mvp проекта что это такое и как
Начинаем с малого: что такое MVP и как это работает?
MVP (от англ. Minimum Viable Product, «минимально жизнеспособный продукт») — это начальный вариант продукта с минимальным набором функций, который разрабатывается для проверки гипотез. С помощью обратной связи можно понять, как развивать проект дальше и какие еще опции в него добавить.
Именно с MVP следует начинать создание digital-продукта. Это поможет уменьшить время, а также снизить затраты и риски на разработку продукта. Например, если ваша цель — сделать интернет-магазин, нужно выбрать для него самые необходимые функции. Именно они войдут в первую версию проекта.
Порядок разработки MVP зависит от различных переменных: вида продукта, ресурсов команды, ситуации на рынке и многих других. Но, даже не зная всех вводных, можно разделить процесс на этапы, которые необходимо пройти.
Когда вы определитесь, какую задачу должен решать конечный продукт, вам будет легче выбрать его необходимые функции. Именно они станут основой MVP.
На этом этапе вам необходимо максимально сузить целевую аудиторию. Именно она сможет дать ту обратную связь о MVP, которая поможет усовершенствовать его впоследствии. Ориентируйтесь на базовые критерии: возраст, пол, семейное положение и интересы клиента. Чем подробнее будет описание клиента, тем проще будет на этапе создания продукта.
Опыт других поможет понять, какие опции действительно нужны пользователям. Допустим, вы собираетесь создать мобильное приложение: изучите варианты, которые есть на рынке, какие функции в них встречаются чаще всего. Нужно ли добавлять в него авторизацию через СМС? Если это реализовано у многих других конкурентов, то стоит подумать над этой опцией.
Постройте customer journey map — историю взаимодействия пользователя с вашим продуктом. Путь не должен быть длинным и содержать множество шагов: добавляйте только необходимое. Например, если конечная цель вашего сайта — это продажа товаров, не превращайте процесс покупки в долгий квест с препятствиями.
Настало время выбрать необходимые опции для своего проекта. Делайте это на основе проведенного анализа и не добавляйте слишком много фич в начальный продукт. Их можно будет реализовать на следующих этапах, когда протестируете начальную версию продукта.
Есть разные подходы к созданию минимально жизнеспособного продукта. Выберите тот, который подходит вашей команде больше остальных.
Когда первая версия продукта готова, перейдите к ее тестированию. Его процесс зависит от подхода к MVP, который вы выбрали. Но даже при различиях в этапах главная цель тестирования — сбор мнений о проекте от реальной аудитории. Именно она поможет вам исправить недочеты и усовершенствовать продукт.
Создание MVP требует времени и ресурсов, но именно оно поможет избежать рисков и обезопасить себя при создании нового продукта. Поэтому мы в ITFactory помогаем клиентам определиться, какой функционал необходим сервисам и на какой стадии его внедрять.
Минимально жизнеспособный: как MVP помогает продукту выйти на рынок
Содержание
MVP (или Minimum Viable Product, «минимально жизнеспособный продукт») — это самая ранняя версия продукта, у которой есть минимальный набор функций, достаточный для презентации публике и проверке на первых потребителях. Однако такой продукт обязан демонстрировать достаточную ценность для пользователей.
Понятие ввел в оборот в 2001 году соучредитель и президент консалтинговой фирмы SyncDev Фрэнк Робинсон. Он определил MVP как итог «синхронной разработки» или одновременного развития продукта и исследования целевой аудитории.
MVP отличается от прототипа тем, что представляет собой рабочий продукт, который должен выполнять обозначенную функцию наилучшим образом. К примеру, это может быть бета-версия сайта компании, функциональность которой затем дополнят, изучив поведение первых посетителей.
Чем MVP полезен для бизнеса
Создание MVP дает прямые и косвенные финансовые преимущества. Оно позволяет бизнесу:
Примеры MVP
Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик в 2010 году запустили приложение для iPhone UberCab, которое позволяло пассажирам арендовать для поездки автомобили премиум-класса всего в полтора раза дороже стоимости обычного такси. Идея у создателей родилась после того, как они заметили, что тарифы на городское такси стали несоразмерно высокими. Изначально приложение работало на ограниченной территории и с узкой целевой аудиторией, но спустя год бета-тестирования создатели смогли привлечь первые крупные инвестиции.
В 2008 году Брайан Чески и Джо Геббиа не смогли платить за квартиру-лофт в Сан-Франциско и решили проверить, существует ли спрос на аренду комнат напрямую от хозяина. Они создали простой одностраничный сайт с фотографиями своей квартиры и начали сдавать собственный чердак. Молодым дизайнерам удалось рассчитаться со всеми долгами. Уже в 2009 году их стартап привлек внимание Пола Грэма и получил первые инвестиции от его бизнес-инкубатора Y Combinator. После этого Чески и Геббиа поехали в Нью-Йорк, где ходили по домам клиентов и расспрашивали их об опыте аренды. Вскоре они поняли, что многих квартиросъемщиков отталкивают изображения плохого качества, которые фигурировали в объявлениях. Тогда молодые дизайнеры взяли напрокат зеркальный фотоаппарат и отправились по адресам в Манхэттене и Бруклине, чтобы самим фотографировать квартиры арендодателей.
Разработчики MVP стримингового сервиса сконцентрировались на функции потоковой передачи музыки. По итогам закрытого бета-тестирования приложения для Windows они заключили контракты с крупными лейблами и смогли получить значительное финансирование для своего проекта.
Авторы идеи создали MVP с чеки́нами и наградами за них в виде бейджей. После тестирования они начали расширять возможности сервиса, добавили рекомендации и путеводители по городам.
Изначально создатели сервиса купонов запустили сайт The Point, объединяющий людей, которые не могли в одиночку выполнить какую-либо задачу. Тестирование показало, что идею нужно сузить. Тогда был запущен кастомизированный блог на платформе WordPress, куда вручную добавляли информацию о возможностях коллективных скидок. При подписке на сайт его пользователи получали по почте рассылку с PDF-файлами о скидках.
Основательница маркетплейса Татьяна Бакальчук сначала закупила женскую одежду из Германии, затем создала сайт и запустила рекламу своего магазина на платформе Passions.ru. Бакальчук использовала каталоги Otto и Quelle, которые работали в России только через агентов, но не были представлены в сети. В отличие от агентов, которые брали около 15% комиссии, она выставила агентское вознаграждение в размере 10% и не брала предоплату.
История файлового хостинга началась с трехминутного демо-видео, которое объясняло идею и ценность будущего продукта. Оно получило множество положительных отзывов и набрало миллионы просмотров, что помогло привлечь инвесторов.
В 2009 году Ян Кум и Брайан Эктон решили создать мобильную телефонную книгу, которая бы показывала статус контакта: доступен, занят, на совещании и так далее. Контакты пользователей этой книги получали соответствующие всплывающие уведомления. Однако вскоре они стали использовать статусы для общения. Тогда создатели выпустили новую версию WhatsApp с функцией отправки сообщений.
Типы MVP
Существует несколько основных подходов к созданию MVP. В зависимости от этого выделяют несколько типов такого продукта.
Волшебник страны Оз использовал трюки, чтобы притворяться тем, кем он на самом деле не был. То же можно сказать о данном типе MVP. Продукт только кажется функциональным, но на самом деле его разработчик делает всю работу вручную. Это нужно для того, чтобы проверить саму концепцию продукта и понять, востребован ли он. Так развивался сайт заказа обуви Zappos. Изначально у авторов идеи не было ни склада, ни закупленных партий товара, а существовал лишь сайт с фотографиями обуви. Когда ее начали заказывать, разработчики обновили функциональность сайта.
Продукт работает по тому же принципу, что и в случае с Волшебником страны Оз: изначально все работы выполняются вручную. Однако клиенты при этом осознают, что за товаром или услугой стоит человек. Сотрудники службы финансового планирования и инвестиций Wealthfront изначально общались напрямую с клиентами, которым нужна была помощь в управлении капиталом, а автоматизированная система появилась позднее. Такой тип MVP помогает сформировать план развития продукта и собрать фидбэк от целевой аудитории.
Цель такого типа продукта состоит в том, чтобы донести до клиентов ценность использования существующих инструментов вместо создания уникального решения. Его используют, чтобы проверить и реализовать идею без разработки уникального программного обеспечения. Так начал работать Groupon. Создатели начали с сайта на WordPress, где все взаимодействие с пользователями осуществлялось по электронной почте. Лишь позднее сервис дополнили социальными функциями, полноценной email-рассылкой и мобильным приложением.
Это рабочий продукт с минимальным набором функций, которые нужно проверить. Такой тип MVP позволяет сформировать целевую группу, получить обратную связь и проанализировать ее, а также провести тестирование функциональности.
Этапы создания MVP
Чтобы создать успешный продукт, потребуется детальный план его развития. Предварительно нужно подтвердить базовые принципы и методы MVP. Команда должна следовать им на протяжении всего процесса. При этом нужно стремиться потратить как можно меньше денег и усилий.
Выделяют несколько этапов проверки идеи и превращения ее в продукт.
Идея MVP отвечает концепции «бережливого стартапа». Главная цель создания заключается в тестировании концепции или продукта на рынке. Именно по его итогам бизнес может принимать решения о выпуске. Автор методики развития клиентов Стив Бланк говорит, что главная причина провала успешных по многим показателям проектов — это недостаточное знание своих клиентов. Это подтверждает и исследование CB Insights, согласно которому в 42% случаев причиной провала стартапа становится отсутствие рыночного спроса. Создание MVP позволяет понять потребности аудитории на ранних стадиях развития продукта и не выпускать на рынок товар или услугу, которая не будет пользоваться популярностью.
MVP подходит не только для стартапов, но и при разработке решений на предприятиях. Зачастую разработка нового продукты достаточно сложна, а изменения сопряжены с серьезными рисками. Концепция Minimum Viable предполагает небольшие и постепенные изменения, которые достаточно безопасны и позволяют внедрять функции или обновления, не доставляя неудобств клиентам.
Секрет успешных стартапов. Minimum Viable Product: что это, и как его создают
MVP — это не только лучший игрок в команде (most valuable player). В сфере стартапов это ещё и минимально жизнеспособный продукт (minimum viable product). Сервис, обладающий достаточными качествами для того, чтобы привлечь первых пользователей.
Это очень важно в условиях, например, стартапа — для получения обратной связи и понимания того, в какую сторону стоит двигаться (и стоит ли двигаться вообще, или лучше похоронить идею).
Сбор информации через MVP — обходится намного дешевле, чем разработка полноценного продукта с большим набором функций. MVP позволяет во много раз снизить затраты и риски, и, при грамотном подходе, в итоге выйти на бизнес-идею, которая работает.
Для примера, возьмем онлайн-планировщик. Сразу мечтать о создании конкурента ToDoist или Trello — нет смысла. На такое не хватит никакого бюджета, и даже с неограниченными финансами (см. Google) победа не обеспечена. Поэтому в соответствии с теорией MVP-тестирования нужно создать основу, «костяк» продукта. Например, простой сервис, способный записывать новые задачи и отмечать их как сделанные, с тегами, возможностью фильтрации и выставления приоритетов.
Когда хорошие стартапы задумываются о выпуске планировщика, они обычно начинают с этого короткого списка. А дальше всё зависит от дизайна, маркетинга и пары-тройки выделяющихся функций. Если пользователям понравится — можно развивать идею, добавлять возможности и постепенно становиться одним из главных игроков. Если MVP себя оправдал.
Термин «минимально жизнеспособный продукт» был придуман Фрэнком Робинсом в 2001 году. И популяризован Эриком Рисом, который в 2009-м в деталях описал его в своём бестселлере Lean Startup (на русский его перевели как «Бизнес с нуля»).
Как видим, концепт родился сравнительно недавно. В России о том, что такое МВП, и о его принципах почти не знают. К большому сожалению, у нас больше укрепились модели «выйдем и сразу всё захватим!», где компании прожигают сотни миллионов, стараясь сразу стать монополистом. А также модели «Яндекса», Mail.ru и «Сколково», когда новые идеи подводят под технологические цепочки существующих крупных компаний. Мы в Rubrain занимаемся разработкой MVP для стартапов из США и Британии уже около пяти лет, и знаем, что если у вас мало денег (и они свои) — это единственный путь к созданию успешного проекта.
Почти все успешные стартапы на Западе начинают свой путь к успеху с минимально жизнеспособного продукта. Это наименее опасный и затратный подход, об этом хорошо знают жители Кремниевой долины. Другой вариант — «откол» проекта от более крупной компании, или разработка большого продукта после привлечения солидных инвестиций (зачастую — от сооснователей).
Но всё же большая часть известных в США и Европе стартапов начинали с простой версии MVP, которая позволила им протестировать рынок, набрать базу клиентов, освоиться, доказать инвесторам свою идею, а потом — начать добавлять в продукт новые функции и продолжить развивать успех.
Вот пять характерных примеров:
MVP отличается от раннего релиза проекта с открытым исходным кодом, поскольку релиз учитывает потребности и предпочтения пользователей, но не рассчитан на то, чтобы они напрямую определяли направление развития продукта. Видение проекта зачастую уже существует, и оно будет поддерживаться на протяжении всего жизненного цикла, несмотря на наличие прямой и косвенной обратной связи. MVP призван проверить потребность рынка, а если её нет — попробовать её создать. До вложения большого количества денег и времени.
Dropbox стал одним из характерных примеров MVP
Стив Бланк считает, что стратегия создания минимально жизнеспособного продукта может быть использована как часть методологии custdev (развития клиента). Это один из принципов движения «Бережливый стартап». Ученик Бланка Эрик Рис и сделал MVP частью дискуссии в кругах Кремниевой долины. Это самая успешная стратегия быстрого тестирования идей, получения обратной связи с клиентами и выбора жизнеспособной бизнес-модели.
Кстати, стратегию можно сделать ещё успешнее, если представлять аудитории несуществующие продукты и функции, и проверять свои гипотезы путём A/B-тестирования среди веб-пользователей. В основном стартапы, с которыми сотрудничает Rubrain, до обращения к нам именно так и поступали. А потом приходили к нам с уже оформленным планом: какие возможности должен содержать их MVP, и какие функции (скорее всего) нужно будет добавлять в их сервис или программу по мере получения одобрения от рынка.
Конечно, минимальный жизнеспособный продукт имеет свои недостатки. Первый, очевидный — срезание углов не в тех местах. Конечно, целью является создание сервиса с минимумом затрат, и только самыми ключевыми функциями. Но некоторых затрат всё равно не избежать. А некоторые вещи урезать нельзя.
В первую очередь это касается пользовательского опыта. Хороший UX — вещь обязательная. Без него весь MVP может показывать, что проект «не взлетает» и не оправдывает ожиданий аудитории. В то время как проблема состоит только в UX, а весь остальной продукт работает вполне достойно.
Другая проблема MVP — состоит даже не в таком продукте, а в подходе, который иногда с ним ассоциируют. Рид Хоффман, основатель LinkedIn, как-то сказал: «Запуститесь так рано, чтобы вы были опозорены своим 1.0 релизом». Конечно, он имел в виду, что это потом заставит вас работать сильнее. Но такая стратегия приносит больше вреда и компании, и её пользователям. MVP — это, наоборот, продукт, за который не стыдно. Пусть по нему видно, что он бюджетный, но он показывает потенциал. И не отталкивает, а привлекает аудиторию.
Мы в Rubrain не раз замечали, что для многих команд главная проблема с разработкой MVP заключается даже не в самом проекте, а в отношении к нему. Они используют не тот подход. Идея MVP в том, чтобы это был процесс создания крутого продукта. Первый жёлтый кирпичик по дороге в Изумрудный город. Вместо этого разработчики рассматривают MVP как отдельную цельную вещь, и не уделяют должного внимания сбору данных или анализу аудитории. Которые потом позволили бы скорректировать продукт и сделать его успешным. Они выпускают такие MVP, которые скорее похожи на прототипы или концепты. И слишком сосредоточены на своей изначальной идее, даже если рынок намекает на её несостоятельность.
Из-за ловушек сознания, к которым иногда может привести MVP, в последние годы появилась другая идея. Некоторые стартапы теперь ставят своей целью не Minimum Viable Product, а Minimum Valuable Product (MVaP). Минимальный ценный продукт. Так становится проще напоминать себе и команде, что задача — не выпуск какой угодно вещи при низких затратах. А создание продукта, который несёт в себе какую-то ценность для пользователей. И позволит вам набрать изначальную аудиторию, поведение которой потом можно будет анализировать.
MVaP ставит в приоритет своих пользователей, их потребности и ожидания. Проводит исследования, анализирует юзабилити, оценивает демографию, создает use cases. Всё с целью определения наилучших способов для удовлетворения запросов потенциальных клиентов.
Обычно есть несколько разных идей о том, как лучше достигнуть этой задачи. Здесь на помощь приходит тестирование прототипов. Функциональные прототипы представляются реальным пользователям, чтобы увидеть, какой вариант устроит их лучше всего. Это важный шаг в создании MVaP.
Но минимально ценный продукт должен приносить пользу не только клиентам. Он создаёт ценность и для самого проекта. Как и MVP, он обязан уметь извлекать полезную информацию о том, как продукт воспринимается рынком.
Ценность с MVaP также создаётся для бизнеса в целом. Один из рисков выпуска MVP, минимально жизнеспособных продуктов, — в том, что они могут плохо отразиться на бренде (если сделать это неаккуратно и представить «сырой» вариант). Крупная компания, от которой пользователи ждут определенного уровня, позволить себе такого не может. Поэтому для её лучше выбирать более безопасный путь — MVaP. Такой продукт часто стоит дороже в разработке, зато он гарантированно несёт в себе ценность, и позитивно влияет на имидж бренда, который он представляет. По этой стратегии с нашими программистами сейчас сотрудничают «Яндекс» и Mail.ru.
Если вы не крупная компания, и создаете буквально один из своих первых сервисов, концепт простого MVP для вас вполне подходит.
Для начала нужно определить проблему, которую продукт будет решать. И создать проект с минимальным набором функций, решающих эту проблему. А дальше — начинать учиться понимать пользователей, и улучшать свой продукт в соответствии с реальными требованиями рынка.
Идея в том, чтобы сервис проверил ваши основные предположения. Может ли это быть чем-то, чем люди интересуются? Если да, то дальше стартап может развивать свою деятельность: набирать команду, искать финансирование.
Итак, по шагам, нужно:
Раньше, на «Диком Западе» интернета, всё было попроще. Но сейчас успех стратегии MVP во многом зависит от продуманного бизнес-плана. В США для этого сейчас любят использовать канву бизнес-модели. Этот полезный инструмент был предложен в 2005 году Александром Остервальдером, швейцарским предпринимателем и бизнес-теоретиком. Почитать о нём подробнее можно в интернете, для этого есть десятки специализированных сайтов. Но если вкратце, такая канва позволяет на одной странице описать все основные бизнес-процессы компании. В том числе:
Канва бизнес-модели — простой способ прийти к тому, как должен выглядеть ваш минимально жизнеспособный продукт. В ней есть все модули, необходимые для формирования общей стратегии.
Главное — это позволяет лучше понять, на каких функциях сосредоточиться, в чём основная цель продукта, и что будет отличать его от конкурентов.
Взять, к примеру, первый iPhone. Все телефоны в то время имели ряд функций, которые Apple специально не включила в свой девайс. В нём не было функции копирования и вставки (!), не было SDK, не было 3G-связи. Даже нельзя было отправлять текстовые сообщения сразу нескольким контактам.
Но Стив Джобс знал, на чём сосредоточиться. Он представил MVP, минимально жизнеспособный продукт. С мультитачем и большим экраном. В нём были ровно те основные возможности, которые выделяли его на фоне остального рынка. На отсутствии привычных фич специально не заостряли внимание — ни публики, ни разработчиков. Аудитория этот MVP, как показывает история, приняла, и теперь, на двенадцатой итерации, в смартфоне есть все недостающие функции, и даже более того.
Если вы пока что не Стив Джобс, есть некоторые полезные сервисы для начала работы над своим первым минимально жизнеспособным продуктом:
Можно обратиться к опытной компании, предлагающей свои услуги по разработки MVP для стартапов. У неё должно хватать дизайнеров и программистов с опытом в этой сфере. Заказчики с идеей и определенным количеством денег сейчас обычно так и делают. Не обязательно искать разработчиков, решать легальные вопросы, с нуля создавать команду. Если есть хорошая идея и вариант её продвижения — найдется достаточно опытных фирм, которые возьмутся за работу за вас. Это будет намного дешевле, чем начинать с нуля, а временные затраты несопоставимы.
В следующем материале расскажем о примерах крутых идей для MVP, которые позволили основателям компаний почти из ничего создать бизнесы на несколько миллиардов.
MVP: как создать минимально жизнеспособный продукт
Создание минимально-жизнеспособного продукта — MVP — помогает бизнесу снизить риски при разработке нового продукта и проверить его востребованность. В статье рассказали, как сделать и запустить MVP
Владислав Мокроусов
Представьте: вы потратили много времени на разработку продукта, учли все детали и запустили его на рынок. Но уже в первую неделю после запуска вы понимаете, что продукт не попадает в целевую аудиторию, новые клиенты быстро уходят, а расходы продолжают увеличиваться.
Запуск MVP позволяет избежать этих проблем и предусмотреть возможные решения. Рассказываем, что такое минимально жизнеспособный продукт и как его внедрять.
Что такое MVP
MVP — Minimum Viable Product — ранняя версия будущего проекта, которая позволяет при минимальных затратах собрать максимум практических данных о том, как с продуктом взаимодействуют клиенты.
Компания запускает сервис для совместного поиска жилья и планирует выпустить его на рынок. Она создает одностраничный сайт и предоставляет доступ к нему пользователям. Проектная команда наблюдает за поведением клиентов, обрабатывает информацию, анализирует реакцию, делает необходимые изменения и адаптирует продукт под потребности аудитории.
Создание MVP позволяет протестировать продукт на практике и проанализировать результаты. Это выгодно, когда вы запускаете стартап и хотите понять, в какую сторону лучше развиваться, намерены снизить затраты или не уверены в эффективности бизнес-идеи. MVP применяется для создания любого продукта, но чаще используется в ИТ для разработки программного обеспечения и цифровых сервисов.
Как запуск MVP ускорил развитие WhatsApp
С чего все началось. В мессенджере WhatsApp на момент публикации не было функций для отправки сообщений. Создатели WhatsApp хотели создать мобильную телефонную книгу, которая бы показывала статус контакта: доступен, занят, на совещании, за рулем, в спортзале. Когда пользователи указывали статус, их контакты получали всплывающее уведомление.
Что сделали. Разработчики быстро заметили, что пользователи стали использовать статусы для общения, и выпустили новую версию WhatsApp, в которой было больше функций, связанных с отправкой сообщений. В результате небольшая пользовательская база выросла всего за несколько дней до 250 000 человек.
Результат. К 2015 году сервис стал самым популярным приложением для обмена сообщениями в мире. Сейчас WhatsApp используют более двух миллиардов человек по всему миру, а начался проект с MVP.
Создание MVP: пошаговое руководство
Процесс запуска минимально жизнеспособного продукта включает восемь этапов.
Разберемся, какая задача на каждом этапе и что нужно делать.
Этап 1. Определить проблему пользователя
Задача. Понять, для чего нужен продукт, определить его основную ценность для пользователя.
Клиенты бизнес-центра часто уезжают в командировки, и парковочные места остаются свободными. Бизнес-центр не может привлечь временных арендаторов того, что им негде парковаться, и теряет потенциальный доход.
Бизнес-центр запускает приложение для аренды парковочных мест. Оно позволяет водителям искать свободные места для парковки и арендовать их на время. Теперь у компании появился удобный инструмент для снижения издержек на период командировок постоянных арендаторов. Приложение стало полезным, потому что создатели проекта точно определили проблемы целевой аудитории.
Как действовать. Опросите своих потенциальных клиентов, выявите основные проблемы и боли, с которыми они сталкиваются. Изучите обратную связь от пользователей на сайтах и в социальных сетях конкурентов.
Этап 2. Определить ядро целевой аудитории
Задача. Создать подробный профиль пользователя: возраст, образование, работа, доход, привычки и хобби. Описать все детали, которые могут повлиять на выбор клиента в будущем.
Мобильный оператор хочет расширить клиентскую базу и создает приложение с дополнительными бонусами для активных клиентов. Перед началом разработки компания проводит исследование своей аудитории и определяет конкретные стимулы, которые повышают активность и вовлеченность пользователей. Например, большое количество семейных клиентов позволяет компании сделать специальные скидки для звонков родственникам. Так оператор укрепляет лояльность и привлекает новых клиентов.
Как действовать. Проведите опрос через сервисы по изучению целевой аудитории. Проанализируйте социальные сети клиентов, изучите их предпочтения, проблемы и цели. Используйте данные сервисов веб-аналитики, организуйте глубинные интервью с клиентами.
Этап 3. Изучить конкурентов
Задача. Определить и проанализировать основных игроков на рынке. Изучить основные характеристики конкурентов: их стратегические и финансовые цели, маркетинговые кампании, динамику продаж, прибыль и слабые места.
Банк создает приложение для пользователей с индивидуальным личным кабинетом. Перед запуском разработки он оценивает эффективность подобных приложений у своих конкурентов. Руководители проекта анализируют основные услуги, интерфейс, бонусные программы, клиентский сервис и систему обратной связи — все функции приложений других банков. После этого анализа проектная команда определяет характеристики собственного продукта и переходит к следующему этапу.
Как действовать. Проанализируйте трех самых крупных игроков на рынке, определите их долю, оцените свою способность предложить новый продукт. Изучите сайты, новости, видео, интервью и оценки, посетите презентации и конференции с участием конкурентов.
Этап 4. Провести SWOT-анализ
Задача. Определить сильные и слабые стороны продукта, потенциальные возможности и угрозы.
Например, банк создает сервис по инвестированию для физических лиц. Сервис будет включать обучающие материалы, советы экспертов, программы лояльности и личные счета пользователей. Проектные менеджеры проводят анализ, выделяют сильные и слабые стороны проекта, внешние возможности и угрозы.
На основе SWOT-анализа банк разрабатывает стратегию запуска нового продукта, фокусируется на клиентах с высоким доходом и создает собственные программы лояльности
Как действовать. Соберите все преимущества вашего продукта по сравнению с конкурентами, проранжируйте их от более значимых к менее значимым. Удалите из списка лишние пункты, оставьте только те характеристики, которые повлияют на развитие продукта. Укажите все проблемы, которые имеют ваши бизнес-процессы.
Соберите всю информацию о динамике рынка и поведении конкурентов. Не включайте в список незначительные факторы. Используйте результаты анализа для составления стратегии развития продукта.
Этап 5. Определить путь пользователя
Задача. Сделать простым и понятным путь, который проходит пользователь при взаимодействии с продуктом. Проектная команда проходит все шаги пользователя самостоятельно и определяет моменты, когда пользователь нуждается в подсказке или дополнительной информации.
Логистическая компания создает сервис для привлечения водителей к выполнению грузоперевозок. Водитель пользуется этим сервисом в таком порядке: регистрируется, вносит свои личные данные, выбирает удобную доставку, управляет заказом и получает вознаграждение. После описания всех шагов разработчики могут приступить к определению функций для каждого из них.
Как действовать. Создайте образы разных типов клиентов, определите все этапы и взаимодействия пользователя, обсудите с командой возможные помехи для клиента в процессе достижения его цели на сайте. Устраните помехи с помощью изменения карты пользователя.
Этап 6. Определить основные функции будущего продукта
Задача. Прописать ключевые функции продукта для каждого шага пользователя, определить приоритетность функций и объем минимально жизнеспособного продукта.
В предыдущем пункте мы описали путь водителя на сервисе логистической компании. Теперь для каждого шага проектная команда прописывает конкретные функции. На этапе регистрации водитель может ввести номер телефона или электронную почту.
На следующем этапе он загружает паспортные данные, информацию о своей квалификации и опыте работы. Все основные шаги и функции пользователя разработчики собирают в единую карту для отображения его полного маршрута на сервисе. Карта помогает расставить приоритеты в использовании функций и определить объем MVP.
Как действовать. Составьте карту взаимодействия пользователя с продуктом. Определите функцию для каждого этапа и расставьте все функции по приоритету. Расположите самые востребованные функции в начале списка, редкие — в конце. Приоритетные функции будут формировать минимально жизнеспособный продукт.
Этап 7. Выбрать методологию разработки
Задача. Выбрать один из итеративных способов разработки. Lean, Scrum, Kanban, экстремальное программирование — все эти методологии позволяют дорабатывать продукт на протяжении всего процесса разработки.
Строительная компания оптимизирует процесс закупок. Сотрудники привыкли обрабатывать классические типовые запросы, но они не могут справиться с нетипичными заказами. Методология Kanban позволила разделить все закупки на разные типы и классы. Разработчики добавили дополнительную функцию для нетипичных запросов.
Как действовать. Изучите основные характеристики методологий разработки программного обеспечения. Определите масштаб и стоимость проекта, риски, сложность и скорость реализации. Проанализируйте стратегические цели развития продукта и выберите подходящую методологию для вашего проекта.
Этап 8. Протестировать продукт
Задача. Провести альфа- и бета-тестирование для совершенствования продукта. Устранить все технические проблемы и оценить реакцию рынка.
Банк создает новый сервис для юридических лиц. Новый продукт тестируют внутренние тестировщики, сами члены проектной команды, разработчики, сотрудники банка. После этого реальные клиенты начинают пользоваться сервисом. Банк собирает обратную связь и делает необходимые доработки.
Как действовать. После завершения разработки пользуйтесь продуктом внутри команды на протяжении 3—4 дней. Потом дайте доступ к продукту реальным пользователям на 2 недели. Проанализируйте все полученные данные, доработайте продукт и снова протестируйте
Запуск продукта
После прохождения всех этапов и перед запуском продукта компания устанавливает метрики успеха MVP. Это могут быть финансовые результаты или количество активных пользователей сайта.
После запуска компания измеряет метрики и понимает, дает ли итоговый MVP ожидаемый результат. Дальнейшее развитие продукта зависит от обратной связи со стороны пользователей.
Оценка MVP и доработка продукта
После обработки первичной информации и устранения проблем проектная команда продолжает выполнять новые итерации и улучшать продукт. Менеджеры обрабатывают данные о поведении пользователей, оценивают эффективность продукта и могут вернуться к любому из этапов создания MVP.
Минимально жизнеспособный продукт помогает компаниям минимизировать издержки при запуске новых продуктов. MVP позволяет оценить потенциал проекта, выявить его позитивные и негативные стороны, оценить прогресс в развитии продукта и получить обратную связь от пользователей в короткие сроки.
Сейчас читают
Средний доход на пользователя: что это такое, как и зачем его считать
Рассказываем, чем бизнесу поможет знание ARPU — среднего дохода на пользователя, как его рассчитать и что сделать, чтобы увеличить этот показатель
Преимущества и недостатки каналов прямой коммуникации
E-mail, СМС, мобильные и веб-пуши, мессенджеры, чат-боты — это каналы прямой коммуникации с клиентом. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Описываем особенности каналов во всех подробностях
Что такое бизнес-анализ и зачем проводить его на старте проекта
Бизнес-анализ помогает компаниям принимать ключевые решения об изменении процессов и разработке новых продуктов. В статье рассказываем, как проводят бизнес-анализ и сколько на него нужно времени
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания