почему соня надеялась на близкие отношения с николаем
Соня Ростова
Соня Ростова – второстепенная героиня романа, но ее образ способствует лучшему пониманию других персонажей, связанных с ней одной сюжетной линией. Эта девушка является символом глубокой порядочности и доброты, а также покорности и смирения. Прототипом Сони стала Татьяна Ергольская, которая жила в доме отца Льва Толстого и являлась его троюродной сестрой. В молодости у нее был роман с отцом писателя, схожий с романом Сони и Николая Ростова, который описан в данном произведении.
Описание героя
Ирина Губанова в роли Сони. Х/ф «Война и Мир». 1967
Соня и семья Ростовых
Соня Ростова рано лишилась родителей и была взята в семью своего дяди, Ильи Андреевича Ростова. Его положение позволяло обеспечить девушке такие же условия, какие были у его родных детей. По степени родства она приходилась Наташе, Николаю, Вере и Пете Ростовым троюродной сестрой. О ее настоящей фамилии ничего не известно, вероятно, дядя изменил ее на свою, когда взял опекунство над осиротевшей племянницей.
В большой и дружной семье Ростовых девушка чувствовала себя наравне с остальными, никто даже намеком не напоминал ей о том, что она не родная. Она научилась ценить это и была безмерно благодарна, что выражалось в ее теплом отношении ко всем Ростовым. «Эта бедная, черноглазая племянница была так кротка, так добра, так преданно-благодарна своим благодетелям… что нельзя было ни в чем упрекнуть ее».
Соня и Николай Ростов
Когда наступила та пора, когда девушка начинает ощущать потребность в любви, Соня влюбилась в своего брата Николая Ростова. Она, как могла, скрывала свое чувство от всех домочадцев, но трудно было не заметить тех перемен, которые происходили с ней в присутствии Николая. Первой высказала свое отношение к этой непростой ситуации графиня Наталья. Ей нравилась Соня, но она категорически не поощряла эту влюбленность: «Графиня упрекала племянницу в заманиванье сына и в неблагодарности».
Женой Николая она видела совсем другую женщину и приняла решение, что не допустит «сближения между своим сыном и бесприданной Соней». Девушка очень страдала от этого, ее состояние усугублялось тем, что ее чувство к Николаю не было взаимным.
Соня и Долохов
Из-за любви к брату ею был отвергнут Долохов, который сделал ей предложение. Все уговоры родственников о том, что нужно принимать этот подарок судьбы, не заставили Соню отказаться от своего решения. Надо полагать, что любовь Долохова к Соне была искренней, потому что он не брал в расчет ее положение. Ведь, по сути, девушка, проживая у своих родственников, так или иначе, оставалась бесприданницей.
В дальнейшей судьбе Сони так и не случилось взаимной любви, и ей не посчастливилось обрести семейное счастье. После войны 1812 года она какое-то время проживала в семье Николая и Марьи, а затем посвятила свою жизнь уходу за старой графиней Натальей. Такова краткая история жизни Сони Ростовой.
Внешность
Когда Соня появляется на страницах романа, ей всего пятнадцать лет. Чтобы составить представление об этой девушке, лучше всего обратиться к ее описанию самим автором: «Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густою черною косою, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее».
Шестнадцатилетняя Соня выглядит еще более сногсшибательно: «Соня шестнадцатилетняя девушка с бархатными черными глазами во всей прелести только распустившегося цветка». Двигается Соня плавно и грациозно, и на многих это действует почти завораживающе. «Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой».
«Соне был уже двадцатый год. Она уже остановилась хорошеть, ничего не обещала больше того, что в ней было; но и этого было достаточно». В свои двадцать лет Соня оставалась все той же одинокой красавицей. Возникает вопрос: почему Соня, обладая такой яркой внешностью, не вызывала интереса у молодых людей из ее окружения? Логично было бы объяснить это издержками ее характера или иными отрицательными качествами. Но Л.Н. Толстой описывает эту героиню исключительно в положительном ключе. Ни на одной странице романа нет даже намека на какой-либо проступок Сони.
Черты характера
По словам Толстого, Соня всегда отличалась добротой и кротостью. У нее был подвижный ум и развитая память, которые позволяли ей легко запоминать большие объемы информации, а также сложные термины и понятия. В отличие от Наташи, Соня более сдержанна и это сближает ее со старшей сестрой Верой. Иногда она решается дать волю своим чувствам, как это случилось на святочные праздники, когда она веселилась, не сдерживая эмоций. Но потом, словно очнувшись и устыдившись этого, дала себе слово не позволять более таких вольностей. В разговоре с Марьей Болконской о Соне Наташа говорит о ней следующими словами: «Она пустоцвет, знаешь, как на клубнике? Иногда мне ее жалко, а иногда я думаю, что она не чувствует этого, как чувствовали бы мы».
Жизненные принципы
Самая трагическая страница в жизни Сони – ее безответная любовь к Николаю. Сначала он проникся к девушке симпатией, что дало ей надежду на взаимные отношения, но вскоре охладел, а она продолжала любить и ждать его возвращения. Узнав о его намерении жениться, она долго не могла оправиться от боли и все время плакала, и только спустя какое-то время нашла в себе силы отпустить Николая.
В романе Лев Толстой многократно повторяет, что Соня – это идеал, в котором сосредоточены одни добродетели. У нее есть такие качества, благодаря которым ею можно бесконечно восхищаться, но не полюбить. В этом заключается весь драматизм Сониной неустроенности, в ее принципиальности и глубокой консервативности.
Это хорошо прослеживается на примере ее отношений с Николаем. Полюбив его, Соня не допускает даже мысли о том, чтобы отступиться от своего чувства. Для нее это означает предательство. Ее принципиальность становится тормозом на пути ее дальнейшего развития и приводит к тому, что она так и остается, по словам Наташи, «пустоцветом», которому суждено коротать свой век в одиночестве. Пугает то, что Соня смиряется с этим положением и даже не пытается что-то изменить.
Противоречия в жизни
Вся жизнь Сони – это череда сплошных противоречий, которые возникают уже в момент появления ее в семье Ростовых. Несмотря на то, что ее воспитывали, как родную дочь, успехи ее никогда не оценивались взрослыми родственниками. В отличие от родных детей, Соню никогда не хвалили. Все ее достижения рассматривались как что-то само собой разумеющееся.
На своем первом балу Соня предстает не меньшей красавицей, чем Наташа. В семье очень тщательно готовились к этому мероприятию и старались, чтобы обе девушки были на высоте. Но, в отличие от Наташи, на Соню никто не обращает внимания и этому невозможно найти какие-либо объяснения.
Графиня Наталья Ростова когда-то дала себе слово не допустить свадьбы Николая и Сони. Но весь парадокс заключен в том, что именно Соня будет ухаживать за графиней до ее последнего вздоха.
На алтарь своей любви к Николаю Соня положила всю свою жизнь, и в какой-то момент оказалась в его семье, вынужденной наблюдать, как он строит свое счастье с другой женщиной. Будучи привязанной к семье, свято служа ей и жертвуя ради нее всем, что у нее было, сама она остается одинокой и бездетной до конца своих дней.
Соня живет по ей самой выработанным правилам и не представляет, что их можно менять в зависимости от жизненной ситуации. Ее категоричность мешает ей двигаться вперед, она не способна обходить острые углы и делать правильные выводы. Ее жизнь – это бесконечная жертва ради других, и она настолько свыклась с этой ролью, что такое существование стало казаться ей единственно возможным и правильным.
Роль героя в произведении
В романе образ Сони выполняет вспомогательную роль, он является неким ориентиром, или индикатором достоинства, в соответствии с которым необходимо рассматривать остальных героев. Толстой изображает ее как образец чистоты и непорочности, благоговейный образ, в котором заключено все то, что ценно для самого автора. В каком-то смысле этот образ можно рассматривать, как нереальный, потому что такие люди либо не существуют, либо очень рано покидают этот мир. Также Толстой напоминает об отсутствии у Сони некоего духовного стержня, который обеспечил бы ей ту необходимую жесткость, которой так не хватало в ее одинокой, не сложившейся жизни.
Соня и Николай Ростов в романе «Война и мир»: любовь, отношения, взаимоотношения
Соня и Николай. Кадр из сериала 2007 г. |
История любви Сони и Николая Ростова является одной из ярких сюжетных линий в романе «Война и мир» Толстого.
В этой статье представлена история любви Сони и Николая Ростова в романе «Война и мир»: отношения, взаимоотношения героев в цитатах.
Смотрите:
— Все материалы по роману «Война и мир»
Соня и Николай Ростов в романе «Война и мир»: любовь, отношения, взаимоотношения
«Вот дяденьки Шиншина брат женат же на двоюродной сестре, а мы ведь троюродные.» (Наташа о своей троюродной сестре Соне, том 1 часть 1 глава XVII)
«. ее глаза из-под длинных густых ресниц смотрели на уезжавшего в армию cousin <кузена>с таким девическим страстным обожанием. » (том 1 часть 1 глава IX)
«. Соня — пятнадцатилетняя племянница графа. » (том 1 часть 1 глава VIII)
«. в гостиной остались Николай и Соня-племянница.» (том 1 часть 1 глава IX)
«. Николай — студент, старший сын графа, Соня — пятнадцатилетняя племянница графа. » (том 1 часть 1 глава VIII)
«— Соня! мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, — говорил Николай. — Я докажу тебе.» (том 1 часть 1 глава X)
«Весело и трогательно было смотреть на этих влюбленных девочек. » (о Наташе и Соне, том 1 часть 1 глава XI)
«Я вас люблю, я думаю, больше всех. » (Николай — Соне, том 2 часть 1 глава XI)
«Она была прелестная 16-тилетняя девочка, очевидно страстно его любящая (в этом он не сомневался ни на минуту).» (том 2 часть 1 глава I)
«Она была очень хороша, мила, и, очевидно, страстно влюблена в него. » (том 2 часть 1 глава II)
«Она вся дышала счастьем и любовью с тех пор как приехал Николай, и верная, непоколебимая любовь этой девушки радостно действовала на него.» (том 2 часть 4 глава I)
«. отвечать на ее верную, преданную любовь.» (том 2 часть 4 глава VIII)
««И как может Соня так ровно, так спокойно любить Николиньку, и ждать так долго и терпеливо»! подумала она, глядя на входившую, тоже одетую, с веером в руках Соню. «Нет, она совсем другая. Я не могу»!» (том 2 часть 5 глава VIII)
«— Я полюбила раз твоего брата, и, что̀ бы ни случилось с ним, со мной, я никогда не перестану любить его во всю жизнь.
Наташа удивленно, любопытными глазами смотрела на Соню и молчала. Она чувствовала, что то, что̀ говорила Соня, была правда, что была такая любовь, про которую говорила Соня; но Наташа ничего подобного еще не испытывала. Она верила, что это могло быть, но не понимала.» (том 1 часть 3 глава VI)
Влюбленный 20-летный Николай сочиняет стихи для Сони:
«Соня сидела близко подле Николая, который переписывал ей стихи, в первый раз сочиненные им.» (том 1 часть 1 глава XI)
«. она показала бумажку, которую держала в руке: то были стихи, написанные Николаем. » (том 1 часть 1 глава XVII)
«Да, эти стихи сам Николай написал. » (том 1 часть 1 глава XVII)
«А Николай мне cousin. надобно. сам митрополит. и то нельзя. И потом, ежели маменьке. (Соня графиню и считала и называла матерью). она скажет, что я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, что я неблагодарная, а право. вот ей-Богу. (она перекрестилась) я так люблю и ее, и всех вас, только Вера одна. За чтó? Чтó я ей сделала? Я так благодарна вам, что рада бы всем пожертвовать, да мне нечем. » (том 1 часть 1 глава XVII)
«. и не только Соня, Николай и Наташа, но и старая графиня, которая боялась этой любви сына к Соне, могущей лишить его блестящей партии, тоже покраснела, как девочка.» (том 2 часть 1 глава I)
«. для бесприданной сироты-Сони.» (том 2 часть 1 глава XI)
«— Я ни в чем не беру назад своего слова, — сказал он. — И потом, Соня такая прелесть, что какой же дурак станет отказываться от своего счастия?» (том 2 часть 1 глава I)
«Соня и вчера поразила его своею красотой. Нынче, увидав ее мельком, она ему показалась еще лучше. Она была прелестная 16-тилетняя девочка, очевидно страстно его любящая (в этом он не сомневался ни на минуту). Отчего же ему было не любить ее теперь, и не жениться даже, думал Ростов, но. теперь столько еще других радостей и занятий! «Да, они это прекрасно придумали», подумал он, «надо оставаться свободным».» (том 2 часть 1 глава I)
«— Да, — сказала Наташа. — Знаешь, Николинька, не сердись; но я знаю, что ты на ней не женишься. Я знаю, Бог знает отчего, я знаю верно, ты не женишься.» (1807 г., том 2 часть 1 глава I)
«. я ужасно желала прежде, чтобы Nicolas женился на ней; но я всегда как бы предчувствовала, что этого не будет.» (слова Наташи в 1820 г., эпилог 1 глава VIII)
«В это короткое пребывание Ростова в Москве, до отъезда в армию, он не сблизился, а напротив разошелся с Соней. Она была очень хороша, мила, и, очевидно, страстно влюблена в него; но он был в той поре молодости, когда кажется так много дела, что некогда этим заниматься, и молодой человек боится связываться — дорожит своею свободой, которая ему нужна на многое другое. Когда он думал о Соне в это новое пребывание в Москве, он говорил себе: «Э! еще много, много таких будет и есть там, где-то, мне еще неизвестных. Еще успею, когда захочу, заняться и любовью, а теперь некогда».» (том 2 часть 1 глава II)
«— Уж этого я не знаю, но с ним мне неловко. И ты знаешь ли, что он влюбился в Соню?» (том 2 часть 1 глава X)
«Видно было, что этот сильный, странный мужчина находился под неотразимым влиянием, производимым на него этою черненькою, грациозною, любящею другого девочкой.» (том 2 часть 1 глава X)
«— Нет, я должен. Может быть это suffisance <самонадеянность>с моей стороны, но всё лучше сказать. Ежели вы откажетесь для меня, то я должен вам сказать всю правду. Я вас люблю, я думаю, больше всех.
— Нет, но я тысячу раз влюблялся и буду влюбляться, хотя такого чувства дружбы, доверия, любви, я ни к кому не имею, как к вам. Потом я молод. Maman не хочет этого. Ну, просто, я ничего не обещаю. И я прошу вас подумать о предложении Долохова, — сказал он, с трудом выговаривая фамилию своего друга.
— Не говорите мне этого. Я ничего не хочу. Я люблю вас, как брата, и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо.
— Вы ангел, я вас не сто̀ю, но я только боюсь обмануть вас. — Николай еще раз поцеловал ее руку.» (том 2 часть 1 глава XI)
««Ведь он знает, что̀ значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил. » (Ростов о Долохове, том 2 часть 1 глава XIV)
«— За вами 43 тысячи, граф, — сказал Долохов и потягиваясь встал из за стола.» (том 2 часть 1 глава XIV)
«— Послушай, Ростов, — сказал Долохов, ясно улыбаясь и глядя в глаза Николаю, — ты знаешь поговорку: «Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю.» (том 2 часть 1 глава XIV)
«Он чувствовал, что рано или поздно придется опять вступить в тот омут жизни с расстройствами и поправлениями дел, с учетами управляющих, ссорами, интригами, с связями, с обществом, с любовью Сони и обещанием ей. Всё это было страшно трудно, запутано. » (том 2 часть 4 глава I)
«Минуту он колебался не попроситься ли в отпуск, чтоб увидать Наташу невестой, но тут подошли маневры, пришли соображения о Соне, о путанице, и Николай опять отложил.» (том 2 часть 4 глава I)
«Николай догадывался к чему клонились разговоры его матери, и в один из таких разговоров вызвал ее на полную откровенность. Она высказала ему, что вся надежда поправления дел основана теперь на его женитьбе на Карагиной.— Чтó ж, если б я любил девушку без состояния, неужели вы потребовали бы, maman, чтоб я пожертвовал чувством и честью для состояния? — спросил он у матери, не понимая жестокости своего вопроса и желая только выказать свое благородство.
«Да, может быть, я и люблю бедную девушку — говорил сам себе Николай, — чтó ж, мне пожертвовать чувством и честью для состояния? Удивляюсь, как маменька могла мне сказать это. Оттого что Соня бедна, то я и не могу любить ее, — думал он, — не могу отвечать на ее верную, преданную любовь. А уж наверное с ней я буду счастливее, чем с какою нибудь куклой Жюли. Я не могу приказывать своему чувству», — говорил он сам себе. «Ежели я люблю Соню, то чувство мое сильнее и выше всего для меня».» (том 2 часть 4 глава VIII)
«Николай не поехал в Москву, графиня, не возобновляла с ним разговора о женитьбе и с грустью, а иногда и озлоблением видела признаки всё бòльшего и бòльшего сближения между своим сыном и бесприданною Соней. Она упрекала себя за то, но не могла не ворчать, не придираться к Соне, часто без причины останавливая ее, называя ее «вы», и «моя милая». Более всего добрая графиня за то и сердилась на Соню, что эта бедная, черноглазая племянница была так кротка, так добра, так преданно-благодарна своим благодетелям, и так верно, неизменно, с самоотвержением влюблена в Николая, что нельзя было ни в чем упрекнуть ее.» (том 2 часть 4 глава VIII)
«Играли ли в колечко, в веревочку или рублик, разговаривали ли, как теперь, Николай не отходил от Сони и совсем новыми глазами смотрел на нее. Ему казалось, что он нынче только в первый раз, благодаря этим пробочным усам, вполне узнал ее. Соня действительно этот вечер была весела, оживлена и хороша, какою никогда еще не видал ее Николай.«Так вот она какая, а я то дурак!» думал он, глядя на ее блестящие глаза и счастливую, восторженную, из-под усов делающую ямочки на щеках, улыбку, которой он не видал прежде.
«Чтó за прелесть эта девочка!» — подумал он. — «И о чем я думал до сих пор!»
«Дурак я, дурак! Чего ждал до сих пор?» подумал Николай.
«Совсем другая, и всё та же», думал Николай, глядя на ее лицо, всё освещенное лунным светом. Он продел руки под шубку, прикрывавшую ее голову, обнял, прижал к себе и поцеловал в губы, над которыми были усы и от которых пахло жженой пробкой. Соня в самую середину губ поцеловала его и, выпростав маленькие руки, с обеих сторон взяла его за щеки.
— Соня. Nicolas. — только сказали они. Они подбежали к амбару и вернулись назад каждый с своего крыльца.» (том 2 часть 4 глава XII)
«Николай, уже не перегоняясь, ровно ехал в обратный путь, и всё вглядываясь в этом странном, лунном свете в Соню, отыскивал при этом всё переменяющем свете, из под бровей и усов свою ту прежнюю и теперешнюю Соню, с которою он решил уже никогда не разлучаться.
— Наташа, — сказал он ей шопотом по-французски, — знаешь, я решился насчет Сони.
«Еслиб я прежде видел ее такою, какою она теперь, — думал Николай, — я бы давно спросил, чтó сделать и сделал бы всё, чтó бы она ни велела, и всё бы было хорошо».
. Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.» (том 2 часть 4 глава XII)
«Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней. Графиня, давно замечавшая то, чтó происходило между Соней и Николаем, и ожидавшая этого объяснения, молча выслушала его слова и сказала сыну, что он может жениться на ком хочет; но что ни она, ни отец не дадут ему благословения на такой брак. В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им, что несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему.» (том 2 часть 4 глава XIII)
«Отец с матерью больше не говорили об этом деле с сыном; но несколько дней после этого, графиня позвала к себе Соню и с жестокостью, которой не ожидали ни та, ни другая, графиня упрекала племянницу в заманиваньи сына и в неблагодарности. Соня, молча с опущенными глазами, слушала жестокие слова графини и не понимала чего от нее требуют. Она всем готова была пожертвовать для своих благодетелей. Мысль о самопожертвовании была любимою ее мыслью; но в этом случае она не могла понять, кому и чем ей надо жертвовать. Она не могла не любить графиню и всю семью Ростовых, но и не могла не любить Николая и не знать, что его счастие зависело от этой любви. Она была молчалива и грустна, и не отвечала.» (том 2 часть 4 глава XIII)
«Николай не мог, как ему казалось, перенести долее этого положения и пошел объясниться с матерью. Николай то умолял мать простить его и Соню и согласиться на их брак, то угрожал матери тем, что, ежели Соню будут преследовать, то он сейчас же женится на ней тайно.
Графиня с холодностью, которой никогда не видал сын, отвечала ему, что он совершеннолетний, что князь Андрей женится без согласия отца, и что он может то же сделать, но что никогда она не признает эту интриганку своею дочерью.
Взорванный словом интриганка, Николай, возвысив голос, сказал матери, что он никогда не думал, чтоб она заставляла его продавать свои чувства, и что ежели это так, то он последний раз говорит. Но он не успел сказать того решительного слова, которого, судя по выражению его лица, с ужасом ждала мать и которое может быть навсегда бы осталось жестоким воспоминанием между ними. Он не успел договорить, потому что Наташа с бледным и серьезным лицом вошла в комнату от двери, у которой она подслушивала.» (том 2 часть 4 глава XIII)
«Наташа взялась за дело примирения и довела его до того, что Николай получил обещание от матери в том, что Соню не будут притеснять, и сам дал обещание, что он ничего не предпримет тайно от родителей.» (том 2 часть 4 глава XIII)
«С твердым намерением, устроив в полку свои дела, выйти в отставку, приехать и жениться на Соне, Николай, грустный и серьезный, в разладе с родными, но как ему казалось, страстно влюбленный, в начале января уехал в полк.» (том 2 часть 4 глава XIII)
«Действительно только открытие кампании задержало Ростова и помещало ему приехать — как он обещал — и жениться на Соне. Отрадненская осень с охотой и зима со святками и с любовью Сони открыли ему перспективу тихих дворянских радостей и спокойствия, которых он не знал прежде и которые теперь манили его к себе. «Славная жена, дети, добрая стая гончих, лихие десять-двенадцать свор борзых, хозяйство, соседи, служба по выборам!» — думал он. Но теперь была кампания, и надо было оставаться в полку. А так как это надо было, то Николай Ростов по своему характеру был доволен и тою жизнью, которую он вел в полку, и сумел сделать себе эту жизнь приятною.» (том 3 часть 1 глава XII)
«Впечатление, произведенное на Ростова княжной Марьей, было очень приятное. Когда он вспоминал про нее, ему становилось весело, и когда товарищи, узнав о бывшем с ним приключении в Богучарове, шутили ему, что он, поехав за сеном, подцепил одну из самых богатых невест в России, Ростов сердился. Он сердился именно потому, что мысль о женитьбе на приятной для него, кроткой княжне Марье с огромным состоянием, не раз против его воли приходила ему в голову. Для себя лично Николай не мог желать жены лучше княжны Марьи: женитьба на ней сделала бы счастье графини — его матери и поправила бы дела его отца; и даже — Николай чувствовал это — сделала бы счастье княжны Марьи.
Но Соня? И данное слово? И от этого-то Ростов сердился, когда ему шутили о княжне Болконской.» (том 3 часть 2 глава XV)
«Ростов увидал всё это так же ясно, как будто он знал всю ее жизнь. Он чувствовал, что существо, бывшее перед ним, было совсем другое, лучшее, чем все те, которые он встречал до сих пор, и лучшее, главное, чем он сам.
Разговор был самый простой и незначительный.» (том 4 часть 1 глава VI)
«Он знал, что, обещав Соне, высказать свои чувства княжне Марье, было бы то, что̀ он называл подлость. И он знал, что подлости никогда не сделает. Но он знал тоже (и не то, что знал, а в глубине души чувствовал), что, отдаваясь теперь во власть обстоятельств и людей, руководивших им, он не только не делает ничего дурного, но делает что-то очень, очень важное, такое важное, чего он еще никогда не делал в жизни.
После его свиданья с княжной Марьей, хотя образ жизни его наружно оставался тот же, но все прежние удовольствия потеряли для него свою прелесть и он часто думал о княжне Марье; но он никогда не думал о ней так, как он без исключения думал о всех барышнях, встречавшихся ему в свете, не так, как он долго и когда-то с восторгом думал о Соне.» (том 4 часть 1 глава VI)
««Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел!» говорил он сам с собою. «Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» — И невольно ему представилось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил.» (том 4 часть 1 глава VII)
«С Соней он давно уже составил себе будущую картину и всё это было просто и ясно, именно потому, что всё это было выдумано, и он знал всё, что̀ было в Соне; но с княжной Марьей нельзя было себе представить будущей жизни, потому что он не понимал ее, а только любил.» (том 4 часть 1 глава VII)
«. с княжной Марьей нельзя было себе представить будущей жизни, потому что он не понимал ее, а только любил.» (том 4 часть 1 глава VII)
««Что̀ мне нужно? Свободы, развязки с Соней. Она правду говорила» — вспомнил он слова губернаторши, — «кроме несчастья ничего не будет из того, что я женюсь на ней. Путаница, горе maman. дела. путаница, страшная путаница! Да я и не люблю ее. Да, не так люблю, как надо. Боже мой! выведи меня из этого ужасного, безвыходного положения!» начал он вдруг молиться.» (том 4 часть 1 глава VII)
«Теперь, когда она знала, что по случаю возобновления отношений Наташи с князем Андреем, Николай не мог жениться на княжне Марье, она с радостью почувствовала возвращение того настроения самопожертвования, в котором она любила и привыкла жить. И со слезами на глазах и с радостью сознания совершения великодушного поступка, она, несколько раз прерываясь от слез, которые отуманивали ее бархатные, черные глаза, написала то трогательное письмо, получение которого так поразило Николая.» (том 4 часть 1 глава VIII)
«Николай взял два письма. Одно было от матери, другое от Сони.
Тот, казавшийся неразрешимым узел, который связывал свободу Ростову, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони. Она писала, что последние несчастные обстоятельства, потеря почти всего имущества Ростовых в Москве, и не раз высказываемые желания графини о том, чтобы Николай женился на княжне Болконской, и его молчание и холодность за последнее время, всё это вместе заставило ее решиться отречься от его обещаний и дать ему полную свободу.
«Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало», — писала она, — «и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что, несмотря ни на что́, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня».» (том 4 часть 1 глава VII)
«. но теперь жертва ее должна была состоять в том, чтоб отказаться от того, что̀ для нее составляло всю награду жертвы, весь смысл жизни. И в первый раз в жизни она почувствовала горечь к тем людям, которые облагодетельствовали ее для того, чтобы больнее замучить.
. в первый раз Соня почувствовала, как из ее тихой, чистой любви к Nicolas вдруг начинало выростать страстное чувство, которое стояло выше и правил, и добродетели, и религии; и под влиянием этого чувства, Соня, невольно выученная своею зависимою жизнью скрытности, в общих неопределенных словах ответив графине, избегала с ней разговоров и решилась ждать свидания с Николаем с тем, чтобы в этом свидании не освободить, но, напротив, навсегда связать себя с ним.» (том 4 часть 1 глава VIII)
«Соня вела домашнее хозяйство, ухаживала за теткой, читала ей вслух, переносила ее капризы и затаенное нерасположение и помогала Николаю скрывать от старой графини то положение нужды, в котором они находились. Николай чувствовал себя в неоплатном долгу благодарности перед Соней за всё, что̀ она делала для его матери, восхищался ее терпением и преданностью, но старался отдаляться от нее.» (эпилог часть 1 глава V)
«Он в душе своей как будто упрекал ее за то, что она была слишком совершенна, и за то, что нечем было упрекать ее. В ней было всё, за что́ ценят людей; но было мало того, что бы заставило его любить ее. И он чувствовал, что чем больше он ценит, тем меньше любит ее. Он поймал ее на слове, в ее письме, которым она давала ему свободу, и теперь держал себя с нею так, как будто всё то, что́ было между ними, уже давным давно забыто и ни в каком случае не может повториться.» (эпилог часть 1 глава V)
«Осенью 1814-го года Николай женился на княжне Марье и с женой, матерью и Соней переехал на житье в Лысые Горы.» (эпилог часть 1 глава VII)
«Соня со времени женитьбы Николая жила в его доме. Еще перед своею женитьбой, Николай, обвиняя себя и хваля ее, рассказал своей жене всё, что̀ было между ним и Соней. Он просил княжну Марью быть ласковою и доброю с его кузиной. Графиня Марья чувствовала вполне вину своего мужа; чувствовала и свою вину перед Соней; думала, что ее состояние имело влияние на выбор Николая, не могла ни в чем упрекнуть Соню, желала любить ее; но не только не любила, а часто находила против нее в своей душе злые чувства и не могла преодолеть их.»(эпилог часть 1 глава VIII)
«Действительно, казалось, что Соня не тяготится своим положением и совершенно примирилась с своим назначением пустоцвета. Она дорожила, казалось, не столько людьми, сколько всею семьей. Она, как кошка, прижилась не к людям, а к дому. Она ухаживала за старою графиней, ласкала и баловала детей, всегда была готова оказать те мелкие услуги, на которые она была способна; но всё это принималось невольно с слишком слабою благодарностию. » (эпилог часть 1 глава VIII)
«Николай жил с своею женой так хорошо, что даже Соня и старая графиня, желавшие, из ревности, несогласия между ними, не могли найти предлога для упрека; но и между ними бывали минуты враждебности.» (эпилог часть 1 глава IX)
«За столом были мать, жившая при ней старушка Белова, жена, трое детей, гувернантка, гувернер, племянник с своим гувернером, Соня, Денисов, Наташа, ее трое детей. » (эпилог часть 1 глава IX)