v значит вендетта значение
V значит Вендетта (фильм)
Экранизация культового графического романа Алана Мура и Дэвида Ллойда, вышедшая на экраны в 2006 году.
На следующий день V захватывает телецентр Джордан (в котором работает Иви), чтобы транслировать своё послание с призывом к революции всей Британии, после чего похищает Иви почти из-под носа у полиции. Расследовать дело берётся сам шеф полиции — старший инспектор Эрик Финч (Стивен Ри). Здесь присказка кончается, а история только начинается…
Содержание
Мнение авторов комикса [ править ]
« | [Фильм] был превращен в притчу об эре Буша людьми слишком робкими, чтобы действие политической сатиры происходило в их стране… Это противоречивая, тщетная и в целом бесплодная американская либеральная фантазия о ком-то с американскими либеральными ценностями, выступающего против государства, управляемого неоконсерваторами — совершенно не то, о чем комикс «V значит вендетта» — о фашизме, об анархизме, об Англии. | » |
— Алан Мур после прочтения сценария |
Помимо вышеозначенной гневной тирады, Мур выступал против того, что в фильме V выведен этаким супергероем, мстителем, спасающим мир, ведь его роль в исходной истории значительно сложнее.
И наоборот — соавтор и иллюстратор Дэвид Ллойд остался чрезвычайно доволен экранизацией.
Фильм «V значит Вендетта»: психологический обзор, смысл
Фильм «V значит Вендетта» поднимает очень непростые этические, нравственные, религиозные и политические темы. Но я не буду затрагивать вышеперечисленные аспекты, а хочу поисследовать психологическую сторону происходящих в фильме событий.
Фильм на самом деле очень цепляющий, свидетельство тому высокий рейтинг и множество положительных отзывов.
Что же нас так в нем привлекает и какие струны души он мастерски задевает?
Смысл фильма «V значит Вендетта» — феномен Тени
На мой взгляд, этот фильм описывает различные аспекты феномена Тени, или архетипа Тени, который является неотъемлемой частью любого общества в целом и отдельной личности в частности.
Тень — это часть нашей личности, которая не приемлет сознанием и поэтому вынуждена скрываться в бессознательном, изредка давая о себе знать.
Любое наше качество имеет два полюса, и если мы выбираем проявлять только один из полюсов, то второй незамедлительно пополняет ряды теневой стороны личности. При этом тень может хранить в себе и положительные черты и стремления, которые не находят своего выражения в жизни человека.
Там же может быть запечатана и наша творческая энергия. Юнг говорил, что тень в терапии может проявляться в трех аспектах:
Фильм я рассмотрю с двух позиций: как историю развития личности на примере Иви и обретения ее теневой стороны, и как историю антиутопического британского общества, которое познакомилось со своей коллективной тенью.
История развития личности Иви
Итак, мы переносится в Британию, где представлена альтернативная история, когда к власти пришли нацисты. Здесь царит строгий режим, активная пропаганда и отсутствия свободы слова и самовыражения.
Этот жесткий порядок возглавляет канцлер Сатлер.
Иви — молодая девушка, которая живет жизнью тихой мышки, по принципу «не высовывайся». Иви лишилась родителей в 12 лет, когда их арестовал существующий ныне режим за активное противодействие власти. При этом девочку отдали на 5 лет на перевоспитание.
Иви живет в постоянном страхе, одна, у нее нет подруг и партнера.
«Я не хотела все время бояться, но не выходит»
Девушка мечтала быть актрисой, но после смерти матери эта мечта осталась нереализованной. Если использовать распространённое мистическое представление о том, что каждая наша встреча неслучайна, то можно предположить, что Вендетта должен был помочь Иви измениться, решить те внутренние задачи, которые она длительное время не могла решить самостоятельно.
Очевидно в тот момент, когда она потеряла своих родителей, учитывая обстоятельства ареста и прихода к власти канцлера, у Иви страх, ограничение в самовыражении и свободе быть несогласной укоренились в сознании, а смелость, стремление к самоактуализации и решительность в проявлении недовольства ушли в Тень, а поскольку эти качества очень созвучны с мужской частью личности Иви, тогда можно предположить, что Вендетта воплотил в себе ее Тень-Анимус.
Где мы можем найти подтверждение этой гипотезы.
Встреча
Иви встречает Вендетту
Можно не бояться сказать «нет» и дать агрессивный отпор. То есть Вендетта показывает абсолютно противоположную сторону, намекая на теневую часть самой Иви.
«Меня зовут Иви. Иви, И…В….И – ну да, конечно».
Возможно здесь есть намек на то, что Вендетта является ее внутренней сущностью, которую она смягчила, окружив свою личность ореалом мягкости и податливости, смягчила подобно буквам «и», которые смягчают согласные буквы.
Мечта
Иви мечтала быть актрисой, при этом Вендетта очень театрален и проигрывает с ней постоянно сцены из Шекспировских пьес, декламирует стихи и отвешивает театральные поклоны.
«Скрой кто я есть и будь моей опорой, личина мне нужна пригодная для достижения цели»
Маска часто символизирует Персону, театральная маска – это то, что мы одеваем, когда выходим в социум и отыгрываем там свои роли. Но если взять, например, истории о супергероях, то там маска помогает им проявить их сущность, которая в повседневной жизни находиться в тени, маска помогает выйти из тени и предъявить себя миру подлинным, хоть и со скрытым лицом.
Так же маска — это отличная почва для проекций, которые легко впоследствии лягут на Вендетту и со стороны Иви, и со стороны общества.
Какие же задачи предстоит решить Иви:
Иви невольно становится соучастницей преступления против существующей власти, что приводит ее в подвал, где обитает Вендетта.
Достаточно распространенный символ спуска под землю — это вход в свое бессознательное. То, что Иви втянута в эти события, но все еще противится Вендетте и его деятельности показывает, как наши сознание цепляется за старые установки противясь изменениям.
Для сознания Тень всегда олицетворение зла, порока и недопустимых желаний, поэтому сознание уверенно что она не может принести Эго пользы.
Тут важно заметить, что Вендетту нельзя рассматривать как олицетворение Тени во всеобъемлющем смысле этого явления, поскольку оно многогранно и несет в себе также деструктивные порывы и инстинктивные необузданные стремления.
Но мы лишь рассматриваем ту часть Тени, которая на данный момент была актуальна для Иви и общества настолько, что прорвалась через защиты Эго в образе Вендетты.
Тень Иви помещает ее в темницу, в которой ранее сидела сама Тень. То есть Эго-сознание должно сдаться перед грядущими трансформациями. Вендетта предает Иви испытаниям, что призваны помочь сломить мощные защитные механизмы, сформированные детской травмой утраты родителей и перевоспитанием.
Эти испытания помогут явить миру и самой Иви ее внутреннюю сущность, которая была в заточении много лет.
Иви получает в камере письма от Валери, которая как может показаться вначале сидит в соседней камере. И здесь роль Валери — это показать Иви смелость в самопредъявлении даже в ситуации, когда тебя не принимают. Показать именно то, что Иви очень не хватает.
Когда защиты разрушены и Эго не противится умиранию, это символический момент показывает рождение новой личности, Иви, которая свободна быть несогласной, Иви, которая больше не боится.
Ее стрижка как символ перерождения личности, а также намек на маскулинность, то есть обретение мужских энергий — решимости, смелости, целеустремленности, упорядоченности.
— Тебе есть куда идти?
— Нет, прежде меня бы это испугало, но теперь я ничего не боюсь
Когда задача Тени выполнена, интеграция завершена, тогда этот аспект Тени умирает, в нем она больше не нуждается.
Фашизм в антиутопическом британском обществе и его крах
В итоге Иви сыграла главную роль в величайшем представлении Британии как бы символично исполнив свою мечту о театральной сцене.
Британское общество погрязло в тревоге и страхе, подозрениях и проекциях, поэтому нуждалось в канцлере, который принесет порядок. Он воплотил их надежды и убрал тревогу всеобъемлющим контролем.
При этом общество спроецировало свою Тень на всех, кто отличался от них, на другие народы и культуры, наделив последних всевозможными негативными чертами, поддерживая свое величие, но при этом не заглядывая в свой собственный подвал.
Но спустя годы, контроль и порядок жесткого режима привел к формированию нового аспекта Тени, который нес в себе смелость, решительность сказать «нет» и свободу быть несогласным.
И эта теневая часть воплотившись в Вендетту обратилась к народу с призывом проснуться и измениться. На это ушел год, в котором постепенно начали возрастать массовые волнения и несогласие.
Тень убивает своих творцов, которые воплотили в себя всевозможные пороки, присущие темной стороне личности, сделав тень общества более светлой и положительной.
«Они сами создали меня. Есть закон согласно которому любое действие вызывает равное по силе противодействие». Вендетта
Смотря на маску Вендетты его создатели показывали свои истинные лица, которые они раннее прятали под собственной социальножелаемой маской — трусливость, ничтожность, развратность и жестокость.
Уничтожив своих создателей, Тень должна умереть, ей больше некого оттенять. Люди выходят на улицы тем самым проявляя смелость, решительность и свою свободу быть несогласными.
Вендетта тренируется
Нынешняя их Тень уже более светлая чем была раннее, когда они помогли стать канцлеру к власти. Теперь их задача интегрировать решительность в свободе самовыражения и разрушить тот жесткий порядок, в котором они нуждались раньше.
Взрыв парламента как кульминация общественного прорыва
И взрыв парламента как катарсическое освобождение накопленной энергии Тени, которая прорывается в коллективное сознание общества, и это очень сильный момент, который на мой взгляд является бриллиантом этого фильма.
Здесь мне важно уточнить, что я рассматриваю этот эпизод всего лишь как символ, а не реальный террористический акт, который конечно же не поддерживаю.
«Он Эдмон Дантес, а еще мой отец и моя мать, он мой друг, он это я и вы, он это мы все» – эти слова Иви подтверждают символику тени и то, что она является важным спутником каждого из нас. Но при этом сцена на площади символизирует и огромную опасность, поскольку в общество с этим взрывом и нарушением порядка входят силы хаоса.
На этом моменте отлично можно проследить, что задача Вендетты состояла в разрушении крепости, в которой все были в заточении и освобождении энергии для осознания и роста, но на большее его план не распространялся.
В чем его собственно и обвиняют комментаторы в критических замечаниях к фильму, но здесь и правда все достаточно логично. Поскольку Тени важно, чтобы ее услышали и энергии дали возможность беспрепятственно циркулировать, но что делать с хаосом, который придет на смену жесткому порядку – это задача Эго, нашего осознанного Я.
Поэтому столь привлекательная сцена становится и началом самой опасной ситуации, где осознанность и совладание с новым полученным ресурсом являются для общества первостепенной задачей.
Юнг в своих трудах отмечал, что на его взгляд отличным решением для того, чтобы избегать проекции собственной групповой тени на другие народы, с которыми потом приходится воевать, это демократический строй, где каждый воюет с собственной тенью и каждый занят собственными интегративными процессами.
Люди часто интересовались у доктора Юнга «Мы справимся с этим?», имея в виду катаклизмы, происходящие в современном мире.
И он всегда отвечал:
«Если достаточно людей проделает свою внутреннюю работу».
Работа души — то единственное, что может спасти нас от любых катаклизмов.
― В том смысле, что я, как и Господь, не бросаю кости и не верю в случайные совпадения.
― Англия превыше всего!
― Она часто моргает, когда ей приходится читать вранье.
Все цитаты из фильма (Если согласитесь, напишите ‘Х’ на своей входной двери. )
Режиссер: Джеймс МакТиг
В главных ролях: Натали Портман, Хьюго Уивинг, Стивен Ри, Стивен Фрай, Джон Херт.
Кинокомпания: Warner Brothers, Silver Pictures. 132 мин. 2006 г.
Девушка Иви торопится на свидание. Странный человек в маске тоже куда-то собирается. (Его подготовка даже чем-то напоминает сборы Дон Жуана де Марко). Иви выходит из дому и попадает в лапы людей, которые выглядят как бандиты, и ведут себя как бандиты. Оказывается, они из госбезопасности и задумали нехорошее.
Постепенно нам открывается страшная правда. 20 лет назад страну поразил страшный вирус. Молодой политик, Адам Сатлер, объяснил, что «Сила в Единстве», и предложил обменять свободу на безопасность.
Госбезопасность занимается прослушкой и арестами. Особо гнобят гомосексуалистов, мусульман, иммигрантов и прочих «не таких». Чайковского запретили! Нормального ТВ не посмотреть. Вранье и цензура. И еще они не любят США!
В-общем, Британия уже не та.
Фильм покажет, что происходит в этот год. Как «V» из подручных материалов, удобрений и прочих остроумных решений готовит революцию. А верховный канцлер с помощью административного, полицейского и прочих ресурсов попытается ему помешать. Типа, лучшие люди города за него.
― Сила в единстве. Единство в вере.
― Запись Увертюра 1812 года Чайковского.
― Добавьте в черный список. Не хочу больше это слышать.
― Англия превыше всего!
― Думаешь, люди в это поверят?
― А почему и нет? Это же BTN. Мы сообщаем новости, а не выдумываем их. Это дело правительства.
― Не поймите меня неправильно. Мне очень нравится распятие коровы. Зрелище восхитительное, но это ни за что не пропустят. Придется переписать.
― А истина проста — с нашей страной творится что-то неладное, что-то ужасное.
― Я смею все, что можно человеку. Кто смеет больше тот не человек.
― Народ не должен бояться правительства. Правительство должно бояться народа.
― Что это значит?
― Это значит, что я, как и Бог. не играю в кости и не верю в совпадения.
― Она лжет.
― Откуда вы знаете?
― Она часто моргает, когда ей приходится читать вранье.
― Мы делаем все, что возможно, канцлер. Количество арестов возросло до рекордной отметки.
― Мне нужны не аресты! Мне нужны результаты!
― Я помню, как слова начали менять свой смысл.
― Но главная цель, ради которой задумывался план вселить ужас в людей.
― Революция без танцев не стоит того, чтобы ее устраивать.
И ведь что интересно.
— Фильм создан по графическому роману Алана Мура и Дэвида Ллойда.
Сам роман был опубликован в 1982 и 1983 годах.
А в 1988 г. Алан Мур написал еще предисловие, в котором сказал все, что думает.
Очень ему не нравилось то, что происходило в Англии в 80-е годы.
Несменяемая Маргарет Тэтчер вообще и ее администрация а частности.
Идеи концлагерей для больных СПИДом.
Видеокамеры кругом.
Правительство, предлагающее искоренить гомосексуалистов (пока в виде идеи). За кого, интересно, они захотят приняться потом.
Спасибо Алану Муру за вовремя сказанные слова.
Спасибо и за роман, и за отличный фильм.
Правда, фамилии Мура в титрах нет. Не понравилось, наверное.
— Фильм заметно отличается от книги.
Подробно об отличиях можно прочитать здесь. Но на английском.
— Сценаристами и сопродюсерами фильма стали братья Вачовски.
Фильм снят в 2006 г., и мотивы V отличаются от тех, что описаны в книге.
О чем этот фильм? Является ли он притчей о борьбе с тоталитаризмом?
Кем является Главный Герой: террористом или борцом за свободу? Каждый поймет так, как захочет и сможет понять. Нет никакой ложки.
Знаменитая хакерская группировка Anonymous
— в августе 2011 объявила о том, что 5 ноября 2011 года она атакует социальную сеть Facebook.
— а сейчас они все силы бросили на борьбу с педофилами. Взламывают их сайты и выкладывают имена посетителей. Незаконно, конечно. Но даже полиция пользуется их данными.
Анонимус всегда где-то рядом! Я здесь, я там, я всегда.
Присоединяйтесь, барон. Присоединяйтесь!
Понравился пост? Любите хорошие цитаты?
Тогда давайте не будем терять друг друга!
Оставайтесь на связи:
Все цитаты из фильма (Если согласитесь, напишите «Х» на своей входной двери. )
Ссылки по теме
Присмотреть или прикупить на Озоне:
Что-нибудь еще? Да, их есть у меня.
Собачье сердце (В очередь, сукины дети, в очередь!)
Кин-Дза-Дза! (Дядя Вова, цапу надо крутить, цапу!)
Гараж (Не трогайте макака суматранского!)
Тот самый Мюнхгаузен (Присоединяйтесь, барон. Присоединяйтесь!)
Кавказская пленница (Простите, часовню тоже я развалил?)
А на посошок.
— Так вот вы где, Вас мне и надо. Вы съесть изволили Мою морковь!
V значит вендетта
« | Народ не должен бояться власти, власть должна бояться народа. | » |
— V |
« | Под этой маской не только плоть. Под этой маской идея, мистер Криди, а идее пули не страшны. | » |
— V (фильм) |
С середины двухтысячных маска Гая Фокса из «V значит вендетта» является символом молодежной субкультуры Anonymous. К слову, сначала в сценарии Алана Мура маски Гая Фокса не было, её придумал художник Дэвид Ллойд, ему же принадлежит канонический дизайн маски.
Сюжет комикса [ править ]
Делом о террористическом акте начинает занимается детектив Финч, глава «Носа», ординарной криминальной полиции. Он служит правительству не по идеологическим соображениям, а просто предоставляет свои профессиональные навыки. Через него читатель знакомится с важными для Партии фигурами — председателем Адамом Сьюзеном, затворником, одержимым правительственной компьютерной системой, «Судьбой»; Дереком Алмондом, главой «Пальца», тайной полиции; а также шефами других подразделений: директорами «Уха» (прослушки) Этериджем, «Глаза» (слежки) Хайером, и «Рта» (пропаганды) Дескомбом.
После уничтожения здания Парламента V встречается с тремя другими партийными деятелями, обвиняет их и казнит за прошлые преступления — Льюиса Протеро, диктора, голос которого пропаганда выдаёт за голос компьютера «Судьба», епископа Лиллимана, священника-педофила, представляющего интересы Партии в церкви, и доктора Делию Сарридж, бывшую любовницу Финча, не имеющую отношения к политике. Протеро сходит с ума после того, как V сжигает его коллекцию кукол на его глазах, епископа V заставляет съесть облатку c цианистым калием, а доктор Сарридж получает смертельную инъекцию (в награду за раскаяние в грехах V дарует ей безболезненную смерть). Иви помогает V, хотя не одобряет его методы.
Финч узнает, что все убитые V когда-то работали в концентрационном лагере в деревне Ларкхилл, и уведомляет об этом Алмонда, шефа тайной полиции. Алмонд успевает приехать домой к Сарридж, когда V ещё там, но V убивает и его.
Финч обнаруживает дневник доктора Сарридж, в котором рассказывается об экспериментах над заключенными ларкхиллского концлагеря. Становится ясно, что V — «пациент из пятой комнаты», один из тех, на ком испытывали новый гормональный препарат. Он использовал химикаты, полученные для ухода за садом, для изготовления иприта и напалма, которые затем пустил в ход во время побега. Теперь V, единственный выживший из всего концлагеря, убивает сотрудников и командиров, которые могли бы помочь правительству в раскрытии его настоящей личности. Финч понимает, что V специально оставил дневник доктора на видном месте, но изъял все страницы, которые могли бы быть применены с целью его идентификации.
Четыре месяца спустя V врывается в телецентр, штаб-квартиру «Рта», чтобы пустить в эфир речь, в которой он призывает людей взять жизнь в свои руки. V сбегает, заставив директора «Рта» Дескомба надеть костюм Гая Фокса, что приводит к его гибели в перестрелке. На месте преступления Финч встречает нового шефа тайной полиции — преступника Питера Криди; тот презрительно отзывается о V, к которому Финч за месяцы работы проникся уважением, и докторе Сарридж, провоцируя Финча ударить его. После этого случая Лидер Партии отправляет Финча в отпуск. Фактическим руководителем «Носа» становится помощник Финча Доминик (как и Финч, обычный полицейский, не верящий в официальную идеологию).
Иви пытается установить с V более близкие отношения, но он без объяснений выставляет ее из Галереи Теней. Девушка начинает встречаться с Гордоном, мелким преступником, а также поддерживает знакомство с Розой Алмонд, вдовой предыдущего шефа тайной полиции и бывшей любовницей убитого Дескомба. Розе приходится работать танцовщицей и мало-помалу она проникается ненавистью к Партии. В это время Криди, обеспокоенный все более нестабильной обстановкой, сколачивает личную гвардию, чтобы устроить переворот и взять власть в свои руки.
Через год после взрыва Парламента, V уничтожает здания, в которых размещались офисы «Рта», «Уха» и «Глаза», что фактически останавливает их деятельность. При взрыве гибнет глава «Уха» Этеридж. Последовавшее за тем отсутствие государственного управления ведёт к волне уличного насилия и грабежей, жестоко подавленной Криди и бандами Харпера. В то же время Доминик обнаруживает, что V с самого начала имел доступ к правительственному компьютеру, «Судьбе», чем и объясняется его поразительное предвидение. Это знание усиливает психическую нестабильность Лидера Партии, Адама Сьюзена.
Тем временем Финч отправляется в Ларкхилл, где принимает LSD и, галлюцинируя, видит себя в роли узника, который, как V, совершает побег. Финч осознаёт, что тоже несёт ответственность за преступления режима, хотя бы потому, что не препятствовал. Всё еще под действием наркотика, Финч начинает понимает, что творится в голове V, и находит его убежище на вокзале Виктория. На вокзале Финча встречает V. Финчу удается подстрелить его; смертельно раненный, V возвращается в Галерею Теней.
Таким образом, все высшие чины Партии мертвы, кроме Финча, который покидает столицу, чтобы начать новую жизнь.
В Галерее Теней, V умирает на руках у Иви, сообщая последнюю волю: Иви должна узнать, кто под маской, но ни в коем случае не смотреть на его лицо, и устроить ему «похороны викинга». Иви хочет снять маску с мёртвого V, но решает, что это умалит его роль как воплощённой идеи. Оставив маску нетронутой, она относит тело V в заминированный поезд. Она наконец понимает, чего хотел V. и почему он умер: его роль как разрушителя сыграна, теперь нужен новый V, которым станет Иви.
На следующий день Иви появляется в толпе в костюме V и объявляет об уничтожении Даунинг-стрит. Послание завершается словами: «…выбор за вами. Живите по-своему или возвращайтесь к цепям». После этого начинается мятеж, толпа нападает на полицию, раненому Доминику удаётся сбежать. Иви устраивает V «похороны викинга», отправляя его тело вместе с поездом, который взрывается под квартирой премьер-министра на Даунинг-стрит, 10.
Доминик просыпается в Галерее Теней, где его встречает Иви в костюме V — она будет обучать его, чтобы он стал ее преемником.
Экранизация [ править ]
Сюжет фильма значительно отличается от сюжета комикса. Изменено и время действия, и антураж, и мотивы персонажей, и многое другое. Однако в общих чертах фабула и сюжет остались теми же.
Мнение авторов комикса об экранизации — каноничный пример проблемы противоположных оценок. Алан Мур отказался признавать свою связь с данным фильмом и даже добился удаления его имени из титров, основываясь на том, что создатели из страха и робости всё переврали. Дэвид Ллойд же остался весьма доволен экранизацией.