second base что это значит
Американцы думают о бейсболе даже в постели. Или бейсбольная лексика в повседневной жизни
Американцы очень любят спорт. В особенности они любят тот, который придумали сами – американский футбол и бейсбол. Многие слова из этих видов спорта просочились в повседневный английский язык и уютно там устроились. К сожалению, тем, кто ни разу не играл в американский футбол или бейсбол, тяжело понять, о чем же идет речь. Давайте узнаем, какая бейсбольная лексика заняла свое уверенное место в современном английском, и что это все значит.
Говоря о спорте – это билет, который дает право бесплатно прийти на следующую игру, так как изначальное мероприятие было отменено/ перенесено из-за дождя
Значение в повседневном английском – гарантированное повторное приглашение
К примеру, подруга позвала вас на кофе, но вы уже, к сожалению, очень заняты и не можете прийти. Вы бы с радостью приняли приглашение на другой день. В такой ситуации вы можете сказать “I can’t meet with you today. But I hope you’ll give me a rain check”.
✓ Big league
Говоря о спорте – «главная лига». Команды, которые играют в бейсбол на самом высоком уровне.
В повседневной жизни может использоваться и как глагол, и как прилагательное.
Значение в качестве глагола – «игнорировать человека, чтобы выглядеть лучше на его фоне». Это словосочетание используется как глагол, так что оно может стоять в разных временах. К примеру: “I tried to talk to him. But he totally big leagued me” («Я пытался поговорить с ним. Но он меня проигнорировал»)
Значение в качестве прилагательного – престижный, один из самых лучших. “This bank is one of the big league banks” – «Этот банк – один из самых лучших банков»
✓ To touch base
Говоря о спорте – дотронуться до каждой из трех «баз» во время своей пробежки к «дому»
Значение в повседневном английском – связаться с кем-либо, быстро переговорить по телефону о чем-то.
Это словосочетание очень часто употребляется среди продавцов по телефону, когда они звонят «просто так» или «чтобы только узнать, что вы там решили». “I’m just calling to touch base and see how things are going” – «Я просто звоню проверить, как у вас дела»
✓ First base/ second base/ third base/ home base
Вы, наверное, часто слышали в американских фильмах и сериалах, что кто-то добрался до первой/ второй или даже третьей базы. Что же это значит?
Говоря о спорте – первая, вторая, третья или четвертая база. Сама суть игры в бейсбол – это борьба за так называемые четыре «базы»: первая, вторая, третья и база «дом». Только на этих базах бегущий находится в безопасности и его нельзя останавливать
В повседневном английском каждая «база» символизирует то, как далеко молодому человеку посчастливилось зайти в любовных ухаживаниях. First base – романтичные поцелуи, second base – горячие объятья и страстные лобзания, third base – молодому человеку уже почти повезло и можно начинать хвастаться, fourth base (или home base) – финальный этап любовной игры. Home base еще иногда описывают как “going all the way” (“идти до конца”), ведь игроку повезло, он оббежал все поле и достиг желаемого (победы в бейсболе, конечно).
К примеру, молодой человек может жаловаться своему приятелю так “It’s been a month and we’re still only on first base!» – «Прошел уже целый месяц, а мы все еще на первой базе (мы все еще только целуемся)».
В спорте – бросок, когда мяч летит по дуге в противоположном направлении по сравнению с обычным броском (при подаче с левой руки – влево, а с правой – вправо)
Значение в повседневном английском – чудак, сумасброд, эксцентричный человек
He looks like a nice guy but he is such a screwball – Кажется, что он нормальный парень, но на самом деле он чудак.
В спорте – левая сторона бейсбольного поля
Значение в повседневном английском – странный, необычный
К сожалению, не совсем понятно, чем так провинилась левая сторона бейсбольного поля. В повседневном английском это словосочетание употребляют в значении “очень странный”, а не “мило чудаковатый”.
“Where do you get this stuff from? It is straight out of left field!” – «От куда ты это взял? Это же супер странно!»
«База», что ты такое? Мем возродился в рунете и сломал людям головы, но ответ есть
Что значит слово «база», или based, в мемах? Пользователи рунета попытались выяснить смысл сленгового выражения, и в этом им помогли шаблоны с котёнком и объяснения, связанные с ультраправой идеологией. Если вы не поняли, что делать с подобным миксом, то мы идём к вам.
В конце мая 2021 года в русскоязычном твиттере стало всё чаще употребляться слово «база», но не в традиционном его понимании. Так, в соцсети стал особенно популярен мем с выражением, посвящённый современному сленгу. В шаблоне хозяева задавали коту вопрос о том, зачем он сделал нечто постыдное, на что пушистый отвечал, используя как раз-таки «базу».
Обсуждениям понятия поспособствовала и статья портала AdMe о якобы популярном у молодёжи сленге — в соцсети разошёлся кадр из публикации издания.
Комментаторы, не знакомые с понятием «база» в его непривычном употреблении, задались вопросом о его значении. Обитатели платформы признались, что, даже будучи юными, не успевают уследить за трендами.
Я не понимаю. Объясните, что за «база», какая «база»? Чувство, что мне не 16, а 80 лет.
Что за новое слово «база»? Что это. В моё время «база» была литровым слаймом, из которого делали другие виды слаймов.
«Просвещённые» пользователи социальной сети не остались в стороне и объяснили нюансы использования сленга. По мнению комментаторов, слово «база», или based (дословный перевод — «размещающийся», «базирующийся»), связано с расистской и ксенофобными идеологиями. При этом данное обозначение, утверждали обитатели твиттера, обычно употребляется в положительном ключе.
Если тусить в правом движе, то нижняя пикча обретает смысл. «База» произошло от английского based и употребляется, как положительный комментарий, одобрение чего-либо в контексте правой идеологии. […]
Ну based, или адаптированный на русский вариант «база» — это одобрительное слово из сленга альт-райтов (движение «альтернативных» или «новых» правых. — Прим. Medialeaks). Например, ненавидеть темнокожих и запрещать аборты — «база».
Но чаще всего сленг используется больше как юмор и самоирония, чем как что-то серьёзное. По большей части внутри правых все клеймят кого-то «базой» и «приказом Израиля» в рамках какой-то шутки, объясняя существование правильных правых и поверхностных и неправильных идей.
Как пишет Know Your Meme, «база» происходит от названия альтер-эго рэпера Lil B — Based God — и используется для обозначения положительного мнения, которое противоречит социально-политическим тенденциям и может быть оскорбительным для широкого круга людей.
Слово, используемое, когда вы с чем-то согласны или когда вы хотите похвалить кого-то за то, что он — тот, кто он есть. То есть смелый и уникальный человек или тот, кто не заботится о мнении других, — так описывает «базу» онлайн-словарь Urban Dictionary.
Словарь также отмечает, что сленг применяется в дискуссиях среди консерваторов и правых политических партий. Но без контекста сложно понять, используется ли «база» иронично или автор настроен серьёзно.
Пример мема
Сэр, вы не «база» и не «прозревший». Вы стоите посреди супермаркета Walmart и устраиваете сцену. Я должен попросить вас уйти.
Пока одни пользователи твиттера ломали головы над «базой», другие решили пойти в мемы с бумажной хрюшей-конструктором. Шаблоны настолько нелепые, что о них можно сказать только «Да». Но, увидев животное один раз, вы заходите его собрать.
А тренд с оценкой дагестанского блогера Хасбика украл сердечки людей в Сети. В рамках флешмоба родительницы оценивали парня, а виноват в этом «большой русский кот» Шлёпа.
Как я одеваюсь в секонд-хендах
Дешево и в брендовые вещи
Последние пять лет я одеваюсь в чебоксарских секондах.
Что такое секонд-хенды
Секонд-хенды бывают разными. В каких-то вещи лежат в кучках, а в каких-то висят на вешалках. Иногда — и так и этак. Обычно это одежда неизвестных марок или из масс-маркета вроде «Манго», «Зары», «Бершки» и H&M.
Еще бывают винтажные секонды, похожие на шкатулки с ретросокровищами. Там продаются уникальные, штучные вещи, а собирают их хозяева магазинов по коллекционерам, винтажным лавкам и блошиным рынкам Европы.
Что такое типичный российский секонд-хенд
Но я знаю и сети поменьше. Например, магазины «Второе дыхание» работают только в Казани, Москве, Ростове Великом, Костроме и Ярославле. Это сеть одноименного благотворительного фонда. Магазины Brand Hand представлены в Дзержинске, Новосибирске, Красноярске и Нижнем Новгороде. А еще есть секонд-хенды Svalka — они работают в Москве, Санкт-Петербурге, Иванове, Туапсе, Хабаровске, Казани, Самаре и Красноярске.
Секонд-хенды больших сетей — это огромные помещения с ровными рядами рейлов с одеждой. Отдельно висят мужские, женские и детские вещи, отдельно — пиджаки, рубашки, платья, футболки, джинсы и обувь. Иногда вещи разделены по размерам. На входе есть камеры хранения, в кабинках — крючки, коврики, зеркала, а на кассе — календарь скидок.
Бывают и магазины менее крупных сетей или вообще отдельные. В Казани есть Mne jarko, в Санкт-Петербурге — OFF, «Лисы-сектанты» и «Желтая вешалка». А про секонд-хенды Москвы в Т—Ж есть отдельная подборка.
У «Улиц Лондона» есть даже интернет-магазин и приложение. С каждой покупки там и в офлайн-магазинах мне приходит кэшбэк 5% в виде баллов.
Как вещи попадают в секонд-хенды
Вещи сначала собирают, сортируют, потом дезинфицируют и только затем отправляют в секонд-хенды по всему миру.
Сборка. В российские секонды вещи попадают в основном из Европы, особенно из Германии, Нидерландов, Великобритании и Италии. Как-то я наткнулась на футболку Берлинского марафона и термокружку с логотипом какой-то немецкой клиники. А в последнее время стало появляться кое-что из Канады, США и даже Австралии.
В этих странах есть специальные контейнеры для сбора вещей. Они стоят в офисах, крупных торговых центрах и на улицах в жилых кварталах. Иногда сбор проходит в школах, а иногда по квартирам и домам развозят пустые пакеты, а потом забирают их уже с вещами. Среди собранных вещей не только одежда, но и обувь, текстиль, игрушки, книги.
Другая категория вещей — стоковые. Это одежда и аксессуары, которые не распродали в магазинах. Сначала их продавали со скидкой, потом отправили в аутлеты, а затем их выкупили специальные организации. Это совершенно новые вещи с ярлыками и бирками. Правда, некоторые элитные бренды вроде Louis Vuitton и Christian Dior их срезают: боятся, что это навредит их репутации.
Сортировка. Все собранные вещи привозят в сортировочные пункты в той же стране — их еще называют фабриками. Там вещи распределяют по группам. Единого принципа сортировки нет, но обычно выделяют такие категории:
Вещи любой категории могут также сортировать по сезонам или наименованию, например женские брюки, зимние куртки, мужские рубашки.
Обработка. На фабриках вещи отправляют в специальные камеры и обрабатывают раскаленным паром и дезинфицирующим газом. После этого они становятся полностью безопасными и получают соответствующие сертификаты.
На границе таможенники смотрят сертификаты соответствия и безопасности. В них перечислены все реактивы, которые использовались при санитарной обработке. Санэпидемстанция тоже может выборочно проверить товар. А еще на таможне проверяют концентрацию химических веществ, испаряющихся из товаров.
В общем, одежда из секонд-хенда не несет ни опасности заражения, ни химической угрозы. Рискованнее покупать одежду на «Алиэкспрессе»: в Китае кое-что шьют из некачественной ткани с применением опасных красителей.
Почему я покупаю вещи в секонд-хендах
Экологичность. Модная индустрия с масс-маркетом и Fast Fashion, где коллекции пополняются каждые две недели, очень вредит экологии. Когда орошают хлопок, лен и окрашивают ткани, в воду и почву попадают пестициды и химикаты. А при производстве синтетики и перевозке одежды выделяются вредные парниковые газы. По данным исследования A New Textile Economy, в 2015 году модная индустрия выбросила в атмосферу 1,2 млрд тонн парниковых газов. Это больше, чем выделили за год все самолеты и корабли в мире. А на производство одной хлопковой футболки уходит 2700 литров воды — столько выпивает среднестатистический человек за три года.
Для меня секонд-хенды — это способ поддерживать баланс между моими внутренними шопоголиком и экоактивистом. И выход, когда нужно что-то купить, но не хочется вредить окружающей среде. Секонды отлично вписываются в концепцию sustainable fashion — устойчивой, осознанной и экологичной моды. В секондах мы покупаем вещи, которые произвели и использовали в прошлом. А значит, не влияем на спрос с точки зрения производителя, не провоцируем предложение, а просто используем вещи повторно.
Качественные бренды в одном месте. В одном секонд-хенде я нахожу брендовые вещи, которые иначе искала бы по разным магазинам и даже городам. Это могут быть марки среднего ценового сегмента вроде Benetton, Tom Tailor, Mexx, Esprit, S.Oliver. Или люксовые бренды: Dolce & Gabbana, Moschino, Gucci, Lanvin. Часто это минимально ношенная или вообще новая одежда, с этикетками и бирками. Подделок в секондах я не встречала, а в обычных магазинах и особенно в интернете они попадаются.
Одежды из масс-маркета и неизвестных марок в секондах тоже много. Но ее я покупаю, только если вещь мне ну очень сильно понравилась. Я не раз видела в секондах такие же вещи, какие брала в H&M или «Заре» лет семь назад, но осталась недовольна их качеством.
Обычно я беру базовые вещи и современную уличную классику вроде поло Lacoste, эталонных джинсов Levi’s и толстовок GAP. Так собрала базовый гардероб и несколько капсул для спорта, работы, вечеринок и походов. Все вещи неубиваемые: даже те, что купила в секонде пять лет назад, я ношу до сих пор.
В этих сокровищницах есть винтажные броши, книги на всех языках мира, детские игрушки, кружевные салфетки и текстиль, бокалы-кубки и другие интересные вещи для дома.
Еще в секонд-хендах много вещей для беременных: их носят по одному сезону, и они в отличном состоянии.
Экономия. Изначально цели сэкономить с помощью секонд-хендов у меня не было. Это просто приятная побочка: на 2000—3000 Р я собираю полный образ — с обувью, верхней одеждой и аксессуарами. Часто я даже не смотрю на ценники: в любом случае вещь здесь будет в разы дешевле, чем если брать новую.
мы с мужем потратили на одежду в секонд-хендах в 2020 году
Я посчитала, сколько мы с мужем потратили на одежду в секонд-хендах за 2020 год. И сколько могли потратить, если бы покупали такие же или похожие вещи в обычных магазинах. Цены смотрела на официальных сайтах брендов, на «Ламоде», «Асосе» и Farfetch.
Как считается коэффициент бонус-малус
И как его восстановить при смене прав или ошибке страховой
Стоимость полиса ОСАГО — обязательного страхования автогражданской ответственности — зависит от страховой истории водителя. Могут дать скидку за безаварийную езду или, наоборот, надбавку — если были страховые случаи.
Разберем, как рассчитывается КБМ и сколько можно сэкономить.
Что такое КБМ
При оформлении страхового полиса ОСАГО стоимость полиса — страховая премия — зависит от базового тарифа, который умножается на различные коэффициенты — региональный, стаж водителя, мощность, период использования и другие. Так получается итоговая стоимость полиса.
КБМ — один из таких коэффициентов — это скидка за то, что у застрахованного водителя не было ДТП по его вине. Если ДТП были, то КБМ возрастает и может превратиться в надбавку — тогда полис будет дороже. То есть чем аккуратнее водите, тем дешевле страховка.
Законодательство. Размер базовых тарифов для разных категорий автомобилей и коэффициенты, в том числе КБМ, регулирует Центральный банк РФ.
Например, в конце 2018 года ЦБ изменил градацию коэффициента «возраст-стаж» до 58 ступеней вместо прежних четырех и разрешил уменьшать и увеличивать базовую ставку, но не более чем на 20%.
Где указывается в полисе. В оформленном полисе ОСАГО все коэффициенты, на основании которых была рассчитана страховая премия, указываются в пункте 7 — «Расчет размера страховой премии». КБМ каждого водителя, допущенного к управлению, указан в таблице из пункта 3.
Виды КБМ
При заключении договора ОСАГО страхователь может указать список водителей, допущенных к управлению, или оформить полис на неограниченное количество лиц — любой водитель, который сядет за руль, будет «вписан» в страховой полис. От этого зависит КБМ и стоимость страхового полиса.
КБМ водителя (ограниченная страховка). Если страхователь страхует ответственность конкретных водителей, в полис вносят данные по каждому водителю — фамилию, имя, отчество, номер водительского удостоверения. КБМ считают у каждого водителя по его персональной истории страхования.
Когда рассчитывают стоимость полиса — берут максимальный КБМ, поэтому стоимость страховки зависит от водителя с наибольшим («худшим») коэффициентом.
Например, вы в очередной раз оформляете ОСАГО на себя и хотите вписать второго водителя. Если ваш КБМ равен 0,5, а КБМ второго водителя — 1,4, то скидки при оформлении вы не получите. Стоимость полиса будет рассчитана из расчета наибольшего КБМ — то есть 1,4. Если исключить второго водителя из списка допущенных водителей, полис станет дешевле почти в три раза.
КБМ собственника (неограниченная страховка). Если страховать автомобиль без ограничения списка допущенных водителей, КБМ водителей не будет учитываться.
Например, если страхователь из предыдущего примера — владелец автомобиля, он может оформить договор страхования без ограничения перечня водителей. Тогда при расчете стоимости полиса будет взят КБМ 1, но в этом случае появится коэффициент за «неограниченность» списка водителей — КО. В этом случае он равен 1,87, то есть надбавка 87%. Поэтому неограниченная страховка выгодна, если у одного из водителей КБМ больше 2.
Когда применяется КБМ
КБМ водителя рассчитывают на основании данных ОСАГО за предыдущий страховой период. В зависимости от того, были или нет страховые выплаты, КБМ водителя увеличивается или уменьшается и используется для вычисления стоимости нового полиса.
Когда КБМ не применяется либо равен 1. Если водитель страхуется впервые, его КБМ принимается равным 1, то есть не влияет на стоимость полиса.
Такое может произойти при смене фамилии или водительского удостоверения. Когда водитель получает новое удостоверение, он должен сообщить о замене в страховую компанию и получить новый страховой полис с актуальными данными. Если этого не сделать, при наступлении страхового случая страховая компания может отказать в выплате: формально в полисе указан другой водитель с другим номером прав.
Еще КБМ может «обнулиться» — стать равным значению КБМ нового водителя. Такое происходит, если страховщик ошибся или несвоевременно внес данные в единую базу. Чтобы избежать таких ситуаций, лучше следить за своим КБМ через онлайн-сервис.
Раньше КБМ мог «обнулиться» еще по одной причине — если водитель не заключал договоры страхования за предыдущий период. Так, те, кто часто попадали в аварии, по истечении одного года могли вновь получить полис ОСАГО по номинальной стоимости. Сейчас полученный КБМ можно снизить только безаварийным вождением.
Откуда берут данные для расчета
Когда водитель получает свои первые права, страховая компания присваивает ему КБМ, равный 1. Если бы водитель всегда страховался в той же компании, страховая могла бы сама определить КБМ водителя через год. Но водители могут менять страховую компанию или страховать разные автомобили у разных страховщиков. На этот случай ввели единую базу.
База КБМ АИС РСА — часть автоматизированной информационной системы Российского союза автостраховщиков — хранит историю страхования по каждому водителю. В эту базу попадают данные об оформлении новых страховых полисов ОСАГО из всех страховых компаний, информация о страховых случаях и выплатах, в которых указанный водитель был признан виновником. Эти данные учитывают при расчете КБМ водителя. Данные в АИС РСА могут вносить только страховые компании.
Справка о безаварийной езде — документ, который использовался ранее, когда водитель менял одну страховую компанию на другую. С появлением АИС РСА страховые компании стали запрашивать эти данные самостоятельно.
До появления единой базы эта справка требовалась в новой страховой компании, чтобы верно рассчитали КБМ. Справку о безаварийной езде или о наличии страховых выплат выдавала прежняя страховая компания.
Если водитель предоставил недостоверные сведения при отсутствии технической возможности получения их из базы. Сейчас сложно представить, что страховая выпишет полис без проверки КБМ водителя или собственника по базе РСА. Чтобы оформить полис, страховая компания должна сделать запрос в электронную базу РСА.
Но если водитель по какой-то причине предоставит на оформлении поддельное водительское удостоверение или другие данные, по которым нет истории страхования в базе, ему назначат КБМ в размере 1 — как новому водителю. Но при первом же ДТП при проверке в ГИБДД номера прав страховку признают недействительной, а случай — нестраховым, потому что страхователь предоставил страховщику ложные данные.
Как считается КБМ при оформлении ОСАГО
Раз в год 1 апреля КБМ водителя пересчитывается. Новый КБМ зависит от количества страховых случаев за прошлый год. Но есть и исключения: из-за перехода в 2019 году к новой системе расчета для некоторых пограничных случаев КБМ рассчитывается сложнее. Например, если вы целый год не страховались, то КБМ будет рассчитан с учетом истории страхования, а не обнулится.
Если вы уже страховались после 1 апреля 2019 года, значит, КБМ по новой формуле уже рассчитан. При оформлении страховки на следующий год КБМ можно узнать по таблице.
Таблица КБМ показывает, как изменяется КБМ. Для вычисления КБМ водителя нужно знать две вещи:
КБМ водителя на следующий страховой период находится на пересечении КБМ на начало предыдущего периода и количества страховых случаев.
Чем меньше КБМ, тем больше скидка. Например, КБМ 0,7 соответствует скидка 30%.
Защита изготовителя базы данных и баланс интересов: новое поворотное решение Суда Европейского союза
10 ноябяря я выступала на конференции в Томске.
Но в устном докладе всего не скажешь, поэтому решила поделиться фактами и своими мыслями.
Смежное право изготовителя базы данных не имеет отношения к творчеству или оригинальности. Ключевое условие защиты – сугубо экономическое. Исключительное право возникает только в том случае, если создание базы данных требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат (п.1 ст.1334 ГК РФ).
Почему речь идет именно о затратах? Обратимся к истории.
1. Введение права sui generis в Европейском союзе
Логика европейского законодателя в 1996 г при принятии Директивы 96/9/ЕС «О правовой защите баз данных» была связана с новой экономической реальностью:
Все три тезиса отражены в преамбуле Директивы (recitals 10-12).
Доли ЕС и США в мировом производстве баз данных
Такой график приведен в докладах Европейской комиссии 2005 и 2018 гг. по оценке применения Директивы. За 20 лет. право sui generis не помогло Европе догнать США в индустрии баз данных. Оба доклада содержат однозначный вывод – право изготовителя базы данных не оказало никакого влияния на экономику. С другой стороны, США, которые отказались о введения сходного исключительного права (несмотря на несколько законопроектов) продолжали и продолжают в настоящее время лидировать в информационном секторе.
Цель, поставленная законодателем, не была достигнута. Но амбициозная задача определила достаточно широкий объем правомочий изготовителя баз данных.
В оценке Директивы 2005 г. прямо указывается, что защита права sui generis – «максимально близка к защите данных как собственности» (с.24).
Поэтому с самого начала, при введении нового права было очевидно, что существует риск злоупотреблений. В этой связи в Директиве специально указывается, что право sui generis не должно становиться препятствием для развития новых продуктов или сервисов, которые имеют техническую, экономическую или интеллектуальную ценность (recital 47). Периодический мониторинг применения Директивы необходим в первую очередь для своевременного выявления злоупотреблений доминирующим положением или иного ущемления свободной конкуренции (art. 16(3)).
2. Роль судебной практики в эволюции права изготовителя базы данных
Существует ряд причин, по которым периодическая оценка Директивы не привела к отмене или реформированию права изготовителя базы данных. С моей точки зрения, одна из основных – активная позиция Суда ЕС.
Позиции Суда ЕС по толкованию положений Директивы объединяет нечто общее – телеологический подход. Все базовые понятия суд разъясняет через их взаимосвязь с основной целью права изготовителя базы данных – защитой инвестиций в создание базы данных.
Приведу один пример. Согласно Директиве, извлечение или использование существенной части содержания базы данных может оцениваться количественно или качественно.
(1) Оценка с точки зрения количества и предполагает сопоставление объема извлеченных материалов с общим объемом содержания базы данных. При этом существенная часть извлеченных материалов коррелирует с существенной частью инвестиций в создание базы данных.
(2) При оценке качественно существенной части базы данных коммерческая ценность самих данных не имеет значения. Вместо этого необходимо установить связь между данными, которые извлекались, и инвестициями правообладателя в сбор или представление именно этой части данных.
В России нередко считают иначе – если лицо, извлекающее данные, считает их особо ценными, то извлечение будет существенным. На мой взгляд, более обоснованной является логика суда ЕС – ценность данных изменчивая характеристика (много или мало они стоят на рынке), а закон защищает вложенные инвестиции.
Существует еще один вид нарушения – неоднократное извлечение или использование материалов, которые составляют несущественную часть содержания базы данных (что соответствует п.3 ст.1335.1 ГК РФ).
Здесь действует та же логика. По общему правилу, извлечение несущественной части материалов не является нарушением, т.е. оно не наносит вреда инвестициям в создание базы данных. Неоднократное и систематическое извлечение является нарушением только тогда, когда оно маскирует подлинное намерение лица – воссоздание базы данных. Именно такое поведение, целью которого является копирование всей или существенной части базы данных оценивается как противоречащее нормальному использованию и ущемляющее необоснованным образом законные интересы изготовителя базы данных.
3. Поворотные решения Суда Европейского союза
Высшие суды всегда максимально последовательны в своей практике. Их решения обеспечивают стабильность и правовую определенность.
Но они также ответственны за развитие регулирования. Решения, изменяющие привычный подход, сложившиеся стандарты можно назвать «поворотными». И они случаются не часто.
Спустя 15 лет, летом 2021 г. Суд ЕС принял еще одно поворотное решение.
Melons (ответчик) – владелец специализированной поисковой системы, которая ищет объявления от работодателей на различных сайтах, включая сайт истца.. В ответ на поисковый запрос пользователи получают гиперссылки на оригинальные веб-сайты. Нажав на такую ссылку, пользователь может перейти, в частности, на сайт истца, CV-Online Latvia.
Несмотря на то, что результатом поиска являются гиперссылки, суд ориентировался на предшествующую практику, в соответствии с которой понятия извлечения и последующего использования необходимо толковать максимально широко. Поэтому суд сделал вывод о том, что ответчик осуществлял извлечение и использование всего или существенной части содержания базы данных.
Суд отказался от формального подхода. Вывод о нарушении права sui generis не должен зависеть исключительно от факта извлечения и / или повторного использования. Требуется оценить действия по извлечению и использованию с точки зрения цели регулирования. Иначе говоря, Суд ЕС снова применил телеологический подход.
Сервис ответчика Melons (специализированную поисковую систему) Суд ЕС оценил именно так – как инновационный сервис, который агрегирует данные с различных сайтов, делает более эффективным поиск информации и является полезным для потребителей. («42.…Такие агрегаторы вносят вклад в создание и распространение продуктов и услуг с добавленной стоимостью в информационном секторе… Они позволяют лучше структурировать информацию в Интернете и осуществлять поиск более эффективно. Они также способствуют надлежащей конкуренции и прозрачности предложений и цен»).
Следовательно, требуется обеспечить «справедливый баланс» (fair balance) между интересами правообладателей, производителей конкурирующих продуктов и пользователей. («41. … Необходимо обеспечить справедливый баланс между, с одной стороны, законным интересом изготовителей баз данных в возможности окупить свои существенные инвестиции, и, с другой стороны, заинтересованностью пользователей и конкурентов этих производителей в доступе к информации, содержащейся в этих базах данных, и возможности создания инновационных продуктов на основе этой информации»).
Баланс интересов, с т.з. Суда ЕС, обеспечивается следующим образом: не допускается распространение исключительного права на те случаи, которые никак не затрагивают коммерческие интересы правообладатели (интересы окупить свои инвестиции в базу данных).
Вот полный текст резолютивной части решения:
«Статья 7 (1) и (2) Директивы 96/9 / EC Европейского парламента и Совета от 11 марта 1996 г. о правовой защите баз данных должна толковаться как означающая, что поисковая машина в Интернете, специализирующаяся на поиске по содержанию базы данных, которая копирует и индексирует всю или значительную часть базы данных, свободно доступную в Интернете, а затем позволяют своим пользователям выполнять поиск по этой базе данных на своем собственном веб-сайте в соответствии с критериями, относящимися к ее содержанию, в соответствии со смыслом данного положения осуществляет «извлечение» и «повторное использование» этого содержания, что может быть запрещено изготовителем такой базы данных в том случае, если эти действия отрицательно влияют на его инвестиции в получение, проверку или представление этого содержания, то есть представляют риск для возможности окупить эти инвестиции за счет нормального функционирования [normal operation] соответствующей базы данных, что надлежит проверить суду, направившему запрос».
Фактически Суд ЕС определил новый обязательный критерий для нарушения права sui generis. Необходимо установить причинную связь между извлечением или использованием и риском того, что правообладатель не сможет окупить свои первоначальные инвестиции. Если такая угроза есть, то речь идет о паразитическом бизнесе (например, в случае метапоисковой системы), и законные интересы изготовителя базы данных требуют защиты (см.,например: ECJ Case C‑202/12, Innoweb BV v Wegener ). Если, напротив, использование общедоступных данных для целей поиска никак не пересекается с бизнес-стратегией, ради которой создавалась база данных, и правообладатель не несет никаких убытков, то нет и предмета защиты. С точки зрения российского права, в этом случае речь идет, скорее, о злоупотребении правом (ст. 10 ГК РФ).
Для национальных судов стран ЕС это означает необходимость взвешивания конкурирующих интересов. И, конечно, такой фильтр смогут пройти только инновационные продукты, которые имеют высокую потребительскую ценность. Так называемые «паразитические продукты», которые лишены новизны и ценности, будут по-прежнему признаваться нарушающими право изготовителя базы данных.
Если у кого-то остаются сомнения в том, что дело CV-Online Latvia v Melons является поворотным и представляет собой отход от всей предшествующей практики Суда ЕС, посмотрите, пожалуйста, комментарии ведущих экспертов:
4. Дело ВКонтакте v ДАБЛ в контексте нового решения Суда ЕС
Обстоятельства дела, которое рассматривал Суд ЕС, по всем основным моментам совпадают с делом ВКонтакте v ДАБЛ. Рассмотрение дела Судом по интеллектуальным правам назначено на 17 ноября 2021 г.
Программа Double Search – специализированная поисковая система, которая осуществляет поиск по нескольким социальным сетям.
База данных социальной сети ВКонтакте – база данных, которая находится в открытом доступе в сети Интернет.
Социальная сеть, как мы знаем, имеет также закрытую часть. Те данные, которыми пользователя сети делятся только со своими друзьями. Как показали результаты судебной экспертизы, программное обеспечение ДАБЛ осуществляет поиск только по открытой части базы данных.
Апелляционный суд принял решение в пользу истца, компании ВКонтакте. Суд рассуждал формально и поэтому, неудивительно, что его выводы полностью противоположны выводам Суда ЕС.
Я не буду останавливаться на деталях. Отмечу только один любопытный факт.
Опираясь на экспертизу суд признал, что программные продукты ДАБЛ являются специализированными поисковыми системами. И тут же в следующей фразе сделал свой собственный вывод: «Вопреки доводам ответчика, специальная направленность его программных продуктов свидетельствует о том, что эти продукты не являются поисковыми системами [выделение – Е.В. ], а являются инструментом получения сведений определенного характера из базы данных истца».
Если проводить аналогию до конца, то полагаю, что программное обеспечение ДАБЛ проходит новый тест, установленный Судом ЕС. По моему мнению, сложно себе представить, что поиск по открытой части социальной сети лишает ВКонтакте возможности окупить свои инвестиции в создание базы данных.
И еще несколько идей в качестве заключения.
Поворотное решение Суда ЕС может показаться странным или неожиданным только в том случае, если мы будет осознанно изолировать право интеллектуальной собственности и делать вид, что изменения в правовой политике, экономике и обществе не имеют к праву интеллектуальной собственности никакого отношения.
Ключевая тенденция последних лет — смещение интересов и ценностей от защиты технологий хранения данных и самих данных в сторону защиты доступа к данным и технологий их обработки (т.е. извлечения ценностей из больших данных).
Данная тенденция коснулась и права интеллектуальной собственности. Достаточно вспомнить новое исключение, касающееся глубинного анализа текста (TDM, text and data mining), которое было включено в Директиву ЕС Об авторском праве на Едином цифровом рынке 2019 г. (ст.3-4). Другим ярким примером является обсуждаемое уже несколько лет право производителя данных (data producer’s right). Данное право интересно тем, что речь идет о новом исключительном праве, причем праве, которое по своей сути противоположно или, по крайней мере, конкурирует с правом изготовителя базы данных.
Сейчас уже не модно и неправильно говорить, что технологии, которые используют данные третьих лиц – это «паразитические» технологии. Ведь тогда нужно сказать, что поисковые системы (любые!), искусственный интеллект и Интернет вещей (технологии, которые немыслимы без обработки больших данных из разных источников) не имеют инновационной составляющей. Большие данные могут использоваться самими разными способами и для самых разных целей. Обладатель данных (включая изготовителя базы данных) не способен в буквальном смысле, физически исчерпать весь потенциал, который заложен в больших данных. Отсюда следует, что определенные ограничения информационных монополий на современном этапе являются экономически и социально востребованы …