turing shaders что такое

NVIDIA. Раскрывая тайны архитектуры GPU Turing следующего поколения: удвоенный Ray Tracing, GDDR6 и многое другое

На презентации NVIDIA SIGGRAPH 2018 генеральный директор компании Дженсен Хуан официально представил долгожданную (и вызвавшую многочисленные слухи и домыслы) архитектуру Turing GPU. Следующее поколение графических процессоров NVIDIA, Turing, будет включать в себя ряд новых функций, и увидит мир уже в этом году. Хотя в центре внимания сегодняшних анонсов оказалась профессиональная визуализация (ProViz), мы ожидаем, что новая архитектура будет использоваться и в других предстоящих продуктах NVIDIA. Сегодняшний обзор это не просто перечисление всех особенностей Тьюринг.

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

Гибридный рендеринг и нейронные сети: RT & Tensor Cores

Так что же такого особенного и нового в архитектуре Тьюринг? Функция marquee, по крайней мере для комьюнити ProViz от NVIDIA, предназначена для гибридного рендеринга, который сочетает в себе трассировку лучей с традиционной растеризацией.

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

Главное изменение: NVIDIA включила в Turing еще больше оборудования для трассировки лучей, чтобы предложить наиболее быстрое хардварное ускорение трассировки лучей. Новым для архитектуры Тьюринга является специализированный вычислительный блок RT Core, как его называет NVIDIA, в настоящее время о нем недостаточно много информации, известно лишь что его функция — поддержка трассировки лучей. Эти процессорные блоки ускоряют как проверку пересечения лучей и треугольников, так и манипуляции с BVH (иерархии ограничивающих объемов).

NVIDIA заявляет, что самые быстрые компоненты Тьюринг могут обсчитывать 10 миллиардов (Гига) лучей в секунду, что по сравнению с неускоренным Pascal является 25-кратным улучшением характеристик трассировки лучей.

Архитектура Тьюринг включает тензорные ядра Volta, которые были усилены. Тензорные ядра являются важным аспектом нескольких инициатив NVIDIA. Наряду с ускорением трассировки лучей, важным инструментом в «магической сумке с фокусами» NVIDIA является уменьшение количества лучей, требуемых в сцене с помощью шумоподавления AI, чтобы очистить изображение, здесь тензорные ядра справляются лучше всех. Конечно, это не единственная область, где они хороши – все нейронные сети и AI империи NVIDIA построены на них.

Turing характерна поддержка более широкого диапазона точности, а значит, возможность значительного ускорения в рабочих нагрузках, которые не имеют высоких требований к точности. Помимо precision mode Volta FP16, тензорные ядра Turing поддерживают INT8 и даже INT4. Это в 2 и 4 раза быстрее, чем FP16, соответственно. Хотя на презентации NVIDIA не пожелала углубляться в детали, я бы предположил, что они реализовали что-то похожее на упаковку данных, которую используют для низкоточных операций на ядрах CUDA. Несмотря на сниженную точность нейронной сети (уменьшена отдача — по INT4 мы получаем всего 16 (!) значений) — есть определенные модели, которым действительно достаточен этот низкий уровень точности. Как результат, режимы сниженной точности покажут хорошую пропускную способность, особенно в задачах вывода, что несомненно порадует некоторых пользователей.

Возвращаясь к гибридному рендерингу в целом, интересно, что несмотря на эти большие индивидуальные ускорения, общие обещания NVIDIA по приросту производительности выглядят несколько скромнее. Хотя компания и обещает повысить производительность в 6 раз по сравнению с Pascal, не пора ли поинтересоваться, какие именно части ускорены, и в сравнении с какими. Время покажет.

Между тем, чтобы лучше использовать тензорные ядра вне задач трассировки лучей и узконаправленных задач глубокого обучения, NVIDIA будет развертывать SDK, NVIDIA NGX, что позволит интегрировать нейронные сети в обработку изображений. NVIDIA предполагает использование нейронных сетей и тензорных ядер для дополнительной обработки изображений и видео, включая такие методы, как предстоящее Deep-Anti-Aliasing (DLAA).

Turing SM: выделенные ядра INT, единый кэш, Variable Rate Shading

Наряду с RT и тензорными ядрами, архитектура Turing Streaming Multiprocessor (SM) и сама преподносит новые трюки. В частности, унаследовано одно из последних изменений Volta, в результате которого ядра Integer выделяются в свои собственные блоки, а не являются частью ядер CUDA с плавающей точкой. Преимущество — ускоренная генерация адресов и производительность Fused Multiply Add (FMA).

Что касается ALU (я все еще жду подтверждения для Turing) — поддержка более быстрых операций с низкой точностью (например, быстрый FP16). В Volta это реализовано как операции FP16 на удвоенной частоте относительно FP32, и INT8 операции на скорости 4x. Тензорные ядра уже поддерживают эту концепцию, поэтому было бы логично перенести ее на ядра CUDA.
Быстрая FP16, технология Rapid Packed Math и другие способы упаковки нескольких небольших операций в одну крупную операцию — все это ключевые компоненты улучшения производительности графического процессора в то время, когда закон Мура замедляется.

Используя большие (точные) типы данных только по мере необходимости, их можно упаковать вместе, чтобы выполнить больше работы за тот же период времени. Это, в первую очередь, важно для вывода нейронных сетей, а также для разработки игр. Дело в том, что не все шейдерные программы нуждаются в точности FP32, а сокращение точности может повысить производительность и сократить полезную пропускную способность памяти и использование файла реестра.

Turing SM включает в себя нечто, что NVIDIA называет «unified cache architecture». Поскольку я все еще ожидаю официальных SM-диаграмм от NVIDIA, неясно, является ли это той же унификацией, которую мы видели у Volta — где кеш L1 был объединен с общей памятью — или NVIDIA сделала еще один шаг вперед. Во всяком случае, NVIDIA заявляет, что теперь предложена вдвое большая пропускная способность относительно «предыдущего поколения», но при этом неясно, имеется ввиду «Паскаль» или «Вольта» (последнее более вероятно).

Наконец, глубоко спрятанное в пресс-релизе Turing, обнаружено упоминание поддержки variable rate shading. Это относительно молодая и развивающаяся технология графического рендеринга, о которой мало информации (особенно о том, как именно она реализована у NVIDIA). Но на очень высоком уровне абстракции это звучит как «технология нового поколения NVIDIA, позволяющая применять затенение с различным разрешением, что дает возможность разработчикам отображать различные области экрана при различных эффективных разрешениях для концентрации качества (и времени рендеринга) в областях, где это наиболее необходимо».

«Накормить зверя»: поддержка GDDR6

Поскольку память, используемая графическими процессорами, разрабатывается сторонними компаниями, здесь нет секретов. JEDEC и его крупные 3 участника Samsung, SK Hynix и Micron развивают память GDDR6 в качестве преемника GDDR5 и GDDR5X. NVIDIA подтвердила тот факт, что Turing будет ее поддерживать. В зависимости от производителя, GDDR6 первого поколения рекламируется как обладатель пропускной способности памяти до 16 Гбит/с на шину, что вдвое больше, чем у карт последнего поколения NVIDIA GDDR5, и на 40% быстрее, чем у последних карт GDDR5X от NVIDIA.

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

По сравнению с GDDR5X, GDDR6 не выглядит каким-то крупным прорывом, так как многие нововведения GDDR6 уже были применены в GDDR5X. Принципиальные изменения здесь включают более низкие рабочие напряжения (1.35v), а внутренне память теперь разделена: два канала памяти на микросхему. Для стандартного 32-битного чипа — два 16-битных канала памяти, в общей сложности имеем 16 таких каналов на 256-битной карте. Хотя это, в свою очередь, говорит, что существует очень большое количество каналов, графические процессоры получат от нововведения максимальную выгоду, ведь исторически они являются максимально «параллельными» устройствами.

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

NVIDIA со своей стороны подтвердила, что первые карты Turing Quadro будут использовать GDDR6 со скоростью 14 Гбит/с. При этом NVIDIA также подтвердила использование памяти Samsung, особенно для своих передовых 16-гигабайтных устройств. Это важно, так как означает, что типичный 256-битный графический процессор NVIDIA может быть оснащен 8 стандартными модулями и получить 16 ГБ общей емкости памяти, или даже 32 ГБ, если они используют clamshell mode (позволяет адресовать 32 Гбайт памяти на стандартной 256-битной шине).

Всякие подробности: NVLink, VirtualLink и 8K HEVC

Уже заканчивая обзор архитектуры Turing, NVIDIA мимоходом подтвердила поддержку некоторых новых функций внешнего ввода-вывода. Поддержка NVLink будет присутствовать, как минимум, в нескольких продуктах Turing. Напомним, что NVIDIA использует ее во всех трех новых картах Quadro. NVIDIA предлагает двухстороннюю конфигурацию графического процессора.

Важный момент (прежде чем часть нашей аудитории, ориентированной на игры, углубится в чтение): наличие NVLink в оборудовании Turing еще не означает, что оно будет использоваться в потребительских видеокартах. Возможно все ограничится только картами Quadro и Tesla.

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

С добавлением поддержки VirtualLink у игроков и пользователей ProViz будет что ожидать от VR. Альтернативный режим USB Type-C был анонсирован в прошлом месяце и поддерживает 15 Вт + мощности, передачу 10 Гбит/с данных благодаря USB 3.1 Gen 2, 4 полосы DisplayPort HBR3 на одном кабеле. Другими словами, это соединение DisplayPort 1.4 с дополнительными данными и мощностью. Это позволяет видеокарте напрямую управлять головной гарнитурой VR. Стандарт поддерживается NVIDIA, AMD, Oculus, Valve и Microsoft, поэтому продукты Turing станут первыми из ряда продуктов, которые будут поддерживать новый стандарт.

Хотя NVIDIA только едва коснулась темы, мы знаем, что блок видеокодера NVENC был обновлен в Turing. Последняя итерация NVENC добавляет специальную поддержку кодирования HEKC 8K. Тем временем NVIDIA смогла улучшить качество своего кодировщика, позволяя достичь такого же качества, как и раньше, с меньшим на 25% битрейтом видео.

Показатели производительности

Наряду с объявленными спецификациями оборудования, NVIDIA показывает несколько цифр производительности оборудования Turing. Следует отметить, что здесь мы знаем очень и очень мало. Компоненты, по-видимому, основаны на полностью и частично включенных Turing SKU с 4608 ядрами CUDA и 576 тензорными ядрами. Частоты не раскрываются, однако, поскольку эти цифры профилированы для аппаратного обеспечения Quadro, мы, вероятно, увидим более низкие тактовые частоты, чем на любом потребительском оборудовании.

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

Наряду с вышеупомянутым показателем 10GigaRays/sec для ядер RT, производительность тензорных ядер NVIDIA составляет 500 триллионов тензорных операций в секунду (500T TOPs). Для справки, NVIDIA часто упоминает GPU GV100 как способную выдать максимум 120T TOP, но это не одно и то же. В частности, в то время как GV100 упоминается при обработке операций FP16, производительность Turing цитируется с чрезвычайно низкой точностью INT4, которая как раз составляет четверть размера FP16 и, следовательно, увеличивает пропускную способность в четыре раза. Если мы будем нормализовать точность, то тензорные ядра Тьюринга, по-видимому, не имеют лучшей пропускной способности на ядро, а скорее предлагают больше вариантов точности, чем Volta. Во всяком случае, 576 тензорных ядер в этом чипе ставят его почти вровень с GV100, который имеет 640 таких ядер.

Что касается ядер CUDA, NVIDIA заявляет, что графический процессор Turing может предложить 16 TFLOPS производительности. Это немного опережает 15 TFLOPS производительности с единой точностью Tesla V100, или еще больше опережает 13,8 TFLOPS от Titan V. Если вы ищете более понятную потребителю информацию, это примерно на 32% больше чем у Titan Xp. Набросав несколько приблизительных расчетов на бумаге, можно предположить тактовую частоту GPU примерно в 1730 МГц, с учетом, что на уровне SM не было никаких дополнительных изменений, которые бы поменять традиционные формулы производительности ALU.

Между тем NVIDIA заявила, что карты Quadro будут поставляться с памятью GDDR6, работающей со скоростью 14 Гбит / с. И глядя на две лучших Quadro SKU, предлагающие 48 ГБ и 24 ГБ GDDR6 соответственно, мы почти видим 384-битную шину памяти у этого графического процессора Turing. Переходя к цифрам, это составляет до 672 ГБ/с пропускной способности памяти для двух топовых карт Quadro.

В противном случае, с изменением архитектуры сложно сделать много полезных сравнений производительности, особенно сравнивая с Pascal. Из того, что мы видели у Volta, общая эффективность NVIDIA повысилась, особенно в хорошо продуманных вычислительных нагрузках. Таким образом, примерно 33% улучшение производительности на бумаге, в сравнении с Quadro P6000, вполне может оказаться чем-то намного большим.

Я упомяну размер кристалла нового графического процессора. Расположившись на 754 мм2, он не просто большой, он огромный. По сравнению с другими графическими процессорами уступает по величине только NVIDIA GV100, который в настоящее время остается флагманом NVIDIA. Но учитывая 18,6 млрд транзисторов, легко понять, почему результирующий чип должен быть таким большим. Видимо у NVIDIA есть большие планы на этот GPU, что в итоге сможет оправдать наличие двух огромных графических процессоров в своем стеке продуктов.

NVIDIA, со своей стороны, не указала конкретный номер модели этого GPU – является ли он традиционным графическим процессор класса 102 или даже 100-го класса. Интересно, увидим ли мы модификацию этого типа GPU для потребительского продукта в той или иной форме; он настолько велик, что NVIDIA может пожелать сохранить его для своих более прибыльных графических процессоров Quadro и Tesla.

Выйдет в четвертом квартале 2018 года, если не раньше

Напоследок скажу, что наряду с анонсом архитектуры Turing, NVIDIA объявила, что первые 4 карты Quadro на базе графических процессоров Turing — Quadro RTX 8000, RTX 6000 и RTX 5000 начнут поставляться в четвертом квартале этого года. Поскольку сама природа этого анонса несколько инвертирована — обычно NVIDIA сначала объявляет потребительские компоненты — я бы не стал применять ту же временную шкалу к потребительским картам, которые не имеют столь жестких требований к валидации. Мы увидим оборудование Turing в четвертом квартале этого года, если не раньше. Желающие купить Quadro могут начинать экономить деньги уже сейчас: лучшая из новых карт Quadro RTX 8000 обойдется вам примерно в 10 000 долларов.

Наконец, что касается потребителей с Tesla от NVIDIA, запуск Turing оставляет Volta в подвешенном состоянии. NVIDIA не рассказала нам, будет ли Turing в конечном итоге расширяться в high-end пространство Tesla — заменив GV100 — или их лучший процессор Volta останется хозяином своего домена на века. Однако, поскольку другие карты Tesla были до сих пор основаны на Pascal, они первые кандидаты на вытеснение Тьюрингом в 2019 году.

VPS (KVM) E5-2650 v4 (6 Cores) 10GB DDR4 240GB SSD 1Gbps до декабря бесплатно при оплате на срок от полугода, заказать можно тут.

Источник

Архитектура Turing и особенности новых видеокарт GeForce RTX

Жизненный срок видеокарт семейства Pascal оказался довольно долгим. Старшие модели продержались на рынке более двух лет и еще будут присутствовать некоторое время в продаже. В течение этого периода мы увидели новые решения на архитектуре Volta, которые остались уделом специализированных ускорителей вычислений. Единственным игровым продуктом семейства Volta стал TITAN V, выпущенный небольшим тиражом при чрезвычайно высокой цене. Но теперь настал момент старта нового поколения, которое должно изменить все. Новые видеокарты на архитектуре Turing не просто привносят очередное повышение производительности, они несут в себе ряд технологических инноваций и являются первыми игровыми решениями, которые поддерживают трассировку лучей в реальном времени. Поэтому даже привычное название GeForce GTX было изменено на GeForce RTX. В данном обзоре мы поговорим об особенностях архитектуры Turing и технических параметрах новых GPU. Практическому знакомству с видеокартами, включая тестирование и сравнение со старыми моделями NVIDIA, будут посвящены следующие обзоры.

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

Видеокарты GeForce RTX

В семействе Turing можно выделить несколько ключевых изменений. Это абсолютно новая архитектура GPU, появление новых вычислительных блоков — тензорных и RT ядер, ускоренная обработка шейдеров.

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

На данный момент представлено три видеокарты — GeForce RTX 2080 Ti, GeForce RTX 2080 и GeForce RTX 2070. Все они базируются на разных GPU Turing. Топовая модель получила самый мощный процессор TU102, кристалл которого изображен ниже на слайде.

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

Вначале приведем блок-схему каждого нового GPU, опишем общие характеристики видеокарт, а потом детально рассмотрим архитектурные изменения. Все процессоры производятся по технологии 12-нм FinFET. Они сохраняют кластерную структуру, когда GPU состоит из нескольких GPC, и, меняя количество таких кластеров, масштабируется производительность каждого конкретного чипа.

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

TU102 (GeForce RTX 2080 Ti)

Старший графический процессор TU102 состоит из 18,6 миллиардов транзисторов при площади кристалла 754 кв.мм. Если сравнить его с GP102 (GeForce GTX 1080 Ti), то площадь нового чипа и количество транзисторов выросло на 55–60%. У TU102 всего шесть кластеров GPC, каждый содержит по шесть текстурно-процессорных кластеров TPC, объединяющих мультипроцессорные блоки SM. Последние заметно реорганизованы и включают новые блоки, о чем подробнее будет сказано ниже. Каждый SM-блок насчитывает 64 основных вычислительных блока (CUDA-cores). При 72 SM всего получается 4608 потоковых процессоров. Однако GPU GeForce RTX 2080 Ti (как в свое время и у GeForce GTX 1080 Ti) немного урезан. У топовой видеокарты отключены два SM, в итоге общее количество потоковых процессоров равно 4352. Также у данного решения имеется 544 новых тензорных ядра и 68 RT-ядер, 272 текстурных блока и 88 блоков растеризации ROP.

Для сравнения можно напомнить, что GeForce GTX 1080 Ti на базе GP102 оперировал только 3584 ядрами CUDA при 224 текстурных блоках. Так что наращивание потенциала у нового TU102 весьма значительное. Шина памяти осталась 352-битной, но используются новые микросхемы памяти GDDR6 с эффективной частотой обмена данными, эквивалентной значению 14 ГГц. Объем памяти 11 ГБ на уровне старого флагмана, и это вполне достаточно для современных игр в высоких разрешениях.

Судя по блок-схеме у процессора TU102 всего 12 контроллеров памяти разрядностью 32 бита. Поэтому чип может работать с 384-битным интерфейсом. Возможно, мы увидим такую шину вместе с 4608 потоковыми процессорами в новых Titan. Кэш L2 у GeForce RTX 2080 Ti достигает 5632 КБ. Очевидно, что полный объем L2 равен 6 МБ, но он немного порезан вместе с шиной.

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

TU104 (GeForce RTX 2080)

Следующий в иерархии процессор TU104 имеет конфигурацию из шести кластеров GPC по четыре TPC. В прошлом поколении Pascal сохранялась идентичность внутренней структуры кластеров для решений среднего и топового уровня, лишь в бюджетных GPU уменьшалось количество TPC. Вероятно, такая конфигурация TU104 является оптимальной для сохранения некоего баланса производительности и гибкого управления ресурсами — число кластеров на уровне топового GPU, но они слабее. При этом задействовано 46 SM-блоков из 48, что дает 2944 активных вычислительных ядер CUDA, 368 тензорных ядер, 46 ядер RT и 184 текстурных блока. Объем кэш-памяти L2 равен 4 МБ, что вдвое выше объема L2 у GP102 (GeForce GTX 1080).

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

TU106 (GeForce RTX 2070)

Неожиданностью стала премьера третьего чипа для GeForce RTX 2070. По аналогии с прошлыми поколениями можно было ожидать простого урезания блоков на процессоре старшей видеокарты. Но основой GeForce RTX 2070 стал GPU TU106 с тремя стандартными кластерами по шесть TPC. Общее количество потоковых процессоров 2034, тензорных блоков 288, блоков RT 36, текстурных блоков 144. При прямом сравнении GeForce RTX 2070 с GeForce RTX 2080 получается разница 28% по вычислительным блокам. Кэш-память L2 осталась на уровне 4 МБ.

TU104 и TU106 обладают 256-битной шиной памяти (8 контроллеров разрядностью 32 бит). При этом видеокарты используют память GDDR6 с эффективной частотой 14 ГГц, что обеспечивает рост пропускной способности памяти относительно прошлого поколения.

Как видим, общая конфигурация вычислительных блоков даже у младшего GPU достаточно мощная, не говоря уже о топовом TU102. А ведь в них еще появились и новые функциональные блоки. Поэтому чипы Turing являются сложными и довольно крупными кристаллами. TU102 состоит из 18,6 млрд. транзисторов, TU104 из 13,6 млрд., а TU106 насчитывает 10,8 млрд. транзисторов. В итоге даже при переходе на 12-нм техпроцесс мы не видим роста рабочих частот. Если говорить, о GeForce RTX 2080 Ti, то тут вообще заявлено базовое значение в 1350 МГц при Boost Clock до 1635 МГц. Для младших GPU рабочие частоты выше, но они примерно на уровне моделей Pascal.

С частотами связан один интересный момент. Впервые NVIDIA вводит разные Boost-частоты при одинаковых базовых значениях. В официальных спецификациям мы видим более высокие значения Boost для моделей Founders Edition производства самой NVIDIA. При этом остальные карты тоже обозначены как Reference, что вводит в заблуждение, поскольку именно референсные версии мы привыкли ассоциировать с Founders Edition. У нас была возможность быстро сравнить видеокарту от NVIDIA с моделью другого производителя, и в реальности разница по частотам минимальная. Так что не стоит бояться разных характеристик. При наличии хорошего охлаждения производительность всех GeForce RTX одной серии будет схожей. Хуже остальных могут оказаться те редкие модели с кулером турбинного типа, которые анонсировали некоторые партнеры.

TDP новых видеокарт остался примерно на старом уровне. Так, для GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition заявлено 260 Вт и 250 Вт для партнерских версий. Для GeForce RTX 2080 это 225 и 215 Вт, что выше TDP серии GeForce GTX 1080, но в целом приемлемо для топовых продуктов.

После общего обзора новых GPU поговорим непосредственно об инновациях архитектуры Turing.

Особенности архитектуры Turing

Важные изменения произошли на уровне мультипроцессорных блоков SM, которые имеют стандартную структуру во всех вариантах GPU Turing. Новая архитектура наследует возможности вычислительной архитектуры Volta и игровой архитектуры Pascal. Все вычислительные блоки внутри SM сгруппированы в четыре массива обработки данных со своей управляющей логикой (данные регистров, планировщик). В одном SM насчитывается 64 потоковых процессора. И эти вычислительные блоки теперь умеют одновременно выполнять целочисленные операции (INT32) и операции с плавающей запятой (FP32). Кстати, на схеме SM они обозначены, как разные функциональные блоки. Интересно, что у Pascal было по 128 ядер CUDA в SM, но расчеты формата INT и FP производились в последовательном порядке.

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

Согласно данным NVIDIA в современных приложениях при выполнении игровых шейдеров целочисленные вычисления занимают до 36%. И выполнение операций двух типов в один поток значительно ускорит общие вычисления. Тут заодно можно сказать о некоем дисбалансе, поскольку полное дублирование INT32 и FP32 не нужно. Но такая структура может быть актуальной для неигровых вычислений и задач.

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

Обновленная унифицированная структура кэша L1 позволяет конвейеру TPC эффективнее работать с ним. При сохранении общего объема кэша L1 на уровне 96 КБ меньше латентность, а общая пропускная способность может вырасти до двух раз. Также во всех процессорах увеличен объем общего кэша L2. К примеру, в GPU TU102 это 6 МБ вместо 3 МБ у старого GP102.

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

Появились и абсолютно новые блоки. Это восемь тензорных ядер для математических операций машинного обучения и один блок RT (Ray-tracing) для расчетов трассировки лучей. Но даже без учета новых блоков и новых возможностей рендеринга NVIDIA говорит о среднем росте шейдерной производительности около 50%, что звучит весьма внушительно. В виртуальной реальности VR этот прирост двукратный и даже выше. Это выглядит очень оптимистично, и походу статьи мы раскроем много нюансов, которые дают такой комплексный эффект.

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

В очередной раз улучшены алгоритмы сжатия данных в буфере кадра, что уменьшает количество обращений к внешней памяти. В сочетании с чипами GDDR6, которые работают при 14 Гбит/с, утверждается о росте эффективной пропускной способности до 50%. Отдельных пользователей насторожило, что GeForce RTX 2080 Ti сохранил объем в 11 ГБ, а GeForce RTX 2080/2070 получили по 8 ГБ памяти, ведь это на уровне существующих моделей Pascal. Однако такого объема сейчас хватает для высоких разрешений, а Turing в теории еще более эффективно работает с памятью.

Чипы Turing получили поддержку новых feature level из Direct 12. Улучшены асинхронные вычисления. Также новая архитектура имеет ряд улучшений для ускоренной обработки шейдеров.

Mesh Shading предлагает новый единый конвейер геометрии, заменяя вершинные, геометрические шейдеры и тесселяцию. Это более гибкий в управлении конвейер с новым типов шейдеров Task Shaders и Mesh Shaders, который позволяет одновременно работать с геометрией группы объектов, уменьшая общее количество draw calls.

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

Mesh Shading будет эффективен в сценах со множеством объектов и сложной геометрией, позволяя более гибко управлять LOD. На уровне DirectX 12 его можно реализовать через NVAPI. Также поддержку Mesh Shading добавят в OpenGL и Vulkan.

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

Перспективно выглядит технология Variable Rate Shading (VRS). Этот метод позволяет регулировать качество шейдинга в семплах 4×4 пикселя. Это дает возможности для гибкой оптимизации. Например, на периферии изображение может быть размыто эффектами Motion Blur и высокая точность проработки семплов тут не имеет значения. Это весьма актуально для гоночных игр, где дорога и окружение на периферии кадра часто смазываются.

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

Три алгоритма используют VRS:

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

Все это требует внедрения со стороны разработчиков. Однако VRS может реально улучшить производительность. Также это один из факторов, снижающих нагрузку на видеопамять.

Turing поддерживает новую модель Texture Space Shading (TSS). Значения шейдерных данных хранятся в памяти в специальном текстурном пространстве, откуда потом могут повторно вызываться. TSS позволяет использовать такие тексели для временного рендеринга и разных систем координат.

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

TSS является одним из элементов ускорения обработки VR. Каждый глаз видит похожее изображение. При визуализации кадра правого глаза используются данные из кадра левого глаза, а заново обработаны будут только те текстели, где нет подходящих образцов.

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

Тензорные ядра Turing являются улучшенными ядрами Volta. Они нужны для выполнения задач с применением искусственного интеллекта. Эти блоки поддерживают расчеты в режимах INT8, INT4 и FP16 при работе с массивами матричных данных для глубокого обучения в реальном времени. Каждое тензорное ядро выполняет до 64 операций с плавающей запятой, используя входные данные формата FP16. То есть один SM с восемью ядрами обрабатывает 512 операций FP16 за такт. Вычисления INT8 проходят на удвоенной скорости 1024 операций, а для INT4 выполняется 2048 операций за такт. И топовый GPU TU102 способен обеспечить пиковую тензорную производительность до 130,5 TFLOPS (Quadro RTX 6000).

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

Компания NVIDIA давно работает в области искусственного интеллекта. Однако до недавнего времени все технологии на базе обучаемых нейросетей казались уделом каких-то узкоспециализированных областей и больших дата-центров. С появлением Turing ситуация меняется, ведь мы получаем не только аппаратную платформу, но и новые программные возможности. Для интеграции возможностей искусственного интеллекта используется NVIDIA NGX (Neural Graphics Acceleration), позволяя задействовать возможности глубокого обучения для улучшения графики и визуального отображения.

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

На базе NGX уже реализована технология повышения разрешения изображения AI Super Rez, технология InPainting для восстановления фрагментов фотографий и некоторые другие интересные функции.

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

Но самым важным является сглаживание Deep Learning Super-Sampling (DLSS). Это развитие Temporal AntiAliasing (TAA) с использованием новых интеллектуальных возможностей Turing. Сейчас TAA является самым распространенным методом сглаживания, который дается с мизерными потерями производительности в несколько процентов. TAA использует данные прошлого кадра для семплов нового. При хорошем результате сглаживания краев этот метод дает определенное смазывание и дрожание картинки, особенно в динамике. DLSS использует специально обученную нейронную сеть для более быстрой и качественной выборки. Новый метод дает четкую картинку при еще меньших затратах производительности.

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

turing shaders что такое. Смотреть фото turing shaders что такое. Смотреть картинку turing shaders что такое. Картинка про turing shaders что такое. Фото turing shaders что такое

Сглаживание DLSS выглядит очень перспективно, причем оно легко интегрируется в игры, что упростит его популяризацию. Интересно, что на графиках NVIDIA показан весьма значительный рост fps при активации DLSS. Причина в том, что при DLSS возможны разные методы выборки, и в некоторых режимах речь, по сути, идет о реконструкции финального изображения из меньшего. То есть это действительно может ускорять рендеринг. Также надо понимать, что многие игры сейчас используют технологии адаптивного разрешения со сглаживанием через TAA. Не каждый пользователь в курсе таких тонких настроек. И если ему при автоматической настройке будет выставлен режим DLSS, то он получит заметное улучшение качества картинки при реальном росте быстродействия.

На данный момент известно об интеграции DLSS в движки Unreal Engine и Unity. А список игр, в которые добавят это сглаживание, постоянно растет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *