почему нельзя заниматься любовью до свадьбы
Почему нельзя заниматься любовью до свадьбы
Я сам католик, но меня очень мучает один вопрос: почему нельзя девушке и парню вступать в половую связь до брака. Я на интуитивном уровне чувствую, что нельзя, но пока никак не могу обосновать. Может, вы мне поможете с точки зрения ислама?
Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на следующий момент: главной причиной, по которой мы выполняем те или иные предписания, или же избегаем чего-либо, являются повеления или запреты Аллаха Всевышнего. Мы выполняем то, что повелел Аллах и избегаем того, что Он запретил. Это является основой обязанностей рабов. Однако каждое повеление или запрет, содержит божественную мудрость.
Но в этом вопросе есть и другой момент, на который следует обратить внимание. Все повеления и запреты Аллаха Всевышнего адресованы мусульманам, то есть людям, принявшим ислам. Так как человек, прежде всего, должен уверовать. Поэтому мусульманин обязан действовать только в рамках предписаний ислама. То есть причина, по которой мусульманин совершает те, или иные действия и не совершает других, заключается не в том, что его разум считает их хорошими или плохими, а в том, что это является повелением или запретом Аллаха. Как уже было сказано выше, в каждом повелении или запрете заложена божественная мудрость. Поэтому истинной причиной запрещенности прелюбодеяния является то, что Аллах сделал это харамом.
В Коране говорится:
«Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем» (аль-Исра 17/32).
«Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют права на это, и не прелюбодействуют. А тот, кто поступает таким образом, получит наказание. Его мучения будут приумножены в День воскресения, и он навечно останется в них униженным» (Фуркан 25/68-69).
Также существует и множество хадисов, запрещающих прелюбодеяние, в которых сообщается о том, что это станет причиной страдания в ахирате. В одном из хадисов посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) упомянул прелюбодеяние в числе великих грехов (Бухари, Адаб, 6). В другом хадисе говорится о том, в момент совершения прелюбодеяния вера покидает человека (Тирмизи, Иман, 11).
Таким образом, причиной, удерживающей верующего от прелюбодеяния, должно стать предостережение Аллаха и Его посланника, а также наказание, которое предусмотрено за это в ахирате. В противном случае как бы хорошо человек не знал о вреде прелюбодеяния для семьи и общества, если в его сердце нет веры удерживающей от совершения грехов, он будет продолжать совершать их.
Рассматривая этот вопрос с иной точки зрения, перед нами возникнет следующая ситуация. Если бы ислам не запретил прелюбодеяние, то это привело бы к появлению общества, в котором был бы разрушен институт семьи, которое было бы лишено морально-нравственных принципов, и тогда был бы уместен вопрос «почему ислам не запретил прелюбодеяние?». Этим мы хотим сказать следующее: в исламе первостепенным является принятие всем сердцем того, что Аллах сказал в Коране, и применение этого в жизни. И только после этого следует переходить к исследованию мудрости того, или иного повеления и запрета.
Что же касается других причин, по которым ислам запрещает прелюбодеяние, то среди них можно назвать следующие:
Прелюбодеяние разрушает семейные устои, становится причиной появления на свет детей с неустановленной родословной, и, как следствие, возникнут проблемы наследства.
Человек по своей натуре ревнив и эгоистичен. Поэтому свобода в сексуальном плане непременно приведет к конфликтам, преступлениям и смуте. В современной жизни существует масса примеров этого.
Также прелюбодеяние является причиной возникновения и распространения множества заболеваний. И самым ярким примером этого является распространение СПИДа.
Сексуальная распущенность делает человека рабом своих низменных страстей и желаний и разрушает нравственность. Кроме того, прелюбодеяние становится причиной ослабления родственных связей и дружеских уз.
Можно было бы привести и массу других примеров вреда, который несет прелюбодеяние. Поэтому на протяжении всей истории человечества в отношениях между полами устанавливались определенные ограничения. И во всех религиях прелюбодеяние было запрещено.
Православная Жизнь
Размышления Екатерины Выхованец.
Мы живем в мире, помешанном на половом вопросе. Все вокруг пропитано сексом: куда ни бросишь взгляд, везде встретишь либо полуобнаженное тело, либо томный призывный взгляд, либо какой-то вербальный намек, отсылающий все к тому же. Получается, все наши мысли искусственно возвращаются все время в одно и то же русло. И мы, к сожалению, настолько привыкли ко всему этому, что уже воспринимаем как норму. Мы даже не обращаем на это внимания. И когда поднимается вопрос о недопустимости внебрачных связей, то он даже у церковных людей вызывает порой неоднозначную реакцию. Для людей, воспитанных вне Церкви, крайне тяжело понять, в чем здесь проблема. Большинство из нас пришло из мира с установками, полученными в школе, коллективе, через кинематограф. Физическая близость как таковая, вне брака стала настолько естественной, что ее крайне сложно, практически на пределе сил принять как грех. Настали времена, когда нужно доказывать, что трава зеленая. Как найти слова для объяснения того, что еще лет 100-200 назад казалось абсолютно очевидным? Можно сколько угодно взывать к истории и Писанию, но все это разбивается о простое «мы же никому плохо не делаем». Особенно если оба – взрослые состоявшиеся люди. Сейчас путаются в понятиях: сожительство или гражданский брак, брак обычный или венчанный. Однако если бы было так, как Бог изначально задумал, то и путаницы никакой не было бы. У брака в библейском смысле очень простое определение – союз мужчины и женщины. Одного мужчины и одной женщины. Один раз и на всю жизнь. Всё. Если бы у каждого мужчины была только одна женщина и у каждой женщины был только один мужчина, то разве была бы необходимость определять моральную оценку их союза и каким-то образом его классифицировать?
Как мне кажется, основная проблема здесь в том, что у нас нет ожидания, что человек противоположного пола должен быть одним единственным. Словосочетание «моя вторая половинка», безусловно, до сих пор активно используется, но уже больше как красивая метафора. Подтверждение этому – статистика разводов. Если ты меня перестаешь устраивать, мне по какой-либо причине с тобой не нравится жить, то из списка единственных ты вычеркиваешься, что, к сожалению, часто подкрепляется поддержкой со стороны мам и ближайших друзей/подруг: «Ты заслуживаешь большего. У тебя таких, как он/она, еще знаешь сколько будет».
Вот только Священное Писание говорит нам о другом: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так…» (Мф. 19:8). Греческое слово, переведенное как «сначала», имеет своим основным смыслом «начало, происхождение, первопричина», то, что было первоначально, т. е. Господь говорит об изначальной задумке; о том, как должно быть в идеале (ведь Он все задумал совершенным). Выше в этой же главе Евангелия читаем: «Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их» (Мф. 19: 4), т. е. мужчина и женщина – это некая полнота бытия. «И сказал: посему (дословно – из-за этого) оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19:5, 6). Здесь говорится о том, что это касается не только первых людей, Адама и Евы, но и всех живущих после них именно в связи с тем, что изначально человек был создан в паре. Также снова подчеркивается факт некоей полноты бытия в союзе мужчины и женщины: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6), т. е. сочетание мужчины и женщины не является просто физиологическим актом, в этом есть что-то большее, иначе почему к этому применялась бы формулировка «Бог сочетал»? В той культурно-исторической среде, в которой произносились эти слова, немыслим был сам вопрос о внебрачных связях. Христос не говорит им, что это все – пережитки прошлого, а наоборот – ужесточает требования, говоря даже о недопустимости развода. А в консервативности тому обществу и так отказать нельзя было: прелюбодеяние и блуд во времена Ветхого Завета абсолютно категорично вынесены в ранг одних из самых страшных грехов, каравшихся побиением камнями (Втор. 22: 20–29). (Кстати, камнями побивали, чтобы даже ненароком не дотронуться и не оскверниться.)
Откуда и зачем такая жестокость? Зачем столько шумихи вокруг простого физиологического акта? Что в этом плохого? Мы сейчас видим множество благоденствующих стран, в которых блуд фактически возведен в статус нормы, значит речь шла не о социальном благополучии граждан. Древние люди, в отличие от нас, помимо материального достатка и бытового комфорта желали еще и духовного здоровья. Они понимали, что так называемая сексуальная свобода ведет к крайне серьезным повреждениям человеческой природы, и пытались оградить людей хотя бы страхом смерти, т. к. далеко не все могут (или, может, не хотят?) понять, почему нельзя. Интимная близость – это не лишь физический акт, в него помимо тела вовлечена еще и душа. Два человека становятся одной плотью, они, если можно так выразиться, сливаются в одного человека. И, разорвав впоследствии отношения, вы не можете до конца разорвать эту глубинную связь. Вы по-прежнему друг на друга влияете. Да, мы не понимаем до конца, как это работает, а люди, которые понимают, не могут это объяснить. (Аскетический опыт вообще далек от нашего лексикона.) Но, я думаю, мы бы очень удивились, если бы узнали о взаимосвязи наших текущих психологических и физических проблем с теми или иными поступками, совершенными нами в прошлом. Если мы не понимаем, как что-то работает, мы не можем отмахнуться и сказать, что ничего страшного.
Человек – это очень сложная система. Например, чем он старше, тем плотнее клубок его заболеваний. Очень часто доктора лишь разводят руками и говорят, что это возрастное. Причины многих болезней, таких как, например, рак, до сих пор являются предметом обширных исследований и споров. К тому же нам все время твердят, что каждый человек индивидуален, и, наверное, многие сталкивались с тем, что разным людям с одинаковым заболеванием одно и то же лекарство может не подходить. Если это касается нашего физического тела, то что тогда говорить о душе? Она еще сложнее и еще непонятнее. Ясна только ее определенная связь с телом. Кстати, психосоматический подход к диагностике и лечению заболеваний становится все более и более популярным. В сети можно найти достаточное количество информации о связи того или иного недуга с какими-либо психологическими проблемами. Никакой стройной системы на этот счет не существует, есть только отдельные наблюдения и догадки авторов этих методик. Причем у разных авторов они могут существенно отличаться, что лишь в очередной раз подтверждает, что мы не знаем, как «функционирует» наша душа и как именно она влияет на тело, хоть эта связь и очевидна. Даже наши отношения с людьми – это тоже последствия всей нашей предыдущей жизни, цепи принятых решений и действий, которые меня сделали таким, какой я есть сейчас. И когда нам видится несправедливость в жизни и очень больно и обидно, и невольно напрашивается вопрос «За что?» – не нужно спешить винить Бога и окружающих. С высокой долей вероятности это не Божья кара, а всего лишь последствия ваших необдуманных поступков. Как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности. Хотя наше незнание тоже довольно условное.
Что же делать, если весть о недопустимости половой свободы застала меня в состоянии, далеком от очерченного идеала? Очень важно помнить, что грех – это не преступление. Это поломка, болезнь. Но как бы ни была серьезна и непоправима душевная рана, есть Тот, для Кого нет ничего невозможного (Мф. 19:26). От нас только требуется осознать необходимость этой помощи и принять ее, иначе как лечить того, кто не признает себя больным и не хочет лечиться?
почему нельзя заниматься сексом до свадьбы?
Лучший ответ по мнению автора
Лариса
3. Неверность — парень или девушка могут в любой момент променять на другую (другого)
Таким образом, блуд «не только лишает чувства самоуважения, но и приводит к нежелательной беременности, болезням и душевным страданиям. Кроме того, блуд — это нарушение Божьих праведных норм. Поэтому тот, кто занимается блудом, не проявляет уважения к своему другe(подруге), не думает о его счастье и не заботится о его будущем»(jw.org), т.к. руководствуется только своими эгоистичными желаниями.
Бог — наш небесный Отец и очень любит нас, именно поэтому Он установил нравственные законы, которые могут защитить человека от ошибок или горьких последствий. На страницах Библии дается множество мудрых советов как сохранить брак и как справиться, когда нас постигает искушение. Иисус сказал: «Ведь свод законов «не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не желай чужого», как и любая другая заповедь, сводится к одному: «Люби ближнего, как самого себя» (Рм 13:9; 2:22). Как видно из Священного Писания, если мы любим «ближнего», то не будем подвергать опасности его физическое и душевное здоровье.
Прелюбодеяние — это грех против Бога (Бт 39:9)
Мудрый царь Соломон сказал: «Кто… прелюбодействует с женщиной, у того нет разумного сердца; кто делает это, тот губит свою душу» (Притчи 6:32—35).
Иногда, молодые люди оправдывают свое поведение тем, что «любят друг друга». Но что такое настоящая любовь в глазах Бога? В Библии — Слове Бога, написано: «Любовь долготерпелива и добра. Любовь не ревнива, не хвастлива, она не превозносится, не ведёт себя неприлично, не ищет своего, не раздражается, не ведёт счёт обидам» ((1 Коринфянам 13:4, 5).
Итак, согласно точке зрения Бога, человек, который действительно любит, будет «долготерпеливым» и сможет подождать до свадьбы, не будет «вести себя неприлично» и не «будет искать своего» — т.е. думать только о удовлетворении своих желаний, не «будет вести свет обидам» — т.е. не обидится, и будет уважать решение девушки подождать до свадьбы.
Также в Библии написано: «….если кто-то думает, что поступает со своей девственностью неправильно, если миновал для неё расцвет юности и должно произойти так, пусть делает, что хочет, он не согрешает. Пусть такие вступают в брак» (1 Коринф.7:36, выделение мое)
Настоящая любовь «заботится о благополучии и истинном счастье другого человека. Такая любовь побуждает мужчину и женщину оказывать друг другу честь и удовлетворять свои желания достойным образом — в браке, как это установил Бог (Евреям 13:4).
Чувство доверия и защищенности, которое делает брак по-настоящему счастливым, особенно важно, когда рождаются дети, поскольку Бог хотел, чтобы они росли в крепкой, любящей и благополучной семье (Эфесянам 6:1—4). Только в браке двое на самом деле могут принадлежать друг другу. В своем сердце и часто на словах они обещают любить и поддерживать друг друга всю жизнь, в радости и в горе (Римлянам 7:2, 3).
Половые отношения между мужем и женой могут укрепить их союз. В счастливом браке близость приносит супругам еще больше удовольствия и радости, и при этом такие отношения не приуменьшают значимость брачного союза, не оскверняют совесть и не огорчают Создателя»(jw.org)
Какие отношения до брака называются блудом и почему?
Ответы пастырей
Сегодня все чаще от пар, живущих без регистрации своих отношений и тем более без венчания, можно услышать: «Мы в гражданском браке». И если такую пару упрекнуть в блуде, она очень удивится и оскорбится: «Ведь у нас же брак. » На такие «браки» закрывают глаза и родители, считая, что эта «проба семейной жизни» многому научит их чад, которые потом, имея опыт, вступят в брак настоящий. Так брак это или блуд? Ведь блудом мы привыкли считать беспорядочную смену сексуальных партнеров, а тут он и она живут годами вместе. И можно ли считать эти браки гражданскими? Что такое вообще гражданский брак и как Церковь к нему относится? И почему однозначно осуждает как блуд такие вот сожительства, в чем видит тут грех и опасность?
Блуд не брак, но противоположен браку
Противная богооткровенному нравственному учению позиция – это выгораживание своего «права на распутство»
– «Блуд – не подготовка к браку, а состояние, ему противоположное», – определил святитель Иоанн Златоуст. Что хорошо, что плохо на этом свете, не человек выясняет, а Бог установил и нам открывает. Область тяжких грехов может казаться привлекательной только для того, кто еще не признал наличие в мире сотворенных свободно-разумных существ нравственного закона, установленного Создателем. Из него ясно следует, что для стремящегося наследовать Жизнь Вечную есть два плотских состояния: невинность-чистота-вдовство или венчанное супружество. Дискуссии с современниками здесь неизбежны, но каждая противная богооткровенному нравственному учению позиция будет попыткой выгораживания своего «права на распутство».
– Отношения между мужчиной и женщиной мы называем грехом блуда, если в такие отношения почему-то вступают верующие люди, игнорируя их церковное оформление. Но! Если на момент вступления в такие отношения оба были неверующие, но потом один из них уверовал, а другой нет, и отношения сохраняются, то тут имеет место несколько иное. Читаем: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1 Кор. 7: 12–13). Совершенно очевидно, что так как один из данного союза неверующий, то о церковном бракосочетании не могло быть и речи. Однако о мужчине и женщине в этом отрывке из послания апостола Павла говорится как о «муже» и «жене»!
В случае, если и второй супруг уверует, они смогут оформить свои отношения по церковным правилам. Читаем: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову (то есть не веруют в Евангелие. – прот. О.С.), житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3: 1–2). Оказывается, такое положение не является вызовом чистому и богобоязненному житию верующей половины.
Нарушение законов, установленных Богом, ведет к тяжелым последствиям
– Добрачные плотские отношения (сожительство) Церковь определяет как грех блуда. Почему? Но прежде, чем дать ответ на этот вопрос, давайте определим, что такое грех. Грех – это нарушение закона, данного Богом. Господь – Творец Вселенной, Творец физических законов, законов химии, но и Творец духовных законов. Мы знаем, что физические законы нарушать нельзя. Ты можешь в них верить, можешь не верить, можешь изучить эти законы и знать их, а можешь не знать их, но при этом они всё равно на тебя будут действовать. Например, закон Архимеда. Если ты наберешь полную, до краев ванну воды, то, когда сядешь, вытесненная твоим телом вода выплеснется на пол, и тебе придется собирать ее тряпкой, чтобы она не просочилась к соседям. Верь или не верь в закон Архимеда, но он объективно действует. Или, например, закон гравитации. Если ты его нарушишь, если не учтешь тяготение, ты, выйдя из окна 3-го этажа, полетишь вниз, переломаешь себе кости – это в лучшем случае, а в худшем – разобьешься насмерть. Тут последствия твоего незнания и неверия будут трагическими.
Законы духовного мира «работают» так же. Они изложены в Священном Писании. Какие есть заповеди о семье? Не изменяй своей семье, не прелюбодействуй. А также – чти отца своего и мать свою. И если ты нарушаешь эти законы, тебе непременно – со 100-процентной гарантией – придется за это поплатиться.
В Священном Писании неоднократно осуждается грех блуда. Апостол Павел говорит: блудники Царства Божия не наследуют. Понятно, если не покаются и не изменят свою жизнь. Говорится также, что блудящий человек становится одним телом с блудницей, то есть, участвуя в этом грехе, оскверняет свое тело. Почему этот грех так серьезен, что называется одним из смертных грехов? Дело в том, что все отношения между мужчиной и женщиной разрешены и благословляются Богом только в одном случае: когда они совершаются в законном – подчеркиваю! – браке. Для чего существуют эти отношения? Для рождения детей – в первую очередь. Во-вторых, как выражение любви – для того, чтобы муж и жена стали единым целым, в том числе и телесно. И это взаимное плотское притяжение помогает супругам справиться с возникающими в семейной жизни проблемами. Но все это совершается только в законном супружеском союзе. Все прочие «союзы» – для греховных наслаждений.
Добрачные сожительства не ведут к деторождению, потому что от деторождения при таких отношениях бегают как от чумы. Результатом становится бесплодие женщины, потому что она делала несколько абортов, пила сильнейшие контрацептивы в течении нескольких лет. Беременности женщины избегают в таких союзах еще и потому, что прекрасно понимают: ребенок будет незаконнорожденный, и в случае каких-то драматических поворотов или если «отец» от него откажется, попробуй докажи отцовство.
Тяжело хранить верность тому, у кого был предыдущий опыт неверности
Хотел бы привести только один пример (а их множество), иллюстрирующий то, как грех блуда не позволяет человеку потом создать семью, разрушает его жизнь. Один мой знакомый очень гордился тем, что не употребляет наркотики, не курит, не пьет, но у него была очень серьезная страсть: он был очень любовно зависим, и то с одной девушкой у него «любовь», то с другой, то с третьей. И вот одно из сожительств он решил завершить законным браком: его возлюбленная забеременела. Но через какое-то время эта женщина его бросила – ей не нужны были «крепкие узы». И сейчас тот человек очень страдает, потому что его бывшая к ребенку его не подпускает, да и семью нормальную он не может создать. Почему? Потому что человек в браке чудесным образом не меняется. И если он привык блудить, ни в чем себе не отказывать, он жене своей будет изменять. Все эти предыдущие связи очень серьезным образом сказываются. Почему апостол Павел говорит, что, кто соблудит, тот становится одним телом с блудницей? Потому что эта греховная связь всегда будет с ним, ему тяжело будет хранить верность, если был предыдущий негативный опыт – опыт неверности. Церковь не зря говорит о грехе блуда!
Период добрачный дается человеку как период целомудрия. Потому невеста и называется «невестой», то есть неизведанной мужем. Люди должны найти свое счастье в законной семье.
Почему еще добрачное сожительство является большим грехом? Потому что, во-первых, такие отношения крайне безответственны. Вступая в них, люди не думают отвечать за последствия этих отношений. Это подобно тому, как человек, не имея прав, не имея документов на машину, берет автомобиль и ездит на нем, нарушая правила, при этом он знает, что поймать его невозможно, и если он совершит, например, ДТП, то машину просто бросит и убежит. Так и в добрачном сожительстве. Хотя, мне кажется, тут последствия намного тяжелее. Да, здесь безответственное бегство не наказуется, но, по моим представлениям, это не меньшее преступление, чем совершить ДТП, даже если в результате его было нанесено увечье другому человеку. Бросить доверившуюся тебе женщину с родившимся от тебя ребенком, отказаться от своего ребенка – большее преступление. Кто-то скажет, что и, прожив в браке, мужчина уходит от жены и детей. Но все-таки в браке такое случается намного реже, и человек сто раз подумает, прежде чем сознательно разрушить свою семью. Да и в браке закон на стороне женщины с ребенком, и по суду нерадивого отца можно привлечь к очень большой ответственности. Сожительство же, повторюсь, очень безответственно. Но последствия его, в том числе и духовные, весьма разрушительны.
Интимные отношения без заключения брака – это всегда недоверие друг другу
– Блуд – это не только беспорядочные связи с кем попало, но и допущение интимных отношений до законного брака. Это то же самое, что прийти на чей-то обед и тут же начать есть, не дожидаясь других, руководствуясь только тем, что ты голоден. Это преждевременное вкушение того, что уместно лишь в свое время и в своем месте. Впрочем, объяснить это достаточно трудно, если люди привыкли так жить.
Обычно в миру подобные отношения называются гражданским браком. И молодые люди в каком-то смысле успокаивают себя тем, что поживут «пока так», а в случае чего они «ничем не связаны». Вот это «ничем не связаны» уже показывает, что ничего серьезного в этих отношениях нет: это не брак и не семья. Да они и сами знают, что если что не понравится, они разбегутся в разные стороны.
Интимные отношения без заключения брака – это всегда недоверие друг другу. Партнеры заранее готовят себе путь к отступлению, но при этом уже спешат насладиться телесной близостью. Еще это проявление сомнения. Сомнение – ясный признак неведения, и его справедливым выражением является фраза: «А вдруг не получится? Вдруг он (она) меня бросит?» Такое неведение означает, что «их» души еще не стали едины, хотя «им» уже хочется слиться в единое тело. Сомнение – выражение внутренних смутных чувств, неуверенности. Вы будто находитесь в густом тумане, когда на расстоянии протянутой руки уже ничего не видно, и потому вы не видите, точно ли рядом с вами ваша будущая жена. Все это говорит об одном – у юноши и девушки еще не наступило внутреннее единение, сердце подсказывает о самообмане, и потому «они» на всякий случай не расписываются.
Подлинный брак предполагает взаимную ответственность и обязательства. В интимных внебрачных отношениях взаимная ответственность сводится к минимуму, а познание друг друга вершится почти по единственной мерке – мерке собственной постели. В конечном итоге всё это означает, что парень и девушка не обрели подлинного единения душ, почему не уверены друг в друге и боятся вступить в законный брак, но при этом им уже хочется насладиться взаимными телесными достоинствами, а дальше «авось как получится». А получится сожитие на основе внешней симпатии при полном отсутствии внутреннего родства.
При этом есть статистика, согласно которой мужчины, живущие в подобных отношениях, в большинстве своем считают себя холостыми, а женщины, напротив, считают себя замужними. То есть мужчины трезво видят ситуацию, но считают, что им и так сойдет, а женщины наивно гонятся за мечтой о хорошей семье, но видят семью там, где ее нет.
Жалко бывает видеть, как у людей проходит много лет в подобных отношениях, а в итоге они остаются ни с чем. Они и сами со временем понимают, что поступили ошибочно, но зачастую этот вывод слишком поздно приходит.
Блуд – это восстание против Бога
Растлить свое или чужое тело – этот «малый храм Божий» – грех против Божиего установления о нас
– Многие вообще не понимают, в чем «смертность», тяжесть греха блуда. Говорят: «А что тут такого? Мы никого не обижаем, всё делаем по взаимному согласию, мирно…» Так вот, чтобы осознать тяжесть этого греха, нужно вспомнить слова апостола Павла о том, что каждый из нас есть «храм Духа Святаго», то есть мы призваны жить так, чтобы Бог обитал в нас, как в храме. А кто храм Божий растлит, – продолжает апостол, – жизнь того человека Господь разрушит. Почему? А вот задумаемся: осквернить храм – дело маленькое или нет? Конечно, это великий грех. Вот так и растлить свое или чужое тело – этот «малый храм» – это грех против Божиего установления о нас, восстание против Бога. А что не будет восстанием, что будет согласно с Его волей? А это в первую очередь исполнение заповеди о законном браке, и начало законного брака, как ни странно, полагается в законе человеческом, но согласном с законом Божиим, то есть брак – это законное сочетание мужчины и женщины, связанное с ответственностью перед обществом и друг другом. А ответственность предполагает приоритет долга над преходящими чувствами, хотениями и настроениями. Вот это очень важно понять. Ответственность!
Говорят иногда: «Да зачем нужна эта печать в паспорте? Какая разница – есть она или нет?» Я всегда переспрашиваю: «Нет никакой разницы?» «Ну конечно, нет», – отвечают. «Точно нет?» – переспрашиваю еще раз. – «Точно». – «Ну тогда пойдите и поставьте эту печать!» И вот тут же, просто в мгновение ока, оказывается, что разница всё-таки есть, потому что начинается какая-то заминка, а потом самооправдание и объяснения… А почему? Да потому, что та самая «печать» означает большую степень ответственности, и вот именно ответственность, закрепленная законодательно, отличает брак от блудного сожительства.
Но за соблюдение закона должно нести ответственность в том числе и государство, и это очень важная тема, потому что еще каких-нибудь 150 лет назад, если мужчина без вины прелюбодеяния оставлял свою жену с детьми, ему сначала выписывали батогов немало, а если не одумается – ссылали в Сибирь. Или, по крайней мере, он должен был выплатить такую «компенсацию» за свой грех, что сто раз подумает, уходить ли ему «на сторону» или нет. Да и общественное мнение относилось очень строго к такому поведению, так что разрушивший свою семью потом оказывался во многом в роли изгоя.
Если же говорить о церковном подходе, то у святителя Васили Великого и вовсе есть правило, согласно которому человек, послуживший причиной разрушения собственной семьи, больше не должен вступать в брак как поправший и не сохранивший то, что ему было вверено Богом. И святитель Василий говорит замечательные слова о том, что блудное сожительство есть «не брак и даже не начало брака» именно потому, что оно беззаконно. Так что как бы ни хотелось кому трактовать, брак – это именно законное сожительство мужчины и женщины, согласное с правилами церковного устроения жизни.
И следующая необходимая степень «воцерковления» супружеских отношений – это благословение их в Таинстве венчания. Как жизнь человека – душевная и телесная – нуждается в восполнении духовном, так и супружеская жизнь нуждается в духовном восполнении, когда целью супружества становится достижение Царствия Небесного и самими супругами, и детьми, если Господь дарует детей. Это крест, который надо нести, следуя за Христом, и «отвержение» которого означает поистине катастрофу. Горько только, что немногие это понимают.
Сожительство до брака – это бегство от спасительных скорбей
– Слово «блуд» по значению сходно со словом «блуждание». А блуждание – это потеря дороги, трата времени не на то, чтобы идти к цели, а на дорогу не туда. Блуждание – это всегда потерянные время и силы. А блуд – это духовное блуждание.
И единственная «польза» от блуда, если можно так выразиться, – это понимание того, что так делать нельзя, знание о том, что сожительство вне брака не приносит счастья, любви, но опустошает душу.
Всемилостивый Господь сотворил нас для любви, счастья и спасения в вечную жизнь. И показывает нам кратчайшую дорогу к ним. Дороги могут быть у каждого человека разными, но цель пути у всех одна. И указывают нам направление заповеди Господни, они же рассказывают нам и то, как облегчить нам дорогу, и что – а точнее Кто – и как нам помогает. И как получить этой помощи больше.
Семья – это одна из дорог ко спасению. И на этой дороге есть указательные знаки: с какой идти скоростью, где делать остановку, куда поворачивать, а где тупик. Вот тупиком является сожительство вне брака. По многим причинам. К любви идут через скорби. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22). А сожительство вне брака – это как раз попытка найти для себя дорогу с наименьшими скорбями, удобную для себя. «Попробовать». Не жениться пока, а если будет трудно, быстро разбежаться и побежать «пробовать» с другим партнером: может, там будет легче. Сожительство блудное все построено на бегстве от скорбей. Выгодно, комфортно – сожительствуем. Не комфортно – разбежались.
Сожительство – это попытка избегнуть борьбы с блудной страстью. Но, удовлетворяя страсти, мы их не уничтожаем, а взращиваем
И заодно, конечно, это попытка избегнуть борьбы с блудной страстью, удовлетворяя ее в блудном сожительстве. Но, удовлетворяя страсти, мы их не уничтожаем, а взращиваем. Чем больше удовлетворяем страсть и потакаем греху, тем сильнее они порабощают нас. И в результате удовлетворения блудной страсти вне брака люди становятся не любящими супругами, а блудниками, которые всегда ищут острых ощущений и переживаний, понуждаемые своею страстью, принимая ее за любовь. И, конечно, не находят того, что нужно душе, находят только страдания и разочарование. Блуждают вне своего пути, в греховной темноте.
В трех соснах блуждают, не входя в Царствие Небесное, которое уже здесь, на земле, начинается. Не находя ни любви, ни счастья.
А те, кто в браке находится, знают, что им разбегаться нельзя: они – муж и жена. И еще знают, что после трудностей, искушений, скорбей, обид приходит благодать Божия и утешение, если прощаешь и не разбегаешься. И что чем больше прощено человеку, тем больше он любит, как сказано Господом в Евангелие от Луки, в 7-й главе, на вечери в доме Симона фарисея. А в браке много и много раз и ты прощаешь, и тебя прощают.
Поэтому не надо вступать в блудное сожительство до брака. Иначе не видать будет настоящей любви и счастья и Царствия Небесного. А будет блуждание в собственных грехах и страстях и бессмысленная трата своей драгоценной, единственной земной жизни на бегство от этой самой Жизни в собственные страхи, малодушие и пустоту.
Не надо путать гражданский брак и сожительство
– Об отношениях без регистрации у нас почему-то говорят как о гражданском браке. Но тут путаница понятий. Что такое гражданский брак? Гражданский брак – это брак, зарегистрированный в государственном органе – ЗАГСе. Но люди обманываются и при сожительстве без регистрации именуют себя мужем и женой. Однако они не муж и жена не только с духовной точки зрения. Есть у этой проблемы и юридический аспект. С точки зрения закона они сожители, и никакие юридические нормы и законы, регулирующие отношения внутри семьи, например касающиеся детей и совместного имущества, на них не распространяются. И в уголовном праве мы четко читаем: если преступление совершается, не именуется мужем тот, отношения с которым в ЗАГСе не зарегистрированы, но именуется сожителем.
Если ты человека любишь, если хочешь с ним быть, если тебя всё устраивает в этом человеке, почему не зарегистрировать свои отношения – хотя бы в ЗАГСе? Но до ЗАГСа не доходят сегодня во множестве. А ведь и дети в таком сожительстве рождаются… И как решать возникающие при этом правовые вопросы, как защищать этих детей? Кто потом алиментные обязательства будет выполнять, если пара «разбежится»?
Итак, гражданский брак – это брак, зарегистрированный государственными органами. И если этот брак не венчан, Церковь не считает такие отношения блудом. Это особо подчеркивается. Так надо ли венчаться? Обязательно надо!
Что такое венчание? Венчание – это Таинство, с которым преподается благословение Божие. Как и в любом Таинстве. А если живут невенчанными, то выходит, что пара, вступая в брак, совершая такой ответственный шаг, забывает о самом главном – попросить у Бога благословение. Забывает о Божией благодати. Что же удивляться, что у нас столько разводов, что возникают конфликты. Как без благословения устраивать семейную жизнь?
А грех сожительства и в том, что человек не хочет нести ответственность за другого. Брак – это свидетельство перед обществом об ответственности друг за друга. Если человек желает нести ответственность за другого из любви, то он перед всем обществом объявляет: «Вот моя жена, вот мой муж – и в горе, и радости. На всю жизнь. И вы все – близкие, знакомые, государство – знайте: мы готовы на этот шаг».
Сожительство опасно, прежде всего, для женщины, ведь пострадавшей, когда пара расстается, всегда оказывается именно женщина: как только она забеременела, ее так называемый муж опечалился этим фактом и, если она аборт не хочет делать, ушел. А женщина, считавшая его мужем, остается одна с ребенком. Поэтому Церковь всегда настаивает, чтобы человек, встретивший другого человека как свою половинку, мужчина, полюбивший женщину, женщина, полюбившая мужчину, сказали обществу, Церкви о своей ответственности друг за друга, зарегистрировав брак в органах ЗАГСа и освятив его в храме Божием Таинством венчания.