vaccp что это такое
TACCP. Один из трех “китов” Food Safety Management System.
Приветствую читателей, надеюсь, потраченное на эту статью время вы проведете с пользой для себя.
По роду своей деятельности в сфере систем менеджмента качества и безопасности продукции, я регулярно, на разных предприятиях, сталкиваюсь либо с недостаточным пониманием системы обеспечения защиты продуктов питания, либо с полным ее отсутствием.
Пример классической проблемы Food Defense – контроль доступа на производство
Вопрос Food Defense довольно обширный и требует не одного часа/дня, а иногда недели или месяца для разбора «по полочкам», но по основным тезисам и понятиям попробуем “пройтись” в рамках статьи.
Начнем с того, что в силу специфики перевода с английского языка абсолютно преобладающая ошибка — путать Food Safety и Food Defense. Food Defense – это именно защита продукта, барьер от нежелательного воздействия, предотвращения вреда для безопасности продукта извне, по злому умыслу. Food Safety – это пищевая безопасность, это именно конечное состояние пищевого продукта, когда он не несет никакой угрозы жизни и здоровью человека.
То есть, Food Defense это лишь одно из средств для обеспечения Food Safety
GFSI (Global Food Safety Initiative), а соответственно и стандарты, которые одобряет инициатива (например, FSSC 22000), выделяет три основных аспекта, так скажем, три кита, на которых стоит система управления пищевой безопасностью (Food Safety Management System). Это Food Safety (HACCP), это Food Fraud (VACCP), и это Food Defense (TACCP).
Три составляющие Food Safety Management System: HACCP, TACCP, VACCP
Система TACCP это аббревиатура от Threats Analysis and Critical Control Points, дословно с английского: “анализ угроз и критические контрольные точки”
TACCP это, считайте, двоюродный брат, нашего «родного» HACCP’а. На самом деле, системы похожи не только по названию, но и по основным методикам анализа внутри этой системы. Только TACCP «работает» по опасностям и рискам, связанным с умышленным вредительством продукту, диверсиями, терроризмом, биотерроризмом. Сразу отмечу, что система защиты продукта Food Defense не обязательно должна обеспечиваться именно системой TACCP. Для этих целей подходят, например, методики работы с опасностями преднамеренного вмешательства: CARVER+ SHOCK, FDBP.
Изложенный материал ниже- это лишь один из множества вариантов работы с рисками Food Defence, он носит скорее информативные характер, но никак не обязательный.
Для начала, надо определиться с командой специалистов, которые смогут выявить угрозы и оценить связанные с ними риски. Это должна быть команда широкого профиля и профессионализма. В группу TACCP могут входить сотрудники производства, отдела качества, отдела обеспечения инфраструктуры, инженерная служба, служба безопасности, служба работы с персоналом, IT специалисты. Тут требуется возможность взгляда на опасности с разных сторон. Создаем группу, выбираем старшего, оформляем приказ.
Интересный факт: хорошая практика, используемая в крупных компаниях – привлекать в качестве временных членов группы TACCP представителей ключевых клиентов и поставщиков сырья, материалов и услуг. Задача – посмотреть на процессы с разной точки зрения.
Далее создается блок-схема ключевых элементов и процессов, влияющих на безопасность продукции в рамках защиты от преднамеренного вмешательства. На данной блок-схеме указываются процессы, относящиеся к выпуску готовой продукции, в ходе которых могут появится угроза преднамеренного вмешательства по идеологической мотивации. Необходимо учитывать процессы как внутри предприятия, так и процессы внешние, отданные на аутсорсинг или являющиеся зоной ответственности иных предприятий и фирм.
Ниже схематично привожу примерн, однако, в реальном анализе надо более глубоко расписывать все процессы:
Блок-схема для плана TACCP
По блок-схеме для каждого ее этапа/элемента проводится анализ, выявление и оценка опасностей, которые могут появится на данном этапе в рамках защиты продукции. Анализ проводится группой TACCP предприятия, при необходимости привлекются другие специалисты.
Рассматриваются такие аспекты и точки, которые могут стать источником вреда, могут повлиять, навредить продукции, например: персонал, посетители, доступ на предприятие, хранение и использование химикатов, источники сырья и упаковки, внутренняя и внешняя логистика, входы воды, контактирующего воздуха, компьютерные системы управления и другое, в зависимости от специфики конкретного производства.
При “мозговом штурме”, выявляются вероятные риски, опасности, анализируются уже имеющиеся мероприятия, которые смягчают эти риски.
Интересный факт: обратите внимание, на профессиональный термин «смягчение» рисков. Подумайте, с точки зрения критического мышления, всегда ли и везде можно сказать: «устранить» риски? Правильно, устранить-это значит превратить их в нулевую вероятность.Но часто невозможно полностью «устранить» риск, его можно только «смягчить».
Далее проводится оценка опасности по вероятности ее возникновения, и по серьезности влияния, если она будет реализована. Оценка проводится с помощью матрицы оценки риска, которая, предсказуемо, очень напоминает матрицу из HACCP, только степень допустимого риска будет другой- такой, какую выставит команда TACCP, исходя из опыта, знание и специфики производимой продукции.
Еще раз напоминаю: суть информации в этой статьи, что приводимый ниже пример матрицы- это только пример. Это лишь графическое изображение для понимания, которое требует профессиональной адаптации для каждого конкретного предприятия.
Матрица анализа рисков TACCP
По результатам анализа и оценки рисков, а также ввиду выполняемых или планируемых мероприятий по смягчению риска делается вывод о защищенности объекта и продукции. Группа TACCP документально определяет, каким образом работать с каждым типом рисков (угроз). Например, угрозы A и B требуют незамедлительных решений и коррекции. Причем, в случае А можнт даже понадобиться остановка производства. Низкий риск и незначительный риск, может свидетельствовать о том, что проводимые мероприятия достаточны и приемлемы. Однако, это не повод останавливаться в развитии и улучшении системы.
Итак, в документированном плане TACCP указывается:
Хорошая практика,– учитывать при анализе рисков инциденты, которые произошли в прошлом на данном предприятии (или в сфере деятельности). Например, так:
Регистрация оценки рисков по матрице + указание инцидентов в прошлом
В выводы по анализу опасностей из TACCP включается общее заключение о защищенности предприятия, а также расписываются планируемые дополнительные меры по снижению степени рисков (если такая необходимость была выявлена в ходе оценки). Заключение вносится в таблицу плана TACCP.
Записи о планируемых мероприятиях по снижению выявленного риска документируются в форме, которая обычно используется для формирования Корректирующих Действий:
Регистрация корректирующих действия по результатам анализа TACCP
В рамках информационной статьи очень сложно дать и объяснить все аспекты процесса анализа опасностей в рамках TACCP. Для этого требуется структурированное обучение. Однако, надеюсь, что цель «познакомить» с основными этапами разработки была выполнена.
P.S. Заходите к нам на сайт и вступайте в группу ВК. Любые вопросы и решения в рамках внедрения, поддержания и аудита систем менеджмента качества и безопасности выпускаемой продукции. https://vk.com/qsconsulting
Держитесь риск-ориентированного мышления! Успехов!
HACCP (ХАССП) СМК FSSC BRC IFS SQMS VACCP TACCP
Наши знания помогут вам в подготовке компании к аудиту по различным стандартам менеджмента качества и безопасности, в разработке и написании требуемой документации, в сопровождении аудитов СМК по стандартам HACCP, ISO, FSSC, SQMS, BRC, IFS.
QS Consulting специализируется на работе с поставщиками крупных торговых розничных сетей, а также американских и европейских сетей ресторанов быстрого питания.
Нас отличает от других консалтинговых компаний то, что наши сотрудники не просто теоретики, прошедшие обучения по стандартам и аудитам, а специалисты много лет проработавшие на предприятиях, где внедрялись стандарты HACCP, FSSC, ISO, BRC, IFS, HACCP, и работавшие с этими системами на практике.
HACCP (ХАССП) СМК FSSC BRC IFS SQMS VACCP TACCP запись закреплена
HACCP (ХАССП) СМК FSSC BRC IFS SQMS VACCP TACCP запись закреплена
HACCP (ХАССП) СМК FSSC BRC IFS SQMS VACCP TACCP запись закреплена
HACCP (ХАССП) СМК FSSC BRC IFS SQMS VACCP TACCP запись закреплена
Помните: Безопасное питание сегодня для Вашего здорового завтра!
HACCP (ХАССП) СМК FSSC BRC IFS SQMS VACCP TACCP запись закреплена
GFSI vs «аудит поставщика»
Сегодня все больше и больше появляется фирм, которые к своим «бедным и измученным» поставщикам начинают предъявлять структурированные требования в части выстраивания и поддержания систем обеспечения выпуска качественной и безопасности продукции. Это логично и справедливо, никакой завод не хочет нести риски и убытки за счет поставщиков, не умеющих или не желающих создать все необходимые условия на своем производстве.
Показать полностью.
Другая же сторона всей этой истории заключается во все расширяющемся перечне всевозможных чек-листов аудитов для поставщиков от разных фирм. Их буквально десятки. Причем каждая уважающая себя крупная сеть ритейла, ресторанов питания или же перерабатывающих предприятий, входящих в крупные международные холдинги, считает своим долгом создать свой «маленький чек-листик аудита», который в зависимости от фантазии и развитости компании может содержать от десятка до сотен пунктов и требований.
«Давным-давно», в 2000 году европейские потребители продуктов питания, как конечные, так и в лице компаний–производителей столкнулись с похожей проблемой. Каждая компания придумывала себе стандарты СМК, причем судить о их эффективности и о областях, которые они затрагивают могли лишь те, кто имел возможность по ним работать и знать их требования. И вот после нескольких кризисов с пищевой безопасностью (крупные отзывы продукции из сетей ритейла) была сформирована Глобальная Инициатива Пищевой Безопасности, или Global Food Safety Initiative, да это тот самый GFSI, думаю слышали.
Цель у инициативы логичная и светлая – сформулировать и поддерживать единые требования, которые максимально удовлетворяли бы потребности в обеспечении процессов выпуска безопасной пищевой продукции. Появился даже такой термин «стандарт, признаваемый GFSI», список таких стандартов есть на официальном сайте GFSI, такой стандарт имеет репутацию «правильного» и по умолчанию в нем есть все общепризнанные требования СМК для безопасности готовой продукции.
Звучит отлично: берем производство, берем один из стандартов СМБПП, который признается GFSI, ну, например, BRC или FSSC 22000 (кстати, просто ISO 22000 не одобрен GFSI…. ), разбираемся в нем, внедряем, и обеспечиваем выполнение требований стандарта, сертифицируемся. А дальше смело-гордо, высоко поднимаем цветную бумажку, демонстрируем сертификат своим будущим клиентам и ожидаем от них бесконечного одобрения и заказов.
Все бы было так просто, если бы не было так сложно. По роду профессиональной деятельности в сфере консультирования и аудирования производств и большого опыта работы в этой области Я могу сказать, что сертификация по стандартам, которые одобрены GFSI, никак не отменила всех этих «личных» стандартов аудитов от разных компаний. Назовем их «аудит поставщика».
Есть стандарт FSSC 22000? Отлично, очень хорошо, но будьте готовый все равно с определенной периодичностью ждать гостей от клиента, которые будут внимательно изучать Вас и сверять со своими требованиями. И ладно бы это были визиты от аудиторов на штате компании-клиента, ну от отдела качества, например, так зачастую выдвигается требования о внешних аудиторах, которых уже должна оплачивать компания-поставщик.
Нет, согласен, есть доля компаний, которые в качестве замены своего «аудита поставщика» принимает сертификаты по признанным GFSI стандартам, но по опыту взаимодействия с разными предприятиями я могу сказать, что их подавляющее меньшинство, либо их требования к поставщикам из разряда «ну хоть какой-нибудь бы сертификат лишь был», ну хоть ISO 9001 (как одобрение поставщика пищевого сырья, ага).
Справедливо тут же надо сказать, что качели профессионализма и полноты системных вопросов по СМК «аудита поставщика» могут раскачиваться, как в одну сторону от требований GFSI, в более объемные, требовательные, так и в другую – в упрощенные. Самое забавное, что даже в случае более сжатых, поверхностных требований, клиент все равно требует этого своего аудита, не смотря на имеющуюся уже у площадки сертификацию, например, по BRC, который смотрит на чек-лист подобного «аудита для поставщика» как слон на моську.
Есть прекрасно собранные, емкие, стандарты «аудита поставщика» с довольно конкретными требованиями к системе менеджмента компании и обеспечении безопасности выпуска готовой продукции. Тем кто их создавал можно похлопать и многому научится, против тех стандартов, где налита общая вода, и аудитору, в зависимости от его вменяемости и настроения после завтрака, дан «карт бланш» на домысливание требований. Не соглашайтесь, не написано требование в стандарте – спорьте. Культурно, обосновано, с доводами в защиту своей позиции. Поверьте, на аудитора это работает.
Я явно не собираюсь осуждать описанную выше практику «аудитов поставщика» в довесок с сертификации, она в корне своем должна приносить только пользу в рамках системы обеспечения безопасности выпускаемой продукции. Компании ищущие поставщиков, также, имеют полное моральное право осуществлять свои аудиторские проверки предприятий тех кто им повезет товар, это их риски, которые следует предсказывать и снижать до приемлемого уровня. Удивляет другое, а именно то, что еще одна добрая общепринятая мировая практика, мягко говоря, не работает в наших российских реалиях. Признают – да, доверяют – не похоже.
P.S. И да, любое Производство Вам с удовольствием расскажет, что «нет ничего лучше» дополнительного аудита, стучащегося к вам по утру на предприятие.
Держитесь риск-ориентированного мышления!
Успехов.
QS Consulting.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Применение принципов ХАССП
Применение принципов ХАССП
Нормативно-правовое регулирование системы безопасности производства пищевых продуктов.
Приступая к производству продуктов питания, организация берет на себя ответственность за безопасность производимой продукции. Опасности в пищевой продукции могут возникнуть на любой стадии пищевой цепочки. Во всем мире принята на уровне Государств и успешно внедряется на предприятиях, превентивная модель управления безопасностью пищевой продукции, основанная на принципах НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Point).
В Российской Федерации в настоящее время действует стандарт ГОСТ Р ИСО 22000-2007, изданный в 2007 году, который является аутентичным переводом стандарта ISO 22000:2005.
• ISO 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к любым организациям в продуктовой цепи»;
• ISO 22003:2007 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента безопасности пищевых продуктов»;
• ISO 22004:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Руководящие указания по применению ИСО 22000:2005»;
• ISO 22005:2007 «Прослеживаемость в цепи поставщиков пищевой промышленности. Общие принципы и основные требования к проектированию и внедрению систем».
Стандарты ГОСТ Р ИСО 22000-2007 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования» и ГОСТ Р 54762-2011/ISO/TS 22002-1:2009 «Программы предварительных требований по безопасности пищевой продукции. Производство пищевой продукции» объединяют принципы ХАССП, на которых основана система анализа опасностей.
• допустимые уровни радионуклидов;
• требования к непереработанному сырью животного происхождения;
• паразитологические показатели безопасности рыбы и ракообразных.
Предприятию для подтверждения безопасности пищевой продукции требованиям ТР ТС 021/2011 необходимо, при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (Глава 3, Статья 10, п 2 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»)
Все системы менеджмента безопасностью пищевой продукции базируются на принципах HACCP(ХАССП), в основе которых лежит анализ опасностей, оценка рисков и определение критических контрольных точек в процессе производства. Подтверждением применения ХАССП на предприятии является разработанное руководство по внедрению стандарта ХАССП на предприятии и сертификация предприятия по стандарту ГОСТ Р ИСО 22000-2007 — «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции».
Основные принципы системы ХАССП.
Во всем мире признано, что применение системы НАССР на пищевых производствах имеет явные преимущества в повышении продовольственной безопасности и предотвращения инфекционной заболеваемости пищевого происхождения.
Система ХАССП — это совокупность организационной структуры, документов, производственных процессов и ресурсов, необходимых для реализации ХАССП.
Системы ХАССП применяются практически во всех цивилизованных странах мира как надежная защита потребителей.
Работа по ХАССП направлена на конкретные действия для обеспечения безопасности пищевой продукции. Семь принципов HACCP представляют собой обобщенную формулировку требований и для того, чтобы применять их эффективно, необходимо полное понимание всех процессов организации и сопутствующей деятельности. Поскольку принципы ХАССР по своей природе являются обобщающими и имеют широкую направленность, в них не содержатся указания по применению. Принципы ХАССП представлены на рис.
Принцип 1. Идентифицировать потенциальные риски, которые могут возникнуть на всех стадиях производства, используя диаграмму потоков ресурсов на каждом этапе процесса производства. Оценить вероятность возникновения рисков и идентифицировать превентивные меры для их контроля.
Анализ риска состоит из его оценки, управления им на анализируемом этапе и оценки возможности передачи риска на последующие этапы.
ХАССП определяет риск как «биологический, химический или физический параметр или условие в пищевой продукции, которые потенциально способны оказать неблагоприятное воздействие на здоровье человека».
Биологические риски включают в себя риски, возникающие в результате действия живых организмов, в том числе микроорганизмов (Salmonella, Escherichia coli 0157:H7 и др.), простейших, паразитов и т. д., их токсинов и продуктов жизнедеятельности.
Химические риски можно разделить в зависимости от источника происхождения на три группы.
1 Ненамеренно попавшие в пищу химикаты
а) Сельскохозяйственные химикаты: пестициды, гербициды, регуляторы роста растений и т. д.
б) Химикаты, используемые на предприятиях: чистящие, моющие и дезинфицирующие средства, смазочные масла и т. д.
в) Заражения из внешней среды: свинец, мышьяк, кадмий, ртуть и т. д.
2. Продукты растительного, животного или микробного метаболизма, например афлатоксины.
3. Намеренно добавляемые в пищу химикаты
Консерванты, кислоты, пищевые добавки, вещества, способствующие облегчению переработки и т. д.
Физические риски связаны с наличием любого физического материала, который в естественном состоянии не присутствует в пищевом продукте, и который может вызвать заболевание или причинить вред лицу, употребившему данный пищевой продукт (стекло, металл, пластик и др.).
Принцип 2. Идентифицировать критические контрольные точки. Определить точки, процедуры или операционные шаги, которые можно контролировать на предмет устранения рисков или минимизации вероятности их возникновения, или снижения опасности до приемлемого уровня.
Принцип 3. Установить критические пределы (целевые уровни и допуски), которые должны быть выполнены с тем, чтобы обеспечить мониторинг критических контрольных точек.
С критическими пределами вплотную связаны предупреждающие действия, которые необходимо установить для каждого опасного фактора. Предупреждающие действия направлены на устранение возможности возникновения последствий, которые могут возникнуть при отсутствии контроля.
Принцип 4. Установить систему мониторинга контроля критических контрольных точек, запланировав испытания или наблюдения.
Система мониторинга необходима для своевременного обнаружения нарушений критических пределов и реализации соответствующих предупредительных или корректирующих воздействий (наладок процесса).
Мониторинг проводят в режиме реального времени и делят на непрерывный (с помощью автоматической измерительной аппаратуры) и выборочный (когда нет возможности или необходимости осуществлять контроль постоянно).
Принцип 5. Установить корректирующие действия, которые должны быть предприняты, если мониторинг указывает на выход из-под контроля одной из критических контрольных точек.
Поскольку ХАССП является предупреждающей системой, направленной на устранение проблем до того, как они смогут стать причиной угрозы безопасности пищевых продуктов, необходимо заранее осуществить планирование исправления потенциальных отклонений от установленных критических пределов и определить меры, которые необходимо будет предпринять при превышении критических пределов в ККТ.
В число корректирующих действий входят:
— определение местонахождения продукта, не соответствующего требованиям;
— восстановление контроля над ККТ;
— исправление причины несоответствия для предотвращения повторения нарушения (поверка средств измерений, наладка оборудования и т. п.).
Принцип 6. Установить процедуры проверки, включая дополняющие испытания и процедуры, чтобы подтвердить, что система ХАССП работает эффективно.
Осуществляется проверка с помощью методов внутреннего и внешнего аудита по окончании всех работ по документированию и внедрению системы ХАССП на предприятии по прошествии некоторого количества времени, и затем с установленной периодичностью не реже одного раза в год или во внеплановом порядке при выявлении новых неучтенных опасных факторов и рисков.
Принцип 7. Установить документацию по всем процедурам и протоколам, касающимся применения этих принципов
Важной частью системы является составление системы документации, которая представляет собой письменные документы, подтверждающие выполнение плана ХАССП на предприятии, а также дающие возможность отслеживать происхождение любого ингредиента, технологической операции или конечного продукта. Система документации должна включать информацию о продукте, информацию о производстве, рабочие листы ХАССП, процедуры мониторинга и т. д.
Система ХАССП основана на принципе, что риски, оказывающие влияние на безопасность продуктов питания, можно либо устранить, либо свести к минимуму скорее в процессе изготовления продукции, нежели путем контроля готового продукта. Его цель заключается в том, чтобы предотвратить риски на как можно более раннем этапе/точке в цепочке производства. Подход, используемый ХАССП, можно применить от момента сбора урожая до потребления готового продукта. Применяя ХАССП совместно с традиционными контролями и управлением качеством, можно создать превентивную систему обеспечения качества. Таким образом, принципы ХАССП составляют основу для грамотной разработки и внедрения управленческих систем контроля качества над производством продуктов. Для внедрения системы ХАССП производители обязаны не только исследовать свой собственный продукт и методы производства, но и применять эту систему и ее требования к поставщикам сырья, вспомогательным материалам, а также к системе оптовой и розничной торговли.
Система ХАССП не является системой отсутствия рисков. Она предназначена для уменьшения рисков, вызванных возможными проблемами с безопасностью пищевой продукции.
Внедрение системы менеджмента безопасности производства пищевых продуктов (СМБПП)
Разработка и внедрение системы безопасности пищевой продукции на предприятии затрагивает все службы и весь персонал производства. Этот процесс не ограничивается оформлением документации и созданием внешнего подобия порядка.
Как и любая систематическая деятельность, работы по СМБПП должны планироваться для достижения поставленных целей. При планировании СМБПП и внесении в нее изменений должна быть обеспечена целостность системы. Необходимо подчеркнуть важность стратегического планирования СМБПП, поскольку разрабатываемая система должна стремиться не только к достижению текущих краткосрочных целей, но и быть готова к тому, чтобы обеспечить столь же высокий уровень качества и в будущем.
Руководство организации определяет и документирует политику относительно безопасности выпускаемой продукции и обеспечивает её осуществление и поддержку на всех уровнях.
При разработке политики в области безопасности пищевой продукции организация должна:
— определить область применения. Область применения должна указывать категорию продукции и производственные участки, которые охвачены системой; обеспечить, чтобы политика соответствовала целям компании, требованиям законодательства по безопасности пищевой продукции; обеспечить, чтобы политика в области безопасности пищевой продукции была понятна, внедрена и поддерживалась во всех уровнях организации. Политика в области безопасности должна быть адекватной, соответствовать требованиям органов государственного контроля и надзора и ожиданиям потребителей.
Руководство определяет область распространения системы ХАССП относительно определённых видов продукции (групп или наименований и этапов жизненного цикла, к которым относятся производство, хранение, транспортирование, оптовая и розничная продажа и потребление).
Для внедрения и разработки системы ХАССП на предприятии необходимо сформировать рабочую группу из сотрудников с различной специализацией, обладающих должными знаниями о конкретной продукции, опытом работы и методикой разработки эффективного плана по внедрению системы ХАССП на предприятии. Основными задачами рабочей группы, отвечающей за внедрение системы ХАССП, на производстве являются:
— определение микробиологических, физических, химических и других факторов, возникающих при производстве продуктов питания на всех стадиях технологических процессов;
— определение вероятности появления опасных факторов в технологическом процессе в зависимости от степени их опасности (вирулентности);
— определение критических точек технологических процессов, лежащих в области недопустимого риска;
— установление критических пределов для каждого опасного фактора, в интервале которых опасные факторы подлежат контролю, ликвидации или снижению;
— разработка необходимых предупреждающих (мониторинговых) мероприятий;
— установление системы контроля за опасными факторами посредством имеющихся средств, позволяющих удостовериться об эффективном контроле за критическими точками;
— разработка корректирующих мероприятий по устранению или уменьшению опасных факторов;
— установление процедур проверки эффективности функционирования системы ХАССП;
— установление документирующей системы регистрации полученных данных;
— обеспечение, доведение рабочих листов системы ХАССП на производственные участки, назначение лиц, ответственных за выполнение мероприятий, разработанных в рабочих листах.
Оптимальным считается период внедрения ХАССП от 6 месяцев до одного года. Разработка плана ХАССП должна начинаться с составления технического задания. Целью любого плана ХАССП является обеспечение безопасности пищевого продукта.
В техническом задании надлежит определить применение плана ХАССП: для одного вида или для группы выпускаемой продукции. Если какой-то процесс является общим для нескольких изделий, то устанавливаются границы для того, чтобы не допустить опасность, которая может быть результатом небольших различий изделий. Таким образом, важна индивидуальная оценка безопасности изделия.
Также в техническом задании определяются этапы жизненного цикла изделия, которые будет охватывать системы безопасности. Будут ли включены в план НАССР, например, хранение на складе, распределение готовой продукции, транспортировка потребителю, розничная продажа, обработка потребителем и т.д. Здесь нужно исходить из того, насколько критичен рассматриваемый этап.
Техническое задание разрабатывается группой ХАССП, подписывается и утверждается руководителем организации.
Для каждого вида продукции должны быть указаны:
• Наименования и обозначения нормативных документов и технических условий;
• наименование и обозначение основного сырья, пищевых добавок и упаковки, их происхождение, а также обозначения нормативных документов и технических условий, по которым они выпускаются;
• Требования безопасности (указанные в нормативной документации) и признаки идентификации выпускаемой продукции;
• условия хранения и сроки годности;
• известные и потенциально возможные случаи использования продукции не по назначению;
• возможность возникновения опасности в случае объективно прогнозируемого применения не по назначению.
Целью следующего этапа является определение точек, этапов или процедур, в которых может быть применен контроль, благодаря чему можно предотвратить появление опасного фактора, устранить его или уменьшить до допустимого уровня.
Следует определить критические пределы, соблюдение которых в каждой критической точке управления будет контролироваться мониторингом. Критические пределы должны быть измеряемыми и должны задаваться с учетом всех погрешностей.
Пределы можно разделить на:
Мониторинг может вестись с помощью наблюдений (например, цвет продукции) и с помощью измерений (например, измерение температуры). Документация системы ХАССП в соответствии с ГОСТ Р 51.705.1 должна включать:
— политику в области безопасности выпускаемой продукции;
— приказ о создании и составе группы ХАССП;
— информацию о продукции;
— информацию о производстве;
— отчеты группы ХАССП с обоснованием выбора потенциально опасных факторов, результатами анализа рисков и выбору критических контрольных точек и определению критических пределов;
— рабочие листы ХАССП;
— процедуры проведения корректирующих действий;
— программу внутренней проверки системы ХАССП;
— перечень регистрационно-учетной документации.
Уважаемые предприниматели!
Уведомление представляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, предполагающим выполнять работы (оказывать услуги) в соответствии с перечнем работ и услуг (приложение № 1 к Правилам представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений).
С 12 февраля 2013 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 №42 «О внесении изменений в правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений», перечень видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых представляется уведомление юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия, дополнен следующим пунктом:
— деятельность туристических агентств.
Уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности можно направить:
· почтой в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия по адресу: 358000, г. Элиста, ул. Балакаева, 8;
· непосредственно представить в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия:
в понедельник-четверг: 09.00-13.00, 14.00-17.45; в пятницу: 09.00-13.00, 14.00-16.45. Телефон для справок: 8 (84722) 25694;
· в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя на электронный адрес Управления: rpnrk1@yandex.ru
С информацией о получении электронной цифровой подписи можно ознакомиться в информационно-справочном разделе Единого портала государственных и муниципальных услуг по адресу: www.gosuslugi.ru и на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций РФ по адресу: www.minsvyaz.ru.
· через Единый портал государственных и муниципальных услуг: www.gosuslugi.ru. Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает единую точку доступа ко всей справочной информации о государственных и муниципальных услугах через интернет, а также предоставляет возможность направить уведомление о начале осуществления отдельных видов работ и услуг в электронном виде и получить информацию о регистрации уведомления в реестре. Для получения данной услуги указанным способом необходимо пройти регистрацию на Портале и создать учетную запись пользователя. После чего в ближайшем отделении ОАО «Ростелеком» при наличии документа, удостоверяющего личность, получить код авторизации.
Уведомление направляется в двух экземплярах, по форме установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 год № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» (приложение № 2).
С реестром зарегистрированных Управлением Роспотребнадзора по Республике Калмыкия уведомлений можно ознакомиться здесь.
Сиюля 2011 года действует алгоритм, позволяющий осуществить проверку правильности заполнения уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в электронном виде.
Алгоритм действий для заполнения шаблона можно получить по адресу: http://egov.rospotrebnadzor.ru.
Заполненный заявителем электронный шаблон уведомления поступает в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия и проверяется в течение 1 рабочего дня.
В случае отсутствия ошибок, заявитель получает по электронной почте сообщение о том, что уведомление может быть направлено в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в порядке, установленном законодательством.
В случае неправильного заполнения шаблона уведомления, заявитель будет проинформирован о необходимости внесения соответствующих поправок.
В соответствии с ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны сообщить в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия, зарегистрировавшее уведомление, сведения о следующих изменениях:
а) изменение места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;
б) изменение места жительства индивидуального предпринимателя и (или) места фактического осуществления деятельности;
в) реорганизация юридического лица.
Внимание!
В соответствии со ст. 19.7.5-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
— непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления (в случае, если представление такого уведомления является обязательным), влечет наложение административного штрафа:
• на должностных лиц в размере от трех до пяти тысяч рублей;
• на юридических лиц от десяти до двадцати тысяч рублей.
— за представление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления, содержащего недостоверные сведения (в случае, если представление такого уведомления является обязательным), влечет наложение административного штрафа:
• на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей;
• на юридических лиц от двадцати до тридцати тысяч рублей.
О формировании электронного вида санитарно-эпидемиологических заключений
Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия информирует о возможности получения в электронном виде результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений.
Роспотребнадзором разработан единый ресурс: http://epgu.edoc.rospotrebnadzor.ru на котором можно получить электронный вид документа и проверить полученный электронный вид документа.
Заявитель может получить ЭВ СЭЗ, указав реквизиты заявки и оформленного документа, информация о которых автоматически предоставляется заявителю по факту закрытия заявки.