отношение автора к соне мармеладовой цитаты
Правда Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
Соня Мармеладова (актриса Т. Бедова, фильм 1969 г.) |
В романе «Преступление и наказание» многие герои являются носителями своей собственной «правды». К числу таких героев относится Родион Раскольников, Соня Мармеладова, Лужин, Свидригайлов.
Наиболее остро в романе противостоят две «правды» — правда Раскольникова и правда Сони Мармеладовой.
Правда Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
Соня Мармеладова — добрая и бедная девушка из простой семьи. Она вынуждена заниматься «непристойной работой», чтобы прокормить свою большую семью — семью Мармеладовых.
Несмотря на всю грязь, в которой живет Соня, ее душа сохраняет чистоту и доброту. Девушка не разделяет «правду» Раскольникова и не поддерживает его странную теорию:
«Да какая ж это правда! О господи. » (Соня — Раскольникову, часть 5 глава IV)
Такова правда Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
как Достоевский (автор) относится к соне мармеладовой
Соня предстает как антипод Раскольникова и его теории. Она тоже преступила нормы человеческой морали. Но если преступление Раскольникова противопоставило его людям, то поступок девушки продиктован любовью и состраданьем к ближним, соединяет ее с «униженными и оскорбленными». Понимая античеловеческую сущность «идеи» героя, дочь Мармеладова отказывается принять ее даже тогда, когда взбешенный Раскольников бросает ей: «… если вдруг бы все это теперь на ваше решение отдали: тому или тем жить на свете, то есть Лужину, то как бы вы решили: кому из них умереть? «. На что Соня не колеблясь отвечает: «К чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать. И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить? «
Девушка не может признать права на пролитие крови, причислить человека к «твари дрожащей». Ее нравственная позиция не имеет ничего общего с «идеей» Раскольникова о господстве над «дрожащим муравейником». Она не оправдывает Лужина, но и не может решить той проблемы, которую для себя уже решил юноша.
С самого начала мы чувствуем близость мировоззрения автора к его героине. Видим, с какой жалостью и любовью описывает Достоевский Соню и ее жизнь. Мне кажется, что именно в ней писатель отразил свою душу, ответил на многие вопросы, поставленные Раскольниковым.
Юная Мармеладова выражает духовное начало. Она знает, что высший суд находится в самом человеке, ад совершаемого девушка несет в себе и поэтому понимает, что творится с Раскольниковым.
Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги не очень приятным делом. Соня изменилась внешне, но душа ее осталась прежней: кристально чистой. Соня готова пожертвовать собой ради других. Она ни в чем не винит Катерину Ивановну, она просто смиряется со своей судьбой. Но ей стыдно, стыдно перед собой и Богом. Поэтому она редко и домой приходит, только лишь за тем, чтобы отдать деньги, она смущается при встрече с сестрой и матерью Раскольникова, неловко чувствует себя даже на поминках родного отца, где ее так бессовестно оскорбили. Соня теряется под напором Лужина, ее кротость и тихий нрав мешают постоять за себя.
Девушка ни разу не делает попытки оправдать свое положение. Она считает себя грешницей. В сил) ‘ обстоятельств Соня, как и Раскольников, преступила нравственный закон. Однако отличие между ними в том, что он преступил через жизнь другого человека, а она — через свою. Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести с ним его крест, помочь придти к истине через страдание. Достоевскому удалось создать неповторимый образ: девушки легкого поведения вызывающая уважение, любовь всех окружающих, — идея гуманизма и христианства пронизывает этот образ. Ее любят и чтят все: и Катерина Ивановне, и ее дети, и соседи, и каторжники, которым Соня безвозмездно помогает.
Соня Мармеладова
Софья (Соня) Семеновна Мармеладова — героиня романа «Преступление и наказание» (1866) Ф. М. Достоевского. Дочь спившегося чиновника Мармеладова от первого брака, «лет восемнадцати». Вынуждена торговать собой чтобы содержать семью. Девушка считает себя «великой грешницей». Соню и Раскольникова объединяет то, что оба они, руководствуясь разными мотивами, преступили евангельские заповеди.
Соне в романе отведена значительная роль — девушка оказала огромное влияние на Раскольникова, став для него спасением и любовью. Именно она убеждает Раскольникова покаяться в содеянном, и добровольно отправляется вслед за ним на каторгу.
Внешность Сони Мармеладовой
На момент описанных в романе событий Соне было 18 лет, но внешне она казалась почти ребенком:
К тому же, она была худая и маленького роста:
Для работы на улице Соня носит специальный разукрашенный, «уличный» наряд, который ясно заявляет о ее профессии:
Характер Сони
Соня Мармеладова — кроткая, робкая девушка которую «всякий мог обидеть»:
Девушка боится новых знакомств:
При этом Соня очень доверчивая девушка, которую легко обмануть. Так, она она берет деньги господина Лужина веря, что он от чистого сердца хочет помочь ей, но в последствии он публично обвиняет Соню в воровстве. К счастью, за девушку вступается господин Лебезятников, который вместе с Раскольниковым доказывают ее невиновность:
Соня — добрая девушка, которая в ущерб себе поможет любому нуждающемуся, по словам ее мачехи:
«…да вы еще не знаете, не знаете, какое это сердце, какая это девушка!
Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая!»
— Часть 5, глава III
По словам Мармеладова, Соня является честной и трудолюбивой девушкой без особых талантов:
Соня имеет минимальное образование. Она умеет читать, но у нее нет глубоких знаний по каким-либо наукам, так как некому было ее обучать. Тем не менее, она с интересом прочла довольно сложную научно-популярную книгу «Физиология обыденной жизни» (1861) Д. Г. Льюиса:
При этом Соня является глубоко верующей девушкой. Она читает и хорошо знает «Евангелие». Вера в Бога помогает ей выжить в невыносимых обстоятельствах ее жизни:
Трагическая судьба Сони Мармеладовой
Соня — дочь бывшего титулярного советника Семена Захаровича Мармеладова, который потерял работу в связи с сокращением кадров и с тех пор начал пить. Матери Соня лишилась еще в детстве. Первоначально Мармеладовы живут в глубинке, а затем они переезжают в Петербург, однако и здесь отец не может найти работу.
4 года назад, когда Соне было 14 лет, ее отец женился второй раз — на молодой вдове Катерине Ивановне, взяв ее с тремя детьми от первого брака:
Юная Соня вытерпела много обид от своей горячей, раздраженной мачехи. Однако девушка не держит зла на несчастную женщину:
Ранее Соня работала швеей, однако этот труд приносил ей мало денег. Кроме того, был случай, когда ей и вовсе не заплатили за работу. В результате семья потеряла последнюю надежду выбраться из нищеты:
Мачеха упрекала Соню в том, что девушка не приносит в дом денег:
Катерина Ивановна не стесняется в выражениях и говорит о том, что Соня могла бы даже пойти на панель чтобы заработать денег:
В итоге Мачеха доводит Соню до того, что девушка идёт торговать собой, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи:
Из-за позорной профессии Сони, хозяйка квартиры и постояльцы (в том числе и Лебезятников добивавшийся ее расположения) вынудили Соню съехать от семьи и снять отдельную комнату в том же районе. Она вынуждена жить отдельно от своей семьи как недостойная, обречена носить вульгарные одежды и прятать в пол глаза при виде «честных» дам.
Символично, что Соня Мармеладова снимает комнату у портного с фамилией Капернаумов. Это как бы связывает Соню Мармеладову с образом евангельской блудницы Марии Магдалины из города Магдалы близ Капернаума. С другой стороны, «капернаумами» в просторечии называли «питейные заведения».
Это был типичный доходный дом, жильцы которого, снимая квартиры у владельца, сдавали в свою очередь комнаты другим:
Несчастная Соня содержит всю семью: пяницу-отца, больную чахоткой мачеху и ее троих детей. За это Раскольников называет ее «колодцем», которым уже привыкли пользоваться Мармеладовы:
Даже осознавая, что деньги достаются Соне ценой унижений и страданий, ее отец не бросает пить, и даже берет у нее деньги на выпивку:
Сама себя Соня считает бесчестной девушкой и великой грешницей из-за своего ремесла. Девушка уверена, что она великая грешница, которая не достойна быть в одном помещении с приличными людьми. Для неё табу присесть рядом с мамой Родиона или пожать руку Дуне. Она застывает в нерешительности на пороге родительского дома, боясь своим присутствием оскорбить гостей, которые, как и она, пришли проститься с погибшим Мармеладовым. Мысль о своей позоре и бесчестье терзает ее:
По словам Раскольникова, в жизни Сони удивительным образом совмещаются две противоположности — позор и низость ее профессии, с одной стороны, и доброта и другие святые чувства, с другой стороны:
Но не смотря на ужасное положение, в котором оказалась Соня, ей все же удалось сохранить чистоту души:
В конце концов Соня Мармеладова остается круглой сиротой: ее отец погибает, попав под лошадь на улице, а мачеха в день похорон мужа умирает от чахотки. Трое детей покойной женщины попадают в детский дом.
Соня и Раскольников
На протяжении всего романа Раскольников приходит в комнату к Соне Мармеладовой, где они беседуют наедине. Расскольников видит в девушке родственную душу, ведь, хотя и руководствуясь разными мотивами, они оба преступили евангельские заповеди.
После признания, Раскольникова судят и приговаривают к 8 годам каторги в Сибири. Соня неожиданно получает в подарок от Свидригайлова в подарок 3 000 рублей и бросает свое позорное ремесло. Но она не оставляетРаскольникова и, подобно женам декабристов, следует за ним. На каторге девушка поддерживает молодого человека и живет только его жизнью:
В то время как Раскольников отбывает наказание, Соня зарабатывает себе на жизнь шитьем. Вскоре она становится уважаемой в городе модисткой (портнихой):
На каторге все заключенные, отбывающие срок вместе с Раскольниковым, любят Соню за ее доброту и бескорыстную помощь:
В конце концов Раскольников и Соня решают быть вместе. Они покорно ожидают окончания каторги, чтобы начать новую, счастливую жизнь вдвоем:
Соня Мармеладова — характеристика, образ, описание внешности и характера
Соня Мармеладова (фильм 1969 г.) |
Соня Мармеладова является одной из центральных героинь знаменитого романа «Преступление и наказание» Достоевского.
Соня Мармеладова — характеристика, образ, описание внешности и характера
Возраст Сони Мармеладовой — около 18 лет:
«Соня была малого роста, лет восемнадцати. » (часть 2 глава VII)
«. белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое. » (часть 1 глава II)
«. худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами.» (часть 2 глава VII)
«Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. В лице ее, да и во всей ее фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях.» (часть 3 глава IV)
«. вспомнил ее бледное, худенькое личико. » (эпилог глава II)
«. за то, что она такая маленькая. » (эпилог глава II)
«. этому маленькому и худенькому созданию.» (эпилог глава II)
У Сони тихие и ясные голубые глаза:
«Ему всё хотелось смотреть в ее тихие, ясные глаза, и как-то это всё не так удавалось. » (часть 3 глава IV)
«. голубые глаза ее были такие ясные. » (часть 3 глава IV)
«. много ли может, по-вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать. Пятнадцать копеек в день, сударь, не заработает, если честна и не имеет особых талантов, да и то рук не покладая работавши. » (часть 1 глава II)
«. безответная она, и голосок у ней такой кроткий…» (часть 1 глава II)
«Соня, робкая от природы. » (часть 5 глава III)
«Она, конечно, с терпением и почти безропотно могла все перенести. «
«. обидеть ее всякий мог почти безнаказанно. » (часть 5 глава III)
«Та вошла в чрезвычайном удивлении и, по обыкновению своему, робея. Она всегда робела в подобных случаях и очень боялась новых лиц и новых знакомств, боялась и прежде, еще с детства, а теперь тем более. » (часть 5 глава I)
«. стала с одушевлением говорить о несомненных способностях Софьи Семеновны служить ей помощницей, «о ее кротости, терпении, самоотвержении, благородстве и образовании». » (часть 5 глава II)
«. да вы еще не знаете, не знаете, какое это сердце, какая это девушка!
Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая!» (часть 5 глава III)
«Соня! Как ты смела брать от него десять рублей! О, глупая! Подай сюда!» (часть 5 глава III)
«Воспитания, как и представить можете, Соня не получила.» (часть 1 глава II)
«— Так ты очень молишься богу-то, Соня? — спросил он ее. Соня молчала, он стоял подле нее и ждал ответа.
— Что ж бы я без бога-то была? — быстро, энергически прошептала она, мельком вскинув на него вдруг засверкавшими глазами, и крепко стиснула рукой его руку.» (часть 4 глава IV)
«От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал. » (Соня — Раскольникову, часть 5 глава IV)
«. тогда я, тоже вдовец, и от первой жены четырнадцатилетнюю дочь имея. » (часть 1 глава II)
«. что только вытерпела она, дочка моя, от мачехи своей, возрастая, о том я умалчиваю. Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная. « (часть 1 глава II)
«Когда единородная дочь моя в первый раз по желтому билету пошла, и я тоже тогда пошел. (ибо дочь моя по желтому билету живет-с. )..» (часть 1 глава II)
«. дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться. Ибо и хозяйка, Амалия Федоровна, того допустить не хотела. « (часть 1 глава II)
«Она и желтый‑то билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала. » (Катерина Ивановна о Соне, часть 5 глава III)
«И тут только понял он вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой и со стуканием об стену головою.» (часть 4 глава IV)
«И заходит к нам Сонечка теперь более в сумерки, и Катерину Ивановну облегчает, и средства посильные доставляет… Живет же на квартире у портного Капернаумова, квартиру у них снимает. Соня свою имеет особую, с перегородкой…» (часть 1 глава II)
«Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью.
. забыв и о своем перекупленном из четвертых рук, шелковом, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о светлых ботинках, и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной круглой шляпке с ярким огненного цвета пером. Из-под этой надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико. « (часть 2 глава VII)
«Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает. « (часть 1 глава II)
«Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с!» (Мармеладов о деньгах Сони, часть 1 глава II)
«Честь! Да ведь я… бесчестная… я великая, великая грешница! Ах, что вы это сказали!» (часть 4 глава IV)
«Но он понял вполне, до какой чудовищной боли истерзала ее, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном ее положении.» (часть 4 глава IV)
«Да скажи же мне наконец, — проговорил он, почти в исступлении, — как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются?» (часть 4 глава IV)
«Все-таки для него составляло вопрос: почему она так слишком уже долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума. « (часть 4 глава IV)
«Ведь этот позор, очевидно, коснулся ее только механически; настоящий разврат еще не проник ни одною каплей в ее сердце: он это видел…» (часть 4 глава IV)
«Он понял, что чувства эти действительно как бы составляли настоящую и уже давнишнюю, может быть, тайну ее, может быть еще с самого отрочества, еще в семье, подле несчастного отца и сумасшедшей от горя мачехи среди голодных детей, безобразных криков и попреков.» (Раскольников о религиозных чувствах Сони, часть 4 глава IV)
В конце концов Соня Мармеладова остается круглой сиротой: ее отец погибает, попав под лошадь на улице, а мачеха в день похорон мужа умирает от чахотки. Трое детей покойной женщины попадают в детский дом.
Соня становится близкой подругой главного героя романа Родиона Раскольникова. После суда над Раскольниковым добрая Соня самоотверженно следует за ним в Сибирь. На каторге девушка всячески поддерживает молодого человека и живет только его жизнью:
«. наконец он с охотой принял от нее, Сони, несколько денег, чтобы завести у себя ежедневный чай; насчет всего же остального просил ее не беспокоиться, уверяя, что все эти заботы о нем только досаждают ему.» (о Соне и Раскольникове, эпилог глава I)
«. он очень даже тосковал, когда она несколько дней была больна и не могла посещать его.» ( эпилог глава I)
«Про себя Соня уведомляла, что ей удалось приобресть в городе даже некоторые знакомства и покровительства; что она занимается шитьем, и так как в городе почти нет модистки, то стала во многих домах даже необходимою; не упоминала только, что чрез нее и Раскольников получил покровительство начальства, что ему облегчаемы были работы, и прочее.» ( эпилог глава I)
«. она была до того счастлива, что почти испугалась своего счастья. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней. Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом. « ( эпилог глава II)
Это был цитатный образ и характеристика Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского: описание внешности и характера героини.
Характеристика Сони Мармеладовой в романе Преступление и наказание кратко, образ Сони с цитатами героя для сочинения в таблице
Одним из ключевых образов романа «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова. Она представляет собой образец доброты, сострадания и самопожертвования и своими душевными качествами приближается к образу Божьей Матери. Полная характеристика Сони Мармеладовой необходима для раскрытия образа главного героя, Родиона Раскольникова. Жизненные принципы, мировоззрение Сони, её поступки рушат теорию Родиона о разделении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих».
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Преступление и наказание.
Полное имя — Софья Семеновна Мармеладова.
Возраст — 18 лет.
Семья — отец Семён Захарович Мармеладов, мачеха Катерина Ивановна, сводные сестры Поля и Лида, сводный брат Коля.
Социальное положение — мещанка.
Происхождение — Соня Мармеладова родом из очень бедной семьи, дочь мелкого чиновника в отставке.
Воспитание — после смерти матери воспитанием Сони никто не занимался.
Образование — Соня получила очень скудное образование, прочитав за свою жизнь лишь несколько книг.
Внешность — невысокая, худенькая, похожая на девочку, с худеньким бледным личиком и ясными голубыми глазами.
Характер — при внешней хрупкости обладает сильным, цельным характером, очень добрая, сострадательная и жертвенная.
Положительные черты — честная, благородная, самоотверженная, ответственная.
Отрицательные черты — излишне робкая, стыдливая, покорная.
Произведение — «Преступление и наказание».
Автор — Фёдор Михайлович Достоевский.
Цитатная характеристика
Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Сони Мармеладовой основывается на её тяжёлой, несчастной жизни.
«Живут же там многие и кроме нас… Содом-с, безобразнейший… гм… да… А тем временем возросла и дочка моя, от первого брака, и что только вытерпела она, дочка моя, от мачехи своей, возрастая, о том я умалчиваю. Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная, и оборвет…» (Часть 1, глава II)
«…может быть еще с самого отрочества, еще в семье, подле несчастного отца и сумасшедшей от горя мачехи, среди голодных детей, безобразных криков и попреков…». (Часть 4, глава IV)
У Сони был опыт работы швеёй, но платили ей очень мало и нередко обманывали её.
«Да и то статский советник Клопшток, Иван Иванович, — изволили слышать? — не только денег за шитье полдюжины голландских рубах до сих пор не отдал, но даже с обидой погнал ее, затопав ногами и обозвав неприлично, под видом будто бы рубашечный ворот сшит не по мерке и косяком». (Часть 1, глава II)
Соня не обладает какими-либо способностями и не может зарабатывать на жизнь честным способом.
«…много ли может, по-вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать. Пятнадцать копеек в день, сударь, не заработает, если честна и не имеет особых талантов, да и то рук не покладая работавши!». (Часть 1, глава II)
Соня вынуждена терпеть оскорбления и упреки со стороны мачехи, Катерины Ивановны.
«А тут ребятишки голодные… А тут Катерина Ивановна, руки ломая, по комнате ходит, да красные пятна у ней на щеках выступают, — что в болезни этой и всегда бывает: “Живешь, дескать, ты, дармоедка, у нас, ешь и пьешь, и теплом пользуешься”, а что тут пьешь и ешь, когда и ребятишки-то по три дня корки не видят!». (Часть 1, глава II)
Под давлением Катерины Ивановны Соня становится уличной проституткой.
«Что ж, Катерина Ивановна, неужели же мне на такое дело пойти?» … «А что ж, — отвечает Катерина Ивановна, в пересмешку, — чего беречь? Эко сокровище!» (Часть 1, глава II)
«…эдак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, а взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок (общий такой у нас платок есть, драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело всё вздрагивают…». (Часть 1, глава II)
«…с тех пор дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться». (Часть 1, глава II)
Соня живет очень бедно, так как почти все заработанные деньги отдаёт Катерине Ивановне и её детям.
«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое… Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок». (Часть 4, глава IV)
«И заходит к нам Сонечка теперь более в сумерки, и Катерину Ивановну облегчает, и средства посильные доставляет…». (Часть 1, глава II)
Внешность
Соне Мармеладовой 18 лет, но выглядит она гораздо младше своего возраста.
«В лице ее, да и во всей ее фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях». (Часть 3, глава IV)
«…девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку…». (Часть 3, глава IV)
Внешний вид Сони вполне соответствует её бедной, безрадостной жизни. Одежда у Сони очень старая и потрёпанная, но чистая, опрятная.
«…это была скромно и даже бедно одетая девушка… с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка». (Часть 3, глава IV)
У Сони очень нежное, привлекательное лицо, с бледной кожей и невыразимо притягательными голубыми глазами. Во всем облике Соне сквозит доброта, простодушие, доверчивость.
«Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней». (Часть 3, глава IV)
«Ему всё хотелось смотреть в ее тихие, ясные глаза…». (Часть 3, глава IV)
«…всматривался он… в эти кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнем, таким суровым энергическим чувством…». (Часть 4, глава IV)
«…белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое…». (Часть 1, глава II)
Портретная характеристика Сони такова, что её можно с лёгкостью сравнить с маленькой нежной птичкой.
«…опять взволновалась и даже раздражилась Соня, точь-в-точь как если бы рассердилась канарейка или какая другая маленькая птичка». (Часть 4, глава IV)
Фигура Сони напоминает детскую: она невысокого роста и очень хрупкая.
«— Какая вы худенькая! Вон какая у вас рука! Совсем прозрачная…». (Часть 4, глава IV)
Соня Мармеладова, в силу своей профессии, вынуждена одеваться крайне вульгарно.
«Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка, и странно было ее внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смерти и отчаяния. Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью». (Часть 2, глава VII)
Черты характера и поступки
По своей натуре Соня — очень скромная, кроткая девушка, живущая с чувством постоянного унижения и покорности.
«…безответная она, и голосок у ней такой кроткий…». (Часть 1, глава II)
«Но, взглянув пристальнее, он вдруг увидал, что это приниженное существо до того уже принижено, что ему вдруг стало жалко. Когда же она сделала было движение убежать от страху, — в нем что-то как бы перевернулось». (Часть 3, глава IV)
Соня — неуверенная в себе, пугливая девушка, которая тяжело переносит новые знакомства.
«Она всегда робела в подобных случаях и очень боялась новых лиц и новых знакомств, боялась и прежде, еще с детства». (Часть 5, глава I)
Соня чувствует себя отвергнутой, недостойной внимания чистых, честных, благородных людей. Для нее мучительно внимание Дуни и Пульхерии Александровны.
«Соня села, чуть не дрожа от страху, и робко взглянула на обеих дам. Видно было, что она и сама не понимала, как могла она сесть с ними рядом. Сообразив это, она до того испугалась, что вдруг опять встала…». (Часть 3, глава IV)
«Сонечка смутилась, поклонилась как-то уторопленно и испуганно, какое-то даже болезненное ощущение отразилось в лице ее, как будто вежливость и внимание Авдотьи Романовны были ей тягостны и мучительны…». (Часть 3, глава IV)
Единственным утешением и радостью для Сони является искренняя вера в Бога.
«— Что ж бы я без бога-то была?». (Часть 4, глава IV)
Соня считает себя страшной грешницей. Она не находит оправдания своему нравственному падению, несмотря на то, что решилась на этот шаг ради спасения детей от голодной смерти.
«Да ведь я… бесчестная… я великая, великая грешница». (Часть 4, глава IV)
Жизнь в грехе настолько сильно терзает Соне душу, что она не раз подумывала о самоубийстве. Держит её на этом свете лишь огромное чувство ответственности перед больной Катериной Ивановной и маленькими детьми.
«Стало быть, действительно у ней самой была уже эта мысль. Может быть, много раз и серьезно обдумывала она в отчаянии, как бы разом покончить, и до того серьезно, что теперь почти и не удивилась предложению его…». (Часть 4, глава IV)
«…он понял вполне, до какой чудовищной боли истерзала ее, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном ее положении». (Часть 4, глава IV)
«…тут только понял он вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой и со стуканием об стену головою…». (Раскольников, Часть 4, глава IV)
«…этот позор, очевидно, коснулся ее только механически; настоящий разврат еще не проник ни одною каплей в ее сердце: он это видел; она стояла перед ним наяву…». (Часть 4, глава IV)
«…неужели ж и это создание, еще сохранившее чистоту духа, сознательно втянется наконец в эту мерзкую, смрадную яму?». (Часть 4, глава IV)
«Да скажи же мне наконец, — проговорил он, почти в исступлении, — как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются?». (Часть 4, глава IV)
Соня, узнав о преступлении Раскольникова, не упрекает его, а, напротив, жалеет. Она понимает, что самое страшное, что он сотворил — погубил свою бессмертную душу тяжким грехом.
«— Что вы, что вы это над собой сделали! — отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками.
Раскольников отшатнулся и с грустною улыбкой посмотрел на нее:
— Странная какая ты, Соня, — обнимаешь и целуешь, когда я тебе сказал про это. Себя ты не помнишь.
— Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!». (Часть 5, глава IV)
Соня способна на сильные чувства и настоящие поступки ради любимых людей. Она отправляется в Сибирь вслед за Родионом, чтобы своим присутствием и поддержкой облегчить ему годы каторги.
«— Так не оставишь меня, Соня? — говорил он, чуть не с надеждой смотря на нее.
— Нет, нет; никогда и нигде! — вскрикнула Соня, — за тобой пойду, всюду пойду!». (Часть 5, глава IV)
«Соня, с помощью денег, оставленных ей Свидригайловым, давно уже собралась и изготовилась последовать за партией арестантов, в которой будет отправлен и он. Об этом никогда ни слова не было упомянуто между ею и Раскольниковым; но оба знали, что это так будет». (Эпилог, глава I)
«…не упоминала только, что чрез нее и Раскольников получил покровительство начальства, что ему облегчаемы были работы, и прочее…». (Эпилог, глава I)
Соня впервые в жизни чувствует себя бесконечно счастливой, когда понимает, что ее чувство к Родиону взаимно. Свой смысл жизни она видит в любви, в служении любимому человеку.
«Он смотрел на Соню и чувствовал, как много на нем было ее любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят». (Раскольников, Часть 5, глава IV)
«…а она — она ведь и жила только одною его жизнью!». (о Раскольникове, Эпилог, глава II)
«…Но тотчас же, в тот же миг она всё поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…».( Эпилог, глава II)
«…она была до того счастлива, что почти испугалась своего счастья. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней». (Эпилог, глава II)
Воспитание
Семья Сони так бедна, что девочка не смогла получить полноценного образования, и оно было ограничено прочтением лишь нескольких книг.
«Воспитания, как и представить можете, Соня не получила. Пробовал я с ней, года четыре тому, географию и всемирную историю проходить; но как я сам в познании сем был некрепок, да и приличных к тому руководств не имелось, ибо какие имевшиеся книжки… гм. ну, их уже теперь и нет, этих книжек, то тем и кончилось всё обучение. На Кире Персидском остановились». (Часть 1, глава II)
Соня, обладая живым умом, стремилась к знаниям, однако её способности так и не были реализованы.
«Потом, уже достигнув зрелого возраста, прочла она несколько книг содержания романического, да недавно еще, через посредство господина Лебезятникова, одну книжку — “Физиологию” Льюиса, изволите знать-с? — с большим интересом прочла и даже нам отрывочно вслух сообщала: вот и всё ее просвещение». (Часть 1, глава II)
Характеристика Сони Мармеладовой другими героями
Раскольников
Узнав печальную историю Сони, Раскольников возмущается тем, как эгоистично используют ее жертвенность все Мармеладовы.
«Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли». (Часть 1, глава II)
Родион с жалостью и состраданием относится к Соне — нежной, трогательной девушке, которой довелось столько испытать на своем веку.
«..Но, взглянув пристальнее, он вдруг увидал, что это приниженное существо до того уже принижено, что ему вдруг стало жалко. Когда же она сделала было движение убежать от страху, — в нем что-то как бы перевернулось». (Часть 3, глава IV)
«Он приветливо и почти с состраданием посмотрел на нее с минуту.
— Какая вы худенькая! Вон какая у вас рука! Совсем прозрачная. Пальцы как у мертвой». (Часть 4, глава IV)
«— Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». (Раскольников поцеловал ногу Соне, часть 4, глава IV)
Несмотря на социальное положение Сони, Раскольников смог увидеть в девушке внутреннее благородство и достоинство. Он сознательно равняет её со своей сестрой и матерью.
«— А по-моему, так вы, со всеми вашими достоинствами, не стоите мизинца этой несчастной девушки, в которую вы камень бросаете.
«— Стало быть, вы решились бы и ввести ее в общество вашей матери и сестры?»
«— Я это уж и сделал, если вам хочется знать. Я посадил ее сегодня рядом с маменькой и с Дуней». (Часть 4, глава II)
Раскольников очарован Соней, её прекрасными глазами.
«Ему всё хотелось смотреть в ее тихие, ясные глаза, и как-то это всё не так удавалось…». (Часть 3, глава IV)
Родиона глубоко возмущает жертва, которую Соня принесла для спасения Катерины Ивановны и её детей.
«…пуще всего, тем ты грешница, что понапрасну умертвила и предала себя. Еще бы это не ужас! Еще бы не ужас, что ты живешь в этой грязи, которую так ненавидишь, и в то же время знаешь сама (только стоит глаза раскрыть), что никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь!». (Часть 4, глава IV)
Раскольников искренне не понимает, как У Сони в душе уживается святость и греховность, и считает её помешанной.
«Да скажи же мне наконец, — проговорил он, почти в исступлении, — как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!». (Часть 4, глава IV)
«Но кто же сказал, что она не сошла уже с ума? Разве она в здравом рассудке? Разве так можно говорить, как она? Разве в здравом рассудке так можно рассуждать, как она? Разве так можно сидеть над погибелью, прямо над смрадною ямой, в которую уже ее втягивает, и махать руками, и уши затыкать, когда ей говорят об опасности? Что она, уж не чуда ли ждет? И наверно так. Разве всё это не признаки помешательства?». (Часть 4, глава IV)
«…всё это казалось ему более и более странным, почти невозможным. “Юродивая! юродивая!” — твердил он про себя…». (Раскольников, Часть 4, глава IV)
Родиону горько осознавать, что такая чистая и светлая душа способна окончательно погрязнуть в пороке.
«…неужели ж и это создание, еще сохранившее чистоту духа, сознательно втянется наконец в эту мерзкую, смрадную яму?». (Часть 4, глава IV)
«…этот позор, очевидно, коснулся ее только механически; настоящий разврат еще не проник ни одною каплей в ее сердце: он это видел; она стояла перед ним наяву…». (Часть 4, глава IV)
«…он понял вполне, до какой чудовищной боли истерзала ее, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном ее положении». (Часть 4, глава IV)
В Соне Раскольников видит родственную душу, оказавшуюся на волосок от гибели.
«— У меня теперь одна ты, — прибавил он. — Пойдем вместе… Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!». (Часть 4, глава IV)
«Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это всё равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной… Но ты выдержать не можешь, и если останешься одна, сойдешь с ума, как и я. Ты уж и теперь как помешанная; стало быть, нам вместе идти, по одной дороге! Пойдем!». (Часть 4, глава IV)
Соня становится единственным человеком, которому Раскольников готов поведать свою страшную тайну.
«— Знаю и скажу… Тебе, одной тебе! Я тебя выбрал. Я не прощения приду просить к тебе, я просто скажу. Я тебя давно выбрал, чтоб это сказать тебе, еще тогда, когда отец про тебя говорил и когда Лизавета была жива, я это подумал». (Часть 4, глава IV)
Подробная характеристика Раскольникова.
Катерина Ивановна
Мать Сони, Катерина Ивановна, всячески попрекает девушку в дармоедстве, обвиняет в своей тяжелой нищенской жизни.
«А тут ребятишки голодные… А тут Катерина Ивановна, руки ломая, по комнате ходит, да красные пятна у ней на щеках выступают, — что в болезни этой и всегда бывает: “Живешь, дескать, ты, дармоедка, у нас, ешь и пьешь, и теплом пользуешься“, а что тут пьешь и ешь, когда и ребятишки-то по три дня корки не видят!». (Часть 1, глава II)
Своими бесконечными упреками Катерина Ивановна вынуждает Соню пойти на панель.
«Что ж, Катерина Ивановна, неужели же мне на такое дело пойти?»…
«А что ж, — отвечает Катерина Ивановна, в пересмешку, — чего беречь? Эко сокровище!». (Часть 1, глава II)
Узнав, что Соня ради неё и детей стала проституткой, Катерина Ивановна понимает, какую подлость она совершила по отношению к падчерице.
«Катерина Ивановна, также ни слова не говоря, подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела, а потом так обе и заснули вместе, обнявшись…». (Часть 1, глава II)
Катерина Ивановна яростно защищает Соню от Лужина, обвинившего в девушку в воровстве.
«Сам ты дурак, крючок судейский, низкий человек! Соня, Соня возьмет у него деньги! Это Соня-то воровка! Да она еще тебе даст, дурак!». (Часть 5, глава III)
Катерина Ивановна восхищается добрым, отзывчивым сердцем Сони, и чувствует себя в большом долгу перед ней.
«…да вы еще не знаете, не знаете, какое это сердце, какая эта девушка! Она возьмет, она! Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая! Она и желтый-то билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала!». (Часть 5, глава III)
Отец Сони (Семён Мармеладов)
Соня — дочь Семёна Мармеладова от первого брака. После смерти матери Сони он берет в жены Катерину Ивановну с тремя детьми, которая срывает свое раздражение на падчерице. В новой семье Соне пришлось совсем несладко.
«Живут же там многие и кроме нас… Содом-с, безобразнейший… гм… да… А тем временем возросла и дочка моя, от первого брака, и что только вытерпела она, дочка моя, от мачехи своей, возрастая, о том я умалчиваю. Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная, и оборвет…». (Часть 1, глава II)
Мармеладов — горький пьяница, пропащий отец, способный забрать у дочери последние деньги на выпивку. Он потребительски относится к Соне, но девушка ни в чем не попрекает его.
«Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела… Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют! А это больней-с, больней-с, когда не укоряют. Тридцать копеек, да-с. А ведь и ей теперь они нужны, а. Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью…». (Часть 1, глава II)
Мармеладов не сомневается, что Соня, ставшая на грешный путь ради спасения семьи, будет прощена Господом.
«И простит мою Соню, простит, я уж знаю, что простит… Я это давеча, как у ней был, в моем сердце почувствовал!… ». (Часть 1, глава II)
Перед смертью Мармеладов в полной мере осознает, какую тяжёлую жизнь он обеспечил своей дочери, на какие лишения её обрек.
«Он дико и неподвижно смотрел некоторое время на дочь, как бы не узнавая ее. Да и ни разу еще он не видал ее в таком костюме. Вдруг он узнал ее, приниженную, убитую, расфранченную и стыдящуюся, смиренно ожидающую своей очереди проститься с умирающим отцом. Бесконечное страдание изобразилось в лице его.
Соня! Дочь! Прости! — крикнул он». (Часть 2, глава VII)
Поля (сводная сестра Сони)
Поля — старшая дочь Катерины Ивановны, сводная сестра Сони. Девочка очень привязана к Соне, чувствуя всю её любовь и заботу.
«— Любите вы сестрицу Соню?
Я ее больше всех люблю! — с какою-то особенною твердостию проговорила Поленька, и улыбка ее стала вдруг серьезнее». (Часть 2, глава VII)
«…я, как уж большая, то молюсь сама про себя, а Коля с Лидочкой вместе с мамашей вслух; сперва “Богородицу” прочитают, а потом еще одну молитву: “Боже, прости и благослови сестрицу Соню”». (Часть 2, глава VII)
Дуня Раскольникова
Дуня с большим уважением относится к Соне, несмотря на её низкое социальное положение и род деятельности.
«Авдотья Романовна как будто ждала очереди и, проходя вслед за матерью мимо Сони, откланялась ей внимательным, вежливым и полным поклоном. Сонечка смутилась, поклонилась как-то уторопленно и испуганно, какое-то даже болезненное ощущение отразилось в лице ее, как будто вежливость и внимание Авдотьи Романовны были ей тягостны и мучительны». (Часть 3, глава IV)
Дуня понимает, что Соня является единственным человеком, способным помочь Родиону преодолеть все жизненные испытания, и очень дорожит ею.
«Дуня из этого свидания, по крайней мере, вынесла одно утешение, что брат будет не один: к ней, Соне, к первой пришел он со своею исповедью; в ней искал он человека, когда ему понадобился человек; она же и пойдет за ним, куда пошлет судьба. Она и не спрашивала, но знала, что это будет так. Она смотрела на Соню даже с каким-то благоговением и сначала почти смущала ее этим благоговейным чувством, с которым к ней относилась». (Часть 6, глава VIII)
Пульхерия Александровна
Пульхерия Александровна чувствует в Соне человека, который займёт главное место в жизни её сына Родиона.
«Этой девицы я тоже очень боюсь…
— Какой девицы, маменька?
— Да вот этой, Софьи-то Семеновны, что сейчас была…
— Предчувствие у меня такое, Дуня. Ну, веришь иль нет, как вошла она, я в ту же минуту и подумала, что тут-то вот главное-то и сидит…». (Часть 3, глава IV)
«Смущает она меня, вот увидишь, увидишь! И так я испугалась: глядит она на меня, глядит, глаза такие, я едва на стуле усидела, помнишь, как рекомендовать начал? И странно мне: Петр Петрович так об ней пишет, а он ее нам рекомендует, да еще тебе! Стало быть, ему дорога!». (Часть 3, глава IV)
Свидригайлов
Перед смертью Свидригайлов оказал существенную финансовую поддержку Соне. Видя в ней безмерную доброту, он понимает, что девушка сможет помочь многим людям, и просит её жить как можно дольше.
«Прощайте, голубчик, Софья Семеновна! Живите и много живите, вы другим пригодитесь». (Часть 6, глава VI)
Подробная характеристика Свидригайлова.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Сони Мармеладовой вместе!
Авторская характеристика
Соня Мармеладова — нравственный идеал Ф. М. Достоевского, который вывел этот центральный женский образ с большой любовью и восхищением. Авторское отношение выражается прежде всего в том, что данный персонаж практически не имеет отрицательных черт и представляет собой совокупность высокодуховных качеств: милосердия, всепрощения, жертвенности, безусловной любви.
Примечательно, что во время работы над образом Сони Достоевский внёс в него существенные коррективы. Изначально это был весьма примитивный характер: «Дочь чиновника мимоходом, чуть-чуть и оригинальнее вывести. Простое и забитое существо. А лучше грязную и пьяную с рыбой. Ноги целует». При этом жертва Сони вызывает лишь раздражение: «Она пожертвовала себя семье. Господи! Даже и в жертве-то, самой великой — безобразие и пакость. До того унижает судьба униженных, что даже в благороднейшей жертве их — позор и безобразие!».
Но, прорабатывая характер Сони, Достоевский превратил девушку в идеальную, смиренную, жертвенную проповедницу христианства, чья душа неподвластна порокам и разварту.
Речевая характеристика
Соня Мармеладова — девушка простая, необразованная, и это отражается на её речи. Отсутствие должного образования вкупе с природной застенчивостью делает её речь сбивчивой, простонародной. Она выражает свои мысли простым языком, часто делает паузы:
«— Я… я… зашла на одну минуту, простите, что вас обеспокоила, —заговорила она, запинаясь. — Я от Катерины Ивановны, а ей послать было некого… А Катерина Ивановна приказала вас очень просить быть завтра на отпевании, утром… за обедней… на Митрофаниевском, а потом у нас… у ней… откушать… Честь ей сделать… Она велела просить…».
«…И не знала, что вы тоже от жильцов живете… Прощайте-с… Я Катерине Ивановне…».
В общении Соня, будучи человеком приниженным, несчастным, безропотным, часто употребляет словосочетания «честь сделать», «простите, что обеспокоила», «велела благодарить».
Свои эмоции Соня выражает восклицаниями, в таких случаях она охает и ахает: «Ох, нет, нет, нет!», «Ох, уж не знаю!», «Ах, что вы, что вы!».
Будучи искренне верующим человеком, Соня Мармеладова в разговоре часто упоминает Бога: «Бог этого не попустит!», «Господи!». Речь Сони подчеркивает её смиренность перед Богом, верность христианским принципам.
Биография
Соня Мармеладова — старшая дочь мелкого чиновника в отставке Семена Захаровича Мармеладова. После смерти матери девочка остается с отцом. Когда ей исполняется 14 лет, Семен Мармеладов женится во второй раз на Катерине Ивановне, у которой уже есть трое детей от предыдущего брака.Так у Сони появляются сводные сёстры, Полина и Лида, и брат Коля.
Мармеладовы живут в безнадёжной нищете, дети постоянно испытывают муки голода, в то время как глава семейства пропивает последние гроши. Катерина Ивановна срывает своё раздражение на Соне, попрекая ее куском хлеба. Соня пробует зарабатывать на жизнь шитьём, но получает копейки. В итоге она становится уличной проституткой и тем самым спасает семью от голода.
Знакомство с Родионом Раскольниковым кардинально меняет жизнь Сони. Она влюбляется в молодого человека и отправляется за ним в Сибирь. Соня помогает Родиону вновь обрести веру в Господа, переосмыслить собственную жизнь и встать на путь истинный.
Образ Сони Мармеладовой
Соне Мармеладовой 18 лет, но, несмотря на столь юный возраст, она в полной мере познала тяготы жизни, всю жестокость и несправедливость окружающего мира. Девушка напоминает хрупкий, нежный цветок, который каким-то чудом вырос в выгребной яме. Вся жизнь Сони проходит в условиях ужасной нищеты, ругани, безысходности, однако она сохраняет удивительную чистоту души, искреннюю любовь и сострадание к людям. Достойно сносить удары судьбы девушке помогает вера в Бога.
Соня — нежная, худенькая, бледная девушка с чудесными голубыми глазами. Люди тянутся к ней, чувствуя её природную доброту, большое чуткое сердце. Олицетворяя собой христианское милосердие и всепрощение, Соня помогает Раскольникову пройти все этапы духовного перерождения. Она понимает, что высший суд находится в самом человеке, и убеждает Родиона понести заслуженное наказание за совершённое преступление, чтобы, очистившись от греха, начать новую жизнь.
5 фактов о Соне Мармеладовой
Посмотрите, что еще у нас есть:
Вывод
Значение Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» очень велико. Этот образ был необходим Ф. М. Достоевскому в качестве противопоставления бездушной теории Раскольникова о разделении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Своим отношением к жизни, к людям она даёт Родиону понять, насколько ошибочной является его жизненная философия.
Роль героя заключается в том, чтобы не осудить Раскольникова за совершённое преступление, а помочь ему спасти свою бессмертную душу, дать шанс начать иную, праведную жизнь. Соня выступает в качестве проводника, который ведет Родиона к принятию себя, к истинной вере в Господа.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.