те конкретные обстоятельства, которые вызвали к жизни это стихотворение — очень важное, повторяю, для понимания позиции Пушкина в последние месяцы его жизни.

Источник

«Милость к падшим. «

Тема «милости к падшим», то есть тема милосердия, была для Пушкина одной из важнейших в зрелый период его жизни и творчества. И не случайно, что, определяя главное в своей духовной и поэтической работе, в подводящем под ней черту, стихотворении «Я памятник себе воздвиг…» (август 1836 г.), Александр Сергеевич выделяет отдельной, короткой и, так сказать, «запоминающейся» строкой:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Интересно, что у Горация, автора первого «Памятника» («Exegi monumentum…», 23 год до н.э.) тема милосердия в стихе вовсе не затронута. «Памятник» Ломоносова, написанный в 1747 году, почти точный перевод стихотворения Горация, Михайло Васильевич лишь особо подчеркнул «Что мне беззнатной род препятством не был». В «Памятнике» (1795 г.) Г.Р. Державина «эолийская» тематика уходит, появляются славяне и все «неисчётные» народы Российской Империи. И главную свою заслугу Гаврила Романович формулирует по-своему:

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Так что мы видим, что пушкинский «Памятник», хоть и ближе именно к державинскому тексту, но более своеобычен и биографичен.

Но Пушкин прекрасно понимал и видел – а европейская «революционная» действительность демонстрировала это со всей очевидностью – что «милость к падшим», милосердие может оказаться в противоречии с Законом. Размышляя на эту тему, Пушкин к концу жизни приходит к однозначному выводу: «Должен быть один человек, стоящий выше всего, выше даже закона». Один из крупнейших теоретиков монархизма XX века Иван Лукьянович Солоневич (1891-1953) именно эту пушкинскую фразу брал за основу, разворачивая картину будущего России в форме «Народной монархии».

Милость к падшим призывал что это значит. Смотреть фото Милость к падшим призывал что это значит. Смотреть картинку Милость к падшим призывал что это значит. Картинка про Милость к падшим призывал что это значит. Фото Милость к падшим призывал что это значит

В заключительный период своего творчества Пушкин нередко обращался к христианской тематике, к чтению Св. Отцев. Наглядным тому подтверждением служат последние его стихи, среди которых выделяются: «Когда великое свершалось торжество/ И в муках на кресте кончалось Божество…» («Мирская власть»), «Как с древа сорвался предатель ученик…) («Подражание италиянскому»), «Напрасно я бегу к Сионским высотам. »), «Отцы пустынники и жены непорочны…» (Переложение молитвы Ефрема Сирина).

Я не могу точно указать, встречал ли поэт высказывания другого сириянина – Святого Исаака Сирина (ок. 640 – ок. 700 гг.), но суть этих высказываний должна была бы вызвать в душе поэта полное сочувствие. О милосердии великий подвижник писал следующее: «Милосердие противоположно правосудию Правосудие есть уравнивание точной меры: потому что каждому даёт, чего он достиг, и при воздаянии не допускает склонения на одну сторону, или лицеприятия».

И в другом месте: «Милосердие есть печаль, возбуждаемая благодатью, и ко всем сострадательно преклоняется: кто достоин зла, тому не воздаёт злом, и кто достоин добра, того преисполняет с избытком». Вспомним и о том, что в Нагорной проповеди Христос в пятой Заповеди Блаженства указал: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут».

Милость к падшим призывал что это значит. Смотреть фото Милость к падшим призывал что это значит. Смотреть картинку Милость к падшим призывал что это значит. Картинка про Милость к падшим призывал что это значит. Фото Милость к падшим призывал что это значит

Вы помните, как наш Агамемнон

Из пленного Парижа к нам примчался.

Какой восторг тогда пред ним раздался!

Как был велик, как был прекрасен он,

Народов друг, спаситель их свободы!

Сии сады, сии живые воды,

Где проводил он славный свой досуг.

Взнесенну им над миром изумленным,

И на скале изгнанником забвенным,

Всему чужой, угас Наполеон.

И новый царь, суровый и могучий,

На рубеже Европы бодро стал…

Эпитет «забвенный», отнесённый к Наполеону, далеко не случаен. Ведь Император Александр Первый был наречён в потомстве «Благословенным», как бы в пику Бонапарту. И, между прочим, Император Николай Первый получил титул «Незабвенного», но последнего Пушкин знать, конечно, ещё не мог…

Всю жизнь Пушкин был сторонником просвещённого самодержавия, причём он противопоставлял понятие «самодержавие», под которым понимал самоограничение монарха, следование им самим же установленным законам, разумным и справедливым, понятию «самовластие», под которым понимал отсутствие каких-либо законов, подавление личной свободы граждан и т.д., т.е. нечто, близкое к европейскому абсолютизму.

«Россия, встань и возвышайся. »

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Поделиться

Милость к падшим призывал что это значит. Смотреть фото Милость к падшим призывал что это значит. Смотреть картинку Милость к падшим призывал что это значит. Картинка про Милость к падшим призывал что это значит. Фото Милость к падшим призывал что это значит

Милость к падшим призывал что это значит. Смотреть фото Милость к падшим призывал что это значит. Смотреть картинку Милость к падшим призывал что это значит. Картинка про Милость к падшим призывал что это значит. Фото Милость к падшим призывал что это значит

Милость к падшим призывал что это значит. Смотреть фото Милость к падшим призывал что это значит. Смотреть картинку Милость к падшим призывал что это значит. Картинка про Милость к падшим призывал что это значит. Фото Милость к падшим призывал что это значит

Милость к падшим призывал что это значит. Смотреть фото Милость к падшим призывал что это значит. Смотреть картинку Милость к падшим призывал что это значит. Картинка про Милость к падшим призывал что это значит. Фото Милость к падшим призывал что это значит

Интересно и своевременно.
Сегодня нам надо проявить милость к тем, кто обманывал и обманывает нас многие десятилетия, что капитализм якобы все еще существует, тогда как капитализм погиб в далеком 1976 г., когда, после отмены золотопаритетности денег, выпуск денег изменился, капиталисты перестали получать выпускаемые незолотопаритетные деньги, превращенную прибавочную стоимость, и исчезли.
Этот обман привел и продолжает вести к неимоверным жертвам. Особенно негодяйским этот обман стал после того, как прошло оповещение о факте гибели капитализма.

Настоящей публикацией автор подтвердил, что он может без оковорок называться пушкиноведом. Впрочем, таковым его считают и в НКЦ Пушкинского Заповедника, где примаются все опубликованные работы Г. Павленко об А. Пушкине.
На днях мне предстоит передать Заповеднику Михайловское одну из работ нашего дружинника, где пушкинская тема вплетена в тему бунтарской России.

Извините, читать ПРИНИМАЮТСЯ.

Если сиё пушкиноведение, то я тоже пушкиновед. Никогда не сомневался, что все пушкиноведы паразиты.

В чём, собственно, никто и не сомневается.

“Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган”

Сергей Есенин не даст мне соврать. Ему конечно до дружинников далеко, но все же какой-никакой авторитет.

Господа душеведы! Надо дружить с логикой.
ЕСЛИ а ТО а ; а ЭКВИВАЛЕНТНО паразиту.
Другими словами: Я паразит в том случае если Вы пушкиновед.

Добрый вечер, Александр!
Спасибо за понимание.
А я со своей стороны могу лишь присоединиться к той оценке, которую не так давно дал вашему творчеству С.А. Сокуров: Ваши произведения врачуют душу!

Георгий Владимирович! Пушкин с нами!
Помните «Анджело»:
X
Она опять
Усердною мольбой стыдливо умолять
Жестокосердого блюстителя закона.
«Поверь мне, — говорит, — ни царская корона,
Ни меч наместника, ни бархат судии,
Ни полководца жезл — все почести сии —
ЗЕМНЫХ ВЛАСТИТЕЛЕЙ НИЧТО НЕ УКРАШАЕТ,
КАК МИЛОСЕРДИЕ. ОНО ИХ ВОЗВЫШАЕТ.
Когда б во власть твою мой брат был облечен,
А ты был Клавдио, ты мог бы пасть, как он,
Но брат бы не был строг, как ты».
XI
Ее укором
Смущен был Анджело.
Сверкая мрачным взором,
«Оставь меня, прошу», — сказал он тихо ей.
Но дева скромная и жарче и смелей
Была час от часу. «Подумай, — говорила, —
Подумай, если тот, чья ПРАВЕДНАЯ СИЛА
ПРОЩАЕТ И ЦЕЛИТ, СУДИЛ БЫ ГРЕШНЫХ НАС
БЕЗ МИЛОСЕРДИЯ; СКАЖИ: ЧТО БЫЛО Б С НАМИ?
Подумай — и любви услышишь в сердце глас,
И МИЛОСТЬ НЕЖНАЯ ТВОИМИ ДХНЕТ УСТАМИ,
И новый человек ты будешь».

МОЙ ПОРТРЕТ
Стихотворение переведено А.С.Папшевым
7 апреля 1998 года.
(Из дневников Пушкинского общества Саратова).
“Я – невысокий господин,
Собой довольно бравый.
Я свеж лицом, притом – блондин,
Совсем, совсем кудрявый”.

Чего молчим господа дружинники? Ах, да, писулька не про внешность Поэта, а про его любовь к просвещенной монархии, которую впервые открыли дружинники.

Глаз да глаз Вам, Иван, нужен для того, чтоб читать Пушкина, а не те абзацы из учебника литературы, которые плотно засели в Вашей голове и никак не выветрятся. Ведь Вы ничего ещё не сказали о самих произведениях зрелого Пушкина. А почему? А потому что сказать Вам совершенно нечего.

бедный бедный бедный пушкин
он в гробу на фронтиспИсе
осень комары и мушки
наказание нам с выси

Г. Павленко: “Что нужно для того, чтобы сделать Пушкина – большевиком”?

В. Рахматуллин: И с декабристами Александр Сергеевич не дружил, и “Темницы рухнут и свобода…” по пьянее выдал. Детский сад, да и только.

Вот видите, Меркулова, для вас все тайны мира, как отрытая книга в архиве. Все то вы знаете и сидеть намерены одесную за свои заслуги. Надо так понимать, что вы уже на одном уровне с Создателем, как та пушкинская героиня из сказки о золотой рыбке. А мы люди простые, от сохи. Какие уж тут мундиры. Простая футболка, кеды, потертые джинсы.

Павленка, надо полагать, что фраза о том, как сделать Пушкина большевиком, это вершина политической корректности, или как минимум, остроумия? Я ясно изложил свой вопрос?

14 августа 1826 года А.С. Пушкин писал князю П.А. Вяземскому: «…повешенные повешены; но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна». На каторге оказались и близкие Пушкину люди – Пущин, Кюхельбекер. И поэт счёл своим долгом морально поддержать их, отсюда и «Во глубине сибирских руд…»
И, тем не менее, именно их Пушкин и имел в виду под «падшими», и «милость призывал» он именно к ним.
Что тут непонятно Ужакину?
По делу декабристов проходило почти шестьсот человек, включая и самих доносчиков, и людей лишь формально числящихся в тайных обществах. Как известно, для подсудимых были установлены 11 разрядов (степеней виновности), при этом пятерых объявили вне разрядов. Из 579 человек, проходивших по делу, обвинение было предъявлено 121 члену различных тайных обществ. Император Николай Первый за месяц с небольшим до своей коронации практически передвинул разряды на один пункт вниз, в итоге 31-му человеку смертная казнь была заменена на длительную ссылку, а «внеразрядным» четвертование заменено повешением. Более 450-ти подследственных вышли с чистым аттестатом, то есть все обвинении были с них сняты. (Впрочем, далеко не со всех был снят полицейский надзор, что врядли должно вызывать большое удивление!)
В течении каторжного срока время ссылки постоянно уменьшалось. Вот конкретный пример.
Опять же, как многие помнят из учебников, горе-диктатор князь С.П. Трубецкой сказался больным и на Сенатскую площадь не явился, а новый «диктатор» князь Е.П. Оболенский (1795-1865) был избран на этот «высокий» пост за час до краха восстания! Но он успел все же в тот день ранить генерал-губернатора и его коня… Изначально «исполняющий обязанности» диктатора был приговорен к вечной каторге. Но уже через полтора года срок сократили до 20 лет, в ноябре 1832 года – до 15-ти, 14 декабря 1835-го – до 13-ти лет. С лета 1839 г. Оболенский жил на поселении, в 1846-ом – женился, имел девятерых детей, в 1856-ом восстановлен в правах, с 1857 г. жил в Калуге, где принимал активное участие в подготовке и проведении крестьянской реформы, с 1861 года получил право проживать в Москве. И мирно скончался в возрасте семидесяти лет…
Так-то! Это вам не времена ягоды-ежова, когда к 5-ти прибавляли сперва ещё 5, потом 10-ть, потом 15-ть, а потом давали «вышку».

Декабристы, Фёдоров, и были первыми либералами. Причём масонами.
Если не знать и не понимать такой простой вещи, то и впрямь не стоит Вам впутываться в разговор.

Для меня ваша статья актуальна лишь в том смысле, что сегодня много желающих напялить уголовнику корону. И тут вы вовремя подсуетились.

Из разговора выпала одна очень существенная деталь: на Руси «падший» это не столько даже виноватый, сколько несчастный. Русь была жалостлива даже к справедливо наказуемым. Это отношение, это настроение очень хорошо передано Есениным в его стихотворении «В том краю, где жёлтая крапива. «

*Ощущение великого предназначения России. *.

Хорошо сказано. И это великое, будем надеяться, никак не будет связано с замшелым, прокисшим монархизмом.

Источник

Пушкин не призывал милость к декабристам. Орловой

Но мысль эта как-то очень крепко засела в головах читателей русских.

Сентенция сия изумляла нас ещё в детстве.

«Вот почему странно толковать строку «И милость к падшим призывал» в таком исторически ограниченном смысле, как она толкуется еще и сегодня, – мол, Пушкин призывал помиловать декабристов. Бесспорно, речь идет и об этом. Но если бы строка значила только это, она была бы внутренне чужеродна в стихотворении, где говорится о ценностях, а не о «фактах», о миропонимании, а не о «заслугах», об истории, а не о «второй четверти XIX века». Она говорила бы, далее, о чисто «гражданской», а не о поэтической миссии, – ведь вступаться за декабристов можно было и без помощи «лиры». Если иметь в виду только декабристов, то почему бы не вернуться к старому, уже забытому толкованию и других слов – слов о «чувствах добрых»; мол, это и есть те самые «bons sentiments» («добрые чувства»), за которые похвалил поэта Александр, прочитав «Деревню»? Нет, Пушкин нашел именно обобщенную форму высказывания. «Милость к падшим призывал» – не загадка, не ребус, не эзоповская речь, которую надо расшифровывать. Пушкин здесь прям, и слова его значат буквально: призывал милость к падшим. Призывал смотреть на людей без злобы, на падших – с милосердием, на несчастных – с состраданием. Призывал к терпимости и человечности. Ибо нет никакой свободы – ни политической, ни духовной – без человечности и сострадания.Четвертая строфа – не «список благодеяний», а человеческое кредо Пушкина.

И поэтому строка о «милости к падшим» имеет еще один важный смысл. Она говорит о том, что Пушкин видел жизнь, как она есть, понимал ее собственные законы и потому относился к своим героям – даже «падшим» – по-человечески: не персонифицировал в них порок, не навязывал читателю свой собственный приговор над ними, не устраивал судилища, но стремился в логике образа показать суд жизни, то есть был реалистом. Человечность – это единственный реалистический взгляд на мир и на людей.»

*О том, что пушкинский Памятник надо рассматривать как оппозицию державинскому писал и Станислав Рассадин в кн. Русские.

Источник

Стихотворение и анализ «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

Краткое содержание

Милость к падшим призывал что это значит. Смотреть фото Милость к падшим призывал что это значит. Смотреть картинку Милость к падшим призывал что это значит. Картинка про Милость к падшим призывал что это значит. Фото Милость к падшим призывал что это значит

Памятник А.С. Пушкину в Царском Селе

После безвременной кончины А.С. Пушкина среди прочих записей был обнаружен черновик его рукописи, озаглавленной «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». В конце стихотворения стояла дата – 21 августа 1836 года. Поэт В.А. Жуковский, которому передали оригинал, занялся его литературной правкой, и стихотворение, в том виде, в каком оно существует сейчас, впервые было напечатано в 1841 году.

Уже в начальной фразе: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» звучит надежда поэта на то, что он не будет забыт, в первую очередь, народом. Далее следует лаконичная оценка своего творчества и пояснение, благодаря чему он заслуживает право на признание — в первую очередь, гуманизму своих произведений и тому, «что чувства добрые я лирой пробуждал».

Почти во всех произведениях Пушкина присутствует тема свободолюбия, ощущается присутствие мятежного духа. Учитывая эпоху, в которую творил поэт, прославление свободы считалось весьма опасным занятием. Недаром, в четвертой строфе, в завуалированной форме упоминаются декабристы, о милосердном прощении которых говорит поэт.

Стихотворение проникнуто горькими размышлениями о несправедливости 19 века, об отношениях с императором и другими представителями властей, об эфемерной, так и не достигнутой свободе. В то же время, уже в начале произведения поэт празднует личную победу над самодержавной монархией, говоря о своем памятнике: «Вознесся выше он главою непокорной александрийского столпа». В последней строфе поэт призывает музу быть послушной лишь Божьей воле, что означает жить и творить, согласно своей совести, не ведясь на хвалу, и, не обращая внимания на клевету.

Анализ

История создания

О нерукотворном памятнике самому себе писал еще древнеримский поэт Гораций. Он считал, что только его поэзия, ставшая достоянием многих поколений, может считаться воплощением памяти о нем. Из российских литераторов этой же темы касался Г.Р. Державин, который перевел произведение Горация и вложил в него гражданский смысл. Но для Пушкина работы этих авторов не стали образцом для подражания. Его «Памятник» – это его собственная судьба, размышления о которой ведутся на современном ему историческом фоне.

Данное стихотворение вошло в историю пушкинского творчества, как пророчество. Не пройдет и пяти месяцев, как его автора не станет. Поэт погибнет от смертельного ранения, полученного на дуэли. Чтобы понять, что подтолкнуло Пушкина к написанию «Памятника», нужно вернуться к периоду лета 1836 года.

На тот момент Александру Сергеевичу было уже полных 37 лет. Как известно, в этот период и, чаще всего, у творческих людей, наступает «кризис среднего возраста». Не исключено, что не избежал его и Пушкин. Глобальная переоценка всей жизни, творчества, ценностей и приоритетов вполне могли способствовать возникновению такого настроения.

Второй причиной могли стать постоянные притеснения со стороны властей, которые мешали поэту свободно дышать, жить и работать. Эти преследования и неоднократные ссылки также наложили свой отпечаток на его моральное состояние. К тому же, все чаще стали раздаваться недовольные голоса читающей публики. Многим стало казаться, что Пушкин слишком зазнался, вознеся свою персону на воображаемый Олимп. Было понятно, что все эти разговоры были порождением обыкновенной зависти, что также очень огорчало поэта.

Была еще и личная причина, которую также не стоит сбрасывать со счетов. На момент написания стихотворения общество наполнилось слухами о любовной связи его жены Натальи с французом Дантесом.

Существовала еще одна версия – «мистическая», согласно которой, поэт задолго до смерти, точно знал, когда он уйдет из жизни. Дату и время его кончины, по преданию, ему предсказала некая гадалка. Так, в предчувствии скорого конца автор и взялся за перо, чтобы оставить потомкам свое прощальное послание.

Персонажи и образы

В роли центрального образа в стихотворении выступает «нерукотворный памятник», который олицетворяет литературное достояние поэта, предназначенное для грядущих поколений. Этот величественный образ должен будет стать тем центром, к которому «не зарастет народная тропа», и слух о котором «пройдет по всей Руси великой».

Лирическим героем здесь является сам Пушкин, гениальный поэт, знающий себе цену, а, самое главное, свою цель – служить во имя свободы и гуманизма, не оглядываясь на мнение злопыхателей и критиканов.

Сопровождающая поэта муза – еще один образ данного стихотворения. Именно ее призывает поэт не гнаться за славой и не добиваться всеобщего одобрения, а слушаться лишь божьего веления и не сворачивать с выбранного пути.

Композиция

В стихотворении пять строф, в каждой из них содержится определенное размышление. Так, первая строфа знакомит читателя с самой идеей сотворения «нерукотворного памятника», как символа творческого бессмертия автора. Причем, поэтическое наследие рассматривается, как нечто более ценное, чем обычные, привычные всем памятники.

Во второй строфе озвучивается сама возможность этого бессмертия. Герой говорит о том, что пока «жив будет хоть один пиит» – не умрет и душа поэта, воплощенная в его творениях.

Третья строфа посвящена пророчеству автора о всенародном признании его таланта. Поэт уверен, что его литературное наследие явится объединяющим звеном для всех свободных народов России.

Далее поэт объясняет свою уверенность тем, что его произведения полны гуманизма, милости к падшим, прославления свободы и добрых чувств, то есть всего того, что не позволит им быть забытыми.

Текст финальной строфы посвящен музе. Автор говорит о единстве поэта и музы, об их общей ответственности, в первую очередь, перед своим предназначением и Богом. Поэт призывает не вестись на хвалу и не тратить свои силы на споры с глупцами.

Художественное направление «Памятника» – классицизм с присутствующими в нем элементами романтизма. По жанру его можно отнести к оде, о чем говорят его пафос и торжественность. Литературный род этого стихотворения – гражданская лирика.

Размер и средства художественной выразительности

Стихотворный размер – ямб, который в этой оде можно назвать комбинированным. В первых трех строчках каждой строфы использован шестистопный ямб, в последней строке каждой строфы – четырехстопный, который позволяет акцентировать внимание именно на ней. Рифмовка в тексте перекрестная, с чередованием мужской и женской рифм.

Чтобы подчеркнуть торжественность, автор использует возвышенный язык, который представлен старославянизмами и церковными словами: «глава», «столп», «пиит». Главная метафора текста – «нерукотворный памятник», подразумевающий поэтическое наследие поэта. Земля у Пушкина также представлена метафорически – «подлунным миром», а живущий в степи народ – «другом степей». Опять же, к памятнику, автор применяет олицетворение «вознесся выше он главою непокорной», благодаря которому он принимает черты одушевленного персонажа.

Автор использует большое количество эпитетов: «непокорная глава», «заветная лира», «великая Русь», «жестокий век» «воздвиг нерукотворный», «главою непокорной» и другие. Инверсия «восславил я свободу» способствует усилению пафоса произведения.

Проблематика и основная идея произведения

В стихотворении можно выделить несколько тем и связанных с ними проблем. Основной темой можно считать роль поэта и поэзии и осмысление этой роли автором. Второй немаловажной темой является свобода, без которой немыслимо творчество, потому что она – главный вдохновитель поэта.

Творческое бессмертие и народная память – еще одна важная тема, затронутая Пушкиным. Фразой «душа в заветной лире мой прах переживет» поэт выражает уверенность, что его произведения переживут века, и останутся востребованными у будущих поколений. Все темы поэт преподносит, пребывая в торжественном и серьезном настроении.

Так случилось, что «Памятник» стал самым настоящим подведением итогов и поэтическим завещанием. Пушкин, наряду с утверждающей ролью поэзии, предрекает себе, как поэту, вечное бессмертие и благодарную память потомков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *