сон символ чего в литературе

Исследовательская работа по литературе «Значение сна в классической литературе».

сон символ чего в литературе. Смотреть фото сон символ чего в литературе. Смотреть картинку сон символ чего в литературе. Картинка про сон символ чего в литературе. Фото сон символ чего в литературе

Глава 1 Сон с точки зрения науки………………………………………. 6

Глава 2 Сон как литературный прием в художественных произведениях……………………………………………………………………………….8

Сновидение в литературе — распространенный сюжет, литературный приём, встречающийся в мифах, эпосе, религиозных сочинениях, исторических хрониках, беллетристике и поэзии по всему миру с древнейших времен.

Как литературный прием, сновидение служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.

Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Чаще всего сны в литературе помогают глубже понять переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы лучше выразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.

Актуальность : писатели нередко используют сны, тем самым показывая тайные желания героев и самого автора. Сновидения – это отдельный мир, где персонаж раскрывает душу, которая порой скрывается за толстой стеной характера, но описывая сон героя, автор может разбить стену недопонимания между читателем и героем, это помогает развитию сюжета или наоборот, запутывает его, тем самым делая его только интереснее.

Цель: понять, как и для чего авторы всего мира используют сны в своих произведениях и выяснить, что хотел показать автор в сновидениях своего персонажа.

Изучить список литературы, в которых используется момент сна

Проанализировать, для чего автор применяет в сюжетах своих произведений.

Сравнить произведения разных авторов.

Сделать вывод на основе полученной информации.

ГЛАВА 1. СОН С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУКИ

Сон с точки зрения психологии.

Одной из основных особенностей сна являются, несомненно, сновидения — субъективно переживаемые зрительные видения и действия, периодически возникающие во время сна, не обязательно связанные с восприятием разнообразных внешних ситуаций. Они могут иметь вполне реалистичный сюжет, могут быть бредовыми, эмоциональными, незабывающимися или незапоминающимися.

Какие же бывают сны с точки зрения психологии? Различают следующие наблюдаемые формы:

Желание, базирующееся на подсознательном стремлении к самосохранению или к размножению.

Страх, базирующийся на боязни страданий, боли и чувстве страха.

Взгляд в прошлое, воспроизводящий картинки детских впечатлений.

Mononeir — непонятные, лишенные всякого смысла образы, которые кажется не имеют никакого отношения к спящему: именно к этим снам приковано внимание толкователей.

Сон с точки зрения эзотерики.

Изучение сна – значит познание самого себя и тайн мира. Размышляя, что такое сон с точки зрения эзотерики, нужно рассматривать его не с земной, а с астральной проекции. Когда человек засыпает, он перемещается из проявленного (физического) в непроявленный мир, точнее путешествие совершает астральное тело. Практически, это означает выход в запределье. Люди способны управлять лишь известными органами чувств и не могут оставаться сознательными в состоянии покоя. Но благодаря специальным техникам некоторые умеют контролировать даже свое астральное тело.

Как литературный прием, сновидения служат для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.

ГЛАВА 2. СОН КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРИЕМ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Сон как литературный прием довольно часто встречается в произведениях писателей. Изображение сна, описание сновидения, вещего сна – весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.

Известно, что ведущим приемом он был у писателей – романтиков. Как правило, это был сон вещий, пророческий.

Сон одного из действующих лиц литературно – художественного произведения может служить как бы рамкой, или обрамлением, основного сюжета, своеобразно подчеркивая его и выделяя на фоне второстепенных подробностей.

Сны героев в произведениях отечественной литературы занимают особое место: через данный прием раскрывается внутренний мир героев, очень часто сны носят символичный смысл, «предсказывают» развитие сюжета; с помощью сна передаются внутренние переживания героев.

Сон в литературных произведениях имеет свои особенности: максимальная сжатость, схематичность, обилие символов, сон – безопасный повод для откровенности.

Сон как композиционный элемент имеет свои функции:

комментирование и оценка изображенных событий;

психологическая характеристика персонажа;

осмысление идейного содержания произведения;

Сны мы можем рассматривать как форму для развития основного сюжета.

Этот прием помогает читателю перейти от действительности к эстетическому созерцанию; во сне автор отражает как в вогнутом зеркале в увеличенном виде то, что для него особенно важно, дорого, значительно.

В произведении русских писателей разных прозаических и поэтических жанров сон выполняет определенную функцию. Сон в художественном произведении является как бы аллегорией, иносказанием. Таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение.

Мы взяли несколько художественных произведений для того, чтобы проанализировать момент сна.

Дэниел Киз «Цветы для Элджерона».

Дэниел Киз, описывая сны Чарли в своем произведении «Цветы для Элджернона», хотел передать все переживания своего персонажа. Сны помогали Чарли вспомнить свое детство, моменты до операции и помогали принять важные решения, которые дальше действовали на его поведения и изменения, как личности. Дэниел описывал самые яркие моменты детства Чарли:

Сквозь круглое окошко в облаках я вижу Чарли. Трудно сказать, сколько ему лет. Пять? Еще до Нормы…

— Давай быстрее. Покончим с этим.

Отец хмурится. Матту Гордону всегда трудно было отвечать на вопросы сына. Поправляя вуаль на шляпке, из спальни выходит Роза. Она чем-то похожа на птицу, и ее порхающие над головой руки напоминают крылья.

— Мы пойдем к доктору, который поможет тебе стать умным.

— Потому что это правда. Доктор Гуарино может вылечить его.

Матт шагает взад и вперед с видом человека, давно потерявшего надежду и верящего только в чудо.

— Откуда ты это взяла? Что ты знаешь о нем? Если бы можно было что-то сделать, врачи давно сказали бы нам.

— Ум за деньги не купишь…

Отбиваясь таким образом от Матта, Роза успокаивается и снова обретает уверенность в себе. Она отпускает Чарли, и тот, дрожа от страха, забивается в угол.

— Ты всегда заводишь при нем такие разговоры.

— Боже мой! Пойдем, пойдем скорее!

«Баллада о Светлане» Жуковский

В самом начале произведения описываются гадания девушек крещенским вечером. И только Светлана грустная. Она переживает, что от ее жениха нет никаких вестей уже год.

Позже она все-таки села гадать. В полночь Светлана уснула. И ей приснилось, что приехал ее любимый, и они поехали венчаться. Потом она попала в дом, где стоял гроб. В этом гробу был ее любимый:

Кони мчатся по буграм;

Топчут снег глубокий.

Вот в сторонке божий храм

Двери вихорь отворил;

Тьма людей во храме;

Яркий свет паникадил

На средине черный гроб;

И гласит протяжно поп:

От страха она проснулась. И в ее дом вошел любимый, затем они поехали венчаться.

В своей балладе автор хотел передать ее переживания и опасение о том, что ее суженый умер и больше не вернется к ней. Он описывал разные места, куда они отправлялись вдвоем, а в конце, перед пробуждением, он описал комнату с гробом, в котором и находился ее любимый.

Чартков издержал на портрет свой последний двугривенный и вернулся в нищую, наёмную петербургскую квартиру. Слуга Никита сообщил, что в отсутствие Чарткова хозяин дома приходил с требованием немедленной уплаты долга за жилье.

Он лёг спать расстроенным. Из-за ширм кровати виднелся купленный сегодня портрет, который уже был повешен на стену. В лунном свете глаза портрета смотрели пронзительно и пугающе (« Вдруг изображённый на холсте старик пошевелился, упёрся в рамку руками, выпрыгнул из неё и сел у самой кровати Чарткова. Из-под своего восточного одеяния он вынул мешок, а оттуда – завязанные свертки с деньгами, на каждом из которых была надпись: «1000 червонных». Художник с жадностью глядел на эту уйму денег. Старик пересчитал свёртки и сложил их обратно в мешок, но один из них откатился в сторону. Чартков незаметно схватил его – и в этот момент проснулся»). От сна осталось, однако, необыкновенно отчётливое ощущение, как если бы всё случилось наяву. В ладони сохранилось ясное ощущение тяжести свёртка.

Чартков стал мечтать, как счастливо он мог бы жить, имея хоть малую часть виденных во сне денег. Утром к нему постучался хозяин дома с квартальным, требуя сейчас же заплатить за проживание. Художник не знал, что ответить: платить было нечем. Во время разговора квартальный, рассматривая стоящие картины, взял в руки портрет азиата и неосторожно нажал на раму. Чартков заметил, как рама вдавилась внутрь, и из неё выпал точно такой же свёрток, какой ему приснился. Он поспешил поднять его.

Описывая сон Черткова в произведение «хотел придать своему произведению мистики и загадочности. И передал он это через видения Черткова, описывая его страх перед картиной и загадочностью «живых глаз», которые и пугали мужчину. Гоголь описывал, как мужчина из картины выходит из рамок, видя финансовую проблему Черткова, мужчина отдает ему мешочек с деньгами.

Подведя итог нашей исследовательской работы, можно сказать, что писатели представляли своих персонажей, большую часть, через их скрытое подсознание, выраженное во сне. Идея всех авторов заключалась практически в одном и том же: они хотели высказать в небольшом промежутке своего произведения все переживания персонажей и рассказать моменты из их тайных страхов и мечтаний.

Мы убедились, что обращаясь к снам, поэты и писатели стремились выразить свои сокровенные мысли и чувства, сон помогал им в такие моменты, когда обычные выразительные средства не давали желаемого эффекта. И нет никаких сомнений в том, что тема снов и сновидений получит дальнейшее развитие в произведениях современных писателей. Сон — это всегда попытка заглянуть в будущее. Этим, на наш взгляд, представлена востребованность темы сна в художественной литературе.

Таким образом, через сны литературных героев в произведениях писателей, мы постигаем действительность, учимся раскрывать внутренний мир героев, понимать истинные мотивы деятельности человека.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по изучению места и роли сна литературных героев в произведениях писателей.

Борисова С.Н. Сон как психическое явление //Будущее клинической психологии. Выпуск 2. 2008.

Васильев Л.Л. Таинственные явления человеческой психики – М., 1984.

Гоголь Н. В. Петербургские повести. Пьесы-М.: Дрофа, 2003.

Дэниел Киз. Цветы для Элджерона.Изд-во: Эксмо- Пресс, 2016.

Книга сновидений / Сост. Х.Л. Борхес. СПб.: Амфора, 2000.

Литература. 7кл.: в 2 ч. Ч. 1: учеб.-хрестоматия/ авт.- сост. Т. Ф. Курдюмова.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2017

Источник

Сон символ чего в литературе

сон символ чего в литературе. Смотреть фото сон символ чего в литературе. Смотреть картинку сон символ чего в литературе. Картинка про сон символ чего в литературе. Фото сон символ чего в литературе

сон символ чего в литературе. Смотреть фото сон символ чего в литературе. Смотреть картинку сон символ чего в литературе. Картинка про сон символ чего в литературе. Фото сон символ чего в литературе

сон символ чего в литературе. Смотреть фото сон символ чего в литературе. Смотреть картинку сон символ чего в литературе. Картинка про сон символ чего в литературе. Фото сон символ чего в литературе

сон символ чего в литературе. Смотреть фото сон символ чего в литературе. Смотреть картинку сон символ чего в литературе. Картинка про сон символ чего в литературе. Фото сон символ чего в литературе

сон символ чего в литературе. Смотреть фото сон символ чего в литературе. Смотреть картинку сон символ чего в литературе. Картинка про сон символ чего в литературе. Фото сон символ чего в литературе

Роль сновидений в произведениях отечественных писателей

сон символ чего в литературе. Смотреть фото сон символ чего в литературе. Смотреть картинку сон символ чего в литературе. Картинка про сон символ чего в литературе. Фото сон символ чего в литературе

Автор работы награжден дипломом победителя I степени

Актуальность темы: Природа сна всегда вызывала повышенный интерес и служила поводом для множества догадок и предположений. И если сны человека иногда и бывают лишены логики, то сновидения литературных героев всегда ей наполнены. Художественный текст – это сплетение смысловых образов. Их поиск, анализ снов в произведениях русской литературы, как правило, бывает трудным для обучающихся. Им сложно сопоставить все детали и соотнести их с моментами биографии того или иного героя, в этом поможет моя работа.

Проблема: На уроках литературы не уделяется должное внимание сновидениям, которые зачастую являются ключом к пониманию всего произведения. Сновидения литературных героев всегда наполнены смыслом.

Цель: Достижение понимания учащимися художественных произведений отечественных писателей путём анализа сновидений литературных героев, как одного из аспектов целостного анализа произведения.

Задачи: 1) Собрать информационный материал о снах и сновидениях человека и использовании их как литературного приёма.

2) Провести сопоставительный анализ сновидений из ряда произведений русских писателей, акцентируя внимание на природе их происхождения, системе образов и смысле, придаваемом автором.

3) Провести анкетирование и творческие беседы, составить таблицу.

4) Обобщить полученные данные и сделать вывод.

Объект: Анализ сновидения литературного героя, как один из элементов анализа художественного произведения.

Предмет:Содержание и роль снов в произведениях русских писателей.

Методы: Сбор материала, изучение литературы, анализ практическая деятельность.

Гипотеза: Я предполагаю, что русские писатели в своих произведениях вкладывают большой смысл в сновидения: через сны автор передаёт характер и душу героя, показывает его страхи и переживания, желания и цели, а иногда и дальнейшую судьбу.

2.1. Сны и сновидения с научной точки зрения.

Сны – это работа подсознания. Часто влияние на сон оказывают раздражители, воздействующие на организм человека во время сна, к примеру, чувство жажды, боль, звуки, жара или холод и т.п. Иногда людям снится то, о чём они думают и переживают в течение дня, продолжения фильмов, которые были просмотрены за день, или прочитанных книг. Снится могут и незнакомцы, но, как доказали учёные, подсознание не умеет придумывать образы, а лишь воспроизводит когда-то ранее увиденные. Существует подразделение снов на несколько категорий: сны-желания, сны-предсказания, кошмары и вещие. Исследователи утверждают, что вещих снов не бывает, тем не менее, как объяснить природу происхождения снов, где выпадают зубы, человека кусают змеи и т.д. Смысл подобных сновидений объясняют разнообразные сонники. [3]

2.2. Сон как литературный приём.

Сновидения часто встречаются в литературных произведениях. Как правило, сны имеют собственную композицию, отличающуюся от композиции всего произведения. Через данный прием раскрывается внутренний мир героев, очень часто сны носят символичный смысл, «предсказывают» развитие сюжета; с помощью сна передаются внутренние переживания; автор может вкладывать в сновидение собственное мнение, аллегорию или иносказание. Многие писатели делали сон полноценным «действующим лицом» своих произведений. Сны литературных героев позволяют нам лучше понять их характеры, причины поступков, отношение к людям и к себе. Ведь, по сути, сон —это время, когда освобождается подсознание человека. Оно не скованно внешними условностями, не позволяет лгать, притворяться и прикрываться масками. Наверное, именно по этим причинам авторы так часто прибегают к приему раскрытия личности персонажа через его сон. Сны героев бывают разными: с помощью одних герои уходят от действительности, другие подсказывают им, какой сделать выбор, некоторые сны предсказывают будущее. Разделить сновидения можно и не по содержанию, а по происхождению: одни сны навеяны работой подсознания – это то, о чём размышляет герой в часы бодрствования, его переживания, желания; другие сны являются вещими, предсказательными, не имеющими под собой определённой, чётко выраженной почвы. [2; 4]

2.3. Сновидения в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Узнав о сновидениях с биологической и с литературной точек зрения, я обратилась к произведениям. Мною были самостоятельно проанализированы сны из нескольких романов из школьной программы, на которые уделяется недостаточное количество уроков. Составив собственный анализ, я обратилась к источникам информации для сравнения найденных мною деталей.

Первое произведение, к которому я обратилась – роман «Мастер и Маргаритой», который отведён школьной программой на 11 классы. Михаила Афанасьевича Булгакова нередко называют сатанистом, приспешником дьявола. На самом же деле он – великолепный психолог и философ, этот факт доказывает и наличие столь психологически сильных снов. Одним из таковых является сон Понтия Пилата – 5 прокуратора Иудеи. Великая трагедия Понтия Пилата начинается в день казни Иешуа Га-Ноцри, которому судья вынес смертный приговор. Теперь прокуратор долго лежал на постели, но сон не приходил. Наконец ближе к полуночи он уснул. «Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны.» Очень символичен в этом сновидении лунный путь. Ведь известно, что луна – это истина, в таком случае, дорога к луне есть дорога к истине, по которой поднимается Понтий Пилат, ведомый Иешуа. Этот сон символизирует противостояние добра и зла, в результате которого побеждает добро, приходит прощение и свобода – путь к Истине. В эпизоде сна Понтия Пилата раскрываются новые душевные качества прокуратора: он осознает, в чем его самая большая проблема. Говоря с Иешуа о пороках, прокуратор замечает, что самым страшным пороком является трусость. Пилат, не испугавшийся «в Долине Дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-Великана», он струсил сейчас. Именно это качество повлияло на решение «дневного» Пилата, и сейчас, во сне, к нему приходит осознание. Помимо того, другое душевное качество – он любит. Не случайно во сне появление его собаки Банги. Она является единственным существом на земле, которое он действительно любит, и которое по-настоящему предано ему.

Рассмотрим другой сон из данного романа. Маргарите приснился вещий сон. Не зная, что Мастер в сумасшедшем доме, она видит его всклоченного, небритого, с больными глазами. Именно так он и выглядит в это время. Сама Маргарита сразу поняла, что её сон является вещим, и придала ему смысл. Мастер, звавший её во сне, означал, что они в ближайшее время встретятся. Но, по толкованию Маргариты, если он умер, то это значило, что и она скоро умрёт. Всё так и вышло? Действительно, возлюбленные вскоре встретились. Подтверждается и второе значение сна. Отравленные Азазелло, Мастер и Маргарита умирают в реальном мире, что подтверждают слова мед. сестры сумасшедшего дома. Но главное, что она видит очень странное место. Приют, который в конце романа получают герои, очень похож на то место, где во сне оказывается Маргарита. А быть может, этот сон предвещает также и все те события, которые будут происходить с героиней? Не зря, она называет эту местность адской, непригодной для человека. Таким образом, данный сон можно назвать вещим. Он сообщает Маргарите информацию, является своеобразным знаком, предупреждением.

Также в романе Булгакова сон видит Никанор Иванович. Этот сон вызван страхом перед законом и перед самим собой, а также всеми предшествующими событиями. За то, что он получил взятку, тем более, как выяснилось позже, валютой, Никанора Ивановича ждало наказание. Понимая это, он очень переживал, поэтому во сне подсознание и выдало ему столь странный концерт, на котором призывали сдать валюту.

Роль снов в романе «Мастер и Маргарита» колоссальна. Сны помогают автору добиться гипнотического эффекта, стирая грань между правдой и вымыслом; они, отражая душу спящего, помогают читателю лучше понять образ героя; а также являются отражением одной из смысловых линий романа –противостояния добра и зла. [5]

2.4. Сновидения в романе Л.Н. Толстова «Война и мир».

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» включает в себя описание сна как естественного бытового и биологического времени человеческой жизни и описания сновидений героев как особенной области сознания, подсознания и чувств. Лев Николаевич информирует читателя о ночном или дневном сне героев: о «дообеденном сне» старика Болконского, который считал, что «после обеда серебряный сон, а до обеда золотой», о старческой сонливости Кутузова и т.п. Роман наполнен загадочными сновидениями. Всего в произведении их двенадцать, и видят их: Андрей Болконский (три сна), его сын Николенька (один сон), Пьер Безухов (пять снов), Николай Ростов (два сна), Петя Ростов (один сон).

Большой философией наделены сны друга Андрея Болконского – Пьера Безухова. В одном из них он убегает от собак, каждая из которых злее предыдущей – прямая параллель к масонству. В другом сне представлен его разговор с масоном Баздеевым. Оборотничество в сновидении означает раздвоение восприятия и неуверенность в том человеке, который раздваивается. Следующее сновидение Пьер видит после Бородинского сражения. Сон-размышление представляет собой ответ на вопросы, мучавшие Безухова. К этому моменту Пьер был уже близок к пониманию того, кто такие «они»: «Они в понятии Пьера были солдаты — те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону». Когда граф вспоминает свой страх, он чувствует, что не может соединиться с солдатами и жить так, как живут они: «Но они хотя и были добры, они не смотрели на Пьера, не знали его». Нужно всё сочетать, сопрягать, и в войне, и в мирной жизни. Сопрягать — значит соотносить, сравнивать, сопоставлять себя с теми, кто во сне был назван словом «они». Эта истина и есть то, к чему стремится Пьер. Из этого сна он открывает для себя один из законов бытия и становится на одну ступень выше в своём духовном развитии. После смерти Каратаева Безухов видит ещё один сон, связанный с предыдущим, где точка в духовном поиске всё-таки не была поставлена. Ведь перед Пьером встал новый вопрос: «Как сопрягать всё?». Появляется образ старого учителя географии, держащего в руках хрустальный глобус. Стремление капель к всемирному слиянию, их готовность вместить весь мир — это любовь, сострадание друг к другу. Любовь как полное понимание всего живого перешла от Платона Каратаева к Пьеру, а от Пьера должна распространиться на всех людей. Он стал одним из бесчисленных центров мира, то есть стал миром. Всё, что сопрягает, есть мир; центры — капли, не стремящиеся к сопряжению, — это состояние войны, вражды. Вражда и отчуждённость среди людей. В сюжетах снов Пьера Безухова представлена борьба страстей, желание духовного очищения и покаяния. В этих вещих снах он рассуждает и находит ответы на собственные философские вопросы.

Юный Петя Ростов видит сон перед боем, накануне гибели. В стройное звучание хора постепенно превращается звук натачиваемой сабли. Сам того не зная, Петя сочинял фугу. «Необычайная красота» органной, полифонической музыки, от которой Пете «страшно и радостно», психологически точно передает состояние романтической души молодого героя, который любит всех и всё. Сон, который видит, а точнее слышит Ростов, можно считать слуховой галлюцинацией, которая соединила музыку невидимого оркестра, мужские и женские голоса и падающие звуки капель недавно прошедшего дождя, свист натачиваемой сабли, ржание лошадей. Это сновидение Петя видит в одну и ту же ночь, что и Пьер Безухов (сон о «водяном шаре): для одного эта ночь накануне гибели, для другого – накануне долгожданного освобождения из плена. Стоит обратить внимание на связь фраз в двух снах: «Сопрягать надо!» и «Ну, голоса, приставайте!» – тема согласия. Заостряет на себе внимание и ещё одна схожая деталь: глобус во сне Безухова состоит из капель, а звук капель во сне Ростова является фоном для фуги. Сны Пети и Пьера как бы взаимоиллюстрируют друг друга: лучшего музыкального сопровождения к образу живого водяного шара, чем фуга из сна Пети, трудно представить.

Ещё один герой, которого не «обошли стороной» сновидения – старший брат Пети. Два сна Николая Ростова тесно связаны с войной. Первый сон следует сразу после ранения и включает в себя несколько слоев сновидений: сон-бред, который порождается телесной болью от раны и переходит в сон-воспоминание, далее – кошмар. В сновидении чувства Николая отворачиваются от жестокой реальности войны. Второе сновидение Ростова, снящееся ему, когда он засыпает, объезжая линию цепи гусар, тесно связано с сиюминутными впечатлениями жизни, счастливыми воспоминаниями и полно приятных чувственных ощущений. В нем Толстому удаётся передать поток звуковых и слуховых ассоциаций, порождающих эффект каламбура.

В романе «Война и мир» мы видим, что сны нерасторжимо связаны с жизнью, душой и судьбами героев. Эти люди обладают необычайно богатым внутренним миром, широкой и восприимчивой душой и, наконец, исключительной силой духа. Наверное, именно поэтому сны их очень ярки и образны, и, разумеется, они несут в себе определённую символику. [7]

2.5. Сновидение в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

Значимое место в произведении А.С. Пушкина занимает пророческий сон Татьяны Лариной. Включая в повествование сновидение героини, автор помогает читателю понять её образ. В этих видениях слились между собой фольклорные символы образы, проникшие из святочных и свадебных обрядов. Обратимся к словам-символам из данного сновидения.

Помимо того, во сне Лариной даётся и другое предсказание. В фольклоре зимний лес – это царство мёртвых, царство душ, куда и попадает во сне Татьяна. В хижине Онегина окружает нечисть, демоны. Весь эпизод управления этими существами символизирует властность сложной натуры героя. Можно сказать, что это дьяволы его души. Ларина пытается понять внутренний мир Евгения. Смотреть в дверную щель хижины – пытаться проникнуть в душу Онегина». По сюжету сна Татьяна сначала «глядит тихонько в щёлку», потом «немного растворяет дверь» и, наконец, проникает в дом. Так символически описывается постепенное понимание Татьяной характера Онегина. Именно с этой целью после смерти Ленского и отъезда Евгения девушка отправится в его поместье.

2.6. Сновидение в романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина

Вещий сон видит и Петр Гринев, главный герой романа «Капитанская дочка». Как показало дальнейшее развитие действий, в этом сне Петруша видит грядущие события и свою роль в них. Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи — все это увидел Гринев позже — уже не во сне, а наяву. В этом сновидении на месте родного отца Петр видит «мужика с черной бородой». Нетрудно догадаться, что этот мужик – Емельян Пугачёв. Топор в его руках и мёртвые тела символизируют крестьянскую войну, восстание Пугачёва. Мать Петра велит сыну принять благословение от этого человека, называя его посаженым отцом Петруши. И это неслучайно: помиловав молодого офицера благодаря заступничеству Савельича, Пугачев даёт ему жизнь.

О том, что сон вещий говорит и сам герой: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни». Гринёв не забывал свой вещий сон, не должен был его забывать и читатель. Написанный в начале произведения, вещий сон задает трагическую тональность дальнейшему повествованию. [8]

3. Практическая часть.

В параллелях 9-11-ых классов было решено провести анкетирование, с целью выяснить, что ученики знают о роли снов в произведениях писателей, об их символизме и скрытом смысле, о том, в каких произведениях сны навеяны работой подсознания, а где являются вещими. Мной были разработаны вопросы анкеты и розданы в классах. Результаты позволили составить диаграммы и проанализировать их. Не знают, какую роль играют сны в произведениях 40%, взгляд в будущее и воспоминание (по 15%), очень важную или разную (20%), характеристика героя и символика (по 5 %). Среди литературных произведений были названы «Обломов» (40%), «Преступление и наказание» (15%), «Война и мир» (20%), «Гроза» (5%), не назвали произведения (20%). (Приложение №1)

3.2. Беседы с учениками разных классов.

После анкетирования в ряде классов были проведены творческие беседы, на которых ребята познакомились с моей работой. Исходя из того, какое произведение отводится школьной программой на какой класс, в них мы подробно остановились на определённом сновидении. Сон Петра Гринёва был подробно разобран с учениками 8-ого класса, Татьяны Лариной – с учениками 9-ого класса. Сны из произведения «Война и мир» были проанализированы на уроке 10-ого класса, а со снами из романа «Мастер и Маргарита» поработали ученики 11-ых классов. После этого ещё раз были розданы анкеты. Результаты стали положительными, количество правильных вопросов возросло. (Приложение №2)

3.3. Сопоставительная таблица.

По снам, подробный анализ которых не вошёл в мою работу, но включённых в школьную программу, была составлена таблица. В ней я отметила природу появления сновидения, и основные символы. (Приложение №3) А также был составлен список произведений, не анализируемых в школе и содержащих в себе сон героя, представлен. Таблица и список были розданы обучающимся школы и учителям русского языка и литературы.

Материалы моей работы и таблица легли в основу методических разработок, которые я раздала учителям и оставила в электронной базе школы. По ним педагоги уже провели первые занятия на классных часах и внеурочной деятельности. Мне и моей учительнице поступали положительные отзывы.

Таким образом, моя гипотеза о том, что русские писатели в своих произведениях вкладывают большой смысл в сновидения: через сны автор передаёт характер и душу героя, показывает его страхи и переживания, желания и цели, а иногда и дальнейшую судьбу, подтвердилась. Сновидения героев раскрывают внутреннюю сущность — ту, которую не замечает их бодрствующий ум.

Сновидения приоткрывают занавесу к пониманию всего произведения, служат своеобразным ключом к анализу. Поняв символику сна героя и природу его происхождения, можно перенести эти критерии на весь текст.

Благодаря моей работе, ученики научились понимать художественный текст путём анализа сновидений литературных героев, как одного из аспектов целостного анализа произведения, а составленная таблица поможет им самостоятельно разобраться в сплетении смыслов в других романах, рассказах, стихотворениях и др. Сны героев бывают разными: с помощью одних герои уходят от действительности, другие подсказывают им, какой сделать выбор, некоторые сны предсказывают будущее, но все они полны тайн и загадочных подробностей, которые должен разгадать вдумчивый читатель.

Иду туда, куда зовёт мой сон,

По выстеленной звёздами дорожке,

В чудесный мир меня уводит он,

Загадочный и сказочный немножко.

Где слух ласкает звуков волшебство,

Так всё свободно, просто и легко,

5. Список использованных источников и литературы.

Ванслов В. И. Эстетика романтизма: Учебное пособие / В.И. Ванслов – М.: Кладезь, 1966. – 80 с.

Савельева В. П. Сновидение как Пробуждение. Сны в романах и в жизни Льва Толстого: Научная статья / В. П. Савельева – М.: АСТ-Пресс, 2007. – 30 с.

Анализ эпизода «Сон Петра Гринева» из романа «Капитанская дочка» Пушкина [Электронный ресурс]. – URL : http://www.literaturus.ru/2016/09/analiz-son-grineva-kapitanskaja-dochka-pushkin.html, свободный – (18.09.2018).

Маргарита. Анализ 19 главы романа «Мастер и Маргарита» [Электронный ресурс]. – URL : http://litera.su/learner/all-works/bulgakov-m-a/analysis-of-19chapter-novel-master-and-margarita, свободный – (04.10.2018).

Сон как литературный приём [Электронный ресурс]. – URL : https://schoolofcreativewriting.wordpress.com/2014/08/16, свободный – (17.09.2018).

Сон Понтия Пилата как олицетворение победы человека над самим собой [Электронный ресурс]. – URL : https://www.allsoch.ru/sochineniya/15229, свободный – (22.01.2019).

Сон Татьяны Лариной [Электронный ресурс]. – URL : https://poetpushkin.ru/evgeniy-onegin/son-tatyany-kratkoe-soderzhanie-i-analiz.html, свободный – (17.02.2019).

Приложение 1. Анкетирование.

Какую роль играют сны и сновидения в художественных произведениях?

В каких произведениях отечественных писателей вы встречали данный литературный приём?

Какие герои романа «Война и Мир» видели сны?

Какие герои романа «Мастер и Маргариты» видели сны?

К акие категории сновидений вы можете выделить в зависимости от их символики и содержания?

П риложение 2. Работа с детьми.

Приложение 3. Таблица.

Баллада «Светлана»; Светлана

Поэма «Слово о полку Игореве»; Святослав

Автор неизвестен. Находка этого памятника древнерусской литературы принесли мировую известность. Мусину-Пушкину

Роман «Обломов»; Илья Обломов

Сон Обломова – это своеобразное путешествие в ту пору, когда Илья Ильич был еще ребенком, окруженным слепой родительской любовью. Опекаемый няньками, спешащими выполнить любое пожелание ребенка, даже не давая ему подняться с дивана, живой и активный ребенок впитал отвращение к труду и даже забавам со сверстниками. Сновидение открывает истоки формирования характера героя. Через сон автор показывает зарождение лени, вялости и апатии в Илье ещё с детства.

Повесть «Пиковая дама»; Германн

Сновидение является работой подсознания. В жизни Германн является алчным и азартным человеком, и во сне эти черты характера проявляются. Его сны наполнены игрой. Но только в той игре он знал секрет. Мужчина ставил и выигрывал. Он с жадностью складывал деньги к себе в карманы.

Роман «Анна Каренина»; Вронский, Анна

Один из важнейших символов романа «Анна Каренина» — это фигура маленького мужика со взъерошенной бородой. «Мужичок» возникает в решающие минуты жизни заглавной героини: за несколько мгновений до её знакомства с Вронским, перед родами и (трижды!) в день гибели; он не только присутствует наяву, но и видится персонажам в сновидениях. В романе это сон-кошмар, даже «двойной кошмар», потому что Вронский и Анна видят одно и то же сновидение. Он снится им в переломный момент их переплетающихся жизней. Кошмар Анны и Вронского принимает образ страшного мужика с рыжей бородой, склонившегося над мешком, копошащегося в нем. Оба сна основаны на происшествии, случившемся при их знакомстве. Однако у Вронского он принимает облик крестьянина-обкладчика, который принимал участие в медвежьей охоте, а у Анны-облик кондуктора, истопника из поезда. В обоих снах он наклоняется и бормочет по-французски. Но Вронский не понимает, а Анна понимает, что в этих французских словах звучит идея железа, которое вскоре убьет, раздавит ее. Она вспомнит свой сон в последние секунды жизни: «Мужичок, приговаривая что- то, работал над железом».

Роман «Что делать?»; Вера Павловна

Во снах Веры Павловны соединились и реальные факты, и совершенно фантастические. Всего в тексте романа четыре сна.
Первые два сна символизируют прощание героини со старым, пошлым миром, разрыв всяких взаимоотношений, которые могли напоминать о прошедших годах. Третий сон связан с воспоминаниями о втором замужестве героини. А последний, четвертый сон подводит итог, раскрывает тайны духовного и философского мира главной героини.

Можно говорить о пророческом смысле «страшного сна» Алеко, предположив, что он видит во сне будущее, он видит мщение. Сознание его полно мыслью о том, что между ним и Земфирой встал другой человек. Мучительный сон превращается в преступление наяву.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *