raformatpls что это такое
Что такое NFT и почему они приносят миллионы
Все говорят о сделках с NFT на сотни тысяч и миллионы долларов. Что там продают?
С помощью NFT можно продать почти любой виртуальный объект — изображения, музыку, тексты, 3D-модели. Но чаще всего речь идет об объектах цифрового (или оцифрованного) искусства.
Аукционный дом Christie’s продал работу художника именно в виде NFT. За 255-летнюю историю площадки это первый такой случай и одновременно — самая крупная сделка в истории на рынке NFT.
Участие Christie’s и итоговая сумма сделки подогрели хайп вокруг нового инструмента. На следующий день после аукциона Christie’s российский художник Покрас Лампас сделал свой NFT. Оригинал работы был написан на холсте, затем оцифрован и спроецирован на бетонные сооружения Чиркейской ГЭС — крупнейшей гидроэлектростанции Северного Кавказа. После этого художник перевел фото проекции в токен и выставил на продажу.
Работа высмеивает коллекционеров, тратящих большие деньги на предметы искусства. На трафарете изображен аукцион: его участники борются за картину с надписью I canʼt believe you morons actually buy this shit («Не верится, что вы, кретины, реально скупаете это дерьмо»).
Илон Маск тоже не мог остаться в стороне от шумихи. Он спродюсировал трек про NFT и объявил в своем Twitter, что собирается его продать как токен.
Как цифровые объекты превращаются в NFT?
Это происходит на специальных платформах, работающих с NFT. Есть несколько популярных площадок — например, Rarible, Mintable, OpenSea. Последняя — самая крупная. Все они являются одновременно NFT-маркетплейсами и NFT-мастерскими.
Для создания токена понадобится кошелек в системе Ethereum (криптовалюта и блокчейн-платформа, созданные выходцем из России Виталиком Бутериным. — РБК Тренды), а также файл с цифровым контентом. Обычно алгоритм действий похож на работу с виртуальным фотоальбомом. Просто создаете коллекцию и добавляете в нее медиафайл (или файлы) в любом из доступных форматов — от PNG до MP4. Каждому файлу нужно придумать название и, желательно, описание.
Теперь остается только нажать кнопку Create. Площадка сама создает токен и отправляет его на верификацию. Некоторые платформы делают это с отсрочкой: токен создается уже после того, как на медиаконтент нашелся покупатель.
Схема монетизации у платформ разная: одни берут комиссию с покупателей NFT, другие — с автора (продавца). Размер комиссии тоже отличается — от десятых долей процента до 10% и более процентов от суммы сделки.
Так что такое NFT?
NFT — это non-fungible token, невзаимозаменяемый, или уникальный токен. Работают NFT на блокчейне, впервые они появились еще в 2017 году в системе Ethereum.
Сам по себе блокчейн фактически является реестром записей. Например, биткоин или эфир — записи в блокчейне. NFT — тоже. Такие токены, как и любую криптовалюту, можно хранить в своем криптокошельке и совершать с ними транзакции, покупать и продавать.
Но есть важное отличие. Биткоины, эфиры, прочие цифровые валюты и даже реальные деньги легко заменяют друг друга и делятся на части. Скажем, 0,1 биткоина или 0,1 эфира, как и 0,1 руб. — неуникальны. Их можно поменять на любые другие 0,1 биткоина, 0,1 эфира или 0,1 руб.
NFT нельзя разделить на части или заменить на аналогичный токен. С этой точки зрения NFT обладает всеми свойствами уникального предмета в физическом мире.
Понятнее не стало. У NFT есть четкое определение?
Единого и четкого определения для уникальных невзаимозаменяемых токенов нет и, вероятно, не появится. Попробуем привести более приземленный пример.
Когда вы покупаете квартиру в России, запись об этом появляется в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Эта запись регистрирует и доказывает ваши права на объект. Там указаны ваши личные данные и параметры квартиры. Так реальный объект недвижимости связывается с записью, подтверждающей права на него.
NFT — тоже реестровая запись, но в блокчейне. Она содержит в себе сам цифровой объект, например, картину Everydays: The First 5000 Days, информацию о создателе произведения (так NFT помогают защищать авторские права) и данные о владельце, а именно — номер его кошелька в системе Ethereum.
Кроме того, в NFT вшит определенный набор прав владельца. Обычно это разрешение на свободную демонстрацию изображений или проигрывание музыки и видео. Но иногда продавцы включают в токен весь набор авторских прав.
Таким образом, NFT — цифровое имущество (картины в формате JPG, аудиодорожки, видео, фотографии и много другое) плюс набор определенных прав на него. И с технической точки зрения неважно, идет ли речь о настоящем искусстве или о случайно созданном файле.
Откуда такой хайп вокруг NFT и такие суммы сделок? Люди сошли с ума?
Ажиотаж вокруг NFT только на первый взгляд кажется безумным. Давайте сделаем несколько шагов назад.
Ни о каких уникальных токенах или авторских правах речь здесь не идет: пользователи платят реальные деньги за кусок кода и картинку на экране. Причем принадлежит все это разработчикам — Valve в случае с Dota 2 и Team Fortress 2 или Blizzard в случае с Diablo 3.
Изображение T206 Honus Wagner легко найти в интернете. Посмотреть на него может каждый. Но оригиналом бейсбольной карты владеет тот, кто за нее заплатил. Так и с NFT, которым стала, к примеру, фотография проекции работы Покраса Лампаса на ГЭС. Фотография доступна всем, у кого есть доступ в Сеть. На нее можно посмотреть в Instagram художника. Но NFT с этим фото — уникальный цифровой объект, и он хранится в криптокошельке единственного владельца.
Если принять во внимание все эти факты, то NFT-бум уже не кажется чем-то странным. Почва для него давно была подготовлена геймерами и коллекционерами.
А причем тут котики?
«Криптокотики» (CryptoKitties) — популярная игра на блокчейне Ethereum, запущенная в конце 2017 года. Здесь пользователи создают, покупают, продают и разводят виртуальных котят.
Получается, NFT — это дорогая игрушка для геймеров и коллекционеров?
NFT, как и блокчейн с криптовалютами, — это всего лишь инструмент. Использовать его можно по-разному. Теоретически, в NFT можно упаковать что угодно, любой цифровой объект.
Сейчас NFT как инструмент активнее всего используют для распространения цифровых коллекционных предметов. Криптокотики, карточки с покемонами, работы Покраса Лампаса, Бэнкси и Beeple прекрасно оцифровываются и, с одной стороны, удовлетворяют тягу людей к коллекционированию, с другой — поддерживают создателей искусства.
Но использование уникальных токенов не ограничивается одним только коллекционированием.
Так, в 2019 году Nike запатентовала систему проверки подлинности кроссовок CryptoKicks. При покупке пары обуви генерируется NFT. Как и в случае с криптокотиками, такой токен содержит всю «родословную» кроссовок: данные о производителе, внешний вид и особые параметры, информацию о перепродажах.
Дальше виртуальная обувь начинает жить своей жизнью. Владельцы уникальных токенов с цифровыми кроссовками смогут скрещивать пары (да, опять как в CryptoKitties), и получать потомство, но уже в виде реальной обуви. Впрочем, новостей о CryptoKicks с 2019 года не было: похоже, пока эти планы остаются на бумаге.
Еще один пример связки реального и виртуального мира через NFT — проект Crypto Stamp австрийской почтовой службы. Это почтовые марки, привязанные к токенам. Их используют для отметки реальных почтовых отправлений. При этом каждая марка сохраняется на блокчейне и может быть частью цифровой филателистической коллекции.
А я могу дорого продать свои файлы с помощью NFT?
Скорее всего, здесь вы немного опоздали. В продажу и создание NFT уже включились коллекционеры и известные художники. Поэтому придумать что-то хайповое и привлечь внимание к своим цифровым произведениям обычным пользователям довольно сложно.
Судя по последним новостям и участию таких игроков как Christie’s, в 2021 году рынок NFT может еще раз рвануть вверх. Но как долго продлится этот рост и что будет с ценами на уже реализованные цифровые объекты, предсказать невозможно.
Что такое программатик и как с ним работать?
Всем привет! Меня зовут Илья, и я занимаюсь развитием программатик закупок рекламы в группе АДВ. Сегодня я хочу рассказать вам о том, что такое программатик, чем он отличается от остальных digital-инструментов и как правильно оценивать его эффективность.
Программатик — это признанный инструмент, с которым нужно уметь работать. К сожалению, на русском языке про него написано не так много экспертных материалов, поэтому начинающим специалистам может быть довольно трудно самостоятельно разобраться во всех тонкостях. Мы в Havas Media (входит в рекламную группу АДВ) решили исправить ситуацию, поэтому запускаем серию статей про программатик, где будем делиться опытом в этой теме.
Для начала важно разобраться с определением программатика, так как вокруг него в digital-среде возникло множество мифов.
Миф 1. Программатик — это недорогой трафик на неизвестных сайтах.
Миф 2. Программатик — это просто аукционная закупка трафика.
Миф 3. Программатик — это ещё один перформанс канал.
В действительности же программатик — это автоматизированный способ закупки таргетированной рекламы в интернете. Не больше и не меньше.
Подробнее: программатик — это способ закупки трафика в режиме реального времени через интерфейсы рекламных систем, который позволяет покупать не весь массив трафика или контентного наполнения, а конкретных пользователей, которые нам необходимы. При этом одна из важных особенностей программатика заключается в возможности оптимизировать рекламные кампании в режиме реального времени по множеству параметров.
Благодаря своей гибкости программатик можно использовать для решения множества задач: медийных (например, возможности закупать видео и крупные форматы с фиксированной кросс-частотой и контролем viewability на разных сайтах) и перформанс (использовать точное аудиторное таргетирование, ретаргетинг и автоматическую оптимизацию кампаний по CPA).
У программатика достаточно объемная экосистема из-за большого количества специфических терминов, однако всё проще, чем кажется на первый взгляд.
DSP (demand side platform) — это сторона спроса, то есть система, которая закупает трафик. В этот интерфейс загружаются креативы и выставляются таргетинги, алгоритм которого принимает участие в аукционе и отвечает за оптимизацию РК.
Основные возможности: таргетинг по конкретным сайтам, ключевым словам на страницах, устройствам, географии, браузерам, использование аудиторных сегментов, ремаркетинг, возможность автоматической оптимизации по заданному KPI (CPM, CPC, CPV, CPA).
Пример: DV360 –DSP от Google, Mediamath, Appnexus, Sizmek. Из локальных — Getintent, Hybrid, Mediasniper, Soloway, Mytarget, Яндекс.Директ.
SSP (supply side platform) — это сторона предложения, то есть это система, которая аккумулирует в себе трафик множества сайтов и подключается к DSP. По сути, это большая сеть сайтов, которая соединяет их в один поток и позволяет все их разом подключить к DSP, чтобы продавать трафик.
Самые известные: Google Ad Manager, Appnexus, Between, Mopub, Rubicon.
DMP (data management platform) — это платформа управления данными, которая отвечает за таргетирование рекламы в программатик размещениях. С помощью этой системы обычно собирают информацию о пользователях с разных сайтов, по различным правилам определяют пользователей в сегменты. На основе данных из DMP DSP понимает, показы для каких пользователей стоит покупать.
Самые известные среди отечественных: Weborama, Adriver, Aidata, Amberdata, Cleverdata. Среди зарубежных — Bluekai, Lotame.
Основные возможности: покупка собранных сегментов (например, автолюбители), сбор кастомных сегментов под запрос (владельцы кошек), сбор и хранение своих (клиентских) данных, сбор и хранение данных по рекламным кампаниям (можно показать рекламу тем, кто кликал на баннеры из предыдущих РК, либо кто досматривал видео до конца), построение LAL.
Кстати, реклама в соцсетях — это тоже программатик. Соцсети имеют всю ту же экосистему, только внутри себя. У них есть DSP — интерфейс для заведения рекламных кампаний, интегрированная DMP — соцсети обладают самым большим количеством данных и SSP — внутренняя система перераспределения трафика, к тому же почти у всех соцсетей есть своя рекламная сеть.
По сути, это тот же программатик, только в рамках одного сайта (и/или приложения) с некоторым дополнением в виде рекламной сети.
SMM (social media marketing) — это продвижение бренда в соцсетях. Эта работа, в первую очередь, строится на работе с группой клиента. Ключевые роли играют: контент, работа с пользователями, отзывами, вовлечение пользователей и повышение их лояльности. Часто в рамках работ по SMM запускается платное продвижение в соцсетях. На первый взгляд, может показаться, что этот тот же программатик, однако существенные отличия заключаются в целях РК (для SMM — это подписчики группы, лайки, шеры и другие косвенные признаки вовлечения аудитории, для программатик — охват, рост знания, трафик на сайт и конверсии — медийные показатели), и в специфике работы и оптимизации рекламных кампаний.
Исторически сложилось, что программатик сравнивают с контекстом. Нам это кажется не совсем верным — и вот почему. Контекст, в первую очередь, работает с уже сформированным спросом через ключевые слова. Допустим, вы хотите купить велосипед. Вы пишете в поиске «Купить велосипед», и вам либо показывается реклама в самом поиске, либо в течение какого-то времени вы наталкиваетесь на баннеры с велосипедами на рекламной сети GDN или РСЯ.
Если мы не рассматриваем ретаргетинговые механики, программатик работает на верхних этапах воронки и работает на то, чтобы этот самый спрос сформировать. Например, если вы интересуетесь спортом, показывает вам, что было бы неплохо купить велосипед. А далее, когда вы уже готовы к покупке, вас будут «ловить» ретаргетингом с сайта в программатике, либо в контекстной рекламе.
Если программатик при размещении на аудиторные сегменты дает более высокую стоимость за конверсию, значит ли, что он работает плохо? Нет. Также неправильно думать, что размещение баннеров в GDN или РСЯ сможет нормально выполнять брендинговые задачи без контроля частоты, viewability и brand safety.
· Скорость запуска, остановки и изменений в рекламных кампаниях намного выше;
· Можно тратить намного меньше ресурсов на ведение РК;
· Прозрачность в закупке. Через интерфейс можно контролировать каждый закупаемый сайт, формат и аудиторию;
· Кампании можно оптимизировать в режиме реального времени и видеть статистику по разным площадкам в одном окне;
· Аудиторные таргетинги и прочие настройки позволяют оптимизировать кампании по многим показателям, включая конверсии и viewability;
· С помощью открытого аукциона можно дешевле покупать трафик с премиальных площадок (Forbes, РБК и прочих), который в прямой закупке с учетом всех коэффициентов иногда может стоить дороже;
· Можно выбирать, покупать остаточный трафик на площадках за небольшую цену, либо за большую цену покупать лучшие места на разных площадках через частные сделки.
· Некоторые инструменты доступны только крупным агентствам или клиентам (например, DV360)
· Сложно получать хорошие результаты без опыта или серии тестов.
· Для получения хороших результатов в performance нужно больше времени, чем в контексте
· Необходимо следить за качеством трафика: измерять viewability, fraud и brand safety для покупаемого трафика.
· На рынке пока недостаточно экспертизы и информации в открытом доступе, так что решение некоторых технических проблем может вызвать трудности и занять много времени.
· Программатик — это способ закупки таргетированной digital рекламы, который позволяет автоматизированно закупать рекламу на большом количестве сайтов в режиме реального времени;
· Программатик решает, как медийные, так и перформанс задачи. С помощью программатика можно покупать только заметные форматы с хорошим viewability и контролировать кросс-охваты между площадками для выполнения медийных KPI. Для решения performance задач есть алгоритмы оптимизации по CPA, возможность сегментировать аудиторию посетителей сайта для ретаргетинга. Таким образом, программатик инструменты позволяет решать задачи на любом из этапов воронки;
· Основные элементы экосистемы: DSP (интерфейс для закупки), SSP (сеть сайтов) и DMP (платформа для управления данными);
· Таргетированная реклама в соцсетях — это тоже программатик, если мы не продвигаем посты из группы для набора подписчиков;
· Охват необходимой целевой аудитории даже без performance KPI — также отдельная важная и сложная задача, которую можно решать с помощью программатик размещений. И программатик размещения позволяют максимально точно попадать в необходимую целевую аудиторию за счет возможности работы с любыми аудиторными данными.
Если у вас остались какие-либо вопросы или есть пожелания по следующей теме — пишите в комментариях, ответим!
В Центре Чумакова объяснили разницу между «КовиВаком» и «Спутником V»
Заместитель директора центра имени Чумакова, директор по развитию Константин Чернов в эфире радио «Россия» рассказал, чем отличается разработанная центром вакцина против COVID-19 «КовиВак» от препарата «Спутник V».
«КовиВак» относится к классическому типу вакцин — это цельновирионная инактивированная вакцина, она производится на основе цельного «убитого» (инактивированного) коронавируса SARS-CoV-2. «Спутник V» от московского Центра им. Гамалеи — векторная вакцина, где в качестве вектора задействованы два разных типа аденовируса человека: в них встроен фрагмент гена SARS-CoV-2, который кодирует один из белков вируса, а именно S-белок.
По словам Чернова, в случае с векторными вакцинами упор делается на повышенную концентрацию S-белка, «как раз к которой мы [в центре Чумакова], в свою очередь, не аппелируем». У людей, которые были привиты вакциной «КовиВак», но не имели контакта с «живым» вирусом SARS-CoV-2, специалисты фиксируют очень высокий уровень антител, «организм мобилизуется буквально в считанные часы», заявил он.
«Если мы знакомим организм только с частью какого-то патогена, то, соответственно, он и среагирует только на эту часть. В нашем случае организм видит сразу несколько белков и реагирует на них», — отметил замдиректора центра Чумакова.
Говоря о том, почему не многие страны решили создать классическую инактивированную вакцину, Чернов отметил, что «допуск к работе с живыми опасными вирусами мало у кого есть». Помимо этого, заявил он, производители хотели выпускать как можно большее количество вакцин и преследовали коммерческий интерес. «Выпуск же классической вакцины требует больше времени и усилий», — подчеркнул он.
Американская вакцина Pfizer была разработана на основе терапевтических препаратов против онкозаболеваний. «Терапевтические и профилактические подходы (вакцинопрофилактика) строятся на разных принципах, и создание вакцины Pfizer на платформе терапевтического препарата — решение слишком смелое, если не сказать авантюрное», — считает Чернов. Он отметил, что мРНК-вакцины требуют проведения дополнительных исследований.
«КовиВак» получил регистрацию в феврале этого года. В марте началось промышленное производство препарата. После того как вакцина вышла на рынок, запись на прививку ею несколько раз приостанавливалась в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах из-за большого числа желающих. Эксперты поясняли, что в том числе причиной популярности вакцины может быть то, что она разработана с использованием давно известной технологии и вызывает больше доверия, чем другие вакцины.
Всего в России зарегистрировано пять вакцин от коронавируса. Помимо «КовиВака» и «Спутника V», это «Спутник Лайт» московского Центра им. Гамалеи, «ЭпиВакКорона» и «ЭпиВакКорона-H» от новосибирского центра «Вектор». В середине октября в Петербурге начались клинические испытания нового препарата «Бетувакс», который разработал Институт стволовых клеток человека (ИСКЧ).
Что такое NFT и как на них можно заработать миллионы
С каждым годом новые технологии все больше проникают в нашу жизнь, изменяют ее, заставляют людей пересматривать свои взгляды и уже по-другому воспринимать привычные для нас вещи. Что такое NFT, почему искусство перешло в виртуальную реальность и как люди зарабатывают на этом миллионы долларов?
Что такое NFT и откуда он взялся?
NFT (non-fungible token) – это уникальный невзаимозаменяемый цифровой ключ, созданный на основе криптовалюты. NFT не может быть уничтожен или заменен на другой такой токен. Он представляет собой некий сертификат уникальности и неповторимости какого-либо цифрового объекта. Стоит отметить, что невзаимозаменяемый токен никак не влияет на копирование файла. Он только подтверждает, что тем или иным цифровым объектом обладает конкретный пользователь.
При помощи технологии NFT можно продать или купить любой цифровой объект – музыку, изображение, 3D-модель, текст, игровой предмет и пр. Его суть состоит в регистрации некоего права собственности на конкретный виртуальный объект в блокчейне. Информацию о владельце невозможно заменить или удалить.
Иными словами, это схоже с покупкой дорогой картины. То есть, она принадлежит вам, но при этом может быть выставлена в какой-то известной галерее на всеобщее обозрение любителей изобразительного искусства. Стоит также отметить, что фотографировать данную картину или использовать ее копию в интернете может любой желающий.
Первые эксперименты с технологией NFT начались еще в 2013-2014 годах на скриптовом языке Bitcoin. В 2017 году компьютерный алгоритм для создания, контроля и предоставления информации о владении чем-либо был создан на блокчейне Ethereum.
Первая продажа виртуального объекта при помощи NFT
«Ежедневно: первые 5000 дней» / «Everydays: The First 5000 days» — это коллаж из 5000 изображений, создаваемых Beeple на протяжении 13 лет, начиная с мая 2007 года. Однажды иллюстратор принял решение ежедневно делать и выкладывать в интернет новое изображение. Необычайно ответственный Майк Винкельманн с того момента не пропустил ни единого дня. В результате у него собралось уже более 5000 работ.
Коллаж «Ежедневно: первые 5000 дней» / «Everydays: The First 5000 days» Майка Винкельманна (Beeple)
Человек, который приобрел цифровой объект на основе NFT, получил не только само изображение, а и уникальный токен, который содержит в себе цифровую подпись художника, время создания произведения искусства, записи о всех предыдущих продажах и владельцах, и прочую не менее важную информацию.
В настоящее время предметы цифрового искусства можно продавать и покупать на таких крупных площадках как OpenSea, Rarible, Mintable и пр. Чтобы создать NFT виртуального предмета необходимо завести кошелек Ethereum и загрузить в него свой лот. Токен может быть создан сразу или уже после того, как покупатель решит приобрести права собственности на цифровой объект. NFT-маркетплейсы со своей стороны берут комиссии за успешные сделки.
Так что такое NFT и есть ли у него будущее?
Примечательно то, что эта работа 2007 года высмеивает коллекционеров, которые покупают предметы искусства за огромные деньги. На трафарете изображены люди, принимающие участие в аукционе, на котором ведутся торги за картину с надписью «I can’t believe you morons actually buy this shit» / «Я не могу поверить, что вы, кретины, реально покупаете это дерьмо».
Трафарет «Morons» (White) стрит-арт художника Banksy
Ethereal Flames Pink War Dog из игры DOTA 2
Заядлые коллекционеры готовы платить сумасшедшие суммы за право обладать редким предметом. В числе таких артефактов могут оказаться и цифровые объекты NFT. Единственным отличием является только носитель. В любом случае посмотреть на объект и использовать его копию могут все желающие, но право собственности остается только у одного человека. В случае с NFT это право хранится в криптокошельке единственного владельца.
Игра CryptoKitties (Криптокотики) на основе блокчейна Ethereum
Достаточно сложно понять, что такое NFT и почему эта технология постепенно становится нашей новой реальностью. Но вполне возможно, что уже через несколько лет она будет такой же привычной и доступной для пользователей, как оплата покупок при помощи банковской карты или телефона.
Не стоит также забывать о том, что NTF – это всего лишь новый инструмент, который можно использовать для различных целей. Сейчас его все активнее применяют для распространения цифровых коллекционных объектов. Такими являются, например, уникальные видео-моменты спортивных матчей или фильмов, аудиозаписи известных исполнителей, оцифрованные предметы искусства, популярные мемы и даже сообщения из социальных сетей.
Да, давайте покупать жипеги. Отличный план, надёжный как швейцарские часы.
Только не факт, что лично твой nft будет что то стоить. Как видим дорогущие нфт идут от уже распиаренных личностей или структур.
Хотя с котиками попробовать можно, но что-то мне подсказывает что там тоже не всё чисто.
Робопес Spot и творческие порывы
Американская компания роботехники Boston Dynamics существует с 1992 года. Сначала услугами бывших инженеров Массачусетского технологического университета пользовались в основном американские же военные.
Boston Dynamics, Spot 3.0
Есть их первый громоздкий прототип BigDog, финансируемый DARPA, пока он остается только опытным образцом. Его четырехногая шагающая конструкция предполагает схожие со строением собаки бионические элементы, заменяющие колеса или гусеницы, необходимые для устойчивого положения и движения.
Boston Dynamics, тесты WildCat, 2013
На разных этапах эволюции милой желтой собачки были резвая дикая кошка и ее неторопливый вариант LS3, приспособленный для переноски больших грузов, больше напоминающий покладистого мула.
Boston Dynamics, тесты LS3 (Legged Squad Support System), 2012
На стройплощадке аэропорта Сан-Франциско, пресс-служба американской компании HoloBuilder
В первую очередь это работяга, способный выполнять сложную и нудную работу, состоящую из однотипных многократно повторяющихся задач. Как например, подробные геодезические замеры для строительства аэропорта в Сан-Франциско.
Видео с камеры Spot (слава), тест на ориентирование в пространстве в лаборатории Boston Dynamics
Рабочие канадской компании Pomerleau с помощниками Спот
Еще пес используется на морских подстанциях, где необходимо регулярно проводить осмотр оборудования в опасных для человека условиях.
И с помощью удаленного оператора ищет утечки нефти на морской платформе в Норвежском море для скандинавского нефтегазового оператора Aker BP. В таких случаях задействуют Spot Enterprise с функцией самозарядки и передачи данных.
Его даже завели на техасском полигоне SpaceX в Бока-Чика: кому охота первым осматривать место аварии, особенно если в повалившемся набок топливном баке ракеты был жидкий азот.
Инженеры компании ласково называют механического компаньона Зевс и поставили ему будочку.
С началом пандемии женская больница Массачусетского технологического университета в качестве эксперимента проводит бесконтактное измерение жизненных показателей пациентов.
Когда-то нечаянный пиар на YouTube помог Boston Dynamics привлечь коммерческое внимание к своим разработкам. Пришлось немного подыграть, превратив Спота в фирменную фишку, мастера на все манипуляторы. Теперь их продукцию используют для рекламы себя.
По крайней мере у нас: Сбер не стал мелочиться и купил робопса за 5,4 млн рублей как только он появился в продаже зимой 2021 года. Пока четвероногий осваивается в просторных коридорах корпоративного университета банка.
Иногда раскладывает книги в архивах Российской государственной библиотеки.
Например, Go1 от китайской Unitree Robotics, которого можно купить от 2 700 долларов. Есть еще AlphaDog от Weilan за 2 400, но они пока выпущены ограниченным тиражом для тестирования.
А что же искусство?
На спине робота был установлен пейнтбольный маркер с краской. Через специальный сайт любой желающий методом лотереи мог на 2 минуты получить доступ к удаленному управлению механизмом и повеселиться вволю, раскрашивая все, что попадется под ногу.
Не будем расстраиваться, балет все-таки будет. Spot не только умеет открывать двери, собирать мелкие предметы в корзину на спине, сажать цветочки и рисовать мелками на асфальте. Он еще отличный танцор.
В конце 2020 года Boston Dynamics сделала всем отличный подарок: два гуманоидных робота Atlas, механический пес и складской трудоголик Handle зажгли под хит «Do You Love Me?» модной в 60-е группы Contours.
В июне 2021 контрольный пакет акций BD купил за 1,1 млд долларов азиатский гигант Hyundai Motor и сразу запустил для западных покупателей промо-кампанию экологичного гибрида Ioniq, который с прошлой весны рекламируют амбассадоры компании BTS.
Встречайте синхронный ансамбль пластичных четвероногих роботов под корейский k-pop «I m on it». Кстати, песиков в танце кружится столько же, сколько участников слащавой мальчуковой группы.
Фиксики уже не те.
За криптовалюту теперь можно купить колбасу в ближайшем магазине
Биржа Coinbase ввела поддержку систем Apple Pay и Google Pay, и теперь расплатиться биткоином или любой другой криптовалютой можно в любом месте, где принимают Visa.
Достаточно выпустить виртуальную карту биржи, деньги будут конвертироваться автоматически.
Часть 3. Упадок. Акварель 42х60
Компания Geometric Energy Corporation (GEC) объявила сегодня о запуске миссии DOGE-1 к Луне на борту ракеты Falcon 9 в первом квартале 2022 года. В качестве полезной нагрузки миссии будет выступать 40-килограммовый кубсат. Он получит разнообразные датчики и камеры на своём борту. Дополнительное пространство для полезной нагрузки будет выделено для объектов цифрового искусства в виде табличек, предоставленных GeometricLabs Corporation и Geometric Gaming Corporation.
Отметим, что это одна из т.н. Rideshare-миссий, поэтому позднее должны появится и другие полезные нагрузки. Руководство миссией будет осуществляться Geometric Space Corporation (GSC) в сотрудничестве со SpaceX.
«Официально заключив сделку с DOGE Geometric Energy Corporation и SpaceX укрепили DOGE в качестве расчётной единицы лунного бизнеса в космическом секторе», — сказал главный исполнительный директор Geometric Energy Сэмуэль Рид (Samuel Reid).
«Эта миссия продемонстрирует применение криптовалюты за пределами околоземной орбиты и заложит основу для мультипланетарной торговли. Мы рады запустить DOGE-1 на Луну!», — сказал вице-президент SpaceX по коммерческим запускам Том Очинеро (Tom Ochinero).
Скрытые особенности Биткоина
Обзор неочевидных для многих отличий Биткоина от существующих платежных систем
Ранее в статье «Почему Биткоин — это принципиально новая монетарная система» речь шла о том, что любая денежная (монетарная) система базируется на трех основных составляющих — денежной массе, денежных транзакциях и владении деньгами. В отличие от управляемой и монополизированной государством традиционной монетарной системы, основанной на фиатных (фидуциарных) деньгах, Биткоин является децентрализованной денежной системой и управляется правилами (протоколом), зашитыми в его программный код. Это в корне меняет три основных составляющих, лежащих в основе этой системы — деньги эмитирует программный код, а не государство; транзакции между контрагентами осуществляются напрямую, без посредников; распоряжаться деньгами на биткоин-адресах может только владелец их приватных ключей, никто другой не может получить к ним доступ.
Но помимо этого Биткоин, как платежная система, имеет ряд других уникальных особенностей о которых либо не знают, либо не придают им значения.
1. В Биткоин-сети нет аккаунтов.
В отличие от других платежных систем, у пользователей Биткоина нет своего аккаунта, т.е. счета, который был бы каким-то образом привязан к пользователю. Клиенты банков имеют аккаунты в виде банковских счетов, идентифицируемых по паспорту и/или налоговому номеру клиента. Банковские карты платежных сетей Visa и MasterCard также связаны с аккаунтами их пользователей. Клиенты электронной платежной сети PayPal имеют аккаунты, связанные с адресом их электронной почты. Во всех других платежных системах существуют какие-то способы идентификации личности и её счетов. В Биткоине этого нет!
С одной стороны это делает пользование Биткоином псевдонимным. С другой — в случае утраты приватных ключей восстановить доступ к биткоин-адресам невозможно. В Биткоине только приватный ключ дает право пользования деньгами, хранящимися на соответствующем ему биткоин-адресе. Нет ключа — нет биткоинов! Или, как говорится в популярной среди биткоинеров поговорке — ”Not your keys, not your coins” (Не твои ключи, — не твои биткоины).
Из этого следует, что вся ответственность за хранение денег в Биткоине лежит только на владельце приватных ключей от биткоин-адреса. Никто не сможет помочь ему восстановить доступ при утрате ключей!
Отчасти эта проблема решается сторонними сервисами верхнего уровня, которые предоставляют доступ к аккаунту клиента и через него — к приватным ключам, которые хранятся на серверах этих сервисов. Это делается за счет утраты анонимности — пользователь должен указать свои реквизиты для восстановления доступа к аккаунту, как правило, — e-mail и/или номер телефона. А по требованиям KYC/AML и свои личные данные — имя и фамилию, адрес проживания и т.п.
Например, в популярном веб-кошельке Blockchain.info приватные ключи от биткоин-адресов клиентов хранятся в зашифрованном виде на серверах сервиса, а клиенты получают к ним доступ, войдя в свой аккаунт на сайте или приложении для смартфона по паролю и используя для надежности двухфакторную авторизацию. Кроме того, клиенты могут скачать свои приватные ключи (точнее — seed-фразу) и хранить у себя. Это дает им возможность воспользоваться любым другим кошельком, который поддерживает seed.
2. В биткоин-кошельках не хранятся биткоины.
Эта парадоксальная фраза сбивает с толку многих начинающих (и не только) пользователей Биткоина. Но в действительности это так! В Биткоин кошельках хранятся приватные ключи от биткоин-адресов, а не сами монеты. Более того, см. п.3…
3. Биткоины не существуют как сущности.
4. Биткоины не отправляются ни на адреса, ни с адресов.
В отличие от банковских транзакций, которые суть перевод денежных средств с одного банковского счета на другой, транзакция в Биткоине реализована по-другому — это разблокирование неизрасходованных средств выхода осуществленной ранее транзакции (UTXO — unspent transaction output) при помощи приватного ключа биткоин-адреса отправителя и блокирование переводимой суммы при помощи публичного ключа адреса получателя. Поскольку можно использовать только всю сумму на неизрасходованном выходе, остаток (сдача) блокируется публичным ключом адреса отправителя.
После этого получатель может таким же образом разблокировать своим приватным ключом неизрасходованный выход этой новой транзакции (UTXO) и заблокировать публичным ключом нового получателя переводимую ему сумму, осуществляя новый перевод.
Ниже на картинке приведен пример простой транзакции. У отправителя (его принято называть Элис/Alice) на неизрасходованном выходе (UTXO) ранней транзакции есть 10 BTC. Элис переводит 8 BTC получателю (принято называть Бобом/Bob), а остаток (сдача) в размере 2 BTC возвращается на биткоин-адрес отправителя (Элис). При этом выход с 10 BTC становится израсходованным и создаются два новых неизрасходованных выхода (UTXO) — c 8 BTC и 2 BTC. Но первый может теперь разблокировать только Боб, а второй — только Элис.
Пример транзакции в Биткоине.
Из этого следует, что баланс любого биткоин-адреса — это сумма всех неизрасходованных выходов транзакций (UTXO), которые заблокированы публичным ключом владельца этого адреса.
Пусть вас не пугает эта сложность, Биткоин использует криптографические алгоритмы и, с точки зрения криптографии, это достаточно простая схема. К тому же, позволяющая отследить всю цепочку транзакций вплоть до первой эмиссионной.
По сути, это выглядит как перевод с одного биткоин-адреса на другой с возвратом остатка (сдачи) на биткоин-адрес отправителя (не обязательно тот, с которого был осуществлен перевод). Но, как вы теперь понимаете, в реальности это осуществляется путем разблокирования приватным ключом отправителя и нового блокирования переводимых сумм публичными ключами получателей.
Из этого следует очередная особенность:
5. Биткоины никогда не бывают в пути.
Банковские транзакции подразумевают реальное движение сумм переводов между счетами. Сначала со счета отправителя снимается переводимая сумма и он уменьшается на эту сумму. Затем средства перемещаются по банковским и межбанковским каналам, проходя через транзитные счета, пока не поступят на счет получателя, который увеличивается на переводимую сумму. Т.е. какое-то время существует ситуация при которой деньги со счета отправителя уже сняты, а на счет получателя еще не зачислены.
В Биткоине такого нет! До тех пор, пока биткоин-транзакция не будет в составе нового блока записана в блокчейн, средства остаются на биткоин-адресе отправителя. Фактически самого движения нет, есть одновременный акт передачи монет с адреса на адрес в момент записи блока с транзакцией в блокчейн.
А как же «двойная трата», спросите вы? Да, действительно, если я отправляю средства на адрес получателя, а они сразу с моего адреса не списываются, значит я могу снова отправить их на адрес другого получателя. Одними и теми же монетами купить пиццу и пиво к ней!
На самом деле, большинство программных кошельков это не позволяют делать. Но никто не мешает это сделать напрямую, послав подписанное распоряжение о переводе средств в Биткоин-сеть. Что же произойдет в этом случае? Да всё просто! Одна из двух транзакций не пройдет. И не обязательно это будет вторая. Тут возможны два случая:
1. Обе транзакции попали в один мемпул. Майнер пропустит одну и забракует по нехватке средств вторую.
2. Транзакции попали в разные мемпулы (к разным майнерам). В блокчейн будет записан блок только с одной транзакцией. После этого вторая транзакция станет невалидной.