rose что это такое и как рассчитать
Рентабельность всего капитала предприятия (ROE, ROCE). Формула. Расчет на примере ОАО «Мечел»
Рассмотрим рентабельность капитала предприятия. Углубимся в разбор двух коэффициентов, которые определяют рентабельность капитала: рентабельность собственного капитала (ROE), рентабельность задействованного капитала (ROCE).
Инфографика: Рентабельность всего капитала предприятия
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Определения коэффициентов рентабельности собственного и задействованного капитала
Коэффициент рентабельности задействованного капитала (Return On Capital Employed, ROCE) показывает эффективность вложения в предприятие как собственных, так и привлеченных средств. Показатель отражает, как эффективно предприятие использует в своей деятельности собственный капитал и долгосрочно привлеченные средства (инвестиции).
Чтобы понять рентабельность капитала, мы проанализируем и сравним два коэффициента ROE и ROCE. В сравнении будут видны отличия одного от другого. Схема разбора двух коэффициентов рентабельности капитала будет следующая: рассмотрим экономическую сущность коэффициентов, формулы расчета, нормативы и произведем их расчет для отечественного предприятия.
Рентабельность капитала. Экономическая сущность
Коэффициент рентабельности задействованного капитала (ROCE) используется в практике финансовыми аналитиками для определения доходности, которую предприятие приносит на вложенный капитал (как собственный, так и привлеченный).
Для чего это нужно? Для того чтобы можно было сравнить рассчитанный коэффициент рентабельности с другими видами бизнеса для оправданности инвестирования средств.
Рентабельность всего капитала. Сравнение показателей ROE и ROCE
ROE | ROCE | |
Кто использует данный коэффициент? | Собственники | Инвесторы + собственники |
Ключевые отличия | В качестве инвестирования в предприятие используется собственный капитал | В качестве инвестирования в предприятие используется как собственный, так и привлеченный капитал (через акции). Помимо этого из чистой прибыли нельзя забывать вычитание дивидендов. |
Формула расчета | =Чистая прибыль/Собственный капитал | =(Чистая прибыль)/(Собственный капитал + Долгосрочные обязательства) |
Норматив | Максимизация | Максимизация |
Отрасль для использования | Любая | Любая |
Частота оценки | Ежегодно | Ежегодно |
Точность оценки финансов предприятия | Меньше | Больше |
Чтобы лучше понять разницу между коэффициентами рентабельности капитала запомните, что если у предприятия нет привилегированных акций (долгосрочных обязательств), то значение ROCE=ROE.
Как читать рентабельность капитала?
Если коэффициент рентабельности капитала (ROE или ROCE) снижается, то это говорит о том, что:
Если коэффициент рентабельности капитала (ROE или ROCE) растет, то это говорит о том, что:
Рентабельность капитала. Синонимы коэффициентов
Рассмотрим синонимы для рентабельности собственного капитала и рентабельности задействованного капитала, т.к. зачастую в литературе по-разному их называют. Полезно знать все названия, чтобы избежать путаницы в терминах.
Синонимы рентабельности собственного капитала (ROE) | Синонимы рентабельности задействованного капитала (ROCE) |
доходность собственного капитала | рентабельность привлеченного капитала |
Return on Equity | рентабельность акционерного капитала |
Return on shareholders’ equity | показатель рентабельности обыкновенного акционерного капитала |
эффективность собственного капитала | коэффициент задействованного капитала |
Return on owners equity | Return on capital Employed |
рентабельность вложенного капитала |
На рисунке ниже показана точность оценки состояния предприятия с помощью различных коэффициентов.
Ранжирование коэффициентов по сложности расчета и точности диагностирования финансового состояния предприятия
Коэффициент задействованного капитала (ROCE) оказывается полезным для анализа предприятий, где есть высокая интенсивность использования капитала (часто осуществляется инвестирование). Связано это с тем, что коэффициент задействованного капитала использует в своем расчете привлеченные денежные средства. Применение коэффициента задействованного капитала (ROCE) позволяет сделать более точный вывод о финансовых результатах компаний.
Рентабельность капитала. Формулы расчета
Формулы расчета для рентабельности капитала.
Коэффициент рентабельности собственного капитала = Чистая прибыль/Собственный капитал=
стр.2400/стр.1300
Коэффициент задействованного капитала = Чистая прибыль/(Собственный капитал + Долгосрочные обязательства)=
стр.2400/(стр.1300+стр.1400)
В иностранном варианте формула для рентабельности собственного и рентабельности задействованного капитала будет следующая:
Net Income – чистая прибыль,
Preferred Dividends – дивиденды по привилегированным акциям,
Total Stockholder Equity – величина обыкновенного акционерного капитала.
Еще одна иностранная формула (по МСФО) для рентабельности задействованного капитала:
Зачастую в иностранных источниках в формуле расчета ROCE используется EBIT (прибыль до уплаты налогов и процентов), в российской практике зачастую используется чистая прибыль.
Видео-урок: «Рентабельность инвестированного капитала»
Рентабельность капитала. Расчет на примере ОАО «Мечел»
Для того чтобы еще лучше разобраться, что такое рентабельность капитала рассмотрим расчет двух его коэффициентов для отечественного предприятия.
Будем рассчитывать коэффициент рентабельности собственного капитала и коэффициент рентабельности задействованного капитала для ОАО «Мечел» |
Для оценки рентабельности собственного капитала ОАО «Мечел» возьмем с официального сайта финансовую отчетность за четыре периода 2013 года и рассчитаем показатели ROE и ROCE.
Рентабельность капитала для ОАО «Мечел»-1
Рентабельность капитала для ОАО «Мечел»-2
Рентабельность капитала ОАО «Мечел»
Не совсем удачно выбрал пример баланса предприятия, так как рентабельность за все периоды была меньше 0, что говорит о неэффективности предприятия. Тем не менее, общий расчет для коэффициентов рентабельности капитала понятен. Если бы у нас был доход, то соотношение этих двух коэффициентов было следующим: ROE>ROCE. Если еще рассмотрим рентабельность активов предприятия (ROA) в соотношении с коэффициентами рентабельности капитала, то неравенство будет следующим: ROA>ROCE>ROA.
Предприятие может рассматриваться, как потенциальный объект для инвестирования, когда ROCE (и соответственно и ROE) > безрисковые/низкорисковые вложения (к примеру, банковские депозиты).
Резюме
Итак, мы рассмотрели рентабельность капитала. Она включает в себя расчет двух коэффициентов: коэффициент рентабельности собственного капитала (ROE) и коэффициент рентабельности задействованного капитала (ROCE). Рентабельность капитала является одним из ключевых показателей эффективности деятельности предприятия на ряду с такими коэффициентами как: рентабельность актива и рентабельность продаж. Более подробно узнать про коэффициент рентабельности продаж вы можете прочитать в статье: «Рентабельности продаж (ROS). Формула. Расчет на примере ОАО «Аэрофлот»«.Данные коэффициенты полезно рассчитывать собственникам предприятия и инвесторам для поиска подходящего объекта для инвестирования.
Автор: Жданов Василий Юрьевич, к.э.н.
Рентабельность вложенного капитала (ROCE)
Опубликовано 23.05.2020 · Обновлено 23.05.2021
Что такое Рентабельность вложенного капитала (ROCE)?
Рентабельность вложенного капитала (ROCE) – это финансовый коэффициент, который можно использовать для оценки прибыльности и эффективности капитала компании. Другими словами, коэффициент может помочь понять, насколько хорошо компания получает прибыль от своего капитала.
Коэффициент ROCE – это один из нескольких коэффициентов прибыльности, которые финансовые менеджеры, заинтересованные стороны и потенциальные инвесторы могут использовать при анализе компании на предмет инвестиций.
Ключевые моменты
Понимание ROCE
ROCE – это один из нескольких коэффициентов рентабельности, которые можно использовать при анализе финансовых показателей компании на предмет показателей прибыльности. Другие соотношения могут включать следующее:
Как рассчитать рентабельность вложенного капитала
Формула ROCE следующая:
ROCE – это показатель для анализа рентабельности и потенциально сравнения уровней рентабельности компаний с точки зрения капитала. Для расчета рентабельности использованного капитала необходимы два компонента: прибыль до уплаты процентов и налогов и задействованный капитал.
О чем вам говорит рентабельность вложенного капитала?
В конечном счете, расчет ROCE показывает сумму прибыли, которую компания генерирует на 1 доллар задействованного капитала. Очевидно, что чем больше прибыли на 1 доллар США, тем лучше. Таким образом, более высокий ROCE указывает на более высокую прибыльность в сравнении с другими компаниями.
Для компании тренд ROCE на протяжении многих лет также может быть важным показателем эффективности. В целом инвесторы склонны отдавать предпочтение компаниям со стабильным и растущим уровнем ROCE, а не компаниям, в которых ROCE нестабилен или имеет тенденцию к снижению.
Пример ROCE
Рассмотрим две компании, работающие в одной отрасли: Colgate-Palmolive и Procter & Gamble. В таблице ниже представлен гипотетический анализ ROCE обеих компаний.
(in millions) | Colgate-Palmolive Company | Procter & Gamble | |
Sales | $15,195 | $65,058 | |
EBIT | $3,837 | $13,955 | |
Total Assets | $12,123 | $120,406 | |
Current Liabilities | $3,305 | $30,210 | |
Capital Employed | $8,818 | $90,196 | TA – CL |
Return on Capital Employed | 0.4351 | 0.1547 | EBIT/Capital Employed |
Как видите, Procter & Gamble – это гораздо более крупный бизнес, чем Colgate-Palmolive, с более высокими доходами, EBIT и общими активами. Однако при использовании показателя ROCE можно увидеть, что Colgate-Palmolive более эффективно генерирует прибыль из своего капитала, чем Procter & Gamble. ROCE Colgate-Palmolive составляет 44 цента на доллар капитала, или 43,51%, по сравнению с 15 центами на доллар капитала у Procter & Gamble, или 15,47%.
ROIC против ROCE
При анализе эффективности прибыльности с точки зрения капитала можно использовать как ROIC, так и ROCE. Обе метрики похожи в том, что они обеспечивают меру рентабельности на общий капитал фирмы. В целом и ROIC, и ROCE должны быть выше, чем средневзвешенная стоимость капитала компании (WACC), чтобы компания была прибыльной в долгосрочной перспективе.
ROIC обычно основан на той же концепции, что и ROCE, но его компоненты немного отличаются. Расчет ROIC выглядит следующим образом:
Чистая операционная прибыль после налогообложения: это показатель EBIT x (1 – ставка налога). При этом учитываются налоговые обязательства компании, но ROCE обычно этого не делает.
Инвестированный капитал : инвестированный капитал в расчете ROIC немного сложнее, чем простой расчет капитала, использованного в ROCE. Инвестированный капитал может быть:
В общем, инвестированный капитал – это более подробный анализ общего капитала фирмы.
Коэффициент рентабельности собственного капитала ROE (Return on Equity) отражает соотношение чистой прибыли компании к ее собственному капиталу и выражается в процентах.
ROE позволяет инвесторам оценить, насколько эффективно компания использует собственный капитал.
Очевидно, что чем выше данный показатель, тем лучше рентабельность собственного капитала у компании.
Если ROE = 25% это говорит, что на вложенные 100 рублей денег, бизнес компании генерирует 25 рублей чистой прибыли.
Это в свою очередь означает, что уровень данной процентной ставки не должен быть в долгосрочной перспективе меньше, чем ставка по низкорискованным активам (депозит, облигации), так как последние несут намного меньше рисков, чем бизнес.
В общем случае можно считать, что долгосрочный показатель ROE меньший 10% является низким и не желательным. Далее лучше сравнить показатели компаний в рамках средних значений для их отраслей.
Формула расчета ROE (Return on Equity)
ROE считается по следующей формуле:
Формула ROE для отчетности на английском языке:
Как пользоваться коэффициентом ROE (Return on Equity)
Рентабельность собственного капитала полезно применять в следующих случаях:
Сравнивать компании из разных отраслей по показателю ROE не представляет смысла, так как специфика бизнеса и его рентабельность, в зависимости от отрасли, могут сильно отличаться.
Особенности показателя рентабельности собственного капитала ROE (Return on Equity)
В отличии от показателя рентабельности активов ROA (Return on Assets) в расчете ROE (Return on Equity) задействован только собственный капитал компании, из-за чего данный коэффициент часто дает более качественную оценку рентабельности.
Между показателями ROE и ROA существует зависимость:
Чем больше заемных средств у компании, тем бОльшая разница между показателями ROE и ROA. При увеличении долгов компании, ее ROE будет расти, а ROA будет падать.
При увеличении собственного капитала, показатель ROE будет уменьшаться.
Риски высокого значения ROE (Return on Equity)
Правило «чем выше ROE, тем лучше» работает не всегда. Отрицательный эффект в высоком ROE может дать низкий собственный капитал.
Вот 2 возможных негативных сценария, при которых у компании будет высокий ROE.
Исходя из данных рисков, можно сделать 2 дополнительных вывода:
Избежать ошибок в данном случае также поможет анализ ROE компании в динамике по годам.
Показатель ROE (Return on Equity) на FinanceMarker
На FinanceMarker.ru показатель ROE доступен по всем компаниям Московской биржи, а также бирж NASDAQ, NYSE и других.
Показатель доступен для:
Данные о рентабельности собственного капитала ROE доступны на
FinanceMarker.ru как в табличном, так и в графическом виде.
Справочник
Мультипликатор ROE относится к категории мультипликаторов, отражающих рентабельность бизнеса. Вот другие мультипликаторы из этой же категории:
Перейти ко всем статьям блога FinanceMarker, посвященным мультипликаторам, можно по этой ссылке.
Что такое ROE и как его рассчитать
Оба показателя являются качественными показателями, оба определяют эффективность, оба являются показателями рентабельности.
Но если ROI показывает эффективность всех инвестицийи относится больше к новым проектам, то ROE показывает эффективность equity и чаще рассчитывается в привязке к существующему бизнесу – Return on Equity – Рентабельность собственного капитала.
Желание акционера знать с какой эффективность работают его личные средства, его собственный капитал, является вполне логичным, поэтому и был введен показатель Return on Equity, который обычно выражается в % и гораздо реже в долях.
Математически ROE рассчитывается следующим образом:
ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал,
— где Чистая прибыль берется из Отчета о комплексных прибылях и убытках по итогам года, а Собственный капитал из баланса компании как усредненный среднегодовой показатель.
Рассмотрим интересный пример.У одного акционера есть 2 бизнеса. Например, 2 торговые сети – сеть магазинов для мужчин, пусть будет «Сеть М», и сеть магазинов для женщин, назовем ее «Сеть Ж». Акционер вложил в каждую сеть по 100 млн. рублей, но Сеть М никогда за свою жизнь не брала кредитов и займов, а Сеть Ж набрала таки кредитов на пополнение оборотных средства на сумму 100 млн. руб.
Поскольку Сеть М всегда развивалась за счет собственной прибыли, она за последний год имела оборот всего 100 млн. рублей, а чистую прибыль 20 млн. рублей (эффективность по чистой прибыли 20%).
Сеть Ж, увеличив свои оборотные средства, смогла закупить товара в 2 раза больше и за последний год показала в 2 раза больший оборот – 200 млн. рублей.
Часть операционной прибыли, конечно, ушла на погашение процентов по кредитам и в итоге эффективность по чистой прибыли снизилась до 15% или до 30 млн. руб.
Казалось бы, Сеть Ж занимается рискованным бизнесом – берет кредиты, платит проценты… Но давайте посчитаем ROE первого и второго бизнеса!
ROE Сети М = 20 млн. чистой прибыли / 100 млн. вложенных денег акционера = 20%.
ROE Сети Ж = 30 млн. чистой прибыли / те же 100 млн. вложенных денег акционера = 30%.
Что бы это значило, спросите Вы?
Все очень просто –на бизнес Сети Ж, в отличие от Сети М, работают не только деньги акционера, но и деньги банков. А всю прибыль, за вычетом процентов по кредитам, он забирает себе.
Конечно, каждый конкретный случай необходимо рассматривать отдельно, но, в целом, это стандартная модель поведения всех грамотных акционеров.
RICE: Простая приоритезация для Product-менеджеров
Перевод статьи подготовлен специально для студентов курса «Product Manager IT-проектов»
Проблемой, которая возникает постоянно при построении дорожной карты продукта, является распределение приоритетов. Как вы решаете над чем нужно работать в первую очередь?
Если вы вложили достаточно усилий в мозговой штурм, поиск возможностей для улучшения и получения обратной связи, вы сможете создать хорошую дорожную карту продукта. Однако порядок, в котором вы будете заниматься воплощением новых идей, тоже заслуживает внимания. Вам необходимо найти время, чтобы правильно расставить приоритеты.
Приоритезация – это сложно
Почему так сложно определить приоритеты в дорожной карте продукта? Давайте я перечислю причины:
Оценка RICE: простой инструмент для расстановки приоритетов
Именно в этот момент в игру вступает балльная система. Хорошая структура приоритезации поможет вам оценить каждую идею и объединить их в строгую последовательность для выполнения.
Использование балльной системы для определения приоритетов в управлении продуктами, безусловно, не новая идея. Систем, предназначенных для обеспечения баланса между издержками и выгодами предостаточно. Но вам может быть трудно найти ту, которая позволит вам с пользой последовательно сравнивать различные идеи.
В качестве решения, мы начали разрабатывать собственную систему подсчета баллов для определения приоритетов, исходя из первых принципов. После долгих итераций испытаний мы остановились на четырех факторах и нашли метод их сочетания.
RICE: 4 фактора оценки приоритета
RICE – это аббревиатура четырех факторов, которые мы используем для оценки каждой идеи проекта: Reach, Impact, Confidence и Effort.
Reach
Чтобы избежать предвзятого отношения к функциям, которые вы использовали бы сами, оцените, как повлияет проект на множество людей в течение определенного периода. Моя команда понимает это как «На скольких людей этот проект окажет влияние в течение одного квартала?»
Reach (Охват) измеряется количеством людей/событий за период времени. Это могут быть «количество клиентов в квартал» или «количество транзакций в месяц». Насколько это возможно, используйте реальные измерения из метрик продукта вместо того, чтобы просто брать цифры с потолка.
Impact
Чтобы сосредоточиться на проектах, которые двигают вас к вашей цели, оцените impact (влияние) на каждого конкретного человека. Моя команда понимает это так: «Насколько этот проект увеличит конверсию, когда клиент с ним столкнется?». Ваша команда может интерпретировать это иначе, вроде «как увеличить применение» или «максимизировать удовольствие от использования».
Влияние трудно измерить. Поэтому я буду выбирать из шкалы множественного выбора: 3 – «массовое влияние», 2 – «высокое», 1 – «среднее», 0.5 – «низкое» и, наконец, 0.25 – «минимальное». Эти показатели будут умножаться на конечный результат, чтобы масштабировать его в большую или меньшую сторону.
Выбор числа для масштабирования может показаться ненаучным. Но у вас всегда есть альтернатива: запутанный клубок из смешанных чувств по отношению к идее.
Confidence
Чтобы обуздать энтузиазм к захватывающим, но плохо определенным идеям, учитывайте свой уровень уверенности в своих оценках (confidence). Если вы считаете, что проект может оказать огромное влияние на клиентов, но не имеете данных для того, чтобы это подтвердить, мера уверенности позволит вам это проконтролировать.
Уверенность – это процентное соотношение. Я использую шкалу множественного выбора, чтобы не парализовывать решения. 100% — «высокая уверенность», 80% — «средняя», 50% — «низкая». Все, что ниже этих показателей – просто авантюра. Будьте честны с собой: насколько вы действительно верите в свою оценку?
Effort
Чтобы двигаться вперед быстро и оказывать большое влияние с меньшими усилиями, оцените общее количество времени, которое займет выполнение проекта у всех членов вашей команды: на дизайн, проектирование и разработку.
Усилия (effort) оцениваются как количество «человеко-месяцев» — то есть работа, которую один член команды может выполнить за месяц. Здесь есть много неизвестных переменных, поэтому я ставлю грубые оценки, придерживаясь целых чисел (или значения 0.5 для половины месяца). В отличие от других положительных факторов, большой показатель усилий – это плохо, поэтому он будет делителем для общего воздействия.
Чтобы быстро просуммировать все четыре фактора:
Reach: На какое количество человек это повлияет? (Оценивается за определенный период времени)
Impact: Насколько сильно это повлияет на каждого человека? (Очень сильно – 3х, сильно – 2х, средне – 1х, мало – 0.5х, минимально – 0.25х )
Confidence: Насколько вы уверены в своих оценках? (Очень уверен – 100%, средне – 80%, не особо уверен – 50%.)
Effort: Сколько «человеко-месяцев» это займет? (Используйте целые числа и минимум полмесяца – не лезьте в дебри при оценке.)
После того, как вы оценили эти факторы, объедините их в одну оценку, чтобы вы могли предварительно оценить имеющиеся проекты. Вот простая формула:
(Reach x Impact x Confidence)/Effort=RICE Score
Итоговая оценка будет показателем «итогового воздействия за время работы» — именно то, что нужно максимизировать. Я настроил таблицу, чтобы автоматически вычислить итоговую оценку при изменении каждого фактора.
Когда изначальная оценка произведена, отсортируйте свой список и просмотрите его снова. Есть ли такие проекты, где оценка кажется чрезмерно завышенной или заниженной? Если да, то пересмотрите свои оценки и внесите необходимые изменения, или примите то, что ваш инстинкт подсказывает вам неверно.
RICE может очень помочь при выборе между трудносопоставимыми идеями. Эта методология заставит вас задуматься о том, почему идея проекта будет иметь большое влияние и честно рассчитывать усилия, которые необходимы для ее реализации.
Как эффективно использовать методологию RICE
Конечно же, оценка RICE не должна использоваться как быстрое и жесткое правило. Есть множество причин, по которым вы можете начать работать над проектом с более низким приоритетом в первую очередь. Один проект может зависеть от другого, поэтому он должен быть воплощен в жизнь первым, или же можно поставить высокую ставку на другую функция, чтобы продать ее определенным клиентам.
Иногда так может случиться, что вам нужно работать над задачами проекта не в строго определенном порядке. И это нормально! С балльной системой вы сможете четко определить, в какой момент нужно прибегнуть к компромиссу.
Система определения приоритетов, такая как RICE, поможет вам принимать более обоснованные решения о том, над чем нужно работать в первую очередь, и защищать эти решения перед другими. Дайте RICE шанс распределить приоритеты в вашей задаче и посмотрите, насколько эта методология вам подходит.