можно ли заниматься любовью до свадьбы

Почему интимная жизнь до брака — это грех?

Диа­кон Арте­мий Сильвестров

Для любо­го чело­ве­ка про­бле­мы, свя­зан­ные с его пло­тью, в том чис­ле и его плот­ски­ми жела­ни­я­ми (а если выра­жать­ся язы­ком пра­во­слав­ной аске­ти­ки – плот­ски­ми похо­те­ни­я­ми), все­гда были вопро­са­ми чрез­вы­чай­ной важ­но­сти. Осо­бен­но это акту­аль­но в наши дни, когда моло­дые люди, при­хо­дя­щие в Цер­ковь, ста­но­вят­ся перед фак­том 7‑й запо­ве­ди, кото­рая запре­ща­ет т. н. «сво­бод­ные отно­ше­ния» и сек­су­аль­ную связь до вступ­ле­ния в брак.

Послед­нее в совре­мен­ном мире, увы, явля­ет­ся нор­мой и, в опре­де­лен­ной сте­пе­ни, даже неко­то­рым «досто­ин­ством» моло­дых людей, пред­ме­том хва­стов­ства и зало­гом неко­ей успеш­но­сти и ува­же­ния. В свя­зи с этим, перед нами, пра­во­слав­ны­ми апо­ло­ге­та­ми сто­ит очень серьез­ная зада­ча со всей оче­вид­но­стью рас­крыть этот вопрос и пока­зать, что грех про­тив 7‑й запо­ве­ди – есть имен­но грех, т. е. рана, нано­си­мая чело­ве­ку само­му себе и тер­за­ю­щая его.

К сожа­ле­нию, по сей день «пра­во­слав­ные пси­хо­ло­ги» (сре­ди кото­рых пре­об­ла­да­ют жен­щи­ны пожи­ло­го воз­рас­та, как пра­ви­ло, не име­ю­щие ника­ких бого­слов­ских зна­ний) в мен­тор­ской тональ­но­сти наста­и­ва­ют, мол, «нель­зя», «грязь», «Бог не велит», при этом не ста­ра­ясь даже для себя как-то разъ­яс­нить этот вопрос. Каза­лось бы – да что тут разъ­яс­нять – в Биб­лии напи­са­но «Не пре­лю­бо­дей­ствуй» — все, ясно. Какие могут быть вопро­сы? Ска­за­но – испол­няй. Одна­ко, с такой псев­до­пе­да­го­ги­че­ской пози­ци­ей мы согла­сить­ся не можем. Очень важ­ное усло­вие имен­но пра­во­слав­ной духов­но­сти (в отли­чие от марк­сист­ско-ленин­ской тео­рий) – она немыс­ли­ма без дара рас­суж­де­ния. При­ня­тие имен­но пра­во­слав­ной веры по-насто­я­ще­му невоз­мож­но без глу­бо­ко­го пони­ма­ния (кото­рое может быть обра­ще­но и в про­ек­цию, т. е. жела­ния понять) всех истин пра­во­слав­но­го веро­уче­ния. Если же какой-то аспект пра­во­слав­но­го веро­уче­ния чело­ве­ку неясен (при этом дан­ная неяс­ность рож­да­ет неко­то­рое сму­ще­ние), то со сто­ро­ны пра­во­слав­ных мис­си­о­не­ров этот аспект тре­бу­ет деталь­ней­ше­го раз­бо­ра и разъ­яс­не­ния! Повто­рюсь — каче­ствен­ное (а не фор­маль­ное) при­ня­тие Пра­во­слав­ной веры воз­мож­но толь­ко при глу­бо­ком и серьез­ном отно­ше­нии со сто­ро­ны при­ни­ма­ю­ще­го. Такое при­ня­тие хри­сти­ан­ства и каче­ствен­ное вос­пи­та­ние в осно­вах хри­сти­ан­ской веры дает залог того, что моло­дой чело­век или девуш­ка после окон­ча­ния пра­во­слав­ной гим­на­зии, достиг­нув воз­рас­та 16-лет, не уйдут «на стра­ну дале­че» из кото­рой вер­нут­ся или нет – неизвестно.

Пер­вое что нуж­но отме­тить, «тело» и «плоть» с точ­ки зре­ния пра­во­слав­ной антро­по­ло­гии – не одно и то же (хотя в Свя­щен­ном Писа­нии оба эти тер­ми­на не все­гда, но пери­о­ди­че­ски упо­треб­ля­ют­ся, как сино­ни­мы, что вся­кий раз тре­бу­ет обра­ще­ния к ори­ги­наль­но­му язы­ку напи­са­ния Свя­щен­ных книг). Под «телом» пони­ма­ет­ся физи­че­ская мате­ри­аль­ная обо­лоч­ка чело­ве­ка, т. е. соб­ствен­но тело. А плоть – это некая грань или часть тела и одно­вре­мен­но это сфе­ра души (не путать с духом) или серд­ца, в смыс­ле источ­ни­ка всех вожде­ле­ний, эмо­ций, чувств, настро­е­ний, устрем­ле­ний! Мож­но ска­зать, что плоть – это погра­нич­ная зона меж­ду телом и душой. Отсю­да и тер­мин – «плот­ские грехи».

При этом нуж­но под­черк­нуть, что чело­век, при­ни­ма­ю­щий пра­во­слав­ное веро­ис­по­ве­да­ние, дол­жен при­ни­мать и пони­мать тот факт, что одним из послед­ствий гре­ха Ада­ма и Евы ста­ла повре­жден­ная, иска­жен­ная при­ро­да всех их потом­ков, т. е. всех людей. Это повре­жде­ние, в част­но­сти, явля­ет себя в том, что состав­ля­ю­щие чело­ве­че­ской при­ро­ды (соглас­но тра­ди­ци­он­но хри­сти­ан­ским пред­став­ле­ни­ям) дух, душа и тело име­ют как бы «авто­ном­ную» волю и «авто­ном­ное» дей­ствие. Они не суще­ству­ют в гар­мо­нии, они не дей­ству­ют согла­со­ван­но. Но, одно­вре­мен­но с этим, сии три реа­лии тес­но свя­за­ны друг с дру­гом, они неот­де­ли­мы друг от дру­га и даже, более того – име­ют смеж­ные обла­сти дей­ствий и вза­им­но вли­я­ют друг на друга.

Каж­дый из нас вни­ма­тель­но наблю­дая за собой, может отме­тить, что все внеш­ние впе­чат­ле­ния – все, чего при­ка­са­ют­ся наши руки или наш взгляд тем или иным обра­зом отра­жа­ют­ся в нашем созна­нии (уме, памя­ти, под­со­зна­нии, хотя послед­нее не столь оче­вид­но). И, наобо­рот – любое дви­же­ние моей души (мысль или вос­по­ми­на­ние) может почти на авто­ма­ти­че­ском уровне давать коман­ду телу про­яв­лять себя соот­вет­ству­ю­щим обра­зом. Как при­мер – когда чело­век вспо­ми­на­ет неко­то­рый непри­ят­ный слу­чай из его жиз­ни, сопря­жен­ный с кон­флик­том, то его «кровь вски­па­ет», дыха­ние уча­ща­ет­ся, мыш­цы напря­га­ют­ся, чело­век готов отра­жать напа­де­ние. Вот эта раз­дроб­лен­ность состав­ля­ю­щих чело­ве­че­ской при­ро­ды с одной сто­ро­ны и их глу­бо­кая вза­и­мо­связь с дру­гой – есть непре­лож­ный факт нашей жиз­ни нами наблю­да­е­мый! Все это я гово­рю к тому, что­бы высве­тить один очень важ­ный тезис – невоз­мож­но телес­но соеди­ня­ясь с гря­зью (в нрав­ствен­ном смыс­ле) сохра­нять душу в чисто­те. И наобо­рот – гряз­ные мыс­ли в душе выра­жа­ют­ся и в телес­ной сфе­ре чело­ве­ка – в том чис­ле и в обра­зе его действий.

Но есть нечто тре­тье, что сто­ит над душой и телом. В хри­сти­ан­ской тра­ди­ции это тре­тье име­ну­ет­ся духом (т. е. выс­шей сфе­рой ума – «разум» «рас­суж­де­ние»). Онто­ло­ги­че­ски это тре­тье (разум, рас­суж­де­ние) при­зва­но к кон­тро­лю над чело­ве­ком (и состав­ны­ми частя­ми его при­ро­ды – души и тела), пода­вая коман­ду воле к пре­кра­ще­нию неко­то­рых дей­ствий или, наобо­рот – к осу­ществ­ле­нию тако­вых. Одна­ко, не сто­ит забы­вать, что дух (разум, рас­суж­де­ние) – это тоже часть чело­ве­ка, такая же, как тело и душа, т. е. име­ю­щая такую же сте­пень повре­жден­но­сти. Более того, будучи самой слож­ной сфе­рой чело­ве­че­ско­го есте­ства дух (разум, рас­суж­де­ние) тре­бу­ет и осо­бо­го вос­пи­та­ния и осо­бо­го содер­жа­ния. Это содер­жа­ние име­ну­ет­ся духов­но­стью, и имен­но оно опре­де­ля­ет пони­ма­ние конеч­ной цели жиз­ни кон­крет­но­го чело­ве­ка. Нали­чие это­го содер­жа­ния (духов­но­го и рас­су­ди­тель­но­го чув­ства) обу­слов­ли­ва­ет мощ­ный нрав­ствен­ный «стер­жень», нали­че­ству­ю­щий в чело­ве­ке, одна­ко отсут­ствие духов­но­го содер­жа­ния дела­ет дух (разум) бес­по­мощ­ным, инфан­тиль­ным и неспо­соб­ным осу­ществ­лять те кон­троль­ные функ­ции, кото­рые на него воз­ло­же­ны. Более того, ору­ди­ем тех или иных чело­ве­че­ских дей­ствий (вклю­чая и фак­то­ры внут­рен­них пере­мен) явля­ет­ся воля. И это ору­дие (воля) может быть пораженным.

Теперь пого­во­рим о гря­зи. Суще­ству­ет глу­бо­ко ере­ти­че­ская, даже нехри­сти­ан­ская мысль о том, что сами по себе супру­же­ские отно­ше­ния (в смыс­ле сек­су­аль­ные отно­ше­ния) есть нечто недолж­ное, гряз­ное и гре­хов­ное. Это не так. В Свя­щен­ном Писа­нии мы чита­ем: «И бла­го­сло­вил их Бог, и ска­зал им Бог: пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь, и напол­няй­те зем­лю, и обла­дай­те ею» ( Быт. I: 28 ). Абсо­лют­но несо­сто­я­тель­ны измыш­ле­ния неко­то­рых риго­ри­стов, что сам «про­цесс раз­мно­же­ния» у пер­во­здан­ных людей про­ис­хо­дил неким духов­ным обра­зом! Ни в Свя­щен­ном Писа­нии, ни в сочи­не­ния отцов мы не нахо­дим ника­ких осно­ва­ний так счи­тать. Нуж­но при­знать, что в физи­че­ском смыс­ле та самая сфе­ра сек­су­аль­ных отно­ше­ний (выра­жа­ясь совре­мен­ным меди­цин­ским язы­ком) име­ла место у мужа и жены до грехопадения.

Что это зна­чит? Все что создал Бог – «доб­ро зело» (весь­ма хоро­шо), Бог не созда­вал зла в мире, Бог не созда­вал зла в чело­ве­ке! В пер­во­здан­ном Ада­ме – все доб­ро зело. В онто­ло­ги­че­ском смыс­ле зло не име­ет нача­ла в мире, зло есть нечто вто­рич­ное по отно­ше­нию к Божье­му тво­ре­нию, и нечто, несо­от­вет­ству­ю­щее пер­во­здан­но­му совер­шен­ству. Зло (или грех) – это болезнь, это откло­не­ние от пер­во­здан­ной чисто­ты, это извра­ще­ние Боже­ствен­ной люб­ви! В этом отно­ше­нии все то, с чем создан чело­век (сово­куп­ность всех функ­ций и качеств) – бла­го есть. Это каса­ет­ся и разу­ма и чув­ствен­но-эмо­ци­о­наль­ной сфе­ры. Это каса­ет­ся обла­стей позна­ва­тель­ной, эсте­ти­че­ской и твор­че­ской! Это каса­ет­ся духов­но­го и рели­ги­оз­но­го нача­ла в чело­ве­ке. Это же каса­ет­ся и сек­су­аль­ной сфе­ры чело­ве­ка (вижу умест­ным и целе­со­об­раз­ным исполь­зо­ва­ние это­го меди­цин­ско­го термина).

51‑е Апо­столь­ское пра­ви­ло гла­сит: «Если кто, епи­скоп, или пре­сви­тер, или диа­кон, или вооб­ще из свя­щен­но­го чина, уда­ля­ет­ся от бра­ка и мяса и вина, не ради подви­га воз­дер­жа­ния, но по при­чине гну­ше­ния, забыв, что все доб­ро зело, и что Бог, сози­дая чело­ве­ка, мужа и жену сотво­рил вме­сте и таким обра­зом кле­ве­щет на созда­ние: или да испра­вит­ся, или да будет извер­жен от свя­щен­но­го чина, и отвер­жен от церк­ви. Так же и миря­нин». Так же и пра­ви­ла 1, 4, 13 Ган­гр­ско­го Собо­ра (IV в.) пред­по­ла­га­ют стро­гие пре­ще­ния по отно­ше­нию к тем, кто гну­ша­ет­ся бра­ком, то есть отка­зы­ва­ет­ся от брач­ной жиз­ни не ради подви­га, а пото­му, что счи­та­ет брак недо­стой­ным хри­сти­а­ни­на. Это очень важ­ное сви­де­тель­ство Церк­ви и абсурд­но пред­по­ла­гать, что под «бра­ком» здесь име­ет­ся в виду какой-то «духов­ный союз»! Нет, под бра­ком здесь пони­ма­ют­ся все аспек­ты супру­же­ской жиз­ни, в том чис­ле и те, кото­рые могут при­ве­сти к дето­рож­де­нию. Мона­ше­ский путь – это путь осо­бый, путь сверхъ­есте­ствен­ный, это тот самый подвиг воз­дер­жа­ния, а не гну­ше­ние бра­ком! Брач­ный союз уста­нов­лен Богом, мона­ше­ство – чело­ве­че­ское уста­нов­ле­ние, как некое бла­го­че­сти­вое дерз­но­ве­ние быть выше, чем про­сто «чело­век»!

Из все­го выше­на­пи­сан­но­го мы видим, что не какая-то дан­ность чело­ве­ка гре­хов­на, а гре­хов­ным явля­ет­ся невер­ное ее упо­треб­ле­ние (зло­упо­треб­ле­ние). Свя­тые отцы (прп. Мак­сим Испо­вед­ник в част­но­сти) гово­рят о «свя­том гне­ве» и о «свя­той нена­ви­сти», как об ору­ди­ях, кото­ры­ми чело­век дол­жен отра­жать гре­хов­ные помыс­лы и бесов­ские нава­жде­ния. Ока­зы­ва­ет­ся, гнев и нена­висть – бого­з­дан­ные каче­ства чело­ве­ка, дру­гое дело что чело­век исполь­зу­ет их не по назна­че­нию – вме­сто того что­бы обру­ши­вать гнев на свои гре­хи он нена­ви­дит сво­их ближ­них. Имен­но это назы­ва­ет­ся гре­хом! В виду это­го гря­зью явля­ет­ся не сама сфе­ра сек­су­аль­ной жиз­ни чело­ве­ка (в закон­ном супру­же­стве осу­ществ­ля­е­мая), но непра­виль­ное, иска­жен­ное, извра­щен­ное исполь­зо­ва­ние этой сфе­ры – зло­упо­треб­ле­ние! Но, в этом отно­ше­нии грязь поло­вой жиз­ни не в боль­шей сте­пе­ни омер­зи­тель­ная, чем грязь духов­ная или религиозная!

Но вер­нем­ся к наше­му глав­но­му вопро­су – поче­му хри­сти­ан­ство наста­и­ва­ет на абсо­лют­ной моно­га­мии как на эта­лоне отно­ше­ний муж­чи­ны и жен­щи­ны? Для моло­до­го чело­ве­ка, вос­пи­тан­но­го без­ре­ли­ги­оз­ной либе­раль­ной эпо­хой, слож­но понять – какой уж такой грех уви­де­ли хри­сти­ане (и «их Бог», соот­вет­ствен­но) в сек­су­аль­ных отно­ше­ни­ях, кото­рые, может, совсем не под­ра­зу­ме­ва­ют брач­но­го сою­за до кон­ца дней сво­их? Ведь этим не совер­ша­ет­ся (как видит­ся моло­до­му чело­ве­ку) како­го-то явно­го зло­де­я­ния — это не убий­ство (наме­рен­ное лише­ние жиз­ни), не воров­ство (наме­рен­ное лише­ние иму­ще­ства), не оскорб­ле­ние! Те нега­тив­ные послед­ствия от «слу­чай­ных свя­зей», о кото­рых посто­ян­но кри­чат доб­ро­хо­ты от секспро­све­та, вполне пре­одо­ли­мы теми сред­ства­ми, кото­рые эти доб­ро­хо­ты актив­но навя­зы­ва­ют! Так в чем же тогда грех?

Дело в том, что в пони­ма­нии хри­сти­ан­ства гре­хом явля­ет­ся не толь­ко тот явный ущерб, кото­рый мы нанес­ли сво­и­ми дей­стви­я­ми окру­жа­ю­щим, но (и даже в первую оче­редь!) тот урон нашей душе, кото­рый после­до­вал в резуль­та­те совер­ше­ния како­го-то поступ­ка или даже допу­ще­ния какой-то мыс­ли. Выше мы гово­ри­ли о нали­чии в чело­ве­че­ском есте­стве трех состав­ля­ю­щих: духа, души и тела – их воле­вой авто­ном­но­сти и их обо­юд­ной зави­си­мо­сти друг от дру­га. Никто из разум­ных не будет отри­цать тот тезис, что насто­я­щим чело­ве­ком может быть назван толь­ко тот, кто спо­со­бен кон­тро­ли­ро­вать свои жела­ния, эмо­ции и вожде­ле­ния. Если же чело­век не спо­со­бен осу­ществ­лять этот кон­троль, и без­ро­пот­но ведом чув­ствен­ны­ми, вожде­ли­тель­ны­ми сфе­ра­ми, то сущ­ность тако­го чело­век бли­же к живот­но­му состо­я­нию! Живот­ным быть никто не хочет, отсю­да мы дела­ем вывод, что прин­цип осу­ществ­ле­ния кон­тро­ля разу­ма над эмо­ци­о­наль­ной сфе­рой – есть очень важ­ный и непре­лож­ный прин­цип. Усло­вия (насколь­ко это воз­мож­но) гар­мо­нич­но­го сосу­ще­ство­ва­ния духа-души и тела назы­ва­ет­ся цело­муд­ри­ем (целость муд­ро­сти). Все то, что спо­соб­но раз­ру­шить его долж­но отторгаться!

Любой грех раз­ру­ша­ет чело­ве­ка. Но сфе­ра поло­во­го вле­че­ния – есть очень мощ­ная чув­ствен­ная сила. Это функ­ция имен­но пло­ти (как сово­куп­но­сти вожде­ли­тель­ных качеств души и тела). Такая вожде­ли­тель­ная сила при­сут­ству­ет, воз­мож­но, и с той целью, что­бы люди про­дол­жа­ли испол­нять первую запо­ведь Божию («пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь»), в то вре­мя как, в резуль­та­те гре­хо­па­де­ния, рож­де­ние ребен­ка на свет сопря­же­но с вели­чай­ши­ми мука­ми жен­щи­ны. Но оче­вид­но самое важ­ное – сфе­ра поло­во­го вле­че­ния (и свя­зан­ные с ней жела­ния, эмо­ции и вожде­ле­ния) в мень­шей сте­пе­ни под­да­ет­ся кон­тро­лю и обуз­да­нию со сто­ро­ны разу­ма и духа! Вый­дя из-под кон­тро­ля, дан­ная сфе­ра может пре­вра­тить­ся в беше­ную страсть, кото­рая лиша­ет чело­ве­ка спо­соб­но­сти думать и оце­ни­вать ситу­а­цию даже на теку­щий момент! Иска­же­ние сек­су­аль­ной сфе­ры чело­ве­ка при­об­ре­ло осо­бо раз­ру­ши­тель­ный харак­тер. Вся­кий чело­век, кото­рый вни­ма­тель­но наблю­дал за собой – зна­ет эту под­вод­ную мину в самом себе! Даже в плане чисто прак­тич­ном (житей­ском) мы видим, как умней­шие (в свет­ском отно­ше­нии) люди, увле­ка­е­мые стра­стью любо­де­я­ния, совер­ша­ли безум­ней­шие поступ­ки, при­во­дя­щие, в конеч­ном ито­ге, к катастрофе.

Зада­ча чело­ве­ка – сохра­нить цело­муд­рие (т. е. гар­мо­нич­ное соот­но­ше­ние духа-души и тела). Сфе­ра поло­во­го вле­че­ния может очень лег­ко и быст­ро раз­ру­шить эту дра­го­цен­ность! И Богом бла­го­сло­вен­ный моно­гам­ный брак мини­ми­зи­ру­ет этот риск, хотя и не исклю­ча­ет его. Поэто­му цер­ков­ная дис­ци­пли­на (чере­до­ва­ние постов) пред­по­ла­га­ет дни и пери­о­ды, когда супру­ги по обо­юд­но­му согла­сию воз­дер­жи­ва­ют­ся от супру­же­ско­го ложа, что­бы вос­пи­тать в себе это чув­ство, что­бы хоро­ший пес (в смыс­ле инстинкт) знал свое место! Богом бла­го­сло­вен­ный брак поз­во­ля­ет сохра­нить цело­муд­рие, не воло­чить­ся на пово­ду жела­ний, эмо­ций и вожде­ле­ний. В нрав­ствен­ном же плане брак, кото­рый, ко все­му про­че­му, сво­им след­стви­ем име­ет и рож­де­ние детей, науча­ет жерт­вен­но­сти и тер­пе­нию, кото­рые сами по себе отсут­ству­ют, если чело­век ведет раз­нуз­дан­ную поло­вую жизнь!

Нуж­но обо­зна­чить еще один очень важ­ный момент. Мы гово­ри­ли о том, что дух, душа и тело, будучи авто­ном­ны­ми, одна­ко же, сопря­же­ны и обо­юд­но вли­я­ют друг на дру­га! Дело в том, что соеди­не­ние про­ис­хо­дит не толь­ко меж­ду частя­ми чело­ве­че­ско­го есте­ства, но и меж­ду людь­ми! Любое физи­че­ское сопри­кос­но­ве­ние с чело­ве­ком не оста­ет­ся толь­ко физи­че­ским, оно опре­де­лен­ным обра­зом отоб­ра­жа­ет­ся в душе, а ино­гда и в духе. Даже столк­нув­шись с чело­ве­ком взгля­дом, мы соеди­ня­ем­ся с ним душев­но, руко­по­жа­тие рож­да­ет опре­де­лен­ное душев­ное соеди­не­ние. Интим­ные отно­ше­ния в этом смыс­ле есть самое тес­ней­шее соеди­не­ние меж­ду дву­мя взрос­лы­ми людь­ми в плане физи­че­ском, кото­рое, соот­вет­ствен­но, рож­да­ют бес­пре­це­дент­ную онто­ло­ги­че­скую бли­зость и в плане душев­ном и даже – в плане духов­ном.

А теперь пред­ста­вим, что это тес­ней­шее телес­но-духов­ное соеди­не­ние про­изо­шло по при­чине сен­ти­мен­таль­ной под­рост­ко­вой влюб­лен­но­сти или в резуль­та­те какой-то сомни­тель­ной интриж­ки и люди, участ­ву­ю­щие в этом «соеди­не­нии», совсем не ста­вят в каче­стве цели веч­ный союз мужа и жены. В таком слу­чае – раз­рыв неиз­бе­жен. Но раз­рыв – это не ска­зать «Пока», рас­ста­ва­ние под­ра­зу­ме­ва­ет имен­но раз­рыв этой тес­ней­шей душев­ной свя­зи, что, несо­мнен­но, нано­сит колос­саль­ную рану душе чело­ве­ка! Здесь я гово­рю даже не об эмо­ци­о­наль­ных пере­жи­ва­ни­ях («Он меня бро­сил») – про­ис­хо­дит раз­рыв онто­ло­ги­че­ско­го един­ства. Из опы­та мате­ри­аль­но­го мира мы зна­ем, что если с неко­ей мате­ри­ей (допу­стим с плат­ком) обой­тись очень гру­бо (силь­но дер­нуть) – она порвет­ся и вос­ста­но­вить былую целост­ность будет не так про­сто. Если ее рвать посто­ян­но – то зашить будет уже невоз­мож­но и мате­рия поте­ря­ет свое пер­во­на­чаль­ную функ­ци­о­наль­ность (и исполь­зо­вать пла­ток мож­но будет толь­ко в каче­стве поло­вой тряп­ки). Имен­но это и про­ис­хо­дит с людь­ми, всту­па­ю­щи­ми в интим­ные отно­ше­ния вне Богом уста­нов­лен­но­го брака.

Блуд пото­му и назы­ва­ет­ся тяж­ким гре­хом, что чело­век, совер­ша­ю­щий дан­ный посту­пок тра­тит Богом даро­ван­ный талант люб­ви, неж­но­сти, забо­ты, иных при­род­ных свойств, т. е. сово­куп­но­сти всех тех духов­но-душев­ных качеств, кото­рые нераз­рыв­но свя­за­ны с телес­ны­ми дей­стви­я­ми чело­ве­ка не по назна­че­нию! Когда чело­век ведет блуд­ный образ жиз­ни (т. е. регу­ляр­но всту­па­ет в интим­ные свя­зи), то он при­об­ре­та­ет соот­вет­ству­ю­щий «гре­хов­ный навык» – опыт доми­ни­ро­ва­ния сво­их эмо­ций, чувств и вожде­ле­ний над духов­ным и умным нача­лом. Послед­нее погру­жа­ет­ся в такой глу­бо­кий сон, что раз­бу­дить его сто­ит боль­ших тру­дов. Если чело­век посто­ян­но «рвет» свою душу непре­рыв­ны­ми соединениями/разрывами, то его живая душа атро­фи­ру­ет­ся и ста­но­вит­ся невос­при­им­чи­ва к чему-то живо­му — она бес­чув­ствен­на, гру­ба, она не зна­ет люб­ви! И, нако­нец, блу­дя­щий чело­век при­об­ре­та­ет опыт отно­ше­ния к лицам про­ти­во­по­ло­жен­но­го пола исклю­чи­тель­но потребительский.

В моло­деж­ной сре­де при­ня­то хва­стать­ся сво­и­ми блуд­ны­ми «побе­да­ми» и «опы­том» в этой сфе­ре. Одна­ко из при­ве­ден­но­го выше мате­ри­а­ла со всей оче­вид­но­стью мы видим, что блуд­ник – это кале­ка, инва­лид. Это чело­век, по-насто­я­ще­му не спо­соб­ный создать пол­но­цен­ную семью. Во-пер­вых, он раз­вра­щен, т. е. вожде­ле­ния (помно­жен­ные на «бога­тый опыт») вла­чат за собой разум и волю, во-вто­рых, он не спо­со­бен по-насто­я­ще­му любить и ценить свою вто­рую поло­ви­ну и радо­вать­ся ей: все сожже­но. В‑третьих, этот чело­век не уме­ет тер­петь и жерт­во­вать – он при­вык толь­ко пользоваться!

Цер­ков­ная прак­ти­ка зна­ет, что пре­одо­ле­ние это­го нрав­ствен­но­го раз­ру­ше­ния, про­изо­шед­ше­го вслед­ствие блуд­ной жиз­ни, вос­ста­нов­ле­ние цело­муд­рия – это путь очень дол­гий и очень тяже­лый. Пре­по­доб­ная Мария Еги­пет­ская, под­ви­за­ясь в пустыне, спа­ла на голой зем­ле, но не мог­ла отде­лать­ся от ощу­ще­ния, что нежит­ся в мяг­ких посте­лях Алек­сан­дрий­ских бога­тых домов, она пила горь­кую воду, а ей вспо­ми­нал­ся вкус вина. В этом отно­ше­нии свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов гово­рит: «Грех блу­да име­ет то свой­ство, что соеди­ня­ет два тела, хотя и неза­кон­но, в одно тело: по этой при­чине, хотя он про­ща­ет­ся немед­лен­но после рас­ка­я­ния в нем и испо­ве­ди его, при непре­мен­ном усло­вии, чтоб пока­яв­ший­ся оста­вил его, но очи­ще­ние и истрезв­ле­ние тела и души от блуд­но­го гре­ха тре­бу­ет про­дол­жи­тель­но­го вре­ме­ни, что­бы связь и еди­не­ние, уста­но­вив­ши­е­ся меж­ду тела­ми, наса­див­ши­е­ся в серд­це, зара­зив­шие душу, извет­ша­лись и уни­что­жи­лись» (свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов, 38, 288).

Из все­го выше­из­ло­жен­но­го хоро­шо вид­но, что 7‑я запо­ведь, пове­ле­ва­ю­щая не всту­пать в близ­кие отно­ше­ния, нахо­дясь вне бра­ка, не есть про­сто «при­хоть цер­ков­ни­ков», не есть даже в свет­ском пони­ма­нии мораль или сфе­ра обще­ствен­ных нра­вов. Гос­подь Бог, име­ю­щий вели­кую любовь к людям, пре­ду­пре­жда­ет каж­до­го из нас – не рас­тра­чи­вай Богом дан­ные дары люб­ви, неж­но­сти, забо­ты впу­стую! Не раз­вра­щай свою душу, не уби­вай чувств, не раз­бра­сы­вай­ся собой во все сто­ро­ны. Но сохра­ни этот дра­го­цен­ный сосуд для той един­ствен­ной (или того един­ствен­но­го), с кем твоя жизнь будет насто­я­щей доро­гой в Цар­ствие Небесное!

Источник

«Быть девственницей до свадьбы не позор, а гордость»: что можно и чего нельзя до замужества

можно ли заниматься любовью до свадьбы. Смотреть фото можно ли заниматься любовью до свадьбы. Смотреть картинку можно ли заниматься любовью до свадьбы. Картинка про можно ли заниматься любовью до свадьбы. Фото можно ли заниматься любовью до свадьбы

— Только после свадьбы! – эту фразу слышали многие мужчины и даже женщины. А знаете ли вы, что для мусульман добрачные отношения недопустимы? Решила на этот раз рассказать, что нам можно и чего нельзя до свадьбы.

1) Нельзя иметь близость до замужества/женитьбы

— Ты должна беречь себя ради будущего мужа, — эти слова мне папа не раз говорил, когда я росла. Он оказался прав. Это не какие-то пережитки прошлого, традиции наших прабабушек. Быть чистой, когда ты вступаешь в брак, – настоящее счастье. Ты принадлежишь только одному человеку, не сравниваешь его с кем-то, осознаёшь, что действительно означает «первая брачная ночь».

Сейчас почему-то считается, что если ты ещё девственница, то значит ты непривлекательная и никому не нужна. Да и как вообще можешь жить без секса? Без него же никуда… Но на самом деле девственность, если ты ещё не вышла замуж, гордость, а не позор.

Навязывание интимных отношений до брака происходит ещё в школе. «У меня уже было два мальчика, а ты так и ходишь одна?» Или влюбляется школьница, например, в старшеклассника, влюбляется всем сердцем, готова ради него на всё, во всём ему подчиняется. Ведь она убеждена, что первая любовь – судьба. Он принимает её любовь, но к семье не готов, впереди учёба в университете, да и вообще – не нагулялся. Я мало знаю людей, которые доводят до свадьбы свои школьные интриги. Итог таких отношений для девушки – разбитое сердце, душевная боль, разочарование в мужчинах, в отношениях. Воспоминание о том, кто так много дал надежд, а потом ушёл в закат, останутся на всю жизнь. И это ещё лучший исход этой печальной любви. Бывает и ранняя беременность или её прерывание.

Ну, допустим, в школе тебе было не до отношений, маленькая ещё была. Зато сейчас 25, а мужчины ещё не было, значит, ты старая дева. А если ты мужчина и никогда не было женщин, значит, проблемы со здоровьем.

Когда за плечами большой опыт в отношениях, волей-неволей сравниваешь своего мужа или жену с бывшими. Иногда чтобы это преодолеть, приходится даже пользоваться помощью психолога. А ещё из-за беспорядочной половой жизни можно подхватить венерическое заболевание…

Институт семьи очень важен для мусульман. Девочки берегут себя, свою женскую силу для того, кто правда станет мужем, а не будет пускать пыль в глаза. Когда ты первая у него, а он первый у тебя, вы будете привязаны друг к другу всем сердцем.

2) Нельзя целоваться и обниматься до свадьбы

Если нельзя иметь половую близость до замужества, то, естественно, что поцелуи и объятия, которые могут привести к связи, тоже под запретом. Знаю много пар, которые, будучи помолвленными, не позволяли до свадьбы себе даже коснуться друг друга и взяться за руки. Мне кажется, это в первую очередь уважение к женщине. Она чувствует себя жемчужиной, желанной, но недоступной. Её надо добиваться и не через постель, а совсем другими методами. Ну. как принцессу.

3) До свадьбы мужчина или его представители могут увидеть невесту без платка

В предыдущих статьях я рассказывала, что значит платок для мусульманки. Девушка, которая надела его, может снимать хиджаб только перед женщинами, подругами, родителями, близкими родственниками, мужем и близкими родственниками мужа.

Казалось бы, жених ещё не муж, значит, ему тоже нельзя смотреть на неё без платка! Как же тогда он выберет свою супругу? Женщина в хиджабе и без него – совершенно два разных человека.

— Наш пророк Мухаммад сказал: «Когда кто-нибудь из вас сватается к женщине, и если он может посмотреть на то, что вдохновит его на женитьбу, то пусть сделает это». Ведь у мусульман выбор супруги(а) считается одним самых важных поступков в жизни. От благонравия, крепости веры и взаимной любви супругов зависит их жизнь и благополучие всей семьи. Поэтому и подход должен быть соответствующий. У разных народов существуют целые ритуалы, традиции, именуемые смотринами, где жениху предоставляется возможность увидеть свою будущую жену без покрывала. Родственники девушки могут показать фотографию невесты или пригласить жениха (его маму, сестру) и позволить увидеть ее со стороны и т. д. Способы разнятся в зависимости от сложившихся традиций определенного народа. Важно понимать, что девушка не должна знать об этой «процедуре». Это дает возможность исключить чрезмерное приукрашивание себя, а также, в случае если она придется не по душе жениху, избежать огорчения и душевной травмы, — рассказывает руководитель воспитательного отдела при ДУМ РК Марьям Ковалева.

Слышала о курьёзном случае, который произошёл в Саудовской Аравии, когда муж решил развестись с женой сразу после свадьбы, потому что она очень сильно красилась до брака и когда сняла свой макияж после церемонии, он увидел, что она далеко не красавица, как казалась. Конечно же, так изменять свою внешность, желая обмануть будущего мужа, недопустимо.

4) Девушка-мусульманка не может выйти замуж за христианина

Помните сериал «Клон»? В нём главная героиня Жади из Марокко хотела выйти замуж за бразильца Лукаса. И вот никак не получалось у них пожениться, потому что Жади – мусульманка, а Лукас – христианин.

Мусульманин может жениться и на христианке, и на иудейке, а вот мусульманка только на «своём». Почему? Дело в том, что в исламе мужчина — глава семьи. Жена должна следовать за ним во всём, но слушаться человека, чье мировоззрение в корне отличается от твоего, невероятно трудно, а зачастую и невозможно.

— По исламу муж-мусульманин не имеет права запрещать жене-христианке жить по своим традициям, чтить свою веру, ходить в церковь, — говорит Марьям Ковалева. — Она может ставить дома иконы и молиться. Он не должен насаждать свою религию, а лишь увещевать, наставлять с любовью и пониманием. Но будет ли разрешать жене-мусульманке ходить в мечеть и носить платок муж другой религии? Не факт и тогда будут ущемляться права женщины. Тогда как мусульманин не имеет права это делать.

5) Сначала мусульманский брак скрепляется перед Богом и уже потом в ЗАГСе

В исламе есть обряд аналогичный венчанию, называется никях. Он происходит при свидетелях и родственниках, чаще всего в мечети. Пара перед Богом обязуется взять друг друга в жёны, быть хорошими мужем и женой, заботиться друг о друге. Можно сказать, что никях — получение благословения от Всевышнего.

6) Разводиться можно

Конечно, доводить отношения до развода крайне нежелательно. Но в жизни бывает всякое и иногда приходится рвать в корне отношения. Если пара официально зарегистрировала свои отношения в ЗАГСе, то развод проходит по законам РФ.

В следующий раз я расскажу, где же знакомятся мусульманки с будущими мужьями и как развиваются их отношения до свадьбы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *