no to racism что значит
«Ты белый, значит — расист!» Американцы пытаются искоренить в себе расизм. Почему из-за этого белым становится сложно жить в США?
Столетия рабства, законы апартеида, суды Линча и дискриминация — Соединенные Штаты не могут забыть о своем расистском прошлом. И пусть борьба за гражданские права оставила в прошлом сегрегацию, многие американцы убеждены — расизм и по сей день живет даже в тех, кому и в голову не придет поджигать кресты, нарядившись в белые балахоны. Как выдавить из себя ненавистного расиста, никто толком не знает, однако отсутствие понятного врага — не повод прекращать борьбу. И вот уже борцы за расовое равенство направляют свой гнев не на радикалов и даже не на белых людей, а на саму их «белость» — абстрактное качество, определяющее их как общность угнетателей. «Лента.ру» разбиралась, откуда взялась новая этика расовых отношений, почему всех белых называют расистами и какую роль в становлении этих идей сыграл Ленин.
По возможности не будьте белыми
Поумерить уверенность в себе и своих словах, быть менее высокомерными и невежественными, меньше защищать свою позицию. Быть скромнее, больше прислушиваться к другим, больше доверять. И, пожалуйста, никакой солидарности с представителями своей этнической группы. Все это, по мнению авторов обучающего курса для сотрудников Coca-Cola, и значит «быть менее белым».
В том же курсе говорится: понять и принять то, что такое быть белым в действительности, — шаг на пути к преодолению предрассудков и победе над расизмом. Систему расового неравенства, утверждают авторы, поддерживают даже дети: в странах Запада они уже с 3-4 лет начинают понимать, что белым быть лучше, чем цветным. По крайней мере, к такому выводу приходят исследователи.
Один из сотрудников Coca-Cola слил скриншоты этой презентации в социальные сети, и это вызвало волну возмущения. Для многих идеи этого курса стали очевидным проявлением расизма — ведь если заменить в них слова «белый» на «черный», получатся фразы, за которые в современных США или Великобритании можно легко лишиться работы, а то и подвергнуться судебному преследованию.
Представители Coca-Cola публично высказались через пару дней бурных обсуждений в медиа — при этом без каких-либо извинений за расизм, в котором их обвинили. Они объяснили, что курс не был обязателен для всех сотрудников, а служил лишь одним из образовательных элементов. Предназначен он был для формирования инклюзивного, то есть открытого для всех, рабочего пространства. Кроме того, в заявлении Coca-Cola указывается, что курс не разрабатывали специально для их компании: он сделан в образовательном центре Big Think и размещен на деловой платформе LinkedIn для использования любыми желающими работодателями.
Протест BLM в Берлине
Фото: Hannibal Hanschke / Reuters
В сети уже звучали призывы к бойкоту продукции Coca-Cola, когда коуч и блогер Карлин Борисенко, благодаря которой мир и узнал об этом «расовом тренинге», высказалась против дискриминации газированного напитка. По ее мнению, общественности стоило бы осуждать и преследовать не компанию, а тех, кто создал тренинг.
Анонимные авторы опирались на работы социолога Робин Джоан ДиАнджело. И хотя сама она открестилась от причастности к скандальному тренингу, его концепция в целом не противоречит ее взглядам. ДиАнджело посвятила всю свою научную карьеру такой неоднозначной области, как whiteness studies. Это направление социальной науки, название которого можно перевести как «исследования белости», существует уже несколько десятилетий.
Жизнь с чистого листа
Большинство научных дисциплин, изучающих этносы США и других стран, отличаются своими подходами от whiteness studies. Исследования чернокожих, латиноамериканцев, азиатов, коренных народов по умолчанию относятся к своему предмету без эмоциональной или идеологической окраски: это просто области социологии, изучающие определенные группы населения.
С исследованиями «белокожести» все обстоит иначе: у истоков этого направления расовой теории стоят авторы, целью которых было обличить несправедливость и победить «превосходство белых», установившееся в мире — в первую очередь, в Соединенных Штатах. Такое видение проблемы давно закрепилось как идеологический мэйнстрим «левого» крыла американской политики.
Исследователи «белости» в наши дни атакуют такой феномен, как скрытый расизм. Они утверждают, что к расовому угнетению причастны не только те, кто презирает и ненавидит людей из-за цвета их кожи, — напротив, в поддержании расизма участвуют и «хорошие», благонамеренные люди. В их понимании, чуть ли не каждый элемент общественной жизни поддерживает угнетение этнических меньшинств.
В видеолекции «Деконструируя белокожесть» Робин ДиАнджело фактически лишает белых людей возможности заявлять, что они не расисты. По ее словам, каждый белый человек с самых ранних лет впитывает бессознательные расистские установки из своего окружения, и ему необходимо осознать и принять это. Но в момент столкновения с этой реальностью белый человек начинает защищаться — проявляет то, что ДиАнджело зовет «белой хрупкостью».
Я помогаю белым людям понять, что расизм — это сама материя, из которой сделано наше общество
Безусловно «расистскими» в этой парадигме оказываются в том числе высказывания вроде «Я не делю людей по цвету кожи», «Для меня все расы одинаковы», любое отрицание собственного расизма, а также всевозможные религиозные взгляды, проповедующие всеобщее равенство. Считается, что такое снисходительное отношение могут себе позволить только представители доминирующей белой расы — остальных в первую очередь определяет цвет кожи, и они не могут ничего с этим поделать.
То же относится и к менее очевидным вещам. Например, к проявлению расизма можно отнести индивидуализм: белый человек, который утверждает, что всего добился сам и что ход его жизни зависит лично от него, таким образом отрицает привилегии этнического большинства и способствует процветанию расистской системы.
Существующие в ней меньшинства — в первую очередь, чернокожие — постоянно подвергаются «микроагрессиям» со всех сторон: практически любой аспект их жизни, от менталитета и культуры до походки, одежды, интонаций и лексики, воспринимается хуже, чем то же у белых. «Белость» определяется в том числе как доминирующая норма, невидимая и удобная для ее носителей — но болезненная для тех, кто в нее не вписывается.
Белым по черному
Предположение о любых различиях между человеческими расами (кроме очевидных антропологических) современная наука безусловно отвергает. Подобные вопросы неприемлемо рассматривать всерьез и даже обсуждать, а в гуманитарных кругах постулируется, что происхождение не может играть значимой роли.
Фиксируется даже момент, когда она была сконструирована. И ей, как любой идеологической надстройке, приписывается собственная материально-экономическая база — в строгом соответствии с марксистскими догмами. Теодор Аллен, один из ключевых авторов в этой области, в своей книге «Изобретение белой расы» указал, что еще в XVIII веке не фиксировалось никаких сообщений о враждебности белых рабочих по отношению к черным.
По его мнению, цвет кожи не имел большого значения в общественных отношениях, а тогдашние представления о расах проводили явные границы между этносами: к примеру, кельтам, саксам и ирландцам приписывались принципиально отличные друг от друга качества, которые «подтверждали» измерения черепов. Расовая теория, принизившая чернокожих в глазах остальных, развернулась уже в XIX веке.
Аллен был убежден, что «белая раса» — не просто социальный конструкт, наделяющий его носителей множеством привилегий. Он считал, что это понятие — сущность целой общественной формации, механизм контроля над иерархией и оправдания бесчеловечной системы рабства.
Исследователи «белости» считают, что с этого и началась история единой североамериканской идентичности и современного понимания расы. Малые светлокожие народы, которые до этого разграничения считались группами второго сорта — ирландцы, итальянцы, евреи и другие, — стремительно вливались в единую общность «американцев» и поддерживали Демократическую партию, которая тогда выступала за сохранение рабства для черных.
Исследователи именуют этот процесс не иначе как массовым классовым предательством. Сейчас для небелых консерваторов и трампистов есть другой термин: их обвиняют в «межрасовой белости» — желании стать частью агрессивной, доминирующей системы, заставляющем забыть о своих корнях.
Что такое расизм простыми словами и кто такие расисты
Расизм простыми словами — это целый ряд идеологий, утверждающих, что не все расы равноценны. Его приверженцы считают, что есть главная человеческая раса, а остальные — второстепенные, находящиеся на более низком уровне развития. Расисты считают, что одни расы превосходят другие, которые, в свою очередь, являются неполноценными.
Кто такое расисты
Исследователи (например, Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы») выделяют две основные причины возникновения расизма в человеческом обществе:
С точки же зрения психологии, расизм обусловлен потребностью в коллективной солидарности.
Расисты — это люди, которые верят, что поведение человека определяют врождённые биологические особенности. К примеру, цвет кожи. Социологи отмечают, что, например, в Америке проблема расизма связана с давним конфликтом. В США белые люди сперва не любили индейцев (коренных жителей Америки), а потом и чернокожих. Давний конфликт между этими нациями и в настоящем вызывает проблемы на почве расовой принадлежности.
@The Ohio State University College of Public Health
Расисты считают, что представители «полноценной» расы не просто главные, их задача — поработить «низших и неполноценных».
Есть так называемые «культурные» расисты. Их идеология основана на том, что разные культуры абсолютно несовместимы и ни в коем случае не должны существовать в одном государстве или обществе.
Происхождение термина
Впервые слово «расизм» появилось во французском словаре Ларусса в 1932 году. Суть трактовки термина заключалась в том, что одна расовая группа превосходит другую. Французский философ Альбер Мемми написал книгу «Расизм», чем внёс заметный вклад в определение нынешнего понятия расизма.
@Википедия
Появление расизма связано с давней эпохой, когда активно открывались новые географические объекты. Люди приходили на новые территории, где жили коренные жители. Их истребляли, а объяснялось всё это превосходством белой расы. Простыми словами люди проявляют ненависть к другим из-за цвета кожи, другого языка, места рождения, религии и других подобных факторов.
«Научный» расизм появился благодаря французскому историку Ж. Гобино. Он выдвинул тезис, что расовая принадлежность людей влияет на их поведение, уровень культуры, превосходство над другими с точки зрения прогресса. На родине Ж. Гобино не был принят с его идеей, но в Германии его расовая теория привилась, сначала претерпев грубые и ужасные изменения, что привело в будущем к трагедии всемирного масштаба.
«Белые — это не культура!» Как борьба с расизмом в США привела к травле белых людей и расколу в обществе?
С пустя год после гибели от рук полиции чернокожего американца Джорджа Флойда и начала массовых протестов под лозунгом Black Lives Matter (BLM, «Жизни чернокожих важны») нельзя не заметить, как сильно изменилось отношение американского государства и общества к проблеме расизма. Борьба с так называемыми привилегиями белой расы усилилась и затронула буквально все сферы жизни. При этом многие американцы считают, что борцы за права чернокожих порой заходят слишком далеко: в бизнесе, образовании и даже в законодательной сфере все ярче проявляется обратная дискриминация — угнетение белых. В рамках проекта «Проблемы первого мира» «Лента.ру» выяснила, каких результатов добились идеологи BLM в борьбе с привилегиями белых, почему стремление защитить угнетенные группы поставила американское общество на грань раскола и грозит ли США новая война из-за расового вопроса.
Врожденный расизм
«Я работаю на Black Lives Matter. Пожалуйста, встаньте на колени и извинитесь — у вас белые привилегии», — с такими словами темнокожий юноша подходит к белым жителям Нью-Йорка, снимая их на камеру. Некоторые реагируют с возмущением или недоумением, и тогда он не вступает в спор, а просто уходит. Другие встают — на одно колено или сразу на оба — и извиняются, искренне или не очень, за то, что родились с тем цветом кожи, который автоматически делает их расистами.
Вышедшее позже видео оказалось сатирой: автор — не член движения за права чернокожих, а блогер под псевдонимом Ровный Санчез, а его ролик — не более чем пранк. Но этого не знали невольные участники розыгрыша, послушно и с извинениями встававшие на колени.
Летом 2020-го такие акции, причем без всяких шуток и пранков, стали нормой: представители этнического большинства в США массово вставали на колено на акциях протеста BLM, порой к ним присоединялись и полицейские.
Современные активисты BLM считают себя наследниками правозащитного движения XX века: еще в начале 60-х годов в США действовали законы о сегрегации, жестко ограничивающие в правах чернокожее население. Чернокожих не допускали в общественные места вместе с белыми, они не могли поступить в университет или устроиться в компанию, где работают белые.
Эта сегрегация — наследие рабовладельческого строя, который держался в Соединенных Штатах дольше, чем в большинстве стран мира, и был отменен только по результатам Гражданской войны. После того как рабовладельцы Юга проиграли войну, они не согласились с равенством рас — в ходе так называемой Реконструкции в США появились «законы Джима Кроу», закрепляющие сегрегацию и усугубляющие угнетенное положение формально равных афроамериканцев.
Преодолеть такое положение дел удалось спустя почти столетие после отмены рабства — когда в 60-е годы правозащитное движение вывело на улицы миллионы людей. В ходе тогдашних массовых выступлений происходили и погромы, и стычки с полицией. Речи одного из лидеров движения — проповедника Мартина Лютера Кинга-младшего — сегодня изучают в американских школах. После событий 60-х годов расовые бунты еще случались, однако американское государство постепенно избавилось от законов, усиливающих неравенство.
В последние десятилетия казалось, что расовые предрассудки исчезли, но сторонники BLM придерживаются иного мнения.
Сейчас в американском обществе нет того расизма, который был очевиден в середине XX века. Ситуации, когда чернокожих не повышают по службе из-за цвета кожи, когда белые полицейские без веских причин избивают и арестовывают их, когда кто-то называет афроамериканцев запретным словом на букву «н», давно стали неприемлемыми в США. Общество и государство резко реагируют на любые проявления нетерпимости, наказывая виновных и морально, и юридически.
Но в последние годы борьба за расовое равноправие пошла дальше: несправедливость ищут почти в любых действиях потомков «угнетателей» — ведь их белые предки заработали за счет этого особые привилегии. В том, что последствия расизма есть повсюду, убеждены и политики, и журналисты, и даже университетские преподаватели.
Если в XIX веке чернокожих считали «низшей расой» в соответствии с научными теориями того времени, то теперь профессора университетов стыдят белых студентов за то, что их предки могли угнетать этнические меньшинства. Потомкам предполагаемых расистов в ответ остается только оправдываться.
Такое понимание равноправия может показаться абсурдным, но только тем, кто не знает, что думают о расизме левые активисты и поддерживающие их политики. В понимании сторонников BLM расизм — это не просто предубеждение, превозносящее ту или иную расу, а всеобъемлющая система распределения власти, которая делит общество на угнетателей и угнетенных.
Такие идеи называют общим термином «критическая расовая теория» (critical race theory, CRT). Это идеология, развившаяся в Гарварде в 1970-х годах.
Поэтому сторонники CRT считают, что сегодня главная задача белого человека в США (да и во всем мире) — восстановление социальной справедливости по отношению к тем этносам и группам, которые исторически угнетали его предки. Профессор философии из Университета Де Поля (Чикаго, штат Иллинойс), доктор наук и заслуженный деятель искусств Джейсон Хилл в беседе с «Лентой.ру» связал появление CRT с идеями нигилизма — они тоже отрицают практически все элементы общественного устройства.
Современные борцы за социальную справедливость, как свойственно нигилистам, неизбирательны в средствах, которыми они добиваются своих целей. Один из основных методов CRT — это cancel culture (культура отмены): в соответствии с ней всех несогласных подвергают порицанию, бойкоту и гонениям. Сейчас в США за несогласие с идеями расовой справедливости человека могут уволить с работы или отчислить из колледжа.
Профессор Хилл — темнокожий выходец с Ямайки, но он не считает радикальные идеи BLM правильными для общества. По его мнению, за последние десятилетия у людей заметно ослабла вера в западную цивилизацию, общие ценности разрушаются, а активисты помогают их доламывать. «Они ломают замки из песка, как дети, но не готовы ничего строить взамен», — объясняет ученый.
Школа расовой грамотности
По мнению современных борцов с расизмом, белые американцы должны пройти глубокую культурную трансформацию, чтобы избавиться от дискриминирующих предрассудков. Эти идеи пока не слишком понятны основной массе населения, однако крупные корпорации уже берут их на вооружение. Это наглядно продемонстрировал скандал с тренингом по развитию расовой грамотности, который предложила своим сотрудникам Coca-Cola.
Такие формулировки возмутили пользователей социальных сетей, на них обратили внимание и политики-республиканцы. В Coca-Cola заявили в ответ, что участие в тренинге было добровольным, и он не включен в список официальных образовательных программ. Содержание тренинга в компании никак не прокомментировали.
Этот частный случай — яркий пример борьбы с так называемой «белизной» (whiteness) в американском обществе. Социолог Робин Джоан ДиАнджело, на работы которой во многом опирается новое поколение идеологов BLM, фактически поставила каждому белому человеку клеймо угнетателя. В рамках ее концепции белый — расист с рождения, ведь он с малых лет впитывает расовые установки своего белого окружения.
При этом в собственной идентичности белым американцам новая идеология отказывает. По одной из версий, само обозначение людей с белым цветом кожи появилось лишь благодаря сегрегации и на самом деле никого не объединяет, кроме угнетателей.
Белому большинству предлагается с самого детства приучать детей следить за словами, манерами и поступками, оглядываясь на то, что они белые. В понимании профессора ДиАнджело, даже когда белые люди говорят, что относятся ко всем расам одинаково, они угнетают этнические меньшинства. Из уст белого человека такие заявления звучат как снисхождение к более слабым группам, у которых нет доминирующего положения в обществе, а значит, и равенства быть не может.
И хотя на акции протеста BLM против неравенства, в том числе с помощью погромов, поджогов и драк с полицией, в 2020 году выходила в основном чернокожая молодежь и левые активисты-маргиналы, куда более важные центры развития этой идеологии сосредоточены в американских университетах.
Например, профессор социологии из Пенсильванского университета на занятиях предлагает студентам объяснить, как решить проблему их белокожести. Слушатели его лекций перед всей аудиторией рассказывают, как грустно и неловко им быть белыми и что они не выбирали такими родиться.
Многие студенты берут такие взгляды на вооружение и сами «наводят порядок» в университетах. Недавно в социальные сети попало видео, на котором две чернокожие студентки выгоняют белых юношей из «мультикультурной» комнаты отдыха в кампусе Аризонского университета. Девушкам не понравилось, что у одного из них на ноутбуке был наклеен стикер «Жизни полицейских важны» (Police Lives Matter) — это лозунг противников BLM, недовольных всеобщей ненавистью к полиции. Перебранка между студентами дошла до того, что студентки стали кричать «белые — не культура!». Юноши удалились, чтобы избежать конфликта, — из-за «неприемлемых» взглядов они не смогли присутствовать в пространстве, предназначенном для «представителей всех рас и культур».
Профессор Хилл считает, что осторожность, с которой теперь белые относятся к чернокожим, сродни расовой нервозности.
У нас фактически вернулась сегрегация. Она имеет место во многих университетских городках, где чернокожие просят общежитие только для них, университетские библиотеки и кафетерии, куда запрещен вход белым. Мартин Лютер Кинг умер не за это
Отказ от белых привилегий пропагандируют не только в университетах, но и в школах: штат Калифорния в сентябре добавил курс об этнических меньшинствах в обязательную школьную программу. А в ряде случаев обучение «антирасизму» начинают с детского сада.
Родителей, не согласных с таким подходом к образованию, легко клеймят расистами. А для согласных авторитетные ассоциации психологов выпускают руководства по воспитанию белых младенцев, свободных от расистских ценностей.
Еще одним показательным случаем борьбы с белым превосходством стало увольнение более сотни смотрителей-волонтеров из Чикагского института искусства. Это один из старейших арт-музеев мира, в котором с XIX века собрано почти 300 тысяч экспонатов. В марте 2021 года туда пришла новый директор по работе с общественностью и учебным программам — чернокожая Вероника Стайн. Ее задачей было повышение инклюзивности: привлечение в музей людей «всех возрастов, происхождения и способностей». Однако уже в октябре она потребовала уволить из музея всех волонтеров, знакомивших посетителей с коллекциями.
Многие из них были пожилыми людьми на пенсии, некоторые имели сторонний доход, что позволяло им работать в институте бесплатно, но все они оказались белыми мужчинами и женщинами. По мнению Стайн, такое положение дел противоречило принципам инклюзивности. За долгую службу музею бывшим смотрителям позволили два раза в год бесплатно его посещать. Всех несогласных с этим решением Стайн обвинила в покушении на государственные гражданские институты.
Наряду с искоренением «белизны» в учреждениях образования и искусства продолжается война с угнетающим американским прошлым. 19 октября в Нью-Йорке приняли решение до конца 2021 года убрать из здания мэрии статую одного из отцов-основателей, третьего президента США Томаса Джефферсона. В 2020 году памятник Джефферсону уже демонтировали в городе Портленде (штат Орегон). Сторонники BLM часто указывают на то, что США основали рабовладельцы. При жизни у Джефферсона во владении было около 600 рабов, однако автор Декларации независимости США часто отмечал несправедливость рабства и был гуманным по отношению к своим слугам, поощряя их усердие и честность.
План Байдена
Борьбу с белыми привилегиями активно поддерживают крупные медиа и корпорации. В 2017 году выяснилось, что руководители 25 подразделений видеохостинга YouTube (часть экосистемы Google) требовали от HR-отделов не набирать на работу белых американцев и американцев азиатского происхождения.
Таким образом компания хотела добиться расового разнообразия. На тот момент 91 процент работников Google были либо азиатами, либо белыми. Впрочем, исправить ситуацию не удалось: в 2021 году белые и азиаты занимали 92 процента должностей в Google.
Более успешными в плане идеологической работы оказались крупнейшие американские СМИ: за последние десять лет почти во всех главных медиа США термины, связанные с критической расовой теорией, стали использовать в несколько раз чаще.
В июле 2021 года журнал Time опубликовал статью активиста Чандрана Наира, в которой он призвал к глобальной борьбе с превосходством белой расы. Наир, противник привилегий европейцев, подчеркнул, что нельзя покончить с угнетением небелых этносов, концентрируя свое внимание лишь на США: белые всего мира обязаны отказываться от своей власти в глобальной экономике и политике.
С такой точкой зрения согласны левые политики не только в Америке, но и в Европе. Но главным лоббистом идеологии BLM на сегодняшний день считается президент США Джо Байден. Лидер демократов не раз высказывался в поддержку чернокожих американцев — и тоже показательно вставал на одно колено. Уже в феврале 2021-го, спустя месяц после инаугурации, Байден назвал главной террористической угрозой США именно белый расизм.
Важнейшей из последних инициатив Байдена стал «Двухпартийный законопроект об инфраструктуре и улучшении повестки дня».
Американские консерваторы назвали законопроект «антибелым» и «расистским», поскольку большая часть выделенных средств придется на поддержку чернокожего населения. Дело в том, что приоритет в финансировании получат компании, которыми владеют представители этнических меньшинств. Субсидии на строительство и ремонт дорог тоже в первую очередь выдадут бизнесменам из угнетенных групп. Критики закона напомнили, что в проблемных регионах белые подрядчики испытывают точно такие же экономические проблемы, как и их чернокожие конкуренты, а значит, решение администрации — чисто идеологическое.
Законопроект прошел слушания в Сенате, но встретил препятствия в Палате представителей. Примечательно, что против выступили уже не только республиканцы. Разногласия начались и в стане демократов, большинство которых все же не разделяют неомарксистских убеждений. Закон в итоге ушел на доработку, его парламентские обсуждения продолжаются.
Статистика расизма
За последние 50 лет в США исчезли законы о расовой сегрегации и расовые предрассудки, но стараниями академиков и журналистов большинство американцев теперь убеждены, что проблема расизма в обществе очень остро стоит именно сейчас. Согласно последним опросам Gallup, 59 процентов белых респондентов считают, что расизм широко распространен в их стране.
Принадлежность к белой расе автоматически означает вину, и потому неудивительно, что открыто считать себя белым и гордиться этим становится все большим позором. Результаты исследования Pew Reserch Center от 2019 года показывают, что белые американцы лишь в 15 процентах случаев называли расу центральным элементом своей идентичности. В отличие от них, на первое место расовую идентичность поставили 56 процентов азиатов, 59 процентов латиноамериканцев и 74 процента чернокожих.
По данным другого исследования того же года, белые американцы испытывают неловкость и даже сожаление из-за принадлежности к своей расе, тогда как чернокожие, азиаты и латиноамериканцы гордятся своими корнями.
Блог Ideas and Data подошел к вопросу расового неравенства с точки зрения статистики и пришел к неожиданным выводам о реальной дискриминации и основаниях для расизма. Его авторы составили обзор исследований на эту тему за период с 2000 по 2020 год. Выяснилось, что при схожих образовании и когнитивных способностях чернокожие и белые американцы получают в среднем одинаковый доход и с одинаковым успехом получают работу. Также выяснилось, что с 1980 года из бюджетов штатов на обучение чернокожих тратится в среднем на один процент больше, чем на обучение белых. Афроамериканцы имеют на 20 процентов больше шансов поступить в университет, чем их белые соотечественники.
Тем временем борьба с белыми привилегиями приносит ее идеологам немалую прибыль. Одна из основательниц BLM Патрисс Хан-Каллорс (Patrisse Khan-Cullors) за 2020 год получила доход более 90 миллионов долларов. Эти деньги активистка собрала с помощью пожертвований и грантов через сеть некоммерческих организаций под брендом своего движения. Сейчас, по данным NY Post, убежденная марксистка Каллорс владеет элитной недвижимостью общей стоимостью 3,2 миллиона долларов в престижных и преимущественно белых районах Лос-Анджелеса.
Но активисты BLM все же уверены, что государственная система — не на их стороне. Главным доказательством этого они считают отношения с полицией: гибель Джорджа Флойда при задержании и ряд других громких смертей стали символами полицейского беспредела в отношении чернокожих.
Более 70 процентов чернокожих американцев в 2021 году сообщили, что не доверяют полиции, поскольку внимание к ним со стороны правоохранителей намного выше, чем к белым. Однако по последним данным Федерального бюро расследований (ФБР) США, за 2020 год было арестовано 3,77 миллиона белых американцев и всего 1,4 миллиона чернокожих. Это при том, что чернокожие совершили 273,5 тысячи преступлений, а белые американцы — 270,2 тысячи.
Выходит, что полиция намного чаще арестовывает белых, хотя они совершают примерно равное с чернокожими количество преступлений. Впрочем, никакая статистика, даже самая подробная, не может переубедить основную массу американского населения, ведь ее уже убедили идеологические и эмоциональные аргументы, а не холодные цифры.
В итоге полиция вынуждена идти на уступки, в том числе законодательные. 10 октября 2021 года совет города Филадельфия запретил полиции останавливать автомобили за незначительные нарушения. Вместо этого стражи порядка будут посылать водителям предупреждения. Закон приняли, поскольку 72 процента штрафов, выписываемых за мелкие правонарушения за рулем, пришлись на чернокожих водителей. Это заставило демократа-афроамериканца, члена совета Филадельфии Исайю Томаса пролоббировать правило, которое должно победить очередное проявление расизма в полиции.
За что боролись?
В мае 2021 года The Economist выпустил специальный репортаж о том, почему белокожие полицейские в США проявляют большую предвзятость к афроамериканцам, чем их чернокожие коллеги. Авторы предложили гипотезу, по которой нетерпимость белых к расовым меньшинствам связана именно с доминирующей идеологией: «социальной справедливостью» и борьбой с «белыми привилегиями».
Белые не чувствуют, что государство находится на их стороне, и начинают воспринимать себя как меньшинство: многие из них, вопреки давлению общества, прочнее ощущают свою идентичность и чувствуют солидарность с другими белыми. Исследователи считают, что такое положение дел может привести к началу борьбы белых за социальную справедливость — то есть к усилению раскола в обществе.
Профессор Джейсон Хилл считает, что США уже сегодня находятся в состоянии культурной войны, которая может перерасти в гражданскую. Афроамериканец, 25 лет проработавший в университете, он считает, что большинство расовых проблем в США решены, однако продолжающееся развитие борьбы с «превосходством белых» дошло до невиданных масштабов. Убеждение о «первородном грехе» белого расизма Хилл считает опасным: оно напрямую ведет к уничтожению свобод, а значит, мешает развитию целого поколения американцев.
По мнению сторонников критической расовой теории, белые младенцы являются расистами, даже не подозревая об этом
По его словам, то, чем сейчас занимаются идеологи BLM, больше похоже на стремление стереть белых людей с лица земли.
Так называемые законы Джима Кроу о расовой сегрегации, которые массово принимались в разных штатах США с 1890 по 1964 годы, расчеловечивали и дискриминировали чернокожих. Но Закон о гражданских правах, принятый в 1964 году, официально объявил расизм в США вне закона — как явление, разжигающее ненависть. Чернокожим давали дополнительные льготы и преимущества перед белыми при поступлении в вуз и устройстве на работу, такую политику называли «позитивной дискриминацией».
По мнению профессора Хилла, эта политика помогла решить множество расовых проблем, однако в наше время ущемление белых людей при продвижении по службе и при получении социальных льгот — это откат в прошлое, настоящая дискриминация и расизм. Хилл считает, что ради выживания западной цивилизации и свободного общества от таких практик и оправдывающих их идей следует отказаться.
Доцент социологии из Университета Центральной Флориды (UCF) Аманда Кунц, в свою очередь, называет BLM конфликтным явлением. По ее мнению, американское общество унаследовало от эпохи расовой дискриминации слишком много скрытых конфликтов.
«Сегодня они выходят на поверхность, поскольку о них слишком долго молчали, — говорит Кунц. — Это приводит к всплескам взаимных обвинений и черно-белой риторике, в которой у человека только два пути: либо поддерживать одну из сторон, либо враждовать с ней».
Однако, по словам социолога, вопросы расовой дискриминации настолько сложны и многосоставны, что на них нельзя отвечать простыми лозунгами и тем более поиском виновных. Долгое и беспристрастное их изучение, по мнению Кунц, может привести к подлинному компромиссу между сторонами и разрешить разногласия без дискриминации белых или черных американцев.
Сегодня белое население США превратилось в объект жарких идеологических споров. Под давлением медиа, корпораций и государственных институтов белые американцы все чаще отказываются от своей расовой идентичности и каются за годы угнетения чернокожих. Однако даже в насквозь левой университетской среде есть эксперты, которые считают, что расовые проблемы афроамериканцев давно преодолены, а причины их социальных трудностей не имеют ничего общего с расовой дискриминацией.
Та часть белых американцев, которая противится навязыванию «расовой справедливости», все больше ощущает себя дискриминируемым меньшинством. Неясно, к чему это приведет. Вполне возможно, что, осознав себя ущемленным меньшинством, белые рано или поздно прибегнут к насилию, — как когда-то первую Гражданскую войну, новый конфликт в современных США может спровоцировать расовый вопрос. У американцев еще остались возможности достичь консенсуса и пересмотреть взгляды на расовую дискриминацию. Но с каждым годом шансов найти общий язык будет все меньше, ведь идеология BLM, а с ней и дискриминация белых людей все больше проникает во все сферы жизни американского общества. И рано или поздно это приведет к взрыву недовольства и серьезным последствиям.