sound optimizer что такое
Использование функции sound optimizer, Настройка эквалайзера, Использование функции sound – Инструкция по эксплуатации Sony STR-DA3700ES
Страница 69: Optimizer
Использование
функции Sound
Optimizer
Независимо от уровня громкости
ресивера функция Sound Optimizer
придает звучанию ощущение
присутствия и глубины, свойственное
громкому звуку.
Можно получить четкое и динамичное
звучание даже на малой громкости,
например ночью.
При использовании функции “Auto
Calibration” получается оптимальный
для конкретных условий эффект.
Выберите “Audio Settings”, а
затем нажмите
Выберите “Sound Optimizer”, а
затем нажмите
Функция Sound Optimizer активирована.
Чтобы установить функцию Sound
Optimizer на “On” или “Off”, можно
также воспользоваться кнопкой
SOUND OPTIMIZER на пульте
дистанционного управления и ресивере.
•Данная функция не работает в следующих
случаях.
– Используется режим “2ch Analog Direct”.
– Используются наушники.
•В зависимости от аудиоформата ресивер
может воспроизводить сигналы на меньшей
частоте дискретизации, чем фактическая
частота дискретизации входных сигналов.
Следующие параметры можно
использовать для регулирования
тонального качества (уровня низких/
высоких частот) колонок — передних,
центральной, окружающего/заднего
окружающего звучания и передних
высокорасположенных.
Выберите “Audio Settings”, а
затем нажмите
Выберите “Front”, “Center”,
“Sur/SB” или “Front High”,
затем нажмите
Выберите “Bass” или “Treble”.
Отрегулируйте усиление,
затем нажмите
•Данная функция не работает в следующем
случае.
– Используется режим “2ch Analog Direct”.
•В зависимости от аудиоформата ресивер
может воспроизводить сигналы на меньшей
частоте дискретизации, чем фактическая
частота дискретизации входных сигналов.
Зачем нужно ASIO для аудиофилов?
Каждый, кто сталкивался с вопросом о качественном воспроизведении звука рано или поздно встречается с аббревиатурой ASIO, как важной и необходимой опцией.
Что это и в чем практический смысл?
Прежде всего, ASIO имеет отношение только к звуковой части записи/воспроизведения с компьютера через звуковую карту или USB-ЦАП под операционными системами семейства Windows. Тем, кто слушает музыку со смартфона или с сетевого проигрывателя с собственной ОС иметь представление ASIO тоже полезно, т.к. знание об этой «опции» позволяет избежать ряд проблем, присутствующих в смартфонах и соответственно позволяющая понять, почему не все платформы для звука одинаково полезны.
ASIO – это программный интерфейс передачи данных от программы, которая воспроизводит или принимает звуковой сигнал напрямую в драйвер звуковой карты, минуя звуковую подсистему ОС.
Необходимость в ASIO возникла исключительно для профессиональных задач. Самой большой проблемой была и остается минимальная задержка для передачи аудио сигнала. Когда мы смотрим фильм, нам не важно, сколько времени требуется системе для старта воспроизведения видео и аудио, доли миллисекунды или пару секунд после нажатия на кнопку «play». Главное, чтобы видео и аудио были синхронны относительно друг друга. В студии же требования очень жесткие, т.к. часто требуется игра вживую на виртуальных инструментах, с которых звук необходимо обрабатывать в реальном времени. Невозможно полноценно играть на midi клавиатуре, если нажатие на клавишу слышишь не сразу, а спустя секунду.
Штатно в ОС семейства Windows задержка составляет от 7 до 300 мс и зависит от текущей загруженности системы. Как несложно догадаться, звуковая система не является приоритетной в Windows и все что от нее требуется, это что бы звук просто не заикался, а для этого аудио данные собираются отдельный буфер и передаются сразу большим куском. Для сверх малых задержек буфер должен быть маленьким и постоянно передаваться небольшими пакетами.
ASIO является альтернативным мостом, который обеспечивает передачу звукового потока от программы до драйвера с фиксированным значением буфера, минуя штатную систему передачи данных ОС. Т.к. ASIO не является разработкой Microsoft (которой, к слову, на звук традиционно положить три кучи), то поддержка вывода и приема в ASIO ложится на плечи производителя ПО и звуковых устройств. Первоначально ASIO был разработан компанией Steinberg под свои продукты в момент перехода от MIDI к виртуальному синтезу и сегодня поддерживается практически всем профессиональным софтом и звуковыми интерфейсами.
Как несложно догадаться, аудиофилам без разницы на то, какая задержка в системе. Но полезно знать, на что ОС тратит свои силы под передачу звука и как это сказывается на качестве.
Как влияет звуковая подсистема ОС на звук
В ОС много программ, которые являются источниками звука, это Skype, ICQ, браузер с музыкой в вКонтакте, системными звуками, видеопроигрывателем и другими приложениями. Все эти звуковые потоки различаются как дискретностью, так и частотой семплирования, а на ЦАП должен придти всего один стерео поток с определенной разрядностью и частотой дискретизации. Соответственно все звуковые потоки необходимо заранее смикшировать. Что бы представить уровень проблемы, представим, что есть несколько фотографий с разными исходными разрешениями, которые нужно одновременно вывести на экран ЖК монитора, при этом каждая фотография должна заполнить весь экран. Если фото вывести пиксель в пиксель и фото займет часть экрана – это будет аналогично тому, что звук будет воспроизводиться медленнее или быстрее.
Если разрешение фотографии 600х480 пикселей, а разрешение монитора 1024х768, то необходимо фотографию предварительно перевести в 1024х768. Четкость фотографии несомненно снизится. Примерно так страдает и звук, который система пересчитывает из 44,100 кГц в 48000 или 96000 кГц. Качество ресемплера в Windows оставляет желать лучшего, т.к. идет максимальная экономия ресурсов.
Возвращаясь к фотографии, у нас есть фото с разрешением в 600х480 пикселей, 1024х768 пикселей и 2048х1536 пикселей и все фотографии надо вывести на 1024х768 пикселей. До сложения необходимо 600х480 и 2048х1536 пересчитать в 1024х768 и после три фотографии просуммировать, накладывая одну картинку на другую.
Обычно только одна программа воспроизводит основной звук, а остальные проигрывают звук периодически (ICQ, Skype) и их можно сравнить с логотипами и надписями поверх основной фотографии. Вполне очевидно, что картинка с исходным разрешением в 1024х768 меньше всего пострадает в качестве и если она будет основной и совпадать с разрешением монитора, то в снизится качество лишь вспомогательных картинок: логотип и надписи.
Так же и в системе можно формально выставить конечную частоту семплирования 44.100 кГц под аудиоплеер и пренебречь качеством системных звуков, которые звучат лишь время от времени.
Однако для наименьших потерь в качестве при микшировании звуковых потоков добавляется специальный шум (диттер) и системе все равно, одна программа воспроизводит звук или несколько. Таким образом, даже при воспроизведении всего одного звукового потока без его конвертирования в другую частоту семплирования, он все равно подвергается обработке и уже не поступит на ЦАП «бит в бит».
Если раньше ОС отслеживала, с какой частотой семплирования поступают на вход данные и автоматически выставляла максимальную поддерживаемую звуковой картой частоту дискретизации к входящим звуковым потокам (например при входящих 22, 44,1 и 48 кГц выставлялась 48 кГц, а при 22 и 44,1 понижалась до 44,1 кГц ), то начиная с Win7 в системе принудительно выставляется общая частота семплирования и автомата опорной частоты нет. Стабильность ОС повысилась, но метод не всех обрадовал.
Описанная ситуация в равной степени справедлива для всех ОС и платформ, которые могут воспроизводить звук одновременно с разных программ. В мобильном телефоне это к примеру воспроизведение телефонного разговора и системный сигнал о севшей батарее.
Условно общая схема выглядит так. При использовании ASIO Звуковой поток направляется сразу в микшер драйвера звуковой карты (Mixer Driver), минуя ресемплер (SRC) и микшер ОС.
Для необходимости воспроизвести звуковой поток «бит-в-бит” есть специальные режимы, в ОС Windows это «Kernel Streaming» (версии до XP) и WASAPI (версии после XP включительно). В таком режиме право передать звуковой поток имеет только одна программа в системе и тут полностью исключается микширование и пересчет данных. Более того, есть поддержка системой автоматического переключения опорной частоты (но при соответствующей поддержке драйвера звуковой карты).
Этот режим не рекомендуется использовать обычному пользователю, т.к. несет за собой разные проблемы. Например, пользователь включает Foobar2000 с WASAPI и после запускает видео ролик с ранее запущенного браузера. Звуковой драйвер не принимает звуковой поток от браузера и происходит крах флеш плагина. Налицо — система порушилась, а это: «печаль, беда и огорченье». Производители ПО крайне редко делают возможность вывода звука в KS/WASAPI, т.к. воинствующие пользователи будут винить в проблемах не свои кривые руки, а программу «из-за которой все порушилось».
Режимы KS/WASAPI можно встретить только в аудиоредакторах, секвенсорах и редких программных плеерах, предназначенных для аудиофилов – под подготовленных пользователей, которые понимают, что будет страдать стабильность работы ОС и кроме плеера/аудиоредактора/секвенсора звука не будет. Продвинутые аудиофилы, отказавшиеся от встроенного звука обычно для музыки используют отдельную звуковую карту, а системные звуки направляют на встроенный звук, что обеспечивает высокую стабильность работы ОС.
Т.е. по сути, KS/WASAPI – это идеальный вариант для вывода звука для аудиофила. Поддерживается в Foobar2000, AIMP, Winamp. Тем, кто хочет и фильмы в качестве слушать – есть плеер Light Alloy.
ASIO или WASAPI?
Профессионалы используют режим ASIO, который передает в драйвер звуковой поток «бит-в-бит» и обеспечивает фиксированный уровень задержки. WASAPI штатными настройками ОС не позволяет управлять задержкой. Уровень задержки в профессиональной работы приоритетнее, а «бит-в-бит» лишь приятный бонус.
Что происходит, когда задействованы одновременно звуковая система ОС и ASIO?
Для звукового драйвера есть два звуковых потока, одни из них приходит из подсистемы ОС, другой из ASIO. Исключительно от того, как был написан драйвер, будет происходить микширование финального потока до ЦАП. В одних случаях, если есть звуковой поток из ASIO, то звук от подсистемы ОС отключается, в других случаях происходит микс потоков из ОС и ASIO и «бит-в-бит» остается только в теории. ASIO, как и WASAPI позволяет лишь избежать алгоритмов SRC (передискретизации) и микширования подсистемы ОС и ничего более. Целостность финального потока будет зависеть от драйвера.
В любом случае, практически всегда звуковая карта работает в том же режиме семплирования, что и поступающий поток из ASIO, что дает некоторое преимущество для ASIO.
Микширование в драйвере может быть программным, а может аппаратным. Особенно забавно выглядят попытки аудиофилов в качестве источника ставить профессиональный интерфейс для «качественной цифры», где цифра выдается после аппаратного микширования. Впрочем, некоторым отмикшированный звук нравится больше оригинального … чище, прозрачнее и душевней…
Если логически просмотреть цепочку, по которой должен пройти звуковой поток, то для идеологии «бит-в-бит» звуковой интерфейс должен поддерживать всего один вариант, либо отключать микширование потоков при работе только одного интерфейса. Только в этом случае шансы получить «бит-в-бит» максимальны.
К примеру, возьмем OPPO HA-1 c поддержкой ASIO. Если запустить одновременно Foobar2000 с WASAPI и AIMP с ASIO, то на выходе мы услышим одновременно оба звуковых потока. Цифровых выходов у OPPO нет и соответственно нет возможности проверить звуковой поток на «бит-в-бит» отдельно для ASIO и WASAPI перед ЦАП.
А вот с ASUS Essence STU ситуация иная. Если AIMP с ASIO играет, то Foobar2000 с WASAPI уже молчит, звуковые потоки не смешиваются, отдавая приоритет для ASIO. Проверить цифровой поток аналогично возможности нет, но шансов, что звуковой поток поступил «бит-в-бит» на порядок больше.
Считается, что USB-ЦАП обязательно должен поддерживать ASIO, но на практике мы получаем дополнительное звено, где должны смешиваться или переключаться потоки из звуковой системы ОС и ASIO. И тут отсутствие ASIO – это отсутствие неизвестного звена, где может быть принудительное микширование, которое нельзя протестировать без цифровых выходов. В тоже время микширование на этом этапе обычно производится в разрядности 24 или 32 бита и соответственно услышать шум диттера маловероятно. Проблема лишь в идеологии «Hi-End».
Является ли ASIO панацеей от всех бед?
Как показывает практика, все зависит от драйвера звукового устройства. Если устройство профессиональное, то обычно стабильности и качеству у производителя ASIO максимум внимания. Если устройство бытовое, то ASIO может работать на порядок хуже режима KS/WASAPI. С практической точки зрения при выборе использования KS/WASAPI и ASIO нужно использовать тот интерфейс, с которым ОС работает более стабильно.
Универсальный драйвер ASIO4ALL
Драйвер ASIO4ALL необычайно популярен, но является при этом мостом между выходом ASIO из программы на вход KS/WASAPI в ОС. Это важно знать, т.к. если у вас звуковая карта не поддерживает ASIO, то после установки ASIO4ALL в том же Foobar2000 у вас выбор, выбрать изначально вывод в KS/WASAPI или ASIO через ASIO4ALL, который направит звуковой поток в тот же KS/WASAPI в ОС.
Ремарка для фанатов ASIO4ALL – да, там есть еще разные настройки, вроде выбора буфера и т.п., но эти возможности нужны лишь в профессиональной работе и ничего полезного не дают аудиофилам, для которых предназначен данный материал.
Что дает право утверждать, что ASIO4ALL доносит данные «бит-в-бит» до KS/WASAPI? Ведь теория и практика зачастую дают противоположные результаты. Для оценки качества работы ASIO4ALL был задействован Audiolab M-DAC с функцией проверки входящего звукового потока на «bit perfect» через воспроизведение специального звукового файла. Тест подтвердил, что данные приходят действительно «бит-в-бит» при воспроизведении из Foobar2000 через ASIO4ALL.
Кстати, приходили утверждения со стороны программистов, что например ASIO драйвер внешних карт E-MU (USB версий) сделан аналогично ASIO4ALL в виде моста и именно это является источником низкой стабильности карт…
Android и «бит-в-бит»
Возвращаясь к плеерам на базе ОС Android. В данной ОС есть аналогичный режим KS/WASAPI, но вот явных настроек под него нет. Единственный программный плеер, в котором есть режим прямого вывода в ЦАП используется в iBasso DX100. Разумеется, собственный программный плеер работает только в DX100 его нельзя скачать и поставить например в плеер Sony.
Проверить работу в Android на «бит-в-бит» очень просто. Запустите любой будильник и плеер. Если поверх звука из плеера вы услышите будильник, то никаких «бит-в-бит» на выходе нет.
ASIO – это возможность передать звуковой поток “бит-в-бит” минуя обработку звука в подсистеме ОС, но помимо ASIO есть и альтернативный вариант KS/WASAPI. Качество и точность передачи в конечном итоге обеспечивает лишь драйвер звукового устройства и порой отсутствие ASIO лишь отдельный плюс.
Настройка звука компьютера на максимум качества на примере Creative Sound Blaster Audigy 5/Rx
Данные настройки необходимо делать на любых звуковых картах и любых источниках.
Статьи к изучению
Компьютер как музыкальный сервер или «Как вывести звук с компа»
Компьютерный звук. Советы профессионала
Желательно использовать наушники с сопротивлением не ниже 120 Ом.
С ноутбука лучше слушать музыку от аккумулятора, то есть отключенным от сети.
MP3 лучше качать с качеством 320 kbps joint stereo, такой формат используется даже в файлах сервиса Яндекс музыка.
1. Настройка Windows. Ставим формат по умолчанию: 24 бит, 48000 Гц (Студийная запись). Громкость на максимум.
Чтобы выводить звук без изменений — нужно ставить громкость на 100% и отключать все улучшайзеры. Самый качественный звук в Windows только при установке по умолчанию 24 или 32 бит (максимум, поддерживаемый устройством), 48000 Гц (Студийная запись), так же снять галку «Включить дополнительные средства звука».
Нужно установить ВЕЗДЕ на всех устройствах записи и воспроизведения 24/48 — это, как показывает практика, самый достоверный метод вывода звука.
Дело в том, что кварцевый генератор у всех звуковых карт стоит на 24576 кГц, а не 22579,2 кГц (22,5792 МГц = 44,1 кГц * 512) — это означает, что младшая частота будет равна 48 кГц, и к ней нужно приводить все частоты, а аппаратная передискретизация (ресемплинг) в 48 кГц силами карты делается хуже (с искажениями), чем программная, силами ресемплера от Windows или своего (SoX). Тем более, большинство приложений используют 48 кГц: все фильмы идут с 48 кГц, системные звуки, игры. Частоты сэмплов, отличные от 48 кГц (но кратные 48, то есть 96 и 192 KHz) идут без принудительного ресемплинга в 48 кГц (но только при отключенном эффект-процессоре, который работает на 48 кГц).
Основную громкость установить на максимум 100%, регуляторы уровня каналов (Front, Rear и т.д.) устанавливаем в максимальное положение 100%. Только тогда будет выводиться звук без изменений.
Все ненужные источники (микрофон, линейный вход) — уводим на минимум 0% и отключаем по правому клику (они при громкости уже выше 1/3 дают шипение).
В Win 7-8-10 для аналогового выхода есть кнопка «Настроить», там есть пункт «Выберите широкополосные динамики»: есть галки «Левый и правый передние», «Окружающие динамики». Эта настройка актуальна для систем с сабвуфером: 2.1, 4.1, 5.1 и 7.1. Когда эти галки сняты, то для многоканального звука в Windows указывается что нужно срезать низкочастотную составляющую ниже 200 Гц с каналов и подавать ее на саб. При стерео выводе данная функция, в независимости от галочки, не работает.
Тембры ставим в ноль, бывает они сбиты в минус. Ползунки должны стоять по нулям так, чтобы при нажатии на клавиатуре стрелки
Для Windows 7 нужно установить хотфикс для встроенного ресемплера: Windows6.1-KB2653312-x64.msu (352 кб) из 441959_intl_x64_zip.exe, который убирает завал и грязь на ВЧ. На вывод через «ASIO» или «WASAPI Exclusive» со своим ресемплером — не влияет. На общий вывод и на запись с ASIO 24/96 через «WUH» — влияет очень хорошо (подробно здесь: prosound.ixbt.com/news/oc…8/w7-convertion-bug.shtml). Без этого исправления микшер Windows 7 срезает частоты выше 15 кГц — отсюда и разное звучание плееров. С новым ресемплером слышны такие тонкости, как малейший шорох и малейший фон в записи.
Почему нужно устанавливать 24 бит написано в статье: О шумящем микшере Windows (WASAPI shared)
Если выбрать 24-32 бит, то высокие частоты звучат не так грубо, а так, как и должны звучать. Если подаются данные с меньшим количеством бит (16 вместо 24) в микшер, то младшие биты (8) просто забиваются нулями, поэтому не важно что у нас 16-ти битные записи: смело ставим 24 бит.
Дело в том, что все звуки, даже 16-битные преобразовываются звуковой подсистемой Windows «WASAPI Shared» в 32 бита с плавающей точкой, а затем, в процессе понижения разрядности до 16 бит, к сигналу подмешивается шум дизеринга. Всё бы хорошо — при 24-битном источнике дизеринг просто необходим — но вот дело в том, что даже при 16-битном формате исходного аудио, всё равно при преобразовании 16->32fp->16 подмешивается 1-битный шум, что сужает динамический диапазон примерно на 6 дБ.
Благо, практически все звуковые карты сегодня поддерживают 24-32-битный вывод — при выборе вывода в 24 бит — дизеринг просто не понадобится и не будет включаться. В случае же отсутствия поддержки звуковой картой 24 бит, для побитового воспроизведения 16-битного материала можно воспользоваться выводом в режиме exclusive — в обход обработчиков WASAPI. Уровень шумов квантования при 16-ти и 24-х битах даже при записи ОЧЕНЬ разный: у самой карты в режиме 16-ти бит намного больше шумов!
2. Настройка звуковой карты на примере Creative Sound Blaster Audigy 5/Rx. EAX Studio, CMSS, ВАР (Bit Accurate Playback).
Огромное значение имеет звуковая карта. Рекомендую Creative Sound Blaster Audigy 5/Rx (SB1550) — у нее самый натуральный и нейтральный звук из недорогих внутренних звуковых карт (потому что стоит очень музыкальный ЦАП CS4382, хорошая обвязка и питание, DSP E-MU плюс качественный усилитель для наушников на микросхеме MAX97220A, тянет наушники с сопротивлением в 600 Ом). Нужно иметь ввиду, что часто бывают проблемы с нестабильной работой драйвера Creative на материнских платах Gigabyte!
Лучше скачивать драйвер для Sound Blaster Audigy 5/Rx (SB1550) с официального сайта: Audigy series driver 3.01.0046
Если вам нужны настройки редиректа баса со стерео на сабвуфер, то можно установить драйвер с полным паком от Daniel Kawakami: SB Audigy Series Support Pack 7.0 или Audigy Support Pack 8.0 (Refresh), в нем есть «Creative EAX Console» вместе с «Bass Redirection».
Если у вас стояла звуковая карта Creative, то необходимо обязательно выполнить полное удаление драйверов Creative из системы
В последние версии (ревизии) карты стали ставить более качественный ЦАП CS4382ACQZ вместо CS4382. У него питание 2,5 В вместо 3,3 В. При более высоком питании у CS4382A грязь на высоких, но здесь питание на него снижено стабом U16, так что все ок.
У меня выводится звук в цифре по оптике и используется ЦАП ресивера: Burr-Brown РСМ1680 (192/24, 100дБ, THD+N=0,002%), у которого на слух ВЧ детальнее, чем у CS4382, возможно потому что вывожу по оптике.
Внимание! По умолчанию в драйвере Audigy Rx всегда включен эффект реверберации «Reverb», поэтому звучание такое объемное, но нечеткое на ВЧ и это слышно на хорошей акустике или в наушниках! Нужно в EAX нажать кнопку «Отключить все эффекты», затем увести эффекты «Реверберация» и «Хор» в минус влево на минимум и для всех источников тоже. Звучание ВЧ станет намного четче! При этом, при выключенных эффектах, CMSS OFF и тембрах в 0 звук будет такой же, как и при установленной галке «Bit Accurate», как в ASIO 96/24! Либо просто поставить галку «Bit Accurate», так как галка BAP направляет только один поток через блок P17V карты, на который не действуют никакие эффекты DSP EMU10K3.
1. В панели управления от креатив нужно отключить все эффекты, микрофоны выставить по нулям.
В Audigy Rx в DSP стоит более новый блок P17V, который отличается от P16V поддержкой 44,1 кГц без пересчета сигнала: выполняется лишь пересчет частоты тактового генератора, а не ресемплинг. Ресемплинг только при двух потоках с разными частотами или задействовании эффектов в DSP. Чтобы отключить эффект-процессор, следует выключить все эффекты (EAX, CMSS, Bass Redirect), для этого идем в раздел: EAX. Нажимаем на кнопку «EAX Studio» и там нажимаем кнопку «Отключить все эффекты». «Оригинальный звук» оставляем на максимуме. А Реверберацию и Хор уводим в минимум. Нажимаем на кнопку «Источник» и кроме «Формат Wave», «Оригинальный звук» уводим все ползунки для всех источников в минимум. Если «Оригинальный звук» не оставить на максимуме, то когда снята галка BAP, звука не будет! В режиме Bit-Accurate все эти настройки обходятся и не влияют и звук будет даже со всеми в 0. Сохраняем настройку, например, как «Off».
Отключаем CMSS.
Отключам «Bit Accurate Playback» (BAP), если планируется слушать музыку через ASIO 24/96 (чтобы звук не затыкался при одновременном проирывании через асио и в общем режиме) или играть в игры.
Включаем BAP только если всегда будет выводиться звук в общем режиме (чтобы гарантированно обойти DSP).
Микрофоны уводим в 0 и выключаем.
Режим общения задействует «Микрофон» и «Линейный вход», а Режим пения – «What U Hear». В итоге запись с эффектом задействуется только в Режиме пения с источника записи «What U Hear» (Что Вы Слышите)! Переключая по очереди режимы в панели Creative — переходим в панель звука в виндовс и для каждого режима выставляем 24/48: для микрофона и линейного входа, а также для «What U Hear». Так как нам не нужны эффекты, то после всех действий в панели Creative выставляем вниз переключатель в «Режим общения».
2. Выставить частоту цифрового выхода (PCM) = 48 кГц.
Кстати, если у вас 2.1-система с сабвуфером без возможности выбрать частоту среза и есть желание самому регулировать частоту среза и уровень, то можно задействовать «Bass Redirection», когда все, что ниже, например, 80 Гц (а обычно стоит 150 Гц и в итоге саб гудит вместо баса) срезается с фронтов и подается на выход сабвуфера. Этим самым разгружаются фронты и чище звучат, а саб дает полноценный бас. Но дело в том, что Bass Redirection доступен только в конфигурациях колонок 5.1-7.1, предусматривающих отдельный LFE-канал для сабвуфера, то есть не работает с 2.1 и 4.1 (для которых есть только неуместный в 2.1 Bass Boost, ведь на сателлиты бас не должен идти). Но это можно обойти, если сначала в панели Creative выбрать конфигурацию динамиков: «Акустическая система 5.1», а после этого в панели звука Windows выбрать «Стерео». Потому что Windows о панели Creative не знает, а вот Creative о Windows знает. Тогда микшер будет работать как стерео и будет слышен голос в фильмах, который в 5.1 идет на центральный канал, но при этом будет работать басс редирект на саб! Галку BAP при этом нужно снять, чтобы работал DSP! Чтобы управлять редиректом, нужно скопировать папку “Speaker Settings” в “Program Files (x86)\Creative” и импортировать в реестр файл “bass_redirect.reg”. Исполняемый файл: SpkSet.exe».
Настройки карты для лучшего звучания игр в наушниках и 2.x систем
Enable CMSS — On. Далее выставить в Windows конфигурацию 5.1 (так как некоторые игры отказываются выводить объемный звук при 2.0), оставив при этом 2.x/наушники в Creative. Убрать «CtHelper» («CTxfiHlp») из автозагрузки.
Вывод звука в цифровом виде из компьютера
Если цифроаналоговое преобразование выполняется в компьютере с помощью звуковой карты, то это отрицательно сказывается на звуке, в том числе, по причине некачественного питания карты. Поэтому всегда лучше выводить в цифровом виде на внешний ЦАП через S/PDIF, USB или AES/EBU.
Основное различие между стандартами соединения компьютера и ЦАПа S/PDIF и AES/EBU, с одной стороны, и USB – с другой, лежит в способе передачи данных. В первом случае данные от компьютера, с помощью соответствующего интерфейса передаются на ЦАП в виде непрерывного потока после программного проигрывателя. В случае с USB, поток данных вначале разбивается на пакеты, а затем уже передаётся на вход USB ЦАПа, в котором он должен снова приобрести вид непрерывного потока перед цифроаналоговым преобразованием.
Все, кто сравнивали, высказывались однозначно, что цифра со встроенной ЗК (что оптика, что коаксиал) дает мутный звук, который больше 5 минут сложно слушать и это не удивительно, поскольку у нее нет стабильного клокинга для S/PDIF, следовательно джиттер достаточно большой.
В Audigy RX отличный оптический выход, с ним соперничает только оптика на материнских платах с 8-канальным HDA чипом VIA VT1708S, но проигрывает в детальности баса.
Проблема передачи потока единиц и ноликов заключается в том, что этот поток должен быть максимально синхронизирован по времени. И любые временные задержки приводят к искажениям и как следствие к грязи. Чем точнее по времени передается поток единиц и ноликов, тем чище и прозрачнее будет звук.
Еще следует учесть, что встроеннные ЗК из-за копеечных компектующих и несовершенства драйверов какую-то часть единиц и ноликов могут по ходу потерять.
Оптический кабель имеет гальваническую развязку, коаксиальный — нет. Коаксиал бывает красит звук и резковато звучит, хотя сначала кажется более детальным. По коаксиалу грязь с компа по земляной шине попадает в аналоговые цепи ЦАП (DAC), если нет гальванической развязки, как в USB-конвертерах (транспортах).
Бывает что оптические приемники плохие даже в дорогих аппаратах — вот тогда на ЦАП лучше по коаксиалу выводить. В ресиверах Yamaha оптика отличная и таких проблем нет.
В теории, качество сигнала по оптическому кабелю может изменяться по 2 причинам:
— перегиб кабеля;
— темное волокно.
Со временем стекло мутнеет, поэтому чем новее волокно, тем чище сигнал. Оптический кабель нужен качественный и дорогой, чтобы сигнал не портил.
При выводе по оптике (Toslink) из Audigy Rx на вшешний ЦАП (англ. DAC) ресивера получаем очень хорошее качество, если использовать в настройках звука Windows стандартный вывод в S/PDIF с названием «Выход SPDIF» — сделать его по умолчанию, а с плеера foobar2000 (лучше ресемплером SoX в 48 кГц) гнать в «WASAPI (event) : Выход SPDIF (Sound Blaster Audigy 5/Rx)» — тогда поток битперфектный, или в стандартный вывод DirectSound. Многоканал «DTS» и «Dolby Digital» так тоже работают.
Если же звук выводить через линейный выход, пусть даже через ASIO, (т.е. когда сама карта, а не винда конвертирует в S/PDIF) то качество звучания с S/PDIF существенно хуже!
Вывод многоканального звука через S/PDIF
У звуковых карт обычно нет декодеров многоканального звука в формате DD и DTS, а программное декодирование уступает аппаратному (встроенным декодерам в акустике типа microlab H-500D, ресивере или звуковой карте с аппаратным декодированием). К тому же аналоговое подключение от звуковой карты уступает цифровому.
Внимание! Интерфейс S/PDIF «вмещает» не более 2-х каналов в несжатом формате PCM, так как поток не более 768 кбит/с (в отличие от HDMI)! Только в сжатых форматах «Dolby Digital» или «Digital Theatre System (DTS)» через S/PDIF передается полноценный многоканальный звук 5.1, поэтому для просмотра фильмов с 5.1-звуком нужно передавать сжатый битовый поток bitstream как есть без декодирования, который будет декодировать декодер AV-ресивера или 5.1-системы.
Для этого нужно открыть настройки кодеков «K-Lite Codec Pack» (если не установлен, то качаем Full версию отсюда www.codecguide.com) с помощью утилиты «Codec Tweak Tool» («C:\Program Files (x86)\K-Lite Codec Pack\Tools\CodecTweakTool.exe»)
Идем в меню «Пуск» — «K-Lite Codec Pack» — «Codec Tweak Tool»:
Там нажать кнопку «DirectShow Filters», далее нажать «LAV Audio Decoder», поставить галки «Bitstreaming (S/PDIF, HDMI)» для «Dolby Digital (AC-3)» и «DTS», чтобы декодировал именно сам microlab или ресивер. Так же сделать по кнопке «LAV Audio Decoder (х64)», если есть»:
Если в фильме несколько аудиодорожек и нет звука, то нужно скачать по ссылке в правом верхнем углу MatroskaSplitter и установить. После этого при проигрывании фильма по значку в области уведомления можно выбирать конкретную звуковую дорожку.
В играх звуковой поток идет в PCM, поэтому по оптике получим только стерео. Для 5.1 нужны технологии кодирования в реальном времени «Dolby Digital Live» или «DTS Connect» (с помощью которых 6 каналов пакуются в формат «DD» или «DTS» в реальном времени и отправляются в SPDIF), которых в этой звуковой карте нет.
Dolby ProLogic II может разложить его на виртуальные 5.1, но эффект не тот.
В играх реальный 5.1 звук будет только при аналоговом подключении 6 кабелями в тюльпаны!
EAX работал в Windows XP. В следующих Windows нужно ставить Creative ALchemy или помещать специальный dxsound.dll в папку с программой, чтобы поиграть с объемным звуком в старые игры, например, FarCry. В новых играх нет, так как 3D звук не поддерживается современными Windows.
Несмотря на наличие специального режима 44,1 кГц для аналогового и для цифрового оптического S/PDIF выхода в настройках карты, для Creative и для всех встроенных звуковых карт традиционно имеется пересчёт 44,1->48, а затем ещё раз в 44,1 кГц. Таким образом, несмотря на наличие режима 44,1 кГц, даже по цифре рекомендуется использовать SSRC плагин SoX на 48 кГц при использовании «WASAPI Exclusive». При выводе в общем режиме в настройках звука панели управления Windows для устройства «Выход SPDIF» нужно установить формат 24/48.
Сейчас не проблема сделать из клока любую частоту, там нет ресемпла, а есть синтезатор частот. При этом при выводе звука по аналогу слышно, когда он преобразует некратно, для S/PDIF это влияние практически не проявляется из-за ФАПЧ в приемнике (ресивере). Но в любом случае, во избежание ненужных передискретизаций при аналоговом выводе или проблем с синхронизацией при передаче цифрового сигнала лучше всегда выбирать режим 24 бит 48 кГц.
Карта Creative Audigy поддерживает декодирование DD и DTS, но начиная с Windows Vista, Creative больше не поставляют драйвер с декодерами. Да и тот, который был для XP — тоже был программным.
Чтобы декодировать установленным программным декодером нужно было установить сам декодер DVD, такой как WinDVD, PowerDVD или nVidia PureVideo. Чтобы декодировать средствами звуковой карты в настройках программного декодера нужно выбрать перенаправление на SPDIF без декодирования. Чтобы декодировать с помощью ресивера или активной акустической системы (только при цифровом подключении) надо в настройках карты выбрать SPDIF Paththrough — в этом режиме сжатый звук передается через SPDIF без изменений.
Подключение что по S/PDIF, что по USB Audio 2.0 Async дает отличное качество звучания.
Вывести качественно и недорого звук из ноутбука или компьютера можно только в цифре на внешний ЦАП с помощью транспорта-конвертера USB-S/PDIF (coaxial, toslink) именно с асинхронным типом передачи данных, который преобразует пакетный поток в непрерывный с обратной связью, благодаря чему компьютер и ЦАП работают согласованно.
Конвертер переводит цифровой сигнал из пакетной формы в потоковую для последующего преобразования с помощью внешнего ЦАПа.
Качественные и недорогие конвертеры продаются на али в виде плат конвертеров без корпусов на чипе CM6631A, который заметно лучше чем XMOS.
Хорошее описание и сравнение его здесь: hifi-audio.ru/archives/6101
У меня из ноутбука через этот USB-конвертер на CM6631A по коаксиальному кабелю на ЦАП ресивера идет — звук очень детальный!
CM6631A позиционируется как чип для high-fidelity аудио, поддерживает следующие частоты:
44.1K/48K/88.2K/96K/176.4K/192KHz
Имеет 3 тактовых генератора, гальваническую развязку, отсекающую информационный мусор и наводки питания, что позволяет подключить коаксиальным кабелем и получить максимальное качество звука.
Определяется как «USB2.0 High-Speed True HD Audio» от «C-MEDIA Inc.», не требует никаких драйверов и работает стабильно!
Даже при выводе по аналогу его ЦАП ES9023 выдает звук лучше встроенного в ноутбуке.
Если нужно выводить многоканал из ноутбука для промотра фильмов, то придется использовать, например, внешнюю звуковую карту Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 Pro (именно MODEL NO. SB1095).
У меня у ресивера YAMAHA RX-V659 ЦАП РСМ1680, у звуковой карты CS4382.
ES детальнее, CS музыкальнее, но с меньшими деталями, 1680 где-то посередине, оптимальный.
Программный интерфейс передачи данных ASIO для обхода микшера Windows
Audigy 5/Rx имеет три ASIO драйвера:
• Creative ASIO — WDM мост драйвер, то же самое, что и ASIO4ALL. Драйвер работает через WDM с бОльшей задержкой.
• SBAudigy5/Rx ASIO — ASIO драйвер для работы в 48/16
• SBAudigy5/Rx ASIO 24/96 — ASIO драйвер для работы с 96/24
На ASIO 48/16 распространяются все эффекты, накладываемые DSP EMU10K3 на звук.
В ASIO 96/24 звук выводится без эффектов, через блок P17V потому, что сам DSP EMU10K3 не способен наложить эффекты на частоту дискретизации 96 кГц без передискретизации в 48 кГц.
При выводе через ASIO 24/96 в Creative Audigy Rx обходятся все эффекты звуковой карты (если они включены), а также микшер Windows. ВАР (Bit Accurate Playback) на ASIO 24/96 не влияет! Если не использовать ASIO, то BAP лучше включить.
Только для интерфейса ASIO 24/96 реализован автомат опорной частоты. Повсеместно распространено мнение, что автомат включается/выключается галочкой «Bit-Accurate», это не так, никакой связи при тестировании выявлено не было. Опорная частота цифрового выхода отдельно не выбирается, она всегда равна основной.
ASIO 24/96 удобен тем, что гарантированно обходит DSP — поэтому можно игры и фильмы настроить на EAX-эффекты и CMSS в 24/48, а Foobar2000 оставить на проигрывание стерео в варианте «как есть».
В ASIO 96/24 ползунком в системе регулируется аппаратная громкость карты, Wave микшер не задействован. Это драйвер карты учитывает при выводе звука положение системного регулятора громкости (Master Volume). Спецификация ASIO не запрещает этого делать. Чтобы выводить звук без изменений — нужно ставить громкость на 100%.
При выводе через ASIO 96/24 или WASAPI Exclusive обходятся все эффекты звуковой карты (если они включены), а также микшер Windows.
Audigy Rx воспроизводит не только звуки инструментов и голоса, но и то пространство, в котором это всё расположено. У Rx можно отметить хорошее соотношение слитности звучания с хорошей маскировкой мелких деталей. Сейчас у меня по оптике подключен ресивер Yamaha RX-V659 — очень чисто звучит на ВЧ, заметно лучше чем по аналогу. ЦАП ресивера Burr-Brown РСМ1780 (192/24, 106дБ, THD+N=0,002%) звучит детальнее, чем ЦАП звуковой карты Audigy Rx CS4382, который немного съедает детали, делая звучание более музыкальным.
Единственное чего с данной картой делать точно не следует, так это:
1) использовать частоту 96 кГц в Windows, кроме ASIO.
2) использовать автомат частоты BAP (Bit Accurate Playback), потому что с ним проблем больше чем плюсов. А побитово в 24/96 можно вывести через ASIO.
3) использовать CMSS, так как бывают артефакты звука.
3. Настройка проигрывателя Foobar2000
Скачиваем настроенный плеер foobar2000 by Audiophile (сборка)
Софт
«File — Preferences Playback»
В «Replay Gain» отключаем процессинг: выбираем «none»
В «DSP Manager» добавляем «Resampler (SoX)» с 48000 и качеством Best и добавляем «Advanced Limiter».
В «Output» выбираем вывод через «WASAPI (event)» и формат «24-bit»
Если не хочется заморочек, то просто выбираем вывод через DirectSound («DS») — это WASAPI Shared в Windows. О ресемплинге звука.
Он дает хорошее качество звука, если отключены все эффекты и стоит 24/48 везде.
Инструкция по правильному выводу звука в Audigy Rx через Foobar2000
forum.ixbt.com/topic.cgi?id=12:54830:158#158
Идем в Playback и отключаем процессинг: выбираем none
Идем в DSP Manager, включаем плагин-ресемплер для программного пересчёта частоты семплирования SSRC (software sample rate conversion): «SSRC X» или «SoX» и настраиваем его на 96000 Гц. Выбираем пресет otachan Ultra. Параметр DF можно вручную задать меньше, это позволит сделать бескомпромиссное качество, но больше загрузит процессор.
Кстати, самый быстрый и качественный ресемплер — «SoX» в режиме Best.
Dithering использовать только если воспроизводится материал с разрядностью большей чем поддерживается оборудованием (например проигрывание 24-битных записей на 16-битной звуковой). Для звуковых карт с разрядностью 24 бит и выше эта функция не нужна (следовательно она и недоступна)
Следом желательно в цепочке DSP поставить «Advanced Limiter» ниже ресемплера.
Насчет регулировки громкости — повышение разрядности уменьшает уровень искажений вносимых регулятором громкости, советую прочесть.
ПРИМЕЧАНИЕ: плагин Channel Mixer (если Вы таковой используете), должен располагаться после ресемплера.
На второй закладке находятся настройки Upmix’a (так называется преобразование с повышением количества каналов). Тут надо выбрать режим Surround, причем установить положение регулятора Volume для Rear на 1.00, в противном случае может возникать клиппинг.
На четвертой закладке мы видим настройки для сабвуфера. Тут установим перенаправление частот ниже 100 Гц со всех каналов на канал сабвуфера.
В меню Output выбираем наш ASIO 24/96. Buffer length ставим 500 мс. В ASIO ставим задержку 10 ms.
Наслаждаемся полученным результатом.
Если есть треск в звуке, значит процессора не хватает, попробуйте увеличить задержку в ASIO до 20-80 мс, вызвав её панель двойным кликом в этом меню. Если не поможет — пробовать увеличивать DF в ресемплере пока не пропадет треск. На материнках Gigabyte треск лечится ценой потери производительности видеоподсистемы, то есть установкой карты в тот PCI-E слот, который управляется контроллером процессора.
Все решения:
1. Проверить плотность контакта карты и слота PCI-E.
2. Переставить карту в другой слот PCI-E или даже в слот PCI-E x16, желательно так, чтобы карте было назначено свое собственное, никем более не используемое прерывание.
3. Изменить параметр «PCI Latency Timer (CLK)» на «64» или «128» вместо «32» в BIOS компьютера. После входа в биосе Gigabyte нужно нажать Ctrl + F1 и в самих меню появляются скрытые настройки. В меню «Advanced Chipset Features» установить значение AGP Aperture Size = 128 Мб.
4. Панель Управления — Электропитание — выставить «Высокая производительность».
5. Плохое питание DSP у карты — самовозбуждение на выходе стабилизатора AMS1117-1.5 и в итоге глючит процессор и отправляет мусор на ЦАП. Подсох кондёр С192 на выходе стабилизатора — подпаиваем с обратной стороны к нему 47мкФ 16В и треск исчезает.
Второй лучший режим вывода звука после ASIO — это «WASAPI (event)» 24 бит + в DSP Manager ресемплинг в 48 с помощью ресемплера SoX, в нём нет никаких косяков.
Большинство приложений для вывода звука в Windows 7-10 (хотят они того, или нет) используют режим «WASAPI Shared» (это видимость DirectSound для совместимости со старыми программами). Но есть и другой режим — «WASAPI Exclusive». В этом режиме отбрасывается всё, что лежит между Application Programming Interface и Kernel Streaming Transport — грубо говоря, звук идет непосредственно от приложения через интерфейс WASAPI на звуковую карту. Но так как в этом режиме отключен микшер WASAPI, а к микшеру звуковой карты доступа всё равно нет (ибо нет DirectSound), то при использовании приложением этого эксклюзивного режима, воспроизведение любого другого источника через WASAPI становится невозможным. Но зато мы получаем по-битовый вывод аудио на звуковую карту. У «WASAPI Exclusive» существует два режима буферизации — Event и Push. Event более совершенный и лучше совместим с USB устройствами, но поддерживается не всеми звуковыми картами. Если же воспроизведение в нем работать отказывается, необходимо переключиться на режим Push.
В поле «Output data format» надо установить максимальную разрядность, при которой будет работать воспроизведение (чаще всего — 24, 32 бит).
Как узнать что звук идет в обход микшера Windows?
Узнать, что воспроизводимый звук гарантированно идет в обход общего режима (через «ASIO» или «WASAPI (event)») и соответственно в обход микшера Windows можно по отсутствию бегающего зеленого индикатора уровня в окне значка «Громкость» панели задач справа внизу и дополнительно по отсутствию значка проигрывателя в самом микшере Windows (запускается из области уведомлений по клику на значок «Громкость», а там во всплывающем окне снизу на гиперссылку «Микшер»).
Это означает, что звук идет в обход микшера Windows.
При воспроизведении звука в общем режиме «WASAPI Shared» через микшер Windows этот зеленый индикатор уровня есть всегда и двигается (когда в настройках визуальных эффектов стоит галка «Анимированные элементы управления и элементы внутри окна»).
Ползунком в системе регулируется аппаратная громкость карты, Wave микшер не задействован. Это драйвер карты учитывает при выводе звука положение системного регулятора громкости (Master Volume). Чтобы выводить звук без изменений — нужно ставить громкость на 100%.
Быстро открыть настройку визуальных эффектов можно так:
нажать вместе клавиши Win+R — откроется поле ввода «Выполнить» — в него ввести:
SystemPropertiesPerformance
Быстро открыть микшер можно так:
SndVol
4. Настройка проигрывателя Winamp
audiophilesoft.ru/publ/my…inamp_research/11-1-0-256
В настройках воспроизведения включить только галки: 24 бит (остальные снять) и ReplayGain, выставить +0,0 дБ.
Личное тестирование возможности побитового вывода звука в Windows 7
Патч «Windows6.1-KB2653312-x64» для Windows 7 делает отличным ресемплер (SRC) винды.
Для Windows 8 и далее никаких манипуляций не нужно.
НО SRC винды не настолько хорош, как хотелось бы.
Напомню, что начиная с Windows Vista все звуки через «WASAPI Shared» приводятся к одной частоте и битности (которая выбирается в панели управления, лучшая — 24/48), смешиваются (вся обработка выполняется ЦП), а на звуковую карту поток поступает уже в готовом виде.
«WASAPI Shared» включает в себя т.н. resampler MFT (Media Foundation Transform). Этот ресемплер довольно качественно выполняет преобразование частоты всех поступающих на него аудио сигналов до значения, указанного в свойствах звукового устройства Windows. API позволяет изменять качество алгоритма ресемплирования от 1 до 60 (значение по умолчанию — 30). Для случаев, когда сигнал превышает допустимый уровень, Windows применяет специальный лимитер (Limiter APO), по принципу работы аналогичный «Advanced Limiter» в DSP foobar2000.
Под Windows 7 и далее в настройках вывода foobar2000 вот что понимается:
«DS» (DirectSound) — это «WASAPI Shared» (общий режим), а «WASAPI (event)» — это «WASAPI Exclusive» (эксклюзивный режим), правда при его использовании звуки всех остальных приложений отключаются, как и при «KS» — Kernel Streaming. Побитовый вывод возможен при использовании «DS» («WASAPI Shared»), но не всегда. «KS» не рассматриваем, так как он работает нестабильно.
Галка BAP направляет только один поток через блок P17V карты, на который не действуют никакие эффекты DSP EMU10K3. Если в настройках звука винды выставить 24/48 и отключить все эффекты карты, то галку BAP можно и не ставить — эффект будет тот же, так как DSP работает на частоте 48 кГц, а мы ее и даем карте, поэтому не будет включаться НЧ-фильтр, срезающий продукты обработки.
В обход микшера и ресемплера винды качественный побитовый вывод на Audigy Rx дают только 2 режима: «ASIO 24/96» и «WASAPI (event)» (но WASAPI (event) только при установленной галке BAP или с отключенными эффектами карты). Им неважно что стоит в настройках системы, им не страшен шумящий в 16 бит микшер винды и неотключаемый в 24 бит дизеринг.
Вывод звука через «DS» тоже дает хороший звук, но он идет через микшер и ресемплер Windows и побитовый вывод не гарантирован.
Для качественного воспроизведения нужно использовать только их, при этом если использовать асио, то галку BAP нужно снять (так как она все равно на него не влияет), чтобы звук не затыкался (пока не перещелкнуть в настройках винды выбор частоты и битности на другую и затем обратно на 24/48).
Первое главное преимущество при использовании «ASIO 24/96» в том, что на него не влияют никакие эффекты DSP EMU10K3, и это сразу без всяких настроек, что дает максимальное качество и удобство.
Второе его преимущество в том, что параллельно могут звучать другие звуки через подсистему «WASAPI shared», так как в асио поток идет отдельно через блок P17V звуковой карты.
Минус при использовании «WASAPI (event)» в том, что параллельно никакие звуки не будут звучать. Нужно тоже использовать свой ресемплер, иначе карта будет синтезировать 44,1 кГц, потому как у нее родная частота 48 кГц. Со снятой галкой BAP и вовсе будет ужасный ресемпл 44,1 в 48 кГц силами карты.
Преимущество при использовании лишь «WASAPI (event)» в том, что можно обойтись без ресемплера, но только при установленной галке BAP, иначе будет некачественный пересчет. Вывести звук через «ASIO 24/96» без ресемплера в 96 кГц не получится.
В режиме «DS» параллельно могут звучать другие звуки, так как все звуки в один поток микширует kmixer винды, но этот режим можно рассматривать для качественного воспроизведения только с галкой BAP.
Преимущество использования своего ресемплера в том, что он позволяет получить лучший по качеству звук (так как алгоритмы SSRC оказывают влияние на звук, заменяя часть цифрового фильтра в ЦАП). Дело в том, что стандартный resampler MFT настроен на среднее качество и это никак не изменить.
Используя «ASIO 24/96» или «WASAPI (event)» в обход SRC винды и свой ресемплер в 48 кГц 24 бит можно получить бескомпромиссное качество звука. Если кто-то слышит артефакты, то у него кривые настройки или артефакты в голове.
Плюс при использовании «DS» («WASAPI Shared») лишь в том, что незаметно используется стандартный ресемплер Windows без лишних настроек.
В итоге у нас для Audigy Rx есть два преимущества побитового вывода в режиме «ASIO 24/96» перед только одним преимуществом вывода в режиме «WASAPI (event)».
Проверил сам качество работы синтеза 44,1 и ресемплера в 48 кГц у звуковой карты Audigy Rx на тестовом файле «SB_test.wav» (44,1/16 для выявления некачественной передискретизации) в разных режимах вывода. Внимание! Файл «SB_test.wav» может спалить твитеры на высокой громкости!
Настройки: 24/48, отключены все эффекты, тембры в 0, режим ВАР включался и отключался (для уверенности в переключении частоты и битности системы менял в винде на 24/44,1 и тут же обратно на 24/48).
Режимы вывода в foobar и качество звука:
С ресемплером:
— «ASIO 24/96» с ресемплером на 96 кГц — всегда чистый звук, галка ВАР не влияет на асио.
— «WASAPI (event)» с ресемплером на 48 кГц — всегда чистый звук, что с ВАР, что без него.
Без ресемплера:
— «DS» — чистый звук, что с ВАР, что без него, так как штатный ресемплер Windows подает на карту родную частоту 48 кГц.
— «WASAPI (event)» с ВАР — слышны негромкие искажения, похожие на звук сирены. Карта не очень хорошо синтезирует 44,1 кГц.
— «WASAPI (event)» без ВАР — слышен жуткий скрежет! Карта некачественно ресемплирует силами DSP 44,1 кГц в 48 кГц.
Для побитового вывода звука в обход микшера операционной системы в любом случае нужен свой ресемплер (так как у большинства звуковых карт стоит кварц на 24576 кГц). В «ASIO 24/96» — на 96 кГц, а в «WASAPI Exclusive (event)» — на 48 кГц (чтобы DSP не гнал 96 обратно в родные 48 кГц).
Если не хочется заморачиваться с ресемплером, но нужен качественный вывод звука, то нужно выводить в общем режиме «DS» с выбранным форматом 24/48 в идеале с установленной галкой ВАР. Это же относится и к цифровому выходу.
Два способа вывести с компьютера цифровой сигнал на ЦАП для получения качественного звука
а) потоковый сигнал с выхода S/PDIF или AES/EDU высококачественной звуковой карты/платы цифрового вывода (проекты ПК Аудиофил I, II и III); www.pcaudiophile.ru/index.php?id=26
б) пакетный сигнал с выхода USB или IEEE 1394 (FireWire, i-Link) при работе в асинхронном режиме напрямую или при помощи внешней звуковой карты Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 Pro или конвертера USB-S/PDIF на чипе CM6631A, так как качество входа USB на усилителе обычно невысокое.
Вывод сигнала из материнской платы, минуя звуковую карту с S/PDIF выхода возможен, но высокое качество звука получить вряд ли удастся из-за джиттера. Подробное объяснение — в гл. 1. «Настольный компьютер» статьи Компьютер как музыкальный сервер
На HDMI выход материнской платы или видеокарты непрерывный цифровой поток поступает с высоким уровнем джиттера, который, к сожалению, не позволяет получить качественный звук, если иметь в виду звуковоспроизведение высокой точности Hi-Fi, так как цифровой аудиосигнал подвержен негативным влияниям: нестабильность собственного тактового генератора ПК, шум на шине заземления, различные помехи и т.п. Подробно здесь: pcaudiophile.ru/music-ser…uter-music-server?start=2
Правильное подключение наушников к выходу звуковой карты
Если имеется как минимум троекратный запас по громкости с выхода, например звуковой карты (2 Вольта) на наушники, то есть смысл его снизить уже в самом конце тракта, тем самым улучшив сигнал/шум, но главное не ухудшить демпфирование.
Выходное сопротивление Creative Audigy 5/Rx равно 21,5 Ом.
Например, имеем хорошие закрытые наушники Sennheiser HD 569 с низким сопротивлением 23 Ом, громкость звуковой карты приходится ставить для комфортного уровня: 10-20%.
Чтобы не питать наушники от источника тока и, соответственно, не уменьшать коэффициент демпфирования наушников = Rнаушников / Rвыходное усилителя (вызывая гудение на 100 Гц, снижая глубокий бас), нужно чтобы сопротивление делителя не было большим. Т.е в районе нескольких Ом, в идеале в 8 раз меньше сопротивления наушников.
Поэтому подключать наушники нужно не через последовательный резистор, а через оптимальный 1,5 делитель с резисторами 10 Ом последовательно и 20 Ом на землю для L и для R канала. Наушники будут подключены параллельно нижнему плечу делителя, то есть параллельно R2 на 20 Ом и он будет демпфировать наушники.
21,5 Ом + 10 Ом (R1) = 31,5 последовательное
1/31,5 + 1/20 (R2) = 1/R выходное итоговое сопротивление после 1,5 делителя = 12 Ом
Это в 1,8 раз улучшит демпфирование наушников (уберет гудящий бас) по сравнению с непосредственным подключением к выходу звуковой карты, заодно уменьшив лишнюю громкость и шумы, тем самым значительно улучшив отношение сигнал/шум.
Притом в идеале такие делители нужно распаять в самом конце тракта, то есть на самих наушниках слева и справа.
Удобно использовать регулятор громкости Sennheiser HZR 62, в котором распаять 1,5 делитель перед выходом на наушники.