mqa декодер что такое
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
ЗВУКОМАНИЯ
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
Формат MQA — что это такое и зачем он нужен?
Формат MQA — что это такое и зачем он нужен?
Что такое формат MQA? Когда будет статья про MQA? Меня постоянно об этом формате спрашивают и вот я не выдержал и «насобирал» про него «интересности». В общем читайте ниже.
Формат MQA — что это такое и зачем он нужен?
MQA был разработан в 2014 году соучредителем Meridian Audio — Бобом Стюартом в сотрудничестве с британским математиком Питером Крейвеном. С тех пор MQA выделился из Meridian, чтобы стать самостоятельной компанией. Но теперь отдельная компания, которая по существу, выпускает технологию кодеков, упаковывая музыкальные файлы студийного качества в меньшие размеры, которые легче транслировать и загружать — без огромной пропускной способности.
тидал
Tidal говорит, что MQA (Master Quality Authenticated) позволяет передавать песни своим подписчикам точно, как они были записаны в студии — независимо от размера разрешения.
С тех пор, как MQA был выпущен, этот формат обсуждался на разных звуковых сайтах и аудиофильских форумах в течение последних нескольких лет.
Как и многие другие новые «форматы», которые выходили, у аудиофилов и меломанов возникло много вопросов о формате MQA.
Что такое MQA?
Но прежде чем мы ответим на разные вопросы об этом новом формате, давайте подробнее рассмотрим MQA что это такое?
На сайте MQA описывают как (дословный перевод): «революционную сквозную технологию, которая обеспечивает звук мастер-качества в файле, который достаточно мал для потоковой передачи или загрузки. Более того, он обратно совместим, поэтому будет воспроизводиться на любом устройстве. И поскольку он полностью аутентифицирован, вы можете быть уверены, что слушаете именно то, что звукорежиссер сделал в студии».
Вот посмотрите на поток MQA Process от оригинального до воспроизведения на их веб-сайте.
Как воспроизвести файл MQA?
Чтобы воспроизвести файл MQA, необходимо оборудовать совместимый ЦАП. Это может быть приложение для Windows или Mac OS (Audirvana совместимо), компьютер, связанный с USB DAC или аудиофильский проигрыватель, приложение воспроизведения которого поддерживает формат MQA. Это касается аудиофильских музыкальных плееров от Pioneer и Onkyo. Кроме того, технология MQA позволяет считывать файл MQA любым читателем, способным декодировать FLAC-файл. Затем мы получаем прослушивание, близкое к качеству компакт-диска (с 13 декодированными битами вместо 16). В этом отношении MQA похож на HDCD.
Как работает сжатие MQA?
Чтобы уменьшить размер файла MQA намного выше текущих сжатий (FLAC и ALAC), ЦАП должен выбрать так называемое сжатие с потерями. Исходный поток (24/96, 24/192 …) видит, что его выборка уменьшена до 48 кГц и ее квантование до 17 бит. Однако это сокращение является сложным, поскольку первые 13 квантов сжимаются без потерь, а следующие 4 ухудшаются.
ЦАП на 9038Pro Audiophile V2 обзор
Другими словами, файл MQA содержит ядро цифровых аудиоданных без потерь (13 бит / 48 кГц) и метаданные с потерями (4 бит / 48 кГц). Они используются во время воспроизведения для восстановления потока 24 бит / 96 кГц. Таким образом, кодек MQA довольно близок к LDAC, разработанному Sony, для беспроводной передачи Bluetooth HD.
Прямо и просто, правильно?! И да и нет.
Для тех, кто интересуется цифровой музыкой самого высокого качества, наши возможности были ограничены музыкальными файлами с высоким разрешением, загружаемыми из интернет-магазинов, торрентов и т.д.
После того, как у вас есть правильно настроенный плеер и прочее программное обеспечение + внешний ЦАП, способный воспроизводить эти файлы, вы можете полностью насладиться любимыми музыкой с качеством звука CD или лучше.
Но тут у нас появилось несколько недостатков. Во-первых, размеры файлов были невероятно большие, т.к. они занимают значительное количество места на жестком диске. А также из-за больших размеров файлов, время загрузки стало более длительное и раздражающее для тех из нас, у кого нет терпения.
Кроме того, файлы могут стать довольно дорогими, если вы хотите воссоздать всю свою музыкальную коллекцию. И, наконец, вы не найдете многого в небольшой линейке потоковых сервисов, предлагающих музыку с высоким разрешением, учитывая их размеры файлов. По мере увеличения разрешения, размер файла также увеличивается.
внешний ЦАП Singxer SDA-2
Формат MQA
MQA (Master Quality Authenticated) предложил любителям музыки способ прослушать наши любимые треки и альбомы таким образом, который был предназначен для оригинальных исполнителей, без ограничений ранее описанных размеров файлов. Используя способ «складывания» музыкальных файлов, MQA может взять исходное разрешение аналоговой записи, но доставить его вам в меньшем (размере) файла.
Как только этот файл обрабатывается через кодер MQA, он затем «разворачивает» данный файл до самого полного и наивысшего разрешения, что дает нам очень похожее разрешение на то, что было создано в студии записи. Разумеется, качество воспроизведения в конечном итоге будет определяться системой, которую вы имеете, но по крайней мере вы работаете с файлом, который должен, по крайней мере теоретически, воспроизводить оригинальную запись.
Весь процесс кодирования и декодирования MQA для сохранения целостности и происхождения оригинальной записи будет называться — аутентификация. При воспроизведении через ЦАП, оборудованный MQA, индикатор MQA загорается, проверяя (или аутентифицируя), что вы получаете такую же качественную запись, как звукорежиссер сделал в студии.
ЦАП на 9038Pro Audiophile V2 +клон ФМ711
Необходимое оборудование и программное обеспечение для воспроизведения MQA
Вопрос о том, как мы будем использовать технологию MQA, стало горячей темой с момента ее появления.
Когда есть реальная вероятность того, что потребители снова будут покупать новое звуковое оборудование, аргументы за и против достижения в технологии, как правило, становятся очень громкими.
ЦАП Audiophile V2 на 9038 и клон FM711
Формат MQA, предназначен для потоковой передачи
настройка выводов Qobuz
К счастью, MQA установила три разных способа, а именно преимуществами музыкальных файлов с более высоким разрешением.
Они известны как:
Первый, и, на мой взгляд, самый важный для обсуждения — это MQA Core. Чтобы MQA сокращал файлы в процессе сжатия, что-то нужно отдать. В этом случае это битовая глубина, которая идет от 24 до 17, используя формирование шума сглаживания, как описано в патенте MQA. Ранние аргументы в отношении этого сокращения глубины бит были довольно громкими, но поскольку в прошлом месяце индустрия наконец-то смогла проверить MQA Core (через потоковую службу TIDAL), они обнаружили, что она в принципе хороша.
Потоковый файл MQA Core с качеством CD проходит через через TIDAL, затем следует «разворачивающийся» процесс, который доводит его до более высокого разрешения (MQA). Этот уровень качества звука MQA Core может быть достигнут с помощью программного обеспечения, которым теперь вы можете воспользоваться, если подпишитесь на HiFi TIDAL, но эта подписка стоит больших денег, причем вносить надо каждый месяц.
Qobuz
Если вы не знакомы с TIDAL, то это популярный онлайн-потоковый сервис для музыкальных файлов высокого разрешения. Таким образом, без добавления какого-либо оборудования вообще (при условии, что у вас есть ноутбук или настольный компьютер), вы уже имеете возможность слушать музыку более высокого разрешения до 17 бит / 96 кГц.
Если вы уже являетесь абонентом этого HiFi-сервиса TIDAL то за 20 долларов в месяц, вы получаете файлы MQA с более высоким разрешением бесплатно.
классика в Tidal
Другой уровень обработки называется Full Decoder, который дополнительно обрабатывает сигнал, чтобы улучшить исходную скорость MQA 96 кэмп/сек. Однако, чтобы использовать Full Decoder, вам понадобится внешний ЦАП оснащенный MQA, которого на момент написания этой статьи у меня нет.
Но по этому вопросу есть несколько «интересностей», которые я хочу отметить.
Во-первых, у меня не было возможности протестировать внешний ЦАП, оснащенный MQA, поэтому я не могу говорить с какой-либо степенью точности о его способностях, сильных сторонах, слабых сторонах и т. п. Я уверен, что получу эту возможность в ближайшем будущем, и могу соответствующим образом сообщать о моих выводах по прослушиванию/тестированию.
ЦАП + Клон Naim NAP 200
Во-вторых, отчеты и обзоры, которые я видел на Full Decoder до сих пор, были смешанными. Некоторые говорят, что они не могут слышать какие-либо различия по сравнению с MQA Core, но другие говорят, что он довольно хорош и различия довольно существенны.
Сравнение MQA и DSD?
Формат MQA использует технологию кодирования звука PCM. Поэтому его нельзя применять к DSD- файлам студийного качества, которые по определению остаются намного выше по качеству. Таким образом, оба формата могут сосуществовать.
Тем не менее, буду ждать хороший внешний ЦАП оборудованый MQA. Надеюсь, что мне в этом помогут побыстрее.
Последний способ прослушивания MQA-кодированной музыки известен как MQA Renderer. Этот новый класс устройств будет доступен для портативных приложений, таких как активные наушники, портативные усилители, портативные ЦАП и т. п.
MQA Renderer сможет принимать сигнал MQA Core и завершить окончательное разворачивание в аналоговом контексте. MQA Core был буквально недавно анонсирован в блоге Боба Стюарта, поэтому мы можем только рассуждать о том, что он действительно влечет за собой, и как долго он будет оставаться прототипом, пока мы не начнем сами видеть (слышать) технологию MQA Core в действии.
Я сообщу об этом намного больше, если я смогу получить более подробную информацию.
TIDAL и MQA
На выставке CES 2017 TIDAL и MQA сделали большую рекламу, которая, на мой взгляд, заставила привлечь внимание к MQA. Начиная с начала января 2017 года, TIDAL начал передавать аудиофайлы, закодированные MQA, через их новый уровень подписки Hi-Fi для потоковой передачи.
Мне нравится возможность передавать высококачественную музыку различными способами. TIDAL
это отличный способ попробовать новую музыку, не покупая целый альбом, но это весьма дорого, особенно это касается Россиян и жителей стран СНГ.
И когда они объявили, что они официально объединились с MQA для потоковой передачи музыкальных файлов с более высоким разрешением, она открыла совершенно новый мир высококачественной музыки для слушателей всех типов. Слушатели получают файлы высочайшего качества, которые используют их в потоковой службе. И для остальных любителей музыки мира (которые представляет гораздо более высокий процент, чем мы, «аудиофилы»), это просто некий квантовый скачок в качестве звука над ужасным миром MP3, к которому они привыкли.
№1 ОУ в ЦАП
Как перейти на MQA в TIDAL
Чтобы получить MQA-кодированную музыку на TIDAL, вам понадобится несколько действий.
1. Вам нужно подписаться на подписку HiFi от TIDAL, которая стоит 20 долларов в месяц. (тут я не рекламлю, просто констатирую факты). Благодаря этому вы получаете доступ к MQA-кодированной музыке (MQA Core) и очень большую базу данных TIDAL с качеством CD-качества. Если вы в настоящее время являетесь подписчиком TIDAL, убедитесь, что ваши настройки установлены правильно, перейдя в «Настройки потоковой передачи» и обязательно проверьте HiFi/Master.
потоковая музыка
2. Вам нужно будет использовать настольную версию TIDAL, так как сейчас качество Master несовместимо с версиями для смартфонов / планшетов (надеюсь, они появятся в сети в ближайшем будущем).
После того, как все будет установлено, вы подключите свой компьютер к вашей стереосистеме или наушники и будете слушать музыку в более лучшем качестве.
Если вы предпочитаете использовать TIDAL через Roon, вам нужно подождать немного. В настоящее время Roon не поддерживает файлы TIDAL / MQA, но, по словам Роба Дарлинга из Roon Labs, обе компании очень тесно работают над проектом и ожидают, что он скоро появится. И учитывая популярность Roon, это хорошая новость для всех вас! Более, чем просто «музыкальный плеер», Roon собирает все ваши музыкальные файлы и улучшает его со всеми последними метаданными. То, что вы получаете, — это поисковый журнал о вашей музыке.
Впрочем у TIDAL было около 30 000 альбомов в категории Masters (MQA Core), причем еще много ожидает они выпусков. Таким образом, даже на ранних этапах существует множество материалов, охватывающих самые разные жанры на выбор. На сегодняшний день Warner Music Group и Universal Music Group подписали долгосрочные соглашения о кодировании их обширных каталогов основных записей в технологии MQA, но отсутствует лишь Sony.
MQA (Core), легко доступный через потоковые службы, такие как TIDAL, а аудитория аудиофилов, признает тот факт, что он действительно работает, я считаю, что скоростные ворота скоро откроются еще больше.
roon
Расширение MQA Core также должно стать более доступным Roon и Audirvana, которые очень близки к запуску своих новых функций MQA.
Audirvana — это аудио-библиотека на базе Mac, стримера и платформы дистанционного управления, нацеленная на наилучшее качество звука.
плеер audirvana
Тем не менее, MQA привлекает значительное количество любопытства среди тех, кто не слышал музыку в этом формате.
Я рассматриваю это как двухстороннее решение. Любой, кто преимущественно слушает музыку в цифре, а не аналоговую, и использует потоковое вещание в качестве цифрового источника, должен извлечь выгоду из этого MQA. Конечно, эта позиция находится в самом общем, почти абстрактном смысле, а не в абсолютном состоянии.
Впрочем, MQA, как физический (записанный) носитель, находится в зачаточном состоянии. Насколько, широко он будет распространен на данный момент неизвестно.
Raspberry Pi 4 + клон Зил
Предположим, что MQA выйдет как физический формат.
Я думаю, что он очень зависит от системы. Для тех, кто имеет недорогие системы, с более экономичными и совместимыми компонентами он особого смысла не сделает (я про звук). Конечно, я
говорю о компонентах, способных разворачивать полный сигнал MQA (Hi-End техника), а не о какой-то бюджетной системе. По мере роста стоимости системы также снижается стоимость звука.
Однако, если у вас в настоящее время есть ЦАП стоимостью от 23 000 рублей, который не имеет MQA, и, скорее всего, его там не будет. Если вы купите новый внешний ЦАП, поддерживающий MQA, который будет стоить 23 000 руб., то вы продадите свой внешний ЦАП за 10 000 рублей, а ваши затраты на совместимость с MQA будут действительно значительными и будут стоить этих затрат?
Я уверен, что бесплатные, легко доступные, высококачественные альтернативы с открытым исходным кодом победят. Некоторые возвеличивают MQA, как будто это единственный музыкальный формат в мире. Для меня пока его нет, но я собираюсь тестировать/слушать его немного раньше, прежде чем открыть свой кошелек. Последнее, что мне нужно, это внешний ЦАП поддерживающий MQA.
Если вы являетесь производителем, импортером, дистрибьютором или агентом в области воспроизведения звука и хотели бы связаться с нами, пожалуйста, свяжитесь со мной в ВК или по эл. почте: anl555@bk.ru
Вам нужен хороший усилитель для наушников, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другая звуковая техника, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…
Клон Naim NAP 200 +внешний ЦАП 9038
По всем вопросам Пишите мне на эл. почту: anl555@bk.ru или ВК https://vk.com/id104002989 или https://ok.ru/aleksandr.levchuk2
Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК, Ютуб, Одноклассники, FK
Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!
На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.
Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт
Изучаем сервис Tidal: фокусы с MQA
Говорят, что будущее самого популярного lossless- сервиса довольно туманно. Но музыка все еще играет и никогда не поздно изучить Hi-Fi-стрим под микроскопом.
Это не первый наш материал о Tidal. В предыдущей статье рассказывалось о нюансах настройки интерфейса, и предпринимались попытки проанализировать соответствие контента оригинальным фонограммам. За это время случились две знаменательные вещи.
Теперь подписка на Tidal Hi-Fi стоит совсем никаких денег. За три с половиной доллара на ebay можно купить трехмесячный, а за тридцатку — и вовсе пожизненный доступ к мировым запасам музыки. Осталось только проверить эти запасы на чистоту происхождения.
А на второй полезной вещи мы отведем глазки и прямых ссылок давать не будем. Но кое в чем можно признаться перед честным народом. В закрытых комьюнити братушки-пиратушки смастерили уже не одну утилиту, которая позволяет выковыривать и сохранять себе любую музыку прямо из серверов Tidal. Т.е. мне сейчас не надо, как в прошлый раз, городить схему с USB-преобразователем и цифровым рекордером, записывая стрим Tidal в реальном времени. Искомые альбомы теперь просто с дьявольской скоростью оказываются по нужным папкам. Вот и сравним эти дубли с аналогичным музыкальным контентом, который приобретался ранее на CD или через online-покупки.
Начнем с lossy. Конечно, Tidal в подавляющем представлении — это lossless-ресурс. Но иногда бывает, что на каких-то малоизвестных альбомах в меню Tidal заветные буковки Hi-Fi или Master, увы, не зажигаются. Весь этот музыкальный материал хранится и транслируется в кодеке AAC с нищенским битрейтом 96 кбит/с, такие дела. Тем не менее это не единственный вариант lossy-трансляции. Если вы экономите трафик (например в 3G), в настройках плеера можно выбрать ширину потока High, и тогда вместо lossless-стрима включится передача музыки в AAC с битрейтом 320 кбит/с. Это — наиболее, на мой взгляд, оптимальный вариант походного сжатия аудиоданных. Теперь рассмотрим поближе те самые загадочные аудиофайлы из раздела Masters.
У Tidal, как известно, их навалом, но все они зашифрованы кодером MQA с весьма противоречивой репутацией. MQA распаковывается только «на лету», через фирменное приложение, или же через ЦАП с соответствующей лицензией. Это значит, что даже если мы украли у Tidal такой аудиофайл, пока ни одна программа не в состоянии исключить данную MQA-сигнатуру и пересохранить файл до первородного оригинала.
Также известно, что ни сами музыканты, ни студии не занимаются MQA-кодированием своих альбомов. В презентации Meridian эта возможность, в принципе, оговаривается, но мне пока неизвестно о звукозаписывающем оборудовании, где аналоговый сигнал переводится в цифровой вид с учетом специальной процедуры MQA. На данный момент готовые мастеры ото всех лейблов передаются специальной, аффилированной с Meridian конторе, которая прошивает их MQA-кодом, проверяет на ошибки и возвращает обратно. Подобный аудиоматериал уже вышел за пределы собственно Tidal. Например, в магазине Qobuz можно встретить последний альбом Шарлотты Генсбур с MQA-сигнатурой. Это видно и по записи тегов, да и на спектрограмме тоже. Другого варианта хайреза просто не существует. Хорошо это или плохо?
Альбом Шарлотты Генсбург «Rest» уже продается закодированным в MQA. В Qobuz, разумеется, об этом ни слова не говорят
В целом это скорее плохо, чем хорошо. С одной стороны, воспроизводить в обычных условиях подобное аудио вполне возможно. Это ведь обычный 24-битный FLAC с дискретизацией 44,1 либо 48 кГц. Ну как, все-таки не совсем обычный. Да и не вполне 24-битный. Как я уже показывал в прошлом материале, вся дополнительная HD-информация упаковывается в небольшой высокочастотный шумок в области 19-20 кГц. Его присутствие указано на спектрограмме красными стрелками. Это и есть то самое «воспоминание о хайрезе».
Таким образом, за счет небольшого снижения разрешения (т.е. битности) потока Meridian предлагает затем специальным декодером восстановить гармоники выше частоты дискретизации. Выглядит все как «слушайте традиционное качество», но ключик к хайрезу лежит только в одном укромном месте.
Заботу о трафике и бесперебойной трансляции еще можно понять, когда речь идет о тяжелых HD-файлах 24 бит / 96 кГц. Здесь вопросов нет, и я бы даже возразил скептикам MQA, которые называют его lossy-форматом (т.е. кодированием с потерями). Это некорректное обвинение. С таким же успехом можно обозвать lossy и содержимое компакт-диска, раз уж его исходником тоже когда-то послужил студийный мастер 24 бит / 96 кГц. Там ведь тоже была децимация оригинала, и, поверьте, куда большая, чем это предлагает Meridian. В общем, MQA — это по-прежнему лосслесс, но с рядом особенностей, одна из которых мне не очень нравится. MQA-формат затягивает под одну гребенку массу музыки в 24/44, которой сейчас абсолютное большинство среди новинок.
Я намеренно не стал ворошить какие-то особые аудиофильские издания и обратился к самому обычному контенту, с современным зверским мастерингом. Разберем в качестве примера издание 2015 года группы Duran Duran.
Везде, в том числе на HDtracks.com, альбом «Paper Gods» представлен в размерности 24 бит / 44,1 кГц, не выше. Что же лежит на сервере Tidal? Опять же 24 бит / 44,1 кГц, но уже с инъекцией бесполезного в данном случае шумка, который мы видели у Шаролотты Генсбур. Зачем он здесь нужен и какая «высокодискретная информация» в нем содержится? Согласно данному документу, это еще может быть набор неких криптографических ключей для аутентификации данных наподобие DRM. К собственно музыке это все не имеет отношения, благо можно сравнить с оригиналом. Что мы видим?
Оригинальный HD-трек Duran Duran из альбома «Paper Gods» в размерности 24 бит / 44,1 кГц
Изначально фонограмма на «Paper Gods» очень жестко обработана максимайзером, максимальные уровни остановились за 0,16 дБ от края. При таких пограничных величинах любая динамическая обработка данных неизбежно выбросит часть пиков за красную черту 0 dbFS. Подобным образом сейчас все так записывают музыку, к сожалению. В MQA-версии «Paper Gods» основной сигнал немного вырос по уровню громкости как раз до 0 dbFS, чтобы еще больше наловить клиппинг! На рисунке ниже он таков перед тем, как попасть на декодер Meridian. Нельзя сказать, что имело место линейное изменение уровня громкости, пропорции в пиках и провалах немного изменились. Стоит ли пускать такой контент на обычный ЦАП?
MQA-кодированный аудиофайл того же трека Duran Duran, который хранится на сервере Tidal.
Апологеты MQA, в том числе и самые напыщенные («не смотрите спецификации, слушайте музыку») болтуны из журнала Absolute Audio утверждают, что чудодейственные рецепты пре- и постфильтров Meridian облагораживают чуть ли не любой аудиопоток. Но разве это повод штамповать подряд все хайрезы MQA-татуировками? Кто-то любит делать апсемплинг с помощью SoX-алгоритмов. Да, для некоторых ЦАПов это более предпочтительный режим работы, и что? Кто-то вообще избавляется от любых фильтров в NOS-DAC. Meridian полагает, что DSP-обработка оригинального мастера одной из разновидностей минимально-фазового фильтра как-то кардинально меняет саунд? Да что вы говорите! Лет десять назад, когда появились ЦАПы с возможностью выбора цифрового фильтра, народ поигрался ими и особой разницы на слух не заметил. А ведь там был полный набор — и линейно-фазовый, и минимально-фазовый, а толку? Влияние цифрового фильтра на характер звучания компонента, мягко говоря, преувеличено.
В таком случае можно все готовые музыкальные альбомы закидывать, например, в diff-файлы и продолжать слушать их исключительно в DSD-домене. Как вы видели, эта идея отлично работает даже на дешевых китайских ЦАПах, о цифровых фильтрах можно уже не заботиться. Собственно, большая часть SACD и делалась из обычных PCM-дорожек — слушателей вполне устраивал специфически мягкий звук на выходе, — а сам носитель долгое время скопировать было практически невозможно, к радости правообладателей. Что-то такое в этом гибридном наследнике идей HDCD и SACD предлагает и Tidal с Meridian. Но, может быть, нашим «дюранам» в клиппинге хоть полегчает после декодера MQA? Ну что же, опять придется захватить рекордером PCM-поток на выходе десктопного приложения Tidal.
При распаковке в Tidal трека Duran Duran происходит апсемплирование до 88,2 кГц с выбросом т.н. «алиасных» помех
Как видно на рисунке выше, имеет место удвоение оригинальной частоты дискретизации альбома «Paper Gods». Ранее я уже демонстрировал такой же фокус с Beyonce и альбомами других исполнителей в той же размерности. Можно предположить, что такой сигнал будет легче обрабатывать, но клиппинга на нем меньше не стало, даже наоборот.
В распакованном в Tidal треке Duran Duran выросло количество клиппинга
Тем не менее не стоит считать MQA-кодер тотальным бульдозером. Это смотря к чему его применять. На оригиналах 24/44 и 24/48 я не вижу смысла в MQA. Но когда дело доходит до кодирования более тяжелых хайрезов, система действительно работает. Возьмем недавнее переиздание альбома «Roots» группы Sepultura в формате 24 бит / 96 кГц. На сервере Tidal этот материал раздается в FLAC формате размерности 24 бит / 48 кГц, а затем распаковывается в приложении Tidal до исходных 24 бит / 96 кГц. Вот это другое дело — все разворачивается корректно.
Спектрограммы оригинального исходника (HD Tracks) и раскодированной через Tidal заглавной композиции Sepultura из альбома «Roots»
К счастью, в оригинале «Roots» не было клиппинга, не оказалось его в MQA-версиях — хоть закодированной, хоть раскодированной. Различие пиков минимальное, на уровне сотых долей децибел. Частотный диапазон гармоник свыше 24 кГц восстановлен вполне достоверно. Разумеется, набор данных уже не соответствует оригиналу, но на слух драматической разницы не ощущается. Во всяком случае, в ABX-тесте я набрал классические 50% попаданий.
Теперь перейдем к куда более обширной выборке. Сможет ли Tidal бит в бит заменять домашние запасы музыки в обычном CD-качестве? Для ответа на этот вопрос я сравнил более тридцати альбомов из своей коллекции с аналогичными релизами, представленными в каталоге Tidal. Первичной задачей была проверка на совпадение контрольных сумм данных в паре аудиофайлов.
Главным верификатором этой разницы послужила функция Compare WAV’s, которую каждый может найти в CD-риппере EAC. Чтобы не замусорить результат, я старался избегать альбомов с платиновыми тиражами, так как в этих случаях несовпадение данных вероятно даже на уровне печати тиражей CD в разных странах. Полученные результаты Compare WAV’s были разделены на три группы:
1. 100% совпадение всех данных в файле;
2. Совпадение аудиоданных за исключением т.н. оффсета (короткой цепочки нулевых семплов в начале или конце аудиодорожки);
3. Частичное либо полное несовпадение данных.
В первую группу попали (т.е. полностью совпали с файлами от Tidal) исключительно web-релизы, которые достались мне онлайн. Это могли быть ресурсы, торгующие музыкой вроде bandcamp, но и также это касалось пиратской добычи через торрент —конкретно той, где был указан web-релиз, а не CD-рип.
Все чисто. Полное совпадение пары WAV-файлов
Компакт-диски (т.е. мои и чужие CD-копии с подтверждением точности контрольной суммы рипа по онлайн-базе AccurateRip) попали во вторую группу. Как уже отмечалось, несовпадение с контентом Tidal у них выражалось лишь между треками — горстка нулевых секторов, которая не имеет отношения к собственно фонограмме.
Вопрос об истинном исходнике ставить в данном случае бесполезно. В каталоге Tidal ведь запросто мог оказаться рип с невыставленным оффсетом чтения CD-привода. Не следует обольщаться, будто бы персонал лейблов маньячит, как мы с EAC или XLD. Человеческий фактор никто не отменял. Особенно это касается старых CD-релизов какого-нибудь 1994 года. Сунули диск в привод, сделали копию через iTunes, и привет. Оффсет у такой копии гарантировано будет уже иной. В базе AccurateRip находится более четырех тысяч компьютерных приводов, и у всех свои индивидуальные величины оффсета, которые следует учитывать, если вы желаете получить побитовую копию CD-образа.
Эта пара отличается друг от друга наличием оффсета в нулевой зоне
C другой стороны, даже если лейбл предоставит одни и те же файлы для онлайн-дистрибуции и CD-тиража, по собственному опыту знаю, что рип со свежего компакт-диска не будет соответствовать исходнику. Опять получится хоть небольшой, но оффсет в нулевой зоне. Таковы особенности разметки и индексации карты CD, которая появилась задолго до привычной нам структуры с файлами.
И самая интригующая, конечно, это третья группа. Сюда я включил казусы (всего 11 пар) с любыми отклонениями, даже самыми безобидными, которые изучались в аудиоредакторе.
Иногда чуть-чуть различалась громкость в треках. Такое случается и с компакт-дисками, особенно на больших сериях в разных местах. Где-то техники немножко прибрали (или, наоборот, прибавили) громкости перед запуском в тираж. Бывало, что из тройки совпадают только двое — веб-релиз и Tidal. А вот на компакт-диске кто-то вмешался, и там находится совсем другой набор данных. Это при том, что уровни и пики везде одинаковые!
Случались и разоблачения. Два раза честно купленный FLAC на bandcamp оказался апконвертом из lossy, который пришлось заменять дублем из Tidal. Впрочем, для симметрии и в каталоге Tidal нашлась пара альбомов одного исполнителя, формально в звании lossless, но, увы, спектрограмма показала апконверт.
Как это все звучит в сравнении? Для здорового человека, который любит музыку и желает, чтобы она подпевала ему на протяжении дня, конечно же, абсолютно одинаково. Но можно пустить бесов в душу, представить себе аудиопоток, как озеро. И вот на этой зыбкой глади, как лапки водомерок, бегает миллион факторов. Это может быть версия FLAC-кодера (вы, кстати, знаете, что 1.3.2 жмет файл хуже, чем старая 1.2.1?). Или, например, килобайты комментариев и вшитой картинки в ID-Tag аудиофайла. И тогда разница начнет вас преследовать не то что с оффсетом нулевого сектора, а даже на файлах с одинаковой контрольной суммой. Бойтесь играть в такие игры, лучше слушайте Tidal, пока существует такая возможность. Мы не в восторге от его фокусов с MQA, но в остальных вопросах этот ресурс здорово выручает и ему можно доверять.