nonref в билете что значит
Возвратные и невозвратные тарифы авиабилетов
Возврат билета, как и обмен, регулируется правилами тарифа: возвратный он или невозвратный.
Возвратный тариф — если пассажир решает не лететь по купленному билету, он может сдать его и вернуть деньги, независимо от причины. При этом авиакомпании и агентства могут удерживать штрафы.
Невозвратный тариф — билет можно сдать только по уважительной причине, в случае вынужденного возврата. Какую часть суммы за билет удастся вернуть, зависит от правил конкретного тарифа.
Правила применения тарифа написаны на самом билете в пункте CANCELLATIONS (отмена). Иногда они бывают не только на английском, но и на русском языке. Там могут быть такие правила:
● TICKET IS NON-REFUNDABLE — невозвратный билет;
● TICKET IS NON-REFUNDABLE FOR CANCEL/REFUND — билет нельзя вернуть при отказе/возврате;
● REFUND IS NOT PERMITTED — невозвратный билет;
● ANY TIME TICKET IS NON-REFUNDABLE — невозвратный билет;
● TICKET IS NON-REFUNDABLE IN CASE OF NO-SHOW — в случае неявки на рейс билет нельзя вернуть;
● CHANGE IS NOT PERMITTED — обменять билет нельзя;
● CHANGE NOT PERMITTED IN CASE OF NO SHOW — в случае неявки на рейс обменять билет нельзя.
Если вам нужно вернуть билет, найдите его в личном кабинете и нажмите Редактировать.
Похожие статьи
Авиабилеты для детей
Особенности покупки авиабилетов на детей разных возрастов.
Как справиться с боязнью полётов
Даём несколько советов, как расслабиться на борту самолёта и побороть боязнь летать.
Выбор места в самолёте
Разбираем, в какой части самолёта удобнее сидеть и как решить, какое место выбрать.
NON REF
Смотреть что такое «NON REF» в других словарях:
Non-dualite — Non dualité La non dualité désigne à la fois l unité fondamentale qui, selon certaines écoles spirituelles, sous tendrait la diversité apparente, la multiplicité des formes du monde, et les approches philosophiques ou pratiques qui conduiraient à … Wikipédia en Français
Non-duelle — Non dualité La non dualité désigne à la fois l unité fondamentale qui, selon certaines écoles spirituelles, sous tendrait la diversité apparente, la multiplicité des formes du monde, et les approches philosophiques ou pratiques qui conduiraient à … Wikipédia en Français
Non-line-of-sight propagation — Non line of sight (NLOS) or near line of sight is a term used to describe radio transmission across a path that is partially obstructed, usually by a physical object in the innermost Fresnel zone. Many types of radio transmissions depend, to… … Wikipedia
non-résistance — ⇒NON RÉSISTANCE, subst. fém. Absence de résistance. Quelque chose de répugnant qui devait être la non résistance à des plaisirs dégradants (PROUST, Temps retr., 1922, p.835). Un mélange de nervosisme et d apathie, de vanité et de manque de… … Encyclopédie Universelle
Non Homologué (album) — Non homologué Non homologué Album par Jean Jacques Goldman Sortie septembre 1985 Enregistrement 1985 studio Gang Genre(s) Variété française Label Epic … Wikipédia en Français
Non homologue — Non homologué Non homologué Album par Jean Jacques Goldman Sortie septembre 1985 Enregistrement 1985 studio Gang Genre(s) Variété française Label Epic … Wikipédia en Français
Non homologué — Album par Jean Jacques Goldman Sortie septembre 1985 Enregistrement 1985 studio Gang Genre Variété française Label Epic … Wikipédia en Français
Non religieux — Religion Une religion est un ensemble de rites, croyances généralement théistes[Note 1], composé de règles (éthiques ou pratiques), de récits, de symboles ou de dogmes adoptés comme conviction par une société, un groupe ou une personne. Par… … Wikipédia en Français
Non-fumeur — Tabagisme Cigarettes : en orangé le filtre, en gris les cendres et en blanc le papier entourant le tabac Le tabagisme désigne la consommation de tabac, produit manufacturé élaboré à partir de feuilles séchées de plantes appartenant à la… … Wikipédia en Français
Non serviam — Lucifer Pour les articles homonymes, voir Lucifer (homonymie). Statue de Lucifer dans la cathédrale St Paul de Liège … Wikipédia en Français
Non-violence — Pour l’article homonyme, voir Non violence (sculpture). Manifestation non violente contre les essais nucléaires, Paris, 1995 La non violence est une philosophie qui délégitime l … Wikipédia en Français
Читаем авиабилет
Введение
Каждый авиабилет содержит исчерпывающую информацию обо всех деталях полета, маршрута, расчета тарифа и ограничениях, накладываемых данным тарифом на перевозку. В настоящее время широкое распространение получили три типа бланка. Автоматический Копирующийся Билет («Сэндвич»), Автоматический Купонный билет с Посадочным Талоном и Ручной бланк. Особый случай, приобретающий все более широкую популярность Электронный Билет.
Electronic Ticket. Электронный билет.
В соответствии с установленной формой оформления электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации, при покупке электронного авиабилета пассажир должен получить документ под названием “Маршрут-квитанция” (itinerary receipt), в котором содержатся сведения о приобретенном билете.
Маршрут-квитанция распечатывается на любом принтере на обычном листе А4. В случае покупки авиаперевозки без непосредственного посещения нашего Агентства, такой документ может быть выслан пассажиру по электронной почте и распечатан им на любом принтере.
Маршрут-квитанция не является бумажным аналогом билета. Её можно терять и печатать снова, поэтому советуем Вам не удалять её из вашего электронного почтового ящика до конца путешествия.
В принципе, наличие маршрут-квитанции для прохождения регистрации в аэропорте не является обязательным, однако мы настоятельно рекомендуем Вам иметь её при себе во время всего путешествия, так как она содержит полную информацию о маршруте, форме и деталях оплаты перевозки, и может понадобиться в некоторых российских аэропортах для предъявления службам регистрации пассажиров и прохождения паспортного контроля при полётах за границу как доказательство наличия обратного билета.
Образец Маршрут-квитанции (itinerary receipt)
ELECTRONIC TICKET
PASSENGER ITINERARY RECEIPT
TIMATIK DATE: 25 MARCH 2009
PROSPEKT MIRA, 52K1 AGENT: 0003
MOSCOW NAME: ALEKSEEV/SERGEY MR
IATA : 922 20892
TELEPHONE: +7(495)773-0657
ISSUING AIRLINE : SWISS
TICKET NUMBER : ETKT 724 3369250194
BOOKING REF : AMADEUS: ZTC3SK, AIRLINE: LX/WUXQRD
FROM /TO FLIGHT CL DATE DEP FARE BASIS NVB NVA BAG ST
MOSCOW DME LX 1325 J 27MAR 0645 JSWISSRU 31DEC 30K OK
ZURICH ARRIVAL TIME: 0830
ZURICH LX 1324 J 15APR 2035 JSWISSRU 30K OK
MOSCOW DME ARRIVAL TIME: 0155
AT CHECK-IN, PLEASE SHOW A PICTURE IDENTIFICATION AND THE DOCUMENT YOU
GAVE FOR REFERENCE AT RESERVATION TIME
ENDORSEMENTS : FARE RESTRICTIONS APPLY
EXCHANGE RATE : 45.00
PAYMENT : CASH
FARE CALCULATION : MOW LX ZRH830.87LX MOW830.87NUC1661.74END
ROE0.781703XT155UH1195CH
AIR FARE : EUR 1299.00
EQUIV FARE PAID : RUB 58455
TAX : RUB 1800YR 406RI 1350XT
TOTAL : RUB 62011
NOTICE
CARRIAGE AND OTHER SERVICES PROVIDED BY THE CARRIER ARE
SUBJECT TO CONDITIONS OF CARRIAGE, WHICH ARE HEREBY INCORPORATED BY
REFERENCE. THESE CONDITIONS MAY BE OBTAINED FROM THE ISSUING CARRIER.
Расшифровка полей Маршрут-квитанции (itinerary receipt)
Transitional Automated Ticket (TAT).
«Копирующийся» Автоматический Билет («Сэндвич»)
Билет представляет собой «сэндвич» из нескольких купонов. Каждый купон бланка снабжен копировальным слоем. При печати авиабилета вся информация «пробивается» насквозь, благодаря чему, каждый купон содержит информацию обо всех других. Это главное преимущество бланка TAT перед «купонными» бланками ATB, где каждый купон печатается отдельно от других. Наиболее широкое распространение получил бланк с четырьмя полетными купонами. Если маршрут содержит меньшее количество перелетов, то на «лишних» купонах в графе «Маршрут» (2) печатается слово «VOID» (не действителен для перевозки), а сам купон «вырывается» агентом. Последний купон (обычно белого цвета) является пассажирской копией и остается Вам для отчетности, но только после того, как Вы полностью используете билет (билет без пассажирского купона не действителен).
Automated Ticket/Boardind Pass.
«Автоматический купонный билет с посадочным талоном»
Manual Issued Ticket.
Билет для ручной выписки
Авиакомпании имеют «аварийный» запас ручных билетов на случай остановки системы или неисправности принтера. Наибольшее распространение получили 2-х и 4-х купонные бланки. Каждый купон снабжен копировальным слоем, поэтому любой купон содержит информацию обо всех других. Если количество перелетов по Вашему маршруту меньше чем количество купонов в бланке, то в «лишних» полетных купонах пишется слово «VOID», а сами купоны «вырываются» из билета. Последний купон (обычно белого цвета) является пассажирской копией и остается Вам для отчетности, но только после того, как Вы полностью используете билет (билет без пассажирского купона не действителен).
2. Маршрут полета. FROM/TO
На выделенном цветом поле указан пункт отправления для данного полетного купона (английское написание). Ниже следует пункт прибытия. Если в данном городе несколько аэропортов за названием следует трехбуквенный код аэропорта.
3. Индикатор «стоповер». X/O
Если в данном пункте происходит остановка по маршруту более чем на 24 часа («стоповер»), то это поле пусто или «О». Если же данный пункт является пунктом транзита, то напротив данного пункта стоит «Х».
5. Номер рейса. FLIGHT
7. Дата вылета по данному купону. DATE
8. Время вылета. Всегда местное время пункта вылета. TIME
10. Вид тарифа. FARE BASIS
Буквенно-цифровое обозначение тарифа по данному купону.
11. Не действителен до/ не действителен после. NOT VALID BEFORE/NOT VALID AFTER
Дата раннее которой и позднее которой соответственно нельзя лететь по данному полетному купону (если правила тариф допускают изменения дат). Для большинства «жестких» льготных тарифов обе даты совпадают с датой вылета по данному купону. Если графы пустые, то это означает, что данный билет действителен как минимум год.
13. Расчет тарифа. FARE CALCULATION.
В данной графе приведен подробный расчет тарифа по всему билету. Расчет состоит из трехбуквенных кодов городов, двухсимвольных кодов перевозчиков и тарифных компонентов в NUC (нейтральных единицах расчета). Здесь же расшифровывается сборная такса (аэропортовые сборы), если все сборы не помещаются в графы 17. В графе может находиться служебная информация: курсы пересчета нейтральных единиц, валют, различные ограничительные надписи (если последние не поместились в графы 22 и 25).
15. Всего. TOTAL
Полная стоимость билета (тариф плюс аэропортовые сборы) в валюте пункта выписки билета. В России для разных авиакомпаний это могут быть как рубли РФ, так и доллары США. В случае, если билет выписан по конфиденциальному тарифу, то в этой графе сумма может быть не указана (заменяется на значок «IT» или «FORFAIT»).
16. Эквивалент тарифа. EQUIV/ FARE PD.
Эквивалент тарифа в валюте пункта выписки (если валюта пункта выписки отличается от валюты пункта начала перевозки). Курс пересчета должен быть отражен или в графе 22 или 25 или 13.
17. Такса. TAX
Двухбуквенное обозначение и сумма аэропортового сбора в валюте пункта выписки. Если все аэропортовые сборы не помещаются в графы 7, то в последней графе указывается «сборная» такса (сумма всех оставшихся), а ее расшифровки приводится в графе 13.
18. Форма оплаты. FORM OF PAYMENT
Форма оплаты, которой был оплачен билет. Наиболее распространенные: CASH (наличные), INVOICE или INV (безналичная оплата), CC———— (кредитная карта).
19. Пункт отправления/назначения. ORIGIN/DESTINATION
Трехбуквенное обозначение пункта вылета и через слеш, пункт прилета по всему маршруту.
20. Для отметок авиакомпании. AIRLINE DATA
Буквенно-цифровой номер бронирования (PNR CODE).
21. Поле валидатора.
Уникальный «штамп» агентства. Должен содержать название агентства, его краткий адрес, уникальный номер офиса (в России номера ИАТА аккредитованных агентств должны начинаться на 922). Буквенно-цифровая референция агента выписавшего билет. Дата выписки билета.
25. Дополнительные ограничения. ADDITIONAL ENDORSEMENT/ RESTRICTIONS
Только для ручных бланков. Содержит информацию, не вместившуюся в графы 13 и 22.
26. Код тура. TOUR CODE
Некое условное обозначение применяемое для групповых и конфиденциальных тарифов.
Как прочесть свой авиабилет
Между тем он содержит гораздо больше информации: и основание, на котором компания может безнаказанно сорвать сроки перевозки, и указание на ваше право сдать билет обратно – даже если вы проспали вылет.
Билет – главный документ, который определяет отношения между авиакомпанией и пассажиром. Он обязательно включает в себя несколько страничек с мелким шрифтом, где описываются условия перевозки. Из них, например, следует, что авиакомпания не несет никакой ответственности за сроки перевозки пассажира. Ее задача – доставить вас из Москвы в Сургут или Вашингтон, но вот когда – другой вопрос. А вы и не знали? Значит, никогда не читали билет внимательно.
«Перевозчик обязуется принять все зависящие от него меры, чтобы перевезти пассажира и багаж в разумные сроки. Время, указанное в расписании и других документах, не гарантируется и не является составной частью настоящего договора. Перевозчик может без предупреждения передать пассажира другому перевозчику, заменить воздушное судно, изменить или отменить посадку в пунктах, указанных в билете, если это необходимо. Расписание может быть изменено без предупреждения пассажира. Перевозчик не несет ответственности за обеспечение стыковок рейсов». Такие слова, например, есть на билетах «Аэрофлота». Но это не его изобретение. Так пишут – или могут написать – более 270 мировых авиакомпаний. Они соблюдают так называемую Варшавскую конвенцию и входят в самую представительную в мире организацию, объединяющую авиаперевозчиков,- International Air Transport Association (IATA).
Таким образом, получается, что если вас, вместо обещанного первого класса из Шереметьева-2, отправят с опозданием на сутки из Чкаловского одним рейсом с морожеными окорочками, то компания формально выполнит условия договора: перевезет клиента воздухом из точки А в точку Б.
Другое дело, что перевозчик, который будет так поступать, скорее всего, вообще лишится пассажиров. Поэтому в случае срыва взятых на себя обязательств авиакомпании стараются загладить вину перед клиентами с помощью различных бонусов и компенсаций – размер которых, как можно заметить, практически никогда в билете не оговаривается.
Форма и содержание
Билет состоит из обложки, которая включает в себя упомянутые странички с условиями перевозок, и полетных купонов – каждый из которых используется для одного из сегментов перелета. В самом простом случае купон один: из пункта А в пункт Б. Маршруты могут быть и сложнее, но типичный пассажир редко планирует поездки из более чем четырех сегментов – например, из Москвы через Франкфурт в Ганновер и обратно, тоже через Франкфурт. Поэтому чаще всего используются бланки из четырех купонов. На самом деле их будет семь: первые два оторвут еще на кассе, а самый последний остается у пассажира после полета. На нем даже экономят краску: если первые страницы обычно двухцветные, то последняя – белая.
Заполняются все купоны одновременно, поскольку на обратной стороне имеют копирующий слой красного цвета. И матричный принтер или просто шариковая ручка продавливают надписи на всех страничках сразу.
Когда полет состоит из нескольких сегментов, купоны у вас будут изымать по очереди, в различных аэропортах. На вид все купоны одинаковые, но строка, имеющая отношение к определенному сегменту полета, выделена цветом: если весь бланк розовый, то она – зеленовато-голубая. Теперь приступаем собственно к чтению билета.
На рисунке лишь пример билета. Описание ниже не по этому рисунку.
1. Действителен для перевозки между указанными пунктами / Good for passage between points outlined
Все просто. «От» (from) обозначается точка вылета, «до» (to) – точка прилета. Если полет состоит из сегментов, будет указано несколько точек. Верхнюю позицию занимает начальная точка полета, в самом низу – конечная. Обычно несколько городов фигурирует в билете в случае пересадки. Скажем, вам надо в пятницу вечером попасть из Москвы в Ниццу, а в воскресенье вечером попасть обратно в столицу. Вполне возможно, что оптимальный маршрут «туда» будет проходить с пересадкой в Париже, а «обратно» – во Франкфурте. И на каждой из страничек купонов будут отмечены все города в порядке их появления: Москва-Париж-Ницца- Франкфурт-Москва. Если в городе несколько аэропортов, то в билете будет уточнение – в какой именно вы прибываете (или из какого улетаете). У каждого аэропорта свой трехзначный код. Шереметьево обозначается как SVO, Домодедово – DME, Внуково – VKO.
2. Перевозчик / Carrier
Здесь указан код авиакомпании. Обычно он состоит из двух знаков, причем многие российские компании имеют разные коды для внутренних и международных рейсов: первые состоят из букв кириллицы и цифр, вторые – соответственно из латинских букв и цифр. Чем авиакомпания старше, тем ближе ее код к названию. Например, Air France и British Airways имеют коды из первых букв названий: AF и BA. «Аэрофлоту», в общем, тоже «к лицу» код AF, однако он был уже занят более расторопными французами, так что национальный перевозчик Советского Союза выбрал патриотическое SU (Soviet Union) и до сих пор его использует.
3. Рейс / Flight
Эта графа в комментариях не нуждается: тут стоит номер рейса. Он нужен, чтобы выяснить информацию о полете (например, родные могут узнать в справочном бюро, как вы добрались) и сориентироваться в аэропорту: куда и когда идти на регистрацию. Код компании и номер рейса обычно указывают на табло вместе – хотя в билетах они занимают разные графы.
Некоторые аэропорты используют трехбуквенные коды авиакомпаний. Они могут сильно отличаться от двухбуквенных. «Аэрофлот» меняет свое обозначение с SU на AFL, а «Трансаэро» – с UN на TSO. Поди догадайся, тем более что трехбуквенные коды в билетах не указаны.
Имейте в виду: совсем не обязательно, что, купив билет на рейс «Аэрофлота», вы полетите именно его самолетом. Многие перевозчики договариваются друг с другом о том, что будут возить пассажиров совместно. Обычно это равноценный обмен – скажем, все рейсы из Москвы в Париж имеют обозначения и SU, и AF. «Аэрофлот» продает в своих кассах билеты на рейс SU 447, Air France – на рейс AF 1945. Фактически этот рейс выполняют французы. Или наоборот: на рейсе «Аэрофлота» SU 259 полетят и пассажиры с билетами на AF 2745. Это называется «код-шеринг».
Причем такой обмен не всегда полностью взаимный: из Москвы в Любляну физически летает только словенская Adria Airways, хотя в расписании на этом направлении вы увидите и рейс «Аэрофлота». У авиакомпаний, которые входят в альянсы, один рейс иногда имеет до семи обозначений – и все они будут высвечены на табло, при том что самолет поднимется в небо только один.
Для пассажира в принципе не должно быть никакой разницы, кто на самом деле его повезет: компании стараются унифицировать сервис на борту. Тем не менее код-шеринг сопровождается некоторыми ограничениями. Если на рейс продано больше билетов, чем мест в самолете (вполне распространенная практика: это называется «овербукинг» – перепродажа), то компания, фактически выполняющая рейс, будет стараться посадить на него в первую очередь «своих» пассажиров. Остальные подождут следующего рейса. Как правило, с теми, кому не нашлось места, авиакомпания старается договориться «по-хорошему»: оплатить гостиницу или компенсировать неудобства наличными: все решается индивидуально.
4. Класс / Class
В этой графе указан не класс обслуживания, а класс тарифа. Классов тарифа существенно больше, чем классов обслуживания: билеты на одинаковые места двум соседям по бизнес-классу могли достаться по разной цене. Просто один пассажир имеет возможность перед полетом запросто обменять билет на другую дату, а другой жестко привязан к определенному дню – за что и получил скидку.
Обычно в самолете два-три, изредка – четыре класса обслуживания. Обязательно есть «эконом», далее, по нарастающему уровню комфорта,- улучшенный «эконом», «бизнес» и «первый». В России компаний с первым классом практически не осталось: «Аэрофлот» планирует избавиться от него к концу года, после возврата своих Boeing 777 и переоборудования салонов Boeing 767 и Ил-96.
Каждая компания использует собственные обозначения классов тарифа. Хотя для самых высоких классов обозначения более или менее стабильные: «первый» – это F, A или P, «бизнес» – J, C, D. Остальные буквы используются для эконом-класса. Хотя и тут возможны исключения: Air France и British Airways использовали букву R для билетов на сверхзвуковой Concorde. А теперь R применяется у швейцарской Swiss для самых дешевых тарифов, в том числе и из России.
У «Аэрофлота», как и у многих компаний, самый дорогой тариф эконом-класса обозначается Y, второй по уровню цен (и самый высокий на многих внутренних рейсах) – S. А вот у Air France литера S – обозначение тарифа улучшенного эконом-класса Tempo Challenge, который по многим привилегиям (в частности, по питанию) близок к «бизнесу». Однако если с таким билетом вы попадете на рейс, выполняемый «Аэрофлотом», то вас посадят в обычный «эконом».
Класс имеет значение не только на борту самолета. Часто для дорогих классов обслуживания предусмотрены отдельные стойки регистрации с минимальными очередями. А пассажиры первого и бизнес-класса (или улучшенного «эконома») имеют право провести время перед вылетом в специальном зале ожидания с бесплатными напитками и закусками (lounge). Правда, доступ в лунж не всегда удается обеспечить. Пассажир бизнес-класса Lufthansa гарантированно получит свой бесплатный стакан пива и орешки во Франкфурте или Мюнхене, но места в небольшом шереметьевском лунже ему может не хватить: с этого года немцы приглашают туда только участников программ часто летающих пассажиров, и то не всех – только самых заслуженных.
5. Дата / Date и Время вылета / Time
Время отправления рейса указано местное. Забудьте про СССР, когда пассажиры на всех вокзалах и аэропортах должны были сверяться с кремлевскими курантами.
В большинстве случаев временем отправления считается не отрыв самолета от полосы, а момент отстыковки от трапа и начала выруливания (в США – момент закрытия дверей самолета).
Впрочем, для пассажира это непринципиально: важно только время окончания регистрации и посадки. В российских аэропортах регистрация заканчивается за 40 минут до времени отправления, а за 25 минут до него – последний срок посадки. Хотя некоторые авиакомпании устанавливают собственные стандарты: швейцарский Swiss зарегистрирует пассажира первого класса в своем «домашнем» аэропорту в Цюрихе и за 25 минут до вылета.
При этом практически во всех аэропортах мира регистрация на рейсы в Израиль (а теперь и США) заканчивается более чем за час до вылета – а то и за два: это связано с повышенными мерами безопасности. Так что время регистрации надо выяснить при покупке билета – или уточнить перед вылетом, позвонив в аэропорт или представительство компании.
6. Cтатус / Status
Графа означает состояние бронирования. Если написано OK – ваше место гарантировано. Если на момент оплаты такого подтверждения не получено, в графе появится сокращение RQ (requested). В этом случае пассажиру, возможно, придется дожидаться окончания регистрации, чтобы узнать, осталось для него место на борту или нет.
Впрочем, даже ОК не гарантирует отсутствия проблем из-за овербукинга: авиакомпании стремятся повысить загрузку рейсов и при наличии спроса на билеты продают не 100% билетов, а 105% – в расчете на то, что эти самые 5% пассажиров традиционно не явятся (или опоздают).
Если придут все – значит, кто-то останется на земле. Приоритет отдается тем, кто регистрируется раньше остальных, и, конечно, пассажирам «дорогих» классов. В крайнем случае пассажира «бизнеса» пересадят в «эконом», а «экономиста» попросят подождать следующего рейса.
7. Вид тарифа / Fare basis
Позиция содержит буквенно-цифровой код, который пассажиру ничего не говорит. Используя интернет (или справочную службу авиакомпании), можно узнать условия его применения: ограничения по пребыванию в месте назначения, возможность сдать билет или изменить даты полетов. Несколько упрощают понимание соседние графы: «Недействителен до / Not valid before» и «Недействителен после / Not valid after». Если даты не указаны, значит, билет можно менять или сдавать в течение года с момента его приобретения. В этом случае, даже если самолет улетел без вас, вполне вероятно, что вас посадят на следующий рейс или вернут стоимость билета – хотя и с небольшими потерями. Впрочем, всю эту информацию можно узнать и по коду брони.
8. Норма пр. баг. / Allow
Здесь сообщается о том, какую массу вещей вы имеете право бесплатно поднять на борт самолета (за перевес могут попросить доплатить).
20K означает 20 кг. Это норма для эконом-класса в большинстве авиакомпаний. Хотя тут есть исключения: в Air France предоставляется право увезти 23 кг, а «Аэрофлот» на некоторых направлениях разрешает «экономистам» бесплатно возить 30 и даже 40 кг! этом большинство российских компаний на внутренних рейсах ограничивает вес ручной клади 5 кг, в то время как европейские допускают в салон 8-10 кг, а американские – до 18 кг. Впрочем, это не предел: одна из самых крупных дешевых авиакомпаний – easyJet недавно вообще отменила ограничения: главное, чтобы сумка вписалась в пространство под передним креслом или на полке, а пассажир был способен сам ее на эту полку положить.
Размеры ручной клади в подавляющем большинстве компаний ограничены (55 х 40 х 20 см). В России нормы более жесткие: 45 х 35 х 15 см. Это объясняется тем, что в отечественных Ту-134 и Ту-154 стандартный европейский «кабинный» чемодан ни на полки, ни под кресло не влезает.
Для полетов в Северную Америку используется другая система. В билете, скорее всего, будет указано: 2PC. Имеется в виду, что пассажир вправе сдать в багаж два чемодана весом до 32 кг каждый. Ограничение связано с требованием грузчиков: таскать на себе 60килограммовые баулы они не хотят.
9. Фамилия пассажира / Name of passenger
Естественно, при покупке билета стоит проверить раздел с именем пассажира. Крайне желательно, чтобы написание фамилии полностью совпадало с указанным в паспорте. Если нет – не надо устраивать трагедии. Поскольку билеты часто заказывают по телефону, по международным правилам IATA допускается делать до трех ошибок в фамилии (имя пишут не всегда, хотя ошибки и в нем «разрешены»), и это не приведет к отказу в перевозке. Для россиян, чьи фамилии нелегко поддаются транслитерации (сколько вариантов написания фамилии Жуков вы знаете?), это особенно актуально. Но проблема неправильного написания может сказаться в другом: не будут в автоматическом режиме начислены баллы по программе часто летающих пассажиров. Их придется восстанавливать «вручную» – связываться с компанией после полета.
Имя пассажира сопровождается указанием на пол или возраст: MR (мистер), MRS (миссис), MS (мисс), CHD (child, ребенок от двух до 12 лет) или INF (infant, младенец в возрасте до двух лет). «Мисс» и «миссис» – это условность: свидетельство о браке при покупке билета никого не интересует.
Тут же рядом (иногда в соседнем поле) указывается номер паспорта (PSPT или PSP). Кстати, на внутренних российских рейсах можно летать по заграничному паспорту.
10. Передаточная надпись / Ограничения / Endorsement / Restrictions
SU ONLY означает, что пассажира с этим билетом примет к перевозке только «Аэрофлот», а SU/AF ONLY относится к тем случаям, когда его возьмет и Air France – это следствие код-шеринга (см. пункт 3). Если надписи нет (обычно это относится к самым дорогим тарифам), то теоретически пассажир может обратиться к любой компании, которая в состоянии помочь ему долететь до нужного места. А она уже после перевозки возьмет деньги за услугу с авиалинии, которая продала билет. Но в наше время такая свобода встречается довольно редко.
11. Дата и место выдачи / Date and place of issue
Под этот раздел отведен правый верхний угол (иногда маркировка отсутствует). Там указано, кем и когда выдан билет. К сожалению, практически всегда вернуть деньги за неиспользованный или частично использованный билет можно только по месту его покупки – то есть в конкретном офисе. Вы купили билет в офисе «Аэрофлота» на Петровке, а сдать решили в Шереметьеве? Не выйдет.
12. Для отметок авиакомпании / Airline data
Очень важный раздел. Здесь указан код брони. Буквенный или буквенно-цифровой.
Эта информация может понадобиться при изменении даты полетов, внесения в компьютерную запись о бронировании номера участника программы часто летающих пассажиров или заказа специального питания. Такое право есть у пассажиров даже в эконом-классе – только позвоните за двое суток до вылета.
13. Выдан в обмен на / Issued in exchange for
Если ваш билет был выписан в обмен на другой, эта строка может содержать номер предыдущего билета. Или премиального сертификата программы часто летающего пассажира (если полет премиальный).
14. Расчет тарифа / Fare calculation
Тут можно найти стоимость перелета между отдельными городами, указанными в билете. А рядом, в колонке Fare или Tax, указывают сборы аэропортов с указанием кода государства (Россия обозначается RA, Германия – DE). Кроме того, в последнее время авиакомпании вписывают и «топливный сбор» (YQ) – разницу между предполагаемой (когда просчитывался тариф) и реальной (на момент выписки билета) стоимостью керосина.
15. Форма оплаты / Form of payment
В правом нижнем углу указана форма оплаты. Cash означает, что билет куплен за наличные, Invoice – по «безналу» с выставлением счета. Если билет оплачен пластиковой карточкой, тут будет указан ее номер. И это лишний повод относиться к билету как к серьезному финансовому документу: одного только номера карточки для мошенника может оказаться достаточно, чтобы списать с нее деньги.
16. 1USD=…
17. Код авиакомпании / Airline code и Форма и серийный номер / Form and serial number
Внизу посредине билета напечатан его номер. Он начинается с кода авиакомпании (например, «Аэрофлот» – 555). Его можно на всякий случай записать: при утере билета это дает шанс восстановить его с минимальными проблемами. Хотя еще лучше сделать до полета копию билета – и хранить ее отдельно от документов.