Многопоколенная семья что это
Многопоколенная семья
Смотреть что такое «Многопоколенная семья» в других словарях:
Многопоколенная семья — семья, включающая детей, родителей и прародителей … Социология: словарь
СЕМЬЯ МНОГОПОКОЛЕННАЯ — англ. family, multigenerational; нем. Mehrgenerationenfamilie. Тип семьи, в к рой живут вместе 3 и более поколений, связанных общим хозяйством. см. СЕМЬЯ РАСШИРЕННАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
СЕМЬЯ МНОГОПОКОЛЕННАЯ — англ. family, multigenerational; нем. Mehrgenerationenfamilie. Тип семьи, в к рой живут вместе 3 и более поколений, связанных общим хозяйством. См. СЕМЬЯ РАСШИРЕННАЯ … Толковый словарь по социологии
Гериатрическая психология (geriatric psychology) — Г. п., являясь междисциплинарной по происхождению и по развитию, представляет собой науку о поведении людей старческого возраста. Благодаря своим мед., неврологическим, психиатрическим и физиолог. акцентам, она связана с поведенческими, биолог. и … Психологическая энциклопедия
хорваты — (самоназвание – хрвати) – один из славянских народов, относящийся к южнославянской подгруппе; основное население Республики Хорватия. Общая численность – 5,65 млн. чел., из них в самой Хорватии живут 3,71 млн. (по переписи 1991 – до югославского… … Географическая энциклопедия
Семейная терапия (family therapy) — Описание семейной терапии С. т. может быть охарактеризована как попытка модификации отношений в контексте семейной системы. В С. т. симптоматическое поведение и проблемы рассматриваются как результат неправильного взаимодействия, а не как… … Психологическая энциклопедия
Многопоколенная семья
Смотреть что такое «Многопоколенная семья» в других словарях:
Многопоколенная семья — это семья, состоящая из детей, их родителей, бабушек и дедушек возможно и прабабушек и прадедушек, живущая вместе, в одном доме и ведущая совместное хозяйство. Традиционная русская культура признает как полноценную именно такую семью, где есть… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
СЕМЬЯ МНОГОПОКОЛЕННАЯ — англ. family, multigenerational; нем. Mehrgenerationenfamilie. Тип семьи, в к рой живут вместе 3 и более поколений, связанных общим хозяйством. см. СЕМЬЯ РАСШИРЕННАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
СЕМЬЯ МНОГОПОКОЛЕННАЯ — англ. family, multigenerational; нем. Mehrgenerationenfamilie. Тип семьи, в к рой живут вместе 3 и более поколений, связанных общим хозяйством. См. СЕМЬЯ РАСШИРЕННАЯ … Толковый словарь по социологии
Гериатрическая психология (geriatric psychology) — Г. п., являясь междисциплинарной по происхождению и по развитию, представляет собой науку о поведении людей старческого возраста. Благодаря своим мед., неврологическим, психиатрическим и физиолог. акцентам, она связана с поведенческими, биолог. и … Психологическая энциклопедия
хорваты — (самоназвание – хрвати) – один из славянских народов, относящийся к южнославянской подгруппе; основное население Республики Хорватия. Общая численность – 5,65 млн. чел., из них в самой Хорватии живут 3,71 млн. (по переписи 1991 – до югославского… … Географическая энциклопедия
Семейная терапия (family therapy) — Описание семейной терапии С. т. может быть охарактеризована как попытка модификации отношений в контексте семейной системы. В С. т. симптоматическое поведение и проблемы рассматриваются как результат неправильного взаимодействия, а не как… … Психологическая энциклопедия
Многопоколенная семья: психологические особенности и направления терапевтической работы
Значимость семьи и внутрисемейных отношений. Побудительные мотивы действий субъектов в конфликте. Межпоколенные взаимоотношения между родственниками, которые живут вместе и связанные общим хозяйством. Работа с близкими людьми по улучшению отношений.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.01.2015 |
Размер файла | 30,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Уральский государственный педагогический университет
на тему: Многопоколенная семья: психологические особенности и направления терапевтической работы.
Екатеринбург 2009 г
1. Многопокаленная семья
2. Конфликты многопоколенных семей
3. Направления терапевтической работы с многопоколенными семьями
В современных условиях развития общества особую значимость приобрела семья и внутрисемейные отношения, обострилась проблема межпоколенческого общения в семье, поскольку семейные взаимоотношения носят более эмоциональный и духовный характер, на второй план отошли экономические и демографические модели взаимодействия в семье. Особое значение приобрело межличностное общение и взаимопонимание, что вынуждает современную семью вырабатывать новые модели взаимодействия между поколениями.
1. Многопокаленная семья
Очень важно рассмотреть межпоколенные взаимоотношения в семье, которые важны как для молодого поколения, так и для поколения пожилых людей. Семья является основным элементом в системе взаимоотношений между поколениями. Семья в течении всей жизни человека является для него первой и последней опорой- «стартовой площадкой» на раннем этапе жизни и «последним прибежищем» в позднем возрасте. Семья выполняет ряд важнейших социальных функций таких как:
1-воспитательная (социализация молодого поколения),
2-функция духовного общения,
3-социально-статусная (предоставляет определенный социальный статус членам семьи),
4-досуговая (взаимообогащение интересов),
5-эмоциональная (получение психологической защиты, эмоциональной поддержки). межпоколенный родственный внутрисемейный конфликт
В многопоколенной семье все обязанности жестко предписаны, каждый член семьи четко знает, что ему нужно делать. Это определено раз и навсегда и не подлежит никаким изменением. Причем, предписывается даже поведение в самых различных житейских ситуациях (см. например, поведение Катерины и Кабанихи («Гроза») в ситуации проводов мужа).
Старшее поколение многопоколенной семьи всё тёплое время года работает на даче. Среднее работает в городе на производстве или в учреждении, государственном или частном, ведёт свой бизнес. Работа по найму (а частично и предпринимательство), независимо от того, как она оплачивается, нередко рассматривается членами семьи скорее как институт, обеспечивающий ресурсами дачно-квартирное хозяйство. Несомненное многообразие типов совокупного жилья описано очень слабо.
Совокупному жилью соответствует свой образ жизни, который я называю распределённым. Люди живут на два или более дома, и нуклеарная семья во многом существует только „в реальности“, в то время как „на самом деле“ доминирует многопоколенный тип семьи, распределённой по разным домам-дачам, но связанной в целое. Как свидетельствуют исследования бюджета времени, проведенные в начале 90-х годов, существенная часть времени у всех групп населения тратится на обслуживание совокупного жилья.
Патриархальность такой семьи имеет ряд характерных черт. Так отец большака не принимает участия в непосредственном управлении семьей. Но в случае «неправильного» поведения большака к членам семьи, реагирует на них не его собственная жена, не его дети, а самый старший мужчина в семье, его отец. На малейшие нарушения соподчиненности и неуважения к старшим, в пределах семьи реагирует именно он. Уважение к старшим, в такой форме распространяется на всех стоящих ниже по статусу. Неуважение большака к своему отцу наказывалась миром (обществом деревни), через «посечение» на общинном сходе.
Кроме того, сравните значение словосочетаний «взять в жены» и «выйти замуж».
В семье возникают разнообразные конфликты, в том числе поколенческие. Их основанием является столкновение поколенческих интересов, ценностей, норм, статусов, ролей субъектов конфликта. В семье, как и в обществе в целом, возможны как внутрипоколенческий, так и межпоколенческие конфликты.
Внутрипоколенческий конфликт возникает, как правило, между супругами, между братьями/сестрами, т. е. между родственниками одного поколения в семье. Межпоколенческий, как правило, является конфликт между родителями и детьми, между прародителями и родителями, между прародителями и внуками, между другими родственниками (свекровь-сноха и т. п.), принадлежащими к разным поколениям в семье и/или в обществе, независимо от того, совместно проживают участники конфликта или раздельно. Существует отличие межпоколенческого конфликта от конфликта поколений. Последний можно интерпретировать не только как конфликт между поколениями, но и как конфликт объединившихся поколений с третьей стороной. Предметом межпоколенческого конфликта в семье, по сравнению с семейным конфликтом между поколениями, выступают не семейные, а в первую очередь межпоколенческие противоречия как непосредственно в семье, так и косвенно в обществе в целом
2. Конфликты многопоколенных семей
Сущность межпоколенческого конфликта в семье заключается, прежде всего, в специфике его носителей и предмета. Носители этого конфликта могут действовать индивидуально или объединившись в группы. Это родственники разных поколений, которые находятся в состоянии конфликтного противодействия, пытаясь достичь объективно и субъективно не совместимых целей. Как правило, это люди с разницей в возрасте 20-30 и более лет. На их возрастные отличия накладываются также социальные и культурные различия между поколениями, прежде всего ценностные, нормативные, статусные, семейно-ролевые.
Побудительными мотивами действий субъектов конфликта выступают их противоречащие друг другу интересы. Поколенческие интересы присущи тому или иному поколению как социальной общности, складываются на протяжении неповторимого жизненного пути поколения, эмоционально окрашены и связаны с ценностным отношением той или иной поколенческой общности к миру. Поколенческие интересы людей разных поколений нередко не совпадают, поскольку они формируются в отличающихся друг от друга социальных условиях, под влиянием разного коллективного и индивидуального опыта.
Конфликты внутри семьи неизбежны, а межпоколенные конфликты всегда заслуживают разнообразного анализа их сущности, специфики, причин, форм проявления, последствий, урегулирования и профилактики. Причины межпоколенных конфликтов неоднозначны. Они могут накапливаться годами, зависеть как от особенностей личности членов семьи, так и от специфики семьи и даже ситуации в обществе. Наиболее серьезное влияние на возникновение межпоколенных конфликтов в семье могут оказывать пьянство и алкоголизм, материальные и жилищные проблемы. Удаленность проживания, скорее всего, ослабит влияние данных факторов, но их очень сложно отделить от семейных проблем.
Взросление детей, создание ими собственной семьи также способствуют возникновению межпоколенных конфликтов. Неправильное воспитание детей, супружеские конфликты, развод и раздельное проживание также являются причинами конфликтов в семье.
Главные факторы в конфликте поколений следующие:
1-понижение социального статуса пожилых людей.
3-обесценивание молодежью накопленного опыта старших поколений.
4-отстранения от работы пожилых людей, достигших пенсионного возраста.
5- дети не приемлют ценности и образ жизни своих родителей.
3. Направления терапевтической работы с многопоколенными семьями
Основное отличие семейной психотерапии состоит в том, что она ориентирована на семью как группу взаимозависимых индивидов, исполняющих совместный «танец», где частная проблема одного члена семьи представляется одним из па общего взаимодействия. Любые изменения в одном из членов семьи неизбежно вызывают реакцию во всех остальных, которые иногда поддерживают эти изменения, но чаще пытаются вернуть все в исходную позицию.
Психотерапевтами разных школ и направлений давно был замечен тот факт, что возвращение в реальную семью после курса индивидуальной терапии может погубить самые обнадеживающие изменения в пациентах, отбросив их к прежним моделям поведения. Парадоксальными последствиями успешной индивидуальной терапии могут быть также резкое ухудшение супружеских взаимоотношений, возникновение новых проблем и заболеваний у остальных членов семьи. Известно, например, что после излечения мужа от алкоголизма супруги в 15% случаев разводятся в течение года.
Попытки предотвратить подобные явления дали импульс развитию семейной психотерапии, где в качестве объекта терапевтической помощи стала выступать вся семья в целом, а целью работы стало изменение скорее стереотипов взаимоотношений, чем персональных характеристик ее членов.
Состав участников терапии
Обычно, если есть проблемный ребенок, то семейный терапевт постарается привлечь всех членов семьи, живущих под одной крышей, особенно обоих родителей.
Часто конфликт между матерью и ребенком развивается без видимого участия в нем отца, но зачастую усиливается именно вследствие его пассивной позиции. Каждый член семьи, даже находящийся на периферии семейной драмы, вносит в нее вклад своим действием или бездействием. Кроме того, находящиеся в стороне от конфликта члены семьи могут как наблюдатели предоставить терапевту важную информацию о проблеме. Если супруги формально разведены, но находятся в состоянии эмоционально незавершенного развода, семейный терапевт может пригласить на общую консультацию супруга, живущего отдельно от семьи.
Длительность терапевтического курса
По длительности многие школы семейной терапии принадлежат к разряду краткосрочных моделей терапии и не превышают, как правило 15-20 встреч. Обычно семейный терапевт видится с семьей раз в неделю по часу-полтора. Иногда, в ситуации острого кризиса встречи с семьей могут проходить 2-3 раза в неделю. Наиболее типичным является терапевтический курс от двух до шести месяцев со встречами в среднем раз в неделю. (Для сравнения вспомните о психоанализе, который является длительной психотерапией и может продолжаться несколько лет с регулярными сессиями 2-4 раза в неделю.)
Почему даже краткосрочная модель психотерапии может продолжаться в течение полугода? Удивительно, но подобные вопросы редко возникают при назначении медицинского лечения в случае серьезного заболевания или при обучении какому-либо навыку типа вождения автомобиля или знания иностранного языка. Опыт показывает, что в силу большой инерционности, изменения в семейной организации происходят довольно медленно. Если же они развиваются стремительно в виде скачка, то все равно требуется время для адаптации к ним всей семьи.
Семейный терапевт стремится сочетать контроль над процессом работы с нейтральной позицией по отношению к членам семьи. Обычно семейный терапевт довольно активно вмешивается в происходящее: задает вопросы, проверяя свои гипотезы, предлагает упражнения, просит членов семьи выполнить те или иные домашние задания. Режиссируя взаимодействия, он старается обеспечить безопасность и поддержку всем участникам встречи, выступая в роли посредника. Для него важно, чтобы право голоса имели все члены семьи и каждый смог бы высказать свою точку зрения. Поэтому он часто придерживает разговорчивых и поощряет молчаливых участников обсуждения. Кроме этого, терапевт помогает членам семьи переформулировать их высказывания, чтобы они не носили откровенно оскорбительную форму, регулируя тем самым уровень стресса у него в кабинете.
Цели семейной терапии.
Основное отличие семейной терапии от других психотерапевтических направлений состоит не в том, что в кабинете специалиста присутствует более одного человека. Семейный терапевт развивает принципиально отличное понимание происходящего по сравнению с терапевтами индивидуальной ориентации. Он размышляет о семье в терминах диад и триад, внутрисемейных коалиций, семейных ролей и циклов взаимодействий между людьми. Семейный терапевт исходит из того, что люди, составляющие семью, поступают, так или иначе под влиянием правил функционирования данной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система определяет порядок существования ее элементов. Терапевт, встречаясь с семьей в разном составе, может заметить, что присутствие других членов семьи существенно меняет поведение клиентов.
Концептуальную основу современной системной семейной терапии составляет кибернетика, вернее общая теория систем, разработанная биологом Людвигом фон Берталанфи, который показал, что понятие системы вытекает из так называемого «организмического взгляда на мир». В противоположность ньютоно-галилеевской механистической вселенной для организмического взгляда на мир характерны два положения: а) целое больше, чем сумма его частей, и б) все части и процессы целого взаимовлияют и взаимообуславливают друг друга.
Семейные терапевты разных направлений отличаются друг от друга целями, которых они пытаются достичь в ходе терапии. Однако все сходятся в том, что решение представленных семейных проблем и облегчение симптомов без возникновения новых симптомов у каких-либо членов семьи является минимальной задачей терапии. Другой общепризнанной целью семейной терапии является помощь семье в разрешении типичных задач жизненного цикла.
Идея о жизненном цикле семьи довольно проста. Широко известны представления об индивидуальных периодизациях развития (Фрейда, Эриксона, Эльконина и т.д.), кризисах развития ребенка 1, 3, 7 лет, подростковом кризисе, кризисе среднего возраста и т.д. Наблюдения за семьями показывают, что развитие семьи также движется по стадиям с отчетливо выраженными кризисными переходными периодами между ними. (Период ухаживания, брак без детей, супруги с маленькими детьми, фаза зрелого брака, стадия, когда дети покидают дом, фаза «пустого гнезда» и т.д.) Недавно вступившие в брак супруги имеют в целом другие проблемы по сравнению с парами, женатыми 20 лет. Родители маленьких детей не встречают тех трудностей, что родители подростков. Известно, что наиболее сильные кризисы в семье возникают, когда кто-то приходит в семью (рождение детей, появление отчима или мачехи) или кто-то уходит по тем или иным причинам (смерть, развод, вступление в брак детей и т.д.).
В переходные периоды между стадиями жизненного цикла перед членами семьи встают новые задачи, требующие существенной перестройки их взаимоотношений. Обычно именно в переходный период семья ищет помощи у специалистов, так как не видит возможности приспособления к новой ситуации или даже не принимает ее. Чтобы перейти на новую ступень своего развития, семье как системе необходимо совершить качественные изменения в своей структурной организации, адаптировать к текущей ситуации стиль семейных взаимоотношений и выработать новый образ своих членов.
Пути достижения перечисленных стратегических целей семейной терапии во многом зависят от уникальных особенностей каждой конкретной семьи, а также от предпочтений самого семейного терапевта. Некоторые семейные терапевты будут организовывать переговоры, обучать членов семьи умению слушать друг друга и открыто выражать свои чувства. Другие, как например, последователи структурной школы семейной терапии Сальвадора Минухина, будут пытаться сбалансировать семейную иерархию, закрепив руководящую роль за родителями, обеспечив при этом соблюдение интересов детей. Принято считать, что управляющим органом семьи должны быть родители. Для этого им необходимо как минимум сотрудничать и иметь общую позицию по вопросам воспитания. Часто проблема возникает, когда их роли по отношению к ребенку несогласованны. Если отец пытается дисциплинировать ребенка, а мать считает, что он слишком суров, то ребенок часто приобретает завышенный статус в семье, имея возможность манипулировать ими обоими. Обычно мама сама в этой ситуации опасается наказывать ребенка, чтобы не испортить с ним отношения. Поэтому она зовет на помощь отца, который будучи раньше отдален от воспитания сразу начинает использовать крайние меры. Мама снова защищает ребенка, отстраняя отца. Ребенок делает, что он хочет, постепенно вызывая раздражение у мамы, которая снова зовет на помощь отца и т.д. Образуется «порочный круг» стереотипных ходов членов семьи, который повторяется снова и снова. Вмешательства семейного терапевта нацелены на его прерывание и ослабление, таким образом, симптоматического, т. е. проблемного поведения членов семьи.
Терапевтическая работа, как и любая коррекция, может проводиться в двух формах: индивидуальной и групповой. Эти формы работы могут быть представлены соответственно 1) консультативной или психотерапевтической беседой; 2) родительскими группами; а также альтернативной формой 3) коррекцией детско-родительских и семейных отношений, когда в процессе коррекции принимает участие вся семья.
Обычно индивидуальная работа строится в виде консультативной или психотерапевтической беседы, в соответствии с правилами ведения беседы (в форме «ведения случая»).
Руководство родительскими группами ставит своей целью улучшение детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями базовых фактов развития ребенка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений. Руководство родительскими группами может осуществляться в форме консультирования по частным проблемам, а также в форме специального родительского тренинга. В случае необходимости могут быть рекомендованы занятия в психотерапевтических группах для решения психологических проблем самих родителей, проведение которых получило широкое распространение в рамках семейного консультирования.
Консультирование по частным проблемам ставит задачей улучшение детско-родительских отношений на основе обсуждения общих для членов группы конфликтных ситуаций и фокусирование на моделях приспособления к реальным конфликтам, без подробного анализа лежащих в их основе психологических причин. Специальное обучение родителей (родительский тренинг) преследует цель повышения сенситивности родителей к чувствам и переживаниям детей на основе понимания скрытого значения их поведения. Причинами неадекватных детско-родительских отношений могут быть усвоенные в детстве ошибочные стереотипы воспитания, а также субкультурные нормы и ошибочные установки малых социальных групп.
Ниже представлено описание программы формирования способов и навыков конгруэнтной коммуникации.
1. «Семейная фотография». Эта техника используется для работы с любой семьей, члены которой могут вербально общаться. Применяется для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений.
На основе данной техники можно проанализировать влияние прошлого семьи на ее настоящее. Эта техника поощряет членов семьи подвергать сомнению семейные мифы, правила, системы верований и роли, которые они играют.
Методика используется для диагностики и коррекции семейных взаимоотношений.
Психолог просит каждого члена семьи принести определенное количество семейных фотографий, которые могут сказать нечто существенное о взаимоотношениях в семье. Число фотографий ограничено. По поводу отбора фотографий инструкция не дается. Если обсуждаются взаимоотношения в многопоколенной семье, тогда количество фотографий увеличивается.
На следующей встрече обсуждается главная тема взаимоотношений в семье. Каждому члену семьи уделяется до 15 мин, во время которых он представляет выбранные им фотографии и рассказывает, почему именно они были им выбраны, какое значение имеют они для него и какие чувства вызывают.
Таким образом, обсуждается содержание каждой фотографии и рассматривается, насколько близки друг к другу изображенные на них члены семьи, уровень формальности во взаимоотношениях между ними, а также присутствие, или отсутствие тех или иных родственников на снимке.
Психолог задает вопросы о людях и местах, изображенных на фотографии, об общем настроении, атмосфере, царившей на снимке. Предлагаются примерно следующие вопросы: «Кто эти люди на фотографиях?»; «Помните ли вы, что происходило во время съемки?»; «Какие чувства вызывало совместное времяпрепровождение в кругу семьи в этот день?»; «Кто делал этот снимок?»; «Что случилось после того, как фотограф щелкнул объективом фотоаппарата?», «Расскажите, пожалуйста, об этой комнате»; «Почему люди одеты именно так, а не иначе?»
После того как член семьи закончил представление принесенных им фотографий, других членов семьи просят задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях во время показа, что помогает открыть новые перспективы внутрисемейного поведения. Просмотр фотографий может продолжаться в течение нескольких встреч. Это упражнение интересно, не вызывает тревожности и служит целям стимулирования воспоминаний, вытесненного эмоционального опыта и эмоциональных переживаний. Во время обсуждения психологом анализируются такие специфические области внутрисемейных взаимоотношений, как власть, зависимость, близость, тревожность, мужские и женские роли членов семьи.
2. «Семейный ритуал». Методика относится к структурным методикам психокоррекционной работы в семейных отношениях.
Структурные методики особенно важны и применяются на начальных стадиях коррекционной работы.
Психолог дает клиентам знать, что он их, слышит, понимает и ценит самих по себе, что они самоценны и самодостаточны. Структурные методики используются для решения следующих задач:
Создание движения. Клиенты чувствуют, что они «застряли» в их реальной актуальной ситуации и не знают, как из нее выбраться. Структурные ходы немедленно вызывают изменение ситуации. Это поощряет клиента к дальнейшему движению. Освобождение ребенка от родительской роли может создать пространство для родителя и стимулировать его движение к большей компетентности, принятия на себя родительской роли.
Изменение перспектив. Играя новые роли, клиенты занимают новую позицию в семейной системе, начинают следовать новым правилам. Это стимулирует их к тому, чтобы смотреть на вещи с иной точки зрения и находить новые смыслы для старых фактов.
Перераспределение власти. Присоединяясь к различным субсистемам, психолог может увеличить значимость одного родственника для другого, преодолеть неравенство или разрушить тупики, к которым привела конфронтация. Поддержка родителей в их роли создателей семейных правил и поддержка детей в их потребности уважения и большей ответственности могут выступить в качестве примера подобных альянсов.
Разрушение коалиций. Иногда двое или большее число людей объединяются для того, чтобы противостоять третьим. Например, один из родителей и ребенок объединяются для противостояния другому родителю. В данном случае необходимо сделать все возможное для того, чтобы разрушить данный альянс, прекратить вмешательство ребенка в дела родителей.
Формирование новых альянсов. Клиентам можно помочь в их усилиях, направленных на объединение и совместную деятельность. Например, родителям помогают достичь соглашения по поводу их родительской позиции и выполнения его на практике.
Открытие новых сторон своей личности. Изменяя свое место в системе внутрисемейных взаимодействий, люди получают возможность попробовать новые поведенческие образцы и открыть новые стороны своей личности.
Нормализация опыта нахождения в определенной позиции. Иногда люди рассматривают самих себя как плохих, не имеющих ценностей, бессильных только потому, что занимают определенное место в системе.
Психолог может сказать: «Если бы я находился на вашем месте, я бы тоже был подавлен» или «Люди в положении, подобном вашему, обычно чувствуют и делают то же самое».
Изменение смысла нахождения в определенной позиции. Один из клиентов жалуется на неудобство быть старшим ребенком в семье. Реплика психолога: «Да, в этом есть своя правда. Именно так случается с большинством старших детей. Но если взглянуть на ситуацию с другой стороны, можно сказать, что старшие дети получают в своей семье хорошую подготовку для того, чтобы быть лидерами и чтобы другие смотрели на них снизу вверх».
Изменение семейной системы, в результате работы с одним из ее членов. Если верно предположение о том, что изменение одним человеком своего положения в системе приводит к тому, что вся система должна к этому изменению приспособиться, то в таком случае психолог может способствовать изменению семейной системы, поддержав изменение положения одного из ее членов.
Одним из методов осуществления структурных изменений в семейной системе является метод «семейный ритуал». Это методика, призванная изменить правила существующей семейной игры с помощью изменения структуры семьи и устойчивых способов взаимодействия в ней.
1.Черников А.В. «Семейная психотерапия»
2.Абрамова Г.С. Возрастная психология
3.Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология
4.Райдовский Д.Я. Диагностика семьи: методики и тесты
5.Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии
6. А.А. Осинова «Общая психокоррекция»
7. X. Джайнотт «Основы возрастно-психологического консультирования».
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Актуальность проблемы семьи и внутрисемейных отношений. Основные стадии становления молодой семьи, взаимоотношения супругов с родителями и старшим поколением. Психологические аспекты налаживания взаимопонимания с родителями своего избранника (избранницы).
реферат [26,2 K], добавлен 30.01.2011
Определение понятия «семья», ее функции, структура и динамика. Исследование состояния проблемы внутрисемейных и супружеских отношений в современной научной и популярной литературе. Межличностные отношения в семье как предмет изучения в психологии.
курсовая работа [349,1 K], добавлен 19.03.2011
Функциональная структура семьи, стадии и динамика ее развития. Профили брака на моделях коммуникативных отношений; формирование личности в семье. Условия благополучия семьи; причины, мотивации и модели поведения супругов во внутрисемейных конфликтах.
презентация [460,6 K], добавлен 04.04.2014
Основные этапы развития науки о семье, психологические изменения семьи и национальные особенности семейных отношений в России. Анализ современных исследований семейно-брачных отношений: психология, структура, функции. Конфликты семьи и воспитание детей.
шпаргалка [89,6 K], добавлен 02.07.2011
Психологические особенности младшего школьного возраста. Влияние семьи на развитие ребенка. Психологические опасности, подстерегающие одинокую мать. Экспериментальное исследование сферы межличностных отношений младших школьников из неполных семей.
дипломная работа [1,2 M], добавлен 26.08.2011