pro bono что это такое
Нужно ли юристу работать бесплатно? В российском консалтинге набирает обороты мода на Pro bono – бесплатную юридическую помощь для нуждающихся. Как возник этот институт, зачем заниматься благотворительностью в сфере патентного права, каким образом юрфирмы организуют работу своих сотрудников на общественных началах и каковы препятствия на пути Pro bono в России – в материале «Право.ru».
Как и многие другие веяния, форма Pro bono берет свое начало в Америке, где частные юрфирмы начали бесплатно помогать бедным еще в конце XIX века. Такая форма благотворительности, как Pro bono (от лат. pro bono publico – «ради общественного блага»), набрала обороты в 60-х годах прошлого века и развивалась главным образом в англо-саксонском правовом мире. Американская ассоциация юристов рекомендует проводить за благотворительной работой не меньше 50 часов в год, а в Англии с 2002 года отмечается неделя Pro bono, которая поощряет и популяризирует бесплатную юридическую помощь. Сейчас этот институт приобретает глобальный характер, и Россия не осталась в стороне.
Хотя явление это и не совсем новое: юридическую помощь «по праву бедности» в России начали оказывать после судебной реформы 1864 года, а в Конституции СССР 1977 года появилось положение о том, что юридическая помощь в определенных случаях бесплатна. Эта норма перекочевала и в современную Конституцию. Сейчас государство поддерживает уголовное представительство «по назначению», а также консультативную работу ведомств и нескольких юридических центров. Правда, получить в них помощь могут только определенные категории граждан (инвалиды, официально малоимущие) и по очень ограниченному кругу вопросов.
При некоторых ВУЗах на общественных началах принимают студенты. А многие небольшие фирмы или отдельные адвокаты под видом бесплатных юрконсультаций пытаются привлечь новых клиентов: специалист, конечно, выслушает и что-то ответит, но, скорее всего, ответ будет неполный. Ведь в большинстве случаев для полноценного консультирования недостаточно выслушать клиента, необходимо ознакомиться с документами, основательно изучить ситуацию. Это требует гораздо больших усилий, чем те краткие поверхностные ответы, которые дают на «бесплатных консультациях».
Выгода заниматься благотворительностью
Государство должно обеспечивать минимальный стандарт юридической помощи, считает Дмитрий Шабельников, директор российского филиала института «Право общественных интересов» (PILnet), который развивает Pro bono в России. Вместе с тем, частная благотворительность необходима во всех странах, даже социально благополучных, уверен Шабельников: «Всегда есть люди, которые формально не имеют права на субсидируемую помощь, но не могут заплатить юристу по рыночной ставке. Кроме того, в поддержке нуждаются некоммерческие организации. У них чаще всего нет бюджета на юристов, а в нашей стране их деятельность очень зарегулирована».
Похоже, Pro bono – это новая мода в России, которая только набирает обороты. По выражению Тимофея Ермака, старшего партнера АБ «Юрлов и партнеры», «становится модным быть социально ориентированным». Это веяние касается не только юридического сообщества, но и бизнеса в целом, уточняет Шабельников. Он утверждает, что консалтинг сейчас гораздо чаще интересуется Pro bono, чем пять лет назад. Это показатель того, что некоторые юристы стремятся не только зарабатывать деньги, но и хотят внести посильный вклад в формирование правового государства, уверен Ермак. Но, конечно, в Pro Bono идут не только из альтруистических побуждений. В бюро «Юрлов и партнеры» сочли, что работа на общественных началах помогает получить опыт и дает возможность обучить молодых сотрудников, работающих вместе с наставником, рассказывает Ермак. По его словам, такая благотворительность улучшает имидж фирмы, делает ее более конкурентоспособной и привлекает новых клиентов. «Корпорация, выбирая юрфирму, смотрит на ее достижения в сфере социальной ответственности, и зачастую это значит именно Pro bono, – подтвеждает Шабельников. – Я доподлинно знаю об одном таком случае в России».
Как организована благотворительная работа – зависит от юркомпании. Большие международные фирмы обычно имеют специальный регламент, рассказывает Шабельников. Считается, что качество работы по «бесплатным» делам должно быть такое же, как и по обычным, поэтому действуют общие правила по учету рабочего времени, проверке младших сотрудников старшими, заключению договора и так далее. Шабельников не знает ни одной юрфирмы, которая бы заставляла сотрудников работать Pro bono. Точно так же сама фирма решает, кому и в каком объеме помогать. Труд юриста, как правило, оплачивается в привычном размере, потому что Pro bono – это социальная ответственность компании, а не ее работников, подчеркивает Шабельников. Замдиректора агентства защиты интеллектуальных прав «ИНКО» Лилия Рыльская рассказала, что за бесплатную работу агентство перечисляет обычную зарплату. А «Юрлов и партнеры», по словам Ермака, ничего не платит, но поощряет другими способами: выдает дипломы и благодарственные письма и учитывает участие в бесплатных проектах при карьерном продвижении или ежегодной оценке сотрудника.
Догнать и помочь
Наиболее часто бесплатно помогают малоимущим или некоммерческим организациям. Консалтингу, который обслуживает бизнес, привычнее помогать юридическим лицам. По словам Шабельникова, НКО часто недооценивают возможности юристов, готовых им помочь. Он рассказывает, как один фонд, защищающий права детей-сирот, пригласили принять участие в разработке новых санитарных норм для учреждений, где живут такие дети. У этой организации были предложения, но она не могла сформулировать их в виде, подходящем для работы над законопроектом. Этим занялись юристы фирмы Latham & Watkins, и в итоге многие предложения фонда были приняты, рассказывает Шабельников.
Pro bono можно заниматься даже в сфере интеллектуальной собственности, как показывает пример агентства «ИНКО». Оно занимается подготовкой документов для регистрации патентов на методические пособия для слепых и слабовидящих детей, рассказывает Рыльская. АБ «Юрлов и партнеры» готовит правовые заключения для бизнес-омбудсмена Бориса Титова, который занимается защитой прав предпринимателей. Словом, поле для работы шире и возможностей больше, чем может показаться на первый взгляд.
Pro bono и адвокаты
Оказывают ли адвокаты бесплатную помощь – такой вопрос им задали социологи из Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге и Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ, проводившие исследование адвокатского сообщества (см. «Мужчина, 43 года, образование высшее: социологи нарисовали портрет российского адвоката»). Почти половина адвокатов заявила, что оказывает помощь бесплатно, и лишь четверть сообщила, что никогда бесплатно не работала.
Правда, под бесплатной юридической помощью 59 % респондентов понимали работу в качестве адвоката по назначению (ст. 51 УПК), 57 % – советы и консультации друзьям и знакомым и 37 % – участие в региональных программах бесплатной помощи. Работа по назначению по уголовным делам, очевидно, не может считаться благотворительностью, поскольку оплачивается государством. Однако размер оплаты символический, и, видимо, именно поэтому больше половины адвокатов уверены, что по 51-ой статье работают фактически бесплатно.
Адвокаты меньше думают о своей социальной ответственности, нежели юрфирмы, считает Шабельников. По его словам, хоть адвокаты и оказывают бесплатную помощь, но им не хватает признания и мотивации со стороны адвокатского сообщества, особенно в регионах. Кроме того, пока не хватает информации и помощи в организации работы. В Европе и Азии этим обычно занимаются на профильных форумах, через несколько месяцев первый форум пройдет и в России.
Что потом?
Шабельников выделяет два фактора, которые поддерживают Pro bono в Америке: во-первых, развитость юридического сообщества, во-вторых, признание. Например, в профессиональном рейтинге журнала The American lawyer учитывается работа на общественных началах. Шабельников обращает внимание на еще одно важное отличие: в США юристы работают главным образом в компаниях, а в России, за исключением крупных городов, адвокаты в основном ведут практику самостоятельно, даже если входят в состав адвокатских образований. «У адвоката гораздо меньше свободного времени, чем у юрфирмы, которая может организовывать благотворительную работу, не подвергая опасности свою практику, приносящую доход», – говорит Шабельников. Но все же, по его убеждению, пока в России больше всего не хватает мотивации и общественного (в первую очередь – профессионального) признания Pro bono.
Помогать головой: как развивается интеллектуальное волонтерство в России
Сегодня под волонтерством традиционно понимают добровольную и безвозмездную помощь, которую человек оказывает другому человеку, группе людей или организации. Древнейшие практики бескорыстной помощи нуждающимся как правило ассоциировались с разного рода религиозными институциями, и обычно представляли собой опеку над социально незащищенными категориями населения — малоимущими, больными, детьми-сиротами. На рубеже XIX—XX столетий, когда многовековые связи между волонтерством и религией начали ослабевать, диапазон форм волонтерства значительно расширился — так же, как и круг адресатов помощи.
Волонтерство в России: пациент скорее жив
Сегодня в мировом рейтинге Благотворительного фонда развития филантропии (CAF) Россия находится лишь на 112 месте по степени вовлеченности населения в волонтерскую деятельность. Позиция не слишком высокая, но прогресс налицо: десять лет назад Россия была на 138 месте. О росте численности волонтеров говорят и данные Росстата: согласно его оценке, количество волонтеров с 2012 по 2017 год увеличилось почти вдвое: с 1,4 млн до 2,7 млн человек.
Наиболее активно вовлечено в волонтерскую деятельность население Центрального федерального округа: здесь на тысячу человек приходится более 30 волонтеров, а их общее количество — больше миллиона. Самыми популярными видами помощи, согласно статистике, являются социальное волонтерство, эковолонтерство (уборка мусора и озеленение), а также сбор средств на благотворительность.
Каким бывает волонтерство
Помимо уже упомянутого разделения по видам помощи (социальное, экологическое, культурное, спортивное волонтерство, донорство и т.д.), добровольческую деятельность различают также по множеству других критериев. Существует, например, разовое и системное, индивидуальное и групповое, онлайн- и оффлайн-волонтерство.
С точки зрения квалификации помощников волонтерство разделяют на:
волонтерство, не требующее особой квалификации
Чаще всего речь идет о так называемом «бытовом» волонтерстве: мытье полов, встрече гостей на мероприятии, уборке двора.
навыковое волонтерство (skill based)
В данном случае от волонтера требуется владение определенными навыками — столярным или слесарным делом, умением готовить или водить машину.
интеллектуальное волонтерство
По своей сути интеллектуальное волонтерство — разновидность навыкового. «Такое волонтерство подразумевает использование узкоспециальных знаний и компетенций. К интеллектуальному волонтерству относятся, например, веб-разработка, юридические услуги, переводческая или редакторская деятельность», — объясняет Наталия Малафеева, директор по маркетингу фонда «Друзья».
Ради общественного блага
Навыковое и интеллектуальное волонтерство могут являться частными случаями pro bono. Термин pro bono (от лат. pro bono publico — ради общественного блага) означает добровольную помощь в рамках профессиональной деятельности. Практика pro bono берет свое начало в конце XIX века в США, где частные юридические компании начали бесплатно консультировать малоимущее население. Сегодня в США без обязательного участия в программах pro bono практически невозможно поступить в магистратуру или докторантуру по юриспруденции, а практикующие юристы должны уделять бесплатным консультациям не менее 50 часов в год.
С течением времени практика pro bono вышла за рамки юридической сферы.
«Pro bono — это волонтерство своей специализацией, своей экспертизой в любой профессиональной области, совсем необязательно в юриспруденции. Например, сегодня у НКО самые востребованными специальности — это IT, дизайн и маркетинг» — говорит Мария Баландина, управляющий директор фонда «Друзья».
Сущностное отличие между интеллектуальным волонтерством и pro bono можно разъяснить с помощью простого примера. Если благотворительному фонду требуется перевести статью с английского языка на русский, и эту работу для фонда выполняет, например, владеющий английским дизайнер или программист, то эта помощь является интеллектуальным волонтерством, но не является pro bono. Если же перевод осуществляет филолог, сотрудник бюро переводов — значит, он помогает фонду как профессионал, то есть pro bono.
Корпоративное волонтерство: безвозмездно, то есть за деньги
Нередко деятельность pro bono может осуществляться в рамках корпоративного волонтерства.
Корпоративное волонтерство — это волонтерство, развиваемое внутри бизнес-структур. Особенность такого волонтерства в том, что оно оплачивается компанией: сотрудник выделяет на волонтерскую деятельность несколько часов своего рабочего времени.
«Часы волонтерства обязательно должны быть выделены из рабочего времени, иначе такое волонтерство не может считаться корпоративным, и в крупных зарубежных компаниях к этому правилу относятся очень строго. Например, наши коллеги из одной крупной международной корпорации поделились, что не раз подавали отчет о волонтерской активности сотрудников в главный офис, но результаты не могли быть учтены, потому что сотрудники занимались волонтерством в нерабочее время», — рассказывает Мария Баландина.
В профессиональном сообществе Третьего сектора «небезвозмездная» природа корпоративного волонтерства нередко становится предметом дискуссий: может ли оно считаться волонтерством вообще, если волонтеры получают за него зарплату от компаний? По мнению Марии Баландиной, корпоративное волонтерство, безусловно, волонтерством является: «В случае с корпоративным волонтерством волонтером является сама компания. Ведь компания инвестирует свой нематериальный актив — своих сотрудников — для того, чтобы помочь той или иной организации. Так что идеологического противоречия здесь нет: это корпоративная ответственность компании, которую она сознательно берет на себя».
Может показаться, что корпоративное волонтерство для корпораций — не выгодная инвестиция, а скорее бремя. Однако исследования доказывают, что это не так.
Согласно опросу Deloitte Impact Survey Report, опубликованному в 2016 году, 82% работодателей считают, что корпоративное волонтерство и работа pro bono помогают в рекрутинге, а 90% отмечают, что взаимодействие сотрудников компаний с НКО повышает лидерские навыки работников.
Кроме того, 100% опрошенных убеждены, что корпоративное волонтерство и pro bono позитивно влияют на бренд компании.
Что касается самих сотрудников компаний, для них корпоративное волонтерство может оказаться существенным вкладом в будущее. По статистике, 82% HR-менеджеров предпочтут кандидата, в резюме которого присутствует опыт интеллектуального волонтерства, а 85% закроют глаза на недостатки резюме, если кандидат работал pro bono.
Когда благо — не благо
Корпоративное волонтерство далеко не всегда является профессиональным. Напротив, интеллектуальное волонтерство и pro bono у российских компаний сегодня пользуется значительно меньшей популярностью, нежели традиционные формы добровольной помощи — субботники, посадка деревьев и т.д. Причина проста: такие мероприятия позволяют совместить общественно-полезную деятельность с тимбилдингом и совместным выездом на природу, удовлетворив тем самым целый ряд как корпоративных, так и личных потребностей сотрудников.
В то же время и сами сотрудники зачастую настолько загружены своими профессиональными обязанностями на работе, что не хотят делать то же самое еще и в рамках волонтерства.
Сталкиваясь с нежеланием работников участвовать в практиках pro bono, компании, осознающие, тем не менее, плюсы развития программ корпоративного волонтерства, зачастую пытаются «насаждать» корпоративное волонтерство сверху — через СЕО, КСО или отдел внутренних коммуникаций организации. Такой путь возможен, но он менее эффективен по сравнению с инициативой, исходящей от индивидуальных сотрудников.
По словам Марии Баландиной, главы фонда «Друзья», идеальная картина мира — когда в коллективе появляется тим-лидер, готовый курировать направление волонтерства в компании или в одном из ее подразделений. «Именно по этому пути пошла компания «Сибур» — лауреат премии интеллектуального волонтерства ProCharity. Старший юрист компании Николай Родионов сначала создал команду из трех человек, объединил их в чат, и они договорились раз в неделю выполнять одно задание от благотворительной организации. Инициатива оказалась заразительной: постепенно количество людей в этом чате возросло до 45 человек — и, соответственно, значительно увеличился и объем помощи, которую они оказывают. Получение премии ProCharity из рук амбассадора проекта Ивана Урганта стало для них, с одной стороны, своеобразным признанием их волонтерской деятельности, а с другой — стимулом продолжать работу», — объясняет она.
Специалист + НКО = онлайн-платформа волонтерства
Интеллектуальное волонтерство и pro bono в России находятся сегодня лишь на начальном этапе своего развития. Часто ни потенциальные волонтеры, ни крупные компании не знают не только о преимуществах такого волонтерства, но и о самом факте его существования. А благотворительные организации и НКО, в свою очередь, мало информированы о наличии программ корпоративного волонтерства в компаниях.
Чтобы специалистам, готовым работать pro bono, и благотворительным организациям было проще найти друг друга, были созданы онлайн-платформы интеллектуального волонтерства. Эти платформы связывают компетентных специалистов из коммерческого сектора, готовых работать на волонтерских началах, и некоммерческие организации, которым нужна помощь.
Платформа была запущена в 2017 году фондом «Друзья» в партнерстве с Mastercard. Сегодня на платформе зарегистрировано около 300 некоммерческих организаций со всей страны. Специалисты могут оказывать помощь в девяти профессиональных сферах, среди которых IT, дизайн, маркетинг, фандрайзинг, стратегический консалтинг. Главным образом ProCharity ориентирована на НКО, которые не могут позволить себе поиск и оплату квалифицированных специалистов. Поэтому для фондов платформа была и остается бесплатной. Платят за услуги ProCharity только корпорации.
Фактически компании платят не за регистрацию на платформе, а за ряд сервисов и услуг, которые предоставляет им фонд «Друзья», и которые по сути представляют собой пакетное решение для КСО компании. «В числе этих услуг, например, подбор актуальных заданий под компетенции конкретных работников, проведение вводной лекции по интеллектуальному волонтерству, вебинаров и других мероприятий для сотрудников. Все это в итоге помогает компании сформировать собственную стратегию социальной ответственности», — уточняет Баландина.
Платформа функционирует следующим образом: фонд размещает задачу в разделе «Задания» и получает отклики от волонтеров, готовых помочь с ее решением. Далее организация выбирает конкретного исполнителя, опираясь на информацию в его профиле.
«Наши коллеги и собеседники из рекрутинговых компаний — например, Up&Out — отмечают, что при приеме на работу у потенциальных кандидатов все чаще спрашивают об их опыте волонтерства или участия в разного рода социальных проектах. Ведь наличие такого опыта говорит о желании развиваться, эмпатии и наличии других развитых soft skills, которые сегодня все выше ценятся работодателями. Так что платформа ProCharity помогает не только НКО, но и сотрудникам, у которых появляется возможность расширить свое портфолио добрых дел за счет проектов, реализованных в благотворительных фондах», — говорит Баландина.
Платформа была создана в 2016 году по инициативе сотрудников международной консалтинговой компании The Boston Consulting Group. Волонтеры проекта — специалисты с как минимум трехлетним опытом в области маркетинга, HR, IT, юриспруденции и т.д. В отличие от ProCharity, todogood делает ставку не на индивидуальное, а на коллективное волонтерство. Задачи, с которыми фонды приходят на эту площадку, как правило требуют работы команды из 3—5 человек. Работу команды курирует сотрудник Тodogood — стратегический консультант, ответственный за реализацию проекта.
И волонтеров, и НКО Тodogood отбирает очень тщательно. Кандидаты в волонтеры проходят скрининг и интервью, на которых проверяются компетенция и мотивация каждого из них. Что касается фондов, Тodogood, как правило, сотрудничает с теми из них, кто уже проработал на рынке 2 —3 года. Взаимодействие команды волонтеров с НКО проходит в несколько этапов. Сначала происходит знакомство с командой фонда, затем прорабатывается техзадание, а после этого волонтеры приступают непосредственно к работе над проектом, которая обычно длится 2—3 месяца.
В основном услуги Тodogood для фондов платные. Например, стоимость подготовки полноценного консалтингового проекта составляет от 80 до 150 тыс. руб. Но ежегодно Todogood отбирает около 15 проектов, которые выполняются бесплатно.
Платформа была создана в рамках проекта «Теплицы социальных технологий» в 2014 году. Как следует из названия, на этой площадке некоммерческие организации могут найти помощников в сфере IT. На сегодняшний день на платформе зарегистрировано более 5 тыс. волонтеров — frontend- и backend-разработчиков, seo- и smm-специалистов.
Предварительного отбора специалистов на платформе нет. Исполнители получают за выполненную работу отзывы, на основании которых формируется рейтинг волонтеров. На задание, опубликованное НКО, могут откликнуться несколько специалистов. Модераторы платформы помогают организации с выбором исполнителя. Дальнейшее общение НКО и специалиста происходит напрямую.
Большую часть проектов волонтеры реализуют для НКО бесплатно. В качестве благодарности за выполненную работу фонд может написать для волонтера рекомендацию или благодарственное письмо, а также разместить у себя на ссылку на сайт исполнителя.
Волонтерство в самоизоляции
Сейчас на фоне пандемии волонтерство становится очень востребованным — причем в совершенно разных формах. Актуально классическое волонтерство — доставка продуктов и медикаментов пожилым и людям на карантине, выгул собак, чьи хозяева не могут сейчас этого делать и так далее. Интеллектуальное волонтерство также развивается и приобретает новые формы. «Например, волонтеры компании «Сибур» предложили свои интеллектуальные pro bono услуги для помощи врачам в онлайн-обучении их детей-школьников (уроки, семинары, вебинары, домашние задания)», — рассказывает Наталья Малафеева. Кроме того, по ее словам сейчас интеллектуальное волонтерство становится огромным ресурсом для всей индустрии благотворительности. На фоне сокращения пожертвований фонды и некоммерческие организации могут сэкономить делегируя рутинные рабочие задачи не сотрудникам, а волонтерам.
Справка:
Фонд «Друзья», основанный в 2015 году тремя друзьями — предпринимателями и филантропами — Гором Нахапетяном, Яном Яновским и Дмитрием Ямпольским, помогает индустрии благотворительности в России становиться более системной и профессиональной. Через свои ключевые программы — «Команда профессионалов», платформа ProCharity и «Московская школа профессиональной филантропии» — фонд привлекает лучшие бизнес-практики в работу благотворительных организаций и создает площадки для фандрайзинга и успешного сотрудничества НКО с бизнесом и государством.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.
Pro Bono как инструмент построения личного бренда
Завоевание известности в профессиональных кругах и доверия у целевой аудитории – важные задачи, которые решает каждый, кто поставил перед собой цель раскрутить персональный бренд. Главный редактор журнала «Пресс-служба» Тимур Асланов предлагает один из инструментов, при помощи которого можно приблизиться к достижению нужных результатов.
В чем суть инструмента pro bono
Если вы любите сериалы про американских юристов, то наверняка знаете, что даже самые богатые и знаменитые адвокаты периодически берут дела pro bono, то есть не подразумевающие оплаты. Они безвозмездно помогают разного рода угнетенным и несправедливо обиженным, отказываясь при этом от своих космических гонораров. И дело тут далеко не только в благородном порыве поделиться с малоимущими и добавить плюсов в карму. Часто такие дела становятся резонансными, и это прибавляет очки не только в загробной жизни или в следующих реинкарнациях, но и в жизни земной сегодняшней. Это влияет на репутацию и раскрутку личного бренда: и сам факт, что дорогой юрист помогает несчастным, и, разумеется, выигрыш в сложных делах.
Адвокат, который время от времени отрывается от вечной погони за золотым тельцом, чтобы проявить человеческие чувства и внести свой вклад в дело защиты слабых, конечно, сильно выигрывает в глазах общественности по сравнению со своими коллегами, которые не хотят возиться бесплатно с малоимущими доверителями.
Pro bono — действительно хороший инструмент формирования и укрепления репутации и известности, а также продвижения личного бренда. Облагодетельствованный клиент, безусловно, будет рассказывать об этом друзьям и знакомым, будет петь дифирамбы адвокату, который помог решить проблему часто в безнадежной ситуации, да еще и не взял денег, а ведь у него «один галстук стоит столько, сколько моя машина».
И пойдут круги по воде. Полетит слава, которая сформирует положительную деловую репутацию. И приведет клиентов, далеко не только бесплатных — ведь всем хочется адвоката с человеческим лицом, а не просто акулу юриспруденции.
Бедный клиент приведет только бедных клиентов?
Не надо думать, что, помогая небогатому клиенту, вы можете привлечь только таких же небогатых. Мы живем в век социальных сетей, и социальные связи порой очень причудливы и непредсказуемы. Пост, восхваляющий ваши заслуги, который будет написан благодарным человеком, попадет в информационное поле и дальше начнет жить там своей жизнью.
Это про благотворительность?
Подумайте, а как вы можете использовать инструмент pro bono в своей деятельности. Неважно, чем вы занимаетесь – это, конечно, касается не только юристов. Поймите меня правильно, я сейчас не про классический пиар на благотворительности, когда вы жертвуете памперсы детскому дому и хотите, чтобы про это написали все местные СМИ. Это скучно, избито и малопривлекательно. Я про то, чтобы вы подарили свое время кому-то, кто реально в этом нуждается. Не откупились подачками, а именно помогли решить проблему – поделились знаниями, умениями, экспертизой. Это гораздо ценнее финансовых пожертвований, которыми нынче никого не удивишь.
Сам термин pro bono происходит от латинского pro bono publico, что означает «ради общественного блага». И тут важный нюанс – это не просто благотворительность, не любая помощь, не абстрактное волонтерство. Pro bono это именно оказание профессиональной помощи. Помощи, при которой вы применяете свою высокую квалификацию в том или ином деле, чтобы принести реальную пользу тем, кто в беде или затруднительном положении, и не берете за это денег.
Как применять pro bono. Кому помогать
Совсем необязательно помогать нищим и бедствующим в прямом смысле слова. Возможно,таким людям ваша профессиональная компетенция без надобности. Благодаря pro bono можно помочь тем, кто и так заметен в обществе, делает тоже благие дела, но не имеет больших бюджетов и всегда рад любой поддержке. И даже может про эту поддержку рассказать большому количеству людей.
Найдите общественные организации в вашем городе, которым нужна помощь. Чем больше людей в них вовлечено, тем лучше. Тем масштабнее будет выглядеть ваше участие. Помогите им справиться с какими-то задачами, которые находятся в зоне вашей компетенции. Старайтесь только выбирать такие структуры, которые не вызывают яркого отторжения в обществе или противоречивых мнений, граничащих с холиваром. Не надо помогать националистическим, экстремистским, ультрарелигиозным и откровенно политическим сообществам. Даже если вы разделяете их взгляды. Это может нанести репутации вполне серьезный ущерб.
Поможет наладить работу со СМИ без своего пиарщика или агентства
Увеличит число упоминаний о вашей компании
Обойдется в 2-3 раза дешевле
Беспроигрышный вариант – общечеловеческие ценности: защита культуры и языка, поддержка талантов, продвижение вашего региона, благоустройство территории, на которой вы проживаете, ликвидация безграмотности населения в вопросах здоровья, помощь больным, престарелым и так далее.
Вполне подойдут для ваших задач и профессиональные отраслевые ассоциации и гильдии. Необязательно напрямую связанные с вашей отраслью. Они объединяют профессионалов, людей уже чего-то добившихся и ставящих себе амбициозные цели лоббирования интересов отрасли или повышения престижности той или иной профессии. У них есть связи, выход на СМИ, подписчики в соцсетях и в рассылках и т. д. И возможностей донести информацию о вас до вашей целевой аудитории у них немало. Выбирайте ассоциацию, общественную организацию или благотворительный фонд и предлагайте квалифицированную помощь.
Часто в таких организациях работают очень хорошие и добрые люди, делающие важное дело. При этом они не могут быть профессионалами во всех областях деятельности. И компетентная помощь им никогда не помешает. А вам это еще и пополнит портфолио и позволит использовать это как аргумент в переговорах с богатыми заказчиками.
Что еще можно делать
Но не стоит из-за pro bono ограничиваться только общественными или благотворительными организациями. Показать свой профессионализм и при этом сделать доброе дело можно разными способами. Я, например, регулярно читаю лекции студентам в различных вузах, откликаясь по мере возможности, на приглашения. Я не беру гонорар, потому что понимаю, что заплатить мне по моей стандартной ставке за выступление вуз никогда не сможет.
Но, во-первых, мне хочется сделать что-то полезное для российского образования и подрастающего поколения. Во-вторых, поставить галочку в своем колесе жизненного баланса в луче «Благотворительность». Мне это важно для себя и своих внутренних тараканов, возможно у вас такой задачи нет. И не надо. Статья не об этом. И в третьих, потому что хорошо прочитанная интересная лекция запустит сарафанное радио – те самые круги по воде и увеличит мою известность в отрасли и повлечет новые и новые обращения, поиск моих ресурсов в интернете, приток новых подписчиков, репосты моих публикаций.
Вариантов помощи pro bono может быть очень много. Нужно просто потратить немного времени и подумать. Приложить усилия. И не надо просчитывать немедленный результат. Не надо ждать через неделю шквала заказов. Это работает немного не так. Это игра в долгую. Но она того стоит.
А если хотите более подробного разговора о личном бренде и инструментах его построения, приходите 23-24 апреля в Москве на нашу практическую конференцию «Эффективная пресс-служба-2020». Я проведу на ней полуторачасовой мастер-класс по теме «Личный бренд чиновника, политика, государственного и муниципального служащего», а также будет много других интересных спикеров с разными темами. Два потока докладов: PR в бизнесе и PR в госструктурах. Нетворкинг-сессия. И много других полезностей.