Министерство открытого правительства рф что это
В России закрыли «Открытое правительство»
Премьер-министр подписал постановление о ликвидации правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства», которую возглавлял Михаил Абызов. Причины неэффективности проекта разнообразны — от неумения выстроить диалог государства с гражданами и бизнесом до непринятия протестов против «закона Яровой».
Постановление правительства
В России прекратила существование правительственная комиссия по координации деятельности «Открытого правительства». Соответствующее постановление было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым. Текст постановления размещен на портале официального опубликования правовых актов publication.pravo.gov.ru
В мае президент России Владимир Путин подписал указ о новой структуре правительства, который упразднил комиссию по «Открытому правительству». Напомним, это тот же указ, которым Минкомсвязи было переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.
Чем занималась комиссия
Правительственная комиссия по координации деятельности «Открытого правительства» координировала сотрудничество госорганов с представителями гражданского общества и предпринимательских кругов, а также с общественными объединениями. Сотрудничество велось по вопросам создания и работы системы «Открытое правительство».
Комиссия занималась организацией и оценкой результатов общественной экспертизы нормативно-правовых актов правительства и госорганов. Также она рассматривала предложения, направленные на повышение уровня открытость работы госорганов, улучшение системы общественных советов и осуществление гражданского контроля.
Помимо этого, комиссия рассматривала предложения о применении системы «Открытое правительство» против коррупции, а также на благо конкуренции и улучшения условий для предпринимательства. Также комиссия готовила и рассматривала предложения об основных направлениях деятельности правительства, федеральных целевых программ и госпрограмм.
Открытое правительство в России
Открытое правительство — это формат взаимодействия государства с населением, при котором у граждан есть доступ к документам органов и ведомств, что позволяет осуществлять общественный контроль их деятельности. Достигаемая таким образом прозрачность работы властей должна способствовать снижению уровня коррупции и должностных преступлений.
Идея открытого правительства начала реализовываться в России в 2011-2012 гг. В июле 2011 г. была принята концепция «Электронный бюджет», которая подразумевает предоставление гражданам возможности ознакомиться с расходами государства. Раскрытие данных госорганами было предусмотрено в президентском указе «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», принятого в мае 2012 г.
В июле 2013 г. правительство обязало госорганы публиковать информацию о своей деятельности в интернете и утвердило перечни такой информации. В январе 2014 г. была утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти. В марте 2014 г. был запущен портал открытых данных Российской Федерации, созданный по запросу Минэкономразвития.
В процессе формирования открытого правительства в интернете были также запущены порталы госуслуг, госзакупок, проектов нормативно-правовых актов, электронного бюджета, российской общественной инициативы, государственных программ, правовой статистики, правовой информации, оценки регулирующего воздействия, а также единый реестр проверок и проект «Ваш контроль».
Причины ликвидации комиссии
Блоггер Иван Бегтин, эксперт по открытым данным, оценил по просьбе CNews эффективность работы правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства» и отметил, что ее «задачи менялись, их было немало, но главное — диалог между органами власти и гражданами и бизнесом выстроен не был».
В своем блоге Бегтин отмечает, что за шесть лет своего существования «Открытое правительство» так и не получило от государства прямого финансирования. При этом «до сих пор нет человека, который мог бы ответить, сколько средств было потрачено на «Открытое правительство» хотя бы на федеральном уровне. Эффективность его деятельности с точки зрения затраты-результат не оценивалась».
Кроме того, в этот период прекратилось сотрудничество России с международными объединениями стран, которые лидируют по степени открытости правительства. Также с «Открытым правительством» прервали сотрудничество представители экспертного сообщества, поскольку оно не предлагало материального вознаграждения за их труд.
Полезные для работы «Открытого правительства» некоммерческие организации подпали под закон о нежелательных агентах, также их работе в этом проекте помешала система регулирования Рунета. Наконец, Российская общественная инициатива, по мнению Бегтина, потерпела крах.
Абызов. Чем оно занимается?
В последние недели ноября в медийном пространстве активизировался министр по делам «открытого правительства» РФ Михаил Абызов. Как сообщает корреспондент The Moscow Post, он пообещал создать комиссию для диалога власти и потребителей в правительстве Нижегородской области, высказался за контроль над качеством бензина и побывал во Владивостоке, где застрял в пятичасовой пробке.
Почему он взял на себя ответственность за госконтроль в Нижнем Новгороде? Зачем Абызову собирать в одном ведомстве все функции контролирующих органов? Какое отношение чиновник имеет к размеру МРОТ, по поводу которого высказывается? Что из этого вообще входит в его полномочия?
Похоже, что господину Абызову попросту нечем заняться. Потому что отвечает он, по сути, ни за что.
Министр без портфеля?
Должность министра «открытого правительства» – вообще парадокс российской власти. Министр – это человек, стоящий во главе министерства. Ну, или на крайний случай, хоть какого-то государственного ведомства. Министр финансов отвечает за Минфин. Министр внутренних дел – за МВД. У Абызова ведомства нет.
Если проанализировать его карьерную лестницу, то странности будут прослеживаться вообще на каждой ступени. Бизнесмен обанкротился и пришел в правительство, где все время занимает должности, практически созданные под него. Он побывал и помощником Чубайса, и советником президента Медведева, а затем ушел вслед за ним в правительство. Чем конкретно он занимался на этих должностях – тайна, покрытая мраком.
По факту, сейчас он является единственным в России министром без портфеля – членом правительства, имеющим полноправный голос, однако не управляющим центральным органом исполнительной власти. Так за что он в итоге получает зарплату из бюджета?
Например, господин Абызов возглавляет экспертную группу по рассмотрению общественных инициатив. Казалось бы, дело полезное. Вот только неужели этого достаточно, чтобы занимать должность министра? Ах да, самое важное: за все время существования группы она не приняла ни одной инициативы. Польза, как говорится, налицо.
Кстати, если зайти на сайт «Открытого правительства», вопросов станет еще больше. Потому что он гласит: «Открытое правительство — это не орган власти или бюрократическая структура. Это система принципов организации государственного управления». Какие у «системы принципов» могут быть «дела», за которые отвечает министр Абызов?
Глава «ничегонеделания»?
В общем, толка от Михаила Анатольевича, как утверждают злопыхатели, как с козла молока. Да и должность его пользы не приносит никому, кроме самого министра. По крайней мере, ему она дает бюджетные деньги и привилегии. Которые открывают обширный простор для собственного бизнеса.
Личное состояние министра, по разным данным составляет около 1 млрд долларов. Зачем ему крошки с бюджетного стола? Тем не менее, их он получает.
Деньги Абызов, по его собственным словам, стал зарабатывать с 14 лет. Но повезло ему только после попадания в РАО ЕЭС к Чубайсу, где он был, по сути, вторым после него человеком. Тогда ему, как поговаривают злые языки, удалось подмять под себя ЖКХ Урала и Сибири – и по слухам, он заправляет им до сих пор. Да и в развале РАО он удачно поучаствовал, что уж говорить…
После того, как РАО ЕЭС успешно развалили, Абызов подался в частный сектор. Поработал и гендиректором в «Кузбассразрезугле», и возглавил совет директоров «Российских коммунальных систем». А в 2006 активно занялся бизнес-группой RU-COM. Через офшор Eforg Asset Management вошел в состав бенефициаров крупнейшей российской инжиниринговой компании «Группа Е4».
Сейчас Абызов официально вышел из бизнеса – все-таки, министр. Однако его считают владельцем офшоров Cushendal Ventures Limited на Виргинских островах и Abacus Ltd. на Кипре, куда он якобы вывел около полумиллиарда долларов. Всего в офшорах, по оценкам источников, у него до 70 компаний.
ИноСтранные дела?
Офшоры – не единственное, чем владеет Абызов за рубежом. Стоит начать, пожалуй, с того, что трое его детей – граждане США, они родились там и выросли. У их матери, Екатерины Сиротенко, вид на жительство там же. Злые языки утверждают, что и у самого Абызова есть американское гражданство – об этом депутат Валерий Рашкин даже пытался «настучать» Александру Бортникову. Но, видимо, что-то пошло не так, раз это замяли?
Вилла Тезоро в Испании
Впрочем, уйти от ответственности за такие владения Абызову удалось невероятно легко. В 2016 году он оформил развод с госпожой Сиротенко, и вот он уже честный (и почти нищий, конечно!) министр, а жена и дети в США – это уже совсем не его забота. Конечно, тут же разнеслась весть, что развод фиктивный. Но по бумагам-то все чисто!
Без министерства и вне закона?
Российского бизнеса у Абызова тоже хватает. Де-юре чиновникам, конечно, запрещено заниматься коммерческой деятельностью. Но положение министра, как уже говорилось выше, особое: наверное, поэтому он со спокойной душой занимается холдингом «Энергия Солнца». Все, что он сделал, чтобы уйти от ответственности – классическая схема с формальным доверительным управлением. При этом Абызов успешно торгует обязательствами, да не с кем-нибудь, а с самим Виктором Вексельбергом.
До этого он владел «Группой Е4». И вот что странно – компания заняла у «Альфа-банка» 10 млрд рублей, а потом ее руководство «слилось». По этому поводу даже возбудили уголовное дело, но после получения кредита Абызов успел слинять. И в итоге вышел сухим из воды.
Поэтому сейчас он абсолютно спокойно сидит в министерстве – с зарплатой, аппаратом и служебным автомобилем. Делает вид, что решает общественные проблемы. Руководит собственным бизнесом – незаконно, но бросать его теперь, что ли? (Тем более ему, похоже, и работа в правительстве способствует как нельзя лучше). В общем, чувствует себя важным винтиком в политической системе. Вот только министр-то ненастоящий…
Открытое правительство: новый формат работы исполнительных органов
В начале июня состоялась встреча Премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с членами Экспертного совета при Правительстве РФ и представителями экспертного сообщества, в ходе которой были обсуждены итоги первого года работы системы «Открытое правительство» и перспективы ее дальнейшего развития.
Основные мероприятия по созданию этой системы закреплены указами Президента РФ. Так, Указом Президента от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству РФ было поручено обеспечить реализацию таких мероприятий, как использование федеральными исполнительными органами различных форм публичных консультаций в целях общественного обсуждения законопроектов с публикацией их результатов (при этом срок для проведения публичных консультаций не может быть менее 60 дней), утверждение концепции «Российской общественной инициативы» и т. д.
Какие возможности предоставляет гражданам система «Открытое правительство»?
1. Получать актуальную и полную информацию о деятельности органов государственной власти и ее итогах. Недавно был принят Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», который вступил в силу с 1 июля 2013 года. Этот закон установил, что общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется ими именно в формате открытых данных (п. «а» ч. 1 ст. 2). Это означает, что сведения о работе властей будут размещаться в Интернете в машиночитаемом формате, который позволит использовать их в качестве источников для создания различных информационных систем — как государственных, так и частных. Кроме того, предоставление сведений в таком формате создаст основу для формирования новых социальных приложений и сервисов, функционирующих на основе открытых данных.
Открытые данные – общедоступная информация, размещаемая правообладателем (в том числе государственными и муниципальными органами) в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования (п.»а» ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 7 июня 2013 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»). |
Машиночитаемый формат предназначен не только для визуализации данных, но и для беспрепятственного скачивания и легкой обработки информации на компьютере, что освобождает пользователя от ручного копирования нужной информации и самостоятельного занесения ее в документ нужного формата. Например, программа Microsoft Excel легко открывает документы в машиночитаемом формате hml и позволяет с ними работать.
К первоочередным наборам данных, подлежащих опубликованию каждым федеральным исполнительным органом в форме открытых данных, относятся сведения о его органах и представительствах за рубежом, перечень подведомственных организаций, план проведения плановых проверок предпринимателей на текущий год и т.д. (Перечень первоочередных наборов данных федеральных органов исполнительной власти, подлежащих публикации в форме открытых данных, размещен на портале административной реформы). Кроме того, правительством был утвержден перечень размещаемой в сети «Интернет» общедоступной информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, и подведомственных им федеральных государственных органов (распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 1187-р).
Помимо размещения открытых данных о своей деятельности, государственные органы используют и другие возможности для информирования населения о процессе и итогах их работы. Так, 4 июля заработал интернет-портал «Видео-Дума», на котором доступны видео-записи рассмотрения всех вопросов на пленарных заседаниях Госдумы шестого созыва, видеозаписи парламентских слушаний, круглых столов и других мероприятий палаты. На видео-портале можно найти видеозапись выступления отдельного депутата или рассмотрения конкретного законопроекта. Кроме того, каждый депутат получил на портале собственный канал, на котором он сможет размещать видеозаписи своих интервью или комментариев по тем вопросам, которые включены в повестку работы Государственной Думы.
2. Организовать общественный контроль за выполнением государственными и местными органами своих задач. По заказу Минэкономразвития России был разработан сайт «Ваш контроль». Он собирает оценки и комментарии о работе государственных органов, позволяет изучить отзывы других посетителей о конкретном органе или учреждении, а также предоставляет информацию о получении госуслуг и т.д. В декабре 2012 года Правительство РФ утвердило постановление, обязывающее выявлять мнение граждан о качестве оказанных им госуслуг по пяти параметрам:
Рейтинг услуг по числу оставленных отзывов возглавляют:
Портал содержит также раздел «Ваш контроль в фотографиях», позволяющий прикладывать наглядные свидетельства качества оказания госуслуг.
По итогам анализа мнений граждан о качестве предоставленных госуслуг формируется оценка деятельности руководителей органов, которая является одним из показателей эффективности их деятельности. По каждому государственному органу формируется сводная ежеквартальная оценка качества предоставления госуслуг. Если она составляет менее 70% значения, предусмотренного должностным регламентом или достигнутого в прошлом году, в отношении руководителя будет проведена служебная проверка (постановление Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1284″Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей»).
Направить общественную инициативу с помощью РОИ может совершеннолетний гражданин, зарегистрированный на портале государственных услуг. Общественную инициативу изучает независимая некоммерческая организация (на это отведено не более двух месяцев), а затем принимает решение — разместить инициативу на сайте для сбора голосов в ее поддержку или отказать в этом. Поддержанной считается инициатива, которая в течение года после размещения на РОИ набрала определенное количество голосов в свою поддержку — например, инициативе федерального уровня требуется набрать не менее 100 тыс. голосов. Затем инициатива направляется в экспертную рабочую группу федерального, регионального или местного уровня, включающую представителей исполнительных и законодательных органов, общественных палат, бизнес-сообщества и общественных объединений. Экспертной группой в течение двух месяцев готовится экспертное заключение и решение о разработке законопроекта или иных мерах по реализации инициативы, а информация об этом размещается на РОИ.
Среди популярных общественных инициатив — введение обязательных ежегодных медицинских осмотров, запрет на установку нерегулируемого пешеходного перехода на дорогах с интенсивным движением, введение конфискации имущества за экономические преступления и т. д.
Запуск РОИ состоялся в начале апреля 2013 года, однако одна из инициатив федерального уровня уже набрала требуемое количество голосов. Эта инициатива, авторство которой принадлежит блогеру, кандидату в мэры г. Москвы Алексею Навальному, направлена на установление законодательного запрета на закупку за счет бюджетных средств автомобилей стоимостью свыше 1,5 млн руб. Инициатива уже была рассмотрена экспертной группой и передана министру Открытого правительства Михаилу Абызову.
4. Ознакомиться с источниками и объемами доходов бюджета, а также с направлениями и объемами расходования бюджетных средств в интерактивном режиме. Это возможно благодаря работе Единого портала бюджетной системы, который был создан на основании распоряжения Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 1275-р и работает пока в тестовом режиме. На этом портале можно ознакомиться с основными характеристиками федерального бюджета на текущий год, посмотреть структуру его доходов и расходов, размеры внутреннего и внешнего государственного долга и другие данные. Вся информация размещена в наглядной и доступной форме с использованием диаграмм и таблиц. Кроме того, портал позволяет получить данные о размерах средней заработной платы и трудовой пенсии, прожиточного уровня, МРОТ, составе продуктовой корзины и стоимости минимального набора продуктов питания. Удобным сервисом портала является калькулятор, с помощью которого можно рассчитать размер НДФЛ и налоговых вычетов по нему, пособия по беременности и родам, а также размер экономии на электроэнергии при использовании энергосберегающих ламп.
5. Получить информацию о разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти законопроектах, результатах их антикоррупционной экспертизы и направить свои предложения. Такая возможность предоставлена на портале раскрытия информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. Посетители могут скачать текст законопроекта, доработанный с учетом прохождения этапов его подготовки, направить свои комментарии по поводу законопроекта, подписаться на новости об очередном этапе разработки конкретного законопроекта и т.д.
Портал не лишен недостатков – к примеру, в расширенной форме поиска законопроектов отсутствуют тематический поиск, а также поиск по ключевым словам, что иногда может затруднить поиск нужного документа.
Какие затруднения возникают при использовании системы «Открытое правительство»?
Основная проблема заключается в том, что граждане пока недостаточно активно приобщаются к использованию системы «Открытое правительство». Так, по результатам опроса ВЦИОМ, проведенного 9 сентября 2012 года, оценить работу министра Открытого правительства Михаила Абызова смогли лишь 19% респондентов, а 81% опрошенных признались, что ничего о нем не слышали. Проведенный ВЦИОМ 17 марта 2013 года аналогичный опрос показал, что степень осведомленности граждан о деятельности системы «Открытое правительство» выросла, но незначительно — на 10% (29%). 71% респондентов по-прежнему не осведомлены о предоставляемых Открытым правительством возможностях и не могут оценить его деятельность (размер выборки обоих опросов составил 1 600 человек).
Другой проблемой является отсутствие рамочного нормативного акта, который собрал бы в единое целое все составляющие этой системы, определил требования к работе Открытого правительства и показатели эффективности этой работы.
Еще одним затруднением является недостаточный уровень обеспеченности населения Интернетом. Так, по данным Фонда «Общественное мнение», на весну 2013 года, месячная аудитория Интернета в России составляет 66 млн человек старше 18 лет – это менее 58% совершеннолетнего населения страны.
К числу препятствий также можно отнести и существующую пока разрозненность данных — как информация об Открытом правительстве, так и доступная информация о деятельности федеральных органах исполнительной власти размещается на разных сайтах, единой навигации по которым пока не предусмотрено. На портале «большоеправительство.рф» в разделе «Открытые данные» находятся новости о том, какой орган или регион приступил к обнародованию данных, отражающих исполнение ими своих функций. Однако граждане по-прежнему вынуждены самостоятельно определять, к ведению какого органа относится ведение информационных баз и реестров по определенной теме, а затем искать нужные сведения на его официальном сайте. Для решения этой проблемы планируется запустить новый интернет-ресурс — единый портал открытых данных. Минкомсвязь уже подготовило его концепцию — ожидается, что она будет утверждена уже в июле текущего года.
Пока же ситуацию могла бы исправить разработка и размещение на сайте Открытого правительства единого навигатора раскрываемой информации (как по тематическому признаку, так и в отношении каждого государственного органа) с актуальными ссылками на конкретные разделы официальных сайтов.
Полезные ссылки
Кроме того, значительно упростило бы ориентацию в возможностях Открытого правительства размещение на портале «большоеправительство.рф» перечня всех интернет-ресурсов, посредством которых эта система реализуется.
Кому и зачем нужно «открытое правительство»?
И мировая, и российская практика показывает, что модель управления, основанная на противопоставлении «государства» и «граждан» – как «управляющих» и «управляемых» – себя исчерпала.
Сегодня иерархические модели принятия решений и передачи информации не способны справиться с нарастающей скоростью и сложностью социальных и экономических процессов.
Нормой для ведущих стран мира является построение системы принятия решений, обеспечивающей горизонтальное движение информации и стирающей грань между избираемыми политиками, бюрократией, экспертным сообществом и институтами гражданского общества.
Неэффективность механизмов передачи информации, подготовки и принятия решений – это один из самых главных вызовов для современной России.
Он является ключевой угрозой для развития страны и по своей остроте едва ли не превосходит любые иные вызовы – в том числе и потому, что делает невозможным своевременное распознавание проблем и угроз и реагирование на них.
Одним из ответов на эти вызовы призвано стать «открытое правительство», в рамках которого создаются новые механизмы взаимодействия гражданского общества, бизнеса и исполнительной власти.
Нам предстоит внедрить современные технологии (в том числе работы с экспертами и краудсорсинга) для вовлечения в обсуждение и выработку государственных решений значительного количества людей, представляющих противоположные точки зрения, интересы и обладающих разным горизонтом планирования. Важно понимать, что «открытое правительство» – это не новая властная структура, а принципы, на которых государство должно строить свою работу.
Результатом станет повышение качества принимаемых решений и качества работы государственного аппарата в целом, формирование новой культуры взаимодействия, поиска компромиссов и взаимовыгодных подходов.
Как показывает мой личный опыт общения с российским бизнесом, в том числе на прошедшем Петербургском экономическом форуме, запрос на механизмы «открытого правительства» велик.
Все эксперты и предприниматели, с кем я общался, в полной мере поддерживают создание экспертного совета при правительстве, который будет давать оценку по повестке дня работы кабинета министров.
Начиная запуск механизмов «открытого правительства» в России, мы будем сталкиваться с многочисленными сложностями.
Это и закрытость органов власти, невостребованность интересов общества и бизнеса при принятии государственных решений, неготовность или неспособность общества к конструктивной работе с госаппаратом. Для многих это стало, по сути, противопоставлением общества и власти, в результате чего мы имеем бюрократичную и неэффективную систему управления, коррупцию и отсутствие доверия к власти со стороны гражданского общества.
На мой взгляд, решение этих проблем возможно при условии, если все мы станем следовать принципам открытости, вовлеченности граждан в процесс принятия решений и обеспечения общественного контроля за их исполнением, высокого уровня интереса общества к совместной работе с властью.
Развитые страны добились на этом пути весомых результатов, эффект от которых измеряется не только миллиардами сэкономленных долларов, но и значительным повышением качества госуслуг для граждан, клиентоориентированностью и жизнеспособностью управленческих решений, которые были приняты властью вместе с гражданским обществом, а в итоге приводили к улучшению условий жизни людей и бизнеса.
А ведь на этом пути они сталкиваются абсолютно с теми же трудностями, что и мы сейчас.
Россия начала движение в этом направлении недавно, и сегодня мы двигаемся темпами, значительно превышающими темпы наших коллег за рубежом.
Разработаны основные принципы, механизмы, «дорожные карты» и ключевые показатели эффективности «открытого правительства». Мы приступаем к их внедрению на всех уровнях государственного управления. Есть и первые результаты работы: принято решение об отмене одиозного «мобильного рабства», введена должность омбудсмена по защите прав предпринимателей с широким кругом полномочий, граждане России получили возможность участвовать в обсуждении законопроектов в сети, как в случае с законопроектом «О контроле за расходами чиновников». А в ближайшем будущем смогут подавать петиции, которые, набрав 100 000 подписей в интернете, будут обязательно рассмотрены парламентом.
Это начало, мы понимаем – успех «открытого правительства» зависит от поддержания постоянного накала изменений, а не просто от быстрого старта.
Создание полноценной системы «открытое правительство» – процесс длительный. Это марафонская дистанция, и потребуются время, воля и значительные усилия для того, чтобы новые правила и мотивация повлияли на поведение участников и обеспечили результаты совместной работы.
Но нигде в мире не было по-другому, и поэтому так важно изучать мировой опыт.
Я встречался на Петербургском форуме с представителями власти из Великобритании, США, ведущими разработчиками «открытого правительства». Опыт использования принципов и механизмов «открытого правительства» в их странах уже позволил существенно повысить качество услуг в здравоохранении, образовании, в сфере безопасности, существенно снизить уровень коррупции, сэкономить миллиарды долларов за счет использования электронных госуслуг и внедрения элементов электронной демократии. Во многих странах механизмы «открытого правительства» стали неотъемлемой частью стандарта государственного управления, обеспечивающей взаимодействие общества, бизнеса и власти и создающей конкурентные социальные и экономические преимущества.
У нас есть политическая воля работать на принципах «открытого правительства», его механизмы востребованы властью и начинают находить поддержку у граждан.
Несомненно, конечная ответственность за реализацию этих планов – за министрами: открытое правительство – это, по сути, кооперация власти и ответственных граждан, объединенных общими принципами. Но без активной вовлеченности общества эти планы не могут быть эффективно реализованы – необходимы механизмы конструктивного общественного давления на власть, именно поэтому в наших планах создание системы эффективного гражданского контроля путем перезапуска общественных советов при органах власти.
Уверен, что задачи, стоящие перед нами, будут решены в том числе за счет энергии и заинтересованности всех участников в работе системы «открытого правительства».