roa отрицательный что это значит
В этой статье предлагаю чуть подробнее поговорить о таком мультипликаторе, как рентабельность активов или ROA (return on assets).
ROA (return on assets) – это отношение чистой прибыли к активам компании. Показывает способность компании эффективно использовать имеющиеся у нее активы для создания прибыли. Также данный показатель отражает среднюю доходность, получаемую на все источники капитала — собственного и заемного. Активы предприятия – совокупность имущества и денежных средств, принадлежащих предприятию (здания, сооружения, машины и оборудование, материальные запасы, банковские вклады, ценные бумаги, патенты, авторские права, собственность, имеющая денежную оценку).
Другими словами, ROA это финансовый параметр компании, характеризующий отдачу от использования всех активов организации. Он показывает способность организации генерировать прибыль без учета структуры его общего капитала, т.е. показывает качество управления активами в компании. В отличие от показателя ROE (рентабельность собственного капитала), данный показатель учитывает все активы организации, а не только собственные средства, поэтому он используется реже и менее интересен для инвесторов.
По сути показатель ROA показывает способность ТОП менеджеров эффективно использовать активы компании. Также он показывает среднюю доходность, полученную на все источники денежных средств.
Прибыль любой коммерческой организации зарабатывается с помощью использования её активов. И чем более грамотно, в данном случае используются активы, тем большую прибыль в итоге получает организация.
Рентабельность активов сильно зависит от отрасли, в которой работает предприятие. Для капиталоемких отраслей (таких, как например железнодорожный транспорт или электроэнергетика) этот показатель будет ниже. Для компаний сферы услуг, не требующих больших капитальных вложений и вложений в оборотные средства, рентабельность активов будет выше
На примере Apple рассчитаем ROA. Делим чистую прибыль компании 53 318 млрд. руб. на активы равные 367 502 млрд. руб. и умножаем на 100%. Получается коэффициент равный 14,5%. Это значит рентабельность использования активов компании составляет 14,5%.
Другими словами, если активы компании равны 10 млн. руб., а чистая прибыль 2 млн. руб., то ROA = 2000/10 000 = 0,2 или 20%, то есть каждый рубль, который компания инвестирует в активы, приносит 20 копеек прибыли за год.
Для инвестора, сравнивая компании друг с другом, более интересна та, у которой ROA выше. Это значит, что она зарабатывает больше при меньших инвестициях. Падение ROA в течение нескольких периодов — это тревожный звонок, который сигнализирует о том, что активы с каждым годом используются менее эффективно.
Отличие ROA от ROE:
ROA учитывает долг компании, а ROE — нет. Чем больше компания берёт долгов, тем выше будет рентабельность собственного капитала.
Как пользоваться коэффициентом ROA :
Рентабельность активов полезно применять в следующих случаях:
Сравнение компаний по показателю рентабельности активов может быть корректно осуществлено только в рамках одной отрасли. Например, в отраслях с высокой оборачиваемостью активов как розничная торговля, это показатель будет существенно выше, чем в отраслях, где оборачиваемость активов традиционно низкая, как в машиностроении.
Заключение:
Расчёт рентабельности активов может быть полезен при сравнении прибыльности компании за несколько кварталов и лет, а также при сравнении с аналогичными компаниями одинакового размера и отрасли.
ROA измеряет, насколько эффективно компания может управлять своими активами для получения прибыли в течение периода.
Поскольку единственной целью активов компании является получение прибыли, этот коэффициент помогает как руководству, так и инвесторам увидеть, насколько хорошо компания может конвертировать свои инвестиции в активы в прибыль.
Для инвестора важно, чтобы ROA компании, в которую он хочет инвестировать деньги, был выше среднего по отрасли и показывал рост последние годы.
Показатель ROA (рентабельность активов). Что это такое и зачем нужно?
Итак, продолжаем серию статей, посвященных показателям для фундаментальной оценки ценных бумаг. Теперь мы уже знаем, что такое:
Если раньше мы в большей степени изучали инструменты для поиска недооцененности в бумагах эмитентов, то теперь поговорим об эффективности. Рассмотрим один из самых популярных показателей для оценки эффективности бизнеса – ROA (Return On Assets) – рентабельность активов.
Что такое рентабельность активов (ROA)?
Уже из названия понятно, что данный коэффициент позволяет оценить, насколько компания эффективно использует имущество для получения прибыли. ROA можно рассчитать через отношение чистой прибыли к совокупным активам.
ROA = Чистая прибыль / Активы * 100
Под активами подразумевается вся совокупность имущества и денежных средств бизнеса или попросту сумма первых двух разделов бухгалтерского баланса. Чистая прибыль используется за прошедший год.
Таким образом, чем выше окажется ROA, тем эффективнее компания управляет своими активами. Помимо этого, ROA отражает среднюю доходность на совокупность собственного и долгового капитала (в отличии от ROE).
ROA также можно рассчитать не за весь календарный год, а за определенный период:
ROA = Чистая прибыль * (365/n) / среднегодовая величина активов * 100, где n – необходимое число дней.
Оптимальное значение ROA
Единого норматива для рентабельности активов бизнеса не существует. В зависимости от сектора данный показатель может варьироваться достаточно существенно.
В компаниях, которым необходимо постоянно обновлять материально-техническую базу, ROA окажется невысоким, однако в той же сфере услуг традиционно высокий ROA.
В среднем же у крупных американских компаний ROA находится около уровня в 15%. В европейских странах – около 10%.
Расчет ROA на реальных примерах
Совокупный размер активов Лукойла на конец 2019 года составлял 5,947 трлн руб. Чистая прибыль за 2019 год = 0,64 трлн руб. Это означает, что ROA Лукойла = 0,64 / 5,947 * 100 = 10,76%. На каждый рубль активов Лукойл зарабатывает 10,76 коп. прибыли.
Поиск компонентов для расчета ROA в балансе Лукойла
Поиск компонентов для расчета ROA в отчете о ФР Лукойла
Совокупный размер активов Роснефти на конец 2019 года составлял 12,95 трлн руб. Чистая прибыль за 2019 год = 0,805 трлн руб. Это означает, что ROA Роснефти = 0,805 / 12,95 * 100 = 6,2%. На каждый рубль активов Роснефть зарабатывает 6,2 коп. прибыли.
Поиск компонентов для расчета ROA в балансе Роснефти
Поиск компонентов для расчета ROA в отчете о ФР Роснефти
В итоге, мы смогли понять, что Лукойл на 73% эффективнее использует свои активы в сравнении с Роснефтью. Естественно, один лишь этот факт не делает Лукойл намного привлекательнее с инвестиционной точки зрения, однако информация все равно является достаточно важной.
Преимущества показателя ROA
Недостатки показателя ROA
Как использовать рентабельность активов (ROA) на практике?
Итак, мы поняли, что одного лишь ROA слишком мало для полноценной оценки эффективности бизнеса. При этом, проводя фундаментальный анализ эмитента, достаточно важно обращать внимание на динамику показателей рентабельности (ROA, ROE и т.д.). Положительная динамика данных показателей может наглядно показать улучшение способности бизнеса генерировать прибыль. Если же показатели рентабельности снижаются в течение нескольких лет, то это говорит о неизменном ухудшении эффективности, в причинах чего еще предстоит разобраться.
В итоге, растущий ROA выше среднего по отрасли является неплохим ориентиром инвестора, однако принимать решения только на его основе нельзя. Никогда не устану повторять о необходимости комплексной фундаментальной оценки эмитента перед принятием любого инвестиционного решения для повышения вероятности успеха.
Далее я продолжу рассказывать о других показателях оценки эффективности бизнеса.
Автор: Алексей Соловцов
Вам может быть интересно:
Базовые знания о финансах и рынках:
Фундаментальные обзоры эмитентов:
ROA, ROE, ROI – в чем разница этих экономических показателей (с примерами).
На бирже торгуются ценные бумаги множества компаний как из одной, так и из разных отраслей. Тем не менее их необходимо как-то оценивать для принятия решений о формировании инвестиционного портфеля. Поэтому сегодня разберем ряд экономических показателей компаний, посмотрим, в чем их разница и как их применять.
ROA (Return On Assets, рентабельность активов) – отношение чистой прибыли к активам компании. Другими словами, сколько акционеры заработали чистой прибыли за счет активов общества (выражается в процентах).
ROE (Return on Equity, рентабельность капитала) – показатель чистой прибыли на вложенный капитал (выражается в процентах).
А теперь подробнее:
Давайте попробуем разобраться в формулах и посчитать все коэффициенты на примере отчетности ПАО «Северсталь» за 6 месяцев 2020 года. Ниже покажем, где в отчетности искать нужные цифры:
Весь отчет можно посмотреть по ссылке:
— Прибыль, относимая на акционеров;
Расчеты:
Ниже приведем рассчеты всех необходимых показателей:
Получили следующие значения:
Как этим пользоваться
Коэффициенты подобного типа можно анализировать только в сравнении с чем-то, а именно с такими же показателями другой компании (желательно того же сектора).
Давайте для примера сравним показатели ПАО «Северсталь» и ПАО «НЛМК» и посмотрим, кто из них эффективнее. Произведем аналогичные вычисления для ПАО «НЛМК» (6 м. 2020 г.), ссылка на отчет:
Итак, мы посчитали показатели для ПАО «НЛМК», теперь сведем все это в одну таблицу
Мы видим, что по всем показателям ПАО «Северсталь» сработало более эффективно, чем ПАО «НЛМК» за отчетный период. Но так сравнивать не всегда корректно, очень пристальное внимание надо обратить на долговую нагрузку каждой из компаний, и после этого сделать окончательный вывод (необходимые показатели для формулы, также можно найти в отчетности).
Посчитаем долговую нагрузку каждой из компаний по формуле:
А теперь обновим итоговую таблицу:
Что можно сказать, глядя на эти цифры? При одинаковом соотношении долга все остальные параметры у ПАО «Северсталь» привлекательнее, что говорит о том, что ее менеджмент более эффективен. Бывают случаи, когда ROE у компании одного сектора отличается очень сильно, это не всегда репрезентативно, так как этот показатель не учитывает долг компании, который может быть очень высоким. Поэтому смотреть нужно все показатели по совокупности.
Зачем рассчитывать рентабельность
Рентабельность — это экономический показатель, который показывает, насколько эффективно используются ресурсы: сырье, кадры, деньги и другие материальные и нематериальные активы. Можно рассчитать рентабельность отдельного актива, а можно — всей компании сразу.
Рентабельность рассчитывают, чтобы спрогнозировать прибыль, сравнить компанию с конкурентами или предсказать доходность инвестиций. Еще рентабельность предприятия оценивают, если собрались его продавать: компания, которая приносит больше прибыли и при этом тратит меньше ресурсов, стоит дороже.
Как рассчитывается рентабельность
Существует коэффициент рентабельности — он показывает, насколько эффективно используются ресурсы. Этот коэффициент — это отношение прибыли к ресурсам, которые вложили, чтобы ее получить. Коэффициент может выражаться в конкретной величине прибыли, полученной на единицу вложенного ресурса, а может — в процентах.
Например, компания производит сметану. 1 литр молока стоит 5 рублей, а 1 литр сметаны — 80 рублей. Из 10 литров молока получается 1 литр сметаны. Из 1 литра молока можно сделать 100 миллилитров сметаны, которые будут стоить 8 рублей. Соответственно, прибыль с 1 литра молока — 3 рубля ( 8 Р − 5 Р ).
А другая компания производит мороженое. 1 килограмм мороженого стоит 200 рублей. Для его производства надо 20 литров молока по той же цене — 5 рублей за литр. Из 1 литра молока получится 50 граммов мороженого, которые будут стоить 10 рублей. Прибыль с 1 литра молока — 5 рублей ( 10 Р − 5 Р ).
Вывод: отдача от ресурсов при производстве мороженого выше, чем при производстве сметаны, — 100% > 60%.
Коэффициент рентабельности может выражаться также в количестве затраченных ресурсов, которые понадобились, чтобы получить фиксированную сумму прибыли. Например, чтобы получить 1 рубль прибыли в случае со сметаной, надо потратить 330 миллилитров молока. А в случае с мороженым — 200 миллилитров.
Виды показателей рентабельности
Чтобы оценить эффективность работы компании, используют несколько показателей рентабельности. Каждый из них рассчитывается как отношение чистой прибыли к какой-то величине:
Проще говоря, показатель рентабельности — это прибыль, которую делят на тот показатель, рентабельность которого хотят узнать.
Порог рентабельности
Порог рентабельности — это минимальная прибыль, которая покрывает затраты. Например, вложения, если речь идет об инвестициях, или себестоимость — если о производстве продукции. Когда говорят о пороге рентабельности, чаще всего используют термин «точка безубыточности».
Рентабельность активов (ROA)
Показатель ROA рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективно используются активы компании — здания, оборудование, сырье, деньги — и какую в итоге они приносят прибыль. Если рентабельность активов ниже нуля, значит, предприятие работает в убыток. Чем выше ROA, тем эффективнее организация использует свои ресурсы.
Как рассчитать рентабельность активов. Это отношение чистой прибыли за определенный период к стоимости активов.
П — прибыль за период работы;
ЦА — средняя цена активов, которые находились на балансе в это же время.
Рентабельность продаж (ROS)
Рентабельность продаж показывает долю чистой прибыли в общей выручке предприятия. При расчете коэффициента вместо чистой прибыли также может использоваться валовая прибыль или прибыль до уплаты налогов и процентов по кредитам. Называться такие показатели будут соответственно — коэффициент рентабельности продаж по валовой прибыли и коэффициент операционной рентабельности.
Как рассчитать рентабельность продаж. ROS рассчитывают как отношение прибыли к выручке.
Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)
Основные производственные фонды — активы, которые организация использует для производства товаров или услуг и которые при этом не расходуются, а только изнашиваются. Например, здания, оборудование, электрические сети, автомобили и т. п. ROFA показывает доходность от использования основных средств, которые участвуют в производстве продукта или услуги.
Как рассчитать рентабельность основных производственных фондов. Это отношение чистой прибыли к стоимости основных средств.
П — чистая прибыль организации за нужный период;
Цс — стоимость основных средств компании.
Рентабельность оборотных активов (RCA)
Оборотные активы — это ресурсы, которые используются компанией для производства товаров и услуг, но которые, в отличие от основных фондов, полностью расходуются. К оборотным активам относят, например, деньги на счетах предприятия, сырье, готовую продукцию на складе и т. п. RCA показывает эффективность управления оборотными активами.
Как рассчитать рентабельность оборотных активов. Это отношение чистой прибыли к оборотным средствам.
П — чистая прибыль за определенный период;
Цо — стоимость оборотных активов, которые использовали для производства товара или услуги за это же время.
Рентабельность капитала (ROE)
ROE показывает, с какой отдачей работают деньги, вложенные в компанию. Причем вложения — это только уставный или акционерный капитал. Чтобы рассчитать эффективность использования не только собственных, но и привлеченных средств, используют показатель рентабельности задействованного капитала — ROCE. Он дает понять, какой доход приносит компания. Рентабельность капитала сравнивают не только с аналогичными показателями других компаний, но и с другими видами инвестиций. Например, с процентами по банковским вкладам, чтобы понять, есть ли смысл инвестировать в бизнес.
Как рассчитать рентабельность капитала. Это отношение чистой прибыли к капиталу компании, включая резервы.
Сдать анализ на растворимые фибрин-мономерные комплексы
Исследуемый биоматериал | Кровь с цитратом натрия |
Cрок исполнения с момента поступления биоматериала в лабораторию | 1 к.д. |
Описание
РФМК (растворимые фибрин – мономерные комплексы)-это частицы тромбов, которые определяются в повышенных концентрациях в кровяном русле при массивных тромбозах. Происходит образование комплексов фибрин–мономера с фибриногеном и продуктами его распада, которые образуются в процессе сосудистого свертывания. РФМК является показателем тромбообразования. Определение данных комплексов имеет большое значение во время беременности. Физиологически нормально протекающая беременность тесно связана с перестройкой системы гемостаза, проявляющаяся увеличением коагуляционного потенциала крови и усилением антикоагуляционной защиты. Это все может привести к увеличению продуктов распада фибриногена в последнем триместре беременности и формированию ДВС-синдрома. Содержание D-димера так же возрастает при увеличении гестационного срока и остается повышенным даже после родов (приблизительно 3-4 дня). Развитие каких-либо инфекционных, воспалительных, либо аутоиммунных заболеваний служит дополнительным фактором, способствующим развитию гемостазиологических отклонений.
Что определяет анализ крови на РФМК? Обнаружение комплексов в повышенных концентрациях свидетельствует о синдроме диссеминированного внутрисосудистого свертывания. Наблюдается при многих острых состояниях: шок, травма, массивные тромбозы, ожоги и др. Во время беременности требуется мониторирование женщин в динамике, так как не каждое повышение концентрации РФМК требует лечения. В ходе исследования крови на растворимые фибрин-мономерные комплексы производится определение зерен фибрина в плазме крови, которые обнаруживаются только при добавлении специфических реагентов. Данный тест используется так же для определения эффективности антикоагулянтной терапии (ликвидация тромбинемии).