побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат

Сонатная форма. Не всё так просто в музыке

Как композитор пишет музыкальное произведение? Наверное, у всех этот процесс протекает по-разному, ведь и сами произведения, даже у одного и того же композитора всегда разные. И тем не менее. Что бы там ни возникало в уме автора, как бы стихийно он не вдохновлялся, как бы далеко и свободно не простиралась его фантазия, в классической музыке при воплощении замысла существуют довольно жесткие рамки, в которые ему нужно уложить своё творение.

побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Смотреть фото побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Смотреть картинку побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Картинка про побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Фото побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат

Между главной и побочной партиями помещается либо небольшая связка, либо связующая партия. Здесь может появиться и самостоятельная, мелодически рельефная тема, но чаще используются интонации темы главной партии. Связующая партия выполняет роль перехода к побочной партии, в ней происходит модуляция в тональность побочной партии. Тем самым тональная устойчивость нарушается. Слух начинает ожидать наступления какого-то нового «музыкального события». Им и оказывается появление темы побочной партии. Иногда экспозиции может предшествовать вступление. А после побочной партии звучит либо небольшое заключение, либо целая заключительная партия нередко с самостоятельной темой. Так завершается экспозиция, закрепляя тональность побочной партии. По указанию композитора вся экспозиция может быть повторена.

побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Смотреть фото побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Смотреть картинку побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Картинка про побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Фото побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат

побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Смотреть фото побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Смотреть картинку побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Картинка про побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Фото побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат

побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Смотреть фото побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Смотреть картинку побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Картинка про побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Фото побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат

побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Смотреть фото побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Смотреть картинку побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Картинка про побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Фото побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат

Заканчивается экспозиция утверждением тональности побочной партии (си-бемоль мажор).

В репризе в тональности ми-бемоль мажор повторяется уже не только главная, но и побочная партия, а связующая пропускается. Некоторая таинственность появляется в коде. Она начинается, как и вступление, с темпа Adagio, тихого тремоло литавры и медленных ходов унисонов. Но вскоре, в самом конце первой части, возвращаются быстрый темп, громкая звучность и весёлые плясовые «притоптывания».

Источник: Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран.

Источник

Сонатная форма

побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Смотреть фото побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Смотреть картинку побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Картинка про побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Фото побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат

Сонатная форма — это форма из трех разделов, первый из которых (экспозиция) основан на противопоставлении главной партии (ГП) и побочной партии (ПП), второй (разработка)- на их развитии, третий (реприза) – на возвращении тем в новом тональном соотношении (иногда сопровождающемся и другими изменениями).

В эпоху венских классиков сонатная форма встречается преимущественно в сонатно-симфоническом цикле. Чаще всего в первой части- сонатное allegro, в финале (4 часть), иногда в медленной части (3 часть) и крайне редко в скерцо (2часть), а также в оперной увертюре:

Гайдн. Симфония №103- 1 часть (Сонатное Allegro)
Увертюра к опере «Дон Жуан» Моцарта

Позже сонатная форма применяется и в самостоятельных произведениях- балладах, фантазиях, поэмах и др..

Классическая сонатная форма первого allegro:

1 раздел- ЭКСПОЗИЦИЯ

Главная партия играет функцию содержания всей части.

Связующая партия создает переход от главной темы к побочной. Поэтому для нее характерно неустойчивость гармонии, рыхлость, дробность структуры.

Побочная партия в тональном и образном соотношении противостоит главной, но выполняет подчиненную функцию. Тональный контраст присутствует обязательно, а тематический не всегда.

Заключительная партия завершает экспозицию, поэтому для нее характерны приемы заключительного типа изложения.

2 раздел- РАЗРАБОТКА

Разработка- раздел сонатной формы, который основан на мотивной разработке и тонально-гармоническом развитии тем экспозиции. Для разработки характерна неустойчивость и различное развитие тем (дробление, секвенцирование, вычленение, имитационное развитие темы)

3 раздел- РЕПРИЗА

Реприза- третий, последний раздел сонатной формы. Партии эскпозиции излагаются здесь в основной тональности. Функция репризы- уравновешивание формы.

Существует два типа реприз:

Вступление и кода встречаются в сонатной форме довольно часто.

Существует три типа вступления:

Кода может строится на любой теме, одной или нескольких.

Разновидности сонатной формы.

Сонатина— сонатная форма без разработки, то есть состоящая из экспозиции и репризы.

Наибольшее распространение сонатина получила в медленных частях сонатно-симфонического цикла, увертюрах у операм и балетам, в самостоятельных произведениях. Встречается такая форма также в сюите, серенаде:

Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада» — 1 часть

Сонатная форма с двойной экспозицией используется для в концертах для солиста с оркестром. Экспозиция здесь повторяется дважды: первый раз – в оркестре, второй раз- у солиста с оркестром.

Эта форма несет специфические черты концертного жанра. Принцип соревнования солиста и оркестра отразился:

Одним из отличий от сонаты также является то, что в первой экспозиции побочная партия проводится в основной тональности либо начинается в тональности побочной, но заканчивается в основной.

В качестве примера, можно послушать Концерт №23 ля мажор, первую часть Моцарта.

Источник

Побочные партии в классических мажорных и минорных сонатных формах обычно звучат а) в параллейной тональности б) в тональности доминанты б) в одноимённой тональности

побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Смотреть фото побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Смотреть картинку побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Картинка про побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Фото побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат

побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Смотреть фото побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Смотреть картинку побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Картинка про побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Фото побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат

Князь Галицкий шумно пирует, мечтая стать князем в Путивле, а сестру отправить в монастырь. Здесь же Скула и Ерошка.

В терем приходят девицы, с просьбой вернуть подругу, которую похитили слуги Галицкого. Князь высокомерно прогоняет просительниц, а веселье продолжается своим чередом.

Княгиня полна тяжелых дум, ведь до сих пор нет вестей от мужа. От горестных мыслей Ярославну отвлекают девицы пришедшие жаловаться на беззакония князя Галицкого. Появляется Галицкий. Держа ответ перед сестрой, брат ведет себя вызывающе и уверенно, заявляя, что скоро захватит власть в Путивле.

К княгине входят с плохими новостями думные бояре. Дружина разбита, Игорь и сын в плену у половцев, а на Русь идут вражеские орды.

В степи, в половецком стане, девушки нежными песнями и танцами услаждают взор Кончаковны, дочери хана Кончака. Сын Игоря, Владимир, с наступлением ночи спешит на свидание с прекрасной Кончаковной. Но князю Игорю плен доставляет лишь страдание, ведь он мечтает поскорее освободить свой народ.

К князю Игорю тайно обращается половец Овлур желая помочь в побеге. Половецкий хан Кончак, приглашает к себе князя Игоря, предлагая ему свою верность и дружбу, по достоинству оценив в бою смелость и честность князя. Но Игорь твердо отказывается от предложения. Хан хорошо понимает князя и чтобы поднять настроение пленника, сзывает юношей и девушек для веселой безудержной пляски.

Половцы встречают хана Гзака с добычей. Вид полоненных сородичей и разграбленного добра, становятся последней каплей терпения князя Игоря. Князь решается бежать с помощью Овлура. Появляется взволнованная Кончаковна. Узнав о побеге, красавица молит Владимира остаться с ней. Князь Игорь вскочив на коня, бежит из плена, оставив влюбленного сына с дочерью хана.

Городская стена Путивля. Княгиня, оплакивает мужа и разоренную половцами землю. Тут Ярославна видит скачущих всадников, с радостью узнавая в одном из них любимого супруга. Гудошники, еще не зная о прибытии князя, смеются над Игорем. Но приезд князя Игоря потрясает их. Чтобы избежать наказания, плутоватые Скула и Ерошка, решают бить в колокол, возвещая о появлении князя.

На звон колокола сбегаются жители Путивля, шумно приветствуя любимого князя.

Опера учит мужеству, преданности и отваге. Верности своему слову и любви к родной земле.

побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Смотреть фото побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Смотреть картинку побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Картинка про побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Фото побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат

побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Смотреть фото побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Смотреть картинку побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Картинка про побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Фото побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат

побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Смотреть фото побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Смотреть картинку побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Картинка про побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Фото побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат

Лунная соната Бетховена

побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Смотреть фото побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Смотреть картинку побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Картинка про побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Фото побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат

Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов. (1-й акт — в селе Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах, эпилог — в Москве
на Красной площади

Источник

Конспект к уроку «Сонатная форма»

побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Смотреть фото побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Смотреть картинку побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Картинка про побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат. Фото побочные партии в классических мажорных сонатных формах обычно звучат

Конспект по теме «Сонатная форма»

Итак, выделяют 3 основных класса сонатных форм:

Форма сонатного allegro.

Сонатная форма в иных частях цикла и иных жанрах.

Так как основным и наиболее «чистым» типом является первый, описание типичной сонатной формы ниже будет относиться к нему.

Экспозиция сонатной формы

Главная партия

Главная партия — чрезвычайно важная составляющая экспозиции. Она — основа будущего конфликта и развития. Тема главной партии в большинстве примеров выражает основную мысль произведения. Она часто состоит из двух или более контрастных элементов, взаимодействие которых в сжатом виде воспроизводит конфликтность всей формы. Это качество главной партии даёт богатые возможности для дальнейшего развития, что является необходимым условием существования формы. Главная партия даёт первый толчок этого развития.

Гармоническое строение

Гармоническая функция главной партии — обеспечить главенство тоники главной тональности. Эта функция также чрезвычайно важна, так как тоника вернётся теперь только в репризе, до этого количество устойчивых разделов минимально. В главной партии тоника должна быть выражена явно и самодовлеюще, чтобы форма имела внутреннее стремление к ней в репризе. Иначе пространство гармонической неустойчивости затмит главную тональность и форма распадётся.

Тематическое строение

Тематизм главной партии также должен обладать несколькими определёнными свойствами. Мотивы темы должны быть чёткими и легко отделимыми друг от друга в процессе развития. Каждый мотив темы обладает самостоятельностью и значимостью. Это связано с серьёзностью музыкального содержания сонатной формы. Поэтому в главной партии редки жанровые темы.

Форма

Связующая партия

Связующая партия — неустойчивый раздел, в этом она противопоставляется главной. Роль связующей партии — совершить переход от главной партии к побочной. Этот переход затрагивает и гармоническую сферу (так как побочная партия имеет новую тональность ), и тематическую (так как побочная партия в большинстве случаев экспонирует контрастный образ).

Гармоническое строение

Тематизм

Связующая партия редко имеет собственную тему. В большинстве случаев она построена на мотивах главной партии, к которым постепенно добавляются новые мотивы. Таким образом совершается тематический переход к побочной партии.

Однако в некоторых случаях в связующей партии появляется новая тема, в образном плане контрастная главной партии и близкая побочной (при этом сохраняется гармоническая неустойчивость). Такую тему называют промежуточной темой, так как её модуляционное движение (обязательное для связующей партии) всегда приводит к настоящей побочной.

Побочная партия

Побочная партия появляется в результате развития материала главной партии. Однако, она во всем противостоит главной: в гармонии, тематизме, образности. Она часто длится дольше, чем главная партия, но при этом не перевешивает её по смысловой нагрузке. Ядро сонатной формы все равно остаётся заключённым в главной партии.

Гармоническое строение

Главная гармоническая функция побочной партии — установление новой тональности. В абсолютном большинстве случаев это тональности доминантового направления: для мажорного произведения — доминантовая тональность, для минорного — доминантовая (чаще натуральная) или параллельная. В редких случаях это может быть параллельная (минорная) тональность в мажорном произведении, либо другие терцовые соотношения тональностей. В послеклассической сонатной форме возможны любые соотношения тональностей.

Побочная партия гармонически обладает большей «рыхлостью» по сравнению с чрезвычайно устойчивой главной. Поэтому начало побочной партии гармонически может быть «смазано», не отделяясь чётко от связующей. Безусловно в гармоническом отношении только заключение (с обязательной полной каденцией).

Тематизм

Тематически, как и образно, побочная партия противостоит главной. Она больше ориентирована на мелодию, в которой обычно более выражены вокальные черты.

Часто имеет место ритмическое обновление побочной партии. Характерно укрупнение длительностей и замедление движения. Реже встречается активизация движения и более мелкие длительности.

В фактуре нередко имеет место выраженное разделение на мелодию и сопровождение, что характерно для темы с развитой мелодией (например, фортепианная соната № 16 Бетховена). Гораздо реже встречается обратное — полифоническое насыщение фактуры (его же Квартет, ор. 59 № 3 ).

В некоторых случаях в побочной партии используется тема главной (но обязательно в новой тональности) либо в первоначальном виде, либо в несколько модифицированном. Это явление имело место в творчестве Гайдна (например, его Симфония № 104 ре мажор ), когда ещё не сложилось обязательное образное противопоставление партий, как исключение — у Бетховена (например, в первой части « Аппассионаты » [2] ). В послеклассическую эпоху это было связано с появлением монотематизма и представляет собой в сущности другое явление.

Тематически побочная партия более свободна, чем главная, и может иметь несколько тем (до трёх). При этом одна из тем доминирует, другие выполняют вступительную или дополняющую функцию.

Форма

Сдвиг

Сдвиг (прорыв, перелом) — частое явление в побочной партии, также называется эпизодом. Сдвигом называется внезапное нарушение характера и появление контрастных элементов главной или связующей партий. Сдвиг — ещё одно отражение основного конфликта, который со всей силой будет раскрыт в разработке. При этом возникает существенное расширение и форма побочной партии фактически разрушается.

Контраст в момент сдвига может быть разной силы. Это может быть и появление более диссонирующей гармонии (наиболее слабый контраст), и вторжение материала главной партии в её изначальном характере (наиболее сильный вариант, особенно при драматичной главной и лиричной побочной).

Заключительная партия

Для тематизма характерно использование элементов предшествующих партий, в большинстве случаев главной и связующей, которые представлены в различных комбинациях. В этом снова проявляется обобщающая роль заключительной партии. Введение новой темы встречается редко, а если встречается, тема не бывает развёрнутой. Это связано с тем, что экспонирование новой темы не соответствует заключительному типу изложения и обобщающей функции заключительной партии.

Разработка

Разработка — второй большой раздел формы. В ней происходит развитие тем в условиях тональной и гармонической неустойчивости. В процессе развития возможно видоизменение тем, вплоть до их переосмысления.

Постоянная неустойчивость — главное свойство разработки. Неустойчивость выражается в гармоническом строении (постоянные модуляции ), в метрике (отсутствие квадратности) и в тематизме (темы существуют не в полном виде, а в виде вычлененных мотивов ).

Так как разработка — самый неустойчивый раздел формы, она наименее регламентирована. В зрелой сонатной форме (прежде всего у Бетховена ) разработка каждого произведения индивидуальна, каждый раз она выстраивается в соответствии со свойствами материала экспозиции и общей идеей произведения.

В зрелой сонатной форме разработка — центральный и важнейший раздел формы, обычно она весьма протяжённа и по размерам не уступает экспозиции. Кроме этого, ближе к концу разработки (примерно в точке золотого сечения всей формы) обычно располагается генеральная кульминация (момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении).

Как и другие развивающие разделы формы, разработка имеет три этапа — вступительный (пребывание в тональности), собственно развивающий (модуляции в разные тональности) и та или иная подготовка тональности репризы.

Переход к реп ризе – зона особо напряженного ожидания – часто доминантовый предыкт. Иногда бывает направлен в другую тональность, и тем неожиданней эффект возвращения. В ряде драматических симфоний между разработкой и репризой нет цезуры, и начало Г. п. – это кульминация всего сонатного allegro.

Реприза

Варианты решения сонатной репризы многообразны. Бывают существенные изменения структуры партий, выпуск разделов, введение нового тематизма, усиление разработочности и неустойчивости в Г. п., тональные изменения, начало П. п. в субдоминантовой тональности и т. д.

Кроме динамической репризы, встречается зеркальная реприза, когда сначала идет П. п., а затем Г. п.

Кода

Может служить дополнительным завершением сонатной формы, а может играть роль второй разработки, где продолжается процесс развития тем экспозиции (Бетховен, Сонаты №21, 23, Чайковский, Симфонии №4,5). Иногда в коде возможно появление новой темы (Бетховен, Увертюра из музыки к “Эгмонту” Гете).

Источник

Основы музыкальной теории

Особенности сонатной формы

Сонатная форма, одна из самых главных в музыке, построена так же, как античная ораторская речь. В этой части узнаем о ее особенностях.

Поговорим о сонатной форме — одной из самых важных в истории музыки.

⌛️ История сонатной формы гораздо короче, чем у тех форм, о которых мы говорили в прошлой части. Ей около 250 лет. Она начала выкристаллизовываться в первой половине 18 века.

🎭 Младшая родственница сонатной формы — барочная соната. Она сильно отличается от классической сонатной: в ней не три, а всего два раздела, а главное, барочная сонатная форма не обладает внутренней диалектикой. Барочный контраст был парным и статичным: быстро — медленно, soli — tutti, мажор — минор.

🔺 Формула классической сонатной формы идет от диалектики и риторики, ее основой является триада: тезис — антитезис — синтез. Она реализуется на разных уровнях формы:

🔹 на уровне всей формы: Экспозиция — Разработка — Реприза;

🔹 на уровне экспозиции: Главная — (Связующая) — Побочная — Заключительная;

🔹 и часто даже на уровне каждой темы.

🎼 Классическая сонатная форма — это трехчастная репризная форма, развивающаяся по законам диалектики.

1 часть — Экспозиция
2 часть — Разработка
3 часть — Реприза

🎵 Экспозиция состоит из 4 тем: главной, связующей, побочной и заключительной. Связующая и заключительная несут вспомогательную функцию, они могут иметь или не иметь собственной темы, а иногда их может совсем не быть.

🌗 От других трехчастных сонатную форму отличает особое — диалектическое — устройство экспозиции: контраст главной партии* (ГП) и побочной партии (ПП). Они разные по образу, эмоции, фактуре, и обязательно (!) в разных тональностях. Есть стандартные представления о соотношении главной и побочной: мужское — женское, волевое, решительное — лирическое, активное — спокойное. Это правило отлично работает, но исключений много, и чем дальше от Гайдна и Моцарта, тем их больше.

Важный прототип сонатной экспозиции и всей формы — диспозиция античной ораторской речи.

🆎 Экспозиция — это всегда путь из точки А в точку Б, от одной темы к другой, из главной тональности — в неглавную (стандарт для мажора — в тональность доминанты; для минора — в тональность третьей ступени, самой близкой по родству).

*Мы говорим «главная партия», а не «главная тема», потому что она может состоять из нескольких тематических элементов.

🤼‍♂ ️ Разработка. В разработке темы развиваются, вступают во взаимодействие друг с другом. Сколько тем будет участвовать в развитии — решает композитор, он может развивать какую-то одну тему, а может задействовать все четыре.

🎶 Реприза. Суть репризы сонатной формы — новое качество тем, представленных к экспозиции: после разработки они возвращаются преображенными. Обязательное условие — побочная партия проходит в основной тональности, стирается тональный контраст между темами, и возникает тот самый синтез.

↗ ️ У Гайдна и Моцарта преображение тем может быть едва заметным, но чем дальше в романтизм, тем больше и драматичнее разработка, тем сильнее могут быть изменения основных тем.

📍 Где используют сонатную форму:
— первые части сонат;
— первые части симфоний;
— оперные увертюры;
— нередко — медленные части сонат и симфоний;
— иногда даже в вокальной музыке: например, ария Руслана из оперы Глинки «Руслан и Людмила».

🐔 Давайте на простом примере посмотрим, как работает сонатная форма. Слушаем и анализируем фортепианную сонату ре мажор Гайдна. Ее иногда называют «Курица», потому что острые форшлаги в главной партии похожи на клевки.

🔲 Главная партия. Основная тональность ре мажор. Энергичный характер. Ровный квадратный период — 8 тактов. Все идеально.

➰ Связующая партия. 0.15. Самый примитивный вариант связующей — нет специального продуманного перехода в другую тональность, Гайдн просто останавливается на доминанте (ля мажор) и назначает ее главной для побочной партии.

〰️ Побочная партия. 0.28. В ней тоже есть остренькие птичьи украшения, но она более нежная, изящная.

✔ Заключительная партия.️ 1.01. Еще одна новая «птичья» тема. Она закрепляет тональность ля мажор. Обратите внимание, что перед ней возникает неожиданно драматичный момент. Вспомните о нем в разработке.

🔄 Экспозиция в сонатной форме обычно повторяется. Для венских классиков это норма. У романтиков повтор не всегда возможен, потому что контраст между главной и побочной становится все более глубоким, иногда уже связующая или заключительная становятся полем первой битвы противоположностей, и просто так вернуться к началу, будто ничего не произошло, нельзя.

🔀 Разработка. 2.23. Главная тема звучит в ля мажоре. Гайдн меняет местами партии правой и левой рук — почти как при перестановке голосов в полифонии. Хотя экспозиция была безоблачной, теперь тучи над птичьим двором сгущаются, почти все время звучат минор и диссонирующие аккорды. Но так же просто, как Гайдн переходит из ре мажора в ля мажор, он возвращается в основную тональность. Начинается реприза.

🔙 Реприза. 3.00. Обратите внимание, что теперь главная партия — это не ровный восьмитакт, она без точек и запятых сразу переходит в связующую. 3.33 — Побочная звучит в основной тональности, ре мажор. 4.05 — Заключительная партия тоже в теперь в ре мажоре.

Теперь давайте приложим лекало сонатной формы к хорошо знакомой музыке. Слушаем и анализируем первую часть Симфонии № 40 Моцарта. Она написана в тональности соль минор.

🎼 Начнем с экспозиции.

🔹 Главная партия. Трепетная, тревожная. Она с самого начала движется, развивается, в ней нет четкого восьмитакта, но есть ясная каденция на доминанте.

🔹 Связующая партия. 0.22. Начинается как главная партия, но очень быстро уводит нас в другую тональность — и оказывается, что это уже связующая. Она идет в си-бемоль мажор: это не доминанта, а третья ступень, ближайший родственный мажор, в нем тоже два бемоля при ключе.

🔹 Побочная партия. 0.50. Резко меняется тип фактуры, уходят пульсация струнных и тревога. Побочная — светлая, элегантная, с реверансами и изобретательными перекличками инструментов.

🔹 Заключительная партия. 1.16. Отличный пример того, как теза и антитеза образуют синтез: музыка звучит очень уверенно, она утверждает си-бемоль мажор, в ней пропадает начальное чувство тревоги — хотя прислушайтесь: у разных инструментов проходит начальный мотив главной партии, нисходящая секунда.

❗️ Будьте внимательны: экспозиция в этой записи не повторяется.

🔛 Разработка. 1.58. Маленький вступительный ход уводит нас в тональность фа-диез минор — очень далекую от основной, просто в другую вселенную! Это тональность «Прощальной» симфонии Гайдна, очень меланхолическая и неудобная для инструментов того времени, такой сдвиг воспринимается как тектонический.

🔹 Первый раздел разработки — мрачный и напряженный. Возвращается главная партия с ее тревожным настроением, которое усиливают малюсенькие искажения в мелодии, делая интонации еще более изломанными. Моцарт дает одну неустойчивую гармонию за другой, мы не чувствуем никакой опоры, музыка становится все громче и драматичнее.

🔹 Второй раздел разработки (2.43) — короткий, из грозной массы звука выходят одинокие голоса, которые печально поют, просят о жалости. Тема кажется очень слабой и уязвимой.

🔹 Третий раздел разработки (3.00) — это предыкт. Так называется особый раздел, которым часто заканчивается разработка — последнее нагнетание перед возвращением главной темы. В нем происходит длительная остановка на доминанте к основной тональности. Главный мотив из последних сил пытается бороться, но постепенно сникает.

🔄 Реприза. 3.15. Возвращается главная партия в главной тональности.

🔹 Связующая партия. 3.36. Она становится большой, напряженной, с решительными «шагами» в басу. Мажор пытается отвоевать себе место, но безуспешно.

🔹 Побочная партия. 4.27. Побочная звучит в основной тональности соль минор и совершенно меняет свой характер. Хроматические ходы вниз, которые в мажоре звучали изысканно, теперь кажутся символом покорности, увядания. Галантные поклоны — смирение. Но перед тем, как смириться окончательно, музыка делает еще одну попытку бороться, взрывается решительным возгласом.

🔹 Заключительная партия. 5.00 Увы, заключительная решительно и строго возвращает нас в минор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *