throbbing gristle такой же другой как я
Throbbing Gristle: Такой же другой, как я, 2020
Хроники великих первопроходцев индастриала. Индустриальная музыка — это не совсем то явление, в рамках которого следовало бы расставлять коллективы по старшинству, ранжиру и вкладу. Однако если приспичит назвать одну-единственную команду, которая соответствовала бы стилю на онтологическим уровне, то здесь двух мнений быть не должно — конечно, Throbbing Gristle. Британская четверка во второй половине 1970-х совершила именно что индустриальную революцию — если панк только слегка потрепал и нахлобучил условную рок-музыку, то Throbbing Gristle прошлись по ней стопудовым катком, и их подход к звуку и смыслу аукается нам до сих пор. «Другой, такой же как я» в первую очередь интересен обилием любопытных деталей и малоизвестных подробностей — всем известны имена безумной четверки Throbbing Gristle (Дженезис Пи-Орридж, Кози Фанни Тутти, Питер Кристоферсон, Крис Картер), но здесь вспоминаются совсем уже потайные арт-личности, так или иначе оказавшие влияние на становление индустриальной культуры: Физзи Пейт, Рей Харви и другие. Кроме того, фильм постулирует ключевую для понимания творчества TG вещь — в одном из эпизодов Пи-Орридж вспоминает, как в детстве он любил играть на заброшенных складах и фабриках и вообще называет Throbbing Gristle детской шайкой. В самом деле, индастриал вопреки своему мертвящему промышленному колориту есть предельно органическая утробная культура, она сродни младенческому воплю (не зря же один из альбомов TG назвали «Путешествие сквозь тело»). Да, полудетская шайка — поэтому и труба, на которой играет Кози Фанни Тутти, звучит совершенно как пионерский горн. Отсюда и это жадное стремление делать все сразу, от картин и акций до музыки и порнографии: «драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота» — в сущности, это и есть принцип великой группы Throbbing Gristle. Максим Семеляк
Throbbing gristle такой же другой как я
Афиша февраля 1.02.-28.02.
Other, Like Me / Throbbing Gristle: Другой, такой же как я
Режиссер: Маркус Вернер Хэд, Дэн Фокс
Дата премьеры в РФ: 1, 5, 8, 13 и 15 августа в рамках Beat Film Festival
Сначала (то есть с 1969-го) была перформанс-группа COUM Transmissions — коллектив артистов разного плана, чье творчество хорошо описывает фраза «путешествие сквозь тело». Когда арт-банда распалась, на ее руинах возникли Throbbing Gristle — мрачная четверка (Дженезис Пи-Орридж, Кози Фанни Тутти, Питер Кристоферсон и Крис Картер), придумавшая музыкальный стиль индастриал.
Throbbing Gristle / 20 Jazz Funk Greats LP Poster
«Это было неизбежно, для этого пришло время. В слове industrial содержится ирония, потому что существует музыкальная индустрия» — так Дженезис Пи-Орридж, лидер группы Throbbing Gristle, говорил о создании лейбла Industrial Records. Пройдет много лет и ирония исчезнет: шоу-бизнес усвоит урок шумовой дисциплины и переплавит индастриал в более коммерческие жанры.
Грустить об этом глупо, потому что творческий метод Throbbing Gristle — постоянно расширять горизонты — предполагает и такое. Все, что они делали, постоянно переключаясь между разными видами искусств, — это протаптывали дорогу, проверяли реальность на прочность, испытав ее всю, они приоткрывали двери совсем в другие миры.
Даже перестав быть Throbbing Gristle как музыкальной группой и творческой ячейкой, они следовали этому потустороннему маршруту. Дальше всех, пожалуй, зашли Питер Кристоферсон и Дженезис Пи-Орридж: первый — в Coil, второй в Psychic Tv и Храме Душевной Юности, где он довел пресловутое journey through a body до конца.
Beat Film Festival
«Другой, такой же как я» работает в двух направлениях: просветительском (если вы ни черта не знаете о группе, то это отличная стартовая площадка) и ностальгическом (если знаете о группе все, то вам будет приятно посмотреть на любимые лица, а также вспомнить менее известных героев COUM Transmissions, например, Физзи Пейта или Рея Харви). Задача проехаться по всем обязательным верхам странным образом контрастирует с довольно недружелюбной природой фильма: как и музыка TG, этот док гремит, скрипит, шипит, бодрит, зовет. В этом плане его ближайший родственник — «Дэвид Линч: Жизнь в искусстве», который тоже действовал по принципу единства формы и содержания.
История стиля индастриал неразрывно связана с Throbbing Gristle, но не ждите здесь хроники жанра — о том, что было потом, пусть расскажут другие. Но «Другой, такой же как я» показывает, что эта музыка будет вечной, потому что она постоянно перепридумывается — достаточно взглянуть, как далеко явные и условные последователи TG ушли от первоначальных идей. В вечности останутся и те, кто ее придумал, в каких бы мирах они сейчас не обитали.
Throbbing gristle такой же другой как я
Throbbing Gristle: Такой же другой, как я 18+
Продолжительность: 80 мин.
Режиссёр: Маркус Вернер Хэд, Дэн Фокс
Производство: Великобритания, США
Хроники великих первопроходцев индастриала
1 августа фильм представит журналист Максим Семеляк
«Другой, такой же как я» в первую очередь интересен обилием любопытных деталей и малоизвестных подробностей — всем известны имена безумной четверки Throbbing Gristle (Дженезис Пи-Орридж, Кози Фанни Тутти, Питер Кристоферсон, Крис Картер), но здесь вспоминаются совсем уже потайные арт-личности, так или иначе оказавшие влияние на становление индустриальной культуры: Физзи Пейт, Рей Харви и другие. Кроме того, фильм постулирует ключевую для понимания творчества TG вещь — в одном из эпизодов Пи-Орридж вспоминает, как в детстве он любил играть на заброшенных складах и фабриках и вообще называет Throbbing Gristle детской шайкой. В самом деле, индастриал вопреки своему мертвящему промышленному колориту есть предельно органическая утробная культура, она сродни младенческому воплю (не зря же один из альбомов TG назвали «Путешествие сквозь тело»). Да, полудетская шайка — поэтому и труба, на которой играет Кози Фанни Тутти, звучит совершенно как пионерский горн. Отсюда и это жадное стремление делать все сразу, от картин и акций до музыки и порнографии: «драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота» — в сущности, это и есть принцип великой группы Throbbing Gristle.
Throbbing Gristle: Такой же другой, как я (Beat Festival)
Хроники великих первопроходцев индастриала
Индустриальная музыка — это не совсем то явление, в рамках которого следовало бы расставлять коллективы по старшинству, ранжиру и вкладу. Однако если приспичит назвать одну-единственную команду, которая соответствовала бы стилю на онтологическим уровне, то здесь двух мнений быть не должно — конечно, Throbbing Gristle. Британская четверка во второй половине 1970-х совершила именно что индустриальную революцию — если панк только слегка потрепал и нахлобучил условную рок-музыку, то Throbbing Gristle прошлись по ней стопудовым катком, и их подход к звуку и смыслу аукается нам до сих пор.
«Другой, такой же как я» в первую очередь интересен обилием любопытных деталей и малоизвестных подробностей — всем известны имена безумной четверки Throbbing Gristle (Дженезис Пи-Орридж, Кози Фанни Тутти, Питер Кристоферсон, Крис Картер), но здесь вспоминаются совсем уже потайные арт-личности, так или иначе оказавшие влияние на становление индустриальной культуры: Физзи Пейт, Рей Харви и другие. Кроме того, фильм постулирует ключевую для понимания творчества TG вещь — в одном из эпизодов Пи-Орридж вспоминает, как в детстве он любил играть на заброшенных складах и фабриках и вообще называет Throbbing Gristle детской шайкой. В самом деле, индастриал вопреки своему мертвящему промышленному колориту есть предельно органическая утробная культура, она сродни младенческому воплю (не зря же один из альбомов TG назвали «Путешествие сквозь тело»). Да, полудетская шайка — поэтому и труба, на которой играет Кози Фанни Тутти, звучит совершенно как пионерский горн. Отсюда и это жадное стремление делать все сразу, от картин и акций до музыки и порнографии: «драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота» — в сущности, это и есть принцип великой группы Throbbing Gristle.
Throbbing Gristle. Возвращенцы
Развлечение через боль – философия жесточайших нон-конформистов Throbbing Gristle, единственной группы на Земле, которая будоражит своих фэнов почти так же, как и своих критиков. Встречайте аутсайдеров из аутсайдеров – вместе с Dazed.
Пресловутый британский квартет Throbbing Gristle достиг всего, чего безуспешно добивались их современники в конце семидесятых – тотальной независимости и постоянного нарушения status quo. Throbbing Gristle вводит людей в затруднительное положение непосредственно из своей штаб-квартиры, расположенной в доме со сводчатыми террасами в Хокни. Их умение порождать противоречивую, сумасшедше-серьезную, странно-светскую, дружелюбно-грязную, сексуально-асексуалньную эстетику ставит в тупик и истеблишмент, и псевдо-бунтарей.
Специфически британский феномен, TG прочувствовали сумерки упадка и декаданса в современной Англии, и встроили их в свой музыкальный винегрет. Их антирок-н-ролл – это ненависть и надежда, насквозь пронизанные ритмом плеточных ударов; торжествующее однообразие, пропитывающее слои приторного звука; радость и агония, идущие в этосе TG, – развлечении через боль, – навстречу друг другу; смесь невинности и сложности, в которой сталкиваются между собой сортирный юмор и глубокомысленные заявления… рев запутанного, механизированного общества прорывается сквозь упорядоченный городской ландшафт.
Они – это звук, пропущенный через мясорубку кассетных магнитофонов, перегруженных усилителей, клекочущих скрипок и жестких ритмов, равно как и поросший сорняками вокал фронтмена Дженезиса Пи-Орриджа, его выкрики из сточной канавы, извергающие обрывки стихов, тарабарщину и подслушанные фразы. От нежных, легко ложащихся на слух, пародий и забористых частушек до подавляюще-механической музыки и работ в стиле «белый шум» – выбирай, что тебе нравится.
После того, как участники TG прекратили сотрудничество в восемьдесят первом, и двадцати пяти лет активной работы над разнообразными сольными проектами, кошмарная четверка воссоединилась в две тысячи четвертом. В этом году Throbbing Gristle выпустили долгожданный лонгплей The Endless Not, сыграли несколько концертов, написали саундтрэки к редким восьмимиллиметровым фильмам Дерека Джармэна, и в течение трех дней отсняли свое новое концертное видео – зрители таращились во все глаза на сборище пятидесяти-с-чем-то-летних креативщиков-садомазохистов.
ЖУЕМ ФАСТ-ФУД С THROBBING GRISTLE
Бар Barbican Bistro. 4 июля 2007 года.
Dazed & Confused: Вы снова объединились под вывеской Throbbing Gristle. Что вы испытываете, работая вместе – удовольствие или боль?
D&C: В чем вы видите корни эстетики TG?
Крис Картер: То, на чем держится TG – наши различия: размер целого гораздо больше, чем размеры всех его частей.
Питер «Слизи» Кристоферсон: А размеры некоторых наших дырок гораздо больше, чем размеры наших причиндалов.
D&C: Когда вы поняли, что создание TG было действительно хорошей идеей?
Кози: На нашем последнем концерте, в Сан-Франциско.
Дженезис: Чего? И это до тебя дошло только сейчас? Вот спасибо…
Кози: В том зале была очень странная энергетика… Я чувствовала себя так, как будто я сейчас стартую в космос прямо со сцены.
D&C: Как вы думаете, с чем ассоциируют Throbbing Gristle ваши фэны?
Дженезис: С нашей честностью. Ну и, конечно, они знают, что мы многим рискуем.
Кози: Со свободой. Мы признаем их право быть такими, какими они сами чувствуют себя, а не такими, какими они должны быть; со свободой выбирать самому, как жить дальше.
Слизи: Throbbing Gristle всегда были архетипически английской организацией. А Британия – единственная страна в мире, в которой благоговеют перед деревенскими идиотами. Мы всегда были аутсайдерами из аутсайдеров благодаря тому, что никак не определяли стиль, в котором играли, и делали все совершенно против правил, принятых в музыкальном бизнесе.
D&C: Почему ваша честность раздражает стольких людей?
Дженезис: Честность всегда раздражает людей, потому что заставляет их увидеть себя такими, какие они есть на самом деле.
Слизи: Люди всегда определенным образом заинтересованы в своей лености, иначе им придется искоренять свои недостатки.
Кози: Люди видят наши уязвимые места – их у нас навалом, – и принимают это за слабость. Я же, наоборот, думаю, что в этом наша сила, особенно когда ты это осознаешь. Наша уязвимость – это способ говорить со многими людьми одновременно.
D&C: В чем состоят ваши ежедневные обязанности на Industrial Records?
Кози: Я люблю канцтовары…
Дженезис: Засоряем собой кабинеты и телефонные линии.
Крис: А вот мы вчера еще ходили в Rymans. Было круто.
D&C: Что вы думаете про семидесятые и как оцениваете это десятилетие?
Крис: Я люблю семидесятые. Конечно, тогда были стачки, безработица, депрессия, но, с другой стороны, мы были вне всего этого. Зато был глэм-рок, было диско.
Дженезис: Я даже больше скажу – в таком мрачном месте, как наше общество, мы внедрились в современную культуру и сделали ее более актуальной, более доступной для обсуждения всеми желающими. Нашли новые формы, с помощью которых можно говорить о ней. Вот это то, что мы сделали на самом деле.
Кози: Не имеет значения, как все было мрачно в семидесятых. Я всегда придерживалась мнения, что на это можно наплевать, выйти вон из ситуации, или, в конце концов, попытаться изменить вещи к лучшему, потому что это просто переходный период. Сейчас все обстоит гораздо хуже, поскольку люди верят в то, что с ними все окей. Но это всего лишь затишье перед реальной бурей. Кажется, что культурная атмосфера сегодня быстро меняется, но в ней все еще остаются скрытые от посторонних глаз подводные течения – грязь и тотальный контроль.
D&C: Чувствуете ли вы в себе достаточно сил, чтобы что-то изменить?
Слизи: Если мы оказывали серьезное и значимое воздействие на культуру – это хороший пример для людей, делающих все ненормально. Все больше народу врубается, что недостаточно просто свободно мыслить – при этом можно еще и свободно жить.
Дженезис: Я не думаю, что мир можно изменить только лишь музыкой. Боб Дилан ничего не изменил; певцы протеста тоже ничего не добились. Они отражали чувства определенной группы людей, только и всего. Музыканты просто отражают и усиливают чувства, в надежде на то, что это породит диалог.
D&C: Насколько вы бесстыдны?
Дженезис: Я надеюсь, что порядком. Бесстыдны – отличное слово.
Крис: Язык мой – враг мой.
D&C: Как вы думаете, негативная реакция истеблишмента – это абсолютное подтверждение вашего бесстыдства?
Кози: Они стеснялись наших выходок, но только-то и всего. У них не было никаких конкретных зацепок, чего-то, о чем они могли сказать: «О боже мой, они не должны так делать!» Они просто не понимали истинный смысл того, что мы делали, истинный смысл происходящего.
D&C: Может быть, их пугала ваша сексуальная ориентация?
Дженезис: Нет, их пугало то, что в нашей музыке не было никаких догм, не было определенного, ясного, идеалистически-утопического послания. Это было примерно так: «Вот мир, иногда он смешной, как походка старой бабки, в песне «What A Day», иногда глупый, как в «Something Came Over Me», иногда же довольно серьезный, как в «Hamburger Lady», эта песня о человеке, сгоревшем на пожаре. Как они могут думать обо всем этом одновременно? В этом нет никакого смысла, обычно люди врубаются во что-то одно… Нет, они нас не проведут».
Кози: Они привыкли к песням протеста, которые хорошо продаются на крупных лейблах, и тут появляются TG, с которыми вообще непонятно, какого черта делать. Поэтому они и поспешили от нас откреститься.
Слизи: Их самой большой ошибкой было то, что они считали: «Трех выученных аккордов достаточно, чтобы создать группу». Тебе не нужны три аккорда, тебе вообще не нужны никакие аккорды. Тебе нужна только идея… То, о чем пели панк-группы, было когда-то актуальным и важным, но всю свою струнодерскую деятельность ребята основывали на совершенно неверных предпосылках – посмотрите хотя бы на нью-йоркскую рок-сцену того времени.
Дженезис: Все в конечном счете сводилось к тому, чтобы подписаться на богатом лейбле, к чему мы никогда не стремились. Все, чего мы хотели – это быть независимыми, свободными.
D&C: Насколько ваши родители в курсе того, чем вы занимаетесь?
Кози: Я счастлива, что мои предки отреклись от меня, когда мне было семнадцать, так что я никогда об этом не думала. Может, это и есть ключ к пониманию того, что я делаю по жизни.
Крис: Мои все еще интересуются, когда я найду себе нормальную работу.
Дженезис: Я дарю своим родителям записанные мной пластинки, но не думаю, чтобы они дослушали до конца хотя бы одну.
Слизи: А мои старики все еще стесняются того, что я покупал журналы с гейской порнухой, когда мне было четырнадцать.
Дженезис: Это становится образом жизни – постоянно шифровать что-то от родителей. Сегодня моя мама, которой восемьдесят девять лет, говорит: «О, ведь ты всегда опережал свое время, правда?» Но она все еще думает, что это у меня «подростковое» и пройдет, когда я повзрослею.
Ранее известен как Нил Эндрю Мегсон, теперь – как Дженезис Брейер Пи-Орридж. «Годы умственных и физических пыток», проведенные в муниципальной школе и армии, сделали из Дженезиса неистового бунтаря против всех форм власти и контроля. Изменил свое имя на Дженезис Пи-Орридж после того, как получил в школе прозвище Дженезис и провел несколько лет в нищете, постоянно питаясь овсяной кашкой – porridge.
Ранее известна как Кристин Кэрол Ньюби. Впервые повстречалась с Дженезисом в университете Халл на Acid Test Party в 1969 году. Он сказал «Привет», и у нее лопнула резинка на трусиках. Присоединилась к группе Дженезиса COUM и уехала вместе с ним. Сначала поменяла имя на Космозис, затем сократила его до Кози, и прибавила к своему новому прозвищу Фанни Тутти – трибьют традициям классической оперы.
Питер «Слизи» Кристоферсон
Получил прозвище «Слизи» от Дженезиса и Кози за интерес к сексуальной стороне деятельности группы COUM. Питер познакомился с дуэтом в 1974-м во время фотосессии. Дизайнер по образованию, работавший над созданием обложек альбомов Pink Floyd и Led Zeppeline, он участвовал в джем-сейшенах, управлял включением эффектов и сценических приборов, а также искал для группы девушек, согласных провести ночь с музыкантами – участие в коллективе ему было нужно, в основном, только ради этого.
Крис «Северин» Картер
Уроженец Лондона, чьи навыки по части создания музыки, обработки звука и звукозаписи были тепло приветствованы Дженезисом, Кози и Слизи в 1975-м. Трио было впечатлено тихим и вдумчивым выступлением сольного проекта Криса под названием Waveforms. Присутствие Криса в группе обеспечило TG мускулистую ритмо-мелодическую поддержку и притягивающий внимание звуковой шквал.
Партизанский арт-коллектив COUM Transmissions был образован изгнанником из университета Халл Дженезисом Пи-Орриджем дома у своих родителей в 1969 году. Дженезис вернулся в Халл, потерпев неудачу с поиском единомышленников, вместе со своей подружкой, Кози Фанни Тутти. В 1975 году местные почтальоны подали в суд на Дженезиса за попытку отправления пяти бандеролей «крайне непристойного вида». COUM приняли участие в массе выставок, хэппенингов, концертов и перфомансов, выступив однажды даже на разогреве у Hawkwind.
ЖУРНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА КОЗИ
ТАК ЗАКАЛЯЛСЯ THROB
Выпускающий лейбл TG также появился на свет в 1976-м, с целью «презентовать комплексные неразвлекающие шумы в рамках современной культурной ситуации, убеждать и обращать в свою веру». IR выпустила все студийные и концертные записи TG – холодные, как лед, раскопки на погосте индустриальной музыки.
TG построили студию звукозаписи на заброшенной фабрике в Хокни. Говорит Дженезис Пи-Орридж: «Мы индустриальны. Мы пародируем и исследуем индустриальные компании и их извращенную бесчеловечную этику. Работа на фабрике – это рабство, унижающее человеческое достоинство учреждение, поэтому мы назвали нашу студию «Фабрика Смерти»».
ВЗГЛЯД НА TG СО СТОРОНЫ
Электронный проект Тутти и Картера, также известный как CTI, Creative Technology Institute, созданный в 1981 году. Ритмичный и мелодичный синтипоп, увековеченный на хит-сингле «October Love Song». Выпустили в восьмидесятых десять впечатляющих пластинок, до сих пор вставляющих как надо.
В 1984-м Кристоферсон объединил усилия с еще одним деятелем музыкального андеграунда, Джоном Бэлансом. Дебютный альбом «Scatology» был посвящен исследованиям в области «трансмутации и алхимии». Написали саундтрэк к фильму ужасов «Восставший из Ада». Бэланс умер в 2004-м; в связи с его смертью Кристоферсон заявил, что Coil больше не существует и не будет выпускать новых работ.
Основанный Дженезисом и Слизи проект Psychic TV породился на свет божий в 1982 году и был представлен публике на четырехдневном собрании мастеров мультимедийных искусств, проходившем в Манчестере и Брикстоне. Музыка Psychic TV, на которую изрядно повлияли идеи Алистера Кроули, Уильяма Берроуза, маркиза де Сада, Филлипа Дика и тибетских монахов – псевдорелигиозный прото-рэйв, – описывалась Дженезисом Пи-Орриджем как «соблазнительная и гораздо более сострадательная». В знак своего уважения к кроулианской магической одержимости числом 23, PTV предприняли достойную всяческих похвал попытку записать концертный альбом, в который бы вошли записи с концертов в двадцати трех странах, сделанные двадцать третьего числа в течение двадцати трех месяцев. Также PTV основали Thee Temple Of Psychic Youth, Храм Психической Молодости, прихожанами которого до сих пор являются около десяти тысяч адептов. Недавно Пи-Орридж с командой молодых музыкантов завершил работу над первым альбомом PTV третьего созыва.
Шесть альбомов, записанных в период с 2004 по 2007 годы – музыкальные боевые действия «пандрогина» Дженезис Брейера Пи-Орриджа с имплантированной женской грудью в одной команде со своей женой, также «пандрогином», Леди Джей Брейер, а также с Брюином Даллом, Бабой Ларриджи, Ларри Трэшером и Моррисоном Илдли, который однажды сказал: «Мы все существуем только ради твоего мира».
Стюарт Тернбулл. Журнал «Хулиган», ноябрь 2007. Syndication «Dazed & Confused».