Про что крейцерова соната
Крейцерова соната
Вот подлинная история Позднышева, рассказанная им самим той же ночью одному из попутчиков, история о том, как он этой самой любовью был приведён к тому, что с ним произошло. Позднышев, помещик и кандидат университета (был даже и предводителем) жил до женитьбы, как все в его кругу. Жил (по его нынешнему мнению) развратно, но, живя развратно, считал, что живёт, как надо, даже нравственно. Он не был соблазнителем, не имел «неестественных вкусов», не делал из разврата цели своей жизни, а отдавался ему степенно, прилично, скорее для здоровья, избегая женщин, которые могли бы его связать. Между тем чистого отношения к женщине у него давно уже не могло быть, он был, что называется, «блудником», подобным морфинисту, пьянице, курильщику. Потом, как выразился Позднышев, не вдаваясь в подробности, пошли и всяческие отклонения. Так жил он до тридцати лет, не оставляя, впрочем, желания устроить себе самую возвышенную, «чистую» семейную жизнь, приглядываясь с этой целью к девушкам, и наконец нашёл такую, одну из двух дочерей разорившегося пензенского помещика, которую счёл достойной себя.
Однажды вечером они ездили в лодке и ночью, при лунном свете, возвращались домой. Позднышев любовался её стройной фигурой, обтянутой джерси (это ему хорошо запомнилось), и вдруг решил, что это — она. Ему казалось, что она понимает в эту минуту все, что чувствует он, а он, как ему тогда казалось, думал самые возвышенные вещи, и на самом деле джерси было ей особенно к лицу, и после проведённого с нею дня он вернулся домой в восторге, уверенный, что она — «верх нравственного совершенства», и уже назавтра сделал предложение. Поскольку он женился не на деньгах и не на связях (она была бедна), да к тому же имел намерение держаться после женитьбы «единобрачия», то гордости его не было пределов. (Свинья я был ужасная, а воображал, что ангел, признался Позднышев своему попутчику.) Однако все сразу пошло наперекосяк, медовый месяц не складывался. Все время было гадко, стыдно и скучно. На третий или четвёртый день Позднышев застал жену скучающей, стал спрашивать, обнял, она заплакала, не умея объяснить. И ей было грустно и тяжело, а лицо выражало неожиданную холодность и враждебность. Как? Что? Любовь — союз душ, а вместо этого вот что! Позднышев содрогнулся. Неужели влюблённость истощилась удовлетворением чувственности и они остались друг против друга совершенно чужие? Позднышев ещё не понимал, что эта враждебность была нормальным, а не временным состоянием. Но потом произошла ещё ссора, потом ещё одна, и Позднышев почувствовал, что «попался», что женитьба не есть нечто приятное, а, напротив, очень тяжёлое, но он не хотел признаться в этом ни себе, ни другим. (Это озлобление, рассудил он позднее, было не что иное, как протест человеческой природы против «животного», которое подавляло её, но тогда он думал, что виноват женин дурной характер.)
В восемь лет у них родилось пять детей, но и жизнь с детьми была не радость, а мука. Жена была чадолюбива и легковерна, и семейная жизнь обернулась постоянным спасением от воображаемых или действительных опасностей. Присутствие детей дало новые поводы к раздорам, отношения становились все враждебнее. На четвёртый год они уже разговаривали просто: «Который час? Пора спать. Какой нынче обед? Куда ехать? Что написано в газете? Послать за доктором. Горло болит у Маши». Он смотрел, как она наливает чай, подносит ложку ко рту, хлюпает, втягивая жидкость, и ненавидел её именно за это. «Тебе хорошо гримасничать, — думал он, — ты вот промучила меня сценами всю ночь, а у меня заседание». «Тебе хорошо, — думала она, — а я всю ночь не спала с ребёнком». И они не только так думали, но и говорили, и так бы и жили, как в тумане, не понимая себя, если бы не случилось того, что случилось. Жена его будто проснулась с тех пор, как перестала рожать (доктора подсказали средства), и постоянная тревога о детях стала утихать, она будто очнулась и увидела целый мир с его радостями, о которых она забыла. Ах, как бы не пропустить! Уйдёт время, не воротишь! Ей с юности внушали, что в мире одно достойно внимания — любовь; выйдя замуж, она получила кое-что из этой любви, но далеко не все, что ожидалось. Любовь с мужем была уже не то, ей стала представляться какая-то другая, новая, чистенькая любовь, и она стала оглядываться, ожидая чего-то, снова взялась за брошенное прежде фортепьяно. И тут явился этот человек.
Вскоре был устроен званый обед, скучный, притворный. Довольно скоро началась музыка, играли Крейцерову сонату Бетховена, жена на фортепьяно, Трухачевский на скрипке. Страшная вещь эта соната, страшная вещь музыка, думал Позднышев. И это страшное средство в руках у кого угодно. Разве можно Крейцерову сонату играть в гостиной? Сыграть, похлопать, съесть мороженое? Услышать её и жить как прежде, не совершая те важные поступки, на которые настроила музыка? Это страшно, разрушительно. Но Позднышев впервые с искренним чувством пожал Трухачевскому руку и благодарил за удовольствие.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Крейцерова соната (повесть)
Крейцерова соната — повесть Льва Толстого, опубликованная в 1889 и сразу подвергнутая цензуре царскими властями. Книга провозглашает идеал воздержания и описывает от первого лица гнев ревности. Название повести дала Соната № 9 для скрипки и фортепиано Людвига ван Бетховена, посвящённая Родольфу Крейцеру.
Содержание
Краткое содержание
В поезде главный герой, Позднышев, вмешивается в общий разговор о любви — Так какая любовь, спрашивает господин, что вы разумеете под истинной любовью? Предпочтение одного человека другому? Но на сколько? На год, на месяц, на час? Ведь это только в романах бывает, в жизни никогда. Духовное сродство? Единство идеалов? Условности диктуют, чтобы женатые пары оставались вместе, но изначальная любовь может быстро обернуться ненавистью. И он описывает как он в молодости беззаботно распутничал, жалуется что женские платья предназначены, чтобы возбуждать мужские желания. Утверждает, что никогда женщины не получат равные права, пока мужчины воспринимают их как объект страсти. В то же время описывает их власть над мужчинами.
Позднышев описывает события, приведшие к убийству жены; поскольку он женился не на деньгах и не на связях (она была бедна), да к тому же имел намерение держаться после женитьбы «единобрачия», то гордости его не было пределов. (Свинья я был ужасная, а воображал, что ангел, признался Позднышев своему попутчику.) Однако все сразу пошло наперекосяк, медовый месяц не складывался. Все время было гадко, стыдно и скучно. На третий или четвертый день Позднышев застал жену скучающей, стал спрашивать, обнял, она заплакала, не умея объяснить. И ей было грустно и тяжело, а лицо выражало неожиданную холодность и враждебность. Как? Что? Любовь — союз душ, а вместо этого вот что! Позднышев содрогнулся. Неужели влюбленность истощилась удовлетворением чувственности и они остались друг против друга совершенно чужие? Позднышев еще не понимал, что эта враждебность была нормальным, а не временным состоянием. Но потом произошла еще ссора, потом еще одна, и Позднышев почувствовал, что «попался», что женитьба не есть нечто приятное, а, напротив, очень тяжелое, но он не хотел признаться в этом ни себе, ни другим. (Это озлобление, рассудил он позднее, было не что иное, как протест человеческой природы против «животного», которое подавляло её, но тогда он думал, что виноват женин дурной характер.)
Его жена восхищена скрипачом, и они вместе играют Бетховенскую Крейцерову сонату. Позднышев, сдерживая и пряча свою бушующую ревность, уезжает по делам. Возвратившись, застаёт их вместе. Музыкант сбегает, а Позднышев кинжалом убивает свою жену.
Цензура
Как только книга была запрещена цензурой, она стала стремительно распространяться подпольно. В 1890 Американская почта запретила рассылку газет, где была напечатана повесть.
Послесловие
В своем послесловии, опубликованном в 1890, Толстой уточняет, что имел в виду в своем произведении.
Постановки
Фильмы
Критические работы
Примечания
Ссылки
Набег • Записки маркёра • Рубка леса • Метель • Разжалованный • Люцерн • Три смерти • Кавказский пленник • Бог правду видит, да не скоро скажет • Много ли человеку земли нужно • Франсуаза • Дорого стоит • Хозяин и работник • Кто прав? • После бала • Фальшивый купон • Алёша Горшок • Корней Васильев • Ягоды • За что? • Божеское и человеческое • Ходынка • Что я видел во сне • Нечаянно •
методические пособия
статьи
произведения
об искусстве
Полезное
Смотреть что такое «Крейцерова соната (повесть)» в других словарях:
Крейцерова соната — Крейцерова соната: Крейцерова соната Соната № 9 для скрипки и фортепиано Людвига ван Бетховена. «Крейцерова соната» повесть Льва Толстого (1889). «Крейцерова соната» пьеса Якова Гордина по мотивам Толстого (1902). «Крейцерова соната» фильм Петра… … Википедия
Крейцерова соната (значения) — Крейцерова соната Соната № 9 для скрипки и фортепиано Людвига ван Бетховена. «Крейцерова соната» повесть Льва Толстого (1889). «Крейцерова соната» пьеса Якова Гордина по мотивам Толстого (1902). «Крейцерова соната» фильм Петра Чардынина (Россия,… … Википедия
Два гусара (повесть) — У этого термина существуют и другие значения, см. Два гусара. Два гусара Жанр: Повесть Автор: Лев Толстой Язык оригинала: русский Год написания: 18 … Википедия
Детство (повесть) — У этого термина существуют и другие значения, см. Детство (значения). Детство Жанр: Повесть Автор: Лев Толстой Язык оригинала: русский … Википедия
Хаджи-Мурат (повесть) — У этого термина существуют и другие значения, см. Хаджи Мурат (значения). Хаджи Мурат … Википедия
Детство (повесть Л. Толстого) — У этого термина существуют и другие значения, см. Детство (значения). Детство Жанр: Повесть Автор: Лев Толстой Язык оригинала: русский Год написания … Википедия
Юность (повесть) — У этого термина существуют и другие значения, см. Юность (значения). Юность Жанр: Повесть Автор: Лев Толстой Язык оригинала … Википедия
Отрочество (повесть) — У этого термина существуют и другие значения, см. Отрочество (значения). Отрочество Жанр: Повесть Автор: Лев Толстой Язы … Википедия
Л. Н. Толстой — Лев Николаевич Толстой Цветная фотография «Лев Толстой в Ясной поляне». Прокудин Горский. 1908 год. Дата рождения: 28 августа (9 сентября) 1828 Место рождения … Википедия
Л. Толстой — Лев Николаевич Толстой Цветная фотография «Лев Толстой в Ясной поляне». Прокудин Горский. 1908 год. Дата рождения: 28 августа (9 сентября) 1828 Место рождения … Википедия
Крейцерова соната краткое содержание
Повесть «Крейцерова соната» Толстого была написана в 1890 году. В произведении поднимаются вопросы брака, семьи, отношения к женщине. Главный герой, не сумевший правильно выстроить свою семейную жизнь, в итоге оказывается убийцей.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Крейцерова соната» на нашем сайте. Пересказ книги пригодится при подготовке к уроку литературы.
Главные герои
Позднышев – помещик, мужчина средних лет, глубоко разочарованный в любви и браке.
Другие персонажи
Госпожа Позднышева – супруга главного героя, молодая женщина, ставшая жертвой ревности своего мужа.
Трухачевский – музыкант, скрипач, молодой привлекательный мужчина, очаровавший госпожу Позднышеву.
Рассказчик – случайный попутчик Позднышева, которому тот поведал историю своей жизни.
Краткое содержание
Главы 1-2
В вагоне поезда между скучающими пассажирами завязался оживленный разговор о женщинах, замужестве и любви вне брака. Дама удивлялась, как раньше «выходили за кого попало, да всю жизнь и мучались». Она считала, что люди не могут, словно животные, просто скрещиваться друг с другом, и совершенно неправильно «жить с человеком, когда любви нет». Старый грозный купец уверял, что «женщина – жено – утлый сосуд», и никому неинтересны ее чувства и переживания в браке – привыкнет и приспособится.
Той же ночью Позднышев рассказал свою печальную историю попутчику.
Главы 3-10
Позднышев был помещиком, кандидатом университета, и до женитьбы вел весьма разгульный образ жизни. Он считал себя вполне нравственным человеком, и не сомневался, что все идет, как надо. Позднышев «отдавался разврату степенно, прилично, для здоровья», и всячески избегал женщин, которые какими-то ухищрениями могли привязать его к себе.
Так Позднышев прожил до тридцати лет, и, наконец, решил «жениться и устроить себе самую возвышенную, чистую семейную жизнь». Однажды он познакомился с очаровательной дочерью разорившегося помещика. Девушка полностью соответствовала его представлениям об идеале, и герой посмешил сделать ей предложение.
Позднышев, в отличие от большинства своих товарищей, «имел твердое намерение держаться после свадьбы единобрачия». Он мнил себя истинным ангелом, и эта мысль согревала его. До свадьбы общение с невестой было весьма затруднительным – это «была сизифова работа». Не чувствуя душевной близости, молодые люди не знали, о чем говорить друг с другом, и пустоту между ними занимала предсвадебная суета – «толки о квартире, спальне, постелях, капотах, халатах, белье, туалетах».
Главы 11-18
«Начался хваленый медовый месяц», но он не принес никакой радости молодоженам. Спустя несколько дней после свадьбы Позднышев «застал жену скучною». Он обнял ее, но девушка только расплакалась. Она не могла объяснить причину своего плохого настроения, но лицо ее красноречиво «выражало полнейшую холодность и враждебность, ненависть почти». Позднышев был поражен. Он считал, что любовь не может быть связана с такими ужасными эмоциями. Вскоре он с грустью понял, что враждебный настрой жены – явление постоянное, а не временное. Именно тогда Позднышев стал догадываться, «что женитьба не только не счастье, но нечто очень тяжелое».
Супруги ссорились все чаще. За восемь лет бака у них родилось пять детей, однако и это не спасло положение. Напротив, появление наследников еще больше отдаляло супругов друг от друга. Позднышев считал, что «дети – мученье, и больше ничего», а любовь к ним – это чистой воды эгоизм. Молодая супруга с головой ушла в хлопоты о детях, и совсем перестала проявлять какой-либо интересе к мужу. Но хуже всего было то, что супруги выбрали детей в качестве орудия друг против друга. У каждого из них был свой любимчик, и они, несмотря на душевное состояние детей, жестоко использовали их в своих немилосердных играх.
Спустя несколько лет все их общение свелось к разговорам о погоде, детским болезням, решению бытовых вопросов. Позднышевы были, словно «два ненавидящих друг друга колодника, связанных одной цепью, отравляющие жизнь друг другу и старающиеся не видать этого».
После пятерых детей здоровье госпожи Позднышевой пошатнулось, и доктора «не велели ей рожать и научили средству». Молодая женщина с радостью согласилась, в то время как ее супруг негодовал – «последнее оправдание свиной жизни – дети – было отнято, и жизнь стала еще гаже». Совет докторов пошел женщине на пользу, и она заметно похорошела, посвежела, и стала приковывать к себе внимание посторонних мужчин. Она уже не так остро реагировала на болезни детей, больше времени уделяла себе, своим маленьким капризам, и даже вспомнила о своем старом увлечении – игре на фортепиано.
Главы 19-28
Госпожа Позднышева будто заново возродилась для любви, «но любовь с огаженным и ревностью и всякой злостью мужем была уже не то». Вскоре ей выпал шанс почувствовать себя любимой и желанной, когда в их доме появился Трухачевский – привлекательный молодой человек, музыкант. Позднышев видел, что его жена заинтересовалась скрипачом, и в его душе зародилась ревность.
На одном из музыкальных вечеров Позднышева и Трухачевский сыграли Крейцерову сонату Бетховена. Музыка глубоко поразила Позднышева, показавшись предзнаменованием чего-то страшного.
Вскоре Позднышев отправился по делам в уезд, однако его беспокоили мысли о жене и музыканте. Не выдержав, он вернулся домой, где застал влюбленных. Поначалу он бросился к Трухачевскому, но тот успел быстро выбежать из дома. Позднышев кинулся его догонять, но подумал, что «было бы смешно бежать в чулках за любовником своей жены», и прекратил погоню. Вместо этого он схватил «кривой дамасский кинжал», и в порыве страшной ревности заколол свою жену. Но даже перед смертью на ее лице была «холодная животная ненависть». Последним желанием умирающей было то, чтобы детей воспитывал не Позднышев, а ее родная сестра. Лишь когда герой увидел жену, лежащую в гробу, он отчетливо понял, что совершил, и «что поправить этого никогда, нигде, ничем нельзя».
В ожидании суда Позднышев провел за решеткой одиннадцать месяцев, после чего был оправдан. Однако он так и не смог простить себе того, что совершил.
Заключение
Повесть «Крейцерова соната» является одним из наиболее скандальных произведений Льва Толстого. Взгляд автора на злободневные проблемы оказался настолько шокирующим для его современников, что повесть была запрещена к печати, а в дальнейшем подвергалась жестокой цензуре.
После ознакомления с кратким пересказом «Крейцерова соната» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Главные герои
Повесть вышла в свет в конце 19 века (1890), действие происходило по замыслу автора в этот же период. Героев немного, рассказчик становится свидетелем того, как некий мужчина излагает собственную историю случайным попутчикам, которые вместе путешествуют на поезде:
Имеются и второстепенные персонажи — попутчики в поезде, которые вступают в оживленную дискуссию о любви. В те времена данный предмет обсуждать можно было не со всех сторон. Да и нравы были совсем другими.
Но повесть остается актуальной, поскольку вопросы любви, ревности, супружества волнуют людей в любые времена.
Основные события
Краткое содержание по главам можно посмотреть во многих источниках. Но чтобы лучше понять психологию героя, лучше самостоятельно читать повесть онлайн, тем более это бесплатно. На прочтение уйдет около трех часов, но зато произведение можно будет глубоко прочувствовать и лучше вникнуть в замысел автора. Для тех, у кого нет времени знакомиться с повестью полностью, есть и сокращенный вариант.
Беседа в поезде
В поезде подобралась разношерстная компания: дама, адвокат, богатый купец, рассказчик и прочие. На второй день путешествия начинается оживленное обсуждение животрепещущей темы — любовь и брак.
Представители более молодого поколения сетуют на то, что раньше людей могли поженить еще до того, как молодые увидят друг друга. Они утверждают, что в таком случае о взаимных чувствах не может быть и речи.
Сторонники традиций считают, что девушка просто обязана полюбить супруга, несмотря на обстоятельства. Поскольку «женщина — утлый сосуд», что она чувствует — неважно, ее дело приспособиться к обстоятельствам и быть покорной.
Неожиданно в спор вступил господин, который до этого сторонился попутчиков. Он спрашивает их, что же следует «разуметь под любовью истинной». По его мнению, настоящая любовь есть «только в романах», в реальности же она не встречается.
Вступление в брак
Помещик Позднышев получил университетское образование и вел не слишком нравственный образ жизни. При этом считал себя вполне приличным человеком. Он занимался развратом «для здоровья», «степенно». Василий избегал любых привязанностей в отношениях с женщинами.
Когда Позднышеву исполнилось тридцать лет, он решил остепениться и придумал себе «самую возвышенную, чистую» жизнь с будущей женой. В невесты он избрал красивую дочку разорившегося помещика. Девушка ему показалась идеальной кандидаткой в жены, мужчина сделал предложение руки и сердца.
В глубине души Позднышев считал себя высоконравственным человеком, чуть ли не ангелом во плоти. После венчания твердо решил не изменять законной супруге, чем хотел выделиться среди товарищей. Это очень тешило его самолюбие. Но проблемы начались еще до брака — молодые просто не знали, о чем разговаривать.
Выручала подготовка к свадьбе, будущие супруги обсуждали квартиру, свои наряды и прочие житейские вопросы.
Совместная жизнь
Молодые рассчитывали, что во время медового месяца сумеют насладиться счастьем. Но и этот долгожданный период не принес им никакой радости. Всего через несколько дней молодая жена заскучала, начала плакать без причины. На ее красивом лице Василий прочел «холодность и враждебность», переходящие в ненависть.
Позднышева поразило это открытие. Он не думал, что любовь, брак могут вызывать подобные эмоции. Поначалу супруг надеялся, что это настроение временное. Но вскоре понял, что враждебность стала постоянной. Начались ссоры. Вот тогда помещик осознал, что он не увидит желаемого счастья в браке. Наоборот, супружество — это «нечто очень тяжелое».
За восемь лет в браке появилось пятеро детей. Но и они не стали спасением для отношений между мужем и женой. Для Позднышева они стали мученьем, не принося никакой радости. Супруга же совсем перестала обращать на него внимание. Самое ужасное, что дети стали для них орудием в «немилосердных играх».
Пошатнувшееся здоровье госпожи Позднышевой поправили доктора, которые больше не советовали ей рожать и «научили средству», как этого избежать.
Женщина вскоре начала хорошеть, привлекать внимание других мужчин. Настроение ее улучшилось, она больше стала заниматься собой. Дама даже вспомнила о былом увлечении — игре на фортепиано.
Трагическая развязка
В доме появляется мужчина — учитель музыки, скрипач Трухачевский. Позднышев замечает, что привлекательный молодой человек понравился его жене, так в душе родилась ревность. В доме стали проводиться музыкальные вечера. На одном из них мадам Трухачевская и Позднышев исполняют «Крейцерову сонату» Бетховена. Это яркое, динамичное произведение поразило приказчика. Музыка гениального композитора словно предвещала трагедию, которая вскоре случится в этом самом обычном доме. Хозяева его были похожи на невольников, связанных цепями, отчего втайне ненавидели друг друга.
Дела призвали Позднышева в уездный город, но мысли о молодом музыканте, который теперь может наедине видеться с его женой, не оставляли ревнивца. И он принимает решение внезапно вернуться домой. Встав в пять утра, бросается в дорогу, проехав десятки километров на лошадях и восемь часов на поезде. Домой прибыл уже за полночь. Там подтверждаются его худшие опасения — в доме находится музыкант.
Вот как происходит убийство:
Жена умирает не сразу, она успевает выразить желание, чтобы детей воспитывала ее сестра. Только когда Василий видит молодую красивую женщину в гробу, осознает, что совершил непоправимое деяние: живую и теплую супругу он превратил в неподвижную, восковую. Поправить ничего нельзя.
Позднышев арестован, он одиннадцать месяцев проводит за решеткой, ожидая приговора. Его оправдывают.
Краткий анализ
Книга Льва Толстого вызвала в обществе живой интерес.
Тема была весьма необычной для того периода, настолько, что повесть запретили сразу после выхода. В дальнейшем ее подвергали цензуре. Скандальное произведение было разрешено только после того, как супруга писателя, Софья Толстая, добилась личной встречи с царем Александром III. Хотя и неохотно, самодержец все-таки разрешил опубликовать «Крейцерову сонату» в одном из томов собрания сочинений писателя.
Бурные дискуссии среди читателей развернулись еще до того, как книга снова вышла в печать. В кратком рассказе писателю удалось поднять много вопросов:
Обсуждения повести были такими бурными, что автору пришлось написать специальное послесловие, где он обнародовал свои взгляды. «Крейцерова соната» до сих пор волнует умы и сердца. Произведение часто ставили в театре, по нему снимали фильмы.
Одной из лучших иллюстраций к повести считается картина французского художника Рене-Ксавье Прине «Двое». Она выражает самую суть интриги, которая разворачивается перед читателями рассказа. От стремления получить наслаждение героев удерживали лишь рамки морали. Но как только им удалось о ней забыть — случается прелюбодеяние.
Последствием измены является грех еще более тяжкий, необратимый — убийство. Вывод Толстой делает простой — людям стоит воздерживаться от телесной близости, только если она не происходит с целью зачатия детей. Следовал ли писатель собственной «новой морали», трудно сказать. Известно, что у него было много детей и молодая жена.
В своей повести Льву Толстому удалось поднять тему, которая волнует людей в любые времена. Но решать вопрос о том, как жить в браке, каждый должен самостоятельно.