terrain response что это такое
Система Terrain Response
Давненько я не писал, и постараюсь сделать этот пост интересным даже для владельцев ЛендРовера=)
Небольшая пред история.
До Фрилендера я владел Геликом, который по определению является эталоном по вне дорожным качествам. Поэтому не удивляйтесь если буду проводить аналогию с ним=)
Ранее я писал о поездке в гости к Ленд Ровер в Мячково
www.drive2.ru/users/najk/…4062246863888294949/#post
Это рекламная покатушка от ЛендРовер предоставляющая возможность погонять все модели ЛР в хвост и в гриву. Очень красочно, очень дорого (для организаторов), очень впечатляюще. Это именно рекламные покатушки, а не обучение экстремальному вождению, поэтому знания о системе Terrain Response получил я весьма поверхностные.
На тот момент я находился на пути выбора автомобиля.
После покупки авто, менеджер подарил мне приглашение на базу Ленд Ровер в пос. Ильинское М.О.
И что-то я не мог найти времени пойти туда, думая что поездка будет почти аналогичной первой. Но как я ошибался.
04.04.11 я таки добрался туда. И скажу вам НЕ ЗРЯ! Эта база по ОБУЧЕНИЮ возможностям автомобиля, где я получил столько информации, что даже и не ожидал!
Меня встретила улыбчивая девушка-инструктор и обучение началось! Времени заняло 3 часа, час устное инструктирование и 2 часа езды по полигону. После инструктажа мы сели в автомобиль и поехали.
Первое задание было «глубокая колея». Я поставил селектор «колея» в Terrain Response и мы поехали. Автомобиль сам держит необходимое количество оборотов, и перераспределяет крутящий момент между колесами так что пробуксовка полностью исключается. Кстати пробуксовкой у ЛРовского компьютера считается проворот на 15 градусов одного колеса относительно другого. В ЛР Фрилендер нет жестких блокировок дифференциалов и понижающих передач, все его вне дорожные способности кроются в умной электронике Terrain Response.
Спуск
Преодолев колею мы подъехали к спуску и подъему. Самая интересная часть! Тут мы опробовали систему помощи при спуске. Она необходима чтобы предотвратить блокировку колес, так как в противном случае автомобиль превращается в огромные двухтонные санки которые замечательно катятся с горы.
Вы скажете что на всех современных автомобилях есть АБС и эта система лишняя? А вот ничего подобного! АБС на подавляющем большинстве автомобилей работает только после 20кмч, на более низких скоростях АБС не включается. И вот тут то и нужна система помощи при спуске! Нажимаешь кнопку, ставишь ногу на пол, и смотришь в окошко за тем как умная машина аккуратно спускает тебя с горы. Новостью для меня тут стало то что кнопка управления круиз контролем работает и тут как регулятор скорости спуска! Нажав + на руле, разгоняемся, а нажав — замедляемся) Более того система помощи при спуске работает как при езде вперед так и при спуске с горы задним ходом!
Спуск лучше всего осуществлять в режиме «колея» с акпп переведенной в ручной режим на первой скорости.
Подъем. Тут мы переводим акпп в D и оставляем режим «колея». Заезжать в гору необходимо по тахометру! Держу обороты на 2500, доезжаю до середины подъема, нажимаю тормоз. Далее я нажимаю педаль тормоза до пола и срабатывает система помощи при трогании в горку. Колодки будут зажаты на 3 секунды. Этого более чем достаточно для переноса ноги на педаль газа и плавного старта. Красота!
Далее несколько раз пробуем спуститься с горы задом на задней скорости, а потом на нейтрали. Умный лендровер поможет и там=)
В колее очень важно как можно меньше крутить рулем чтобы не выпрыгнуть из нее. Но подруливать периодически все же необходимо. И тут умный ленд ровер на приборной панели рисует положение передних колес, чтобы водителю не пришлось высовываться в форточку как это делают владельцы Дефов и многих других вне дорожников. Мне рассказали многое о технике вождения автомобиля на бездоре, о верной рулежке, о выборе траекторий и многом другом. Как жаль что такое обучение не проводят до покупки автомобиля, думаю спрос на ЛР возрос бы раза в полтора точно!
Сравнение
Гелик это классика жанра, это три жестких болкировки дифов, это понижайка, это не разрезные мосты спереди и сзади. У Ленд Ровера ничего этого нет, ЛР это автомобиль 21-ого века где за все отвечает умный компьютер. То есть грубо говоря вождение гелика подразумевает что за рулем профессионал или опытный водитель который точно знает пределы свои и автомобиля. Ленд Ровер подразумевает что за рулем может сидеть также и новичок которому необходима помощь компьютера.
Внедорожные опции (понимаем Terrain Response)
Terrain Response компании Land Rover была первой в мире системой динамической настройки модулей автомобиля под различные условия бездорожья. Система получилась настолько хорошей, что в последствии её концепция была так или иначе скопирована почти всеми производителями внедорожников и кроссоверов. Единственное, с чем у англичан традиционно проблемы — надёжность. Ну так и «нож» не швейцарский, а английский, а во всём остальном ИМХО Terrain Response прекрасно подходит под такое определение.
Огромное количество видеороликов и статей проповедуют идею о том, что «достаточно нажать на кнопку и машина сделает всё сама», «Land Rover не нужен водитель», «Вы должны довериться системе, которая не всегда оптимальна и поэтому проигрывает автомобилям, на которой подобных систем для чайников не установлено» и т.д. и т.п. Замените в этих фразах Land Rover/машина/Terrain Response на «нож» и вы поймёте всю их абсурдность.
Для того, чтобы эффективно пользоваться любым профессиональным инструментом, этому надо учиться! Специально для этого были созданы центры Land Rover Experience. К сожалению, в России они превратились в основном в маркетинговый инструмент по продаже машин LR с препятствиями, которые не имеют никакого отношения к реальной жизни. Я уже несколько раз проходил трассу LR Experience сначала у Крокуса, а потом и на Новой Риге, и могу сказать, что это, к сожалению, абсолютно никак не повлияло на мои навыки внедорожного вождения. 12 лет владения D3 и использования авто в самый разных условиях помогли в освоении системы гораздо лучше — это называется учиться на своих ошибках. Попробую поделиться своим опытом здесь.
Для начала немного физики за 7й класс для тех, кто её подзабыл:
На колесо движущегося автомобиля в разные моменты действуют различные силы трения. Для того, что бы автомобиль поехал нужна сила трения покоя между колесом и поверхностью. Чем больше эта сила, тем больший крутящий момент сможет подать двигатель на имеющее сцепление с поверхностью колесо, до тех пор, пока колесо не потеряет сцепление с дорогой. Как только колесо начинает движение, ему начинает сопротивляться сила трения качения — из-за веса автомобиля и вращения колеса возникает деформация грунта и перед колесом всё время образуется бугорок, который колесу, деформировавшемуся из-за качения, нужно преодолеть. Чем больше этот бугорок и чем больше деформировалось колесо — тем больше сила трения качения.
Если колесо преодолевает силу трения покоя, либо заблокировано тормозами и начинает проскальзывать, на него начинает действовать сила трения скольжения, которая гораздо слабее даже силы трения качения. Именно из-за этого была придумана ABS, так как тормозной путь автомобиля, которому сопротивляется сила трения качения всегда будет меньше, чем тормозной путь при сопротивлении силы трения скольжения (однако, если удара не избежать, то целесообразно тормозить с заблокированными колёсами, но сейчас не об этом)
Таким образом, для осуществления движения водитель должен при помощи систем автомобиля передать крутящий момент на колеса, имеющие сцепление с грунтом, и возникшая сила трения покоя, превосходящая силу трения качения обеспечит движение автомобиля вперёд.
На сухом асфальте сцепление между шинами и асфальтом очень велико и поэтому сила трения покоя, которая помогает движению, максимальна, бугорок перед колесом не образуется и сила трения качения, которая сопротивляется движению минимальна. Поэтому для начала движения автомобилю достаточно подать совсем немного крутящего момента на колёса. Но если по какой-либо причине сила трения покоя становится меньше, а это всегда происходит, когда у нас под колёсами не сухой асфальт, водитель должен очень хорошо понимать, что именно обеспечит ему движение вперёд.
Казалось бы — автомобиль с блокирующимися дифференциалами на трёх осях в этом случае будет иметь неоспоримое преимущество. Ведь с их помощью крутящий момент будет передан на те колёса, которые будут иметь наилучшее сцепление с дорогой и, соотвественно максимальную силу трения покоя. Однако при движении по слабым грунтам, на колёса будет воздействовать многократно возросшая сила трения качения, и вот здесь с тяжелыми авто, оснащенными блокировками разных осей может произойти очень неприятная ситуация.
Наилучшее сцепление, как мы знаем, будут иметь тела, давящие друг на друга с максимальной силой. Так как поверхность на автомобиль давить не будет, остаётся только давление колеса на поверхность. Отсюда возникает понятие нагруженной оси. В случае со слабыми грунтами такая нагруженность будет, безусловно увеличивать силу трения покоя, но в то же время многократно сильнее увеличивать силу трения качения. Поэтому YouTube переполнен видео, где легкие Уазики, немеющие межколёсных блокировок, проходят без проблем, а тяжелые Круизёры при потере момента мгновенно зарываются по мосты.
При движении вне асфальта сила трения покоя, действующая на колёса постоянно меняется. Таким образом водителю необходимо постоянно понимать, какую мощность необходимо передать на колёса, что бы обеспечить движение без закапывания автомобиля в грунт, стоит ли использовать все блокировки, или только их часть.
И вот здесь приходит на помощь Terrain Response
Достаточно быстрая реакция на педаль газа, минимальное использование блокировок, и хороший контроль за пробуксовкой, которая может привести к неконтролируемому заносу.
Для поверхностей, где сила трения покоя мала, но при этом сила трения качения также невелика.
Таким образом, машина может легко уйти в скольжение, которого любыми силами необходимо не допустить.
Для этого прежде всего максимально ограничивается передаваемая педалью газа мощность, повышается возможность блокировки дифференциалов и чувствительность антипробуксовочной системы.
Для поверхностей, где сила трения качения МНОГОКРАТНО БОЛЬШЕ силы трения покоя, и никаких надежд, что колёса за что-нибудь зацепятся нет. Единственный шанс двигаться — это продолжать движение. Остановился — не факт, что удастся тронуться с места. Максимальная отзывчивость на педаль газа и как следствие максимальная мощность, передаваемая на все колёса. Влияние блокировок и антипробуксовочной системы на минимум! Не забываем отключать ESP!
Для поверхностей, где сила трения покоя примерно равна силе сопротивления качению, а так же велика вероятность возникновения скольжения, которого надо избежать (режим гравий/снег на максималках) — минимальная чувствительность педали газа, максимальная чуствительность блокировок и антипробуксовочной системы. Так же требуется отключить ESP, чтобы машина могла бороться с силой трения качения.
Это новый режим, которым я еще ни разу не пользовался. Судя по настройкам, предположу, что производитель хочет помочь колёсам бороться с силой трения качения, при этом допуская пробуксовку, для того, что бы автомобиль не потерял импульс движения.
Во всех режимах с повышенной силой трения качения рекомендуется включать пониженную передачу.
Отдельно стоит сказать, о изменении давления в шинах. Все, конечно, много раз слышали — перед съездом с асфальта сдуй колёса. Это утверждение полезно в большинстве ситуаций, но отнюдь не всегда.
Стравливая воздух в шинах, мы увеличиваем пятно контакта колеса с поверхностью. Не смотря на то, что общее давление на поверхность остаётся неизменным (поэтому, кстати, длина тормозного пути не зависит от давления в колесе до тех пор, пока деформация колеса, и соответсвенно увеличившееся из-за деформации сила трения качения, становится не сверхкритичной (от одной атмосферы ниже нормального и больше) (NB: всем, кто не согласен с этим утверждением предлагаю почитать комментарии, прежде чем писать свой)), давление на каждый квадратный сантиметр многократно снижается, машина начинает гораздо меньше проваливаться в слабых грунтах. При этом вероятность колеса зацепиться за что-то увеличивается, но с другой стороны так как давление на грунт упало, то колесу может просто не хватить этого давления в ситуации, когда необходимо продавить слабый грунт, чтобы зацепиться за твёрдый. Похожая ситуация описана в комментарии к одному из предыдущих постов, где человек описывал, как машина закапывалась при езде по мокрому песку на спущенных колёсах, и при этом хорошо ехала по тому же песку на колёсах с нормальным давлением. Прекрасная дискуссия на тему «сдувать или не сдувать» здесь forum.skif4x4.ru/viewtopic.php?id=31768
Для этого топика важно, что стравливая воздух, мы меняем характеристики колеса, многократно увеличивая силу трения качения. Это необходимо учитывать при выборе программы Terrain Response.
Я хотел бы порекомендовать при движении вне асфальта не думать категориями трава/грязь/снег, а понимать, какие силы трения в каком объеме действуют на колёса вашего автомобиля в зависимости от того, как вы собираетесь проходить конкретный внедорожный участок и, исходя из этого, выбирать нужную программу Terrain Response. Удачи на дорогах!
Внедорожные опции (Terrain Response 2)
В качестве еще одной дополнительной опции LR предлагает установить на Defender Advanced Off Road Capability Pack, что можно вольно перевести как Пакет Расширенных Возможностей на Бездорожье. В этот пакет входят 1. Система Terrain Response 2 (TR2) 2. Круиз-контроль на малых скоростях (ATPC) 3. Возможноcть создать собственный пресет системы Terrain Response. На момент написания этого текста стоимость данной опции для Defender составляет 76 тысяч рублей и может быть установлена производителем только с завода.
На мой взгляд — это один из самых спорных и неоднозначных пакетов.
Одной из главных проблем при использовании системы Terrain Response (TR) является выбор водителем неверной программы. Происходит это из-за того, что в угоду упрощению и маркетингу эти программы названы не «скользкое покрытие» «сыпучий грунт» «покрытие с сильным сопротивлением качению и при этом скользкое», а снег, песок, грязь. В многочисленных видеообзорах автомобилей LR вы можете видеть, как водитель, выбирая в глубоком снегу программу снег, гарантированно засаживал автомобиль, посылая проклятия конструкторам.
Поэтому в какой-то момент LR решила пойти по логичному пути, вообще сняв с водителя необходимость что-то выбирать, разместив в меню TR программу Auto и дав возможность компьютеру, основываясь на показаниях датчиков, определять, по какому грунту движется авто и включать соответствующую программу.
Представители LR объясняют это так — если вы будете двигаться по песку, а потом машина выедет на камни в песке, а потом колёса опять погрузятся в песок, ТR2 автоматически осуществит переключение между режимами, оптимизировав характеристики автомобиля. Звучит классно, однако, как я убедился в LR Experience, ТР2 работает с заметной паузой между переключениями режимов. Эти паузы доставляют заметный дискомфорт, и, вполне возможно, достаточны для того, чтобы машина застряла при движении внатяг.
На этом видео хорошо видно, насколько по-разному ведёт себя Деф в режиме Auto (TR2), не имея никаких шансов перед Wrangler, и в режиме «Грязь/колея», оказывая Джипу заметное сопротивление. Мы же понимаем, что подобные видео не про перетягивание каната, а про то, насколько машина сможет хорошо обеспечивать отсутсвие проскальзывания при влиянии на неё вектора силы противоположного направлению вращения колёс.
Ещё одно видео, объясняющее, почему ненужно использовать систему TR2 на дорогах общего пользования
Так же, если водителя по какой-либо причине не устраивают настройки программ ТR, в ТR2 ему дали возможность создать собственную программу для внедорожного вождения. Естественно для этого водителю требуется очень хорошее знание технических особенностей конкретного автомобиля и большой опыт внедорожного вождения. Чувствуете нестыковку? С одной стороны в ТR2 снимают с водителя необходимость что-то выбирать, а с другой дают ему систему настройки, требующую профессионального опыта.
я понял, что никогда не буду вмешиваться в настройки программ ТР, так как не обладаю большим опытом, чем инженеры LR.
Ну и о Круиз-контроле на низких скоростях (ATPC), который работает в связке с TR2. Задумка очень хороша — Вы не трогаете педали, а полностью концентрируетесь на рулевом управлении так же как при спуске с горы. В это время машина самостоятельно определяет, по какому покрытию она двигается, и обеспечивает движение с заданной скоростью. Звучит классно! К сожалению, у меня не было возможности самому опробовать эту систему, поэтому приходится ориентироваться только на видео в интернете. И на всех видео, выложенных не самой LR, система работает на мой взгляд не очень.
Вот пример видео, где водитель пытается при помощи ATPC выехать из глубокого снега на дорогу.
Система TR2 идёт как штатная комплектация в Velar, Discovery Sport, но как опция во внедорожном Defender. Может быть маркетологи намекают нам, что владельцам Дефов она не очень-то и нужна?
Тем более, что не смотря установку TR2 производителем только на заводе, по факту эта опция у владельцев Дефов заблокирована программно. На сегодня стоимость снятия такой блокировки у неоффициалов составляет 30 тысяч рублей (по 10 тысяч за каждую из 3х опций), но я уверен, что в дальнейшем эта цифра заметно уменьшится.
Бонусом картинка, чем отличаются предустановленные режимы TR друг от друга
Разъяснения по Terrain Response
Нашел очень полезные и доступно изложенные разъяснения работы системы Terrain Response.
Думаю всем будет полезно узнать, а кто уже в курсе — повторить.
! Предостережение:
Как известно из недостоверных источников, использование режимов «грязь» и «песок» на твердых покрытиях, может повлечь вероятность спалить муфту и сломать редуктор.
Эту информацию подтвердили мастера с сервиса лендровер: на асфальте зимой или летом — только режимы «шоссе» или «трава, снег, лед». На сыпучих и мягких грунтах можно использовать и остальные режимы.
Данное инфо не претендует на истину в последней инстанции, но логика в этом есть, т.к. «софтовые» блокировки у фрила работают исключительно за счет муфты и тормозов.
А вот что написано в официальной инструкции:
«Выбор программы, несоответствующей дорожным условиям, не представляет опасности для водителя и не может причинить вред автомобилю.
Продолжительная эксплуатация автомобиля при неправильно выбранной программе может привести к сокращению срока службы некоторых элементов.
Водитель может заметить изменение динамических характеристик автомобиля, связанное с ухудшением реакции двигателя и коробки передач, по сравнению с режимом выключения специальных программ.
Кроме того, в некоторых программах постоянно включен режим HDC, о чем напоминает горящий индикатор HDC на щитке приборов.
Водитель также может заметить блокировку центральной муфты, что приводит к эффекту подтормаживания при маневрировании в некоторых специальных программах.»
Если резюмировать сказанное, то производитель говорит нам: «езди как хочешь, дорогой товарищ!» — но потом добавляет — «Но если что, двери нашего СЦ всегда открыты для тебя!». ))
The real Experience. Часть 1. Terrain Response и все, все, все…
Интерес к внедорожному экспириенсу, появился у меня совсем недавно — через двадцать лет опыта вождения автомобилей, которые оказаться вне асфальта могли лишь случайно. И связан он, непосредственно, с появлением в нашей семье Land Rover Freelander, демонстрирующем, в сравнении со всеми моими прошлыми авто, просто чудеса проходимости. Конечно, начало было, в какой то степени, положено полноприводным Volvo. Но, в отличии от Фрила, ХС70 — автомобиль который, конечно, кое что мог, вне дорожного полотна, но не слишком к этому располагал.
То, как я попал на Land Rover Experience, относительно подробно описано в прологе, который, на мой взгляд, вполне логично, разместился в бортжурнале моего Лэнд Ровера. Здесь же, в первой части, я хочу поведать о самом мероприятии, являющемся тёзкой моего автомобиля, но непосредственного отношения к нему не имеющем.
Внедорожный полигон под Гатчиной — хороший маркетинговый «удар под дых» конкурентам. Ведь, ничего подобного, в Питере, у других автопроизводителей я не припоминаю. Вот в Москве, кроме, аналогичного питерскому, Land Rover Experience, есть еще Jeep Territory, который, при случае, с удовольствием бы посетил и опробовал. Но, в Северной Столице, ничего, даже, отдаленно похожего на ту эмоцию, которую дарит, потенциальным покупателям и просто отчаянным зевакам, этот курс Land Rover — нет. Ежели я не прав — ткните ссылочкой.
Не смотря на прекрасную погоду, а снег и метель я правда посчитал прекрасными условиями, дабы в полной мере ощутить внедорожные возможности английских внедорожников, эмоций нам хватило, причем, не только по дороге к полигону. Красивый офис, горячий кофе, который предложили нам сразу по прибытии, и крутая тачка для ребенка — настроили на позитив и нивелировали стресс, полученный от скоростного преодоления стихии на пути в Гатчину.
Попили кофе, заполнили анкеты, согрелись — все это время, сын упорно и восторженно тестил маленькую копию четвертого «дискаря». И выдвинулись к белым машинам, стоявшим под навесом.
Правда, ни навес, ни белый цвет ни спасли их от метели и снега. Поэтому, машины, которые мы тестировать не собирались, в равной степени напоминали и современный модельный ряд Land Rover и банальные снежные сугробы. А вот Range Rover Velar и Land Rover Discovery Sport, которые мы решили подвергнуть суровым испытаниям, инструкторы уже прогрели, обмели и подготовили, установив детское кресло для маленького «курсанта».
Кстати, для маленьких «курсантов» на территории оборудована соответствующая площадка, во время нашего посещения, пребывавшая в снежном плену.
О самих протестированных машинах, я напишу в следующей части. Так что, те, кому интересны мои впечатления от внедорожного лакшери и премиума — немного терпения, скоро все будет! А в этой записи, вкратце, опишу сам полуторачасовой, бесплатный (!) «ознакомительный курс», растянувшийся у нас, благодаря радушию и терпению инструктора, погоде и отсутствию других «курсантов», на целых два с половиной часа.
Первый круг по полигону, инструктор совершил сам, а мы, загрузившись в салон всей семьей, внимали его рассказам про машину и ее возможности, а так же инструкциям по преодолению каждого из имеющегося на полигоне препятствий. Конечно же, я не буду приводить здесь их вольный пересказ, ведь теперь это наше тайное знание, которое мы, в нашей семье, будем передавать шепотом из поколения в поколение.
И, даже, если вы не оценили эту шутку, все равно, суть инструкций опишу очень кратко. Для того, что бы современный Лэнд Ровер, либо его более успешный брат Рэйндж Ровер, смог преодолеть практически всё, что может встретиться на его бренном пути, пользователю нужно лишь нажать нужную кнопку (а в Веларе, выбрать нужный пункт в меню многочисленных планшетов на его приборной панели) и наслаждаться самостоятельными действиями высокоинтеллектуального автомобиля, сопровождаемыми непременным ощущением превосходства его владельца надо всеми иными участниками дорожного и бездорожного движения. Примерно такое ощущение, у меня появилось, когда на песке ладожского пляжа я первый раз повернул крутилочку Тэррэйн Респонс.
Да-да, Land Rover Experience — это не просто покатушки по естественно и искуственно пересеченной местности. Это умение доверять своему автомобилю и курс обучения тому, как, при правильном использовании интеллектуальных систем, обрести это доверие.
После инструктора, за руль Velar’а сел я и, под чутким его руководством, стал катать супругу и сына с одной изрядно заснеженной горки на другую. Доверие приходило не сразу и, возможно, до конца не пришло, но понимания о работе систем автомобиля, для правильного их использования, стало точно больше. Некоторые из систем, такие, к примеру, как HDC (управление спуском с горы) я вообще использовал впервые и, ранее, даже, не думал, что ее стоит включать, к примеру, при откате с горки назад.
Затем, утомившись быть пассажиром, за руль другой машины — Discovery Sport, села жена. Ведь она, была записана на тест-драйв именно этого Лэнд Ровера. И, пока мы с сынишкой играли в снежки, используя как естественные укрытия от метких бросков, припаркованный модельный ряд премиальных внедорожников, наша мама смело покоряла на «дискаре» белое безмолвие.
Хотя я, по записи, должен был тестить только Велар, после супруги, возможность откатать внедорожную трассу на Дискавери Спорт, предоставили и мне. Это было здорово и очень кстати, поскольку тест-драйв получился сравнительным, что и поможет мне в написании следующей части.
По завершении этого курса, нас ждал небольшой сюрприз, на который я никак не рассчитывал, думая, что такую привелегию получают лишь «курсанты» платной трехчасовой программы — в обстановке, максимально приближенной к торжественной, нам вручили дипломы о прохождении курса водительского мастерства в центре Land Rover Experience. Ну что тут скажешь… JLR Россия, Land Rover Experience Гатчина и инструктору Владимиру Сизову, лично — большое человеческое спасибо!
Теперь, Terrain Response в моем сердце :))) Да и не только в нем, фирменная лэндроверовская фишка есть, теперь, не только у нашего Фрилэндера, а установлена еще и на мой старенький iPhone :))